Как правильно просить о повышении зарплаты — советы и кейсы
Директор департамента компании Kontakt InterSearch Russia
Этот вопрос волнует многих специалистов, но не все умеют грамотно разрешать ситуацию. Вероника Ноговицина, директор департамента компании Kontakt InterSearch Russia, рассказывает, как правильно аргументировать свое повышение руководителю, чтобы добиться прибавки к зарплате или более высокой должности.
Ключевое и первое: аргументированно просить о повышении нужно и важно. Любопытно, что за все мои годы работы 9 из 10 кандидатов на собеседовании признаются, что не готовы разговаривать с руководителем на эту тему и собираются уйти с текущего места на более высокую зарплату, не попытавшись обсудить возможность карьерного продвижения внутри нынешней компании.
«Если руководитель не понимает, что я заслужил повышение по зарплате и/или позиции, значит, пойду туда, где меня оценят выше», — так обычно рассуждает большинство сотрудников.
Руководитель же думает совершенно иначе: «Если бы мой сотрудник был недоволен условиями, то давно подошел бы ко мне и задал соответствующие вопросы. Но раз он молчит, значит, ему все нравится».
При этом редко какой начальник сам инициирует такой разговор и открыто спрашивает о том, все ли устраивает подчиненного. Чаще всего ему не очень хочется заниматься этим вопросом, так как повышение нужно будет аргументировать перед вышестоящим начальством, а кроме того — обсуждать с отделом кадров, который, в свою очередь, напомнит о штатном расписании и отсутствии бюджета на ближайший год.
И хорошо, если в компании есть централизованный регулярный процесс обсуждения карьерных планов и зарплатного роста. Однако если такой процедуры нет, то необходимо на регулярной основе один-два раза в год поднимать разговор с руководителем о ваших карьерных желаниях, показателях и проектах, необходимых для повышения.
В противном случае мы имеем ситуацию: подчиненный, который ждет, что его мысли прочитает босс, и руководитель, пребывающий в уверенности, что его сотрудники отлично себя чувствуют. И так как вопрос вашей карьеры в первую очередь волнует вас, то и заниматься им придется вам.
Шаг первый. Собираем информацию
Если вы решились на откровенный разговор с начальником, придется подготовиться. Вы должны убедить босса в необходимости повышения с помощью фактов. Сначала выясните, сколько получают на такой же должности ваши коллеги в других компаниях. Есть несколько способов узнать, насколько ваша текущая зарплата «в рынке».
Здесь важно отметить, что чем выше уровень позиции, тем сильнее варьируется размер суммы и, занимаясь крайне похожей работой в компаниях разного размера, оборота и сферы, кандидаты могут получать в разы отличающиеся зарплаты.
Другой крайне важный момент — совокупный доход, то есть наличие и гарантированность получения бонусов, социальный пакет и его составляющие, наличие автомобиля. Так, например, во многих российских компаниях страховка, автомобиль, оплата парковки и гарантированные бонусы — совершенно непринятые понятия, и зарплата как компенсация за их отсутствие может быть существенно выше.
Либо наоборот, есть ряд очень крупных российских корпораций, в том числе с госучастием, в которых огромную составляющую зарплаты составляют годовые бонусы, и сравнивать здесь фиксированные зарплаты будет некорректно.
То же самое касается и вопроса про функционал: возможно, на своей текущей позиции вы уже давно выполняете ряд задач, которые присущи более высокой должности в другой компании.
Шаг второй. Репетируем разговор
После того как вы получили срез по рынку, приготовьте аргументы, связанные с вашими личными достижениями и зарплатной политикой в компании.
Шаг третий. Проводим переговоры
Нередко 50% успеха – это правильное настроение руководителя. Выберите наиболее комфортное для начальника время и день недели, постарайтесь не начинать беседу, если видите, что ваш босс не в духе и это может сказаться на результате разговора. За день или два попросите о встрече.
Начинать разговор лучше с вопросов. Узнайте у своего начальника, как он оценивает в целом вашу работу, как может охарактеризовать ваш вклад, то есть сделайте так, чтобы руководитель подтвердил, что ценит вас как сотрудника.
После этого возьмите слово и расскажите, чем вы довольны и почему вам в целом нравится работать в компании и конкретно со своим начальником — дайте понять, что вы бы хотели быть частью команды и дальше.
Затем переходите к сути своего вопроса. Озвучьте все аргументы, которые собирали и вспоминали специально к встрече. Расскажите о своей востребованности на рынке – обращениях рекрутеров и конкурентов. Объясните, что провели исследование рынка зарплат и выяснили, что получаете меньше.
Напомните о своих ключевых достижениях, о своем вкладе в бизнес, а также о том, как изменился ваш функционал за это время. Подчеркните, что сможете сделать для компании гораздо более важные вещи, если получите большую ответственность. В конце задайте вопрос: «Какие шаги мне нужно сделать, чтобы получить повышение (по зарплате)?». После того как получите ответ, спросите о сроках.
Шаг четвертый. Нейтрализуем манипуляции
Руководитель, который не хочет потерять сотрудника, но не может дать ему повышение, часто прибегает к манипуляциям. В его интересах как можно дольше тянуть время ожидания. Он постарается избежать конкретики, давая смутные и расплывчатые намеки на возможное в некоторой отдаленной перспективе повышение.
В этом случае сразу добивайтесь цифр: какие KPI и к какому сроку вам нужно сделать, чтобы получить желаемую должность или зарплату.
После того как вы обсудили этот момент устно, напишите письмо, где еще раз укажите все данные. Убедитесь, что письмо дошло и прочитано получателем. В указанную дату вы сможете вернуться к предмету обсуждения с доказательствами на руках.
Еще один распространенный прием босса – давление на эмоции. Опять же ничего не обещая или давая призрачные намеки, ваш руководитель может постараться напомнить вам, сколько всего вы вместе пережили, какая у вас замечательная команда, как он ценит вас, как доверяет и постоянно ставит в пример другим, что сейчас тяжелый период и он просит вас войти в его положение.
Иногда руководитель напоминает обо всем хорошем, что он в свое время сделал для подчиненного: например, «выбил» премию или оставил в команде за какой-то сильный промах. Для некоторых сотрудников такая похвала босса, «разговор по душам» и обманчивая убежденность о своем «долге» может стать кратковременной мотивацией.
Однако вскоре вы снова вернетесь к тому, что вас не устраивают текущие условия работы.
И наконец, не торгуйтесь по сумме. Сразу решите для себя, какой именно процент прибавки будет для вас комфортным. Имейте в виду: вы имеете полное право просить о повышении, так как в этом случае сможете быть более эффективны для этой компании. Ведите себя уверенно и с достоинством: вы не просите милостыню, а руководитель – равный вам собеседник.
Шаг пятый. Ставим сроки
С большой долей вероятности руководитель не даст вам сразу обратную связь, попросит взять паузу, чтобы все обдумать, обсудить вопрос с HR и вышестоящим начальством и пообещает вернуться с новостями позже.
Если от босса не будет фидбэка в течение двух недель, снова обратитесь к нему с напоминанием и узнайте, в чем проблема.
Если он снова попросит вас подождать и ваше подвешенное состояние будет длиться уже месяц, то, скорее всего, вам не стоит рассчитывать на повышение в этой компании. В этом случае решать вам: оставаться или все-таки попробовать счастья в другом месте.
Кейс №1
Пресс-службу крупной розничной компании покинул ее руководитель. Один из ведущих специалистов отдела решил, что эта ситуация – отличный шанс просить о повышении. Сначала он поговорил с экс-начальником: попросил дать обратную связь и объективную оценку его потенциальных способностей руководителя.
После этого разговора начальник, который собирался уходить, пообещал, что будет рекомендовать кандидатуру специалиста своему боссу, и помог организовать встречу подчиненного с директором по маркетингу.
Ведущий специалист подготовил презентацию – краткий отчет о своих ключевых достижениях и ролях в проектах, а также несколько идей, которые он готов развивать в новой должности. После этого специалисту было предложено пройти тестирование по компетенциям, которое помогло определить сильные и слабые стороны сотрудника.
В результате директор по маркетингу принял решение не брать профессионала со стороны, а сделать специалиста и.о. руководителя пресс-службы сроком на шесть месяцев с сохранением предыдущего оклада. Если специалист проявит себя хорошо, то через полгода официально перейдет на должность руководителя пресс-службы.
Кейс №2
Директор по персоналу крупной западной производственной компании проработал в компании четыре года и получил два интересных предложения о вакансиях в российских бизнесах. Также по сценарию наметил встречу с руководителем, где основным аргументом повышения зарплаты привел конкретные альтернативные предложения, поступающие от других игроков рынка.
Помимо этого, он напомнил генеральному директору об основных крупных проектах, реализованных благодаря ему.
CEO взял недельную паузу на раздумье и в итоге вернулся с обещанием повысить зарплату через три месяца в случае реализации сложного и не очень реалистичного бизнес-проекта переезда части команды в другой регион.
Проект в итоге был заморожен не по вине директора по персоналу, однако эта ситуация стала поводом не повышать зарплату. Кандидат перешел в другую компанию на более высокий оклад, а его зама повысили до директорской позиции.
Кейс №3
Руководитель отдела маркетинга вырос внутри компании с позиции ассистента и получал существенно ниже рынка. На намеки о повышении зарплаты сотрудник получал расплывчатые комментарии, что «ему и так дали шанс стать директором» вместо того, чтобы взять состоявшегося профессионала со стороны.
Руководителя такие аргументы не убедили, и он решил действовать настойчивее. Ключевым фактором стало оцифрованное представление достижений департамента за последние несколько лет, анализ эффективности и результатов компании, благодаря реализованным проектам. В итоге кандидату удалось согласовать как прирост по зарплате, так и улучшение бонусной схемы.
Кейс №4
Менеджер по логистике получал одну и ту же зарплату в течение трех лет, несмотря на то, что его функционал и ответственность росли с каждым годом, и по факту он выполнял обязанности руководителя отдела.
Когда на очередном совещании с начальником встал вопрос о делегировании менеджеру некоторых дополнительных задач по оптимизации складской службы, сотрудник не справился с эмоциями и сразу сказал, что не готов брать на себя дополнительную ответственность без мотивации. На вопрос начальника, сколько же хочет получать подчиненный, тот не смог сходу сориентироваться и попросил о прибавке в 15% от текущей суммы.
Позже он понял, что мог просить больше: руководитель уже повышал в разы зарплату его коллегам, а сам он стоит на рынке дороже. Сотрудник пытался переиграть условия, но руководитель ему отказал.
Аргументы для повышения зарплаты: хорошие и плохие примеры
Вы работаете в компании больше года. Достигнутые цели, довольные клиенты и заказчики, новые задачи — только на заработной плате это никак не сказывается. Забудьте о словах Булгакова: «Никогда ни о чем не просите. Сами придут и сами все дадут». Если надеетесь на телепатическую связь с руководителем, будьте готовы, что бюджет на повышение заработной платы уйдет более настойчивым и разговорчивым коллегам.
Говорить о повышении зарплаты стоит аккуратно и точно.
«Мне назначил встречу С. — аналитик одной из команд. Он пришел к нам восемь месяцев назад, — рассказывает менеджер по персоналу ИТ-компании. — С работой справлялся, но не более. Задач новых брать не хотел, на внутренние тренинги не ходил, коллегам помогать отказывался. И начал с того, что вот прошло время и он ожидает роста заработной платы.
«Индексации», — вот так он выразился. До сих пор удивляюсь, что люди ждут повышения просто за выслугу лет, не прикладывая к этому никаких усилий».
Как не надо просить прибавки
Шантаж: «Либо вы мне платите столько-то, либо я ухожу». Сработает максимум один раз, и то — если вы действительно незаменимы. После этого вы, скорее всего, вы автоматически попадете в кандидаты на скорое расставание.
Каприз: «Я уже три года работаю, где моя прибавка?». Платят за результат, а не за выслугу лет в компании.
Если нет ощутимой пользы, и объем ваших задач существенно не вырос за это время, то работодатель не увидит оснований для пересмотра зарплаты. Исключение — регулярное небольшое повышение зарплат (максимум на 3-5%) в крупных компаниях в связи с инфляцией. Но в компаниях, где это принято, такой пересмотр проводят и так, по инциативе работодателя, без напоминаний от сотрудников.
У вас есть тема для беседы с руководством, если размер вашей зарплаты заметно ниже среднерыночных, то есть зарплат в других похожих компаниях вашего региона за аналогичный функционал специалистам вашего уровня. Правда, чтобы приводить такой аргумент, нужно располагать фактами — например, сослаться на зарплатное исследование. Работодатель не обязан поднимать зарплату до рыночного уровня, но тем, чей труд для компании ценен, этот аргумент дает хорошие шансы на повышение. Руководство поймет, что потеряет вас, как только вы найдете вакансию с более конкурентной зарплатой.
Слухи и сплетни: «А почему Иванову повысили, а мне нет?». Во-первых, такова реальность: у сотрудников на похожих позициях могут быть разные зарплаты, само по себе это не аргумент и не всегда признак несправедливости. Вы уверены, что выполняете такой же объем задач и с таким же результатом, как Иванов? Во-вторых, обычно бонусы и заработная плата — часть коммерческой тайны, которую сотрудники не должны разглашать.
Личные обстоятельства: у вас ипотека, скоро свадьба или пополнение в семье, пожилые родители на иждивении, нужно оплатить обучение ребенка. Всё это не имеет отношения к работе, а платят вам именно за нее, и современные руководители с большим удивлением воспринимают попытки подобных аргументов для прибавки.
«Меня просто поразила одна молодая сотрудница, которая как-то пришла просить повышения зарплаты со списком своих ежемесячных расходов, — рассказывает Марина, руководитель коммуникационного агентства. — Ее аргументом было то, что ей хватает только на самое необходимое, а на дополнительные «хотелки» — нет. Поясню: у нас хороший уровень зарплат в компании, мы платим даже немного выше рынка. Но ведь и уровень расходов у каждого свой: сегодня ей не хватило на поездку на курорт, а завтра она придет просить повышения для покупки машины представительского класса? Я как руководитель и собственник бизнеса, вообще не понимаю, как можно обосновывать повышение зарплаты не своей ценностью для бизнеса, а личными потребностями. Это всё равно что попытаться продать покупателю что-то в магазине со словами: «Купите, потому что нам очень нужны деньги!». Поймите, мы находимся в рыночных условиях».
Закрытые глаза: соседний отдел сокращают, расходы «режут», а тут вы со своим повышением. Осторожно: можно попасть под горячую руку!
Как надо просить прибавки
После оценки, подведения итогов, заключения крупной сделки: «Смотрите, я стабильно перевыполняю план на 20%» или «В этом году я предложила схему оптимизации налогов, которая сэкономила нам N рублей».
При росте количества задач: «Хорошо, я готов взять на себя еще один проект. Но давайте пересмотрим уровень моей заработной платы, так как это увеличит мою нагрузку на 30%». Или так: «Смотрите, вот мой отчет о работе за три квартала текущего года, а вот отчет за тот же период прошлого года. Вот планы, которые мы обсуждаем на следующий год. Количество задач в этом году существенно выросло и продолжает расти. А зарплата осталась на том же уровне. Почему?».
При повышении в должности: «Хочу уточнить, как изменится мой доход при переходе». Бывает, назначая на новую должность с более высоким уровнем ответственности и обширным количеством задач, зарплату увеличивают очень незначительно. А то и вовсе со словами: «Поработай, покажи результат, а там посмотрим». Договариваться нужно сразу, «на берегу».
Лучшее время для подобного разговора — 3–4-й квартал, так как идет планирование бюджета на следующий год.
Если встреча закончилась отказом, обязательно уточните: что вы можете сделать для того, чтобы ваша заработная плата увеличилась? Оговорите сроки, когда можно будет вернуться к этому вопросу.
Рыночные предложения
Вы решились на активный поиск работы. Что сделать, чтобы увеличить свой доход при переходе из одной компании в другую? Как узнать, на какую сумму вы можете рассчитывать?
«Я много работаю» — не аргумент. Как просить повышения зарплаты
7 способов понять, что вы достойны прибавки
Если кажется, что вам давно не повышали зарплату, вам не кажется. Вот по каким признакам можно определить, что пора:
1. Календарь . Если вы отработали на одной должности год, это уже повод. Мужчины, кстати, обращаются к этому критерию чаще, чем женщины — те могут по два-три года ждать и сомневаться, заслужили ли. И речь идёт не про ежегодную индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги ( ст. 134 Трудового кодекса РФ ), а про повышение зарплаты конкретному человеку за его работу. Почему год? Редко бывает, чтобы за это время ничего не изменилось в работе сотрудника. Но об этом в следующих пунктах.
2. Изменение должностной инструкции . Понятно, что не все работают по этому документу, но тогда можно просто сравнить, сколько и чего входило в ваши обязанности год назад, а сколько — сейчас. Год назад вы должны были оформлять пять типов бумаг, а сейчас — семь. Год назад вы писали только новости, а теперь ещё и аналитические заметки. Изменились обязанности — должна измениться зарплата.
3. Чужая работа. Решите задачу. Дано: в отделе работало 7 человек, двое уволились. Вопрос: кто теперь выполняет их обязанности и сколько этим людям следует платить?
4. Меньше контроля и лучше результаты. Например, сначала вам не доверяли вести проект самому и над вами был куратор, а теперь вы работаете самостоятельно. Больше ответственности — больше денег. Или раньше вы делали определённый объём работы за неделю, а сейчас — за четыре дня — тоже повод.
5. Слева дороже. Следующие пункты — про внешнее подтверждение того, что уже пора. Попробуйте узнать, сколько получают люди на такой же должности или со схожими компетенциями в другой компании. Например, сходите на собеседование.
Только учитывайте специфику отрасли, в которой работаете. Если все друг друга знают, и после такой встречи вашему начальнику позвонят по-дружески поинтересоваться, отчего тот не держит такие ценные кадры — будет неприятно. И не используйте аргумент «а у них больше платят» в переговорах с руководством. Но об этом чуть позже. Пока мы говорим про внутреннюю решимость начать разговор о деньгах. Часто сделать это мешает страх, что нам не просто откажут в прибавке, а вообще выгонят. Если сходить на разведку в другую компанию, то снижается добавленная стоимость «единственной работы», оказывается, что ещё где-то есть жизнь, ищут сотрудников и даже готовы им нормально платить.
6. Оффер . Ну а если вам даже не пришлось никуда идти, а вас заметил другой работодатель и предложил вам работу — это вообще идеальная ситуация.
7. Взгляд со стороны. Поговорите с теми, с кем у вас есть доверительные отношения — друзьями, коллегами, родными, — чтобы получить поддержку. Спросите, сколько, по их мнению, должен зарабатывать человек на вашей позиции. Используйте нейтральные формулировки. Вместо «сколько должен зарабатывать я», скажите «…на такой позиции/с такими компетенциями». Так будет легче и вам, и собеседнику. Может быть, друзья скажут, какие у них на работе есть бонусы, или даже расскажут, сколько зарабатывают сами — всё это вам пригодится и вселит уверенность.
Как подготовиться к переговорам
Теперь пришло время аргументов. Отнеситесь к повышению зарплаты, как к проекту — вам нужно продать эту идею начальнику. Если у вас есть официальные KPI, то будет совсем легко. Если нет — нужно провести аудит собственной работы и трезво оценить результат. Вообще неплохо бы фиксировать точку старта, то есть записать где-нибудь и сохранить текущие показатели в тот момент, когда вы только устроились на работу или взялись за новый проект. Иначе всё забудется и не с чем будет сравнивать.
Задайте себе вопрос: «За что мне, собственно, платят? На что меня нанимали?» Вопрос этот довольно сложный, и ответ не всегда очевиден. Платят — за результат. Например, вы пишете продающие тексты. Но тексты сами по себе — не результат. Результат — количество клиентов, которые купили товар, прочитав ваш текст. Вы можете написать десять текстов, но они не приведут ни одного клиента.
Результат есть всегда, но оценить его со своей позиции бывает трудно. Нужно посмотреть на себя глазами руководителя или даже собственника компании, оценить свой вклад в развитие бизнеса. Может быть, на вашем участке производства в этом квартале не было сбоев, а в прошлом было три? Может быть раньше вы согласовывали с поставщиками договор неделю, а сейчас — за три дня?
Поэтому «я много работаю» — не аргумент. Как говорил великий экономист Питер Друкер: «Нет ничего бесполезнее, чем эффективно выполнять работу, которую делать вообще не нужно».
Заведите себе файлик, куда в конце рабочей недели будете записывать результаты. Это, кстати, очень полезное упражнение для тревожных людей и трудоголиков, которым кажется, что они всегда недорабатывают и нужно ещё и ещё.
Отведите на аудит своей работы месяц, итоги соберите в отдельный документ или презентацию. Всё. Теперь вы готовы говорить с начальником о повышении зарплаты.
Как не надо делать
Не выхватывайте начальника в коридоре или после совещания, лучше заранее договоритесь о времени встречи через секретаря. Причём тему разговора не обязательно озвучивать заранее. Поверьте, руководитель догадается, зачем вы к нему идёте.
Не говорите эмоционально . Но когда вы проделаете всю подготовительную работу, то места для эмоций не останется. Только спокойствие и рациональность.
Не сравнивайте себя с другими. «А вот Иванов в соседнем отделе получает 75 000, но работает меньше, чем я», — очень плохая тактика. Говорите о себе, показывайте свои результаты и свою ценность для компании.
Не говорите про другую работу , если не готовы действительно туда уйти. Иначе это будет выглядеть как шантаж. Даже если вы были на собеседовании, лучше сказать об этом так «я посмотрел(а), какие сейчас зарплаты на рынке». Или «у меня есть предложение по работе, там очень заманчивые деньги, но здесь я привык(ла), мне нравится коллектив». Если начинаете разговор про другую работу, будьте готовы, что вас на неё отпустят.
Как быть, если вам отказали
Если вам всё-таки отказали — ну нет денег! — есть три варианта дальнейших действий. Для начала поторгуйтесь за время (которое тоже, как известно, деньги). Например, вы справляетесь с текущими обязанностями за 35 часов вместо 40. Тогда можно попросить приходить попозже или уходить пораньше, а может быть, удастся договориться о дополнительном выходном. В итоге стоимость вашего рабочего часа вырастет, появится возможность взять подработку или просто отдохнуть, освободить место в голове для новых карьерных идей.
Если вам не дают ни денег, ни времени, то всегда есть возможность смириться, оставить всё как есть и вернуться к разговору о зарплате через полгода-год.
И наконец, третий вариант — уйти. Если вы проделали всю подготовительную работу, то документ, который вы готовили начальнику в качестве аргумента для повышения зарплаты, легко превращается в портфолио для нового работодателя.