Как создавать инновации в образовании
Для чего нужны инновации, как создавать и применять их у себя в компании: руководство для методиста, менеджера, стартапера, директора и причастных.
Иллюстрация: Оля Ежак / Skillbox
Рената Гизатулина — основатель и куратор проекта LLLab, эксперт в области lifelong learning skills, автор Telegram-канала Art of education by LLLab.eu.
LLLab (Lifelong Learning Lab) — сообщество специалистов, увлечённых идеей lifelong learning — обучения на протяжении всей жизни, а также лаборатория для создания и тестирования методик непрерывного образования. В LLLab проводится курс «Инновации в образовании» — программа для тех, кто хочет создавать, тестировать и системно внедрять новые технологии и методы в свои образовательные проекты.
Из этой статьи вы узнаете:
Инновации в образовании — понятие широкое. В разных сегментах сферы образования — академическом, корпоративном, неформальном образовании, на рынке EdTech — свои стандарты и, соответственно, свои инновации, но нигде нет каких-то «инновационных догм».
Никто на рынке образования не знает, что точно сработает в контексте инноваций, а что — нет. Инновации — это не только успешные изменения в сфере образования, но и гибкость, смелость, возможность делать ошибки и получать новый опыт. Однако есть принципы, которые можно выделить на примерах успешного внедрения инноваций в образовании. О них поговорим в этой статье.
Пишем о событиях, явлениях и понятиях из мира дизайна и программирования, геймдева, образования и бизнеса.
Что такое инновации и зачем они нужны
На российском рынке образования сейчас, с одной стороны, много качественных специалистов, а с другой — много открытых ниш. Таким образом, сегодняшние реалии — прекрасное время для того, чтобы применять накопленный опыт для создания инноваций.
Инновации — это инвестирование в новое знание, идею и последующий процесс внедрения этих идей с целью получения дополнительной ценности для компании.
Инвестирование в этом контексте не обязательно денежное. Мы начинаем инвестировать во что-то новое в компании, чтобы сотрудники придумывали новые полезные идеи. При этом мы задаёмся вопросами:
Этот процесс — от инвестирования до понимания конечного результата и получения от него дополнительной прибыли или какой-то другой ценности — называется процессом разработки инноваций. Процесс разработки состоит из четырёх этапов.
Инновации не всегда бывают радикальными (когда на рынке появляются совершенно новые продукты и процессы, которых никогда не было). Постепенные изменения в каких-то продуктах, процессах или стратегии, постоянное совершенствование — это тоже инновации.
Как применять инновации
Есть три области, в которых надо ориентироваться, чтобы понять, к каким инновациям готова ваша компания.
Первая область — мышление большинства сотрудников и лидеров организации. Если нет нужного типа мышления, внедрить что-то новое будет сложно.
Вторая область — точка приложения усилий. Это понимание того, что именно стоит изменить для достижения нужных результатов.
Третья область — масштаб приложения усилий. То есть — насколько широкие и глубокие изменения нужны компании. Затем надо оценить, хватит ли вам ресурсов на задуманное.
1. Культура мышления в организации
На примере трёх типов культуры мышления — управление ( Run), изменение ( Change), прорыв ( Disrupt) — рассмотрим, какие инновации возможны в каждом из них.
Впервые чёткие критерии для разграничения трёх культур мышления сформулировала, вероятнее всего, консалтинговая компания Gather. После этого бизнес адаптировал модель под себя, объединив все три типа под названием «тримодальная организация процессов» (при ней в компании присутствуют одновременно все типы культуры мышления). В России этой модели развития придерживается Сбербанк.
Почти в каждой компании одновременно происходят два процесса: управление и изменение. А вот прорыв — радикальные перемены — случается далеко не во всех компаниях (в основном это могут позволить себе большие компании или, наоборот, стартапы).
Вот несколько примеров инноваций в разных культурах мышления:
Это процессы в компаниях или отделах, где происходит мало изменений или не происходит вообще. Основная задача — стандартизация и управление через нормы и политики. По такому принципу работают консервативные образовательные учреждения — например, школы или университеты, где серьёзных различий в программах из года в год не наблюдается.
Сейчас рынок образования вынужден меняться из-за последствий пандемии. В 2019 году классическая университетская или школьная среда управлялась RUN-процессами, а сейчас, в 2020-2021-м, из-за коронавируса всем пришлось меняться, активно применять Change-мышление. И теперь большая часть рынка образования существует в Change-парадигме, так как давление внешних факторов огромно.
Многие школы и университеты создавали новые методики в проектировании образовательного опыта и до пандемии. Есть стандартные университеты, а есть Интердисциплинарная школа в Лондоне, где используется подход Challenge best learning: когда всё, что изучается, служит решению реальных задач. Например, занимаясь темой ожирения школьников, студенты изучают анатомию, биологию, социологию и другие дисциплины, которые могут пригодиться для решения этой проблемы. Программа и предметы остаются примерно теми же, но меняется метод.
Сфера образования должна всегда развиваться, и в ней должна быть культура Change, чтобы компания могла постоянно внедрять изменения и нововведения.
Например, компания Skyeng запускает продукт Skysmart, формат которого сильно отличается от существующего формата обучения языку. Это собственная платформа адаптивного обучения.
Есть ещё интересный пример — TUMO BOX для подростков. Это такая «коробка», которую ставят в сельской местности. Дети и взрослые могут развиваться в области дизайна и технологий — в этой «коробке» есть всё для этого. Это совершенно новая технологическая и методологическая разработка.
2. Точка приложения усилий
Мы до сих пор не знаем методологии адаптивного обучения, которая будет работать на 100%. Мы не знаем, возможна ли полноценная замена преподавателя технологиями, и если да, то в каких функциях. Понятно, что человек в образовательном процессе нужен, но что-то мы можем автоматизировать, а вот что именно — мы точно пока не знаем. Поэтому в сфере образования важно исследовать контекст, прогнозировать и проектировать его. Нужно смотреть на процессы с точки зрения эксперимента.
Это касается не только онлайн-образования, но и классических школ и университетов. Например, частные школы постоянно находятся в поисках инноваций и обычно не боятся применять новый опыт и технологии, чтобы выделиться на рынке, привлечь как можно больше учеников.
Чаще всего у инноваций две области приложения усилий — коммуникации между людьми или организационные процессы.
Пример инноваций в области коммуникации между людьми
Teachers Pay Teachers — один из самых быстроразвивающихся EdTech-стартапов. Онлайн-площадка, где учителя выкладывают полезные материалы и свои наработки, а их коллеги могут ими воспользоваться на платной или бесплатной основе. Так учителя получают возможность заработать на инновациях, которые они у себя внедрили. По сути, это маркетплейс профессиональных решений.
Как появилась идея этой площадки? Её создатели заметили, что преподавателям из разных стран и предметных сфер не хватает возможности обмена опытом. Стартап предоставил людям такую возможность.
Скорее всего, через какое-то время у нас в России тоже будет много таких маркетплейсов. У них большой потенциал: они дают возможность взять чьи-то готовые наработки и применить у себя.
Вот вам идея для стартапа: в любой общеобразовательной школе учителя загружены бюрократической работой. Придумайте, как этот процесс автоматизировать, — учителя скажут вам спасибо, да и мир станет чуточку лучше.
Пример инноваций в области процессов
Компания Knewton разработала технологию адаптивного обучения. Это специальная платформа, на которой есть:
Технология Knewton работает со статистикой, машинным обучением, психометрией и адаптируется к особенностям ученика буквально каждую минуту, чтобы сделать учёбу максимально персонализированной.
В России собственные платформы создали, например, Skyeng и «Яндекс Практикум». Но это всё ещё огромное поле для инноваций и экспериментов.
3. Масштаб приложения усилий
От того, сколько ресурсов компания готова вложить в инновации, зависит масштаб возможных инноваций. По масштабу инновации можно поделить на разделы.
Включает в себя обучение преподавателей и их онбординг (процесс адаптации сотрудника к цифровому продукту), работу с партнёрами и клиентами.
Среда, пространство обучения, маркетинговые сообщения, платформа, точка, в которой студент начинает (регистрация на платформе) и заканчивает (трудоустройство, экзамен).
Работа в рамках программы или линейки продуктов.
Как разрабатывать инновации
Инновации разрабатываются последовательно: от исследования до внедрения.
Навыки, которые нужны в процессе осуществления этого цикла: продуктовое мышление, креативность, коллаборация, критическое мышление, коммуникация.
Принципы, которыми нужно руководствоваться инноватору
1. Не бойтесь ошибаться.
Инновации — всегда что-то новое, и если всё сработало где-то в мире, в другой компании, это не значит, что всё сработает и в вашей. Относитесь к ошибкам как к опыту.
Например, в шведском городе Хельсинборге есть целый «Музей провалов», где собраны реально существующие продукты из разных сфер или концепты, которые не были приняты клиентами. Слоган музея: «Инновации невозможны без провалов» — отличный принцип для инноватора. Многие продукты, собранные в этом музее, дали их создателям толчок для создания других, более совершенных продуктов.
2. Работайте в кросс-функциональной команде.
Кросс-функциональные команды необходимы в современном мире как воздух. Не бывает инноваций и адаптивного обучения, которое создано специалистами одного профиля, — это всегда командная работа профессионалов из разных областей.
Например, сейчас на рынке много стартапов, которые готовы развиваться в области адаптивного обучения, но у них нет методической базы. Или, наоборот, методисты хорошо проработали суть адаптивного обучения, но на практике оно не случилось, потому что платформа не смогла это потянуть. Методология и технология должны развиваться вместе.
3. Изучайте чужой опыт.
При разработке инноваций нужно использовать проверенные на практике кем-то другим или теоретически обоснованные гипотезы. Поэтому самостоятельный поиск и понимание научного метода — очень важные для инноватора навыки.
Например, вы хотите создать инновацию в области мотивации сотрудников или студентов. Вы видите проблему: после какого-то этапа люди уходят с вашего образовательного курса. Изучите на русском и английском языках теории мотивации, удержания внимания, найдите социологические исследования на эту тему или посты трендсеттеров, проанализируйте комментарии и отзывы пользователей. А дальше отфильтруйте источники, сделайте выкладку из достоверных и сосредоточьтесь на их сути.
Также важно развивать насмотренность. Как это сделать: найдите компании, которые занимаются адаптивным обучением, и экспертов, пообщайтесь с ними, протестируйте продукт, выясните, как развивалась компания, какие ошибки допускала.
4. Внедряйте инновации системно.
Внедрение изменений требует командной работы — оценивайте её трезво. Не все члены команды будут согласны с вами, не все будут готовы тратить ресурсы на инновации, не всё можно реализовать в компании, в которой не сформирована нужная культура мышления (Change или Disrupt). Возможно, вам придётся пройти долгий путь, начав с формирования культуры и создания подходящих условий для инноваций.
Для системного внедрения инноваций нужно понимать, из каких этапов состоит этот процесс, обладать навыками горизонтального лидерства и коммуникации, уметь работать с сопротивлением.
В заключение скажу, что самая большая проблема в сфере образования в России не в том, чтобы найти идею для инноваций, а в том, чтобы правильно выстроить работу с инновациями в конкретной компании: понять, как их внедрять, какие личные качества нужны для этого процесса и какие ресурсы у компании для этого есть.
Инновационный образовательный проект
Просмотр содержимого документа
«Инновационный образовательный проект»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Амгинская общеобразовательная школа»
Инновационный образовательный проект:
«проектная деятельность при обучении
Автор: учитель математики
Турантаева Сардана Егоровна
Цели и задачи проекта……………………………………………. 4
План реализации проекта…………………………………………. 6
Основное содержание проекта.………………………………………….….8
Ресурсы. Партнерство. Целевая аудитория………………………………13
Результаты. Наши достижения………………………………..……….14-17
В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей Республики, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь». Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, можно использовать различные педагогические технологии. Я отдаю предпочтение методу проектов, так как проектный подход включает следующие преимущества:
становится выше посещаемость занятий, у учащихся растет уверенность в своих знаниях, развиваются способности к обучению;
задачи обучения аналогичны или превосходят по своему уровню задачи, выдвигаемые другими методами. Отличие проектного подхода состоит в том, что учащиеся берут на себя большую ответственность за свое образование, чем во время обычных занятий в школах;
возможность развития разносторонних навыков, таких как новый тип мышления, нахождение ответов, работа в коллективе, а также общение.
Проектно-исследовательская деятельность – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.
Поэтому мой инновационный проект реализует новые подходы к формированию нового качества образования, ориентированного на повышение качества образования за счет создания наглядного жизненного примера образовательной среды.
Актуальность
Современные требования к выпускнику изменились, теперь школа должна не только дать знания, но и воспитать качества личности важные для жизни в новых условиях открытого общества: развитие творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат своей работы. Проектно-исследовательская деятельность это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Общеизвестно, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках макета или презентации.
Объект исследования: проектная технология в образовательном процессе.
Продукт педагогического опыта – авторский образовательный модуль «проектная деятельность в обучении математики»
Инновационность данного опыта заключается в формировании у школьников не только знаний, но и компетенций, способствующих их адаптации в окружающем социуме.
Новизна заключается в том, что он реализуется через авторский образовательный модуль: «проектная деятельность в обучении математики».
Для реализации цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить ряд задач:
изучить методическую и соответствующую литературу;
вовлечь учащихся в практическую проектную деятельность как фактор личностного развития школьников;
создать авторский учебный модуль;
обобщить результаты исследовательской работы и на этой основе сделать выводы о целесообразности использования данной методики для реализации указанной цели.
Научить применять элементарные математические знания в повседневной жизни;
Подбор примерных задач;
Составить расчеты, смету подсобного хозяйства
Сотрудничество с коллегами с целью разработки междисциплинарных проектов.
1.Повышение мотивации к изучению математики и точных наук.
2. Повышение эффективности усвоения материала.
3. Формирование ключевых компетенций обучающихся.
Для многих учащихся привлекательность данного инновационного метода обучения заключается в подлинности опыта. Учащиеся исполняют роль людей, работающих в изучаемой отрасли, и ведут себя так же, как эти люди. В любом случае учащиеся принимают участие в проектах, которые имеют место в реальном мире и которые важны вне школьных стен.
Что касается учителей, дополнительные преимущества данного метода обучения заключаются для них в возможности усовершенствовать свой профессионализм, развивать сотрудничество с коллегами, а также строить отношения с учащимися. Для учащихся, которые привыкли к более традиционным способам проведения занятий, введение модели обучения на основе проектного подхода означает переход от выполнения указаний к осуществлению самостоятельной деятельности; от простого прослушивания и реагирования на услышанное к взаимодействию и принятию на себя ответственности; от знания фактов, условий и сущности к пониманию изучаемого; от теории к практике; от зависимости от учителей к самостоятельности.
План реализации проекта
Изучение теоретического материала по
выбранной теме. Подбор примерных задач;
Составить расчеты, смету подсобного хозяйства
Участие в очных, дистанционных конференциях, конкурсах, мастер – классах.
Изучение опыта коллег по формированию учебно- познавательных компетенций через использование проектной технологии. Внедрение в личную педагогическую практику метода проектов, позволяющего добиться реальных результатов при реализации данного проекта.
Разработка проекта: «Проектная деятельность в обучении математики».
Участие в различных улусных,
региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, нпк.
период реализации проекта
Обобщение результатов проекта.
Анализ результатов, подведение итогов, мониторинг учителя и качества знаний учащихся. Поэтапный контроль, мониторинг результатов: рейтинг успеваемости, контрольные и самостоятельные работы, анкетирование (приложение №1).
Разработка мастер- класса по использованию проектной технологии для учителей школы.
Создание сайта Турантаевой С.Е. на портале «Мультиурок».
Защита проекта. Презентация. НПК на улусном педагогическом чтении
Этапы реализации проекта: 2016 – 2017 учебный год
Теоретическая часть – I четверть решения примерных задач
Практическая часть – II – IV четверти, решения задач (сбор материала, планирование, расчеты и смета участка) изготовления макета.
Завершающий этап: готовые расчеты, сметы, макеты учащихся.
Считаю, что именно метод проектов, являясь дополнением к урочной практике, предоставляет учителю математики уникальную возможность преодолеть негативное отношение к математике, порождаемое перечисленными факторами.
Суть проекта на уроке математики в том, что его участникам разрешается совершать, с их точки зрения, категорически запрещённые математические действия, на обычном уроке влекущие самые тяжкие последствия (двойку чернилами в журнал и т. п.). На их глазах совершается чудо: ложное в привычной школьнику системе понятий и аксиом утверждение служит отправной точкой для возникновения и развития теории, в тени которой эта привычная система понятий полностью помещается и не вызывает противоречий. Таким образом, реально моделируется процесс научного поиска, происходит внутреннее эмоциональное переживание драматической и захватывающей истории математического познания.
Метод проектов может быть реализован как во внеурочной деятельности, так и на уроке. Выбор метода, который будет использован в учебном проекте, проектно-исследовательской деятельности, зависит от конкретного содержания урока. Урок, реализованный с помощью метода проектов, может быть:
уроком освоения нового материала при изучении новой темы
уроком закрепления полученных знаний и умений
уроком отработки навыков решения учебных задач при решении задач и выполнении практикумов
проект может стать формой организации учебного процесса и стать альтернативой классно-урочному обучению
изучение теории, посвящённой данной проблематике,
подбор методик исследования,
сбор материала, его анализ и обобщение,
Учителю не обязательно ставить перед учеником задачи связанные с новыми (научными) открытиями. Основная задача состоит в том, чтобы развить личность учащегося, научить навыкам исследовательской работы, самостоятельному получению знаний.
При решении исследовательской задачи ученик сталкивается с проблемой: нет готовых решений, алгоритмов решения задачи и ему предстоит самостоятельно найти решение задачи. Немаловажное значение имеют те отношения между учеником и учителем, которые возникают при выполнении исследовательских задач. На решение любой исследовательской задачи затрачивается время. Ученик и учитель несколько раз встречаются и обсуждают проблему. На этом этапе и создаются новые отношения. Это отношения партнерства.
Подбор примерных задач в теоретической части проекта:
Найдите площадь прямоугольника, если периметр равен 80 см, а
отношение сторон равно 2:3
Измерьте длину и ширину своей комнаты. Начертите в тетради план этой
комнаты в масштабе 1:100
Длина дома на плане 25 см. чему равна длина дома на местности, если план
сделан в масштабе 1:300?
Найдите площадь участка двора, если длина 70 м и 40 м.
Сделайте план участка, расположите следующие объекты: дом, гараж, сарай,
душ, огород, уборная.
Огород занимает 8 га. Картофелем занято 45 % площади этого огорода.
Сколько гектаров занято картофелем?
Площадь огорода 0,04 га. Капустой засажено 0,8 огорода, а
Сущность метода проектов заключается в стимулировании интереса участников (учащихся, педагогов) к их самостоятельной деятельности, постановке перед ними целей и проблем, решение которых ведёт к появлению новых знаний и умений. И вообще, если мы все таки вернулись к методу проектов, пытаемся снова внедрить его в обучение, значит применение его дает положительные результаты. Может, у нас просто не хватает педагогического мастерства или определенных знаний из различных областей, чтобы правильно организовать проектную деятельность?
Проектно-исследовательская деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса.
Я считаю, что именно инновационный метод проектов, является дополнением к урочной практике, предоставляет учителю математики уникальную возможность преодолеть негативное отношение к математике, порождаемое перечисленными факторами.
Реализация проектного и исследовательского методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
Смета на строение жилого дома общей площадью 100 кв.м.: