Как начать книгу
Начать работу над историей – проблема для многих. Как начать? С какой сцены? С какой фразы? Нужен ли пролог? О чем писать в первой главе?
А действительно, о чем писать в первой главе?
Ведь две-три первые главы – это «лицо» книги, и оттого, каким оно будет – скучным, тяжелым и пресным или завораживающим, интригующим и легким, – зависит судьба романа. Если читатель завязнет в описаниях, если не найдется «крючок», способный зацепить и заинтересовать, он просмотрит первые главы по диагонали, зевнет и закроет книгу.
Каким должно быть начало книги
Хорошо, когда начало:
А еще начало не должно быть оторванным от середины: все сцены первых глав – это звенья одной длинной цепи, ведущей к нарастанию интриги и конфликта, к развитию идеи.
Частая ошибка первых глав в том, что их считают «расписочными», тренировочными – набить руку, «увидеть» героя, почувствовать мир. И они пишутся абы как, «чтобы было». А когда в пятой главе герою на голову сыплются проблемы, для которых нет предпосылок, когда он «вдруг» окунается в неприятности, которым нет причин, читатель впадает в ступор от недоумения. Откуда что взялось?
Отсюда вывод: ко всему прочему начало должно быть логичным. И если вы собираетесь сочинять на ходу, если еще не придумали для героев проблемы и неприятности, то потом не поленитесь найти им причины, вернуться в начало и дополнить его предпосылками – логичными и значимыми.
Так, если в придорожном кафе на нашего «примерного» героя вдруг нападает банда байкеров, логично предположить, что по дороге он кого-то из них обидел – обогнал, показав неприличный жест, поссорился в очереди на заправке и нехорошо обозвал и пр.
Первые главы – это экспозиция: обрисовывается мир, и на шахматной доске расставляются фигуры. И в первых главах желательно показать всех основных действующих лиц – и героев, и персонажей. И даже главного злодея. Читатель должен удивляться не тому, откуда что берется, а тому, как ловко вы замаскировали врагов под друзей и наоборот, каким незаметным и непредсказуемым оказался главный злодей.
Нужен ли пролог в книге?
Что же касается пролога, то он необязателен. Но если вы решили, что он нужен, то в литературе есть следующие варианты пролога:
Первые фразы начала зависят от того, какую информацию вы хотите выдать читателю – познакомить с героем, ввести в суть дела, обрисовать интригу и намекнуть на тайну, показать мир (в фэнтези) и др.
Какую первую фразу выбрать
Первые фразы бывают:
По сюжету образ камня, который похож на кусок сала, станет важным поворотным моментом: ближе к концу романа герой очнется и поймет, что все случившееся ему привиделось, а очнется он от сравнения скользкого подоконника с камнем, похожим на кусок сала.
Также первые фразы начала могут быть биографичными, эмоционально-действенными («- Пожар! Горим!»), экспозиционными («Эта история начинается на Алтае, осенью, куда приехала на недельную экскурсию группа немецких туристов – за вдохновением, приключениями и тайнами гор»).
Выбор информации для начальных глав и первых фраз – за автором истории. Главное, они не должны быть статичными, скучными и нелогичными. Читатель может многое простить писателю, особенно начинающему, но не тоскливого «Она встала с постели, потянулась, посмотрела в зеркало и увидела там…» на три листа. И, конечно, начало должно плавно перетекать в середину, предварять основные события, вводить в курс дела.
Чем проще, логичнее и интереснее будет начало, тем вероятнее то, что читатель не закроет книгу после первых десяти листов, а погрузится в историю с головой.
Как писать вступление в сочинении по литературе?
Как писать вступление в итоговом сочинении по литературе, вступительном сочинении, а также в анализе литературного произведения (варианты вступлений,примеры вступлений, клише для написания вступлений)
Любое вступление имеет свой стандарт. Оно должно быть написано по жесткой заданной форме. Ваше сочинение — это маленькая литературоведческая статья, оно тоже имеет свой стандарт. Никто не говорил об этом стандарте, но он подразумевается.
Вы можете спросить: Уместно ли говорить о стандарте применительно к творческой работе? Не будут ли все сочинения (или, во всяком случае, введения к ним) похожи друг на друга?
Ответ: вы, может быть, не думали об этом, но на самом деле любой текст имеет свой стандарт. Это относится и к художественным произведениям. Их стандарт — это требования жанра, стиля и т. п. (отсюда — возможность их анализа с помощью специальных терминов). Более того: наше устное повседневное общение тоже имеет свои стандарты, поскольку не существует вне речевых жанров (различные виды дружеской беседы, споры, официальные диалоги, «беседы» с животными, диалог с детьми и т. д.). Этот стандарт не всегда заметен, но он существует. Стандарты многих письменных жанров специально публикуются и доводятся до сведения авторов. Работа, в которой не выполнен стандарт, просто не принимается. Умение правильно использовать тот или иной стандарт — это признак научной грамотности и культуры мышления.
Алгоритм написания вступления №1
Дайте краткую предысторию вопроса, расширьте предложенную тему на одну логическую ступень.
Тема — «Образ Петра в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Порассуждайте о теме Петра в русской культуре, в творчестве Пушкина.
Тема — «Образ Москвы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Расскажите о московской теме в русской литературе.
Тема — «Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Порассуждайте о реалистических принципах изображения всех персонажей в этом романе, а потом уже переходите к женщинам.
Укажите на традицию, на истоки, на предысторию.
Эти слова должны прозвучать: «Укажем на истоки» или можно без «укажем»; «Тема. берет начало. ».
Этот алгоритм используется, если вы хорошо знаете проблему (иначе получится «вода», бессодержательные заклинания о том, что эта тема «очень важна и имеет большое значение») и если тема достаточно узко сформулирована и легко расширяется на одну ступень.
Результат: продемонстрируете ваш кругозор, красиво начнете сочинение.
Примечание: Подступ не обязательно должен быть расширением темы на одну ступень. Вы можете, например, начать с разговора о жанре, стиле, литературных течениях.
Алгоритм написания вступления №2
Алгоритм 2. «Разбиение».
Смысл этого алгоритма — ввести в ваше вступление элемент анализа. Скажите, что данная тема имеет «два аспекта», «три направления», «четыре стороны», «шесть уровней осмысления» и т. п. Предложите логическое расчленение, классификацию материала.
Например, тема — «Система образов / персонажей и т. п.». Разделить этих персонажей на группы можно по разным признакам. По роли в сюжете — две группы, по авторскому отношению — еще две группы, по средствам и приемам изображения — делятся еще на три группы. В отдельную группу можно выделить женские образы или персонажи, которые изображаются преимущественно на фоне пейзажа, или тех, у кого есть портрет и у кого нет портрета. Разделив материал на группы, получаем план сочинения.
Можно использовать выражения типа: «В сочинении мы рассмотрим сначала____, потом____, а потом_____» В этом нет ничего плохого. В целом, лучше суховатый стиль, чем «вода»!
Результат: такое вступление — то же самое, что и план. Очень помогает раскрыть тему.
Пример 1: «Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Эту тему можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, необходимо рассмотреть Хлестакова как сюжетный персонаж, в его отношении к другим характерам и к интриге. Это поможет нам определить место Хлестакова в сюжете комедии. С другой стороны, чтобы определить понятие «хлестаковщина», следует говорить отдельно о Хлестакове как самостоятельном характере, сравнивая его с героями других произведений Гоголя.
Пример 2: «Образы молодых людей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Чему нас учит эта тема (обоснование темы, как в любой научной работе — это входит в стандарт)? Чем она привлекает современного исследователя или читателя? «Анализ предложенной темы поможет нам увидеть. » Это как бы начало фразы. Дальше вы запишете возможные варианты окончания этой фразы.
Это могут быть разные положения, но они всегда имеют литературоведческий характер. Ваша цель — дать литературоведческий взгляд на проблему, но не оценку героев (плохой, хороший), не оценку эпохи (этим занимается история) и т. п. Частные оценки могут быть в середине сочинения, но не во вступлении.
Шаблоны для вступления
Трафарет, который мы вам предлагаем, помогает построить форму, композицию, а также наметить примерный ход мыслей для введения.
О чем писать во вступлении:
Примеры вступлений
Вступление «Природа в лирике М. Ю. Лермонтова»
Вступление «Реальность и фантастика у Н. В. Гоголя»
Вступление «Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Вступление «Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Вступление «Типы мечтателя и прагматика в романах И. А. Гончарова «Обломов» и И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Романы И. А. Гончарова «Обломов» и И. С. Тургенева «Отцы и дети» были восприняты современниками прежде всего как злободневные. Соответственно, образы мечтателей и прагматиков воспринимались в контексте социальноисторического противопоставления — уходящего в прошлое «дворянского гнезда» и набирающей силу разночинной интеллигенции. Однако глубокое прочтение обоих романов позволяет увидеть в них не только злободневные, но и «вечные» вопросы. Внутри категорий «мечтателей» и «прагматиков» есть свои разновидности. Что-то есть общее и у Обломова с Базаровым, и у деловитого Штольца с мечтательным Аркадием. Сопоставление двух романов с предложенной точки зрения поможет увидеть социально-философские взгляды Гончарова и Тургенева и своеобразие реализма каждого из них.
Как начинать сочинения, или Что такое вступление?
Давно было подмечено, что белый лист вызывает определенные трудности, хотя мыслей в голове много после прочтения романа, повести или рассказа. Возникают вопрос: «Как начинать сочинения, ведь от первых строчек зависит первое впечатление и дальнейшее желание его прочитать?» Прежде чем ответить на данный вопрос, нужно понять, что же такое вступление и почему оно так важно.
Для чего нужно вступление?
Начать можно с нескольких коротких, но емких вопросов, либо необходимо сформулировать простые предложения, которые содержат основную смысловую нагрузку, которая будет исследована в следующей части.
Необязательно придумывать самому, как начать сочинение по литературе, можно взять за основу шаблон и по нему создать первую часть, используя следующие приемы:
Историческое вступление
Исторические события часто поднимаются в романах. Хорошим примером могут служить «Война и мир» или «Тихий дон». Именно здесь уместно данное вступление, где поднимаются социальные темы или политические вопросы. Однако выбранное вступление необязательно должно быть связано с политикой, это может быть либо противостояние сословий, либо изменения в культурной или религиозной жизни страны. Например, описание совершения ряда преступлений после отмены крепостного права в романе «Преступление и наказание».
Если взять за основу данное направление для вступления, то вопрос о том, как начинать сочинения, отпадает. Но стоит быть осторожным, чтобы историческая справка не заняла все место в первой части, которая будет состоять из избитых фраз, о которых все знают.
Истории можно уделить первые три предложения, далее перейти к писателю и его творчеству и закончить вступление, перейдя к теме сочинения и перефразированной проблеме или вопросу.
Начало сочинения по литературе, или Прием лирического вступления
Трудоемкость этого метода заключается в том, что не всегда удается создать лирическое вступление, не хватает фраз и предложений, получается слишком сухо и неинтересно. Либо бывает наоборот, автор затягивает с объяснениями, слишком подробно расписывает обстоятельства, связанные с ним лично, и ситуация не всегда проецируется на события, которые происходили в произведении, или не получается связь с главным героем.
Еще несколько приемов для вступления
Существует еще несколько способов, как начинать сочинения, которые помогут раскрыть тему и задать определенное направление.
Практически всегда уместно биографическое вступление, нужно посвятить два-три предложения творчеству писателя. Например, тему Родины в произведениях Лермонтова можно начать с того, что поэт родился в богатой семье, но за свою жизнь он побывал в ссылке, его травили и не считали гениальным поэтом, и, казалось бы, что о Родине он не мог сказать ничего хорошего. Однако в своих произведениях поэт много касался данной темы, потому что был настоящим патриотом.
А вот как начать сочинение на тему «Отцы и дети», связанное с одноименным романом Тургенева? Тут можно использовать такой прием, как цитата или афоризм, это очень эффективный и распространенный метод. Важно подобрать правильное высказывание, которое точно отразит содержание сочинения.
Отметить стоит и прием «сравнение», начав с описания исторического события, когда создавалось произведение. Далее, оттолкнувшись от него, упомянуть, насколько актуально было создание данного произведения и насколько актуально оно сейчас, даже если было написано в 19 или 20 веке.
Но сложность данного приема заключается в том, что автор сочинения должен хорошо знать культурные традиции, общественные устои тех времен и положение вещей в настоящем времени, чтобы применить такой прием, как сравнение.
Вступление в итоговом сочинении и его виды 2021
Информация актуальна для 2021-2022 года!
Вступления бывают:
А теперь рассмотрим каждое из них на примерах.
Биографическое вступление
Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».
Аналитическое вступление
Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или кому-либо, способность твѐрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не ждѐт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.
Цитатное вступление
«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всѐ чаще приходится сталкиваться в обществе?
Личностное вступление
Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…
Рекомендации по вступлению в итоговом сочинении
Как начать писать рассказ
Мы уже знаем кое-что о жанре рассказа, об авторском замысле, важности плана и о том, как его составлять из статьи «Как написать рассказ. Авторский замысел. План». Самое время поговорить о том, как начать писать рассказ, ведь начало – важная часть, призванная привлечь внимание читателя.
А как писали классики.
Рассказ – это прозаическое произведение небольшого размера, что делает совершенно необходимым уже с первых строк, абзацев чем-то зацепить читателя. Если ему захочется узнать, что же дальше, как будут развиваться события, любопытство и любознательность поведут его дальше.
Во время курса писательского мастерства кто-то из участников заметил: «У многих писателей 18-19 веков идут длинные описания вначале, и это не помешало им стать классиками».
Согласна. Тот же Чехов мог дать описание природы в начале рассказа, или броситься в довольно длинное лирическое отступление. И это оправдано: в те годы ни тебе телевизора, ни интернета не было, и время шло гораздо медленнее.
В наше время с его клиповым восприятием реальности такие долгие описания с рук не сойдут.
Классиков берутся читать люди подготовленные: они наверняка знают об особенностях текстов писателей того времени и настроены на них. А от современников читатели ждут динамики, особых зацепок, которые поведут его вслед за героями через перипетии их судеб.
Удачное начало рассказа
Есть много вариантов удачного начала рассказа. Рассмотрим несколько из них.
Интересные декорации. Не описывая нудно, дайте понять читателю, как выглядит место, через звуки, запахи, ощущения и как это относится к вашим персона
Провоцирующее событие. Какое-то изменение обычной жизни, естественного хода событий.
Например, описываем действия неверной жены, которая в 12 часов ночи на пороге квартиры сталкивается с разъярённым мужем. Или описываем момент столкновения двух самолетов над спящим городом.
Неожиданное сильное заявление. Рассказ Эми Блум «История» начинается со слов: «Вы не узнали бы меня год назад» – и наше любопытство разбужено.
Не всегда просто и быстро находится такое заявление. Однако на это стоит потратить время: его вознаградит читательский интерес.
…Пишу эти строки. Балкон открыт. Современная планировка домов создает эффект микрофона, потому все, о чем говорится на улице, слышно очень хорошо на нашем втором этаже. Слышу, как женщина громко возмущается, разговаривая по телефону:
– Ей позвонили – а она мне звонит! Вместо того, чтобы самой решить проблему…
И вот уже я – само внимание: захотелось узнать, что так возмутило женщину, кого она отчитывает и что за проблему должен самостоятельно решить другой абонент…
Намёк. Можно начать с описания обычного события, но при этом намекнуть на то, что вокруг происходит нечто необычное.
Например, утро в деревне: хозяйка зовет всех за стол, дети усаживаются, муж привычно разворачивает газету. А в это время кто-то наблюдает за ними в бинокль из окна соседнего дома. Чего он наблюдает-то? Понятно, не зря – и читатель напрягся, хотя пока и не знает, что должно произойти.
Захватывающее воспоминание, сон и т.п. Важно только следить, чтобы читатель понял, где сон, где – реальность.
Причуда персонажа. Мы уже говорили о том, как назвать персонажей, чтобы они вызвали эмоции у читателя. Причуда – еще одна важная характеристика, которая сделает нашего персонажа запоминающимся.
Например, ваш герой любит есть руками. Или он красит волосы в зеленый цвет. И мы сообщаем об этом уже в самом начале рассказа.
Взаимодействие с другими персонажами. Главное, помним: важно дать побольше эмоций.
Пример: диалог нерадивого сына с разъяренным его поступком отцом. Мы хотим, чтобы читатель пожалел сына? Или он также возмущен, как и отец? Диалоги получатся разные, но выписать их надо так, чтобы привлекли внимание читателя.
Упражняемся!
Продумать, о чем будет рассказ, какова его основная идея. Вы уже знаете, чем можете зацепить своего читателя? Уверены, что это зацепит?
Написать первые 1-3 абзаца рассказа.
Позвоните подруге либо другу и прочтите начало вашего рассказа: зацепило ли их?
Можете выкладывать пробные варианты в комментариях под этой статьей, и мы вместе подумаем, насколько ваше начало получилось интригующим или захватывающим.
Ещё немного вашего внимания…
P.S. Напоминаю о конкурсе комментариев, который решила провести в связи с тем, что до трехтысячного комментария(не учитывая моих) осталось недалеко. О конкурсе впервые написала под рассказом «Чужак», который, кстати, сегодня разместила в полном объеме.
Пока-пока. Рекомендую напоследок также прочесть:
Начинайте писать рассказы – и статья «Как начать писать рассказ» вам в помощь!