Инструкция: оформляем заявление в ФСС на возмещение пособия
Заявление на возмещение из ФСС — это письменное обращение страхователя с просьбой возместить затраты на оплату пособий из Соцстраха. В 2021 году обращение подают только по двум выплатам: на погребение и на дополнительные выходные по уходу за ребенком-инвалидом.
Общие правила в 2021 году
Ключевая обязанность всех страхователей — своевременное начисление и уплата страхового обеспечения в пользу трудящихся граждан. За счет взносов ВНиМ формируются средства Фонда социального страхования, за счет которого оплачиваются больничные, декретные и иные категории социальных пособий.
Первые три дня больничного листа оплачивает наниматель, остальное — траты внебюджетного фонда. Это правило действует исключительно при заболевании самого работника. Например, при начислении декрета или ежемесячного пособия по уходу за детьми суммы выплат полностью компенсирует Соцстрах.
Но есть и исключения. В 2021 Фонд социального страхования продолжает компенсировать страхователям расходы на выплату пособия на погребение и оплату дополнительных выходных по уходу за ребенком-инвалидом.
Когда организация вправе возместить деньги из ФСС
В 2021 году правила, как написать заявление в ФСС о получении компенсации, изменились. Обращения по возмещению больничных листов, соцпособия по беременности и родам, начисленные и выплаченные в 2021 г., страхователи не подают. Оплату производит Соцстрах: компенсация страхователю не выплачивается.
И если подать заявку на возмещение выплат по временной нетрудоспособности за 2021 г. нельзя, в Фонд разрешено обратиться за компенсацией пособия, назначенного и выплаченного в прошлом, 2020, году. Если на конец 2020 г. за Соцстрахом образовалась задолженность, страхователь вправе компенсировать затраты и подать заявку на возмещение, приложив сопроводительные документы. Предельных сроков для обращения за уже выплаченной компенсацией не установлено.
Кроме того, в 2021 страхователи вправе возместить расходы на выплату пособия на погребение и оплату дополнительных выходных по уходу за ребенком-инвалидом. Порядок обращения ничем не отличается от действующего ранее.
Какие документы подать на возмещение
Для восстановления средств, выплаченных на погребение, придется подготовить специальный пакет документов для Фонда социального страхования:
Для возмещения выплаты на дополнительные выходные по уходу за ребенком-инвалидом подайте в Соцстрах:
Для компенсации соцпособия о временной нетрудоспособности за прошлый, 2020, год заполните следующие бумаги:
Важное о сроках
Срок подачи заявления о возмещении не установлен. Страхователь вправе обратиться за любой отчетный период при наличии документально подтвержденных оснований. Нет никаких ограничений, сколько заявлений при возмещении ФСС за два года и более. Страхователь не ограничен по срокам.
Фонд рассмотрит обращение в течение 10 календарных дней и возместит средства. Но только при условии, что страхователь предоставил весь пакет необходимых документов.
Как составить заявление
Рекомендации, как заполнить приложение к заявлению на возмещение расходов ФСС за 2020 г., представлены в письме № 02-09-11/04-03-27029. Обращение в Соцстрах содержит обязательные реквизиты:
Так выглядит заявка, которую страхователи подают в 2021 г., чтобы возместить прошлогодние расходы.
Правила, как заполнить заявление на возмещение ФСС по форме 2021 года, закреплены в приказе № 26. В заявках необходимо заполнить сведения о страхователе и получателе соцпособия. Актуальный образец заявки на компенсацию оплаты дополнительных выходных по уходу за детьми-инвалидами в 2021:
Как подать заявление
Способ предоставления документов на восстановление затрат в ФСС не установлен на законодательном уровне. Работодатели направляют заявление и сопроводительные бумаги почтой либо подают лично. Не запрещено обратиться в электронной форме, например, направив бумаги по защищенным каналам связи. Для электронного документооборота требуется заверить документы цифровой подписью.
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.
Возмещение произведённых расходов, возврат (зачёт) (для страхователей)
Начиная с 1 января 2017 года при обращении за выделением средств в территориальные органы отделения Фонда представляют следующие документы:
Информация по предоставлению дополнительных документов по требованию при обращении страхователей за выделением средств.
При возмещении расходов, сложившихся в период до 01.01.2017г., к заявлению обязательно должен быть приложен Расчет формы 4-ФСС РФ (Приказ Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 г. № 951н «Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения»).
При возмещении расходов, сложившихся в период после 01.01.2017г., к заявлению обязательно должны быть приложены Справка-расчет и расшифровка расходов (Приказ Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 г. № 951н «Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения», Письмо ФСС РФ от 07.12.2016 N 02-09-11/04-03-27029).
На форме заявления о выделении средств предусмотрены две подписи: руководителя и главного бухгалтера, печать (при наличии), т.к. в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера (п.10 Постановления правительства Российской Федерации от 12.02.1994г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»).
В отношении страхователей:
— расходы которых значительно превышают начисленные страховые взносы «в 8 и более раз»
— использующих право на пониженный тариф (пункт 1 статьи 427 НК РФ),
Право страховщика на требование документов предусмотрено ст. 4.2, ч. 4 ст. 4.6 Закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Дополнительно требуемые копии документов напрямую связаны с проверкой обоснованности и правильности назначения пособия.
В зависимости от вида пособия и ситуации перечень, требуемых документов, может отличаться.
Обращаем внимание, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 15.1 Закона № 255-ФЗ).
620014, г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, д. 55, оф. 901 (9 этаж)
Схема проезда
Контакный телефон: (343) 375-86-81
Адрес электронной почты: info@ro66.fss.ru
пятница: 08:30-16:30, перерыв 12:30-13:18
суббота, воскресенье: выходной день
Оформление заявления на компенсацию расходов по оплате больничных листов
Ранее единой формы заявления для возмещения расходов страхователя не существовало. Но в конце 2017 года ситуация изменилась. Приказом Минтруда и соцзащиты от 28.10.2016 № 585н был дополнен перечень необходимых для обращения за возмещением документов, а Фонд социального страхования выпустил письмо от 07.12.2016 № 02-09-11/04-03-27029, которое содержит формы заявления и приложений.
ВАЖНО! Необходимо учитывать, что форма заявления не закреплена нормативным документом. Письмо ФСС (которое, согласно нормам ГК РФ, не является НПА) предлагает образец, который рекомендуется к использованию. Но информацию об актуальной форме заявления имеет смысл уточнять в своем территориальном органе.
Согласно п. 2 ст. 4.6 закона «Об обязательном социальном страховании…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ, а также п. 9 ст. 431 НК РФ, расходы по оплате больничных листов должны быть компенсированы за счет подлежащих уплате страховых взносов. Но если сумма таких взносов меньше пособий по нетрудоспособности и иных расходов, подлежащих возмещению из ФСС, то сумма превышения может быть направлена либо в счет уплаты страховых взносов будущих периодов, либо в течение 10 календарных дней возвращена ФСС по заявлению страхователя.
Список документов для подачи заявления в ФСС на возмещение больничного
Необходимые документы для ФСС на возмещение больничного перечислены в приказе Минздравсоцразвития от 04.12.2009 № 951н. Согласно этому нормативному документу для возмещения понесенных расходов страхователь должен представить:
О том, как правильно заполнить листок нетрудоспособности, читайте в материале «Пример заполнения больничного листа работодателем».
Этот же приказ устанавливает обязательные реквизиты для форм документов. Заявление должно содержать:
До перевода страховых взносов в ведение налоговых органов для возмещения расходов по социальному страхованию заявлением можно было представить с составленным по завершении очередного квартала или промежуточным (сформированным за необходимое число месяцев года) отчетом по форме 4-ФСС, который подтверждал переплату платежей в соцстрах за счет произведенных расходов. Теперь справка-расчет подается только по завершении кварталов. Она в обязательном порядке должна содержать следующие сведения:
Справка-расчет, которая рекомендуется к использованию письмом № 02-09-11/04-03-27029, очень похожа на таблицу 1 старой формы 4-ФСС. В письме также есть форма расшифровки расходов, которая напоминает таблицу 2 прежней формы 4-ФСС.
Нужна ли копия трудовой при подаче заявления на возмещение расходов в ФСС
Сумма пособия по больничному листу зависит от страхового стажа работника, который может быть подтвержден трудовой книжкой и иными документами.
Обязанность предоставлять вместе с заявлением на возмещение больничных листов в ФСС в 2020 году документы (копии или оригиналы), подтверждающие правильность расчета социальных пособий, в законодательстве не прописана. Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 4.6 закона № 255-ФЗ, соцстрах перед тем, как принять решение о возмещении, обязательно назначит проверку, продолжительность которой составит 3 месяца. В этом случае необходимо будет по запросу государственного органа предъявить все документы, имеющие отношение к начислению пособий.
ВАЖНО! Отказ по результатам проверки в компенсации расходов на социальное страхование можно обжаловать либо в вышестоящем органе, либо через суд.
Итоги
Перед обращением в ФСС за возмещением расходов по больничным листам следует уточнить в своем региональном отделении содержание актуальной формы заявления, а также имя руководителя. Для подтверждения правильности расчета пособий может быть назначена проверка, во время которой придется документально подтвердить все начисления и выплаты по больничным листам или иным социальным расходам.
Заявление в ФСС на возмещение затрат на охрану труда
Заявление на возврат ФСС расходов на охрану труда — это главный документ для получения от Фонда социального страхования денег, потраченных работодателем на меры по сокращению травматизма. Состоит из двух частей и подается ежегодно:
Все работодатели вправе зачесть деньги, истраченные в течение года на предупредительные меры по сокращению травматизма в организации. Финансирование осуществляет Фонд социального страхования России на основании приказа Минтруда России № 764н от 03.12.2018. В числе финансируемых фондом мероприятий:
Первоначально организация тратит на эти цели собственные средства, но раз в год в Фонд социального страхования разрешается подать заявление в ФСС на возврат на охрану труда, чтобы получить истраченные деньги назад.
Лимиты возмещения затрат на охрану труда
Сумма возмещения затрат на охрану труда ограничена. Обычно это не более 20 % сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, уменьшенных на суммы расходов, понесенных на:
Иногда лимит разрешено увеличить до 30 % годовой суммы страховых взносов за вычетом соответствующих расходов. Все эти данные сотрудники Фонда соцстраха получают из формы 4-ФСС за предыдущий год. При отсутствии возмещения в течение двух лет для организаций с численностью до 100 человек разрешено применять для расчета лимита данные за три предыдущих года.
Срок подачи
Действующее в 2021 году заявление на компенсацию средств за травматизм направляется в территориальный орган Фонда социального страхования по месту регистрации страхователя в два этапа:
Без первого документа подавать второй не имеет смысла, так как Фонд предварительно согласовывает предложенные работодателем меры и суммы на их реализацию и только потом их оплачивает.
Как заполнить заявление о финансовом обеспечении мер по охране труда: пошаговая инструкция
Форма запроса на планирование и возмещение произведенных расходов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждена Приказом ФСС России от 04.02.2021 № 26.
Заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер представляется страхователем или его официальным представителем на бумажном носителе либо в форме электронного документа. Его следует заполнять на утвержденном бланке с соблюдением регламента.
Так выглядит образец заявления на возмещение расходов по травматизму из ФСС (форма для заполнения):
С помощью этой инструкции вы разберетесь, как заполнить заявление о возмещении страхователю произведенных расходов на оплату мер по сокращению производственного травматизма за пять шагов:
Шаг 1. Указываем наименование органа ФСС и полное название организации-страхователя.
Шаг 2. Указываем регистрационный номер и ИНН.
Шаг 3. Перечисляем прилагаемые бумаги.
Шаг 4. Указываем способ получения решения ФСС о возврате средств.
Шаг 5. Подписываем (руководитель работодателя), ставим дату и печать, если она используется.
После этого направьте заполненный бланк заявления на возмещение расходов ФСС 2021 г. в Фонд. У организации на этот момент не должно быть:
Если они будут на день подачи пакета документов, расходы не возместят.
Подать документы разрешается в электронной форме или на бумаге одним из способов:
Какие еще документы сдать
Соблюдения лимитов недостаточно, чтобы подтвердить финансовое обеспечение предупредительных мер: необходимо не только знать, как подать заявление в ФСС (заявление на возмещение расходов на охрану труда), но и приложить к нему целый пакет документов, обосновывающих необходимость затрат. В их число входят:
Если заявление составлено верно, лимиты соблюдены и документы для возмещения расходов ФСС составлены правильно, Фонд направит страхователю решение о предоставлении финансирования. Если чего-то не хватает, или оно составлено с ошибками, или если расходы вызывают сомнения у сотрудников Фонда, работодатель получит обоснованный отказ. Срок на это предусмотрен регламентом:
Срок может еще немного увеличиться, так как в него не входит время на пересылку документов.
Заявление на получение денег
При положительном решении требуется заполнить и представить в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации заявление о возмещении произведенных расходов на предупредительные меры и подтверждающие документы. Срок — до 15.12.2021 (включительно).
Форма утверждена приказом ФСС РФ от 04.02.2021 № 26. Специальные требования по ее заполнению не предусмотрены. Обязательно указываются:
К заявлению прикладывают документы, подтверждающие понесенные расходы (их перечень указывают в бланке). Специалисты ФСС в течение пяти рабочих дней со дня приема документов примут решение о возмещении расходов и перечислят средства на расчетный счет в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.12.2020 № 478-ФЗ.
Как получить возмещение из ФСС. Пошаговый алгоритм
специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда
В 2021 году серьезно изменился порядок финансирования затрат на предупредительные меры. В статье расскажем, как работодателю применить нововведения в финансировании затрат
Правительство РФ изменило порядок подачи заявлений на возмещение средств из Фонда социального страхования (Постановление от 30.12.2020 № 2375). Теперь их подают дважды: до 1 августа — на планируемые расходы, а до 15 декабря — на уже подтвержденные.
Изменился и сам принцип финансирования: произошел отказ от взаимозачетов по взносам. Теперь взносы оплачиваются в полном размере, а ФСС по одобренному заявлению перечисляет деньги на расчетный счет работодателя.
Общий порядок финансового обеспечения предупредительных мер
Финансирование мер по профилактике травматизма и профессиональных заболеваний происходит за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование, выплаченных в текущем финансовом году. Поэтому за мероприятия, проведенные в 2020 году, получить возмещение в 2021 году невозможно.
За разрешением на финансирование предупредительных мер нужно обратиться в территориальный орган ФСС России, который прикреплен к месту регистрации работодателя: оно указано в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Возмещение доступно только для добросовестных плательщиков страховых взносов. ФСС может отказать в следующих ситуациях:
В 2021 году специалисты по охране труда должны подать заявление и пакет документов по планируемым затратам в срок до 1 августа (прил. № 1 к Приказу ФСС от 07.05.2019 № 237), до 15 декабря подать еще одно заявление — о возмещении уже проведенных расходов (прил. № 14 к Приказу ФСС от 04.02.2021 № 26). Но никто не запрещает представить документы уже сейчас, если вы получили подтверждение произведенных затрат.
Представить документы можно лично — в территориальный орган ФСС России, в МФЦ, а также отправить Почтой России или через интернет. Электронное заявление подают через Единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru.
Не каждое мероприятие подлежит возмещению за счет средств ФСС России. Например, нельзя профинансировать предварительный медосмотр или предрейсовый медосмотр. При этом можно возместить затраты на алкотестеры, применяемые для предрейсового медосмотра.
Что не подлежит возмещению за счет средств ФСС России
Не подлежат возмещению расходы на покупку:
Что можно компенсировать за счет средств ФСС России
Фонд может возместить работодателю расходы на следующие мероприятия:
Какую сумму возместит ФСС России
Сумма возмещения будет зависеть от размера взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год.
Из этой суммы бухгалтерия вычитает расходы предшествующего календарного года на пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями, на оплату отпуска застрахованного на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно. Затем нужно выделить 20% из этой суммы. Именно на это и можно рассчитывать. Если же вы организовывали санаторно-курортное лечение предпенсионеров, то объем финансирования можно увеличить и до 30%. На полученную сумму можно составить план финансового обеспечения и подготовить заявление в ФСС России.
Если работодатель за два предшествующих календарных года не выделял деньги на предупредительные меры, то объем финансирования в текущем году рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных предыдущих календарных года. Затраты в текущем финансовом году не должны быть больше суммы страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС России за год в целом.
С 1 января 2021 года отменена система взаимозачета. Напомним, до этого работодатель был вправе не перечислять часть взносов на обязательное социальное страхование, если предоставил в ФСС заявление и документы, подтверждающие расходы. Например, если до 1 августа было подано заявление на сумму, равную взносам за октябрь, можно было не платить взносы за этот месяц. Теперь ФСС возмещает затраты на охрану труда путем прямого перечисления на расчетный счет организации. А взносы уплачиваются в полном объеме.
Как составить план финансового обеспечения
Получив сводку об объеме средств для возмещения, составьте план финансового обеспечения. Форма Плана приведена в приложении к Приказу Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, а также размещена на сайте территориальных органов ФСС России в разделе «Предупредительные меры». Образец вы можете скачать в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
План финансового обеспечения предупредительных мер не всегда согласует руководитель филиала, в который вы подаете заявление. Например, для Москвы руководители филиалов не ставят визу согласования, ее ставит только руководитель регионального отделения ФСС РФ. Поставите визу руководителя «своего» филиала, план не примут. Уточните этот момент заранее по телефону в территориальном органе ФСС России.Рекомендуем также составить документы для подачи в территориальные органы ФСС РФ, но не сразу подписывать их у руководителя организации и главбуха, а сначала показать сотрудникам территориального органа ФСС РФ для проверки. Специалист фонда внесет замечания и дополнения, и вы сможете подать руководству уже отредактированный документ на подпись.
В плане укажите количество единиц. Для спецоценки условий труда единица — это рабочее место, для медосмотра — человек, для средств индивидуальной защиты — пара, комплект, штука.
(200 мл пасты + 100 мл крема) х 11 = 3300 на год.
В Приказе Минтруда России от 10.12.2012 № 580н есть пункт «Реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда». Он включает в себя и спецоценку условий труда, и приобретение СИЗ, но только для тех организаций, у кого сотрудники работают исключительно во вредных условиях.
Пользоваться этим пунктом не получится, если выдаете СИЗ и тем, кто трудится в допустимых условиях, хоть и с производственными загрязнениями или низкими температурами. Применяйте пункт «г» Правил, утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н.
На сайте регионального отделения ФСС России опубликованы два образца перечней СИЗ: для СИЗ, которые выдаете по нормам, и СИЗ, которые выдаете по результатам специальной оценки условий труда. Если не у всех получателей СИЗ вредные или опасные условий труда, заполните перечень по нормам, а не по результатам СОУТ.
Как написать заявление о финансовом обеспечении мер в ФСС России
Бланк заявления можно найти на сайте территориального органа ФСС России, к которому прикреплен работодатель. Сейчас применяется форма, утвержденная Приказом ФСС от 07.05.2019 № 237. Другую не примут.
Составить заявление несложно. Главное — не убирайте лишнюю, на ваш взгляд, информацию, которая есть на бланке. Это важно.
Подать заявление с приложениями можно несколькими способами:
Скачать образец заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний вы можете в конце статьи. Мы включили его в шпаргалку.
В конце статьи есть шпаргалка
Как подать документы на личном приеме
Для успешной подачи заявления представьте в территориальный орган ФСС России пакет документов:
Как подготовить приложения к заявлению в ФСС России
В заявлении важно правильно перечислить все приложения к нему. Это, прежде всего, копии официальных документов.
Общий перечень приложений к заявлению на выплату вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Один из важных документов — доверенность на того, кто будет подавать документы в территориальный орган ФСС России. Запросите ее у юриста организации. В доверенности укажите, что доверенное лицо может не только подавать документы, но и забирать решение, заверять копии документов и сдавать отчет об использовании страховых сумм.
Образец доверенности вы можете скачать в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
Когда оформите доверенность, сможете заверять копии документов печатью организации — без гербовой печати документы не примут. Напишите «Копия верна», укажите должность, подпись, расшифровку подписи, а также дату заверения документов. Заверяется копия каждого документа. Документы могут быть многостраничными, в этом случае заверяйте копию документа, а не копию каждого листа.
Как отчитаться в ФСС России о произведенных расходах
До 2021 года страхователи подавали в ФСС отчет об использовании сумм страховых взносов. Теперь изменился принцип финансирования. Поэтому чтобы получить выплату на расчетный счет, нужно до 15 декабря 2021 года подать в ФСС заявление на оплату уже произведенных подтвержденных расходов, которые были одобрены после поданного вами в срок до 1 августа заявления.
Следовательно, если суммы страховых взносов не были потрачены, то отчет об использовании сумм страховых взносов в 2021 году подавать не требуется. Все же рекомендуем узнать в своем территориальном отделении ФСС, не установлен ли каким-либо внутренним регламентом иной порядок сдачи отчета о потраченных средствах.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Доверенность для заявления на возмещение ФСС 684.9 КБ
Заявление на возмещение из ФСС 661.5 КБ
Перечень приложений к заявлению на возмещение 660 КБ
План финансового обеспечения на мероприятия по ОТ 647.4 КБ