Почта инвестора: Примеры хороших питчей от бизнес-ангела Игоря Рябенького
Управляющий партнер фонда AltaIR Capital Игорь Рябенький написал колонку для ЦП, в которой решил показать молодым предпринимателям, как следует составлять первое письмо для инвестора.
На этой неделе в мой почтовый ящик попало не меньше неграмотных писем, чем на прошлой, однако в этот раз я хочу поделиться с молодыми бизнесменами только правильными примерами.
Знакомство
Рецепт правильного питча достаточно прост. Презентация, как ни странно, имеет второстепенное значение, потому что первым шагом в начале отношений с людьми является знакомство. Небольшое сообщение о том, кто вы такой и что создаете, позволит инвестору правильно понять, что вам от него нужно.
Предприниматель должен уметь грамотно описать свой продукт и его историю в трех-четырех предложениях. Даже успешные люди не всегда умеют сделать идеальное описание, но это дело практики, и тех, кто постарался его сделать, видно сразу.
Примечание: на английском составлять описание часто получается гораздо проще, чем на других языках. Английский язык очень простой и емкий, поэтому не стесняйтесь писать письма на английском, даже если вы и ваш потенциальный инвестор привыкли читать и говорить по-русски.
Приведу наглядный пример описания от предпринимателя, который получил инвестиции от фонда AltaIR Capital:
«Project» (ссылка) is a fun way for travelers to create a personalized multi-destination trip plan. After a year of bootstrapped development and 70K users, we are profitable in terms of unique economics, and have arrived at a product people love. Our machine takes users that are pre-itinerary and worth pennies, and converts them to post itinerary, ready-to-order users, which are worth hundreds of dollars».
Корректно, просто и понятно. Я потратил 30 секунд на письмо и хочу провести скайп-колл с лидерами проекта, даже не открыв презентацию, потому что меня заинтересовали. В этом маленьком абзаце есть вся информация, которая необходима инвестору при ознакомлении с новым проектом.
Презентация или «executive summary»
«Executive summary» или «резюме проекта» отличается от презентации, но может быть таким же информативным и в то же время компактным. В нем обязательно должно быть 3 главных раздела:
Опустив раздел business overview, я хочу уделить внимание описанию market opportunity. Инвесторы должны знать, что вы понимаете, где и как будете развивать свой бизнес, поэтому вам нужно коротко об этом рассказать.
Опять же, приведу наглядный пример из «Executive summary» от еще одного проекта, в который проинвестировал AltaIR Capital:
Despite this, most amateur photographers find it extremely challenging to remain consistently motivated to practice photography over an extended period of time. Furthermore, photography is an inherently lonely hobby and requires tremendous motivation and effort to practice regularly.
The «Project» platform provides amateur photographers with a means to remain consistently motivated and provides a captivating, and social environment in which to develop their practice of photography».
Примечание: как и текст письма, резюме или презентацию необязательно делать на английском, но если вы используете английский, это будет большим плюсом.
В разделе коротко описана тема, рынок, поведение аудитории и чем новый продукт может быть ей полезен. Обратите внимание, что информация уместилась всего в пять предложений.
Что я получил? У меня появилась возможность начать сотрудничество с грамотными предпринимателями.
Венчурные фонды инвестируют не в проекты, а в людей, которые их создают. Покажите сразу, что с вами можно работать. Пишите письма правильно.
Чтобы написать колонку для ЦП, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым материалам.
Что написать незнакомому инвестору, чтобы получить положительный ответ?
Инвесторы иногда не только отвечают на электронные сообщения незнакомых основателей стартапов, но и заключают с ними многомиллионные сделки. Каким должно быть письмо, чтобы его автор получил нужный результат? Рассказывает COO Storm Ventures Райан Флойд.
Забудьте про массовую рассылку
Такой подход в данном случае не работает. Если адресат письма увидит в копии еще 3 тысячи потенциальных инвесторов, он вряд ли станет тратить время на его прочтение.
Современные люди получают массу электронных сообщений. Мне часто приходят письма от предпринимателей, с которыми я по разным причинам не буду работать: например, потому что специализируюсь на B2B SaaS-решениях, а они ведут бизнес в сфере биотехнологий. Еще одно возможное несовпадение — этап развития компании. Командам, у которых есть прототип или идея, но пока нет дохода, нужен посевной инвестор, а Storm Ventures обычно не делает вложения такого типа. Есть много фондов, специализирующихся именно на этом этапе — зачем отправлять сообщения в другие? Каким бы прекрасным ни было ваше письмо, оно не убедит меня изменить инвестиционную стратегию. Это бессмысленная трата времени.
Персонализируйте сообщение
Чем меньше будет список потенциальных инвесторов, тем больше времени останется на подготовку письма. Не пытайтесь сделать сообщение слишком личным; не забывайте о том, что вы не знакомы с адресатом. Вместо этого покажите свою заинтересованность и понимание особенностей фонда — это повышает шансы на сотрудничество. В процессе подготовки полезно изучить, в какие компании инвестор уже вложил деньги. Поищите в его портфеле компании, похожие на вашу, посмотрите, с какими CEO он сотрудничал. В случае со Storm можно почитать посты сотрудников фонда в интернете или посмотреть одно из моих видео. Если у вас появились какие-то комментарии или вопросы, их можно озвучить в письме. Например, одна из моих любимых метрик SaaS — эффективность продаж. Я опубликовал на эту тему несколько видео и сообщений в блогах. Если в вашем электронном письме говорится, что вы видели один из этих роликов, и ваша эффективность продаж велика, шансы на ответ растут.
Важно: речь идет не о лести или разжигании эго адресата, а о проявлении интереса, который показывает, что вы обдуманно подходите к выбору инвестора.
RED — первая открытая база данных о самых выдающихся предпринимателях России.
Добавьте успешные показатели
Цифры — это универсальный язык бизнеса. У любой компании (за исключением только что запущенных проектов, у которых пока нет ни продукта, ни команды) есть показатели. Выберите из них те, которые могут заинтересовать инвестора, поместите их в понятный контекст и не забудьте упомянуть о них в письме. Вот примеры таких показателей:
Используйте маркированный список, чтобы информацию было проще понять. Каждый инвестор ориентируется на определенный профиль бизнес-показателей. Ваша задача как основателя — попасть в него. Наличие соответствующих данных в письме помогает получателю принять решение о сотрудничестве. Иногда основатели не указывают показатели бизнеса в письме — они считают, что цифры пока недостаточно хороши и могут отпугнуть потенциального инвестора. Это ошибка: даже если такое письмо приведет к встрече, в процессе переговоров вам все равно придется предоставить эти данные. Если они выглядят плохо, сделка не состоится в любом случае. Экономьте свое время и прикладывайте метрики сразу.
Меньше значит больше
Я потерял счет предпринимателям, которые говорили мне, что собираются изменить мир или хотя бы отрасль. Здорово, что есть люди, готовые к таким масштабным вызовам, но для инвестора одного желания недостаточно — мне нужно понимать, почему конкретный бизнес подходит для Storm Ventures. Основатель должен уметь объяснять это менее чем в 100 словах — такое ограничение помогает сосредоточиться на главном.
Раскрывать конфиденциальные данные при этом не нужно — отправлять анализ дисконтированного потока денежной наличности в холодном письме нет смысла. Цель такого сообщения — попасть на первую встречу, а не предоставить потенциальному инвестору полный отчет о деятельности компании.
Если в вашем случае важны подробности, изложите их в краткой и интересной форме и сохраните в виде PDF. Некоторые инвесторы (например, я) не любят Docsend — этот сервис плохо работает на телефоне, а именно на мобильных устройствах я чаще всего просматриваю письма от основателей.
Отправьте письмо самостоятельно
Доверив написание письма администратору или секретарю, вы показываете, что оно для вас не слишком важно — а значит, я вряд ли его прочитаю. Если вы так заняты, что делегируете подобные задачи помощнику, убедитесь, что он вошел в вашу учетную запись и отправил сообщение с нужного аккаунта. Если компания находится на ранней стадии развития, знакомиться с инвесторами тоже лучше лично, а не через банкиров и брокеров. Они могут помогать вам в фоновом режиме, но проведение очередного раунда финансирования лучше сделать своим приоритетом: оно имеет огромное значение для успеха компании.
Выберите, к кому из представителей фонда лучше обратиться
Возможно, вы слышали совет: «Пишите только старшим партнерам». Игнорируйте его и используйте любой путь. В Storm работает целая команда специалистов — возможно, если вы напишете кому-то из них, а не занятому старшему партнеру, вас заметят даже быстрее. Только не отправляйте сообщения всем сотрудникам фонда сразу — выберите кого-то одного. Специалист встретится с вами, а затем мы обсудим возможности сотрудничества всей командой.
Знакомиться с основателями компаний — это наша работа. Если вы решили написать инвестору, отправляйте сообщения именно по электронной почте. Например, Linkedin — прекрасная платформа, но общаться там неудобно, а это уменьшает шансы на ответ.
Продолжайте сотрудничество
Сложно оценить, когда стоит отправлять следующее письмо — это зависит от особенностей работы конкретного инвестора. Можно отправить новое сообщение через неделю, при этом не дублируя текст предыдущее. Если никто не ответит вам в течение двух недель, можно предположить, что инвестор был слишком занят и пропустил ваше письмо, но скорее всего он изначально не собирался с вами сотрудничать. Не нужно из-за этого расстраиваться — все просто пытаются делать свою работу. Чтобы повысить шансы на финансирование, ведите переговоры с несколькими фондами одновременно.
Задача инвестора — приносить доход его LP. Для этого нужно вкладываться в предпринимателей и компании с высоким потенциалом. Во время пандемия люди привыкли решать многие вопросы удаленно, и важность деловой переписки возросла еще больше. Помните, что цель первого взаимодействия состоит не в том, чтобы заключить сделку, а в том, чтобы договориться о следующей встрече. Привлекайте интерес к тому, что вы делаете, и продолжайте развивать свой бизнес.
Пишем письмо инвестору — советы ФРИИ, Grishin Robotics, LETA Capital, Maxfield Capital и Runa Capital Статьи редакции
Стартап-питч — то, что помогает заинтересовать потенциального инвестора и заставить его узнать о компании чуть больше. ЦП спросил у представителей российских фондов ФРИИ, Grishin Robotics, LETA Capital, Maxfield Capital и Runa Capital о том, каким они видят идеальный питч.
Стартап-питч — короткий рассказ о том, что из себя представляет молодая компания — может как привлечь инвестора, так и отпугнуть.
Для того, чтобы заинтересовать потенциального партнёра, как отмечает издание Business Insider, нужно не только показать, какую проблему решает стартап, но и продемонстрировать, что это проблема действительно существует. По мнению Mashable, основатель компании должен стремиться создать большую компанию — иначе его идея вряд ли заинтересует инвесторов.
Кроме того, важно постоянно удерживать внимание слушателя и дать ему понять, что проект действительно увлекает самого стартапера — и почему это так.
Один из лучших стартап-питчей по версии инвесторов, опрошенных Business Insider:
ЦП расспросил представителей российских инвестиционных компаний о том, каких правил стоит придерживаться, произнося питч перед потенциальным инвестором.
Артём Азевичруководитель трекинга стартапов Фонда развития интернет-инициатив
Можно выделить два вида питча: короткий (0,5-2 минуты) и длинный (2-10 минут).
Сначала поговорим о коротком питче. В нём автор рассказывает о продукте и ценности, которую продукт создает для клиента. Лучше всего это делать через описания клиента, проблемы и конкретного case-решения. Задача данного этапа — заинтересовать слушателя, чтобы он захотел продолжить разговор прямо сейчас или, если ему это неудобно, в другой день. В качестве промежуточного результата по-настоящему заинтересованный слушатель будет задавать вопросы.
В умении вызвать интерес и состоит творческий талант основателя. Я расскажу про несколько способов, которые видел сам:
Теперь речь пойдет именно об инвестиционной презентации (питч), которую часто можно увидеть на различных Demo Day. Моё личное наблюдение — вне зависимости от истории повествования, слушатели-инвесторы подсознательно имеют некоторый «чеклист» и ищут ответы на ряд вопросов. Если ответ на один из вопросов — «строгое нет», то внимание слушателя выключается.
Вот примерный список таких вопросов:
Питчи бывают разные — от пары минут, когда удалось «поймать» инвестора на две минуты на конференции (то, что еще называется elevator pitch) до полноценной презентации на несколько часов партнёрам фонда.
Требования к elevator pitch особенно высоки — слишком мало времени, чтобы захватить внимание. Не стоит совершать распространенную ошибку, рассчитывая сразу убедить собеседника проинвестировать в ваш бизнес — это невозможно.
Основная задача питча на данном этапе — заинтересовать инвестора и убедить его потратить своё ограниченное время на дальнейшее общение. Процесс во многом напоминает продажи, когда продавец проходит через разные этапы завоевания доверия покупателя, а не с порога выпаливает цену и предлагает тут же подписать контракт.
Главное, что должно быть в любом питче, независимо от формата и продолжительности — это ответы на ключевые вопросы, которые интересуют инвестора. Венчурные фонды ищут компании, которые решают большие проблемы и создают или переворачивают многомиллиардные рынки.
Слишком многие питчи представляют собой набор технических деталей, а не чёткую презентацию бизнеса — информация, какие сенсоры вы используете, может подождать, а ответ, зачем вообще ваш проект кому-то нужен — нет. «Бизнес» в предыдущем предложении — ключевое слово, именно в него вкладывается инвестор, а не просто в технологию или продукт.
Второй важнейший компонент — продемонстрируйте, что у вас есть traction, что вы протестировали наличие проблемы и адекватность её решения на реальных пользователях, и достигли успеха. Если вы этого вовсе не сделали — значит, компания не готова к привлечению инвестиций.
Наконец, последнее по счету, но не по значимости — качество питча не имеет значения, если он обращен не по адресу. Если вы рассказываете о B2B-проекте посевной стадии фонду, который сфокусирован на потребительских компаниях с оборотом в миллионы долларов — усилия на подготовку питча окажутся потрачены впустую.
Сергей Топоровменеджер по инвестициям венчурного фонда LETA Capital
Питч — это способ заинтересовать и заставить слушателя разобраться подробнее. В нашем случае — поверить, что в этом проекте что-то есть, способное многократно вырасти от текущей ситуации.
Но если серьезно, то важно успеть показать следующие вещи:
Если эти четыре момента зацепят, то желание глубже разобраться, зачем же нужно ваше мобильное приложение по вызову лифта с телефона, может к чему-то привести. Если нет, то даже будущий Google может проплыть мимо.
Не стоит углубляться в технические детали решения, в которое вы, естественно, влюблены. Лучше давать конечные характеристики, важные для клиента, и общее представление. Если продукт зажжет, то разбираться имеет смысл позднее.
Не стоит хвалиться победами в стартап-конкурсах и тому подобное. Если это не даёт вашему бизнесу профита — то это скорее отпугивает, чем притягивает.
Алексей Тукновинвестиционный директор Maxfield Capital
В месяц, в среднем, мы смотрим порядка ста компаний из Израиля, Европы, России и США. При таком pipeline критически важно эффективно использовать время, затраченное на оценку одного проекта. Хороший Pitch Deck должен содержать слайды, отвечающие на следующие вопросы (это не конечный список, а набор важных пунктов):
Если при первом знакомстве компания показалось интересной, мы запросим дополнительную информацию:
Изучая информацию, мы стараемся ответить на два ключевых вопроса:
Один совет предпринимателям: не стоит тратить время на вещи, которые очевидны и инвестору, и предпринимателю. Например, если фонд инвестирует в edtech, можно сразу перейти к деталям по вашему рынку, не тратя время на описание общих перспектив сегмента.
Константин Виноградованалитик венчурного фонда Runa Capital
Кроме классических составляющих (проблема, решение, рынок, команда и так далее) я был выделил несколько фишек, отличающих крутой питч от посредственного:
О чём говорить не стоит — победы на локальных конкурсах или статусы. Для профессиональных инвесторов это не играет практически никакой роли, но позволит сделать вывод о том, что реально ценная информация у фаундера закончилась, или он не умеет расставлять приоритеты (порой, молчание — золото).
Как написать письмо инвестору
Нет, никто их не осуждает разумеется. Первый раз рассказывать о своей идеи человеку у которого есть много денег — у любого задрожит голос и затрясутся коленки. Но дело не в самом страхе ситуации, а в том, что основатель пытается в этот момент донести инвестору о своем проекте.
А донести как правило он пытается сразу все. И ладно если это происходит один раз — в первый самый раз, с первым самым инвестором. Но нет же. Даже если уже основатель 10 раз питчил проект, он вполне себе способен и в 11 раз попытаться рассказать о проекте сразу всё, что есть в его голове. Это напоминает деревенских жителей, к которым приехал внезапно федеральный канал снимать репортаж о перевернувшемся молоковозе, и на заднем плане, за корреспондентом собирается вся деревня, а малые дети то и дело пробегают, улыбаясь в камеру. И всё ради того, чтобы потом позвонить вечером своим дальним родственникам и сказать, чтобы они обязательно смотрели новости вечером, там приветы им будут передавать.
В такой абсурд впадать нельзя. Если вы придумали идею, и днем и ночью дополняете её смыслами, инновациями, нововведениями — не спешите вываливать всю её на какого-то потенциального инвестора. Ни вербально, ни в тексте сообщения ни по телефону. Особенно по телефону — не вздумайте выкладывать всё выдуманное вами. Представьте если вам начнут объяснять принцип расчета числа Грэма или доказывать какую-нибудь иную алгебраическую теорему. Вы ничего не поймете, а главное — мозг запомнит что его пытали чем-то, а чем — не поймет. С инвестиционными проектами и их презентацией тоже самое. Инвестор может таких проектов за день перебирать десятками, и если каждый из них будет презентоваться в первом контакте как Война и Мир — никаких инвестиций никто никуда не привлечет.
Первое, что нужно сделать, прежде чем написать инвестору в личку, отправить письмо или позвонить (что рекомендуется делать в исключительно редких случаях) — сформулировать весь тот объем выдуманного вами о проекте в две три фразы. В идеале — в одно предложение, которое передаст весь смысл механики вашей идеи, всю основную суть проекта.
Например, вы придумали как можно подстригать газон с помощью одного летающего дрона, который самостоятельно сможет заряжаться и определять что стричь, а что нет. При этом вы уже знаете как он будет выглядеть, придумали классную упаковку с дополнительными съемными насадками-лезвиями, крепление для зарядки, знаете как сделать зарядку автономной используя солнечные батареи, и более того — даже понимаете, где и как его можно продавать, потому что у вас уже был опыт продаж сложных технических товаров и вы умеете ими торговать. Что самое важное, вы знаете что это востребованный продукт будет, потому что сейчас газоны есть у всех, а стричь их с помощью бензокосилок вредно для экологии, не говоря уж о том, что это иногда тяжелый ручной труд, если речь идет не о домашнем газоне, а о муниципальной территории вроде парков. А придумали вы её когда ваш собственный квадрокоптер запутался в кустах, которые вы забыли состричь в прошлые выходные, и теперь эта идея не дает вам покоя, потому что если бы у вас был бы дрон-подстригатель, его программа могла бы сама следить за ростом травы и кустов и срезала бы все вовремя.
Слишком длинное описание для «Автономного дрона для стрижки газонов и прочей растительности.»
«Добрый день. У меня есть идея автономного дрона для стрижки газонов и прочей растительности. Работает только на электроэнергии и сам следит за ростом травы и прочей растительности. Интересно? Есть почти работающий прототип, но нужны ресурсы, чтобы сделать полноценного дрона и маркетинг.»
Смысл передали? Суть изложили? Эфир ничем не засорен? Значит это можно уже транслировать инвестору.
У некоторых возможно внутри набухнет чувство собственной значимости и важности, и он задастся вопросом — да как так, мол, разве это может кого заинтересовать, кто так вообще презентует. Мы будем признательны, если вы снимете на видео то, как рассказываете в течение 10 минут о прелестях вашей идеи инвестору и он с радостью дает вам деньги — присылайте, мы с большим удовольствием пересмотрим свои взгляды на презентации проектов.
Ваш проект может быть безгранично большим и важным, значимым и нужным, цельным и продуманным, обязательным и необходимым всем и каждому. Вы даже знаете, что ваш сосед обязательно его купит, потому что вы давно наблюдаете, как он мучается со своей проблемой уже целый год. Но для инвестора важно не вся это баламуть и балабольство, а более конкретные вещи. Если вы хотите повысить шансы на получение инвестиций, вам стоит позаботиться о том, чтобы инвестор услышал следующее:
1) Суть вашего проекта. Коротко, емко и только по делу. Никаких воздушных замков — только объективные факты. Желательно в формате «Продукт» для «Проблема/Боль» для тех, кто «Целевая аудитория». Если же вы надумали убедить инвестора тем, то станете самым лучшим на рынке продуктом — лучше расскажите ему анекдот или покажите видео с котиками. Эффекта будет больше.
2) Рынок вашего проекта. Здесь лучше в двух словах сказать что вы знаете своих конкурентов и уже понимаете, как их сможете обойти. Потому что если вы скажете, что у вас нет конкурентов — вы обманете инвестора. И хорошо если он этого не поймет.
3) Деньги. Сколько может принести продукт и сколько нужно чтобы он появился на рынке. Не нужно говорить что у вас есть гениальный план заработать миллион на своем изобретении. Скажите, сколько стоит изобретение и сколько нужно на его реализацию (изготовление+продвижение). Инвестор быстрее вашего скажет вам, насколько ваш план удачен.
4) Команда. Как известно, вкладывают не в проект, а в команду, поэтому лучше если у вас в команде будут те специалисты, которые смогут нести ответственность за реализацию задумки.
Вот этого набора, для первого контакта обычно достаточно. Если инвестор заинтересуется вашей идеей и проектом (который вы опишете в 1-2-3 фразах), он обязательно задаст вам наводящие вопросы, позвонит, выяснит и все-все узнает, что ему нужно. Но это не означает, что в диалоге с ним уже после первого контакта, вам стоит утаивать какую-то информацию о проекте от него: лучше вы покажете что хорошенько продумали свой проект, чем будете отбиваться от вопросов ответами о том, что потом все придумаете как только будут инвестиции.
Письмо инвестору: 9 способов с первых строк потерять шанс на финансирование
управляющий партнер фонда Begin Capital
Почему российские стартапы часто проигрывают международным в привлечении инвестиций? Как пишет у себя в Facebook Алексей Менн, наши сильно отстают уже на уровне первого письма, которое отправляют инвестору.
Мы публикуем этот пост с разрешения автора.
Сегодня очень заметна разница в подходах международных и российских проектов к привлечению инвестиций.
Время очень тяжёлое для фандрайзинга. Большинство инвесторов поставили на паузу новые сделки на 4–6 месяцев. Конкуренция за инвесторов, которые еще активны, — большая.
Сегодня мы получаем порядка 10–14 предложений в день. Думаю, что фонды, которые, в отличие от нас, хоть как-то занимаются маркетингом — в 2–3 раза больше. Примерно 70% предложений — проекты, никак не связанные с Россией, 10% предложений — от российских фаундеров на международных рынках, 20% — Россия.
И российские проекты очень сильно отстают от международных аналогов уже на уровне первого письма.
Как письмо пишет средний международный проект
Простите, пожалуйста, что пишу в холодную. Нашёл ваш контакт в списке инвесторов COVID-19 / Ln / Fb / по рекомендации У.
Проанализировав ваш портфель и сделки, увидел, что мы очень близко соответствуем вашему инвестиционному профилю. Более того, между вашими портфельными компания Х, У, Z и нами может быть очень сильная синергия.
Меня зовут Х, я сооснователь проекта Y (если есть хороший опыт, сразу пишут, например: «ранее я 10 лет работал в ведущем инвест-банке Х и был сооснователем проекта У, который в 2017 году купил Z»)
1–2 абзаца о чем проект, например:
В настоящий момент мы находимся на стадии.
1–2 абзаца про стадию и результаты, например:
1–2 абзаца про инвестиции, например:
Могу ли я попросить вас о коротком 20–30 минут звонке в удобное для вас время?
Также я очень рекомендую вам поговорить с нашими ранними инвесторами или advisors по поводу нашего проекта, например, с Mr. X (chairman нашего СД и СЕО одного из крупнейших наших клиентов) — уверен, знакомство с ним будет вам очень полезно, особенно для ваших портфельных компаний Х и У.
Также я увидел пересечение между вашим фондом и нашим частным инвестором Х. Если я не ошибаюсь, вы вместе инвестировали в компанию A. Уверен, его мнение о нас и нашей компании будет вам полезно.
В приложении — наша инвестиционная презентация.
Кажется, что написать такое письмо совсем не сложно. И я гарантирую, что конверсия в ответы (положительные или отрицательные — уже зависит от качества проекта), а не в игнор будет высокой.
Теперь типичное письмо от российского основателя
Вы сейчас будете думать, что я шучу, но 80% пишут именно так:
Вариант 1. Анкетирование
Добрый день, Х! Вы в стартапы инвестируете?
Добрый день, Х! Напишите ваши инвестиционные критерии!
Могу вам презентацию прислать?
Такое письмо имеет очень низкую конверсию в ответы. Всегда.
Вариант 2. Copy-Paste
Добрый день, Олег! (Так-то я Алексей — ну, не страшно).
И текст дальше такой сразу синего цвета, который в почте виден сразу как copy-paste.
Хотим работать с вашим фондом, много о нем слышали. Материалы во вложении, жду обратной связи!
Письмо оставляет ощущение спам-рассылки и заранее настраивает на негатив при прочтении документов.
Вариант 3. Сразу к делу
Вам интересен такой проект?
Письмо создаёт ощущение, будто вы пришли в новый ресторан, ещё не видели меню, но вас просят сначала оплатить счёт.
Вариант 4. Очень сложно
Я являюсь автором идеи реконфигурируемых управляемых пространственных структур на основе сетевого объединения шарниров со скрытыми топологическими поверхностями. Хотел бы предложить Вашему вниманию идею кинетической реконфигурируемой управляемой пространственной панели.
Может это быть Вам интересно?
Вариант 5. Все инвесторы — козлы
Добрый день, я уже отчаялся писать, и кажется, что в мире нет инвесторов, но я все равно напишу вам, только не поступайте как остальные — я жду развёрнутого ответа!
У нас уникальный проект, но нас никто не понимает!
Если честно, то в тех, кого никто не понимает, и инвестировать обычно не надо.
Вариант 6. Конспиратор
Прошу подписать NDA прежде, чем я расскажу вам о нашем проекте. не имеющем аналогов в мире.
Вариант 7. Гуманитарный
Многие инвесторы предпочитают тупо смотреть в бизнес-планы и финмодели, но разве это главное?!
Важнее всего продукт и идея, а с этим у нас полный порядок! Хотим предложить вам возможность инвестировать в уникальный / эксклюзивный / удивительный проект.
Вот, что про нас пишут в СМИ.
Мы можем сделать и меморандум, и финмодель, но только при наличии серьёзного интереса с вашей стороны.
Обычно главная характеристика такого письма — категоричное избегание любых цифр и метрик.
Вариант 8. Разводняк
Успейте инвестировать в наш проект. Осталась последняя возможность. У нас уже переподписка, но вас нам очень рекомендовали и мы постараемся найти место на раунде.
Любое письмо, в котором рассказывают, как «Нас завалили предложениями», отдаёт разводняком.
Вариант 9. Делегирование
Пишу вам по поручению С.П. Ландышева. Проект С.П. привлекает инвестиции, и он будет рад встретиться с вами.
Что мне передать С.П. Ландышеву?
Я не пытаюсь сказать, что так делают все, но писем в таком стиле очень-очень много. И контраст с международным письмом (ок, оставим за скобками Индию, Китай и некоторые страны СНГ) просто огромный. Так жить нельзя, надо исправляться. 🙂