ВПР в 4 классе: к чему готовиться?
Впервые по всей России ребята столкнутся с ВПР в 4 классе, а в отдельно взятых школах уже во 2-м с проверочной по русскому языку.
Почему именно четвертый класс?
Полученные результаты проверочных работ на местном и региональном уровне позволят определить готовность детей к обучению в среднем звене, соответствии их знаний требованиям ФГОС и определению уровеня той или иной школы в рейтинге.
Итак, по окончании начальной школы каждый ученик должен написать ВПР по 3-м предметам: русский язык, математика, окружающий мир.
Что такое ВПР в школе?
«Что такое ВПР в школе?», «Как проходит подготовка и проведение?», «На что влияют результаты ВПР?» мы разбирали в предыдущей статье.
Здесь мы рассмотрим особенности заданий по предметам и трудности ВПР. Хочется отметить, что составители из года в год меняют в проверочной работе хотя бы одно задание, поэтому учащиеся всегда сталкиваются с новизной.
ВПР по русскому языку в 4 классе
Проверочная работа разделена на 2 части и пишется 2 дня по расписанию первым предметом.
Первая часть – это диктант
Диктант по русскому языку на ВПР в 4 классе
и 2 грамматических задания, связанные с текстом, например:
1) Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нем сказуемые.
2) Выпиши из текста 2-ое предложение. Подчеркни в нем главные члены. Над каждым словом напиши, каким членом предложения оно является.
Трудности: читать текст будет педагог неработающий в данном классе. Для того, чтобы избежать неприятных ситуаций, рекомендуется заранее попробовать писать текст под аудиозапись или под диктовку других учителей.
Вторая часть – 11 вопросов и непосредственно работа с текстом:
Последнее задание способны выполнить не многие. Учащиеся начинают просто пояснять пословицу (устойчивое выражение), а требуется именно применить его к жизненной ситуации, а это уже сложность. Дети, не носители русского языка, вообще отказываются его выполнять.
ВПР по математике в 4 классе
Математика пишется третьей по счету, первые две даты отданы для русского языка. Проверочная работа включает в себя 11 заданий:
1-2) решить выражение;
3) Решить задачу из повседневной жизни;
Пример задачи по математике на ВПР в 4 классе в 2018 году
4) Решить задачу на время (определить период времени, день недели/месяц по календарю)
5) найти площадь многоугольника (неправильной формы). Начертить прямоугольник, который равен найденной площади многоугольника.
6) работа с данной таблицей и ответы на вопросы, например:
7) Найти значение выражения с многозначными числами
8) Решить повседневную задачу в 3-4 действия;
9) Решить задачу на основе рассуждения;
Решить задачу на основе рассуждения
10) Прочитать, что написано в отраженном зеркале (пространственное воображение);
11) Решить логическую задачу.
Трудности: задание на нахождение площади нельзя назвать сложным, если фигура стандартной формы (прямоугольник, квадрат), но оно переходит в разряд трудных, если требуется примерный подсчет (работа с палеткой). 9 и 11 задание – решение таких задач под силу немногим ребятам. Если ребенок решил верно все другие задания, но не приступил к выполнению этих логических задач, он может легко заработать 14 баллов и иметь отметку «5». Нужно лишь быть внимательным.
ВПР по окружающему миру в 4 классе
Последней работой будет проверочная работа по окружающему миру, которая содержит 10 заданий:
1) Узнать объект и вещество, из которого он сделан, подписать название материала.
Задание ВПР в 4 классе по Окружающему миру
2) Определить по таблице погоду, используемую на информационных ресурсах в сети Интернет и ответить на вопросы, например
3) Определить по карте, где обитают данные животные или растения;
4) Составить правила сохранения здоровья из приведённых фраз;
5) Распознать и подписать части тела и органы по рисунку;
6) Описать предложенный эксперимент
7) Сформулировать правило поведения на основе знаково-символических изображений
Знаково-символические изображения
8) Назвать профессию по предложенным фото и описать по вопросам;
9) Проверяется умение ориентироваться в календаре и развернуто отвечать на вопрос о важности праздника для страны
10) Проверяются знания по краеведению (город, регион, страна). Примерные вопросы по краеведению.
Некоторые задания предполагают выбор ответа из предложенных, другие – краткий ответ, третьи – развернутый.
Трудности: задание 6 считается одним из сложных, так как эксперименты в школе практически не проводятся, только лишь рассматриваются по учебнику. Дети самостоятельно не наблюдают и не описывают, следовательно, сделать вывод по полученным результатам проблематично. Предложить свой опыт смогут единицы.
Последнее задание – это краеведение, здесь необходимо специально отводить уроки и готовить учащихся. Немногие могут назвать достопримечательности своего города живя в нем, природную зону в которой он расположен или близлежащие города, описать известного человека региона и чего он добился. Придется постарасться.
Эффективные методы и приёмы по подготовке к ВПР по русскому языку в 4 классе
Эффективные способы и практические приемы работы с обучающимися начальных классов в ходе подготовки к ВПР по русскому языку
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9
имени 63-ей добровольческой танковой бригады»
Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества общего образования. ВПР не являются государственной итоговой аттестацией, т.е. выпускным экзаменом в начальной школе. ВПР можно сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных организациях.
Подготовка к ВПР в начальной школе – это систематизированное повторение учебного материала. (слайд2)
(слайд 3) (слайд 4)
При подготовке к проверочной работе по русскому языку мы много внимания уделяем умению писать тексты под диктовку, соблюдая при письме изученные орфограммы и нормы пунктуации. Первая часть ВПР как раз включает в себя написание диктанта, поэтому на уроках мы постоянно использовали орфографические минутки, зрительные, объяснительные, предупредительные диктанты, списывание текстов с пропущенными буквами, с исправлением орфографических ошибок, с пропуском запятых.
Очень хороший показатель результативности усвоения тем – это тренажёры Узоровой О.В., Нефёдовой Е.А.. Их можно использовать на каждом уроке. Ребенок сам видит какие- сложности вызывает определённа тема; можно отследить рост качества знаний по теме. (слайд 8)
Также по большим разделам составляются опорные схемы, которые заполняются по мере прохождения раздела. Даже если некоторые темы были пропущены, дети могут друг у друга посмотреть эти схемы и заполнить пропуски.
Можно составить список всех изученных правил и раздать его детям. При проверке диктанта на полях отмечается не просто ошибка, а именно ее номер в списке. Так обучающийся сможет понять на какое правило ошибка, вспомнить правило на эту тему и самостоятельно провести работу над ошибками.
9 ПРАВИЛ ОРФОГРАФИИ
Проверяемая безударная гласная в корне слова .
Когда гласные А, О, Е, Я, И в словах стоят без ударения, их написание нужно проверять. Для этого нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтоб эти гласные были под ударением.
Непроверяемая безударная гласная.
Если гласные А, О, Е, Я, И в словах стоят без ударения, но к ним невозможно подобрать проверочное слово, то написание таких слов надо смотреть в словарях или запомнить. Слова с непроверяемыми безударными гласными – это словарные слова.
Парная согласная по глухости-звонкости.
Чтобы проверить написание парной по глухости-звонкости согласной, нужно изменить слово так, чтоб после этой согласной стоял гласный или согласный Н
Для того, чтоб проверить непроизносимую согласную, нужно изменить слово так, чтоб этот согласный звук произносился.
Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Запомни! ЖИ-ШИ пишу с И ; ЧА-ЩА пишу с А ; ЧУ-ЩУ пишу с У ; ЧК-ЧН пишу без Ь
В словах пишется перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я пишется разделительный Ь
Например: вьюга, ручьи, листья, Воробьёв.
После приставок, оканчивающихся на согласную перед гласными Е, Ё, Ю, Я пишется разделительный Ъ
Например: въезд, объяснение, съежился, предъюбилейный.
Фамилии, имена, отчества, клички животных, географические названия (имена собственные) пишем с заглавной буквы.
Например: Юлия Юрьевна, Брянск, Десна, Россия, Бобик.
1.Слова переноси по слогам. Например: ро-лики, роли-ки.
2.Слова из одного слога переносить нельзя. Например: слон, конь.
3.Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке. Например: у-хо или ух-о .
5.Если в слове удвоенная согласная, то одна переносится, а одна остается на строке. Например: а л — л ея, хо к — к ей.
В помощь по отработке самой системы упражнений также можно использовать сайт «РешуВПР». Я эти задания распечатываю, разбираем с детьми, а затем (через неделю) обучающиеся выполняют эти задания самостоятельно. Далее опять проводится работа по коррекции ошибок.
Как эффективно подготовить ребенка к ВПР
Как эффективно подготовить ребенка к ВПР? Что надо делать, на что обратить внимание, с чего начать?
Напомним, ВПР — Выпускная проверочная работа.
Прежде всего, ВПР — это мониторинг, который был введен для оценки качества работы школ, чтобы понять, насколько школы выполняют свою главную задачу, которую поставило перед ними государство.
Алгоритм эффективной подготовки ребенка к ВПР:
Определите время и место, когда комфортно и удобно всем, а у вас и ребенка хорошее настроение.
Важно выбрать, с какого предмета начать. Я рекомендую начать с математики, потому что она больше всего даст ребенку уверенность в себе. Предмет очень простой, понятный, а ВПР по математике одна из самых простых.
Составьте с ребенком календарь занятий по подготовке к ВПР.
Если вы начинаете готовиться к экзамену в октябре/ноябре, то достаточно одного раза в неделю на каждый предмет (по 45 минут, т.к. на экзамен отводится именно 45 минут).
Тесты можно скачать с сайта СтатГрад
1. Самый первый раз самый первый тест ВПР мы решаем все задания вместе с ребенком:
— при выполнении заданий самого первого варианта читать текст вместе с ребенком вслух
— рассуждать вместе: что за задание/что нужно сделать/что и как вычислить/как это сделать/было ли трудно/если да, то почему
— решив задание, посмотреть, сколько баллов оно «стоит»
— по окончании выполнения всех заданий, вместе с ребенком сделайте для себя майнд-карту тем, которые вызвали затруднения или решались долго.
— если первый вариант решался тяжело, то второе занятие выполняете тоже вместе.
— неделю между подготовкой к ВПР «подтягиваете» темы, которые вызвали трудности.
2. Третий вариант ВПР ребенок решает полностью самостоятельно 45 минут.
Шаг 1. Скажите ребенку:
«У нас с тобой сейчас пробный экзамен. Я тебе не подсказываю, ты ко мне не обращаешься, потому что на экзамене я не смогу тебе помогать. Ты решаешь сейчас, чтобы проверить себя. Не волнуйся, делай все, что сможешь. У тебя 45 минут», — после этого ребенок начинает работу.
Шаг второй. Похвалите обязательно. Мы еще не знаем результата, но он работу выполнил, значит: «Ты молодец!».
Скажите: «Ты молодец, я тобой горжусь», «Справился, все получилось»
Шаг третий. Сверяем ответы, считаем баллы.
Вы берете ответы (их можно скачать вместе с заданиями), называете правильные ответы из образца, пока не вникая в задания, а ребенок записывает то количество баллов, которые он «заработал» за каждое задание.
Суммируем количество баллов за всю работу и сверяем с таблицей «баллы-оценка» (и ответы, и таблица есть на сайте СтатГрад)
В математике максимум баллов, которые можно набрать, — 18. В критериях есть расшифровка в зависимости от того, сколько баллов у ребенка, такую оценку он и получает.
— Если у ребенка от 13 до 18 баллов — это оценка 5.
— Если у ребенка 10-12 баллов — это оценка 4.
— Если у ребенка 6-9 баллов — оценка 3.
— Если от 0 до 5 баллов — это оценка 2.
— ребенок ставит себе оценку САМ.
Как проверяем и выставляем баллы:
В критериях ответа написано, например: «Ответ 35, 1 балл».
Вы говорите: «В первом задании должен быть ответ 35. Если у тебя 35, пиши 1 балл». То есть вы — ответы, а ребенок пишет себе баллы напротив каждого задания.
Следующее задание: если у тебя решение написано, есть пояснение и полный ответ, то два балла. Если ответ неполный или нет пояснения, но решение правильное, то у тебя один балл.
То же самое в следующем задании. Найди площадь, если длина одной клетки 1 метр. Правильный ответ: 54 метра в квадрате. Если у тебя 54 кв.м, ты ставишь себе один балл. Если у тебя написано просто 54м, ставишь себе ноль баллов. (В этом задании дети часто, торопясь, забывают поставить надстрочную двойку)
Почему ребенок должен САМ проверять себя и САМ выставлять себе баллы?
Здесь очень тонкая грань.
Я хочу, чтобы вы почувствовали разницу: если бы ребенок решил задание, вы сказали «молодец», а дальше взяли его задание и стали бы править красной пастой, ставить баллы, то он никогда бы не понял и не прочувствовал вот эту глупость ошибок (например, надстрочная двойка в квадратных метрах или пояснение при решении задач), которые он совершил, не обратил бы внимания на эти слабые места, и они для него остались бы за кадром.
Почему в школах при подготовке к ВПР в 95% случаях дети решают десятки вариантов и каждый раз совершают одни и те же ошибки, и потом на итоговом ВПР тоже их совершают?
Потому что на ошибки им указывает учитель. Они эти ошибки не прочувствовали.
Где дети «теряют баллы»
Рассмотрим задачу ВПР:
Масса девяти чемоданов с вещами равна стольки-то, масса пустого такая-то, чему равна масса вещей в одном чемодане?
Ребенок решил эту задачу по действиям.
Если задача решена по действиям, а не выражением, то в критериях оценивания ВПР после каждого действия, кроме наименования, должно быть еще написано, что ребенок находил этим действием (например, масса одного чемодана). То есть каждое действие должно быть пояснено. И потом подробный ответ.
Если есть пояснение каждого действия и подробный ответ, это два балла. Если просто в скобках написано (кг), а пояснения к действию нет — это один балл.
В то же самое время, если ты решаешь задачу, например, выражением (одной строчкой), то здесь пояснение писать не надо, потому что в ответе поясняется, что ты нашел.
Итак, на что надо обратить внимание ребенка для эффективной подготовки к ВПР:
Вместе с ребенком рассуждаете, что даже правильно выполнив задание, можно получить ноль баллов или потерять один балл, если не обращать внимание на «уточняющие мелочи».
В МАТЕМАТИКЕ МЕЛОЧЕЙ НЕ БЫВАЕТ.
— Последний, итоговый момент: разбор ошибок. Почему столько-то баллов за то или иное задание. Можно делать это сразу, выставляя баллы за каждое задание, а можно после подсчета баллов за всю работу.
— Похвалили друг друга, увидели, над чем еще надо поработать.
Данный алгоритм подготовки к тестовым экзаменам достаточно эффективен.
Другие алгоритмы подготовки, когда мы прорешиваем много заданий на одну тему, когда ребенок пишет, а мы потом сами проверяем, — приносят меньший результат и меньший эффект.
Ошибки, которые у него находят учитель или родители, снова всплывают у него на экзамене.
Ошибки, которые он находит сам, у него на экзамене, как правило, не проявляются.
Чтобы проверить знания ребенка мы подготовили Чек-листы проверки знаний.
С помощью данных чек-листов вы можете узнать, какими знаниями должен обладать ребенок в каждом классе, а так же наглядно увидеть разницу между различными программами.
Это прекрасный помощник для отслеживания знаний. С помощью них вы можете проверить, все ли ребенок усвоил.
Чек-лист включает следующие программы:
— Школа России
— Перспектива
— Планета Знаний
— 21 век
— Spotlight
— Starlight
— Rainbow English и др.
В результате вы увидите уровень усвоения программы, получите четкий ориентир какие предметы необходимо «подтянуть».
Регистрируйтесь и скачивайте чек-листы
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
ВПР по русскому языку: правила подготовки от репетитора
Всероссийские проверочные работы — первые серьёзные экзамены для многих школьников и их родителей. Учителя начинают готовить классы за год, но задания довольно объёмные и сложные, поэтому перед экзаменом у учеников всё равно остаётся куча вопросов. Репетитор Profi.ru Марина Алексеева подробно разбирает, на что нужно обратить внимание при подготовке к ВПР по русскому языку.
Проверочные работы с одинаковыми заданиями, которые утверждает Министерство просвещения, по своей сути похожи на ОГЭ и ЕГЭ. Однако чиновники настаивают, что ничего общего в них нет. ВПР — это экзамен скорее не для школьников, а для учителей и администрации. Контрольные не влияют на итоговые оценки ученика за год, а некоторые школы вообще не ставят оценки за ВПР.
Первые контрольные с едиными заданиями для всех школ прошли в 2015 году. Тогда их писали только ученики 4 класса, но со временем ВПР распространили на всех школьников, кроме 9, 10 и 11 классов. Для каждого класса набор предметов, по которым пишут такие работы, разный, однако проверку по русскому языку проходят все ученики.
Марина Алексеева, репетитор:
ВПР — это не экзамен, а мониторинг, то есть работа для оценки уровня знаний школьников и качества среднего образования в России. По сути, это итоговая контрольная работа, которая проверяет, как усвоен изученный за год материал. По формату она действительно немного похожа на ЕГЭ и ОГЭ — это набор заданий с кратким или развёрнутым вариантом ответа. Чтобы её написать, нужно уметь работать с текстом и хорошо знать основной курс школьной программы за конкретный класс. Проверяют работу по критериям, на основании которых выставляют баллы, а уже эти баллы переводят в оценки. Формат работы практически одинаков для всех классов, но содержание отличается.
Контрольная охватывает основной объём школьной программы, так что потом эти знания пригодятся при подготовке к ЕГЭ в старшей школе. У учеников к тому моменту уже будет сформирована необходимая база языковых и речевых умений и навыков, что позволит тратить меньше усилий и времени в 11 классе для подготовки к главному экзамену. Конечно, это не значит, что к ЕГЭ тогда вообще можно будет не готовиться, но ВПР закладывают достаточно хорошую базу на будущее.
Содержание работы обычно не выходит за рамки школьного курса, однако отбор самого языкового материала может отличаться уровнем сложности. Демонстрационные варианты можно посмотреть на официальном сайте ВПР.
4 класс
В 4 классе ВПР состоит из двух частей, которые пишут в разные дни. Первая часть — это диктант с грамматическим заданием на знание орфографии и пунктуации. Вторая часть включает задания из основных разделов школьного курса: орфоэпии, фонетики, морфологии — а также задания на работу с текстом.
Чтобы успешно написать диктант в 4 классе, нужно просто выучить основные правила русского языка за курс начальной школы и научиться применять их на практике
Все тексты в контрольной в рамках школьного курса, поэтому ничего сверхъестественного и сложного в них нет. Хотя у четвероклассников обычно бывают трудности со звуко-буквенным разбором. Умение различать звуки по глухости/звонкости, твёрдости/мягкости — необходимый навык для выполнения 5 задания 2 части работы.
Ещё стоит обратить внимание на 8 задание 2 части, в котором нужно самостоятельно сформулировать вопрос для понимания содержания текста. Чтобы выполнить его, ученик должен хорошо ориентироваться в тексте, понимать содержание и строить самостоятельное высказывание на его основе.
Обычно с текстом работают на уроках развития речи и уроках литературы в школе. При самостоятельной же подготовке можно читать с ребёнком небольшие тексты из учебника литературы или книг для внеклассного чтения, а после кратко пересказывать и формулировать основную мысль текста. На сайте «Сдам ГИА: Решу ВПР» есть много упражнений на тренировку этого задания.
Советую также дополнительно готовиться к 15 заданию 2 части работы, где проверяют умение строить самостоятельное высказывание в соответствии с речевой ситуацией. Для подготовки можно использовать тот же ресурс «Сдам ГИА: Решу ВПР». Рекомендую выполнить все упражнения этого задания, которые есть на сайте. 15 задание также предполагает знание малых жанров фольклора, в частности, пословиц. Поэтому можно выучить с ребёнком основные.
На сайте «Решу ВПР» также удобно готовиться к диктанту: здесь есть тексты работ прошлых лет и в формате аудиозаписи (для тренировки написания), и в форме написанного текста (для самопроверки).
Однако просто написать и проверить текст, не сделав никаких выводов, — бесполезное занятие. Самое важное при подготовке к диктантам — работа над ошибками. Написали текст, проверили, увидели ошибку, поняли, к какому орфографическому правилу она относится, подобрали 5-10 слов на это правило и записали. Так нарабатывается навык применения правил, доведение их до автоматизма и орфографическая зоркость.
Ещё раз коротко
5-6 классы
В 5-6 классах нет как такого диктанта. На ВПР проверяют навык списывания текста. Предложенный фрагмент нужно переписать, вставив в него пропущенные буквы и знаки препинания в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами. Кроме того, проверяют знание основных разделов школьной программы. Школьнику нужно провести фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разбор текста.
Если после самостоятельной подготовки вы всё равно переживаете, что ребёнок не сдаст контрольную или чувствуете, что он не готов, можно для уверенности позаниматься с одним из репетиторов Profi.ru по русскому языку.
Там есть специалисты, которые в достаточно короткое время могут подтянуть знания любого школьника вне зависимости от возраста или уровня подготовки.
На мой взгляд, в 5-6 классах необходимо больше внимания уделить изучению раздела «Лексика», пополнению словарного запаса достаточным количеством фразеологизмов, синонимов, антонимов, научиться разбираться в стилистической окраске слов. Также в 5-6 классах проверяют умение безошибочно списывать текст: за описки снимаются баллы — поэтому, кроме языковых умений, нужно тренировать внимательность.
Грамматические разборы и задания на развитие речи часто вызывают трудности практически у всех школьников любого возраста. Соответственно, этим видам заданий следует уделить особое внимание.
Ещё раз коротко
7 класс
В 7 классе структура работы такая же, как и в 5-6: есть текст, в который нужно вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Также ученикам дают все виды грамматических разборов и задания из основных разделов школьного курса: орфоэпии, морфологии и синтаксиса.
Сложнее всего семиклассникам даётся разграничение производных предлогов, союзов и самостоятельных частей речи (задания 3, 4). Хорошая подборка упражнений для тренировки по этой теме есть в рабочей тетради Г. А. Богдановой («Русский язык. 7 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 2») и опять же на «Решу ВПР».
Будьте внимательны на 11 и 14 заданиях, где нужно работать с текстом. В 11 задании придётся вдумчиво и внимательно прочитать текст, найти авторское отношение к вопросу, что в какой-то степени перекликается с ЕГЭ и готовит к более глубокой работе с текстом в старших классах.
Задание 14 предполагает знание жанров устного народного творчества, поэтому в течение всего обучения в школе продолжаем расширять словарный запас и запоминать пословицы.
Ещё раз коротко
8 класс
ВПР в 8 классе в учебном году 2019/2020 пройдёт впервые, поэтому на официальных сайтах пока ещё нет образцов тренировочных работ. Для подготовки советую пособие Никулиной М.Ю. «ВПР. Русский язык. 8 класс. Практикум». В нём собраны типовые варианты ВПР, включающие 12 заданий. Все задания проверяют стандартные знания школьной программы за 8 класс.
Самые большие трудности, пожалуй, могут вызвать задания на знание типов односоставных предложений и видов сказуемых (задания 3,4). Для подготовки по этим темам можно использовать пособия:
Более детально подготовиться к ВПР в 8 классе можно будет только после того, как появятся демоверсии работ в официальных источниках. Однако, учитывая содержание контрольных в других классах, ничего сверхсложного ждать не стоит.
В любом случае не лишним будет повторить материал перед контрольной, даже если вам она кажется лёгкой. Ребёнок, особенно младшеклассник, наверняка будет переживать: ведь это не обычный тест, а Всероссийская проверочная работа. Из-за волнения он может случайно наделать ошибок.