Главная » Правописание слов » Как написать зарисовку в журналистике

Слово Как написать зарисовку в журналистике - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Что такое зарисовка в журналистике?

Зарисовка – один из художественных жанров журналистики, который отличается образностью. Другими словами, зарисовка – это обобщение фактов и описание обстановки. Исходя из названия, можно догадаться, что такого рода журналистские тексты не обладают глубиной, завершенностью и аналитическими размышлениями, как и наброски художников. Автор таких материалов должен быть наблюдательным, так как зарисовка призвана объективно отображать действительность. На телевидении зарисовкой часто называют видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров (например, «Весна в Москве», «Петербургские мосты», «На бульваре» и так далее).

Основные черты

К основным чертам относятся:

Виды зарисовок

Примеры

Классический пример портретной зарисовки:

«Она была бледна прекрасной бледностью любящей взволнованной девушки, голос у нее срывался, и то, как она бросала куда попало зонтик и спешила поднять вуальку, потрясало жалостью и восторгом…».

А вот и образец пейзажной зарисовки, исполненный образности и художественности:

«В такие места лучше выезжать солнечным морозным утром, чтобы был день впереди. Но за окном машины были сумерки и осень. На горизонте пылал газовый факел. Столб огня прожигал небо и темным хвостом своим уходил к невидимым звездам. Мокрая дорога разделилась, размножилась, безымянные асфальтовые ленты, пересекая друг друга, заплелись, предлагая выбор»

Отличные зарисовки представляет нашему вниманию русская классика. Вот бытовая зарисовка, которую многие узнают:

«За полчаса все у него было готово, и он опять останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, а потом вдруг ушел куда-то в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросился на землю, лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь».

Ассоциативная зарисовка — конек Л.Н. Толстого, который построил на ней львиную долю романа «Война и мир»:

Москва между тем была пуста…Она была пуста, как пуст, бывает домирающий, обезматочивший улей. В обезматочившем улье уже нет жизни, но на поверхностный взгляд он кажется таким же живым, как и другие. Так же весело в жарких лучах полуденного солнца, вьются пчелы округ обезматочившего улья, как и вокруг других живых ульев, так же издалека пахнет от него медом, так же вылетают из него пчелы.

Источник

конспект занятия по теме «Зарисовка»

Цель: закрепление знаний о журналистских жанрах; создание зарисовки

закрепить знания о журналистских жанрах: очерк, зарисовка;

раскрыть сущность и содержание понятия «зарисовка»;

объяснить процесс создания зарисовки;

создать условия для обогащения опытом коммуникативного общения.

Возраст обучающихся: 11 лет.

Методы обучения: словесный (сообщение педагога, беседа), наглядный, практический.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: тетради, ручки, газетные вырезки.

Межпредметные связи: литература, русский язык.

Тип учебного занятия: учебное занятие комплексного применения знаний и

Организационный этап – 1 мин.

Основой этап – 38 мин.:

3. Заключительный этап:

Подведение итогов – 5 мин.

Задание на дом – 1 мин.

Организационный этап. Педагог проверяет готовность учащихся к

занятию, наличие тетрадей и ручек.

Зарисовка – это художественное описание природы, обстановки, человека, мыслей.

Цель зарисовки – объективно отражать жизнь, а в жизни есть не только хорошее, но и плохое. Необходимо уметь не только быстро схватывать существо дела, но и видеть людей, вещи в их настоящем свете. Такая драгоценная для каждого газетчика способность называется наблюдательностью. В самом названии жанра – «зарисовка» – содержится заявка: зарисовать, изобразить событие, явление, ту или иную сторону нашей действительности.

Например: Дождливое лето. Много, много воды. Много, много серого неба, и робкий лучик солнца, пробивающийся сквозь массы тяжелых туч. Промокшие поля и переполненные влагой леса ждут, когда всемогущее светило проснется и обогреет их. Люди тоже ждут, ждут тепла и света.

От этой бесконечной сырости наступает ощущение безысходности. Кажется, что лето своим горячим дыханием никогда не прогреет этот насыщенный влагой воздух, никогда река своими светлыми прохладными струями не омоет разгоряченное на солнцепеке тело, будет лишь вечный дождь, вечная сырость и серость.
Но вот, словно по велению свыше утихает ветер, и все как будто замирает в ожидании долгожданного тепла, готовясь принять на себя солнечный шквал. Лоскуты синей бирюзы ослепляют на миг, и разноцветная радуга раскрашивает лица прохожих, как будто потускневших от долгих дней ожидания света.

И моя душа, поддавшись солнечным лучам, нежится словно кошка, подставляя то один промокший бок, то другой ярко желтому диску в голубой бездонной выси. И я понимаю, что очень люблю лето, люблю солнце, люблю эту переменчивую жизнь.

КАК НАПИСАТЬ ЗАРИСОВКУ

• Начать необходимо с самого главного в описываемом объекте.
• Описывать необходимо только самое интересное, необычное, характерное.
• Соблюдай последовательность в описании.
• Язык зарисовки, по сравнению с языком других газетных жанров, более художественный. Его отличает высокая степень образности, иносказательность, использование средств художественной выразительности – тропов. Это позволяет сделать материал более интересным, красочным, помогает найти эмоциональный отклик в душе читателя. Высокая степень образности обеспечивается стилистическими фигурами и тропами.

Троп – это способ построения образа, определенная модель построения образа; преобразование смысловых единиц, путем установления разнообразных связей с другими смысловыми единицами.

Само слово «зарисовка» пришло в филологию из живописи. Зарисовать – изобразить, показать. Только средствами языка. Обычно этот жанр считается чисто литературным, далеким от публицистики.

Действительно, если на уроке литературы вас попросили написать зарисовку, вы будете стараться написать, в первую очередь, красиво, используя многочисленные эпитеты, описания, подробности, например, как голубоватое снежное кружево укутывает ветви деревьев.

Зачем это нужно в журналистике, которая имеет дело с жестким публицистическим фактом?

И вообще, имеет ли этот жанр право быть публицистическим.

Оказывается, да. Имеет. Если он не просто описывает какую-то картину природы или уголок города, но и несет в себе публицистический пафос, значимый для читателей смысл.

Например, зарисовка о любимом городе может подчеркнуть какие-то значимые для города явления, обнаружить неизвестные ранее детали факты, которые могут стать совершенно новыми и неожиданными для читателя. Она может включать в себя наблюдения за нравами жителей города, следовательно, нести в себе репортажные моменты и элементы диалога.

И, разумеется, информационым поводом для журналиста, пишущего зарисовку, обязательно будет не домашнее задание по литературе, а какая-то новость, событие, встреча, находка, неожиданное открытие.

Так информационным поводом опубликованной ниже зарисовки стало виртуальное знакомство с фотоработами фотографа, живущего в другом городе. На его фотографиях авторы неожиданно для себя Красноярск – такой, каким они его раньше никогда не видели, не обращали внимания. Это стало поводом пересмотреть свое отношение, попытаться увидеть новые детали, осмыслить новые открывшиеся факты.

Зарисовка – информационный жанр газеты, в котором представлено зримое впечатление о человеке, событии или явлении природы. Это один из наиболее распространенных жанров, особенно в районной и многотиражной печати.

Зарисовки особенно удаются тем журналистам, которые одинаково хорошо владеют художественным словом и профессиональной фотокамерой (например, В. Пескову из «Комсомольской правды» и Ю. Росту из «Литературной газеты»). То есть вершин мастерства в этом жанре добиваются те, кто имеет острый взгляд художника, наблюдательность.

В отличие от очерка для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность.

На телевидении зарисовкой часто называют так называемые видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров.

У зарисовки нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность операторской работы, проявляющаяся в строго выверенной композиции каждого кадра, в тщательности выбора ракурса, выразительной световой тональности.

Особые требования предъявляются к закадровому тексту (если он есть), в котором автор должен отойти от сухой информационности, протокольности и стараться использовать разнообразные средства образности языка.

Существуют следующие виды зарисовок:

Практическая часть.Сейчас мы поиграем в игру «Журналист-художник». (Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Участники рисуют словесную картинку прогулка по улицам Югорска.. Побеждает тот, кто сможет ярче передать «эффект присутствия».)

Педагог: А теперь каждый из вас напишет зарисовку из школьной жизни,

3.Заключительный этап.Подведение итогов. Обучающиеся говорят, чья зарисовка им больше понравилась, объясняют, почему. Педагог проводит качественный анализ работ. Ребята показывают карточки красного, желтого или зеленого цвета, выражая свое эмоциональное состояние («Светофор»). Обучающиеся убирают за собой место работы.

Написать зарисовку на свободную тему. Набрать материал на компьютере, записать на диск. Принести на следующее занятие.

Источник

Как написать зарисовку

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 29 человек(а).

Количество источников, использованных в этой статье: 9. Вы найдете их список внизу страницы.

Количество просмотров этой статьи: 22 694.

Зарисовка (литературный набросок) – это короткое сочинение или рассказ, где могут быть описаны сцены из фильма или из жизни, персонажи или впечатления о какой-либо истории. Хорошая зарисовка должна быть краткой и обязательно сопровождаться эмоциями.

Когда-нибудь у меня будет лучший друг, настоящий. Ему я смогу доверить все свои секреты. Он всегда будет понимать мои шутки, и мне не придется объяснять их. Но пока этого не случится, я всего лишь красный шарик, шарик, привязанный к якорю.

Источник

Как написать зарисовку в журналистике

«У нас всегда остается реальная возможность газетного вмешательства и разоблачения зла».

Задать вопрос VK
Главная
Жанры
Репортаж
Интервью
Портретная зарисовка
Путевые заметки
Сатира и юмор
Натурная зарисовка
«Частная» история
Эксперимент
Есть проблема!
Материалы к уроку
Журналистика и общественое мнение
Информационная заметка. Лид.
Заголовок в газете
Посмотреть материалы урока
Видео
Словарик

Натурная зарисовка

Само слово «зарисовка» пришло в филологию из живописи. Зарисовать – изобразить, показать. Только средствами языка. Обычно этот жанр считается чисто литературным, далеким от публицистики.

Действительно, если на уроке литературы вас попросили написать зарисовку, вы будете стараться написать, в первую очередь, красиво, используя многочисленные эпитеты, описания, подробности, например, как голубоватое снежное кружево укутывает ветви деревьев.

Зачем это нужно в журналистике, которая имеет дело с жестким публицистическим фактом?

И вообще, имеет ли этот жанр право быть публицистическим.

Оказывается, да. Имеет. Если он не просто описывает какую-то картину природы или уголок города, но и несет в себе публицистический пафос, значимый для читателей смысл.

Например, зарисовка о любимом городе может подчеркнуть какие-то значимые для города явления, обнаружить неизвестные ранее детали факты, которые могут стать совершенно новыми и неожиданными для читателя. Она может включать в себя наблюдения за нравами жителей города, следовательно, нести в себе репортажные моменты и элементы диалога.

И, разумеется, информационым поводом для журналиста, пишущего зарисовку, обязательно будет не домашнее задание по литературе, а какая-то новость, событие, встреча, находка, неожиданное открытие.

Так информационным поводом опубликованной ниже зарисовки стало виртуальное знакомство с фотоработами фотографа, живущего в другом городе. На его фотографиях авторы неожиданно для себя Красноярск – такой, каким они его раньше никогда не видели, не обращали внимания. Это стало поводом пересмотреть свое отношение, попытаться увидеть новые детали, осмыслить новые открывшиеся факты.

Публикации школьников, написанные в жанре натурной зарисовки:

Источник

11.1. Зарисовка

Для текстов художественно-публицистических жанров характерен показ окружающей действительности через посредство публицистического образа, глуби­на авторского обобщения действительности, высокая эмоционально-выразительная насыщенность, особые требования к языку и стилю, сближающие эти тексты с художественной литературой.

На современной газетной полосе художественно-публицистические жанры появляются не так часто в силу того, что во-первых, само их написание требует высокого уровня мастерства, доступно не каждому журналисту, а во-вторых сегодняшняя действительность чрезвычайно динамична, в то время как написание текстов этих жанров зачастую требует времени, чтобы материал «отлежался». В сегодняшних условиях далеко не все газеты могут себе это позволить.

Между тем у художественной публицистики есть свои преимущества[74]:

а) образ активно воздействует на аудиторию, побуждая ее к сотрудничеству и сотворчеству с журналистом;

б) образ представляет собой обобщенную картину действительности и, следовательно, значительно расширяет возможности смыслового постижения действительности читателем;

в) образ, создавая определенную модель окружающего мира, интеллектуально обогащает аудиторию представлениями об эстетических возможностях воспроизведения действительности.

Образная публицистика, сближаясь с искусством, позволяет исследовать героя и автора-повествователя в их поступках и переживаниях. Жанры образной журналистики создают психологически достоверную картину действительности. Психологизм публицистики проявляется на всех уровнях ее функционирования – уровне автора, уровне героя, уровне аудитории. Восприятие художественно-публицистического произведения во многом определяется убедительностью личности повествователя и правдивостью поведения персонажей. Автор и герой создают в тексте психологический фон для восприятия идей, заложенных в материал. Соединяя логико-понятийный анализ с образным, публицистика способна объяснить самые сложные и противоречивые социально-нравственные и нравственно-психологические аспекты ситуаций.

Образность – отличительный устойчивый признак жанразарисовки. Здесь образность преобладает над информационностью. В зарисовке журналист не просто информирует о событии или личности, а создает их образ. Яркость, выразительность события обеспечивают его образное отражение.

У зарисовки нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность слова и изображения. Часто вербальные журналистские зарисовки сопровождаются целой серией фотоиллюстраций.

В газетной зарисовке автор образно (но кратко, в отличие от очерка) рассказывает о своих впечатлениях и наблюдениях, описывает обстановку, чтобы дать наиболее полную картину увиденного. В ней отсутствует сюжетное описание.

В отличие от очерка для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телевидении зарисовкой часто называют так называемые видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров.

Портретная: журналистом создается образ личности, местности или явления. Как правило, такая зарисовка предполагает образное раскрытие одного эпизода биографии, наиболее типичного для этого человека.

Ассоциативная: зарисовка, построенная на ассоциациях журналиста, выполненная в форме свободного размышления над увиденным или пережитым.

Пейзажная: журналистом описывается природа, ее состояние, настроение, возникающее в связи с определенным пейзажем.

Известны зарисовки о природе и животных В. Пескова, которые публикуются в каждом пятничном номере газеты «Комсомольская правда».

Приведем пример портретной зарисовки, посвященной районному поселку Седельниково Омской области.

Вот такой он, Омский Север

Если спросить седельниковцев, за что они любят свое село, многие не сразу отве­тят. Не задумывались. Любят – и все. И пере­живают за него. Несколько лет здесь ничего не строилось, люди теряли работу и были вы­нуждены уезжать на заработки. Сейчас в Седельниково наметились явные перемены к лучшему: строятся дома, возобновилось производство в леспромхозе, район активно участвует во всех национальных проектах. К примеру, Кейзесская общеобразовательная школа по нацпроекту «Образование» получи­ла миллион. Но старое и новое все еще со­седствуют друг с другом. Многоэтажки со стеклопакетами и покосившиеся избы, спутниковые антенны и покрытые мхом заборы, поленницы дров и современные котельные. Вот за это, наверное, и любят седельниковцы свое село. А также за деревянные дома с резными наличниками, за мосточки через речку Китюпку, за сосновый бор и чистый воздух, за соседей, которые за долгие годы стали родными и близкими. Вот такой он, Омский Север.

«Омская правда – Намедни» 19 июля 2006 года

Очерк

Очерк– художественно-публицистический жанр журналистики, в образной форме исследующий закономерности социально-нравственного бытия человека и развития общественных процессов, а также конкретные ситуации реальной действительности.

Очерк как жанр журналистики имеет сложную и многогранную природу. С одной стороны, очерк строится по законам художе­ственной литературы (наглядность и образность описания), а с другой — публицистики (опора на факт, реальные события подача их в социальном заострении, актуализация проблемы) и науки (исследование общественных отношений и проблем, рассмотрение социальных сторон деятельности личности, выявление объективных причин, породивших те или иные социальные характеры и ситуации). Соответственно автором создается или преимущественно-художественная, или преимущественно-теоретическая концепция отображаемого предмета. И уже в рамках той или иной концепции собираются или «перерабатываются» эмпирические факты. Подчеркивая специфику очерка Е. И. Журбина говорит о том, что «особенность художественности очерка. состоит в том, что публицистическая мысль в нем акцентирована, поднята, хотя и опирается на изобразительные моменты»[75]. Очерковый образ сосуществует с публици­стической мыслью. Художественный метод помогает ав­тору сделать свой образ более типичным, очистить его от всего случайного и поверхностного, дает возможность выя­вить суть человеческой личности.

А.А. Тертычный замечает в этой связи, что «преобладание в ходе подготовки очерка того или иного метода зависит, прежде всего, от цели и предмета исследования. Так, если предметом исследования выступает какая-то проблемная ситуа­ция, то целесообразным для ее исследования будет теоретический метод. Если же предметом журналистского интереса стала личность, то более подходящим для выявления ее характера будет художе­ственный метод, позволяющий, так сказать, более естественным путем проникнуть в психологию личности, без представления о которой трудно судить о достоинствах или недостатках любого че­ловека, в том числе и героя очерка»[76].

В очерке достоверная и убедительная картина действительности создается с помощью образного мышления, при котором картины, ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерке возможны два способа типизации – собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже (событии) обозначаются признаки определенного типа социального поведения, характера или явления. Во втором – в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей или событий.

Художественно-публицистический образ отличается от литературного своей четкой ориентацией на определенную авторскую идею, обусловленностью этой идеей. Авторская задача в нем просматривается ясно и определенно.

Повествование в очерке ведется от лица биографического автора, то есть от лица реально существующего журналиста.

В очерке существенную роль играет домысел. Образное преобразование реальности неминуемо ведет к ее домысливанию, когда автор занимается реконструкцией факта или ситуации (журналист не был очевидцем события, но считает необходимым его восстановить в тексте так, как оно протекало на самом деле).

Выделяют следующие типы композиционных очерковых структур[77]:

Хроникальное построение очерка (описание явлений, со­бытий, человеческой жизни в их временной последовательности). В данном случае очерк выстраивается исходя из последовательной сме­ны различных периодов, эпизодов и действий. Существует прямая и сме­щенная хронология.

При прямом хронологическом отображении автор развора­чивает повествование, последовательно описывая наиболее зна­чительные моменты из жизни героя – в портретном очерке или последовательно разворачивая перед читателями дневник путешествия – в путевом очерке. Незначимые периоды опускаются, не нару­шая хронологического принципа описания. Чтобы повысить динамику повествования, в основу хронологического очерка может быть положен ярко выраженный событийный ряд, за развитием которого чита­телю было бы интересно следить.

В хронологическом портретном очерке, как подчеркивает Т.А. Беневоленская, «очеркиста всегда подстерегает опасность увлечься чисто внешними (которые могут быть яркими, даже сенсацион­ными) подробностями быта, перипетиями судьбы в ущерб глав­ному, основному — раскрытию внутренней сути современника, его мироощущения, его социального лица, без чего нельзя пред­ставить социальную роль героя — его профессию, его дела»[78]. Увлекшись развитием сюжета, авторы порой забывают донести до читателя мысли героя, собственные размышления по поводу описываемого события.

Описание при помощи смещенной хронологии применяется, когда очеркисту необходимо ускорить или замед­лить ход повествования. В очерках со смещенной хронологией, например, рассказывая о делах человека в настоящем времени, автор может обратиться к его прошлому, используя как связки в тексте собственные мысли, ассоциации, воспоминания свои или героя очерка. Для воссоздания ог­ромного периода из жизни героя используется прием быстрой смены эпизодов.

– Построение, основанное на логике причинно-следствен­ных связей (очерк-исследование). В основе этих структур лежит не логика изложения, как в первом случае, а логика ис­следования. Выявляя различные причинно-следственные связи между явлениями действительности или исследуя внутренний мир своих героев, мотивы их поведения и т.п., автор строит произведение согласно логике развития своей мысли.

В зависимости от того, что высту­пает предметом мысли, Л. М. Майданова[79] выделяет три типа логической схемы: описательную логи­ческую схему, логическую событийную схему и соединяющую логическую схему.

В описательной логической схеме предметом анализа является некий ведущий признак, отличающий человека от всех остальных, а повествование строится на аргу­ментации выдвинутого тезиса, завершающегося выводом.

В логической событийной схеме предметом ана­лиза «становится событие, в котором автор также выделяет главную в данной ситуации и в данной концепции черту и через связь с ней вводит остальные признаки».

В третьем типе логической схемы — соединяющем — со­бытие и явление выступают на правах иллюстраций основного тезиса.

Опасность для журналиста заключается в том, что порой, увлекшись своими мыслями, он забывает об образном насыщении материала, и тогда вместо очерка получа­ется статья. Чтобы избежать этой опасности, можно использо­вать в качестве своеобразных логических мостиков различные исторические параллели, контрастные сопоставления и т. д.

Эссеистская, свободная форма построе­ния, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях. Эта форма наиболее распространена в практике газетного очерка. Она, как правило, совмещает в себе элемен­ты обоих предыдущих типов и характеризуется наибольшим многообразием употреб­ляемых композиционных приемов и средств.

Этот тип очерковой структуры наиболее удобен для краткого газетного материала, а по­тому и самый распространенный, соединяет в себе элементы первого и второго типов, а также множество других форм. «Движение мысли соединяет­ся здесь картинкой или эпизодом, лирические и философские раздумья с элементами острой фабулы. Это вольная цепь ассо­циаций по сходству и близости мыслей, образов, мотивов, бли­зости по времени и пространству»[80].

Основная трудность в выстраивании ма­териалов такого рода заключается в необходимости наиболее гармонично расположить в очерке разнородные содержательные элемен­ты.

Современному очерку свойствен документально-информационный подход, часто — в ущерб художественности. Часто журналисты, создавая портрет известного публике или, напротив, нового лица, ограничиваются кратким изложением био­графии или описанием карьеры и некоторых деловых характеристик. А.А. Тертычный объясняет это тем, «что исходный материал, т.е. фактические со­бытия, о которых сообщает очеркист, часто настолько драмати­чен, сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересных художественных произведений. В этом случае потребность в интенсивной художе­ственной переработке исходной информации нередко становится излишней»[81].

Виды очерка: портретный, проблемный и путевой.

В портретном очерке предметом изображения является личность, заинтересовавшая журналиста в силу своих наиболее типичных или наоборот ярких, нетипичных, индивидуальных характеристик.

Приведем пример портретного очерка.

Будеркин – он такой один!

Омский шинный завод, которым Петр БУДЕРКИН руководил 32 года, был флагманом отрасли.

7 апреля одному из самых известных и уважаемых людей нашего города, почетному гражданину города Омска и Омской области, Герою Социалистического Труда, участнику Великой Отечественной войны, бывшему генеральному директору Омского шинного завода Петру БУДЕРКИНУ исполняется 80 лет.

Петр Васильевич в 1960 году стал директором сажевого завода, в марте 1964-го – сорок лет назад – директором Омского шинного. Проработал на этом посту 32 года.

На вопрос о самых ярких впечатлениях молодости ответил категорично: работа и война. Двенадцатый ребенок у матери, он с детских лет трудился на земле. Был в совхозе разнорабочим и прицепщиком и комбайнером. В 19 лет – военное училище и фронт. Прошел танкистом всю войну. Три раза был ранен, дважды горел в танке. По сей день пуля в позвоночнике.

Вспоминая послевоенные годы, говорит, что люди тогда были совсем другие. Они победили, а потому вернулись с психологией и философией победителей. Да, были побитые, израненные, но гордые за себя.

После войны работал в юстиции, будучи назначенным народным заседателем и заместителем народного судьи Октябрьского (тогда Молотовского) района. Проработал почти три года. Имел благодарности за кассационную практику. Его благодарили за то, что всегда судил по совести. В те тяжелые годы, считает Петр Васильевич, иначе было нельзя – слишком высока была ответственность за судьбы людей. Ведь по указу, вышедшему в 1947 году, за украденную банку краски могли приговорить к 15 годам лишения свободы.

В 1951 году секретарь горкома Николай ВЕРБИЦКИЙ поблагодарил Будеркина за работу и направил на шинный завод.

Директором надо родиться

Петр Васильевич принял завод, как он говорит «с сохой», а оставил его самым крупным шинным заводом в стране, самым передовым по всем технолого-экономическим показателям. Работал по 15 часов в сутки. Уважал дисциплину и требовал ее от коллектива. В годы руководства Петра Будеркина шло интенсивное развитие оборонной техники и, как следствие, омской оборонки. Завод им. Баранова, «Полет», электромеханический и другие получали централизованное финансирование из Москвы. А шинникам нужно было зарабатывать деньги самим.

– Мы всю жизнь строили, – вспоминает Петр Будеркин. – Четырнадцать детских садов, три общеобразовательные, музыкальные школы, построенные хозспособом, профилакторий, в то время лучший в городе, дом и база отдыха в Саргатке, два собственных подсобных хозяйства и т.д. Жилья строилось 25 – 26 тыс. кв. м в год. Поселки 40 лет Октября, Комсомольский, дома в Чкаловском поселке, центре города. Больше, чем на шинном, жилья не строили нигде. После моего ухода не построено ни одного сантиметра.

Из 14 шинных заводов в бывшем Советском Союзе на восьми директора – ученики Петра Будеркина. По мнению юбиляра, сегодняшний руководитель ОАО «Омскшина» Вадим ЛУРИЯ – достойный преемник и прирожденный директор. Человек очень грамотный и компетентный. Самое ценное, что ему удалось, – сохранить коллектив, традиции, не растерять старые кадры, опытных специалистов. Завод по-прежнему в лидерах отрасли, хотя условия работы сегодня, конечно же, другие.

Уроки современной бюрократии

Больше всего в этой жизни Петр Васильевич не приемлет и ненавидит бюрократию. Считает, что сегодня она приобрела гипертрофированные формы и так больше продолжаться не может. Бюрократы были всегда, но такого ранее не было. К его 80-летнему юбилею на заводе было решено установить табличку, гласящую о том, что ОАО «Омскшина» в такие-то годы возглавлял Будеркин Петр Васильевич – участник Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда, почетный гражданин города Омска и Омской области (кстати, он единственный, кто носит оба эти почетных титула). Слова «участник Великой Отечественной войны» в тексте пропустили.

В администрации города сказали: «Текст давал завод». На заводе ответили: «Ничего мы не давали». Несколько дней юбиляр, возмущаясь, не мог разрубить этот бюрократический узел. Он считает, что можно было не писать ничего, оставить только «участник Великой Отечественной войны». Но современные бюрократы ему заявляют, что, мол, все уже согласовали!

Михаил, ты не прав!

Он работал при Сталине, Хрущеве, Брежневе, Ельцине и Горбачеве. Лично встречался со всеми, кроме Сталина. Всегда имел свое мнение, умел его обосновать и показать свою правоту. С Горбачевым спорил по-крупному. Один из таких принципиальных споров состоялся в Мраморном зале ЦК партии по вопросу введенной госприемки. Спорили два дня. ГОРБАЧЕВ: «Вы не до конца понимаете государственную политику!» БУДЕРКИН: «Мне госприемка не нужна! У меня на заводе 170 человек – ОТК и почти 30 – военные представители. Самая главная приемка – это качество продукции!»

Когда директор вернулся в Омск, на завод прислали проверяющую бригаду – человек двенадцать. Состоялось два экстренных заседания бюро обкома партии. Случай-то невиданный! На второе заседание бюро Петр Васильевич пришел с заявлением: или нет госприемке, или освобождение от занимаемой должности. После долгих совещаний бюро решило: в виде исключения разрешить Омскому шинному заводу в течение года работать без госприемки. Через полгода госприемка в СССР была похоронена.

По поводу этого совместного российско-словацкого предприятия у Петра Будеркина – особое мнение. Лично он был против. И полагает, что это была попросту дань моде. Для расширения производства в свое время был построен огромный 10-гектарный корпус. В металле. Он пустует до сих пор. И когда образовывался «Матадор» Петр Васильевич предложил половину площадей этого гиганта отдать под СП.

Но словакам понравился другой корпус. А в нем стояло новейшее отечественное оборудование с поточными линиями вулканизации. Нигде в мире их не было. Однако Поваренкин, который был в то время генеральным директором, уступил словакам. Действующее оборудование демонтировали и попросту выбросили на свалку. Оно до сих пор ржавеет.

Но, с другой стороны, по мнению Петра Васильевича, «Матадор-Омскшина» сегодня успешно работает, развивается, имеет мощную современную производственную базу, высокую культуру производства и у него есть чему поучиться.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать зарисовку в журналистике, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать зарисовку в журналистике", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как написать зарисовку в журналистике:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн словарь однокоренных слов русского языка.