Как составить листовку, которую прочтут?
Вы оказываете такие нужные услуги, продаете товар лучшего качества по лояльной цене. Чтобы о вашем бизнесе узнало как можно больше людей, вы решаете заказать рекламные листовки. Передаете их в курьерскую службу. Проходит день, неделя, месяц и… Тишина.
Прежде чем ругаться с курьерской службой, возьмите экземпляр листовки в руки. Дать характеристику потенциальной читаемости и воспринимаемости вашей листовки помогут приведенные ниже пять правил, отделяющих хорошую рекламную листовку от макулатуры.
Правило № 1
Первой на листовке должна бросаться в глаза суть рекламного предложения (одежда, вклады, продукты на дом ). Здесь используется самый крупный шрифт. Это должно привлекать внимание потенциального клиента с расстояния, и тогда он поймет, что стоит хотя бы взять листовку. Если же он не увидит того, что ему интересно сразу, он может попросту на листовку не среагировать и пройти мимо.
Местоположение ключевых фраз не критично, потому что при беглом просмотре листовка читается не столько сверху вниз, сколько от самого крупного текста (самого заметного) к самому мелкому. Но злоупотреблять этим не стоит.
Правило № 2
Во вторую очередь на листовке во внимание должны попадать «привлекатели»: большие размеры, высокие ставки т.п. Понятно, что «привлекатели» должны быть, иначе листовка не вызывает особого интереса даже у тех, кого заинтересовала суть. Шрифт для них используется поменьше первого, но значительно крупнее, чем остальной текст. Привлекательно, просто, понятно!
Фото: Depositphotos
Правило № 3
Рекламный текст листовки должен быть простым и звучать утвердительно (не через «не»). То есть предложения должны быть максимум из шести слов, понятных каждому, кто едва умеет читать. И в них не должно быть отрицаний (как в этом). Они обязательно должны звучать позитивно (как это).
C простотой понятно: занятый своими мыслями клиент может просто не въехать в глубокий смысл вашего рекламного обращения с первой попытки, а второй просто не предпринять. Поэтому пишите максимально просто.
Теперь — почему не стоит писать рекламные тексты и слоганы через «не». Дело в том, что сознание человека мыслит прямолинейно и воспринимает вещи буквально, как бы пропуская частицу «не». Поэтому о чем человек читает, то он себе и представляет.
Простой пример. Что вам представляется, когда вы читаете следующие фразы: «Эти машины не ломаются», «Мы вас не обманем», «С нами проблем не возникнет». Во что вы скорее поверите?
Шедевр из этой серии я слышал по телевизору: «С Хэд-н-Шолдерс перхоть не появится у вас неожиданно». Понятно, что хотели сказать, но что сказали!
Одна наша клиентка, невзирая на наши доводы, сделала в рекламной листовке слоган, начинающийся фразой «Не забудьте…». Как вы думаете, какой был эффект? Совершенно верно. Так что помните об этом. Визитка — идеальный размер
Фото: pixabay.com
Правило № 4
Рекламная листовка должна быть маленькой, а текст на ней — крупным. Чем меньше листовка, тем ее проще куда-нибудь положить, а значит больше вероятность, что ее сохранят.
Идеальная рекламная листовка — это визитка. Во-первых визитка воспринимается намного приятнее, как нечто личное, и ее хочется оставить себе, а во-вторых, ее очень удобно хранить в бумажнике. Максимально же допустимый размер приличной рекламной листовки — это четвертинка листа А4.
Понятно, что, для того чтобы вместить максимум информации на маленькую листовку, проще всего уменьшить шрифт. Но подумайте о тех людях, у кого слабое зрение, и тех, кто будет читать листовку на ходу или в трясущемся транспорте. Часть из них физически не сможет прочесть текст, а большинство просто не станет напрягать глаза. Так что лучше просто написать самое главное, все-таки это рекламная листовка, а не статья.
Правило № 5
Только в этом случае лучше размещать рекламную и полезную информацию на одной стороне листовки, иначе, когда ее повесят на стену, положат под стекло или сложат вдвое… Понимаете, да?
Следование всем этим правилам при создании макета рекламной листовки, конечно же, не может вам гарантировать невероятного успеха рекламы. Но, по крайней мере, вы можете рассчитывать, что такая рекламная листовка будет результативной.
А если хотите сделать листовку еще более эффективной, то просто представьте себя кем-нибудь из ваших клиентов и спросите, что бы вы хотели на этой листовке увидеть? Очень вероятно тогда, что вы создадите что-то весьма интересное.
Учимся у политтехнологов: Что написать в агитационной листовке
Совсем скоро, 19 сентября 2021 года, пройдёт Единый День голосования. Поэтому я решил рассказать на примерах лучших образцов агитационных материалов о том, что нужно написать на листовке, чтобы избиратели отдали свой голос за вас, если вы избираетесь в различные органы власти.
Советы, которые вы найдёте в статье, можно применить не только для печати листовок. Их можно использовать и для написания предвыборной речи, постов в социальных сетях и текстов на сайте, но, для удобства повествования, я буду оперировать термином “листовка”.
Сообщаем о готовности ООО «Зум-НН» выполнить работы по изготовлению печатных агитационных материалов на выборах, назначенных на единый день голосования – 19 сентября 2021 года в Москве и Нижегородской области.
Смотрите цены на самые ходовые тиражи здесь: https://flyer-online.ru/pechat-predvybornyh-materialov
Напечатаем как небольшие цифровые, так и большие офсетные тиражи листовок, плакатов, газет и других материалов точно в срок. Просто напишите нам на zakaz@flyer-online.ru или позвоните по телефону +7(831)215-0-215, и мы подберём оптимальные варианты под ваши цели и бюджет.
Листовка – гибкий инструмент коммуникации, который легко подстроить под то послание и под ту аудиторию, до которой вы хотите это послание донести. Обычно выделяют несколько основных видов или жанров информационных материалов депутатов.
Биографическая листовка
Это самый простой жанр, в котором политтехнологи просто перечисляют значимые, с их точки зрения, вехи в жизни кандидата.
*Пример биографической листовки от кандидата в Губернаторы Ленинградской области Кузьмина Н.А.
Основная задача такой “биографии” показать то, что нужно показать и спрятать то, чего показывать не нужно. Обычно делают акценты на следующие моменты:
Если вы не знаете, о чем рассказать в рекламе, расскажите историю вашей компании. О её “семье” – сотрудниках, об их квалификации и курсах, которые они закончили. Если вы распространяете листовки в определенном районе, расскажите о том, что большинство ваших сотрудников живут тут же, рядом. Не забудьте упомянуть о наградах или сертификатах, которые вы получили за годы существования.
N причин проголосовать “За”
В такого рода листовках перечисляется несколько причин выбрать того или иного кандидата. В этом случае ставка делается на то, что разные типы целевой аудитории голосуют за того или иного кандидата по разным причинам, а если таких мотивов несколько, то и агитка найдёт больший отклик.
*Пример листовки 5 причин голосовать за кандидатов депутаты Морозова и Китаева.
Аргументацию делят на рациональную – она оперирует фактами и строится на логике, и эмоциональную – такие аргументы взывают к чувствам и содержат приёмы художественной литературы, а не конкретные цифры.
Обычно в список аргументов включают 5, реже – 10 пунктов. Думаю, что это связано с распространенным мнением о том, что человек может запомнить 7 (+/-2) интеллектуальных объекта – факта или цифры за раз.Более свежие исследования показали, что число таких объектов у современного человека сократилось в среднем до 4. Я рекомендую остановиться на 3 пунктах, иначе вы рискуете, что пока потенциальный покупатель будет дочитывать 10-ый аргумент “за”, предыдущие 7 он уже забудет.
Используйте комбинацию аргументов, но помните, что конкретика всегда выглядит лучше. Если внимательно изучить два типа листовок из примера выше, то видно, что наглядный пример с предложением продать через аукцион 3 иномарки, закупленные для администрации, и купить на вырученные деньги автобусы для жителей Баравихи, выглядит гораздо убедительнее, чем громкое заявление типа “Знают долг в работе депутатов”.
Мнение сторонних людей
Тут тоже возможны два варианта:
Во-первых, депутата могут поддерживать обычные люди, “ваши соседи”. Задача такой листовки показать, что депутат живёт рядом с вами, такой же как вы, вышел из народа, а следовательно, будет защищать его интересы.
*Пример листовки с отзывами за кандидата Серебренникова
Во-вторых, депутата могут поддерживать лидеры общественного мнения или знаменитости. В этом задача повышения доверия к кандидату решается через использование авторитета источника информации о кандидате.
Опубликуйте отзывы своих клиентов, а если вам повезло оказывать услуги какой-то знаменитости, расскажите об этом. С её согласия, разумеется.
Программа
Такой вид агитационных материалов больше похож на официальный документ. В нём содержится план работ и проектов кандидата на тот случай, если его изберут на ту или иную должность.
*Пример программной листовки
На самом деле, никто уже давно не верит такого рода программам и, как следствие, не читает. Поэтому, если вы решили написать на рекламном флаере миссию вашей организации, не делайте этого. Сохраните текст для внутреннего использования.
Впрочем, если вы оказываете сложные или дорогие услуги, вы можете описать процесс их оказания, сделав акценты в нужных вам местах. Это тоже можно считать программой.
X против Y
В такого рода агитационных материалах кандидат или партия противопоставляют себя другим политикам. При этом делается ставка на то, что таким образом кандидаты привлекут на свою сторону противников оппонентов.
*Пример агитационной листовки партии «Родина», которая выступает против КПРФ.
Чему можно научиться?
Хотя закон о рекламе запрещает упоминания в рекламе конкурентов, вы всегда можете использовать абстрактную формулировку “другие парикмахерские” или “другой шампунь”, чтобы на контрасте с ними подчеркнуть свои конкурентные преимущества.
Отчёт о проделанной работе
Если политик претендует на второй срок, его команда часто применяет такой вид листовок, в котором показывает, как много пользы принёс кандидат, пока занимал свою должность.
*Пример проделанной работы кандидата в депутаты Выдрова
Расскажите потенциальным клиентам о том, как много вы уже сделали. Сколько клиентов обслужили, сколько тех или иных работ произвели, сколько потратили расходных материалов для этого использовали. Список можно продолжать и дальше – подумайте, какие цифры считать знаковыми для вашей отрасли?
Повышение электобилити
Электобилити – готовность некоторой части людей голосовать как большинство или вовсе не проявлять активность, если они понимают, что их кандидат заведомо проиграет выборы. Чтобы повысить электобилити нужного кандидата, часто публикуют результаты опросов, которые показывают, что он уже побеждает по мнению большинства.
*Пример информационной листовки с рейтингом депутатов городской думы г. Каменск-Уральский на основании лайков в социальных сетях
Да, вы не можете упоминать своих прямых конкурентов, но вы можете использовать косвенное сравнение. Например: “Каждый 10-ый житель района меняет шины у нас” или “97,6% клиентов довольны сотрудничеством с нами”.
При этом, вам даже не обязательно превосходить показатели своих конкурентов, если они не применяют в своих рекламных кампаниях тот же трюк. Достаточно, чтобы цифры, которые вы указали выглядели солидно в глазах клиентов.
Воззвание
Обычно листовка-воззвание – это реакция депутата на громкий информационный повод, которая заканчивается призывом к действию, выгодному для авторов.
*Листовка с воззванием кандидата в президенты Украины Кравчука
Чему научиться?
Используйте громкие новости для продвижения своего бренда. Основной трюк тут заключается в том, чтобы придумать, как вплести свой бренд в новостную повестку. Правда, политические новости в коммерческой рекламе лучше не упоминать, если только вы не уверены, что большинство потенциальных покупателей не разделяет ваши взгляды.
Сборная солянка
Такой агитационный материал – это попытка автора уместить на одном листе все или некоторые элементы из предыдущих типов листовок.
*Пример сборной солянки от кандидата в депутаты Гомельского городского Совета депутатов.
В этом примере есть и биография и предвыборная программа и подпись “группа поддержки”, намекающая на то, что за кандидата выступает народ и ничего не значащий лозунг.
Не делать так. Всегда придерживайтесь принципа: одна листовка – один повод.
Какой жанр листовок лучше сработает?
Точного ответа на этот вопрос не существует. На поведение потенциальных покупателей всегда влияет множество факторов: от погоды до действий прямых конкурентов. Возможно даже, что те виды, которые я считаю несостоятельными сработают лучше для вашей аудитории. Но вероятность этого очень мала. Всегда необходимо проводить тесты и согласовывать содержание листовок с общей коммуникационной стратегией.
Сообщаем о готовности ООО «Зум-НН» выполнить работы по изготовлению печатных агитационных материалов на выборах, назначенных на единый день голосования – 19 сентября 2021 года в Москве и Нижегородской области.
Мы поможем вам напечатать как небольшие цифровые, так и большие офсетные тиражи листовок, плакатов, газет и других материалов точно в срок. Просто напишите нам на zakaz@flyer-online.ru или позвоните по телефону +7(831)215-0-215, и мы подберём оптимальные варианты под ваши цели и бюджет.
Автор: Дмитрий Светелик, директор по маркетингу типографии Flyer-Online.
Как написать агитационную листовку
Первые листовки (Слава Гутенбергу!) появились в Германии в 1488 году, авторы их как правило оставались анонимными.
Герценовская Вольная русская типография в Лондоне выпускала листовки, называемые в то время (середина XIX века) «прокламациями».
Листовки делают в Германии и сейчас:
Листовки делают не только политические партии, но и политические активисты
Делают листовки и в других странах
Все эти образцы размещаются в интернете на партийных сайтах.
Без листовок не обходится ни одна предвыборная кампания. Да и вообще никакая политическая деятельность.
Листовки бывают односторонние и двусторонние, цветные и черно-белые, печатаются обычно на листе бумаги формата А4.
Листовки в целях политической пропаганда и агитации используют давно. Можно обратиться к истории, но сделайте это самостоятельно.
Изучите опыт Павла (см. «Мать»), или Максима (см. «Юность Максима,) или Сережки Тюленина (см. «Молодая гвардия»), попробуйте как они влезть на столб или крышу и, будучи освистываем жандармами (белогвардейцами, полицаями), разбросать смятые листочки с текстом, напечатанным на гектографе.
Или темной ночью, взяв с собой баночку меда, расклейте листовки на дверях квартир в своем подъезде. Это будет по-нашему, по-подпольному. Сделайте это – и сами увидите, что получится. Хотя мед лучше не использовать, могут налететь пчелы или медведи.
Об изготовлении листовок в древние времена читайте В.И.Ленина и его сподвижников, а также одну из наших любимых детских книг «Мальчик из Уржума» (про Кирова С.М.), в которой рассказывается, что листовки размножают с помощью желатина – прочитав в детстве, я сам попробовал этот способ, предварительно выяснив, что желатин добавляется в торт «Наполеон». Получилось неважно. Видимо, кроме знаний технологии надо иметь и соответствующий революционный дух.
Признаюсь, делать листовки – занятие необычайно увлекательное и захватывающее. Начните делать листовки и сами увидите, как трудно остановиться. Делаешь один вариант, другой, третий, сорок пятый!… Потом смотришь на часы. а революционная ситуация-то и тю-тю! Опоздал!
Однако любительство в этой сфере политической деятельности (как и в любой другой) противопоказано. Но если листовка сделана профессионально, она вызовет интерес не только у вас, но и у других людей.
Как делается листовка?
Сначала ее надо придумать.
А потом надо заказать оригинал-макет профессионалу-дизайнеру (!).
Это очень важно, чтобы дизайном занимался профессионал, не делайте листовки самостоятельно, даже если вы умеете работать на компьютере в программе Word.
Во-первых, дизайнер обработает изображение (Вы не представляете, какая это тонкая работа – убрать второй подбородок или нарастить усы!).
Во-вторых, дизайнер выберет композицию, подберет хороший шрифт, сделает кернинг и треппинг – и все это позволит сделать текст и смотрибельным, и читаемым!
Но дизайнер должен быть политически актуализирован и проникнут вашими идеями. Вы не представляете, какие дураки бывают некоторые кандидаты, когда пытаются впихнуть как можно больше текста в свою листовку. А аполитичные дизайнеры впихивают этот текст в листовку, уменьшая кегль (размер) шрифта. И не только в листовках, но и в газетах! В заказных рекламных статьях!
И еще одна причина, по которой нужен дизайнер – он придумает всякие рамочки, линеечки, мулечки, фенечки, рисуночки, красочки подберет, сделает так, что листовка Ваша заиграет, приятно будет взять ее в руки и не захочется тут же выбросить в помойное ведро.
Структура содержания и композиция листовки
Что должно быть в листовке? Тут придется поговорить о наборе информации (информационных блоках), которые вы используете и о ситуации получения листовки и восприятия информации.
1. Фамилия-имя-отчество кандидата – крупно, чтобы читалось и запоминалось. А еще можно ФИО несколько раз повторить в текстовой части. Номер округа не забудьте. И название партии, если вы партийный. И не скрывайте свою партийную принадлежность, не стыдитесь, не стыдитесь.
2. Часть листовки занимает блок лозунгово-слогановый. Для тех, кто листовки не читает, а так, просматривает – это как заголовок в газете.
3. Часть листовки уйдет на биографию – она, наверно, не в каждой листовке нужна, но в какой-то одной, а то и двух обязательна.
4. И, конечно, в листовке должно быть что-то содержательное (это может быть программа, позиция, мнение…).
5. И если кандидат совсем некрасивый (или листовка не о нем), то должны быть какие-то картинки в листовке. А то совсем скучно будет.
Как все это скомпоновать? Возможны самые разные варианты.
Посмотрите на эти варианты и запомните, что размещение составных частей на листе называется композиция. И у нее тоже есть свои секреты
Теперь займемся ситуационным анализом.
Как кандидаты используют листовки?
1. Раздают в пикете на улице
2. Кладут в почтовый ящик
3. Кладут стопочкой в магазине или аптеке
4. Наклеивают около парадных, на столбах и стенах
5. Раздают на встречах с избирателями
6. Другое
А вот как листовку используют избиратели:
1. Не берут в руки (в пикете, в магазине, на встрече)
2. Берут в руки и, взглянув на листовочку, тут же швыряют (около почтового ящика, в пикете)
3. Не глядя в листовку (или даже взглянув) кладут в сумочку, карман, портфель, чтобы потом на досуге почитать. Кстати, когда этот досуг у избирателя наступает?
4. Рвут на мелкие части
5. Заворачивают в листовку что-нибудь
6. Хранят у сердца или под подушкой
7. Читают вечерами всей семьей
8. Отдают кому-нибудь почитать или завернуть что-нибудь
9. Забывают про листовку
10. Читают, поднимаясь по лестнице от почтового ящика до квартиры
11. Радостно изумляются, обнаружив дома листовку в газете, вынутой из почтового ящика
12. Внимательно читают, подчеркивая особенно взволновавшие места и подшивают в специально отведенный скоросшиватель (это я так делаю)
И скажите теперь мне, пожалуйста, у Вас лично всегда одно и то же отношение ко всем бумажкам, которые мы называем листовками? Вы всегда демонстрируете один и тот же тип поведения? Причем, неважно, идет речь в листовках о политике или о распродаже дубленок?
Если Вы будете честны, то признаетесь, что некоторые бумажки Вам даже интересны. Так что, если вы – кандидат, вам надо научиться делать интересные для избирателя листовки.
Если не умеете сами, спрашивайте совета у знающих людей.
После всего прочитанного Вам стало, надеюсь, ясно, что есть ситуация сочинения рекламного послания и есть ситуация получения рекламного послания. И есть ситуация (и она самая главная) восприятия рекламного послания.
И поведение получателя листовки прежде всего зависит от того, как она сделана. Это в первую очередь. И во вторую – о чем (или о ком) она сообщает.
Вот, скажем, программный блок – напечатан шрифтом помельче, требует осмысления. Кто его прочитает в случае расклеивания листовки на заборе? Да практически никто. А места, чтобы покрупнее набрать фамилию уже нет – занято биографией.
А если листовку раздают в пикете, так ее ведь приходится сгибать пополам? И вот вы вытаскиваете ее со сгибом прямо по носу кандидата! Неаккуратно как-то получается, не то отношение к этой листовочке рождается у получателя.
Лозунг или заголовок в листовке – конечно, нужен. Особенно перед программным блоком. Не надо писать «Моя программа»! Маленькая она что-то получится. Напишите: «Из моей программы», так лучше. Или просто заголовок и подзаголовки.
Я выступаю за перемены!
Умерим аппетиты богатых!
Наведем порядок в школе!
Пенсии – по труду!
Военным – новую форму!
Колхозникам – новые трактора!
Всем – почистить зубы!
Заголовок и подзаголовки могут образовать отдельный лозунгово-тезисный блок листовки. Из одной фразы или из нескольких. В зависимости от того, что вы хотите сказать в данном конкретном рекламном послании.
Кстати о листовках в пикете. Когда я прохожу мимо пикета, я обычно наблюдаю сначала, как эти «агитаторы» агитируют. И вот, что я заметил: либо они просто стоят и треплются о чем-то своем, либо суют мне листовку не говоря ни слова.
Агитируют они (если это можно назвать агитацией) как-то суховато и скучновато. В общем, хреново агитируют.
«Бледнея, в Лувре ждут расправы.
Народ, монархию долой!
Мети железною метлой!
Мои красавицы, куда вы
Умчались пестрой чередой?»
Об агитационно-пропагандистской деятельности Гавроша вам стоит почитать в чудесной книге «Отверженные» Виктора Гюго. Там и о революции, и о любви. Кстати, и о строительстве баррикад. А написано-то как – зачитаетесь! Но не бросайтесь прямо сейчас к книжной полке. Сейчас – учимся делать листовки.
О фотографиях в листовке.
Теперь видите сами, как много вариантов! И каждый из них надо было бы попробовать на народе. Посмотреть, как люди реагируют на такую фотографию. Сделать тестирование. Только лучше не самому, а поручить это психологу.
Кроме того, что вы должны понравиться избирателям, вы ведь должны и отличиться от других кандидатов, выделиться из них.
Представляете, 25 кандидатов и только один из них сфотографировался с кошкой. Конечно, все его запомнят и будут говорить «Это тот самый…., который с кошкой сфотографировался». Что они произнесут вместо многоточия – не знаю. И не проголосуют за этого ….
А другой сфотографируется с баллистической ракетой – и его тоже запомнят и, может быть, даже выберут. Страшно ведь такого не выбрать – еще обидится и пальнет. А если у вас нет ракеты, то могут быть усы, борода, лысина, или какая-нибудь особая поза. Конечно, лучше не эротическая.
Вот Владимиру Ильичу Ленину было фотографироваться легко. Одной рукой жилетку зацепит, другой размахивает. Экспрессия!
Или вот, например, на выборах губернатора Калифорнии была такая клевая девчонка Мэри Кэри. Так она в купальнике сфотографировалась. Ее все запомнили. Но правда ее главный соперник – Арнольд Шварценеггер оказался все равно пофигуристее – даром что культурист. И победил в итоге.
Арнольда и Мэри вы потом вам покажем.
Некоторые важные моменты, которые надо учитывать при подготовке листовок мы обозначили. Так что вы можете приниматься за дело.
А мы займемся подготовкой нового материала. Наверно, о предвыборном плакате.
Это ведь так важно для победы – сделать хороший плакат!
Даже, может быть, более важно, чем сделать листовку. А, может быть, менее. Может быть важнее всего правильно понимать, что написано в листовке. Во всяком случае избирателю.