Как написать заявление на обработку персональных данных образец заполнения
Рекомендации и примеры заполнения форм заявлений
УПРАВЛЕНИЕ РОСКОМНАДЗОРА ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ И НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ ИНФОРМИРУЕТ руководителей государственных, муниципальных органов, предприятий и организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, направивших ранее уведомление об обработке персональных данных и зарегистрированных в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных (http://rkn.gov.ru/personal-data/register/, об обязанности представить в ранее направленное уведомление об обработке персональных данных дополнительные сведения путем подачи информационного письма о внесении изменений в сведения об операторе в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных, в соответствии с ч.2.1 ст.25 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а также сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан РФ, предусмотренные п.10.1 ч.3 ст.22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (введен Федеральным законом от 21.07.2014 № 242-ФЗ). Консультацию по данному вопросу можно получить по тел: (8182) 60-80-58, 60-80-59.
Обращаем внимание операторов, что при подаче информационного письма могут быть заполнены не все поля формы (поля, отмеченные звездочкой, обязательны к заполнению) а только те, в которые необходимо внести изменения. При этом при добавлении новой информации к ранее внесенной в реестр необходимо в поле формы внести сведения в полном объеме, включая ранее внесенные (при их актуальности) и новые сведения.
Примеры заполнения электронных форм:
Для чего могут быть нужны данные о несовершеннолетнем
На несовершеннолетнего, так же как и на любого взрослого человека, распространяется действие ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. При необходимости получить кому-либо (юридическому или физлицу) сведения о ребенке, отличающиеся от общедоступных (Ф. И. О., пол, возраст), на эту процедуру необходимо получить предварительное письменное согласие.
В отношении несовершеннолетнего оно должно быть дано его законным представителем: родителем (родным или приемным), усыновителем, опекуном или попечителем.
Разрешение на обработку данных, касающихся несовершеннолетних, может потребоваться, например:
О том, на что нужно обратить внимание при заключении трудового договора с несовершеннолетним, читайте в статье «Порядок заключения трудового договора (нюансы)».
О наказаниях за нарушение трудовой дисциплины, к которым можно привлечь и работающих несовершеннолетних, читайте в статье «Виды дисциплинарных взысканий по ТК РФ».
Особенности согласия на обработку данных ребенка
Основные требования к документу, содержащему согласие на обработку персональных данных, приведены в п. 4 ст. 9 закона № 152-ФЗ. С учетом того, что согласие на обработку персональных данных несовершеннолетнего дает не сам ребенок, а его законный представитель, набор обязательных данных, которые должны войти в письменное разрешение, будет выглядеть следующим образом:
Какие требования установлены к согласию на обработку персональных данных, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Образец согласия родителя
Какой-либо особой законодательно закрепленной формы согласие на обработку персональных данных не имеет. Обязательным является отражение в тексте данных, перечисленных в п. 4 ст. 9 закона № 152-ФЗ. Каждый получатель персональной информации вправе разработать форму такого документа самостоятельно с учетом специфики необходимых ему данных.
Вариант документа, в котором выражено согласие родителя на обработку персональных данных его ребенка, есть на нашем сайте.
Нужно ли получать согласие на обработку биометрических данных? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Авторитетное мнение экспертов К+ смотрите в Готовом решении, получив бесплатный пробный доступ.
Итоги
При необходимости сбора и обработки персональных данных о несовершеннолетнем на это, так же как и в отношении взрослого человека, нужно получить письменное согласие. Такое согласие может дать законный представитель несовершеннолетнего.
Как взять согласие на обработку персональных данных
Блочный редактор писем, готовые шаблоны email, формы подписки и автоматизация. Запускайте email-рассылки, чтобы быть на связи со своими клиентами.
Как развиваться в диджитал. Какие каналы сейчас в тренде. Как зарабатывать больше и поднимать чек за свои услуги.
Рассказываем про инструменты для email-рассылок. Обсуждаем лучшие примеры и механики. Говорим о деньгах. Публикуем вакансии.
Почти каждый владелец бизнеса или маркетолог собирает персональные данные пользователей. Это могут быть имена, email, номера телефонов, дни рождения и другая информация.
Персональные данные помогают персонализировать общение с клиентами и настроить рекламу в разных каналах. В большинстве случаев предоставлять персональную информацию выгодно пользователям — так они могут автоматически авторизовываться на сайте и получать уникальные предложения.
Проблемы возникают в том случае, если персональные данные собираются, хранятся или используются не по правилам. В таком случае пользователь может пожаловаться, а компания получит штраф.
Разберемся, что такое согласие на обработку персональных данных и как правильно собирать, хранить и обрабатывать информацию о пользователях.
Что считается персональными данными
Закон РФ №152-ФЗ «О персональных данных» объясняет, как компаниям собирать информацию о пользователях. Даже если владелец сайта сразу удаляет пользовательские данные после получения, он всё равно является оператором по их обработке и несёт ответственность.
Уведомления о сборе cookies на сайтах появились после введения Регламента об использовании персональных данных жителей Европейского Союза — GDPR (General Data Protection Regulation).
GDPR требует, чтобы все европейские компании прозрачно показывали пользователю, как они обрабатывают информацию о его поведении на сайте. В целом мало отличается от российского закона о персональных данных и похожих законов в других странах: Украине, Беларуси, Казахстане.
Под персональными данными понимают любую информацию, по которой можно идентифицировать человека. Это может быть:
Сбором данных клиентов будет считаться любая форма на сайте: подписка на рассылку, регистрация в личном кабинете, отправка заявки или обратного звонка.
Владелец сайта несёт ответственность за работу с персональными данными. Он должен:
За пользователем остаётся право отказаться и не оставлять данные.
За невыполнение требований ФЗ №152 организациям грозит штраф от 30 000 до 75 000 рублей и блокировка сайта. Если нарушений несколько, сумма штрафа может составить несколько десятков или сотен тысяч рублей.
Например, сайт Linkedin заблокировали на территории РФ и оштрафовали за нарушение сбора cookie и данных пользователей без их уведомления.
Facebook и Twitter вслед за Linkedin получили предупреждение за хранение данных россиян не на территории России. В январе 2020 года Роскомнадзор возбудил уже административное дело. Facebook и Twitter получили штраф в размере 4 млн рублей.
Как получить согласие пользователей на сайте
Требования ФЗ 152 относятся и к юридическим лицам, и к физическим. Как получить согласие на обработку персональных данных на сайте:
Дальше я расскажу о каждом из этих пунктов подробнее.
Закон не предусматривает устного соглашения сторон. Сайт обязательно должен хранить логи, чтобы, в случае чего, доказать Роскомнадзору, что тот или иной пользователь действительно заходил на сайт и соглашался на передачу персональных данных.
Чтобы составить грамотное соглашение, лучше обратиться к юристу. Я приведу обязательные пункты соглашения о работе с персональными данными на сайте.
Примеры соглашений об обработке персональных данных:
Настройте работу с персональными данными внутри компании. Если сайт принадлежит компании, следует:
Обычно пользователи хотят отозвать согласие, если компания нарушает обязательства по работе с персональными данными. Например, вы поделились базой подписчиков с партнёрской компанией и она отправила им письма.
Заявление делается в свободной форме и направляется по электронному адресу компании. Если вы получили такое письмо, выполнить требования следует в течение 30 дней. Когда вы обработаете запрос, напишите пользователю ответное сообщение.
Как отозвать согласие на обработку персональных данных
Когда можно отозвать согласие
Порядок работы с личными сведениями установлен законом «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Из ст. 3 закона следует, что к индивидуальным данным лица относится любая информация о нем, позволяющая его идентифицировать.
В том числе к таким сведениям можно отнести:
Полного перечня сведений закон не содержит, соответственно, в каждом конкретном случае необходимо анализировать, можно с помощью получаемой от человека информации его идентифицировать или нет. Часто отдельные данные не являются персональными, поскольку понять, кому конкретно они принадлежат, невозможно. Однако если совокупность сведений позволяет узнать, к какому человеку они относятся, то это персональные данные.
Работа с личной информацией осуществляется на основании письменного согласия гражданина, чьи сведения будут обрабатываться. Установленного бланка нет, каждая организация самостоятельно разрабатывает форму соглашения на обработку личных материалов, которое подписывает гражданин. Только после подписания субъектом такого бланка учреждение имеет право начать работу с информацией о клиенте.
Согласие на обработку может быть получено в электронном виде с применением простой электронной подписи.
Гражданин имеет право отозвать свое согласие на обработку личных сведений в любое время (п. 2 ст. 9 закона № 152-ФЗ). Причем законодатель не связывает отзыв персональных данных с какими-либо условиями или событиями. Из чего следует, что отказ от обработки персональных данных не требует обоснований.
Каков срок уничтожения персональных данных оператором при достижении цели обработки персональных данных либо при отзыве согласия на их обработку? Ответ на данный вопрос есть в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Когда отзыв согласия не имеет значения для оператора персональных данных
Между тем оператор может продолжить работу с личными инфоматериалами субъекта даже при отзыве последним своего согласия. Перечень случаев, когда у него есть такое право, прописан в пп. 2–11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10, ч. 2 ст. 11 закона № 152-ФЗ. В частности, использовать информацию о человеке могут:
Правомерна ли обработка персональных данных налоговыми органами без согласия субъекта персональных данных, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Порядок отзыва индивидуальных данных
Поскольку с выдачей разрешения на работу с личной информацией граждане сталкиваются очень часто, закономерен вопрос, как отозвать согласие на обработку персональных данных.
Поэтапный порядок в законодательстве не прописан. Поскольку разрешение на обработку сведений дается письменно, то и отзывать согласие нужно, подав оператору письменное заявление.
Отказ от согласия на обработку персональных данных готовится в свободной форме. Передать заявление в учреждение можно:
ВНМАНИЕ! Если вы разрешили обработку ваших данных на каком-либо сайте, по каждому из них надо писать заявление в ту организацию, который Вы дали согласие на такую обработку. То есть нужно перейти в контакты (они обычно есть на любом сайте) либо через форму обратной связи письменно попросить админа удалить из базы ваши данные.
Некоторые сайты запрашивают данные через доступ к сведениям учетной записи на сайте «Госуслуги». В этом случае нужно перейти в меню «Профиль» далее «Согласия и доверенности», вы увидите ваши согласия. Нажав на кнопку «Отозвать согласие», вы отзываете согласие на обработку ваших персданных.
Подтвердить дату получения оператором обращения очень важно, так как с этого момента будет отсчитываться период, в течение которого оператор по обработке индивидуальных сведений должен будет прекратить работу с заявленной информацией.
Образец заявления на отзыв
Заявление на отзыв персональных данных составляется следующим образом:
Образец отзыва персональных данных из банка может выглядеть так:
Руководителю Центрально-Черноземного банка ПАО «Банк»
Воронеж, ул. 9 Января, 28
от Держаева Виктора Петровича
Воронеж, ул. Комарова, 28, 15
Держаев В. П. /Держаев/
Последствия отзыва
Согласно п. 5 ст. 21 закона № 152-ФЗ, если человек отозвал согласие на работу со своей индивидуальной информацией, оператор обязан прекратить это делать. На это ему дается 30 дней со дня получения обращения. В этот же срок оператор должен уничтожить или обеспечить уничтожение информации.
Однако закон разъясняет, что если дальнейшая работа с индивидуальными сведениями о человеке необходима для достижения целей, предусмотренных законодательством, то хранение информации может быть продолжено.
Например, выполнить требование субъекта персональных данных об отзыве согласия на их обработку не могут банки.
Так, в соответствии с п. 4 ст. 7 закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов. » от 07.08.2001 № 115-ФЗ банковские организации должны сохранять личную информацию о клиентах не менее 5 лет со дня прекращения отношений. Соответственно, если разрешение на работу с индивидуальными сведениями было отозвано, операции с информацией должны быть прекращены, но сами материалы не уничтожаются и могут быть выданы по запросу суда, прокуратуры и иных уполномоченных учреждений (апелляционное определение Московского городского суда от 14.06.2019 по делу № 33-25479).
Итоги
Таким образом, отозвать свои индивидуальные сведения из обработки тем или иным учреждением несложно. Однако законодательство в некоторых случаях разрешает работу с такими инфоматериалами и без согласия гражданина.
Персональные данные для digital-маркетинга: полный гайд и шаблоны документов
Вы собираете имейлы или телефоны клиентов — вы оператор персональных данных. Разбираемся, как не нарушить закон.
Polina Vari для Skillbox Media
Евгений Царёв
Управляющий RTM Group, эксперт в области IT-права и кибербезопасности. 15 лет в сфере защиты информации, из них более 10 лет — на руководящих позициях в крупных компаниях отрасли, включая Leta IT-Company и Swivel Secure. В 2018 году основал и возглавил группу компаний RTM Group, специализирующуюся на IT-праве, судебных компьютерных экспертизах и аудите в области ИБ и ИТ.
Самозанятый автор. Создаёт статьи в блог и коммерческий контент. Пишет о маркетинге, финансах, бизнесе и YouTube.
Что такое персональные данные
Понятие персональных данных и правила их обработки содержатся в федеральном законе №152-ФЗ «О персональных данных». Согласно ему, персональные данные — это «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)».
Когда вы начинаете обрабатывать такие сведения, то становитесь оператором персональных данных. Под обработкой закон понимает любые действия: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, — вплоть до уничтожения. Полный список можно посмотреть в этой статье.
Почти все компании в России — операторы персональных данных, потому что обрабатывают хотя бы сведения о сотрудниках. Также операторами становятся все, кто обрабатывает сведения о клиентах. Вот несколько типовых ситуаций:
В тот момент, когда вы начинаете обработку персональных данных, запускается и механизм ответственности. Вы становитесь оператором со всеми последствиями.
О чём необходимо помнить операторам, когда они обрабатывают персональные данные граждан? Нужно определить цель и сроки обработки ПДн, содержание, объём, перечень и категории обрабатываемых данных, заручиться согласием субъекта. Ниже мы разберём подробнее, какие требования законодательства нужно выполнить.
Уведомление Роскомнадзора
Просто так начать обрабатывать персональные данные нельзя. До старта нужно уведомить Роскомнадзор. Только компании и учреждения, которые вели эту деятельность до выхода соответствующего закона, могут регистрироваться по факту. Другими словами, они могут уведомлять ведомство уже после того, как начали обработку.
Перед подачей заявления нужно подготовиться:
Уже после этого можно регистрироваться. Роскомнадзор разработал форму уведомления для всех, кто будет обрабатывать персональные данные. Есть три способа подать уведомление:
Регулятор вносит сведения в реестр операторов персональных данных в течение 30 дней с даты поступления уведомления. Когда вы начнёте обрабатывать данные и потребуются какие-либо изменения, нужно будет сообщить о них Роскомнадзору. Также нужно будет уведомить, если вы прекратите собирать и обрабатывать данные.
Можно ли обойтись без регистрации в Роскомнадзоре? Можно, но в редких случаях — они описаны в статье 22 №152-ФЗ. В основном это прямые договоры с клиентами, когда вы никому не передаёте информацию о клиентах, а также не предоставляете им дополнительных услуг. Ещё можно обойтись без уведомления, если вы:
Но всё это — только если правоотношения строятся «в чистом виде», что на практике практически невозможно. Например, работодатель наверняка имеет зарплатный проект и передаёт сведения в банк.
Если у вас есть хотя бы небольшие сомнения, лучше спросить регулятора о вашем конкретном случае, чем в одностороннем порядке решить, что предписания к вам не относятся.
Случай из практики. Автосалон не зарегистрировали в качестве оператора персональных данных. Руководители организации решили, что организация подпадает под исключения из части 2 статьи 22 152-ФЗ. Все случаи обработки персональных данных, решили они, — это исключения: автосалон выдаёт разовые пропуска, заключает договоры купли-продажи авто и обрабатывает сведения о работниках.
Организация сообщила об этом в Роскомнадзор информационным письмом. В ответ регулятор разъяснил, что пройти процедуру придётся. Аргументы Роскомнадзора были такими:
Поскольку салон оказывает сопутствующие и посреднические услуги, ему пришлось зарегистрироваться в качестве оператора.
Необходимые документы и их шаблоны
Правильно разработанная юридическая документация поможет свести к минимуму риск, что компанию обвинят в нарушении законодательства о персональных данных. Список необходимых документов включает:
В разделе мы расскажем об этих документах подробнее.
Политика конфиденциальности и правила работы с персональными данными. В документах многих компаний содержится одна и та же ошибка: правила работы с персональными данными они называют политикой конфиденциальности. Однако это разные документы.
Правила работы с персональными данными должны содержать то, что рекомендует Роскомнадзор и требует 152-ФЗ. Политика конфиденциальности шире: документ описывает работу со всей конфиденциальной информацией, в том числе с персональными данными. В политику добавляют то, что нужно защитить дополнительно. Например, это договоры, переписка с клиентами и партнёрами, внутренняя документация.
Два документа можно объединить в один, это не противоречит законодательству. Когда пользователи регистрируются на сайте, их нужно познакомить с политикой конфиденциальности и правилами работы с персональными данными до процедуры регистрации.
Согласие на обработку персональных данных. Форма, которую должен заполнять субъект персональных данных. В ней обязательно должны быть сведения об информационных ресурсах оператора. Это адрес, состоящий из наименования протокола (http или https), сервера (www), домена, имени каталога на сервере и имени файла веб-страницы. Нужно указать адреса всех сайтов, которые будут обрабатывать сведения о пользователях.
Согласие должно быть написано чёткими и ясными фразами, чтобы пользователь понял, кому и в каких случаях вы можете передавать его данные. Ошибкой будет написать что-то вроде « Пользователь ознакомлен и согласен с тем, что передача его персональных данных может осуществляться маркетплейсом в объёме, необходимом для получения Пользователем доступа к Платформе, любым третьим лицам, в том числе осуществляющим техническое обслуживание сайта и поддержку Пользователя».
Важно! Если на сайте можно зарегистрироваться, нужно знакомить пользователей с политикой конфиденциальности и получать согласие на обработку персональных данных перед тем, как он отправит анкетные сведения.
Согласие на обработку персональных данных
Когда клиент подписался на новостную рассылку на сайте, оформил заказ на маркетплейсе или оставил заявку на тест-драйв авто, он сообщил как минимум своё имя, номер телефона или email. Это основание запросить и получить согласие на обработку персональных данных.
Пользователь должен принять решение о предоставлении данных свободно и по своей воле. В подтверждение он должен подписать официальное согласие на обработку такой информации.
Законодательство не предполагает конклюдентного подтверждения: то есть пользователь не может дать согласие, выполнив определённые действия. Нельзя прописать в политике, что клиент выражает согласие на обработку его данных, заполняя форму для заказа в интернет-магазине.
Получить согласие на обработку можно в любой форме, позволяющей подтвердить факт его получения. Например, чекбоксом — пунктом, в котором пользователь должен поставить галочку. Предустанавливать её нельзя: субъект персональных данных должен сам выразить согласие. Разместить чекбокс нужно во всех формах, в которых собирают персональные данные.
Также можно поместить уведомление о согласии на обработку рядом с кнопкой. Нажав на неё, пользователь согласится с тем, что вы будете обрабатывать его данные. Часто веб-сервисы собирают разрешения в личных кабинетах, где пользователи также проставляют метки в специальных формах.
Важно! Если собираете биометрические данные (фото пользователей или аудио с их голосом), нужно получать только письменное согласие на обработку персональных данных. Чекбокс не подойдёт.
В любой момент пользователь может отозвать согласие на обработку персональных данных. Тогда вы должны будете прекратить обрабатывать их, то есть удалить.
Бывают ли случаи, когда не нужно брать согласие на обработку персональных данных? Бывают, но их мало. Закон разрешает не брать согласие, если « обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора».
Не забывайте получать согласие на обработку персональных данных, даже если это кажется избыточным. Самые частые нарушения, за которые штрафуют операторов: компании обрабатывали данные без согласия владельцев или объём запрошенных данных не соответствовал целям обработки. Эти нарушения приводят не только к штрафам, но и к утечкам.
Ответственность за нарушения при обработке персональных данных
Правомерную обработку персональных данных контролирует Роскомнадзор, иногда это делают также Роструд и ФАС. Ответственность за нарушения в этой сфере год за годом ужесточается. Подробнее о видах ответственности читайте здесь.
По статье 13.11 КоАП РФ Роскомнадзор может возбудить дело об административном правонарушении и наложить штраф:
Риск привлечения к ответственности и размер штрафа не зависят от масштабов компании. Главное — характер и злостность нарушения.
Кейс. Роскомнадзор выявил нарушения на интернет-ресурсе, принадлежащем французскому регистратору доменов Gandi SAS. Когда клиент проставлял галочку о согласии на обработку персональных данных, он не получал информации об операторе.
Кроме того, компания обрабатывала личные сведения граждан России на территории США с нарушением требований 152-ФЗ. Согласно пункту 5 статьи 18 152-ФЗ, при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить обработку персональных данных с использованием баз данных, находящихся на территории России. У компании также не было политики обработки персональных данных. В результате рассмотрения дела ресурс включили в Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных.
Только за 2020 год число заблокированных Роскомнадзором ресурсов превысило 190 тысяч. У регулятора есть широкий список оснований, в соответствии с которыми он может включить ресурс в список нарушителей. Подробный список представлен здесь.
Кроме того, в июле 2021 года вступил в силу 355-ФЗ, который внёс поправки в статью 7 115-ФЗ — закона о борьбе с легализацией доходов и финансированием терроризма.
Согласно новой редакции закона, банки обязаны принимать на обслуживание только те компании, сайт которых работает легитимно. А значит, он не заблокирован, не нарушает правила обработки персональных данных и другие предписания Роскомнадзора. Если есть какие-то нарушения, банк обязан отказать в обслуживании: компания не сможет совершать любые операции по расчётному счёту.
Закон касается не только новых компаний, но и тех, кто давно работает с расчётным счётом. Сфера бизнеса и организационно-правовая форма не имеют значения — никаких исключений нет. Банкам предписано выборочно проверять сайты на соответствие закону и бить тревогу, если выявлены нарушения.
Поле, в которое нужно поставить галочку при заполнении формы.