Свято-Троицкая
Сергиева Лавра.
Сергиев Посад
Можно обращаться с любыми просьбами
Свято-Троицкая
Сергиева Лавра. Сергиев Посад
Можно обращаться
с любыми просьбами
К сожалению, заявки больше не принимаются.
Вы можете отправить послание уже сейчас — оно не потеряется.
Или подпишитесь на рассылку о поездках
В далеком 1337 году, посреди Дремучего Радонежского леса, была основана пустынь, которая превратилась в один из самых красивых монастырей, коим он остается и в наши дни, Троице-Сергиеву Лавру.
В летописи монастыря до наших дней сохранилось немало свидетельств чудес, совершенных его настоятелем, преподобным Сергием Радонежским.
К Сергию приходили со всех уголков страны, прося о помощи в исцелении, избавлении от душевных терзаний. День и ночь тянулись к нему страждущие, потерявшие всякую надежду. Известна история об отце, пришедшем к Сергию за помощью своему сыну. Но ребенок умер на руках родителя. Сергий, силой молитвы, смог воскресить мальчика.
Сегодня великий Святой считается заступником детей, школьников и студентов, защитников родины на поле брани, а также всех болезных и страждущих.
К нему обращаются при любой беде. У Сергия просят:
– Об исцелении души и тела
– О развитии ума и успехах в учебе. Часто об этом просят родители за своих детей
– О помощи в сложных жизненных ситуациях
– За военнослужащих, несущих службу в армии, горячих точках
– О победе в судах и тяжбах (при условии, что вы выступаете за правое дело)
– О помощи в решении рабочих вопросов.
Сколько стоит отправить послание
в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру?
На отправку посланий нет фиксированной цены, так как каждый переводит по мере своих возможностей и силе желания.
Часть средств я оставляю на пожертвование в местах, в которые отвожу ваши послания, часть перевожу в благотворительный фонд Ксении Безугловой «Возможно ВСЁ», который помогает людям с инвалидностью, часть средств идут на расходы проекта.
Если у вас нет возможности перевести любую сумму, то вы можете оформить послание в разделе «Особые просьбы». Там не нужно ничего оплачивать. Я верю, в закон взаимообмена энергий: поэтому сделайте взамен доброе дело тому, кому это сейчас необходимо из вашего окружения.
Как сформулировать послание?
1. Пишите от души, со всей любовью.⠀⠀
2. Количество желаний никем не ограничено, пишите сколько хотите. И маленькие и большие мечты — важны все. ⠀
3. Благодарите! Обязательно. У каждого есть за что можно поблагодарить.
4. Акцентируйте внимание на том, что хотите, чтобы исполнилось, а не что должно закончиться. Неверно: «Я хочу избавиться от….». Верно: «Я хочу приобрести, обрести, иметь….»
5. Дополняйте в конце: «Если это во благо мне (ей, ему, им)»⠀
6. Тщательно подумайте, какое истинное Ваше желание. Например, выйти замуж за «Ваню», или все-таки стать счастливой женой, где будут любящие доверяющие, уважительные…… и т.п. отношения. А там ☝️решат с «Ваней» это или не с Ваней.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось Епархиальное собрание г. Москвы
Святейший Патриарх Кирилл: Задача пастырского окормления подростков — открыть молодым людям путь ко спасению
Святейший Патриарх Кирилл: Люди обеспокоены ограничением привычных прав и возможностей
Святейший Патриарх Кирилл призвал московских клириков поддерживать высокий уровень пастырского служения
Святейший Патриарх Кирилл поддержал доступ в храмы без QR-кодов, но предостерег от сравнения кода с «печатью антихриста»
Свято-Троицкая Сергиева лавра

Обитель Живоначальной Троицы основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г. на холме Маковец в 70 км к северо-востоку от Москвы.
На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879), а также сщмч. Владимир (Богоявленский; †1918).
В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. В 1608-10 гг. обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч).
С 1688 г. монастырь является ставропигиальным. В 1744 г. обитель получила статус Лавры.
С 1814 г. на территории Лавры располагается Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 г. в Москве. Переведенная после пожара 1812 г. в Лавру, академия разместилась в бывших Царских чертогах XVII в.
В 1920 г. Лавра была закрыта, в ее зданиях разместились Историко-художественный музей и другие учреждения, часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в 1946 г. В 1949 г. в стенах Лавры возобновила свою деятельность Московская духовная академия. В 1971, 1988, 1990 гг. в Троице-Сергиевой обители проходили Поместные Соборы.
В 1993 г. архитектурный ансамбль Лавры включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Храмы и часовни
Подворья и скиты
Святыни
Раки с мощами прп. Сергия Радонежского и Никона Радонежского (Троицкий собор); прп. Максима Грека и прп. Антония Радонежского (храм Сошествия Святого Духа); свт. Иоасафа, митрополита Московского, прп. Дионисия Радонежского и свт. Серапиона, архиепископа Новгородского, частицы мощей свт. Николая Чудотворца, первомученика архидиакона Стефана, вмч. Пантелеимона, часть пояса Пресвятой Богородицы и др. святыни (Серапионова палата); Тихвинская и Черниговская иконы Божией Матери (Троицкий собор), икона свт. Николая (в храме прп. Сергия) и др.
Богослужение
Утреннее богослужение ежедневно, начиная с 5.30. Вечернее богослужение в 16.45 по будням, в воскресные и праздничные дни в 17.00.
7 чудесных историй Троице-Сергиевой лавры
Это знамение произошло в Троице-Сергиевой лавре во время ее осады польско-литовским войском, в сентябре 1606 года – накануне Сергиева дня. Священник по имени Пимен горячо, проливая слезы, молился Божьей матери. Вдруг в окне кельи он увидал яркий, ослепительный свет. Он испугался, решив, что неприятели подожгли святую обитель и это горят здания монастыря. Вот как об этом написано в книге «Осада Троице-Сергиевой лавры»: «В испуге и смятении он поспешно выбежал из келии; выйдя же на крыльцо, он увидал ярко сиявший огненный столп, который поднимался над самою церковную главою и вершиною своей достигал небес. Пимен еще более ужаснулся при виде этого чудного знамения и созвал братию и бывших в монастыре посторонних мирян. Наконец собралась целая толпа народа, и все смотрели на огненный столп и дивились чудесному знамению. Так прошло несколько минут. Потом огненный столп начал мало-помалу опускаться, обратился в светлое облако и проник сквозь окно в соборный храм Пресвятой Троицы».
Существует много свидетельств о том, как то монахам, то паломникам Троице-Сергиевой лавры являлись люди и даже животные, жившие в лавре раньше, но уже умершие. А еще чаще людям «является» монастырская стена: то деревянная, то с пушками – и является так явственно, что смотрящие не сомневаются в истинности того, что видят. Описывают они стену именно такой, какой она в действительности была, не забывая подробностей: можно даже пересчитать ядра пушек, застрявшие меж бревен (несмотря на то, что каменные стены сменили деревянные еще в XVI веке). Причем большинство людей, видевших загадочную стену, уверены, что ее специально оставили при перестройке как историческую реликвию.
3. Подземные дороги
4. Целебные источники
Вокруг Троице-Сергиевой лавры много источников, славящихся своей водой, излечившей уже не одного человека. По преданию, первый источник возник как чудо, когда Сергий с монахом из братии пошли к оврагу (речка возле обители мутна и мелка, ее вода почти непригодна для питья) и увидели лужицу дождевой воды в ущелье. Став на колени, преподобный Сергий долго молился, а после освятил эту лужицу. Немедленно после этого из земли забил источник. С тех пор к нему приходят люди, считая его чудотворным. У деревни Ляпино находится водопад Гремячий. Сергий Радонежский и ученик его Роман жили на этом месте долгое время. В каждой молитве Сергий просил Божьего заступничества о русском народе. На памятном знаке у этого водопада написано: «Господь внял его молитвам и с тех пор непреходящим знаком вечной памяти о великом молении преподобного Сергея за Русскую Землю из недр этой горы забили пробужденные силою духа струи благодатных источников». А самый знаменитый целебный источник лавры был обретен в 1644 году во время ремонта паперти Успенского собора. Слепой монах Панфутий получил исцеление от его воды, и после этого чуда многие верующие получали исцеление. В конце XVII века над источником соорудили часовню, стоящую там и поныне.
6. Спасение мощей преподобного Сергия
Эта история долгое время сохранялась в тайне. Во время гонений на церковь, в 1919 году перед Страстной неделей, женщина, зять которой был местным комиссаром, постучала ночью в дом священника Павла Флоренского. Она попросила его об исповеди и рассказала о телефонном разговоре с Москвой, который слышала у себя дома. Она слышала слова «опиум для народа», «кости», «лавра…» Этих слов было достаточно, чтобы той же ночью Павел Флоренский с наместником монастыря и некоторыми другими людьми тайно вошли в Троицкий собор. Сотворив молитву у раки с мощами преподобного Сергия, они вскрыли ее и заменили голову святого на голову князя Трубецкого, погребенного в лавре. Святыню они схоронили в ризнице и дали обет молчания. Через неделю, на Пасху, безбожники «разоблачали чудеса» в лавре. Удивительно, что пленка, на которую снимали это действо, оказалась засвеченной именно в том месте, где следовала запись глумления над святыней.
Главу преподобного Сергия Радонежского вернул к его мощам схиархимандрит Иларион (Удодов), который хранил ее в период с 1941 по 1945 год в алтаре церкви Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове.
7. Нить русской истории
Много историй хранит в себе Троице-Сергиева лавра. В XV веке монастырь грабил и жег хан Едигей, косовские монахи бежали сюда и строили здесь первый каменный храм, Дмитрий Шемяка захватывал в плен Василия II… Позже царская чета Годуновых молилась здесь о детородии и возводила Успенский храм, Сапега и Лисовский осаждали монастырь-крепость 16 месяцев. Здесь крестился Иван Грозный, пряталась от Стрелецкого бунта царевна Софья Алексеевна, царевичи Иван и Петр. Сюда бежал из Москвы Петр I. Для этой лавры писал свою знаменитую «Троицу» Андрей Рублев. Лавра жертвовала огромные средства на поддержку русского войска в 1812 году…
Как добраться до Лавры
Из Москвы до Свято-Троицкой Сергиевой Лавры можно добраться несколькими способами: на электричке, автобусом, на автомобиле и даже пешком. Расскажем подробнее о каждом из них.

1. Как доехать на электричке до Троице-Сергиевой Лавры
Пригородный электропоезд — наиболее распространенный способ добраться до монастыря своим ходом. Для этого необходимо приехать на Ярославский вокзал (метро «Комсомольская») и оттуда отправиться на электричке до станции «Сергиев Посад» (направление Сергиев Посад, Александров или Балакирево).
Также путь в Сергиев Посад можно начать от станции Ростокино (на МЦК одноименная станция «Ростокино»).
Время в пути и стоимость
Среднее время в пути на обычной электричке, как правило, составляет полтора часа. Билет стоит около 200 рублей. Также несколько раз в день в Сергиев Посад с Ярославского вокзала отправляется экспресс. Дорога на нём займет около часа, однако цена билета выше, чем на обычный электропоезд.
Расписание электричек и точную стоимость билета смотрите здесь.
От железнодорожной станции в Сергиевом Посаде нужно пройти пешком в сторону Свято-Троицкой Сергиевой Лавры по Сергиевской улице, расстояние составляет около 1 км. По дороге, на Блинной горе, есть смотровая площадка, с которой открывается красивая панорама Лавры. Затем спуститься в подземный переход и выйти прямиком к монастырю.
Также можно воспользоваться городским общественным транспортом: автобусом или маршрутным такси. В этом случае вам необходимо доехать до остановки «Белый пруд», а затем пройтись немного пешком.
2. Как добраться на автобусе до Сергиева Посада
Автобус № 388 из Москвы до Сергиева Посада отправляется от улицы Космонавтов, дом 2А (метро «ВДНХ») каждые 20–25 минут. Автостанция находится возле гостиницы «Космос». Выйдите из метро направо, спуститесь в подземный переход через проспект Мира. Из перехода поверните направо, через сто метров на светофоре перейдите дорогу и слева увидите остановку автобусов.
Время в пути и стоимость
Стоимость проезда около 200 рублей. Среднее время в пути — 1 ч 20 мин, если нет загруженности дорог или пробок. Из столицы первый автобус отправляется в 6:40, последний рейс — в 22:50.
Автовокзал в Сергиевом Посаде находится на одной площади с железнодорожным вокзалом.
До Троице-Сергиевой Лавры нужно пройти пешком по Сергиевской улице около 1 км, затем перейти дорогу через подземный переход к монастырю.
Также можно воспользоваться городским общественным транспортом: автобусом или маршрутным такси. В этом случае вам необходимо доехать до остановки «Белый пруд», а затем пройтись немного пешком.
3. Как доехать на автомобиле до Лавры
На автомобиле доехать до Лавры достаточно просто. Расстояние от центра Москвы до Сергиева Посада составляет около 70 км. При отсутствии пробок дорога займет чуть более часа. Необходимо выехать на Ярославское шоссе (трасса М-8 «Холмогоры»), на 46-м километре повернуть на Сергиев Посад.
В Сергиевом Посаде нужно ехать по проспекту Красной Армии (центральная улица города). Дорога приведет к Лавре.
Парковки
На проспекте Красной Армии, напротив Вечного огня, есть автомобильные парковки. Территория круглосуточно охраняется и находится под видеонаблюдением, работает шлагбаум.
Парковки расположены на проспекте Красной Армии по направлению движения к центру города. Въезд на первую из трех стоянок расположен сразу за домом 91а. График работы — круглосуточный. Сумма пожертвования за парковку легкового автомобиля — 200 рублей в сутки; для грузового авто или автобуса — 500 рублей.
4. Пешая тропа из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру
Еще один способ добраться до монастыря — туристская экотропа «Дорога в Лавру» — преемница исторической дороги в Троицкую обитель.
В течение многих лет по этой дороге ходили и цари, и простой народ. По преданию преподобный Сергий Радонежский всегда путешествовал пешком, поэтому паломничество совершали также, пешком.
Маршрут проходит от стен Московского Кремля до Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. По этой дороге можно идти пешком или проехать на велосипеде.
Протяженность пешего маршрута в Лавру составляет 120 км. Его можно пройти частями, каждый раз возвращаясь к месту завершения предыдущей части (не все могут осилить это расстояние сразу ввиду отсутствия времени или сил). По дороге в Лавру есть возможность посетить и другие знаковые места. Например, село Радонеж, Покровский Хотьков монастырь или музеи-заповедники «Абрамцево» и «Мураново».
Посмотреть карту и узнать больше информации можно здесь.
Свято-Троицкая Сергиева лавра
+ скачать и распечатать карту-схему Троице-Сергиевой лавры
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Тысячи людей со всего света приезжают в Троице-Сергиеву лавру — в монастырь, который семь веков назад основал преподобный Сергий Радонежский. Что мы знаем об истории этой великой святыни России? Какую роль она сыграла в судьбе нашего Отечества?
Возрождение страны
Основал монастырь преподобный Сергий Радонежский в XIV веке. Жил святой очень скромно, молился, трудился и воспитывал учеников, но оказалось, что для своего времени он стал одним из главных людей в России!
В те годы Русская земля была поделена на княжества, которые всё время друг с другом воевали. Это называется междоусобица. Князья без конца ссорились, выводили друг против друга войска, а порой и сами убивали людей, даже своих родственников. Это очень ослабило наш народ. Слабостью пользовалась Золотая Орда, которая тогда правила Русью: ордынские ханы всё время требовали дань, совершали набеги на наши города, сёла, деревни, грабили, убивали и жгли всё подряд.
Иногда русские князья побеждали захватчиков, порой против Орды восставали целые города. Тогда гнёт становился слабее. Но для большого сражения, которое бы совсем освободило наш народ от тяжёлого ига, время ещё не наступило. Сил было мало. Не хватало грамотных людей и книг. Даже простых ремесленников, мастеров было днём с огнём не найти. Монашеская традиция тоже была в упадке. А некоторых князей даже устраивала власть Орды — руками ханов они расправлялись со своими соперниками.
В те времена монастырь преподобного Сергия был ещё совсем небольшим. Маленькая деревянная церковь, монашеские кельи, несколько хозяйственных построек, а вокруг — глухие леса, в которых ни души. Порядки в монастыре были такие строгие, а жизнь такая непростая, что даже старший брат Сергия Радонежского Стефан не выдержал и ушел жить в московский монастырь. Но постепенно вокруг отшельника Сергия собрались другие монахи, у преподобного появились ученики, а слава о святом пошла по всей Руси и за ее пределы.
Монахи зарабатывали на жизнь своим трудом, пожертвований не брали. Сам преподобный Сергий, хоть и был сыном знатного боярина, трудился больше всех: каждый день ходил за два километра с вёдрами, чтобы с утра принести братьям воды, и плотничал, и дрова рубил, и одежду шил, и еду для братии готовил.
Преподобный говорил, что монаху, а тем более священнику, нельзя быть безграмотным неучем. Его небогатый монастырь даже на те деньги, какие имелись, в первую очередь покупал книги. И иконописцев здесь всегда принимали и опекали.
К простому и мудрому игумену приезжали за советом люди со всей страны. Преподобный жил один в лесной чаще, но когда к нему приходили за советом князья, он возвращался в обитель, чтобы помирить их, объяснял, что нельзя воевать с соседями. И даже сам ездил устанавливать мир между князьями в другие города — в Нижний Новгород, Рязань и на большое княжеское собрание в город Переяславль-Залесский.
Святой Сергий учил людей любить и прощать. И сам подавал пример смирения: когда монахи в монастыре стали спорить, кто из них главнее, Сергий потихоньку ушёл из обители, чтобы не быть причиной ссоры. Монахам потом с трудом удалось его вернуть.
Но это не значило, что святой всегда смирялся перед злом. Когда надо, он был твёрд и крепок в вере. Московский князь Дмитрий Иванович приехал однажды к Сергию за советом: покориться ханам Орды, зная, что Русская земля будет страдать всё больше, или дать отпор сильному, жестокому врагу? Преподобный не стал отговаривать князя от сражения. Наоборот, благословил Дмитрия и поручил двум своим монахам, Пересвету и Ослябе, отправиться вместе с войском.
Дмитрий победил ордынское войско в 1378 году на реке Воже, а потом, в 1380 году дал бой ордынцам за Доном, на Куликовом поле. С победы в Куликовской битве началось освобождение русских земель. А сам князь получил прозвище Донской.
Преподобного Сергия Радонежского прославили и его ученики. После кончины святого они разошлись по русским землям и создали новые обители. Знаменитые северные монастыри — и Соловецкий, и Кирилло-Белозерский, и другие — основали ученики преподобного Сергия. Выходцы из Троице-Сергиева монастыря осваивали северные земли, а вокруг северных монастырей возникали города.
70 учеников Сергия Радонежского причислены к лику святых.
Смута
Зачем в боковых воротах Троицкой церкви дыра? Почему её не заделают? Потому что это память. В ворота попало пушечное ядро. Случилось это в Смутное время, в начале семнадцатого века.
Смутное время — это когда одна династия русских князей и царей прервалась, а другая ещё не появилась. Россия осталась без сильной власти. На престоле всё время менялись князья, цари, появлялись разные самозванцы, которые хотели незаконно занять трон…
Вот сел на престол государь Василий Иванович Шуйский. Русская Церковь его признала. И Троице-Сергиев монастырь царя поддерживал. Но рядом с Москвой, в Тушине встал с большой армией самозванец Лжедмитрий II. Он выдавал себя за законного царевича, сына Ивана Грозного, которого на самом деле убили в детстве. В войске Лжедмитрия служили самые разные люди: беглые казаки, изменники-дворяне, поляки, литовцы… Все хотели отличиться и получить от фальшивого царевича награды и почести.
Лжедмитрий решил напасть на Троице-Сергиев монастырь. Зачем? Если бы он захватил обитель, он бы и Москву легко окружил, и быстро разбил бы оборону Шуйского. Но главное — самозванец понимал: если его поддержат в монастыре преподобного Сергия, ему и власть в стране захватить будет легко! А польские паны и казачьи атаманы, которые были рядом с Лжедмитрием, мечтали не столько о власти, сколько о сокровищах: думали, что ограбят монастырь и получат кучу денег.
Войска Лжедмитрия под управлением польско-литовского гетмана Яна Сапеги и пана Александра Лисовского осаждали монастырь Сергия Радонежского больше года — с октября 1608 по январь 1610. Что значит «осаждали»? Это значит — стояли под стенами монастыря, никому ни войти, ни выйти не давали, морили всех, кто был в обители, голодом, обстреливали, пытались сделать подкоп и время от времени штурмовали. И всё ждали, когда же защитники сдадутся.
Лжедмитрий надеялся, что защитники Лавры не станут рисковать жизнью ради царя Василия, а быстренько признают самозванца законным правителем и выдадут ему казну. Но участники обороны сдаваться не собирались! Ряды защитников таяли. Люди умирали от голода и ран. К лету 1609 года в монастыре из трехсот монахов осталось сорок, а способных воевать ратников — не больше двухсот. Подкрепление не могло прорваться в обитель. Вот в эти-то страшные дни и пробило пушечное ядро двери Троицкого храма — прямо во время богослужения.
Много полегло наших, но врагов — ещё больше! Стрелецкие отряды нападали на них, выбираясь из монастыря. Артиллерия била с монастырских стен, ратники осыпали неприятеля свинцом. Войска Василия Шуйского подпирали с внешней стороны. Каждый день случались стычки и бои. Пытались литовцы и поляки прорыть ход под стенами — не вышло… Измотались бойцы Лжедмитрия, устали.
7 августа 1609 года враги всё же решились на большой штурм. Армия Сапеги была уверена в победе, а двести защитников обители, голодных, израненных, ослабленных готовились к гибели. И вдруг… сами наступавшие стали бить друг друга! Как так? Оказывается, иностранные солдаты услышали в ночной тьме, как их союзники говорят по-русски, решили, что это противник, запутались в сигналах и… напали на своих! А из Троицкой обители их всех осыпали ядрами монастырские пушки! Ура! Штурм захлебнулся! А на помощь монахам уже спешило большое войско князя Скопина-Шуйского, сторонника царя Василия! Неужели осада закончится?
Да! Как писал летописец, 12 января 1610 года «…гетман Сапега и Лисовский со всеми польскими и литовскими людьми и с русскими изменниками побежали к Дмитрову, никем не гонимые, только десницей Божией. В таком ужасе они бежали, что и друг друга не ждали, и запасы свои бросали. И великое богатство многие после них на дорогах находили — не худшие вещи, но и золото, и серебро, и дорогие одежды, и коней».
Лавра выстояла! Враг бежал! И наш народ поверил в свои силы. Стойкость, смелость защитников монастыря Сергия Радонежского подарили им надежду, что неприятеля можно одолеть!
Всего через два года вокруг Троице-Сергиевой лавры собрались силы, которые помогли ополчению Минина и Пожарского дойти до Москвы и положить конец Смуте. А участники обороны обители потом признавались, что во время осады ночами видели на стене самого преподобного Сергия, который с молитвой обходил свою обитель.
Великий реформатор и великий монастырь
Об этом царь потом не забыл. Лавре помогал — построил там Трапезный храм с библиотекой на втором этаже, надвратную церковь и царский дворец. Во дворце сейчас находится Московская духовная академия, там учат будущих священников и богословов. Здания времён Петра выстроены в очень красивом стиле, который называется нарышкинское барокко.
История продолжается
К началу двадцатого века Троице-Сергиев монастырь был самым главным центром русского православия. Вокруг него вырос огромный город — Сергиев Посад. Вся жизнь города зависела от монастыря. Рядом появилась железная дорога. В Лавре было около четырёхсот монахов, а ещё студенты семинарии, паломники, работники-миряне.
Известный ученый и священник Павел Флоренский вместе с реставратором Юрием Олсуфьевым тайно вынесли из храма голову святого и спрятали её. Много лет смелые православные люди сохраняли святыню, передавая её друг другу, хотя в безбожные времена это было очень рискованно. Только после Великой Отечественной войны, когда обитель снова передали Церкви, голову вернули в монастырь.
Академия
Чем Лавра отличается от просто монастыря? В Лавре не только молятся и работают, там ещё и учат. В Троице-Сергиевой лавре в духовных школах готовят духовенство. Но так было не всегда. Советская власть после революции запретила духовные учебные заведения — семинарии. А для чего они нужны? Ведь церкви закрывали и разрушали, новым священникам и служить-то было негде. Даже Библию изучать было нельзя!
Но началась Великая Отечественная война. Главному властителю Сталину нужно было, чтобы его поддержали верующие. И он разрешил выбрать Патриарха, начать издавать «Журнал Московской Патриархии», сделал опять действующими некоторые храмы и… позволил опять готовить священников в семинариях.
В Троице-Сергиевой лавре после войны прошла первая за 26 лет литургия, а в 1949 году вновь открылись Московская духовная семинария и Академия. В монастыре опять появились монахи.
Церковь продолжали преследовать, но Лавру не закрывали: её оставили как «образцово-показательный» монастырь. Сюда даже привозили иностранцев, чтобы они увидели: в Советском Союзе христианская вера не под запретом!
В конце 80-х годов двадцатого века церковная жизнь начала возрождаться. И именно из Лавры вышли многие епископы, священники и настоятели новых монастырей. Обитель преподобного Сергия снова, как в самом начале, стала местом, из которого пошло духовное возрождение страны и Церкви.
Не самая большая церковь
Сегодня в Лавру каждый день приезжают тысячи паломников. В монастыре действует одиннадцать храмов, а литургия служится пять раз в день. Троицкий храм — не самый большой в Лавре, но сюда каждый день выстраивается длинная очередь из паломников, потому что в этом храме покоятся мощи преподобного Сергия.
Пока люди стоят в очереди, у раки* с мощами преподобного Сергия продолжается молитва: монахи читают ее, сменяя друг друга. В самом центре Лавры, в центре главного монастыря страны, разговор с Богом не прекращается ни на секунду.


























