Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-738345
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тип урока : урок развития речи, открытие новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с таким языковым явлением, как диалог; научить грамотно оформлять разговор нескольких лиц в письменной речи.
Личностные : осознание ответственности за произнесенное и написанное; интерес к созданию собственного текста — диалога, к ведению диалога.
Метапредметные : извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета, работать в группе, коммуникативно взаимодействовать с одноклассниками в процессе совместного выполнения задания; приходить к общему решению в совместной деятельности; создавать диалоги с учетом речевой ситуации.
Предметные : знать, что такое диалог, реплика; знать правило постановки знаков препинания при диалоге, схемы диалога; распознавать диалог; отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему по указанной схеме; вести диалог с опорой на предложенные этикетные слова.
— Привет, ребята! Здорово, уважаемые гости!
— Ребята, по вашим лицам я поняла, что что-то случилось, может я что-то неправильно сказала? (ответы учащихся). Исправьте меня.
— Вежливость – это одно из важнейших качеств человека.
1.1. Повторение изученного.
— Прочитайте, что говорил народ о вежливости.
Народная мудрость гласит: «Вежливость украшает человека». А: «П».
— Легко ли читать? Почему?
— Какие это предложения? ( с прямой речью).
— Что такое «прямая речь»? ( Прямая речь – это высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь).
— Расставим знаки препинания. ( на эл. доске).
— Почему отличаются знаки препинания? ( 1. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. 2. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире). (оценка).
— Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа, пропустите строчку для темы и запишите одно из высказываний, с которым вы согласны, не забудьте расставить знаки препинания.
Составьте схему записанного предложения. ( на эл. доске).
— Чему учат эти поговорки?
Инсценировка отрывка из рассказа В. Драгунского «Надо иметь чувство юмора».
— Ребята, вы узнали рассказ или его автора? Мы не случайно инсценировали отрывок из рассказа «Надо иметь чувство юмора». Сегодня день рождения Виктора Драгунского, автора «Денискиных рассказов». Он родился в 1913 году. Ему сегодня исполнилось бы 105 лет . (слайд).
— Что представляет собой этот отрывок? Что вы увидели и услышали? (разговор двух друзей, диалог).
– Главные герои рассказа «Он живой и светится» – Дениска и Мишка – мальчишки чуть младше вас, очень веселые и общительные. Посмотрите, один из разговоров друзей я записала на доске. ( Слайд 1)
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал. Здорово! И я сказал. Здорово! Мишка сел со мной и взял в руки самосвал. Ого! Где достал? Дашь мне его домой? Спросил Мишка. Я сказал. Нет, домой не дам. Подарок.
– Удобно ли читать такой разговор? Почему?
Попробуйте сформулировать тему урока.
— Запишите тему урока в тетрадь.
— Теперь обратимся к статье учебника на стр. 117 и сравним наши выводы с выводами данной статьи.
— Подтверждаются ли наши выводы правилом? Из чего состоит диалог? (реплика, слова автора).
– Как записываются реплики в диалоге? (Ставится тире в начале каждой реплики.)
– Запишите текст в виде диалога. (один человек у доски/ оценка).
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:
Мишка сел со мной и взял в руки самосвал.
— Нет, домой не дам. Подарок.
3.3. Что такое синонимы? Для чего они используются в речи? Какое слово чаще всего используется в диалоге в словах автора? (сказал).
— Какими словами можно заменить это слово, чтобы не было повтора? (спросил, крикнул, ответил, произнес, проворчал, шепнул, объявил).
— Теперь примените умение подбирать подходящие по смыслу слова, чтобы избежать повтора слова «сказал», и выполните упр. 253.
— Устная проверка двух работ, проверка в парах.
Какие вежливые слова уместно употреблять в разговоре со взрослыми, а какие – с друзьями? Взрослые – руки вниз, друзья – руки вверх.
Здравствуйте, привет, пока, доброе утро, до свидания, до скорого, благодарю, добрый день, здорово, пакеда, увидимся, будьте добры, звони, счастливого пути.
3.5. Развитие речи. Работа в парах.
Составляют письменно диалоги (без вежливых слов и с вежливыми словами). (раздаточный материал ). Обыгрывание ситуаций (6 пар учеников). Письменно в тетрадях.
— Какие “волшебные” слова необходимо использовать в устном диалоге?
Обратите внимание, как пишутся эти слова (стр. 118).
— Давайте проверим, правильно ли вы записали диалог, все ли знаки препинания расставили. (документ-камера). Проверить одну работу.
Потом проверяют каждый у себя. Обозначьте орфограммы в этикетных словах. (оценка за тетрадь).
3.6. У вас очень хорошо получилось составить диалоги на определенную тему, вы правильно расставили знаки препинания, поэтому вам не составит труда исправить ошибки в диалоге.
– садись с нами, Павлик, арбуз есть: – сказала мама, – дениска, подвинься.
Я сказал:
Привет! и дал ему место рядом с собой.
– Привет! – Сказал он и сел. «Англичанин Павля»
— Есть ли общее между диалогом и прямой речью?
— Как называются части диалога?
— Как правильно записать диалог?
— Захотелось ли вам перечитать рассказы В. Драгунского?
— А теперь давайте вернемся к началу урока, вспомним, что мы хотели сегодня узнать? Что узнали?
— Сделаем мы это в форме диалога. Примерные вопросы на слайде.
1.Чему научился на уроке?
2. Были ли трудности?
3. Какое упражнение было интересно выполнять?
4. Оцените свою работу на уроке?
5. Что узнал нового?
6. П овторил уже известное?
7. Хорошо работал на уроке?
Упр. 254. или составить диалог двух читателей рассказов В.Драгунского.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать диалог по русскому языку 5 класс с другом, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать диалог по русскому языку 5 класс с другом", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.