Авторская программа «Английский для всех»
1. Нормативно-правовая база
Авторская программа по английскому языку разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании»:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей от 4.09.2014 № 1626-р;
3. План мероприятий на 2015-2020 по реализации Концепции развития дополнительного образования детей от 24.04.2015г. № 729-р
4.Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. №1008;
5.СанПин 2.4.4.31721 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ОУ ДОД от 4.07.2014 г. № 41
Направленность программы. Данная программа имеет социально-педагогическое направление, которая предполагает воспитание социально-активной и творческой личности, формирование дружелюбного отношения и толерантности к представителям других стран и их культурам. При изучении иностранного языка формируются ценностные ориентиры и закладываются основы правильного поведения личности, черты характера, мировоззрение. Знания языка дает возможность нести и распространять свою культуру и изучать другую.
Актуальность. Разработанная мною программа рассчитана для детей и подростков в возрасте от 7 до 10 лет и обеспечивает преемственность изучения английского языка. Обучения начинается с младшего школьного возраста, поскольку, именно, в этом возрасте мозг ребенка обладает способностью впечатывать в память целые языковые блоки. Дети этого возраста психологически раскрепощены, их активность направлена на общение в игровой ситуации.
Отличительные особенности данной программы состоит в том, что содержание программы предполагает не только обучение определенным языковым знаниям, но и способствует формированию здоровой, творческой, социально-активной и коммуникабельной личности.
Педагогическая целесообразность программы в том, что его содержание построено так, чтобы учебный процесс был более увлекательным и интересным, помог раскрыть значение получаемых знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применение новых педагогических подходов и технологий. Одной из технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, при котором учащиеся приобретают знания в творческом процессе, планировании и самостоятельным выполнением практических заданий. Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение
сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, идет неразрывный процесс обучения и воспитания.
Адресат программы. Программа составлена для детей с 7 до 10 лет. В связи с развитием экономических и культурных связей, английский язык стал совершенно необходимым. Иностранный язык является средством общения взаимопонимания и взаимодействия людей. Данная программа способствует общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию обучаемых.
Цель : создание условий для активного изучения английского языка и формирование навыков коммуникативной деятельности через воспитание конкурентно-способной, социально-активной, интеллектуально и духовно-развитой личности.
Приобщать воспитанников к иностранному языку и англоязычной культуре.
Научить монологической и диалогической речи.
Побуждать ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики.
Развивать фонематический слух.
Формировать навыки межкультурной коммуникации.
Развивать личностные качества ученика, его мышления, внимания, памяти, воображения и воли.
Развитие познавательных и творческих способностей.
Формировать мотивацию к познанию и творчеству.
Воспитать положительное отношение к культуре, истории, традициями и обычаям России и Британии.
Формировать мировоззрение и навыки межличностного общения.
Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
Научить выполнять правила личной гигиены;
Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха;
Дать представление о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни
Формы подведения итогов:
— проведение открытых уроков,
— проведение недели английского языка,
— участие в городских, всероссийских конкурсах, фестивалях,
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«Иркутский техникум транспорта и строительства»
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ
Разработано : Э.Р. Линейцевой
(преподавателем иностранного языка)
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ
ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую. Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
К программам по учебным предметам, входящим в инвариантную часть Базисного учебного плана, относятся:
1. Авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК).
2. Программы, составленные преподавателям или коллективом.
В этом случае для разработки программы преподаватели могут брать за основу: авторские программы и примерные программы по данному предмету (в данном случае примерные программы являются обязательным документом- ориентиром, задающим границы корректировки авторских программ).
Составитель программы может самостоятельно расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте и примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов общеобразовательного учреждения; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
3. Программы дополнительных предметов, элективных и факультативных курсов, предметных кружков и других объединений дополнительного образования.
Программы дополнительных предметов, элективных и факультативных курсов, предметных кружков, введенных в учебный план в соответствии с особенностями образовательной политики общеобразовательного учреждения, его статуса (типа и вида), образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся, могут разрабатываться на основе самых разнообразных программных и методических материалов.
Методические рекомендации предназначены для начинающих педагогов и преподавателей-предметников, испытывающих затруднения при написании программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного курса и специальности содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:
• целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
• состояние здоровья учащихся;
• уровень их способностей;
• характер учебной мотивации;
• качество учебных достижений;
• состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
Разработка программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора-составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.
Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
• не учитываются цели и задачи образовательной программы учреждения;
• отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;
• не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
• не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.
Требования к оформлению программы
Текст программы педагога включает следующие основные структурные элементы:
1. Титульный лист (название программы).
3. Структура и содержание учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
5. Учебно-методическое обеспечение. Список литературы (основной и дополнительной).
6. Приложения к программе.
Все структурные элементы программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman или Calibri, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя. При необходимости программа дополняется рецензией другого ОУ.
Пояснения к структурным элементам программы
Функции программы определяют следующие требования к ней:
1. Учет основных положений образовательной программы учреждения (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана).
2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
3. Наличие признаков нормативного документа.
4. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания.
6. Конкретность представления элементов содержания образования.
Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы рабочей программы
Содержание элементов рабочей программы
— полное наименование образовательного учреждения,
— гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением данного учреждения и директором с указанием даты);
— название учебного курса, для изучения которого написана программа;
— фамилия, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);
— название города, населенного пункта;
— год разработки программы.
Паспорт программы учебной дисциплины
— кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (техникум, лицей, др.) учебного учреждения и определение специальности обучающихся;
— концепция (основная идея) программы;
— обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь);
— указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
— кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;
— указание на место и роль курса в обучении;
— сроки реализации программы;
— основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);
— общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;
— логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана.
Структура и содержание учебной дисциплины
— перечень разделов, тем последовательность их изучения;
— количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
— вид занятий (теоретические или практические, количество часов) перечень и название раздела и тем курса;
— необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
— содержание учебной темы:
• основные изучаемые вопросы;
• практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
• формы и вопросы контроля;
• возможные виды самостоятельной работы обучающихся.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
В данном разделе прописываются требования к:
Конкретизируются формы контроля знаний обучающихся:
— система оценки достижений обучающихся;
— инструментарий для оценивания результатов.
Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной)
— методические и учебные пособия;
— оборудование и приборы;
— литература, использованная при подготовке программы;
— литература, рекомендованная для обучающихся;
Приложения к программе
— основные понятия курса;
— списки тем рефератов;
— темы курсовых и творческих работ;
— примеры работ и т.п.;
Комментарий к структурным элементам программы педагога
• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
• дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
Паспорт программы учебной дисциплины поясняет актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В паспорте программы учебной дисциплины должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебного плана, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.
Наименование разделов и тем
Примерное количество часов на самостоятельные работы обучающихся
Авторская программа обучения английскому языку.
Данная программа предназначена для детей младшего школьного возраста и их родителей, которые хотят овладеть элементарными навыками английской устной речи.
Просмотр содержимого документа
«Авторская программа обучения английскому языку.»
Авторская программа обучения английскому языку детей младшего школьного возраста (6-7лет)
Автор: Моргунова Рушания Мударисовна
учитель английского языка
МБОУ «СОШ №23» п. Айхал
Мирнинский р-он Республика
Программа содержит материал, который адресован маленьким детям и их родителям, желающим овладеть элементарными навыками устной английской речи. Программа может быть использована учителями в работе с детьми 5-7 летнего возраста. В этом возрасте внимание детей не устойчиво, поэтому программой предусмотрены виды работ, переключающие внимание малышей, вызывающие положительные эмоции. А то, что пережито эмоционально, положительно, надолго остается в памяти ребенка. Большое место занимают упражнения игрового характера, соревнования, танцы с комментариями на английском языке, стихи, песни, рифмовки, считалочки. Ситуации подобраны так, что дети с первого занятия видят назначение каждой лексической единицы в общении, ее функцию в речи, что обеспечивает коммуникативную направленность обучения. Грамматические правила не объясняются, весь грамматический материал дети осваивают с помощью речевых образцов. Однако и навыки произношения и лексика и овладение речевыми образцами не самоцель. Главное, чтобы ребёнок научился говорить и понимать обращённую к нему речь в пределах изучаемой темы, поэтому внимание уделяется инсценировкам, диалогам, монологам. Программа рассчитана на один год обучения (68 занятий). Занятия проводятся два раза в неделю по 30-40 минут каждое. За время обучения дети знакомятся с двумястами лексическими единицами в речевых образцах и пятьюстами единицами в рифмовках, стихах, песнях и т. д. Программа может быть использована для организации внеурочной деятельности с учащимися 1-2 классов.
Выполнив программу « По– английски говори…», малыши и их родители, конечно же, не решат всех проблем, но усвоят самое основное: изучать английский не так сложно, как интересно.
В рамках введения ФГОС создать условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации детей к изучению английского языка в начальной школе, способствовать посредством иностранного языка их речевому и интеллектуальному развитию.
— Развитие навыков произношения, интонирования, говорения, чтения, письма;
— Развитие психических функций таких как, память, внимание, воображение;
— Воспитание толерантности, уважения друг к другу, умения работать в парах и группах.
Тематический план занятий.
Кол-во лексических единиц по циклам
Игрушки (животные, птицы).
Размер, качество, цвет.
Система оценивания результатов.
Дважды в год, подводя итог занятиям и обобщая пройденный материал, проводятся занятия-праздники с приглашением родителей и других детей. Организованы эти занятия так, чтобы каждый ребенок имел возможность максимально реализовать себя, почувствовать свой успех. К концу года дети овладевают следующими образцами:
18. Where do you live
20. Where are you from? I’m from…
5. Are you (a bear, a doctor, Nina)?
21. What street do you live in
22. What can you do?
23. Do you (like, see, play)…?
24. What do you (they) look for?
27. What color is it?
12. It is red, green, etc
13What is (your, her, his) name?
29. What do you like?
14. My (His, Her) name is …
15. My mother’s (sister’s) name is …
16. How old are you
32. I’d like to be a …
Краткое содержание программы.
I Цикл. Приветствие. Прощание. (16 лексических единиц), далее: ЛЕ.
Рифмовка “ Good Morning”(Afternoon, Evening)” Good night, mother…” II Цикл. Знакомство. (18 ЛЕ) Рифмовка: Sally, Sally, tell me true …Рифмовка: My name is Ann
Her name is Nan … III Цикл : О себе (18 ЛЕ )
Песенка: What is your name?
Игровая ситуация: «Выступление по телевизору».
Игра: «Каравай»
IV Цикл. Игрушки. (35 ЛЕ)
Рифмовка с вкраплением английских слов: Я кукле платье сшить решила, Я раньше никогда не шила.
Белые пуговки, красный подол, Будет нарядная кукла – a doll
Рифмовки с названиями животных, например:
1. Bear and Bunny 2. I have a hare, 3. Mice look for rice,
Have a lot of money I have a bear, They are very, very nice.
They go to the store My toys are here,
For carrots and honey. My toys are there.
Рифмовки с конструкцией This is … This is a pig This is a fox
She likes to dig She looks at a box
Her name is Pat She makes a plan
She is very fat. To catch a hen. и т.д.
Can you hop like a rabbit? Hop! Hop! Can you jump like a frog? Jump! Jump! Can you run like a duck? Run! Run! Can you fly like a bird? Fly! Fly! Can you swim like a fish? No, I can’t but I wish.
Стихотворение – зарядка. Фонетическая зарядка: Звукоподражание животным и птицам. The Dog says: Bow – Bow! The Cat says: Mеw – Mеw! The Cow says: Moo – Moo! и т.д.
Вопрос: What do they look for? Ответ: The Bear looks for honey. The Fox looks for the hen. и т.д.
Усвоенные в рифмовках речевые образцы обеспечивают возможность делать монологические сообщения: 1. This is a … 4. I like it. 2. I have a … 5. I play with … 3. I think this … is nice. 6. I see …
Задают вопросы и отвечают на них: Is this? – Yes, it is. Do you like…? – Yes, I do / No, I don’t Why do you like it? – Because it is (isn’t) nice.
Игра: Учитель говорит русский текст, дети подбирают цвет в рифму по-английски. У: Цвет знамени и цвет побед называется как? Д: Red У: Море, где стоит Артек, называется как? Д: Black У: У ёлки цвет всегда один. Называется как? Д: Green и т.д.
Песня: Colours I see green I see pink I see yellow I see brown I see that big funny fellow. I stand up and sit down. I see white I see red, I see blue, I see black I see you and you and you. I see this and that and that.
Игра: найди цвет. Эта же игра используется для активизации слов, обозначающих размер и качество:
Игра: учитель называет цифру. Дети хлопают в ладоши. Количество хлопков соответствует названной цифре.
Игра: один ребенок задумывает число, учитель помогает, подсказывая число, большее или меньшее задуманного: Дети: five-учитель: more Дети: eight-учитель: less Дети: six- учитель: yes. Тот, кто угадал, занимает место ведущего. VII Цикл. Команды. (20 ЛЕ) Конкретизация команд: 1. Go to the window (door, table, Natasha.). Come, Run и т.д. 2. Show us a tiger (a bear, a dog…) 3. Olga, touch the ball! (monkey, doll),Take, Bring 4. Draw a cat (a car, a ball…) 5. Wash your hands (ears, nose…) и т.д.
Игра: 1)Учитель отдает команды, дети выполняют. 2)Командует кукла или игрушка-животное. 3)Командуют дети по очереди.
Считалка: Nick and Andy Sugar and candy I say: Jump! (вместо «Jump» подставляются другие глаголы.) Игры с командами, рифмовки с движениями используются для отдыха вместо зарядки.
I love mummy, she loves me. We love daddy. Yes, siree. (daddy, sister, brother)
Good night mother, good night father Kiss you little sun и т. д.
Конструкции: 1) I am a … 2) I’d like to be a … 3) Would you like to be a …? 4) What would you like to be?
Надевая на себя или беря в руки соответствующие атрибуты, учитель представляет различные профессии. I am a gardener. I can plant trees. I am a pilot. I can pilot a spaceship. и т.д.
X Цикл. Повторение материала о профессиях и семье.
6. Учим английский с НЛП: быстро, правильно, надолго. Личностно- ориентированное обучение/ Андрей Пилигин, Инна Максименко.- М.: АСТ, 2011.
Дополнительная общеразвивающая программа по английскому языку «Играй и учись!»
Класс: 1
Пояснительная записка
Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность наших граждан способствует формированию достойного образа россиянина за рубежом, позволяющий разрушить барьер недоверия, дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую.
Раннее обучение иностранного языка создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культуре других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Роль иностранного языка особенно неоценима в развивающем плане.
Дополнительная общеразвивающая программа «Играй и учись!» по английскому языку имеет социально-педагогическуюнаправленность. Уровень – стартовый, используется как первая ступень – переход к базовой общеразвивающей программе обучения, рассчитана на 1 год обучения. Основой программы является методика обучения английскому языку Е.И.Негневицкой, З.Н.Никитенко, Е.А.Ленской.
Данная программа основывается на положениях следующих законодательных и нормативных актов Российской Федерации:
— Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,
— Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р),
— Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008),
— Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41),
— Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040),
— Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242),
— О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564),
— Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844),
— Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499),
— Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07).
Актуальность данной программы заключается в том, что уровень современного образования наравне с другими компетенциями задаёт требования по повышению коммуникативной компетенции, языковой подготовки подрастающего поколения. Приоритетную значимость приобретает изучение английского языка как средства общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка. Но освоить язык на уровне уверенного пользователя в рамках школьной программы общеобразовательной школы все еще довольно трудно. В связи с этим обучение английскому языку в рамках системы дополнительного образования в настоящее время является востребованным.
Цель: создание условий для развития личности путем освоения основ английского языка.
Задачи:
— формирование базовых коммуникативных умений: в аудировании, чтении, говорении;
— освоение базовых лингвистических представлений, доступных обучающимся и отвечающих их речевым потребностям;
— расширение общеобразовательного кругозора обучающихся.
— развитие когнитивной сферы обучающихся: логики, мышления, памяти, воображения, внимания;
— формирование метапредметных универсальных учебных действий: наблюдения, сравнения, действия по образцу, аналогии, элементарного уровня анализа, синтеза, оценки и самооценки.
— развитие мотивации к изучению иностранного языка как средству ознакомления с понятиями, реалиями другой культуры, воспитание у обучающихся уважительного, дружелюбного отношения к иной социокультурной реальности;
— обеспечение социально-коммуникативной адаптации обучающихся посредством общения со сверстниками на иностранном языке, преодоление возможного языкового барьера;
— формирование умения коллективно решать поставленные задачи.
Отличительные особенности программы. В отличие от школьных программ обучения английскому языку данная программа дополнительного образования направлена на развитие коммуникативных навыков.
Для реализации поставленных задач был выбран и реализуется деятельностный подход, основанный на организации образования посредством различных видов деятельности:
— общение со взрослыми и сверстниками;
Разработка содержательной стороны образовательного процесса предполагает:
— комплексный подход к развитию и обучению;
— погружение в новую языковую среду;
— гармоничное развитие личности;
— развитие познавательной сферы деятельности, а именно: мышления, памяти, воображения;
— развитие эмоциональной сферы;
— охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся.
— обязательное использование всевозможных средств поощрения;
— системное введение лексики в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся;
— учет особенностей кратковременной памяти обучающихся на данном этапе развития, системное возвращение к ранее пройденному материалу и включение его в последующие занятия;
— предпочтение группового обучения; введение парного обучения как важнейшего элемента успешного обучения говорению в начальной школе;
— умение организовать свою деятельность, развивать быстроту реакции на команды и вопросы.
Адресат программы – обучающиеся 6-7 лет (1 класс).
Возрастные особенности. В этом возрасте ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд.
В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Обучая детей данного возраста, следует прибегать к частым сменам видов деятельности детей, учитывая неустойчивость внимания обучающихся. Ребёнок утомляется не деятельностью, а её однообразием, и хорошо запоминает только то, что для него интересно и вызывает у него эмоциональный отклик.
Доминирующей функцией у ребенка становится мышление, которое определяет работу всех функций сознания, они становятся контролируемыми. Хотя формируется словесно-логическое мышление, но все же важную роль играет наглядно-образное мышление, поэтому для успешного усвоения материала важно, чтобы он был представлен в наглядной форме (картинка, таблица). Материал, преподнесенный в игровой форме, дети запоминают легко и быстро.
Процесс обучения, особенно его развивающий характер совершенствует разные виды памяти детей данного возраста. Но все-таки у них лучше развита механическая память, к тому же ребята сравнительно быстро запоминают изучаемый материал. При осмысленном усвоении познавательной деятельности у детей вызывает определенные трудности.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения (с сентября по май), общее количество часов – 72 ч.
1 час × 2 раза = 2 часа ×4 недели = 8 часов × 9 месяцев = 72 часа в год.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса: в соответствии с учебным планом. Формируются группы обучающихся одного возраста, состав группы постоянный.
Режим занятий, периодичность и продолжительность: при построении образовательной деятельности учитываются возрастные, психические и физические особенности детей данного возраста. Занятия проводятся подгруппами 2 раза в неделю длительностью 45 минут. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПин к максимальной нагрузке на обучающихся.
На ознакомление детей с ПДД отводится 7 часов (Приложение 1)
Планируемые результаты
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
— формирование общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
— осознание языка, в том числе и английского, как основного средства общения между людьми;
— знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого языка (через детский фольклор на английском языке, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):
— развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
— развитие коммуникативных способностей обучающихся, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
— расширение общего лингвистического кругозора обучающихся;
— развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер обучающихся;
— формирование мотивации к изучению английского языка;
Предметным результатом изучения курса является:
— сформированность следующих умений: владеть начальными представлениями о нормах английского языка (фонетических, лексических, грамматических);
— умение (в объеме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.
Коммуникативные умения
Говорение: будут уметь
— участвовать в элементарных диалогах, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в англоязычных странах;
— составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;
— рассказывать о себе, своем друге, семье;
Получит возможность научиться:
— воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора.
Аудирование: будут уметь
— понимать на слух речь учителя и одногруппниковв при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;
— воспринимать на слух в аудиозаписи и понимать основное содержание небольших сообщений.
Получит возможность научиться:
— воспринимать на слух аудиозапись и полностью понимать содержащуюся в ней информацию.
Языковые средства и навыки оперирования ими
Фонетическая сторона речи: будут уметь
— различать на слух и адекватно произносить звуки английского языка, соблюдая нормы их произношения;
— соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;
— различать коммуникативные типы предложений по интонации.
Получит возможность научиться:
— распознавать связующее r в речи и уметь его использовать;
— соблюдать интонацию перечисления;
— соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах).
Лексическая сторона речи: будут уметь
— узнавать в устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания в пределах тематики;
— употреблять в процессе общения активную лексику в соответствии с решаемой учебной задачей.
Получит возможность научиться:
— узнавать простые словообразовательные элементы;
— опираться на языковую догадку в процессе аудирования (интернациональные слова).
Грамматическая сторона речи: будут уметь
— распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений;
— употреблять в речи: существительные в единственном и множественном числе; глагол – связку to be, глагол to have, модальный глагол can, вспомогательный глагол do. количественные числительные от 1 до 10.
Получит возможность научиться:
— употреблять в речи: простое предложение с простым глагольным сказуемым (He likes English), составным именным (My sister is nice) и составным глагольным (I like to read. She can ski) сказуемым.
Формы аттестации. При обучении английскому языку детей 6-7 лет вряд ли стоит говорить о прямом контроле учебных действий, произносительных, грамматических, лексических навыков, а также речевых умений обучающихся.
В эти годы закладывается интерес к языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны, периоды динамичного развития речевых умений могут чередоваться с относительно непродуктивными периодами учебы. Контроль знаний обучающихся проводится три раза за год: при поступлении, в середине учебного года (декабрь), по окончании учебного года.
О результатах образовательной деятельности ребенка можно судить по следующим показателям:
— учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы):
— личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном объединении).
В соответствии с этим используются таблицы №1 («Критерии оценки образовательной деятельности обучающихся»), №2 («Диагностическая карта результатов образовательной деятельности обучающихся»), №3 («Мониторинг личностного развития обучающихся объединения») (Приложение 2).
В качестве контроля используется мониторинг, наблюдение, проекты обучающихся, итоговый тест (Приложение 3).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, готовая работа, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, фото, свидетельство (сертификат).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, праздник.
Материально-техническое обеспечение программы:
— Хорошо освещенный и просторный кабинет, меблированный, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам;
— Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.
— Алфавит (карточки/настенная таблица).
— Касса английских букв и буквосочетаний.
— Транскрипционные знаки (карточки).
— Карты на английском языке: географические карты стран изучаемого языка.
— Плакаты по англоговорящим странам.
— Мягкие игрушки, пальчиковые куклы, бумажные куклы, муляжи, лото, домино, мячи и др.
Информационное обеспечение программы
Учебно-тематический план
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации контроля
Всего
Теория
Практика
Здравствуй, английский
Наблюдение, опрос
Вводное занятие
ПДД 1
Добро пожаловать в театр!
Защита проекта
Скоро праздник – Рождество!
Проект «Угадай загадку»
Защита проекта
Проект «Моя любимая игрушка».
Познакомьтесь с моими друзьями.
Защита проекта
Проект «Жизнь в космосе»
Повторение.
ПДД 6, 7
Итоговый тест
Техника чтения.
Итого по программе
Содержание изучаемого курса
Раздел I. Здравствуй, английский (20 часов)
1. Вводное занятие. (1 час)
Экскурсия по ЦДО «Истоки». Знакомство с коллективом. Задачи на учебный год. Инструктаж по технике безопасности и правилам дорожного движения. Приветствие и прощание. ПДД1
2. Знакомство. (2 часа)
Теория Введение конструкций «Я – (Лера). Кто ты?» Конструкция «Меня зовут…»; вопрос «Как тебя зовут?»
Практика Песня «Здравствуй». Игра «Кто ты?», Игра «Теремок».
3. Спорт. (3 часа)
Теория Введение глаголов движения. Конструкция «Я (не) умею (бегать). Ты умеешь…? Да-нет».
Практика Игра «Угадай-ка». Песня «Что ты умеешь?»
4. Счёт. (3 часа)
Теория Введение числительных от 1 до 10. Возраст. Вопрос «Сколько тебе лет?» и ответ на него «Мне (6) лет».
Практика Песня «Мои пальчики». Игра «Кубик».
5. Животные. (4 часа)
Теория Введение названий животных. Введение понятия «неопределённый артикль». Конструкция «Я – (заяц). Введение глагола «иметь». Конструкция «У меня есть (собака). У меня нет (собаки). У тебя есть (собака)? – Да. Нет».
Практика Игра «Лото». Отработка лексики по теме в различных структурах.
6. Цвета. (4 часа)
Теория Введение названий цветов. Конструкция «Я(не) люблю (красный). Ты любишь (красный)?»
Практика Песня «Цвета». Презентация «Цветик-семицветик». Игра «Следопыты».
7. Повторение изученных структур. ПДД 2 (3 часа)
Раздел II. Добро пожаловать в театр (18 часов)
1. На ферме. (5 часов)
Теория Введение названий домашних животных. Дикие и домашние животные. Введение понятия «определённый артикль». Правило образования множественного числа имён существительных. «Я вижу (7 уток).
Практика Игра «Кубик». Отработка лексики в изученных структурах.
2.Скоро праздник – Рождество! (4 часа)
Теория Знакомство с Рождественскими традициями. Разучивание стихотворений о Рождестве. Песня «Весёлого Рождества».
Практика Подготовка и проведение праздника.
4. Игры. (5 часов)
Теория Введение названий игр. Введение повелительного наклонения «(Не) беги!» Конструкция «Давай (поиграем)».
Практика Игры «Кубик», «Заметь ошибку!» Стихотворение «Я люблю играть». (5 часов)
5. Проект «Угадай загадку!» (1 час)
6. Повторение. ПДД 4 (2 часа)
Раздел III. Идём в школу (16 часов)
1. Школьные принадлежности. (4 часа)
Теория. Введение названий школьных принадлежностей. Отработка лексики в изученных структурах. Песня «Это ручка».
Практика Игра «Что пропало?» Знакомство с английским алфавитом. Буквы Аа, Bb, Сс, Dd.
2. Мои умения. (3 часа)
Теория Введение глаголов по школьной тематике. Составление рассказа о занятиях в школе.
Практика Игра «Запомни предметы». Презентация «Моя школа». Буквы Ее, Ff, Gg.
3. Мои родственники. (3 часа)
Теория Введение лексики по теме «Семья». Введение вопроса «Кто у тебя есть?» Составление рассказа о семье.
Практика Игра «Лото». Песня «Моя семья». Игра «Запомни слово». Буквы Hh, Ii, Jj.
4. Любимая игрушка. (3 часа)
Теория Введение названий игрушек. Составление описания игрушек.
Практика Стихотворение «Мои игрушки». Игра «Дорожка». Буквы Kk, LI, Mm, Nn.
5. Проект «Моя любимая игрушка» (1 час)
6. Повторение изученных структур. ПДД 5, буквы Оо, Рр (2 часа)
Раздел IV. Познакомьтесь с моими друзьями (18 часов)
1. Части тела. (4 часа)
Теория Введение названий частей тела. Составление описания человека. Рисунок по описанию монстра.
Практика Песня «Голова и плечи». Игра «Фоторобот». Презентация «Части тела» Буквы Qq, Rr, Ss, Tt.
2. Волшебные животные. (4 часа)
Теория Составление описания животных. Драматизация «В зоопарке».
Практика Презентация «Противоположности». Буквы. Uu, Vv.
3. Инопланетяне. (4 часа) Введение прилагательных-антонимов. Презентация «Угадай букву». Песня «Противоположности». Описание человека. Буквы Ww, Хх, Yy, Zz.
4. Проект «Жизнь в космосе» (2 часа)
5. Повторение. Песня «Алфавит». ПДД 6,7. (4 часа)
Методическое обеспечение программы
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Коммуникативный метод. Коммуникативная методика преподавания английского языка на начальном этапе подразумевает развитие у детей навыков чтения, письма, восприятия услышанной информации и говорения. Обучающиеся учатся понимать аутентичные тексты, ситуации и аудио диалоги на актуальные, жизненные темы, например, семья, школа, животные и т.д. Педагог часто дает выполнять задания в парах или группах, таким образом, обучающиеся употребляют английский язык, разговаривая друг с другом в процессе подготовки, и привыкают к свободному общению.
Игровой метод. Для поддержания заинтересованности детей в общении на английском языке применяется игровая методика, учитывающая такие главные черты младших учеников, как подвижность, активность, эмоциональность и неустойчивость внимания. Задания в форме игры помогают отвлечься от книг и правил и с пользой провести время. При правильном планировании и использовании игры способствуют тому, что иностранный язык воспринимается не как очередная сложная информация, которую нужно выучить, а как реальное и доступное детям средство общения. В то время как выполнение обычных заданий обычно вызывает у ребят опасение сделать ошибку, участие в играх заставляет их полностью включиться в ее ход, особенно если есть соревновательный элемент, и они более уверенно и свободно демонстрируют свои навыки (Приложение 4).
Проектный метод. Еще одна используемая методика – проектная. Обучающиеся в продолжение нескольких занятий знакомятся с какой-либо темой, новой лексикой, грамматическими правилами, узнают интересную информацию. Для закрепления материала им предлагается создать проект, это может быть индивидуальная, парная или групповая работа, с дальнейшей его презентацией и обсуждением. В процессе таких занятий дети развивают языковые навыки и реализуют творческие возможности.
Активный метод. Это форма взаимодействия обучающихся и педагога, при которой педагог и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия. Активные методы предполагают демократический стиль.
Обучение английскому языку для детей данного возраста не может проходить без аудио и видео заданий. Песни из-за своей ритмичности, эмоционального оттенка и частого повторения фраз помогают лучше запомнить лексику. Просмотр видео и мультфильмов на английском предполагает широкий выбор интересных текстовых и грамматических упражнений.
В качестве методов воспитания применяются следующие:
а) методы формирования сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример);
б) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требование);
в) методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).
Воспитательная работа педагога осуществляется по плану объединения (Приложение 5).
Формы организации образовательного процесса – групповая и индивидуально-групповая.
Формы организации учебного занятия
— работа с предметами: описание, диалог с игрушкой, игры и сказки;
— работа с картинкой: описание, детализация, диалог, игры, сравнение;
— разучивание и декламация стихов, потешек, считалок, скороговорок, рифмовок: конкурс чтецов, разножанровая декламация, соревнования в командах и парах;
— разучивание песен: конкурс исполнителей, караоке, командный турнир, инсценировка;
— драматизация коротких рассказов, историй, сказок и пьес: пальчиковый театр, маски, костюмированные шоу, концерт для показа родителям и сверстникам;
— игры: подвижные игры: спокойные игры, творческие и ситуативные игры: ролевые игры, интервью, бытовые сюжеты;
— воспроизведение ситуативных диалогов;
— рассказ по картинке: сопоставление, описание, сравнение, воображение с прогнозированием.
Педагогические технологии, используемые в обучении:
1) Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре. (Е.И.Пассов). Цель: усвоение иноязычной культуры, использование языка как инструмента межкультурного общения.
2) Игровая технология (Л.С.Выготский, А.П.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Цель: повышение эффективности усвоения учебного материала, развитие личности обучающихся, повышение учебной мотивации, снятие психологического напряжения.
3) Проектная технология (Е.С. Полат, Дж. Дьюи). Цель: решение познавательных и практических задач путём самостоятельного приобретения знаний.
4) Информационно-коммуникационная технология (А.В.Ильичёв, А.И.Яковлев, В.С.Петровский, Г.К.Селевко). Цель: активизация процесса обучения и возможность привлечения обучающихся к исследовательской деятельности.
5) Технология личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская) цель: развитие индивидуальных познавательных способностей ребёнка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Алгоритм учебного занятия.
— Приветствие, фонетическая зарядка.
— Объявление темы занятия. Педагог подводит обучающихся к осознанию темы занятия, целей и задач.
— Введение и отработка новой темы.
— Практическая деятельность. Обучающиеся осуществляют учебные действия, педагог консультирует.
— Рефлексия. Оценивание обучающихся. Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) педагог консультирует.
Дидактический материал
Список литературы
Электронные ресурсы:
Список литературы, рекомендуемый для детей и родителей
1. Агеева И. Д. английский язык для детей. – Санкт-Петербург; Союз 2001, 191 стр.
2. Грамматика английского языка (в таблицах). – М.:ООО «Издат – Школа» 1995, 72 стр.
3. Журнал «Шляпа». – Издательство «Глосса-пресс».
4. Клементьева Т.В.Времена английского глагола в картинках и играх. – М.: Просвещение 1996, 223 стр.
5. Тесты. Английский язык. – М.: Дрофа. 2000, 160 стр.
6. Тимохина Е.Е., Крижепольская М.В. Занимательные упражнения. Санкт-Петербург; «Каро». 2004.
7. Утевская Н. Л. English in Topics – Санкт-Петербург; Питер 2000, 2.