Жалоба на несправедливый суд в ООН
КПЧ ООН действует на основании Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и Факультативного протокола к указанному Пакту. Российская Федерация признает компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения лиц, находящихся под ее юрисдикцией, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения положений Пакта.
Требования к обращению в КПЧ ООН отличаются от требований ЕСПЧ. Если Вы решили обратиться с жалобой на несправедливое судебное разбирательство, то необходимо учесть следующее.
Главным преимуществом обращения в КПЧ ООН является фактическое отсутствие сроков обращения. То есть, если Вами пропущен срок обращения в ЕСПЧ, то Вы ещё можете обратиться в КПЧ ООН, так как таких ограничений там нет. Вместе с тем, это не значит, что время обращения вовсе ничем не ограничено. В соответствии с правилом Процедуры 96 (с), обращение может быть расценено как злоупотребление правом, когда оно направлено спустя пять лет после исчерпания внутренних средств правовой защиты либо через три года после завершения другой процедуры международного разбирательства (например, отказа в ЕСПЧ).
В отличие от ЕСПЧ, даже в случае установления нарушения в отношении Вас, КПЧ ООН не присуждает никакой компенсации.
С жалобой в КПЧ ООН могут обращаться только индивидуальные лица. Таким правом не обладают ни группы лиц, ни организации. Иначе говоря — с жалобами не могут обращаться различные общества и фонды.
Право обратиться с жалобой имеет только лицо, которое чувствует себя жертвой нарушения государственным органом одного из прав, провозглашенных в Пакте. Это означает, что с жалобой может обратиться непосредственно потерпевшее лицо, которому в результате нарушения прав человека был причинен какой-либо ущерб. В особых случаях, например, если жертва нарушения прав человека находится в психиатрической больнице, КПЧ ООН может принять жалобы, поданные членами семьи.
Жалоба не может касаться содержания закона или другого правового акта, даже если данный правовой акт явно противоречит Пакту. КПЧ ООН не имеет права проверять соответствие внутреннего законодательства положениям Пакта.
Предметом жалобы могут быть только права человека, провозглашенные в Пакте. Применительно к уголовному процессу это Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14). Это наиболее обширная статья, в которой установлен ряд прав обвиняемого и принципы уголовной процедуры.
Основные формальные требования к написанию жалобы следующие.
Подающий жалобу обязан использовать все внутренние средства обжалования, предусмотренные национальным законодательством. Так, в уголовных делах следует обжаловать приговор в суде вышестоящей инстанции. Принцип исчерпания средств обжалования означает, что предметом жалобы может быть только окончательное решение (вступившее в законную силу судебное решение). Причиной отклонения большинства жалоб является тот факт, что заявители не исчерпали всех внутренних средств обжалования.
Обращаю Ваше внимание, что КПЧ ООН отклонит жалобу, если этот же вопрос уже рассматривается другим международным органом, например Европейским Судом по правам человека. Следовательно, нельзя обращаться с жалобами одного и того же содержания в различные международные органы. Однако, если ЕСПЧ уже рассмотрел Вашу жалобу и отказал Вам по каким-то причинам, Вы можете обратиться в КПЧ ООН.
Если Комитет придет к заключению, что права человека нарушены не были, он уведомляет о своем решении соответствующее государство и подавшего жалобу. Решение Комитета является окончательным.
Комитет по правам человека, констатируя, что государство нарушило права человека, указывает на решения (действия), которые квалифицирует как нарушение, а также соответствующие положения Пакта. Часто случается так, что среди многочисленных обвинений, с которыми выступает заявитель, Комитет признает обоснованными только некоторые.
Факультативный протокол, увы, не налагает на государства правовой обязанности выполнять рекомендации Комитета. Тем не менее, государство, которое одобрило международный контроль, имеет политическую обязанность подчиниться решению Комитета.
Комитет назначает по каждому делу срок — как правило, 180 дней, — в течение которого государство должно представить информацию о мерах, принятых для выполнения рекомендаций. Соответствующая информация должна быть помещена в периодических докладах.
По вопросу оказания юридической помощи обращайтесь по лефонам:
Жалоба на несправедливый суд в ООН
КПЧ ООН действует на основании Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и Факультативного протокола к указанному Пакту. Российская Федерация признает компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения лиц, находящихся под ее юрисдикцией, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения положений Пакта.
Требования к обращению в КПЧ ООН отличаются от требований ЕСПЧ. Если Вы решили обратиться с жалобой на несправедливое судебное разбирательство, то необходимо учесть следующее.
Главным преимуществом обращения в КПЧ ООН является фактическое отсутствие сроков обращения. То есть, если Вами пропущен срок обращения в ЕСПЧ, то Вы ещё можете обратиться в КПЧ ООН, так как таких ограничений там нет. Вместе с тем, это не значит, что время обращения вовсе ничем не ограничено. В соответствии с правилом Процедуры 96 (с), обращение может быть расценено как злоупотребление правом, когда оно направлено спустя пять лет после исчерпания внутренних средств правовой защиты либо через три года после завершения другой процедуры международного разбирательства (например, отказа в ЕСПЧ).
В отличие от ЕСПЧ, даже в случае установления нарушения в отношении Вас, КПЧ ООН не присуждает никакой компенсации.
С жалобой в КПЧ ООН могут обращаться только индивидуальные лица. Таким правом не обладают ни группы лиц, ни организации. Иначе говоря — с жалобами не могут обращаться различные общества и фонды.
Право обратиться с жалобой имеет только лицо, которое чувствует себя жертвой нарушения государственным органом одного из прав, провозглашенных в Пакте. Это означает, что с жалобой может обратиться непосредственно потерпевшее лицо, которому в результате нарушения прав человека был причинен какой-либо ущерб. В особых случаях, например, если жертва нарушения прав человека находится в психиатрической больнице, КПЧ ООН может принять жалобы, поданные членами семьи.
Жалоба не может касаться содержания закона или другого правового акта, даже если данный правовой акт явно противоречит Пакту. КПЧ ООН не имеет права проверять соответствие внутреннего законодательства положениям Пакта.
Предметом жалобы могут быть только права человека, провозглашенные в Пакте. Применительно к уголовному процессу это Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14). Это наиболее обширная статья, в которой установлен ряд прав обвиняемого и принципы уголовной процедуры.
Основные формальные требования к написанию жалобы следующие.
Подающий жалобу обязан использовать все внутренние средства обжалования, предусмотренные национальным законодательством. Так, в уголовных делах следует обжаловать приговор в суде вышестоящей инстанции. Принцип исчерпания средств обжалования означает, что предметом жалобы может быть только окончательное решение (вступившее в законную силу судебное решение). Причиной отклонения большинства жалоб является тот факт, что заявители не исчерпали всех внутренних средств обжалования.
Обращаю Ваше внимание, что КПЧ ООН отклонит жалобу, если этот же вопрос уже рассматривается другим международным органом, например Европейским Судом по правам человека. Следовательно, нельзя обращаться с жалобами одного и того же содержания в различные международные органы. Однако, если ЕСПЧ уже рассмотрел Вашу жалобу и отказал Вам по каким-то причинам, Вы можете обратиться в КПЧ ООН.
Если Комитет придет к заключению, что права человека нарушены не были, он уведомляет о своем решении соответствующее государство и подавшего жалобу. Решение Комитета является окончательным.
Комитет по правам человека, констатируя, что государство нарушило права человека, указывает на решения (действия), которые квалифицирует как нарушение, а также соответствующие положения Пакта. Часто случается так, что среди многочисленных обвинений, с которыми выступает заявитель, Комитет признает обоснованными только некоторые.
Факультативный протокол, увы, не налагает на государства правовой обязанности выполнять рекомендации Комитета. Тем не менее, государство, которое одобрило международный контроль, имеет политическую обязанность подчиниться решению Комитета.
Комитет назначает по каждому делу срок — как правило, 180 дней, — в течение которого государство должно представить информацию о мерах, принятых для выполнения рекомендаций. Соответствующая информация должна быть помещена в периодических докладах.
По вопросу оказания юридической помощи обращайтесь по лефонам:
Как написать заявление в кпч
С общим перечнем международных организаций, в которые можно обратиться в случае невозможности получения защиты в национальных органах юстиции, и краткой характеристикой случаев обращения в эти органы можно ознакомиться по ссылке. В этой статье мы расскажем о последовательности действий по обращению в Комитет по правам человека.
Следует отметить, что Республика Беларусь – один из рекордсменов по обращениям в Комитет по правам человека.
Комитет по правам человека (далее – КПЧ, Комитет) – это международный орган, который создан в соответствии с Пактом для контроля и мониторинга выполнения этого международного договора государствами-участниками. Согласно Первому Факультативному протоколу Комитет по правам человека имеет компетенцию принимать и рассматривать сообщения лиц, утверждающих о нарушении государствами-участниками их прав, предусмотренных Пактом. Пакт ратифицирован БССР в 1973 году. Дата вступления в силу для Беларуси 23.03.1976. Факультативный протокол ратифицирован в 1992 году. Поэтому Комитет по правам человека имеет компетенцию рассматривать жалобы от лиц, находящихся под юрисдикцией Беларуси.
Для уяснения правового смысла права и его ограничения полезно ознакомиться не только со статьями Пакта, но и с Замечаниями общего порядка Комитета по правам человека, в которых на основе юриспруденции Комитета дается толкование содержания прав (своего рода комментарии статей Пакта), а также с практикой этого органа по конкретными делам (подробнее). Все документы готовятся на официальных языках ООН, в том числе на русском.
Из Факультативного протокола нужно уяснить условия приемлемости индивидуального сообщения. Это те условия, которые следует выполнить или которым должна соответствовать жалоба для того, чтобы она была зарегистрирована Группой по петициям (Секретариатом), а после регистрации – рассмотрена Комитетом по существу.
Вкратце эти условия (критерии приемлемости) таковы:
Если правовая защита на национальном уровне неоправданно затягивается (например, расследование исчезновения человека ведется несколько лет и неизвестны его результаты) либо на национальном уровне отсутствуют эффективные средства правовой защиты (например, условия содержания в изоляторе не могут быть изменены путем обращения в суд), сообщение может быть подано без исчерпания внутренних средств, но при этом необходимо тщательно обосновать, почему они не исчерпаны.
Если существует несколько направлений исчерпания внутренних средств правовой защиты (например, обжалование содержания под стражей прокурору и в суд), то для целей обращения в КПЧ необходимо исчерпать средства защиты по одной линии. При этом нужно учитывать, что в понимании Комитета именно судебное обжалование признается эффективным средством правовой защиты, и если действия государственных агентов не обжалованы в суде, необходимо продемонстрировать, почему заявитель счел это обжалование неэффективным или недоступным.
На национальном уровне заявление о нарушении права в идеале должно быть указано в жалобах со ссылкой на нормы Пакта.
Для оформления сообщения лучше использовать формуляр.
В нем отражается информация об авторе сообщения, его представителе (если таковой есть), перечисляются все жалобы, поданные на национальном уровне, и результаты их рассмотрения (это важно для признания сообщения приемлемым), аргументы заявителя – почему он/она считает, что его/ее право (и какое) по Пакту нарушено.
Самое сложное для того, кто ранее не работал с нормами международного права, аргументировать сообщение не с точки зрения положений национального законодательства, а с позиции нарушения норм Пакта. Какую аргументацию использовать, юрист решает сам, стандартов здесь немного. Вряд ли с первого раза получится написать сообщение самостоятельно. Изучение практики Комитета, Замечаний общего порядка, уже ранее поданных сообщений и консультации со специалистами по этому вопросу помогут выполнить эту задачу.
В заключительной части сообщения необходимо изложить, какие меры, по мнению заявителя, должен рекомендовать Комитет государству для устранения нарушения, если признает таковое: индивидуального и общего характера. К индивидуальным мерам можно отнести выплату компенсации, возмещение расходов, публичное извинение, аннулирование судимости, пересмотр дела и т.п. К общим мерам относятся те, которые позволят предотвратить подобные нарушения в будущем: например, изменение определенной нормы закона или практики его применения и т.п.
Сообщение может быть подано в КПЧ на русском языке, так как это один из официальных языков ООН. Если одновременно с сообщением на русском будет подано сообщение в качественном переводе на английский – это не помешает.
Если объем сообщения составит более 20 страниц, то к нему нужно приложить краткое резюме.
К сообщению формируется пакет приложений: жалобы в национальные инстанции, ответы на них (специальное заверение копий не требуется), нормы национального законодательства, которые применялись по данному делу (если они не указаны в самом сообщении), другие письменные материалы, которые доказывают доводы заявителя (решения национальных органов, распечатки из СМИ, объяснения свидетелей, доклады международных организаций или неправительственных организаций/выдержки из них, другие документы). Важно: аудио- и видеоматериалы, электронные ссылки не будут рассматриваться Комитетом как доказательства, принимаются только письменные материалы.
Сообщение направляется по одному из следующих каналов связи:
Почта
Petitions and Inquiries Section
Office of the High Commissioner for Human Rights
United Nations Office at Geneva
1211 Geneva 10, Switzerland
Факс
+ 41 22 917 90 22
(особенно по срочным вопросам)
В последнее время вся коммуникация с КПЧ ведется по электронной почте. Поэтому нужно отсканировать подписанное сообщение (лучше приложить также в WORD) и с приложенными отсканированными или электронными документами направить на электронную почту. Для целей коммуникации с КПЧ лучше создать отдельный электронный ящик.
Сразу после отправления на мейл должно прийти автоматическое подтверждение получения. После этого нужно набраться терпения и ждать регистрации сообщения.
От момента направления до регистрации сообщения может пройти от нескольких недель до нескольких месяцев. В результате, если Секретариат не увидит явную неприемлемость на стадии регистрации, вы получите регистрационное письмо, где будет указан номер, присвоенный сообщению (его необходимо будет указывать при дальнейшей коммуникации), и то, что сообщение и все материалы к нему перенаправлены государству для комментариев.
Если у сотрудников Секретариата, которые обрабатывают сообщение, возникнут какие-либо вопросы или сомнения, то вы можете получить письмо, в котором будет содержаться запрос о недостающей информации. Ее нужно будет предоставить в установленный в этом письме срок.
Если сообщение явно не соответствует критериям приемлемости, вы можете получить отказ в его регистрации, который, к сожалению, оспорить нельзя. На этом процедура прекращается.
После регистрации (и направления регистрационного письма заявителю) Комитет направит государству сообщение и предложит дать ответ на него. Ответ государства (в случае его направления в Комитет) будет перенаправлен Комитетом заявителю для подготовки комментария уже заявителем. Срок для направления комментариев государства и потом – заявителя по правилам процедуры составляет до 6 месяцев каждому. В связи с COVID-19 он продлен до 8 месяцев.
Получив комментарии государства, необходимо дать на них ответ по существу в этот срок. Как правило, Республика Беларусь в настоящее время вступает в переписку с Комитетом по поводу сообщений о нарушениях.
После того как первый раунд взаимных комментариев прошел, государство вправе еще раз прокомментировать ответ заявителя, а затем заявитель – ответ государства. Но, как правило, государство не направляет комментарии второй раз.
Важно понимать, что в период регистрации и коммуникации сообщения члены КПЧ и Секретариат имеют обязательство конфиденциальности, то есть не сообщают в публичное пространство никакой информации относительно этого сообщения. Но это правило не распространяется на стороны сообщения. Заявитель может придавать огласке как факт регистрации сообщения (до этого не имеет смысла, поскольку сам факт подачи сообщения не говорит о том, что оно будет зарегистрировано и рассмотрено), так и содержание коммуникаций. Но член Комитета, который отвечает за регистрацию сообщений, может направить стороне просьбу не разглашать содержание ответа коммуникации до вынесения итогового решения.
Как только закончена коммуникация, сообщение считается готовым к рассмотрению и, если оно не имеет срочного характера (вопрос о срочности и приоритете некоторых сообщений лежит за рамками данной статьи, его нужно изучать отдельно), ожидает своей очереди на рассмотрение – до нескольких лет.
В итоге к одной из сессий Комитета, которые проходят три раза в год, сотрудник Секретариата готовит проект соображений Комитета по делу, где излагаются все доводы заявителя, содержание коммуникации с государством.
Слушание дела закрытое, без присутствия сторон, хотя в исключительных случаях это возможно по решению Комитета. В итоге КПЧ выносит решение в форме соображений, если рассмотрит сообщение по существу, или в форме решения о неприемлемости сообщения.
Соображения Комитета по правам человека направляются государству и заявителю, а после этого публикуются на ресурсе Управления Верховного комиссара по правам человека.
Получение соображений Комитета по правам человека, которыми признаны все или часть из заявленных нарушений прав по Пакту, многие заявители рассматривают как моральное удовлетворение (например), поскольку решением авторитетного международного органа, которое является окончательным, установлен факт того, что государство поступило в отношении них неправомерно. Это можно расценивать как факт того, что “дело выиграно”.
Однако до настоящего времени Республика Беларусь не рассматривает соображения КПЧ как обязательные к исполнению, хотя юридически это не так (см.: Мацкевич Н. Юридическая сила решений Комитета по правам человека ООН). В Беларуси отсутствует правовой механизм исполнения решений, а имеющиеся механизмы (например, институт компенсации морального вреда, процедуры отмены судебных постановлений) не рассматривают соображения Комитета как основание для принятия определенных решений.
Поэтому если заявитель намерен добиваться исполнения тех рекомендаций, которые даны Комитетом, и вообще изменения практики государства в отношении признания им решений международных органов, то ему и его юристам предстоит пройти еще долгий путь на национальном уровне, чтобы хотя бы продемонстрировать обязанность государства действовать в ответ на то, что Комитетом по правам человека признана его ответственность за нарушение своих обязательств по международному договору.
В самом Комитете по правам человека работает процедура последующих мер по принятым соображениям. Из членов Комитета определяется специальный докладчик по последующим мерам, который получает сообщения (если только таковые направляются заявителями) о том, какие меры предприняло государство во исполнение соображений КПЧ. И если такие меры будут сочтены недостаточными или они вообще не предпринимаются, специальный докладчик будет вести переписку с государством, предпринимать другие шаги (например, встречи с представителями государства), нацеленные на то, чтобы меры, направленные на устранение нарушения или на компенсацию, были предприняты.
В ежегодных докладах по последующим мерам Комитет публикует информацию по делам, которые находятся в процедуре по последующей деятельности. Но необходимо подчеркнуть, что это происходит лишь тогда, когда сам заявитель находится в переписке с Комитетом и сообщает ему о невыполнении соображений КПЧ. Иного механизма принуждения к исполнению у КПЧ нет.
Обращения в Комитет ООН (Комитет по правам человека)
Обращения в Комитет ООН (Комитет по правам человека)
В ситуации, когда срок обращения в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) пропущен, остаются возможности обращения в договорные органы Организации Объединенных Наций (ООН), в частности Комитет по правам человека (Human Rights Committee).
Комитет ООН действует на основании Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и Факультативного протокола к указанному Пакту. Российская Федерация признает компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения лиц, находящихся под ее юрисдикцией, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения положений Пакта.
Комитет по правам человека (КПЧ) может рассматривать индивидуальные сообщения о предполагаемых нарушениях прав, закрепленных в Международном пакте о гражданских и политических правах государств-участников первого Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах.
Плюсы и минусы обращения в Комитет по правам человека.
Главным преимуществом обращения в КПЧ является фактическое отсутствие сроков обращения, таким образом если пропущен шестимесячный (который в будущем планируется сократить до 4 месяцев) срок обращения в ЕСПЧ, то при обращении в Комитет ООН таких ограничений нет. Вместе с тем, это не значит, что время обращения вовсе ничем не ограничено в соответствии с правилом Процедуры 96 (с), обращение может являться злоупотреблением правом, когда оно представлено через пять лет после исчерпания внутренних средств правовой защиты сообщения или через три года после завершения другой процедуры международного разбирательства (например отказа ЕСПЧ).
Из минусов можно указать, отсутствие компенсации, а так же отсутствие прямого механизма реализации решений Комитета ООН, поскольку в Российской Федерации, пересмотр вступивших в законную силу судебных решений и приговоров, после вынесения решения Комитета ООН, осуществляется в порядке ст. 392 ГПК и ст. 413 УПК РФ, соответственно, с высокой долей усмотрения национальных судебных органов (в отличие от механизма действующего в отношении решений ЕСПЧ, аналогичного исполнению решений Конституционного Суда РФ).
Обращение в Комитет осуществляется на основании Международного Пакта о гражданских и политических правах.
Против кого может быть подана жалоба по договору?
Жалоба может быть подана только против государства, удовлетворяющего двум условиям:
Кто может подать жалобу?
Любое лицо может подать жалобу в Комитет против государства, которое удовлетворяет этим двум условиям (будучи участником договора и приняв компетенцию Комитета рассматривать индивидуальные жалобы), утверждая, что его права по соответствующему договору были нарушены. Не обязательно, чтобы жалобу готовил юрист, хотя юридическая консультация может улучшить качество представленных материалов. Однако имейте в виду, что правовая помощь не предоставляется в соответствии с процедурами. Можно также подать иск от имени другого лица при условии получения его письменного согласия (без требования в отношении его конкретной формы). В некоторых случаях можно возбудить дело без такого согласия, например, когда человек находится в тюрьме без доступа к внешнему миру или является жертвой насильственного исчезновения. В этих случаях заявитель должен четко объяснить, почему такое согласие не может быть предоставлено.
Подать жалобу в Комитет ООН Скачать образцы жалоб
Какую информацию необходимо предоставить в жалобе?
1. Форма подачи
Несмотря на то, что жалоба в комитет, также называемая “сообщение” или “петиция”, не обязаны быть представлены в определенном формате, настоятельно рекомендуется использовать типовую форму жалобы (образец формы жалобы для жалоб в соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах, Конвенции против пыток и Международной конвенции о ликвидации расовой дискриминации). Ваша претензия должна быть оформлена в письменном виде, написана разборчиво, предпочтительно напечатана и подписана (жалобы, отправленные по электронной почте, должны быть отсканированы). Принимаются только сообщения, представленные на одном из языков ООН (английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском).
2. Личные данные
В жалобе должна содержаться основная личная информация – имя, гражданство, дата рождения, почтовый адрес и адрес электронной почты предполагаемой жертвы нарушения; и указываться государство-участник (Пакта и Дополнительного протокола), против которого направляется жалоба. Если жалоба подается от имени другого лица, должно быть представлено доказательство его согласия (не требуется никакой конкретной формы), как указано выше, или автор жалобы должен четко указать, почему такое доказательство не может быть предоставлено. Если в жалобе поднимаются особо деликатные вопросы частного или личного характера, автор жалобы может просить комитет не разглашать его/ее имя или имя предполагаемой жертвы и/или идентифицирующие элементы в своем окончательном решении, с тем, чтобы личность предполагаемой жертвы или личности автора не стала известна общественности. Комитет может также по своему усмотрению принять решение не раскрывать эти или другие вопросы в ходе рассмотрения жалобы.
Окончательные решения, принятые комитетами, предаются гласности. Поэтому, если заявители желают, чтобы их личность не раскрывалась в окончательном решении, им предлагается сообщить об этом как можно скорее. Ввиду того, что решения комитетов, как правило, получают широкую огласку (включая распространение через Интернет, что делает практически невозможным исправление и/или удаление данных, циркулирующих в онлайновом режиме), удовлетворить просьбы о сохранении анонимности, представленные после публикации решений комитетов, может оказаться невозможным.
О любом последующем изменении адреса или другой контактной информации следует уведомлять как можно скорее.
3. Факты, свидетельствующие о нарушении прав
Кроме того, необходимо изложить в хронологическом порядке все факты, на которых основана жалоба. Перечень нарушений должен быть максимально полным и содержать всю информацию, относящуюся к делу. Заявитель также должен указать, почему он/она считает, что факты являются нарушением договора. Настоятельно рекомендуется указать права, предусмотренные договором, которые предположительно были нарушены. Целесообразно также указать, какие средства правовой защиты заявитель хотел бы получить от государства-участника, если комитет придет к выводу о том, что представленные ему факты свидетельствуют о нарушении его прав.
4. Исчерпание внутренних средств правовой защиты
Заявителю следует также подробно рассказать о мерах, принятых для исчерпания средств правовой защиты, имеющихся в государстве-участнике, против которого направлена жалоба, то есть о мерах, принятых в местных судах и органах власти государства-участника. Требование об исчерпании внутренних средств правовой защиты означает, что требования должны доводиться до сведения соответствующих национальных органов вплоть до самой высокой инстанции в соответствующем государстве. Если некоторые из этих средств правовой защиты находятся на рассмотрении или еще не исчерпаны, следует также указать их причины. Заявитель должен указать, представил ли он/она свое дело на рассмотрение другого международного органа по расследованию или урегулированию.
5. Сопроводительные документы и объем жалобы
Заявители должны представить копии всех документов (без оригиналов, только копии), имеющих отношение к их претензиям и аргументам, особенно административные или судебные решения по их претензиям, вынесенные национальными органами. Если эти документы составлены не на официальном языке Организации Объединенных Наций, необходимо представить полный или краткий перевод этих документов. Документы должны быть перечислены в хронологическом порядке, пронумерованы и сопровождаться кратким описанием их содержания. Жалоба не должна превышать 50 страниц (без приложений). Если она превышает 20 страниц, она должен также включать краткое резюме объемом до пяти страниц с выделением его основных элементов. Как отмечалось выше, информация должна представляться на одном из языков Организации Объединенных Наций (английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском).
Если в жалобе отсутствует существенная информация, подлежащая обработке в соответствии с этими процедурами, или если описание фактов неясно, то секретариат Организации Объединенных Наций (Управление Верховного комиссара по правам человека, УВКПЧ) свяжется с заявителем с просьбой о представлении дополнительной информации или повторном представлении. Заявители должны проявлять осмотрительность при ведении переписки с секретариатом, а запрашиваемая информация должна направляться как можно скорее и не позднее одного года. Если информация не будет получена в течение года с даты запроса, то дело будет закрыто.
Когда вы можете подать жалобу в соответствии с договором по правам человека?
Важно подать жалобу как можно скорее после исчерпания внутренних средств правовой защиты. Задержка с представлением дела может затруднить надлежащий ответ государства-участника, а договорному органу тщательную оценку фактических данных. В некоторых случаях представление по истечении продолжительного периода времени может привести к тому, что данное дело будет признано Комитетом неприемлемым:
По мнению Комитета по правам человека (Правила Процедуры, правило 96 (с)), задержка с представлением не будет автоматически представлять собой злоупотребление правом на представление. “(…) Злоупотребление правом на представление сообщений, в принципе, не является основанием для принятия решения о неприемлемости ratione temporis по соображениям задержки с представлением. Вместе с тем сообщение может являться злоупотреблением правом на представление сообщений, когда оно представлено через пять лет после исчерпания внутренних средств правовой защиты автором сообщения или, в соответствующих случаях, через три года после завершения другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, если только не существует причин, оправдывающих задержку с учетом всех обстоятельств сообщения”.
Процедурные вопросы
На основе вышеупомянутых требований Комитет принимает решение о том, следует ли регистрировать дело, то есть официально включать его в перечень дел для рассмотрения.
На этом этапе дело обычно передается государству-участнику, чтобы дать ему возможность высказаться. Государству предлагается представить свои замечания в установленные сроки. Два основных этапа в любом случае известны как этап «приемлемости» и этап «существа». Под «приемлемостью» дела понимаются формальные требования, которым должна удовлетворять жалоба, прежде чем Комитет сможет рассмотреть ее существо. «Существо» дела — это непосредственное рассмотрение дела, на основе которого Комитет принимает решение о том, были ли нарушены права предполагаемой жертвы по договору. После того как государство ответит на жалобу, заявителю предоставляется возможность высказать свои замечания и комментарии.
Особые обстоятельства срочности или деликатности
Некоторые комитеты могут на любом этапе до рассмотрения дела направить государству-участнику просьбу о принятии “временных мер”, с тем чтобы предотвратить нанесение какого-либо непоправимого ущерба автору жалобы или предполагаемой жертве нарушения в конкретном случае. Как правило, такие просьбы направляются с целью предотвращения действий, которые впоследствии не могут быть отменены, например, приведения в исполнение смертного приговора или депортации лица, которому угрожает применение пыток. Решение о принятии просьбы о принятии обеспечительных мер не подразумевает решения вопросов о приемлемости или по существу сообщения, однако оно должно иметь разумную вероятность успеха по существу, с тем чтобы можно было сделать вывод о том, что предполагаемой жертве будет нанесен непоправимый ущерб. Если заявитель желает, чтобы комитет рассмотрел просьбу о принятии временных мер, он/она должен прямо заявить об этом и подробно объяснить причины, по которым такие меры необходимы.
Рассмотрение Комитетом просьбы о принятии временных мер занимает несколько рабочих дней. Любая такая просьба должна поступить в секретариат как можно раньше, прежде чем совершится действие, которое нужно предотвратить.
Комитет может отозвать просьбу о принятии временных мер на основе информации, полученной от государства-участника и автора/авторов жалобы, согласно которой такие меры более не требуются.
Приемлемость жалобы
Прежде чем комитет сможет рассмотреть жалобу по существу, он должен быть удовлетворен тем, что соблюдены формальные требования приемлемости. При рассмотрении вопроса о приемлемости комитет может учитывать один или несколько из следующих факторов:
Существо жалобы
После того как Комитет признает жалобу приемлемой, он приступает к ее рассмотрению по существу, излагая причины для вывода о том, что нарушение имело место или не имело места в соответствии с применимыми договорными положениями. Как отмечалось выше, ряд государств также сделали существенные оговорки, которые могут ограничить сферу охвата обязательств в области прав человека, которые они берут на себя в соответствии с договорами. В большинстве случаев Комитет отказывается рассматривать жалобы, относящиеся к областям, охватываемым оговоркой, хотя в исключительных обстоятельствах он может считать оговорку недопустимой и рассматривать дело, несмотря на предполагаемую оговорку.
Подать жалобу в Комитет ООН Скачать образцы жалоб
Рассмотрение жалобы
Комитеты рассматривают каждое дело на закрытом заседании. Практика заключается в рассмотрении жалоб только на основе письменной информации, представленной заявителем и государством-участником. Соответственно, не существует практики получения устных представлений сторон или аудио-или аудиовизуальных доказательств (таких, как аудио-и видеофайлы). Комитеты также не выходят за рамки информации, представленной сторонами, и не стремятся к независимой проверке фактов.
В качестве общего правила и в целях ускорения процедуры комитеты рассматривают приемлемость жалобы совместно с существом дела. В этом случае применяется общая процедура, изложенная выше, то есть после получения и регистрации сообщения оно препровождается соответствующему государству-участнику, с тем чтобы оно имело возможность представить свои замечания в установленные сроки. Затем заявителю предоставляется возможность прокомментировать замечания государства-участника, после чего дело обычно готово для рассмотрения по существу Комитетом. Однако, бывают ситуации, когда Комитет принимает решение сначала рассмотреть приемлемость. В этом случае государству-участнику предлагается представить материалы по существу, если комитет признает жалобу приемлемой. В любом случае заявитель будет иметь возможность прокомментировать представления государства-участника по существу.
Как только Комитет принимает решение по данному делу, оно препровождается заявителю и государству-участнику одновременно. Один или несколько членов Комитета могут приложить к решению отдельное мнение, если они придут к выводу, отличному от заключения большинства, или, возможно, придут к такому же выводу, но по другим причинам. Текст любого окончательного решения по существу дела или решения о неприемлемости будет размещен на веб-сайте УВКПЧ в рамках решения Комитета.
Что происходит после того, как Комитет решит дело?
С самого начала следует отметить, что решения Комитета не обжалуются и что, как правило, решения являются окончательными. То, что происходит с делом впоследствии, зависит от характера принятого решения.
Когда Комитет принимает решение о том, что представленные ему факты свидетельствуют о нарушении государством-участником прав заявителя по договору, он предлагает государству-участнику представить в установленные сроки информацию о шагах, предпринятых им для осуществления выводов и рекомендаций Комитета.
Когда Комитет принимает решение об отсутствии нарушения договора или о неприемлемости жалобы, дело закрывается.
Когда Комитет приходит к выводу о существовании нарушения пакта, государство обязуется в течение 180 дней предоставить информацию о мерах, принятых для выполнения соответствующих рекомендаций. Затем ответ государства препровождается заявителю для замечаний. Если государство — участник не принимает надлежащих мер, дело рассматривается Комитетом в соответствии с процедурой последующих действий. Таким образом, с государством-участником ведется диалог, и дело остается открытым до принятия удовлетворительных мер.
Куда направлять жалобу?
По жалобам в Комитет по правам человека жалобы и вся соответствующая корреспонденция направляется:
Адрес:
Petitions and Inquiries Section
Office of the High Commissioner for Human Rights
United Nations Office at Geneva
1211 Geneva 10, Switzerland
Fax: + 41 22 917 90 22 (particularly for urgent matters)
Email: petitions@ohchr.org
Подать жалобу в Комитет ООН Скачать образцы жалоб
33 Ответа
Thank you for the information. I hope it will help me.
Я, Гаркуша Владислав Сергеевич, 21.07.1995 года рождения, окончил Военную Академию Республики Беларусь по специальности «Эксплуатация радиотехнических систем» с присвоение квалификации «Инженер. Специалист по управлению» 30 июня 2018 года и по распределению был направлен в в/ч 30151 г. Фаниполи.
1 марта 2019 года был уволен в запас приказом Министерства Обороны. Причиной увольнения (якобы по собственному желанию, т.к. меня заставили написать)было возбуждения уголовного дела, в котором я находился под следствием. В результате увольнения по данной причине мне, Гаркуше Владиславу Сергеевичу, была дана неудовлетворительная характеристика. Увольнения проходило без разбирательства и без ожидания окончания судебного процесса.
В результате следствия я был признан невиновным и проходил свидетелем по данному делу.
В данный момент пытаюсь вернуться в ряды вооруженных сил Республики Беларусь, но данная история в моем личном деле не позволяет устроится по специальности, не смотря на то, что я был признан не виновным и не нахожусь под следствием. В ходе обращений в приемную Министерства обороны был дан ответ, что я должен пройти все этапы, начиная от военкоматов, заканчивая командованием. Данные действия были выполнены и в ходе самостоятельного поиска места работы для прохождения дальнейшей службы были получены отказы в следующих местах: Борисовский РВК и многие другие части области,администрация президента. Аргументом для отказов была неудовлетворительная характеристика.
Прошу Вас разобраться в данной ситуации и помочь вернуться мне в ряды сотрудников вооруженных сил и продолжить работать по специальности.
С Уважением, Гаркуша Владислав Сергеевич!
Добрый день, Владислав Сергеевич!
Ответ был направлен Вам на почту.
Добрый день!
Мы можем рекомендовать всё же удостовериться в ответе ЕСПЧ. Если не было письма с номером дела — можете воспользоваться для поиска нашим реестром https://european-court-help.ru/reestr-zhalob/
Дата:03 января 2020 года……
The Human Rights Committee
C/o Centre for Human Rights
United Nations Office at Geneva
8-14 avenue de la Paix
1211 Geneva 10, Switzerland
Представляется на рассмотрение в соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах.
I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ СООБЩЕНИЯ
Фамилия…Швеёв……………………………Имя…Иван…………………………………………
Национальность…русский…………Род занятий: преподаватель высшего учебного заведения
Дата и место рождения 08.июля 1959 года, с. Новошешминск, Чистопольский район, Татарская АССР.
Нынешний адрес 423825, Татарстан, г. Набережные Челны, проспект Хасана Туфана, дом 26, кв. 141.
Иной адрес для получения конфиденциальной корреспонденции (если отличается от нынешнего адреса)
отсутствует……
а) жертва нарушения или нарушений, перечисленных ниже: Иван Швеёв
Если отмечен квадрат с), автор должен пояснить:
i) в каком качестве данное лицо действует от имени жертвы (жертв) (т.е. указать родственную связь или другие личные связи с предполагаемой жертвой (жертвами)):
………………сам лично……………………………………………………………………………
ii) почему жертва (жертвы) не имеет возможности самой (самим) представить сообщение:
…………………………………………………………………………………………………………
Третье лицо не имеющие родственников и любых других связей с жертвой (жертвами) не может представить сообщение от ее (их) имени.
II ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ ЖЕРТВЕ (ЖЕРТВАХ)
(если она (они) не являются автором (авторами) сообщения)
III ЗАТРАГИВАЕМОЕ ГОСУДАРСТВО / НАРУШЕННЫЕ СТАТЬИ / ВНУТРЕННИЕ СРЕДСТВА ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ
Название государства участника (страны) Международного пакта и Факультативного протокола, против которого направляется сообщение:
……Российская Федерация………………………………………………………………………
Статьи Международного Пакта о гражданских и политических правах, которые, как представлялось, были нарушены:
Согласно предписаниям ст. 10 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Согласно позиции Европейского Суда по правам человека, полагающей, что отступления от принципа правовой определенности, на котором основана ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и который в качестве общего правила утверждает неопровержимость окончательного судебного решения, могут оправдываться только обстоятельствами существенного и непреодолимого характера, такими как необходимость устранения фундаментальных ошибок (постановления от 28 октября 1999 года по делу «Брумареску (Brumarescu) против Румынии», от 24 июля 2003 года по делу «Рябых против России», от 18 января 2007 года по делу «Кот против России» и от 31 июля 2008 года по делу «Проценко против России»). Возможность повторного рассмотрения уголовного дела, в рамках которого лицо уже было окончательно оправдано или осуждено, допускается, согласно ст. 4 Протокола №7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства были допущены существенные нарушения, повлиявшие на исход дела.
Если внутренние средства правовой защиты не были исчерпаны, объяснить почему:
Отсутствие желания вникнуть в проблему нарушения правоохранительной системы, прокурорского надзора, судопроизводства, по месту рассмотрения сфабрикованного против меня уголовного дела №11801920066000669 по ч.3 ст.327 УК РФ
IV. ДРУГИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
Был ли этот же вопрос представлен на рассмотрение в соответствии с какой-либо другой процедурой международного расследования или урегулирования (например, на рассмотрение Межамериканской комиссии по правам человека; Европейской комиссии по правам человека)? Если да, то когда и с каким результатом?
Не был.
Упущено время на рассмотрение апелляции, кассации и обращений в вышестоящие инстанции правоохранительной системы и прокурорского надзора России.
V.ПРИВОДИМЫЕ В ЖАЛОБЕ ФАКТЫ