Практическое применение ладов, гамм и прочих звукорядов
Зачем вообще нужны эти лады?
На них строится импровизация соло песен на гитаре и других музыкальных инструментах.
Для этого используется не весь звукоряд лада, а его часть (весь сложно).
Речь о ионийском, дорийском и т. д. ладах, гармоническом, пентатониках.
Соло можно также строить на арпеджио трезвучий, опевании аккордовых тонов, пентатонике.
Пример 1 (самый простой вариант, стандарт):
Аккорды тональности Ля-минор Am Dm E Am можно обыграть так:
Всё обыгрывать натуральным Ля-минором, а аккорд Е — гармоническим Ля-минором.
Т. е. так: на все аккорды, кроме Е, играем ля-си-до-ре-ми-фа-соль,
а на E — ля-си-до-ре-ми-фа-соль#.
Пример 2:
Пример 3 (джазовый):
Пример 4 (металлистский):
В металле нередко по всем аккордам песни ложится фригийский лад.
Т. е. поверх А5 F5 G5 А5 (см. табулатуру аккордов; об аккордах-пятерках, power chords) можно играть Ля-фригийский лад (с тоникой Ля A-Hb-C-D-E-F-G).
Еще вариант — по каждому аккорду играть свой (А, F, G) фригийский лад.
Пример 5:
Многие современные произведения пишутся квинтами А5 G5 А5 G5 F5 G5 A5.
Пятерки, как известно не относятся ни к мажорным, ни к минорным аккордам. В них нет медианты (3 ступени), только тоника и доминанта.
Т. е. нужно проверять к чему тяготеет каждый аккорд, к мажору или к минору.
Пример 6 (красиво звучит):
Записываем музыку из двух аккордов Am F. Играем поверх первого
ля-дорийский (А B C D E F# G),
второго
фа-лидийский (F G A H C D E).
Пример 7 (просто гамма):
Обратите внимание на то, что соло популярной, любимой многими песни «Ой-йо» группы «Чайф» строится в рамках простой гаммы
(до-ре-ми-фа-соль-ля-си).
Гамма:
Если играть гамму с ноты «До» (6 струна, 8 лад), то это тональность «До-мажор».
Если с ноты «Ля» (4 струна, 5 лад), то это тональность «Ля-минор», параллельная тональности «До-мажор». Ноты те же.
Пентатоники рассматривались в уроках № 8 и 9
Пример 8 (3 вида гамм):
Натуральная гамма
Гармоническая гамма
Мелодическая
Минорная гамма повышаются на полутон в VI и VII ступенях только при движении вверх.
При нисходящем не отличается от натуральной.
Пример 9:
Уменьшенный лад
Чередование интервалов тон-полутон.
Увеличенный лад
Есть вопросы? Задайте
Как написать соло под аккорды. Позиционное соло.
Придумать «соляк» для ритма гитары, это приблизительно, то же самое, что и написать мелодию для вокала, по заранее известной аккордовой последовательности.
Соло, как и мелодия, должны иметь вступление, развитие, кульминацию и завершение. В отличие от мелодии для вокала, сольная партия инструмента допускает широкие скачки (свыше октавы) от одной ноты к другой. Это самые необходимые знание для понимания структуры соло.
Существует несколько способов построения соло партий:
Позиционный
Ладовый,
Внутриаккордовый (обыгрывание)
Контрапунктный
И др.
Давайте возьмём, самый простой способ – позиционный.
Суть данного способа очень проста. Вы берёте все аккорды, которые используются в песне, и помещаете их в одну позицию (в пределах 4-5 ладов), всех разом. На картинке отчётливо видно, что я, взяв последовательность аккордов из песни «Jingle Bells»:
просто разместил их в одной удобной позиции №2.
Накладывая аккорды на аккорд, можно заметить, что некоторые ноты повторяются и сливаются в гармонию. Эти ноты мы и будем играть в нашем соло.
Всё. Теперь только вдохновение поможет создать шедевр.
Репетируйте, развивайтесь и совершенствуйтесь!
Как написать соло под аккорды. Позиционное соло.
Придумать «соляк» для ритма гитары, это приблизительно, то же самое, что и написать мелодию для вокала, по заранее известной аккордовой последовательности.
Соло, как и мелодия, должны иметь вступление, развитие, кульминацию и завершение. В отличие от мелодии для вокала, сольная партия инструмента допускает широкие скачки (свыше октавы) от одной ноты к другой. Это самые необходимые знание для понимания структуры соло.
Существует несколько способов построения соло партий:
Позиционный
Ладовый,
Внутриаккордовый (обыгрывание)
Контрапунктный
И др.
Давайте возьмём, самый простой способ – позиционный.
Суть данного способа очень проста. Вы берёте все аккорды, которые используются в песне, и помещаете их в одну позицию (в пределах 4-5 ладов), всех разом. На картинке отчётливо видно, что я, взяв последовательность аккордов из песни «Jingle Bells»:
просто разместил их в одной удобной позиции №2.
Накладывая аккорды на аккорд, можно заметить, что некоторые ноты повторяются и сливаются в гармонию. Эти ноты мы и будем играть в нашем соло.
Всё. Теперь только вдохновение поможет создать шедевр.
Репетируйте, развивайтесь и совершенствуйтесь!
Как написать аккорды под соло
увы, ссылки скидывать нельзя:(
все это можно найти у Нескучного Саунда, он объясняет про ноты, аккорды, тональности и показывает на синтезаторе как написать соло для песни с той или иной тоникой. Советую целиком посмотреть плейлист «Теория музыки по-пацански», там объяснено и это, и многое другое. Успехов!
)))) Да уж. Силён! ))) Затронул тем!
«Основы написания Музыкальной Композиции» говорят о следующем.
Импровизация и сочинение мелодии;
Анализ характера мелодии;
Выбор музыкальной формы, способной выразить характер мелодии;
Разработка драматургии: кульминационные моменты;
Выписка гармонических оборотов в выбранной фактуре. По необходимости включение отклонений, модуляций;
Аранжировка или инструментовка (по необходимости);
Критический взгляд на произведение;
Корректировка (по необходимости).
Выбор стихотворения или текста;
Выбор музыкальной формы;
Анализ настроения текста;
Определение кульминационных моментов в тексте;
Сочинение вокальной мелодии;
Создание примерного гармонического плана;
Выбор фактуры, соответствующей содержанию;
Выписка кульминационных моментов в музыке;
По необходимости аранжировка;
Критический взгляд (проиграть композицию спустя время);
Корректировка.
——————————————————————————
Ну вот так примерно.
Удачи.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Как придумать гитарное соло?
Очевидно, что сыграть полнометражное произведение технически гораздо сложнее, чем какие-либо короткие фрагменты (при приблизительно равной степени сложности материала). В свою очередь, неоспорим тот факт, что сыграть музыкально осмысленный фрагмент существенно сложнее, чем продемонстрировать под клик отдельные виды техник, используемых в нем, хотя многие этого не понимают.
Однако, если речь идет о творчестве, то зачастую придумать короткое и при этом музыкально содержательное соло под конкретный минус бывает сложнее, чем написать полнометражную композицию. Мало того, что разные минусовки «обязывают» подстраиваться под них стилистически, так еще и никто не отменял ограничения во времени. Вот есть, к примеру, 40 секунд — хоть тресни, надо уложиться и «сказать» все, что хотел за эти 40 секунд, если конечно, есть, что «сказать».
С моей точки зрения, лучшее соло на гитаре в составе композиции — это своего рода песня в песне. За примерами далеко ходить не надо: соло Brian May из Bohemian Rhapsody, Jimmy Page из Stairway to Heaven, Randy Rhoads из Crazy Train, Slash из Sweet Child O’ Mine и др. Думаю, никто не будет спорить с тем, что вышеперечисленные гитаристы сыграли одни из лучших гитарных соло всех времен. И все эти соло представляют из себя вполне сформированную запоминающуюся композицию. Пусть небольшую, но композицию, находящуюся при этом в составе песни.
В этой статье я хочу поделиться тем, как я придумываю соло на электрогитаре. Для этого в качестве примера возьмем абстрагированный от какого-либо произведения, довольно симпатичный, но при этом совершенно обыкновенный минус (желающие могут его скачать):
Такого рода минусовки я обычно делю на две части: «мелодическую» и «шредовую». Названия, конечно же, носят символический характер, в той же «шредовой» части абсолютно не обязательно безбашенно нарезать пассажи 32-ми нотами, свиповать, тэппить и пр.
«Мелодичная» часть гитарного соло
В основе «мелодичной» части, по логике вещей, должна лежать слушабельная, запоминаемая и напеваемая мелодия. На мой взгляд, лучшие гитарные соло отвечают этим требованиям. Послушайте, к примеру, соло John Petrucci из песни Another Day (Dream Theater) — невероятно красивое соло, слушая которое так и хочется подпеть. Поэтому лично я являюсь сторонником того, что мелодия должна придумываться именно голосом, т.к. это существенно повышает вероятность ее соответствия трем вышеназванным требованиям. Если же придумывать гитарой, то существует риск оказаться в ловушке ранее выученных фраз. Эти фразы совсем не обязательно «не в кассу», но они, совершенно точно, не будут новыми. А придумывание голосом увеличивает шансы на изобретение каких-то нестандартных для себя (собственноручно ранее не использованных) мелодических ходов.
Именно поэтому, работая над «мелодичной» частью, я откладываю гитару в сторону, включаю минусовку и просто напеваю на нее, что в голову взбредет. Появилась какая-то идея — беру в руки гитару и «перекладываю» на нее то, что только что напел голосом. После этого насыщаю фразу мелизматикой, характерными для гитары фишками (форшлаги, рывки, бенды, слайды, вибрато и пр.) и развиваю ее. В качестве примеров, приведу несколько своих соло, мелодии которых были придуманы именно голосом (в разных соло «мелодичная» часть располагается по-разному, как правило, либо в начале, либо в середине).
«Шредовая» часть гитарного соло
В «шредовой» же части в первую очередь эксплуатируется «словарный запас» гитариста, в который входят разученные им в ходе съема различных произведений фразы или же собственные «изобретения». Однако «шредовая» часть, конечно же, не должна превращаться в наглую и бездумную эксплуатацию выученных когда-то фрагментов. Сами клише ни в коем случае не возбраняются, но их обязательно надо адаптировать под конкретную ситуацию, а не пихать в одном и том же варианте, где попало.
В качестве примера использования «словарного запаса», основывающегося на различном материале, могу привести мое Reason Solo. Оно записано в 2012 году и на тот момент я вдоволь заслушивался Andy Timmons, снимал партии Nuno Bettencourt из композиции Extreme — Comfortably Dumb и кайфовал от одного из соло May Lian, которое было для меня отчасти эталоном. Влияние всех вышеперечисленных музыкантов можно услышать в Reason Solo не вооруженным ухом.
1. Фраза Andy Timmons из Cry For You (0.00 — 0.09 в Licks from Reason Solo) присутствует и в моем соло (0.06 — 0.11 в Reason Solo)
2. Фраза May Lian в одном из его соло (0.10 — 0.17 в Licks from Reason Solo) также использовалась в Reason Solo, правда, в несколько ином контексте (0.19 — 0.22 в Reason Solo)
3. Нисходящий пассаж Nuno Bettencourt из песни Comfortably Dumb (0.18 — 0.24 в Licks from Reason Solo) можно встретить в видоизмененном варианте в Reason Solo. Пассаж сыгран в другой позиции, кроме того, в отличие от Нуно, я не использовал блюзовую ноту. Тем не менее, сразу видно, откуда брошен камень (0.35 — 0.37 в Reason Solo) Не смотря на то, что все три вышеназванных гитариста довольно разноплановые, деликатное использование полученных от них фраз способно существенно скрасить гитарную партию. Само собой разумеется, чем больше различных произведений различных авторов да еще и в различных жанрах снял гитарист, тем больше у него «словарный запас». А следовательно и больше вариантов для построения интересных и красивых музыкальных конструкций.
Золотая середина в технике и теории
Но на мой взгляд, самое сложное в написании соло на гитаре — поиск золотой середины между «мелодичной» и «шредовой» частями. Например, если сильно увлечься построением мелодии, то в условиях ограниченного времени можно банально не успеть «сказать» все, что хотел. Минус подходит к концу, а развитие только начинается. В этом случае соло может получиться скучным и нудным. Не редкость и обратная ситуация — человек слету берет и начинает поливать гаммы-пентатоники вверх-вниз туда-сюда. Даже если он это делает технически безупречно, вряд ли это понравится кому-то, кроме его «единомышленников».
Кроме того, золотую середину надо соблюсти и в теоретическом плане. Бывает, что гитаристы настолько сильно привязываются к натуральному мажору/минору или же просто гоняют пентатонику, будто шаг влево-вправо будет караться расстрелом на месте. Или же некоторые музыканты слишком увлекаются экспериментами с ладами, не замечая, как их соло теряет свою привлекательность и тонет в потоке сомнительных созвучий.
Конечно же, все вышеизложенное не является истинной в последней инстанции, а лишь отражает мое субъективное мнение по данному вопросу. И чтобы не быть голословным, прилагаю видео со своим соло на прикрепленный выше минус. Здесь также «мелодичная часть» придумана исключительно голосом, в «шредовой» части присутствуют адаптированные в данный контекст фразы из моего «словарного запаса», а с точки зрения теории могу сказать, что в этом соло на электрогитаре используется натуральный минор, фригийский доминантный лад и дорийский минор с добавленной блюзовой нотой (тоника — ре).