Как сочинить басню?
Что такое басня?
Басня — это короткое поэтическое аллегорическое произведение, которое выражает (в классической форме) одну нравоучительную мысль.
Герои классической басни:
Басня — это высказывание автора, урок читателю.
Знаменитые произведения баснописцев могут вдохновить читателя на написание собственного произведения в этом жанре. Также это нередко делают школьники и студенты литературных ВУЗов. Мы расскажем, как сочинить басню и, с чего следует начать.
Как сочинить басню: идея
Прежде, чем писать басню, надо задуматься, зачем автор это делает? Какую мысль хочет донести до читателя? Герои басни должны получить урок. Чему они научатся?
Рассмотрим басню И. А. Крылова «Мартышка и очки»
Почитайте басни классиков
Творчество баснописцев, живших в разные времен, сильно различается. У каждого можно почерпнуть интересные идеи и мысли. Постарайтесь не копировать полностью стиль классика, но возьмите на вооружение интересные приемы, которыми пользовались Эзоп, Жан де Лафонтен, И. А. Крылов, А. Сумароков и другие.
Придумайте героев басни
Кто будет раскрывать конфликт произведения? Постарайтесь выбрать того, с кем читателю будет проще себя ассоциировать. По законам жанра герои обычно просты, это не сложные многогранные персонажи. Постарайтесь также не вводить лишних героев. Басня — это короткое высказывание, не предполагающее обилия конфликтов.
Визуализируйте персонажей и сюжет
Представьте своих персонажей: как они выглядят, где находятся, в каком месте будет происходить действие сюжета. Можно даже нарисовать героев произведение. Так вам будет проще определиться с тем, как сочинить басню, продумать сюжет.
Когда идея, герои, время и место действия будут определены, можно подумать над сюжетом.
Конфликт
Между персонажами должен произойти конфликт. Каким он будет? Как можно раскрыть проблему, которая встает перед читателем?
Может быть, жадность не позволит зайцу завести друзей и некому будет защитить его от хищника? Или упрямство помешает ослу послушать советы, и он попадет в неприятность?
У героев басни, как правило, уже есть определенные архетипы, которых стоит придерживаться:
Придумайте сюжет и диалог
Герои басни могут разговаривать между собой, используя косвенную или прямую речь. Если герой всего один, как в басне «Мартышка и очки», подойдет и внутренний монолог героя. Постарайтесь избегать сложных предложений и конструкции. Фразы должны быть предельно простыми и точными, четко характеризующими персонажа. Диалоги в басне обычно не длинные, достаточно пары реплик.
Сформулируйте мораль
Окончание басни — это четко сформулированная мораль произведения. Не нужно опасаться, что это испортит басню, как анекдот может испортить объяснение, над чем надо смеяться. Это закон жанра, и вы можете смело описать, что хотели сказать читателю.
Отложите басню в стол
Прежде чем представлять басню широкому кругу читателей, отложите ее на некоторое время и вернитесь снова, чтобы отредактировать и посмотреть свежим взглядом. Иногда неточности бросаются в глаза только через какой-то срок после окончания работы над произведением. За это время вам могут придти в голову новые идеи, которым вы дополните басню и доведете ее до совершенства!
Басни, помогала сочинить ребятам, 5 класс
Зайчонку мама говорила строго:
Бери мобильный телефон в дорогу!
Однажды не включил он телефон;
Переживала мама – недоступен он.
Сорока тут над зайцем пролетала,
Увидела его, запричитала:
«Домой советую не возвращаться,
Мать уши оторвёт – заставил волноваться!»
Зайчонок испугался, виноват,
Но он пошёл домой, где любят и простят.
Мораль такая в этой басне,
Что в ситуации опасной
Если с тобой приключилась беда,
Дома тебе помогут всегда!
Зайчонок праздник отмечал
И всех друзей своих позвал.
Торопился Ёжик в гости,
Был на речке скользким мостик.
Поскользнулся Еж, упал
Весь подарок поломал.
И заплакал очень жалко:
«Как приду я без подарка?»
Белка к Зайчику бежала,
Ёжику она сказала:
«Ты не плачь, пойдём-ка, ну же!
Ведь не за подарки дружат!»
Басня 3 «Интернет и воробей»
Учился в школе воробьев
Воробышек-воришка.
Вдруг задали ему стишок
Придумать, не из книжки.
Из Интернета своровал,
Назавтра в школе показал.
Но вот беда: на плагиат
Нюх у учИтеля, ребят!
В басне такая мораль: будь добрей,
Ведь у приветливых больше друзей!
Басня 5 «Котёнок и котлета»
Щенок котёнку как-то раз принёс котлету,
«Ты спрячь её»,- он друга попросил.
По-честному котёнок попытался
Не съесть её, затратил много сил.
Котлета изумительно так пахла,
Что грозный кот её пытался взять.
В место надёжное её котёнок спрятал
И честно другу смог он рассказать.
Мораль мы басни попытаемся понять:
Имущество своё ты сам и должен охранять!
Басня 6 «Маша и сундук»
Маша на чердак пошла, ключ от сундука нашла.
В самом пыльном уголке пыль была на сундуке.
А на пыли надпись: «Знай, ты сундук не открывай».
Отперла, не зная, Маша, что сундук снов полон страшных.
Бедной Маше до утра снились жуткие дела.
Маша бабушку спросила: «Что же делать с этой силой?»
Бабушка сказала: «Киска, спрячь в сундук мультфильмов диски.»
Жалко мультик было Маше; нет зато кошмаров страшных:
Интересные вполне видит мультики во сне.
Мораль такая в басне этой: «Маша, уважай запреты!»
Сочиняем басни. Творческие работы моих учеников.
Сочиняем басни. 6 класс
Светило ярко солнце в жаркий летний день,
И утка на прогулку вывела семейство.
За мамою идти утятам было лень,
И к берегу реки они пустились дружно.
А там в воде сидел ворчливый гусь
И было все ему не так:
-Зачем шуметь? Зачем плескаться?
Ведь можно просто любоваться
Ворчал он долго так. Утята заскучали.
Тут мама утка подплыла:
-Ну что же вы сидите?
Смотрите на меня и повторяйте так.
Утята весело поплыли по реке,
А гусь опять за дело взялся,
Он стал ворчать, но уж один остался.
Елизавета Карпенко, 6-Б класс
Жил серый воробьишка.
Был он ужасный сорванец,
Воришка и лгунишка.
Хвалился он соседу из дома №2:
«Вот у меня квартира, не то что у тебя!
Вот я на той неделе стащил у кошки брошь.
А там такие крошки! Вкуснее не найдёшь!»
Но кошка проучила воришку-сорванца,
И воробей-бедняжка остался без хвоста.
Сосед над ним смеётся:
А воробей повесил нос:
«И правда, что ж здесь запоёшь.»
Влад Бояркин, 6-Б класс
Ласточка и Кукушка
Две ласточки гнездо затеяли построить.
Удачно выбрав место для него,
Носили веточки и глину, не замечая никого.
За ними в этот час кукушка наблюдала,
И, как казалось ей, советы умные
Строителям давала, чтоб был уютен дом
Для будущих детей.
-Зачем вы строите гнездо под крышей дома?
Все птицы гнёзда вьют на дереве в лесу,
И ни к чему вам глина и солома,
Я хвои с листьями сейчас вам принесу.
Не замечая дельных тех советов,
Трудились ласточки, спешат!
Кукушки гнёзд не вьют, а лишь дают советы,
В чужие гнёзда подселяя кукушат.
Ирина Жульева, 6-Б класс
В одном осеннем парке,
Где вечно всё у всех в порядке
Зайчишка грустный лишь сидел,
-Чего напрасно ты ревёшь,
Построить дом нетрудно,-
Промолвил проходящий мимо крот.
А заяц лишь открывши рот, ему и говорит:
-Так помоги ты мне построить дом,
Раз просто, говоришь.
-Ну ладно, так и быть,
Тащи топор и дерево вон то давай рубить.
И заяц принялся за дело,
В ушах лишь только у него звенело:
«Не тут, не там, не так!»
Через неделю было кончено то дело,
И вовремя, почти пришла зима.
А крот зайчишке говорит:
-Возьми меня с собою жить,
Ведь я подсказывал тебе и помогал,
А ты, лишь только ты ленился…
Но заяц дверь захлопнул пред кротом.
Избавь нас, Бог, от этаких судей.
Не зря-то люди говорят:
«Ворчаньем ты наскучишь,
А примером ты научишь!»
Как самому написать басню (басни без автора и басни, придуманные детьми)
Когда человек ищет малоизвестное литературное произведение с целью втихаря его себе присвоить или интересуется творческим процессом на уровне рецепта приготовления салата или блинчиков, это выглядит довольно жалко. Но что делать ребенку или его родителям, если учитель в школе дал им такое задание, но не удосужился даже объяснить, как с ним справиться. Вот они-то, бедные, чаще всего и ищут в интернете для себя легкого решения в виде уже кем-то выполненной работы или ранее неизвестной им современной басни в надежде, что учитель тоже о ней не слышал и по простоте душевной поверит, что перед ним вундеркинд, способный что-то сочинить сам, хотя кому, как не учителям, знать, что ребенок способен цитировать, компилировать, заимствовать, развивать тему, создавать вариации, но не творить. Тем, кто с этим утверждением не согласен, советую, прежде чем спорить и заявлять о талантах детей, вспомнить имена всех настоящих маленьких гениев, действительно внесших крупный вклад в литературу, музыку или живопись. Да, дети вроде Моцарта были, есть и будут, но их единицы на каждую сотню лет, и по желанию учителей или родителей ребенок не сможет вдруг стать одним из них.
Хороший учитель, понимая все это, должен сначала научить, а потом уже спрашивать. Поэтому, сочувствуя детям, учителя которых до объяснений не снисходят, я в этой статье расскажу вам, как самим сочинить басню, которая будет соответствовать всем законам жанра, но не потребует от пишущего таланта, который дается не каждому. Конечно, ее вряд ли сочтут шедевром в веках, но хорошую оценку поставят точно.
Итак, что такое басня? Это поучительная история, из которой автор обычно в конце делает четкий нравоучительный вывод. Неисчерпаемым источником морали и сюжетов для самодельных басен являются народные пословицы и поговорки. Вам нужно выбрать подходящую, а потом либо расписать ее в виде истории, а в конце написать ту же пословицу другими словами, либо сделать саму пословицу моралью и придумать под нее короткую историю-иллюстрацию про людей или животных.
Например, берем всем известное: «Семь раз отмерь, один раз отрежь!»
Способ первый: делаем из пословицы историю. Для этого рассказываем ее в лицах с небольшими подробностями. Зададимся вопросом, что можно, отрезав, испортить. Ткань, конечно! Значит, речь пойдет о портном. Теперь просто описываем ситуацию:
«Жил-был портной, и был у него подмастерье. Однажды портной уехал в другой город, а в мастерскую пришел заказчик и велел срочно изготовить ему костюм. Подмастерье с готовностью взялся за дело. Поскольку он был неопытный, но очень торопливый, он сразу же на глаз отрезал кусок ткани, но выкройка на нем не поместилась. Тогда он отрезал еще и тоже не рассчитал. В конце концов, он перепортил всю ткань, а костюм так и не сшил. Мораль: прежде, чем браться за дело, надо его обдумать, а тот, кто слишком торопится, делает много ошибок».
Способ второй: сразу делаем из этой же пословицы мораль и думаем, к какой еще ситуации ее можно применить. Очевидно, что кто-то поспешил и все испортил, не учтя всех фактов, а если бы все продумал и проверил заранее, то беды бы не случилось. Например, так:
«Собрался заяц в деревню за морковкой. Сидит в кустах и думает: «Как рассветет, заберусь в огород, выдерну морковку и убегу через дыру в заборе, а погонятся за мной собаки, побегу короткой дорогой мимо амбара, через старый мост и прямо в лес. Так они меня ни за что не догонят». Подумать он подумал, а путь не проверил. Когда же погнались за ним собаки, оказалось, что старого моста нет – был сильный дождь, река поднялась и смыла его. Прыгнул зайчик от собачьих зубов с перепугу в реку да там и утонул. Правильно говорит пословица: семь раз отмерь, один раз отрежь!»
Так можно превратить в басню любую народную мудрость. Это уже вполне посильный труд и для ребенка и для родителя, который из лучших побуждений делает за него домашнее задание. Да и любого педагога результат вполне устроит. Поверьте, учителя не ждут от вас басен на уровне Эзопа или Крылова. Самостоятельно же выполненное задание и честно заработанная отметка гораздо лучше стыда и страха начинающего плагиатора, боящегося, что его обман раскроют.
© Автор статьи. Олеся Емельянова. 2010 г.
Курица и цыплята. Басня в стихах про таланты детей.
Сценки для детей по басням Ивана Андреевича Крылова. Инсценировки басен в стихах для детского театра.
Басни и притчи. Сказки, басни и притчи Олеси Емельяновой для детей и взрослых.
Статьи. Сборник полезных и познавательных статей для родителей, воспитателей, педагогов, производителей и продавцов детских игр и игрушек.
Статьи Олеси Емельяновой
Басни, сочиненные нашими детьми.
В школьной программе урока литературы, после изучения басен, ребятам дается задание сочинить басню самим. Некоторые ребята не могут придумать басню, не все рождаются с талантом поэта и писателя. Но есть дети, которым удается сочинить басню не хуже самого Крылова.
Сейчас басни не самый популярный жанр литературы. Поэтому басни, сочиненные и написанные детьми, чуть ли не главный источник обновления этого жанра.
Басня «Ворона и Соловей»
Весной в лесу раздался голос Соловья.
Ворона услыхала его пенье
И думает: «Чем хуже его я?
Раз голос есть, не надобно уменья».
Слетелись тут в округе птицы все
Послушать горделивую Ворону.
Она предстала в царственной красе,
Одев на голову себе корону.
Но только рот разинула она
И каркнула во все воронье горло,
Сбежали птицы, звери кто куда.
Одна Ворона лишь была довольна.
Басню «Ворона и Соловей» сочинил Курылев Иван 5 класс, г.Тереньга.
Согласитесь, есть сходство Курылев и Крылов. И это не спроста.
Басня » Кот и Мышь»
Почуял Котик наш мыша.
И ходит тихо, не спеша,
Понюхает, посмотрит, поспит и посидит.
А Мышка притаилась и в уголок забилась.
Но Котик наш хитёр,
Пошел он на кровать,
Как будто бы поспать.
А Мышь проворна, но глупа,
Всё думает про сыр.
Она забыла про Кота,
Но кот за ней следил.
Мораль сей басни такова:
Не надо быть таким Мышом,
Об этом чётко надо знать
И никогда не забывать.
Басню «Кот и Мышь» сочинил Павел Пресняков 5класс, г.Тереньга
Читайте похожие записи:
Комментарии “ ”
Тёплая выдалась осень в этом году. Пушкинские пейзажы за окном, то и дело маршируют майоры, вот тольк честь не отдают, сапоги одним словом. И привлёк моё внимание совсем иное действо. На яблони укрывшись последними листьями от прохладного ветра дремал по очереди прикрывая глаза благородный, серебристый ворон. А перед ним резвилась стройная, рыжая актриса. Она и шубку свою гладит, ласкает и язычком облизывается и подмигивает и хвостом вензеля рисует, а какой взгляд лучистый, приглашающий с подтекстом, все движения её плавны и грациозны, а речь журчащий ручеёк весенний, мечта любого пиита. Ох и хороша плутовка. Только ленивый не мечтает угодить в её расставленные сети. И не потуму что она в делах своих исскустных не мастереца. Да только не беду её, попался ворон ей слепой, вдобавок к счастью и глухой.
ИЛ-2 ПРОСТАК 12.11.19
Класс Очень круто,очень хорошая басня. Главное Чтобы училка не запалила
молодцы ребята просто супер если ставить баллы от 10 то 10
Класс, главное что бы Людмила Борисовна не засекла. Спасибочки, спасибочки.
басни классные. но училка сразу узнает что я её не сама писала. как только урок на котором мы должны что то сочинить у неё листов 50 с разными сочинениями из инета
Так. Басня про клиновый лист. Смысл такой. Лист не мог собой налюбоватся, а потом стал просто грязью. Так же как и люди. Любуются собой и не замечают что происходит вокрух, не замечают как становятся ничем.
Ошибок будет много, поэтому проверяй.
Заслоняя собой солне,
Красно-жолтый лист свесал с ветвей.
Он был ярок, красочен и тонок
И собой налюбоватся не умел.
Он считал: «Из всех, я самый лучший!
Самый красочный, барвисто-золотой!
Самый тонкий, самый близкий к солнцу,
Красотой своей я заслоняю всех!»
Тучки, дождь и небо потемнело.
Листик весь в восторге за себя!
Даже небо! Голубое небо!
Поклонилось мне! Такой вот Я!
Незаметил лист как разшотался,
Не заметил как на веточке обвис,
С легким шопотом с ветвей сорвался
И к земле безшумно полител.
Он увидел старые листочки.
Сжатые, сухие и в пыли
И подумал он, а я моложе!
Пыль во свет мой некогда не уподёт.
Но земля к нему плыла быстрее.
В лужах отрожалась красота.
Он упал. Ребенок в жолтой шапки,
Пробижался по нему, его с землёй сровнял.
Поэт, присылай свои координаты, можно псевдоним )))
Исправлю ошибки в басне и размещу на странице.