Как писать сочинение-описание
Сочинение-описание в школьной практике имеет несколько разновидностей: описание картины, описание внешности человека (портрет), описание характера человека (характеристика), описание обстановки (интерьер), описание местности.
Всякое описание имеет целью воссоздать в воображении читающего некий образ. При этом субъект, создающий описательный текст, имеет свою точку зрения на изображаемое и может быть свободен в оценках и способах подачи материала.
Особое внимание при описании уделяется ярким и интересным деталям, особенностям, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы эти детали не выглядели разрозненно, а образовывали цельную картину, где всё взаимосвязано.
Сочинение-описание, как правило, имеет трехчастную композицию: в нем будет введение, основная часть и заключение.
План работы над сочинением-описанием
1. Во введении обозначьте объект описания: кто это или что это, почему о нём пойдет речь. Если это единичный предмет, назовите его основную функцию или роль в среде его существования. Если объект – это явление или ситуация, то во введении можно написать, с чем они ассоциируются или чем интересны в первую очередь.
2. Подумайте, что именно привлекает внимание к объекту, что делает его узнаваемым. Это могут быть его качественные характеристики или действия, которые в нём или с ним происходят.
3. В соответствии с выявлением этой характеристики используйте в основной части сочинения для описания объекта оценочные прилагательные, наречия, образные выражения, глаголы вневременного значения, которые характеризуют состояния объекта в разные периоды времени. Также используйте вышеназванные прилагательные и глаголы в сравнительных конструкциях и сложных предложениях.
4. Сначала опишите самые существенные признаки и характеристики объекта, чтобы он стал узнаваемым, а затем приступайте к подробностям и мелочам, дополняющим образ, используйте оригинальные определения и сравнения. Не давайте банальных характеристик, старайтесь показать, какой вы внимательный и тонкий наблюдатель. Для описания движения мысли используйте глаголы с нейтральным значением (можно увидеть, нужно понимать, начинаешь замечать и т.д.)
5. Завершая описание, опишите объект краткой ёмкой фразой – обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.
Как написать заключение в итоговом сочинении 2022
Для тех, кто задаётся вопросом: как писать заключение на итоговом сочинении?
Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, может быть как стандартным, так и оригинальным.
Информация актуальна для 2021-2022 года!
Заключение должно соответствовать вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.
Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.
В заключении можно:
Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.
Заключение ТРАДИЦИОННОЕ
Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:
Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.
Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.
Варианты заключения
Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.
Заключение ОРИГИНАЛЬНОЕ
Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.
Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.
Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.
Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света».
Заключение в сочинении ЕГЭ. Виды заключений с примерами
Заключение в сочинении – финальная часть всей работы.
Как и введение, заключение в сочинении ЕГЭ должно органично соединяться с основной частью работы и являться логическим завершением всех рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.
Правильно написанное заключение ещё раз обращает внимание эксперта на самое главное в сочинении.
Заключение в сочинении что это?
Заключение – утверждение, сделанное на основе вывода.
Заключение представляет собой логически завершённую мысль, высказанную во введении, и является результатом рассуждения о рассматриваемых темах и проблемах исходного текста.
Оно может быть этически корректным возражением автору или согласием и дополнением к его мыслям.
Задача заключения
Задача заключения: логически завершить сочинение, сделать вывод из всех размышлений, написанных в тексте сочинения и подвести итог, если таковой необходим.
Объём заключения в сочинении
Цельность текста сочинения обеспечивается за счёт правильного соотношения частей.
Введение и заключение должны быть не более 1/8 от объёма всего сочинения.
Схематично сочинение должно быть похоже на форму круга, то есть должно быть замкнутым.
Объём заключения: 1 — 3 предложения.
Виды заключений в сочинении
Ниже описаны все возможные виды заключений с примерами, которые можно взять за образец в написании собственного сочинения.
Тот или иной вид заключения можно использовать в зависимости от замысла автора сочинения, темы и проблемы анализируемого текста, а также творческих возможностей выпускника.
1. Заключение-вывод
Cамая типичная и логичная концовка сочинения.
Чаще всего выпускники используют этот вид заключения как самый простой в написании, так как сразу понятно, что подведён итог всех размышлений в сочинении.
Прочитав текст В.А.Каверина, начинаешь осознавать, что главное в человеке не внешность, а душа. И казалось бы, внешне человек некрасив, но он может обладать внутренней красотой, широкой душой.
2. Развёрнутая мысль
Мысль автора сочинения, выраженная во вступительной части.
Такой тип заключения помогает создать кольцевую композицию сочинения и показывает связь начала и конца работы.
А также показывает проверяющему, что достигнуто смысловое единство работы.
Материнская любовь животного и человеческая любовь одинаковы. Любая мать готова отдать жизнь за своего ребёнка! И пока мы будем осознавать это, мы будем учиться мудрости у матушки-природы.
3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме
Данный вид заключения позволяет автору сочинения показать неравнодушное отношение к теме и проблеме анализируемого текста и подчеркивает активную жизненную позицию автора.
Рассказ К.Г.Паустовского никого не может оставить равнодушным. Я согласен с автором, что порядочность человека не зависит от его образования. Поэтому люди всегда должны относиться с уважением к другим людям, кем бы они ни были.
4. Концовка — афоризм
Используя афоризм в конце сочинения его автор показывает свою эрудицию и умение соединять в единое целое разные тексты в зависимости от их проблематики, что делает выигрышным все сочинение в целом.
В жизни любого человека может настать такой момент, когда он будет готов пожертвовать собственной жизнью ради защиты родных и близких людей, ради защиты Отечества. «В жизни всегда есть место подвигу»!
5. Концовка-ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.
Если в начале сочинения выпускник использовал риторические вопросы, то, подводя итог размышлениям, уместно в конце сочинения дать краткий ответ на вопрос.
Это придаст смысловую целостность всей творческой работе.
Герой В.А. Каверина сумел разглядеть за не очень привлекательной внешностью девушки её чистую и прекрасную душу. Сможем ли мы оценить по достоинству человека, не погнавшись за внешней обёрткой? Очень хочется надеяться, что да. Ведь о красоте человека правильнее судить по его характеру и поступкам.
6. Цитата
Цитаты в заключении сочинения – это итоговые суждения, которое отражает идею или проблему текста.
Родина значима для человека своей историей былых времён, славными предками. Родина — это основа бытия всякого человека, его родной дом, это великий русский народ с его выразительным языком и богатейшей культурой. Поэтому я полностью согласен с автором, что «на каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину».
Цитаты также используют в качестве введения в сочинении, но там у них другие задачи.
7. Корректное возражение автору
Иногда бывает необходимость выразить своё несогласие с позицией автора по проблеме исходного текста, и сделать это необходимо корректно, чтобы не снизили балл за не соблюдение этических норм.
Данный вид заключения позволяет тактично высказать свою точку зрения, отличную от автора анализируемого текста.
Сложно не согласиться с Л.Ф.Воронковой. Она права, когда говорит, что каждый молодой человек имеет право сам выбирать, кем ему стать в будущем. Взрослые лишь дают советы, куда пойти учиться. Стоит ли учитывать опыт родителей или лучше выбирать профессию самостоятельно? Думаю, в различных семьях этот вопрос можно решать по-своему.
Таким образом, познакомившись с различными видами заключения в сочинении, выпускник может при проведении тренировочных работ выбрать наиболее приемлемый для себя вид заключения.
Заключение, как и введение в сочинении, не оценивается отдельными баллами, но оно необходимо, чтобы получить высший балл за 5-й критерий «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» (2 балла).
Правила написания заключительной части сочинения
Что такое заключение в сочинении
Сочинение — рассуждение на заданную тему, подкрепленное аргументами на основе литературы или личного опыта, и записанное в определенной структурированной последовательности.
Заключение в сочинении — подведение итогов всей работы в отношении основной мысли, проблематики и темы, и дополнение ее личным мнением автора.
Любое сочинение состоит из вступления, где автор формулирует проблематику, основной части, где происходит раскрытие темы и подкрепление ее аргументами, и заключения.
Предметы ЕГЭ, где пишут сочинение или эссе:
Задача заключения
Главная задача заключения — подвести итог всего авторского произведения, будь то сочинение или эссе.
Важно подвести краткий вывод, не дублируя написанное выше, не используя новых данных.
Ошибки заключения, которые допускают в школьном сочинении:
Виды заключений в сочинении
Обладание знаниями о различных видах заключений поможет оперативно выбрать, как начать и завершить сочинение.
Нельзя не согласиться с мнением автора, что отношение человека к природе демонстрирует его отношение к себе. Герой рассказа бережно заботился о саде, посаженном его бабушкой, чтил семейные ценности и уважал себя и свое дело.
В заключение хочется сказать, что внутренняя гармония достигается и в бережном отношении к природе.
Мог ли Печорин избежать дуэли, отпустить ситуацию и уехать в другой город, забыв о Мэри? Два эгоиста, Печорин и Грушницкий, не способные на настоящую любовь и дружбу, встретились на страницах одного произведения. Их противостояние было продолжительным, болезненным для обоих, поэтому дуэль стала развязкой конфликта и освобождением друг для друга.
Автор произведения нас подводит к мысли, что литература — неисчерпаемый источник для наших знаний и жизненных ориентиров. Давайте читать классику, чтобы наполнять себя добром, мудростью и опытом.
Сергей Есенин пишет: «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою»». Я разделяю мысль, звучащую в строках этого стихотворения, что любовь к родине — это и есть счастье. И для человека нет лучше места, чем его родная земля.
Подводим итог в сочинении
Итог в сочинении — это завершение всего произведения. Логичное, стилистически верно написанное заключение говорит о том, что автор осознает написанное и позиция соответствует реальным ощущениям автора.
Структура и важные аспекты
Заключение должно соответствовать всему тексту автора. Оно не может вводить новые аргументы, темы для размышления. Это завершающая концовка, итог всего вышесказанного.
В структуре сочинения заключение может занимать порядка 15% объема всего авторского произведения.
Способы оформления
Как правильно оформить заключение? Начните его с нового абзаца. Возможны два варианта перехода к завершению текста:
Клише — типовая схема употребляемых словосочетаний, устойчивая конструкция, общие модели речевого поведения.
Примеры и клише
Для успешного написания заключения сочинения запомните несколько клише. Это поможет оперативно выбрать нужную конструкцию, определить правила расстановки знаков препинания, сэкономить время на написание и итоговую проверку работы.
Клише | Пример употребления | |
Для заключения — обобщения | ||
В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что язык и слово — огромное богатство народа. | ||
Хочется верить, что уроки о доброте и человечности, полученные нами в детстве, станут большой опорой в будущем. | ||
Для заключения в форме риторического вопроса | ||
В который раз спросим себя: достаточно ли мы уделяем внимания родителям и семье? Безусловно, ответ мы не дадим, но сердце каждого человека откликнется, возможно, мы станем чуть внимательнее к родным. | ||
Заключение — призыв к действию | ||
В заключение хочется призвать людей к ответственности: давайте беречь природу для себя и для следующих поколений. | ||
Заключение — цитата | ||
ВИД ЗАКЛЮЧЕНИЯ | ОПИСАНИЕ | ПРИМЕР |