Этапы работы над инсценировкой
Инсценировка как перевод драматургического материала из одной художественно-образной системы в другую
Инсценировка это не перенос материала, а его «перевод» из одной системы художественного выражения в другую. В зависимости от вида искусств различаются не только художественные приемы или образно-знаковые системы, но и сами законы организации смыла. У литературы эти законы свои, у театра свои. В чем-то они схожи, но больше различны. Для того чтобы инсценировать то или иное произведение необходимо знать законы одного (литературного) и другого (театрального) вида искусств. Также необходимо помнить, что текст при переносе на сцену теряет свою «литературность» (нарративность) и приобретает «драматичность» (делается выразителем действия). Из повествователя он становиться действующим лицом. Поэтому необходимо рассмотреть основные различия в этих видах искусств (драме и литературе) и определить, что может театр и что недоступно литературе.
Едва ли можно предложить готовый рецепт создания инсценировки. Методов работы над ней довольно много. Каждый автор, каждый режиссер ищет свой путь, свой творческий метод переноса литературного материала или каких-то событий на сцену. Но если подходить к этой проблеме с методологических позиций, то всю работу над инсценировкой можно разделить на три этапа:
· «Перевод» событий из литературы в драму;
· «Перевод» драматургического материала в сценический;
· Создание композиции (этот пункт не является обязательным);
Исходя из этих положений, мы можем разработать метод работы над инсценировкой. Он заключается в следующем:
Он зависит от личной темы. На этом этапе необходимо остановиться на вопросе что хочется сделать, пусть не останавливает как, это потом решается.
2. Разбор материала подлежащего инсценированию:
— выделение событийного ряда
4. Написание сюжета (сценария):
— разработка едва намеченных тем
— усиление частных деталей
— дописывание текста к существующим сценам
5. «Перевод» литературных событий в драматические (действие):
— введение повествования (наррация, нарративные инстанции)
— перевод описания в действие
— перевод внутреннего монологаво внешний текст
— применение симультанности действия
6. Перевод драматургического материала в сценический:
— применение театральных средств выражения (сценография, мизансцена, свет, музыка и т.д.)
— использование различных жанровых решений (пантомима, вокал, балет, хореография, теневой и кукольный театр и т.д.)
— демультипликацияи синкретизм персонажей
— на основе одного произведения
— по мотивам произведения
— по произведениям автора
— коллаж (использование произведений различных авторов)
принципы:
× подчинение одной идее
ГЛАВА 3.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
«Разработка сценария для инсценировки русской народной сказки с куклами (по выбору)».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: «Разработка сценария для инсценировки русской народной сказки с куклами (по выбору)».
Цель: формирование представления о написании сценария драматического произведения и литературного досуга.
1. Внимательно прочитайте рекомендации по написанию сценария.
2. Изучите примерный образец оформления сценария.
3. Выберите русскую народную сказку («Теремок», «Колобок», «Кот, лиса и петух» и составьте по сказке сценарий по мотивам этой сказки.
(Толковый словарь С.И. Ожегова) Важно!
Инсценировка – это не перенос материала, а его «перевод» из одной системы художественного выражения в другую.
Инсценирование проходит в два этапа:
1. Переработка литературной первоосновы (эпической или документальной прозы, поэзии и др.) на уровне текста, превращение в литературный сценарий;
2. Практическое воплощение этого сценария средствами театра, то есть формирование сценической драматургии.
Элементы инсценирования
Сценарий — литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки (кино- или телефильма). Сценарий напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей.
− описательная часть (ремарка или сценарная проза),
− текст «от автора» или голос за кулисой, − в кино (видео) титры.
побочный текст драматического произведения:
− списки действующих лиц,
− обозначение времени и места действия,
− описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов
основной текст – цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов => диалог – основная форма текстового изложения.
Сценический образ – в узком смысле – конкретное содержание картины жизни или характера персонажа, воссозданных драматургом, режиссером, актерами и художником.
Алгоритм работы над сценарием
Главное правило: писать надо так, чтобы читатель «видел» задуманное мероприятие.
1. Выберите сказку, по которой будет поставлен спектакль.
2. Определите тему, место проведения, возраст участников.
3. Определите тип повествования, который будет представлен на сцене. Все авторские слова может произносить отдельный герой – повествователь (для него можно придумать роль сказочника или другого персонажа). Либо можно обойтись без авторского текста, если суть происходящего останется понятной. Кроме того, можно трансформировать слова рассказчика в действия основных героев или вплести в их монологи.
4. Выпишите из произведения оставшиеся диалоги и монологи героев. Каждый из них нужно проработать отдельно. Уберите лишние фразы, которые не влияют на общее действие и не раскрывают характер героя. Это необходимо в том случае, если сценарий в несокращенном виде рискует превратиться в слишком долгий спектакль.
5. Адаптируйте текст для вашей аудитории и актеров. Если в зале будут маленькие дети, а на сцене – непрофессиональные актеры, слишком длинные предложения можно разбить на короткие фразы.
6. Добавьте в сценарий описание мизансцен. Распишите движения актеров, расстановку их на сцене в каждом фрагменте спектакля.
7. Добавьте в сценарий ремарки.
Простые, но очень важные вопросы, которые сценарист должен задать самому себе:
1. Кто главный герой Вашей истории?
2. В чем основной конфликт истории?
3. Какая у главного героя цель?
4. Достаточно ли серьезны препятствия, которые стоят на пути героя к цели? Что он будет делать, чтобы их преодолеть?
5. Меняются ли поведение и мотивы главного героя по мере развития сюжета? Обоснованы ли его поступки?
6. Есть ли в Вашем сценарии кульминация?
7. В каждой ли сцене события не просто рассказаны, а показаны?
Основные персонажи — это герой и антигерой.
Главный герой — это основной персонаж Вашей истории. Его мотивы и поступки определяют развитие сюжета. Это персонаж, находящийся в центре внимания большую часть времени. Герой должен вызывать симпатию, его недостатки и слабости должны быть понятны зрителю. Зритель должен отождествлять себя с героем, сопереживать ему. Герой должен вызывать одобрение аудитории и заставлять сопереживать.
Антигерой – тип литературного героя, подчёркнуто лишённого героических, а зачастую и каких-либо положительных черт. Это не обязательно злодей, но его действия всегда направлены против героя. Интересный антигерой, бросающий герою достойный вызов — одна из важных составляющих успешного сценария. Чем сильнее зритель настроен против антигероя, тем больше он желает победы герою. Чем более опасным и непобедимым выглядит антигерой, тем сильнее и достойнее смотрится главный герой.
Трехактная структура сценария
Четкая структура помогает автору внятно и последовательно изложить историю, не запутаться в сценах и персонажах и выстроить логику развития действия и поведения героев.
Первый акт. Экспозиция и завязка истории. К концу первого акта читатель должен иметь представление о времени и месте действия спектакля, о главном герое и антигерое, о предыстории сюжета. Здесь должен быть обозначен основной конфликт. В конце первого акта должно произойти значительное событие, которое полностью изменит жизнь героя. Это первый поворотный пункт, который запускает второй акт.
Второй акт. Это основная часть Вашего сценария. Здесь идет рассказ о препятствиях, которые встают на пути главного героя и о том, как герой их преодолевает. Наращивайте напряжение на протяжении всего второго акта.
Подготовка к Кульминации
Примерный образец оформления сценария
Как написать сказку, чтобы она исполнилась в реальной жизни
Содержание статьи
Психологи давно сошлись во мнении, что подсознание может влиять на нашу жизнь как в хорошую, так и в плохую сторону. Однако есть способы не только направить это влияние в мирное русло, но и добиться с его помощью решения любой возникшей проблемы. Один из инструментов в достижении этой цели – сказки. Нет, их не надо слушать перед сном. Их надо писать, причем самим. И правильно написанная сказка имеет все шансы сбыться в реальной жизни. Что же для этого нужно?
Знакомимся с внутренней сказочницей
Помните, как в детстве мы сочиняли сказки, прямо на ходу выдумывая волшебные сюжеты? Но вырастая, многие из нас позабыли о волшебстве по причине разных жизненных испытаний. И все равно в душе каждой женщины живет внутренняя сказочница. Когда все идет четко, красиво и так, как вы хотите, значит, ваша внутренняя сказочница в порядке. Но если вы живете скучно, без малейшей яркости и радости, то ваша сказочница уснула крепким сном.
Чтобы написать сказку, которая по вашему желанию воплотится в реальную жизнь, без помощи внутренней сказочницы не обойтись. Разбудить ее или наладить с ней контакт поможет медитация.
Итак, примите удобную позу сидя. Закройте глаза. Сделайте глубокий спокойный вдох и медленный выдох. Отпустите все свои мысли. По всему телу пустите волну расслабления. Ощутите радость и счастье, покой и безмятежность.
Представьте, что перед вашим взором проплывают разноцветные облака. Они рассеиваются, и вы видите пряничный домик, увитый плющом и розами, или средневековый замок с остроконечными башнями, а может, что-то другое. Рассмотрите внимательнее, что окружает это жилище. Дивный сад с фруктовыми деревьями, цветами и дорожками из голубых камушков или парк с аккуратно постриженными кустами, изысканными клумбами и диковинными фонтанами? Какие птицы поют в ветвях деревьев, какие бабочки садятся на цветы? Заметьте все это. Вдохните аромат, наполняющий воздух.
Смело ступайте по дорожке, потому что вас уже давно здесь ждут! Навстречу идет ваша внутренняя сказочница. Какая она: маленькая фея с крыльями или красивая дама в остроконечной шляпе? Рассмотрите ее. Поздоровайтесь, спросите ее имя, услышьте ответ. Ваша внутренняя сказочница приглашает вас осмотреть ее дом и окрестности. Идите, любуйтесь, наслаждайтесь!
На тенистой террасе накрыт чайный стол. Вы вместе пьете ароматный чай. Ваша внутренняя сказочница достает из потайного ящичка хрустальный флакончик с золотистой жидкостью. Это напиток вдохновения. Она наливает вам в чай несколько капель, чтобы отныне вы свободно могли творить, мечтать, воображать.
За легким разговором не замечаете времени. Но все-таки понимаете, что вам пора возвращаться. На прощание ваша собеседница сообщает, как вы можете связаться с ней в любое удобное для вас время. Возможно, нужно произнести какие-то волшебные слова, например, «раз-два-три-четыре-пять, сказочку иду писать», или три раза хлопнуть в ладоши. А может сделать что-то еще. Услышьте и запомните слова или ритуал – то, что приведет вас в состояние творчества.
Вы благодарите и тепло прощаетесь с хозяйкой чудесного места, еще раз вдыхаете полной грудью аромат, разлитый в воздухе, и открываете глаза. Теперь у вас есть волшебные слова или какое-то действие, чтобы настроиться на сказочный лад. Произнесите их или исполните волшебный ритуал, а потом приступайте к делу.
Ставим цель
Прежде чем начать писать сказку, надо четко понимать, что вы хотите получить в итоге. Допустим, вас уволили и теперь вы не можете устроиться на работу. Вы хотите найти работу по той же специальности или в планах получить дополнительную профессию, а потом уже найти новое место? Или пора монетизировать ваше хобби? А может вы устали работать и мечтаете, чтобы о вас заботился мужчина? Это три совершенно разные сказки.
С теми же мужчинами тоже возможны ситуации, которые хочется исправить. К примеру, с мужем все разладилось – смотрит на сторону, вас не замечает, словом, ушла любовь. Хотите вернуть гармонию в отношения с мужем – это одна сказка. А если его измены не можете простить и хотите расстаться, чтобы начать новую жизнь с кем-то другим, то сказка, понятно, будет уже другая. Вот только месть ему или его любовнице в сказку тащить не стоит. Одно из правил – никогда не желать в сказке зла другим, чтобы это не вернулось вам.
Если у вас есть проблемы со здоровьем, сказка поможет их решить. Только «здоровье» в целом – тема для одного сюжета не подъемная. Надо выбрать что-то поконкретнее. Отдельно написать сказку про желудочно-кишечный тракт, если вас беспокоит эта сфера, или про кровеносные сосуды, если это ваше больное место. Про любой орган или систему придется писать отдельную сказку.
Выбираем образ
К подсознанию нужен тонкий подход. Если писать сказку про деньги, называя их прямо «деньгами», то это вряд ли сработает. Подсознанию подавай метафору, ему нужны образы. К тому же, для каждого это что-то свое. Деньги для кого-то – вода, убегающая между пальцев, а для кого-то – энергия, дающая силу.
В качестве образа работы подойдет сказочное веретено с золотой нитью, которой можно выкладывать узоры судьбы. Или волшебное перо, способное выписывает новую красивую жизнь. Работа в интернете в сказке может быть связана с волшебной паутиной. К решению квартирного вопроса применим образ гнездышка для птички или норки для мышки, или дупла для белочки.
Лебединая или голубиная пара – образ гармоничных супружеских отношений, счастливого замужества. Братья Мир и Лад – уже готовые образы для сказки о семейном примирении. Собственный бизнес можно представить в виде мельничного колеса или чего-то другого крутящегося, что быстрее придет вам на ум и будет принято душой.
Что касается болезней, то тут образы связаны с функциями органов и систем, которые беспокоят и просятся в сказку. Желудочно-кишечный тракт – железная дорога, привозящая необходимые грузы в сказочное королевство и увозящая отходы. Легкие – насос, снабжающий некую страну воздухом. Вены – берега рек. Позвоночник – башня. Нервная система – провода.
Следуем сценарию
Опишите, кто она, чем занимается, как живет, в чем ее ценности, что у нее есть, чего не хватает и какие последствия приносит отсутствие чего-либо в ее жизни. Описывая все это, вы уже ставите проблему. Дальше героиня ищет пути ее решения.
Следуйте за своим воображением! Сказка пишет себя сама. Возможно, героине пригодится совет, услышанный от какого-то помощника или прочитанный в волшебной книге, который по нашему сценарию связан с дорогой. Может быть, в совете даже описан маршрут и призывы к действию – найти, увидеть, взять, использовать, завоевать что-то волшебное, что поможет в решении проблемы.
Героиня может сразу отправиться в путь, а возможно ей надо будет обдумать полученный совет и собраться в дорогу. Позвольте ей взять с собой, к примеру, три предмета, которые могут пригодиться в дороге. В пути возможны встречи с какими-то волшебными существами. Помогая им, героиня получает подарки или помощников, а все это пригодится в битве с врагом.
Мы подошли к кульминации. Героиня встречает врага, выясняет его намерения и оценивает свои силы. В битве применяет подарки, привлекает помощников или использует те предметы, что взяла с собой в дорогу. Разумеется, героиня побеждает. Ведь это вы, и это ваша сказка, и пишете ее вы сами! Но все-таки битву лучше выиграть по-женски.
Подпись к сказке напишите примерно так: «Эта сказка принадлежит мне, Ф.И.О., и будет исполнена в отношении меня». И уже в самом конце добавьте финальную фразу: «Пусть то, что написано, или что-то лучшее гармонично войдет в мою жизнь и принесет счастье мне и всем, кого это касается».
Когда сбудется сказка?
Важно
Начиная писать, вы запускаете определенный процесс. Не ленитесь, не бросайте сказку на полпути. Дайте процессу завершиться!
Написав сказку, не удивляйтесь тому, что сценарий волшебно работает в жизни. Так будет продолжаться до прописанного вами финала.
Как написать инсценировку сказки
Создание сказочного этюда или инсценировки маленькой сказки
Работа над инсценировкой ничем не отличается от работы над оригинальной пьесой. Все те же законы построения действия, те же принципы развития сюжета, выбор героя и антагониста, забота о ярких характерах, выбор основных поступков, речи, определение завязки-кульминации-развязки, поиск темы по формуле «история про…, который…». Всё те же кирпичи, из которых мы уже попробовали что-то построить. Есть одно большое и существенное «но» – историю и героев нам придумывать почти не приходится, это уже кем-то придумано. И хорошо придумано, если мы зацепились и решили ставить.
Итак, надо решить, что будем инсценировать? Что интересно педагогу? Что интересно детям? А, может быть, выбор материала произойдёт по воле случая. Не худший вариант. К примеру, в процессе драматургических занятий с одиннадцатиклассниками в ГОУ СОШ № 123 г. Москвы произошёл интересный эпизод. На одном из занятий, посвящённых диалогу и речевым характеристикам персонажей, в качестве примера был упомянут Муми-тролль. Реакция подростков была поразительной – «Это который поёт. » Оказалось, что никто в классе знать не знает или начисто забыл кто такие муми-тролли. Этот случай и решил судьбу дальнейших занятий. Львиная часть работы была посвящена сказкам Туве Янссон.
Кстати говоря, вот и ещё одна важная задача, реализуемая при работе над инсценировкой в детском театральном коллективе, – познакомить детей с неизвестным им литературным материалом. Или вернуть безнадёжно забытый, что равнозначно.
Итак, материал мы выбрали. Ан нет, не совсем. Историй про муми-троллей множество, они разные, там участвуют разные персонажи. Попытаемся немного сузить чрезмерный круг нашего внимания и, при этом, дать детям возможность попробовать то, что им больше интересно – многофигурные эпизоды или, наоборот, минимум действующих лиц; может быть, обнаружатся какие-то конкретные герои, которые придутся по душе. Берём отдельные главы из сборника «Волшебная зима». Каждая глава – отдельная история. И в таком разрозненном виде – у каждого своя история, как бы и не связанная с другими – даём детям. Познакомится с целым произведением при этом, разумеется, не запрещено.
Необходимо сразу заметить, чтобы не возвращаться к этому вопросу. Конечно, наша задача в первую очередь – побудить творческую активность самих ребят. Но педагог должен управлять этим процессом. Стихийная энергия фантазии может превратиться во что угодно, и далеко не всегда это будет что-то конструктивное. Педагогу необходимо или знать основы драматургического искусства заранее или не бояться учиться вместе с детьми. Можно прямо на занятиях самому писать упражнения, пытаться создать характеры и конфликтные ситуации, придумать интересных героев. Не говоря о том, что детям важна ваша совместная работа с ними, и они обязательно оценят ваше мужество и азарт – это просто прекрасная тренировка своей собственной творческой гибкости, способности придумывать, инициировать фантазию по собственной воле. Для любого вида творчества характерны два ключевых действия: побуждение способности творить и управление открывшимся потоком (пока он никого не затопил. ). Так вот, управление творческой энергией удобнее начинать с конкретной области приложения, тем более что школьная жизнь предоставляет нам этих областей огромное количество. У наших одиннадцатиклассников была простая задача – что напишем, то и будем играть на Новый год перед начальными классами. Согласитесь – не самая редкая для школы история? Но впрочем, у каждого из нас свои условия – про ваши вы решите сами.
Итак, мы принесли в класс разрозненные главы «Волшебной зимы» про одних и тех же персонажей и дали детям выбирать. Пока они выбирают, смотрите, мы безболезненно решили важную проблему. Если просить их принести самим, что понравится, – сомнительно, что следующее занятие состоится. Принесут двое-трое самых прилежных. И всё. Что делать с остальными? Если Вы твёрдо уверены, что больше половины вашего коллектива точно найдут и принесут тексты – вам можно только позавидовать! Но ведь вот какая штука, если вы каждому всучите определённый текст, мол – не принёс – будь добр – соглашайся на то, что есть – бунт поднимут! А тут и выбор есть, и ограничение.
После выбора материала для инсценировки начинается интереснейший процесс – обсуждение. Нам надо выяснить – про что каждый собрался писать? Что его (или её) зацепило в конкретной истории? Кто будет центром происходящего – героем? Чего он хочет? Кто или что ему мешает? А что, если эту же историю рассмотреть с точки зрения другого участника тех же событий? Как правило, дети сперва, заявившие: «А мне тут ничего не нравится», слушая сверстников, вернутся к материалу, выберут «своё», и будут работать. Во время обсуждений моментально становится интересно всем – как только выясняется, что всё не так просто, что вот, оказывается, почему Снусмумрик такой нелюдимый, а Муми-тролль такой жизнерадостный, а Фрекен Снорк такая взбалмошная и непоседливая. Казалось бы – что за дело без пяти минут выпускникам до детских сказочек? Есть дело. И есть интерес. Ибо в хороших сказочках всегда отыщется двойное дно. Но только педагог способен намекнуть на это и пробудить воображение, направить творческий поиск точными вопросами, зная интересы и увлечения своих детей.
Подхожу к Насте:
-Кто герой этой истории?
— Ещё есть Туу-Тики, Мю, мышки-невидимки, Тот, кто живёт под столом, Предок и Морра.
Это слишком много для первой в жизни инсценировки. Поэтому нам приходится выяснить, кто принимает непосредственное участие в истории с костром. Выясняется, что кроме Муми-тролля Туу-тики и Морра.
— Почему не они герои? – спрашиваю я.
Вот он момент зацепки – «он мне нравится, и я хочу про него писать». Это правильно, если герои не зацепил, писать про него не интересно.
— Отлично. А чего он хочет?
— Всё очень просто – он хочет согреться и поесть.
— Тогда давай уточним, его он хочет больше – поесть или согреться?
Мы довольно быстро приходим к выводу, что больше он хочет согреться, потому что он ещё не вполне проснулся, и аппетит не проснулся тоже.
Ученица задумывается. И тут мы начинаем задавать наводящие вопросы:
— Что тут делает Туу-тики? Чего она хочет?
— Следовательно кто Туу-тики в нашей классификации героев?
— Так кто же мешает герою? Морра?
Казалось бы – да. Ученица рассуждает так же:
— Мора тушит костёр, значит, она антагонист, противник.
Вы, наверное, уже начинаете догадываться, что на чтение и выбор материала много времени не требуется. А вот обсуждение может занять не одно занятие. И не стоит форсировать. Зачастую и взрослому, зрелому человеку сложно сформулировать свои мысли, что уж говорить о детях. Обсудим все истории, это даст нам возможность зафиксировать надёжные отправные точки будущих инсценировок. Кто-то быстро решит поставленные задачи, кому-то надо подумать, взять текст домой, перечитать, переварить и потом вернуться с готовой идеей. Кстати, зная об особенных растеряхах в нашем коллективе, запасём дубликаты каждого текста.
Следующий этап анализа, не менее обширный и важный. Что происходит в нашей истории? С чего она начинается (завязка), где поворотная точка, после которой всем персонажам придётся изменить направление своих действий (кульминация), и чем всё кончится (развязка)? А что перед всем этим, где наши правила игры этого странного муми-тролльского мира (экспозиция)? И что между ключевыми точками истории (промежуточные события)? Как у нас с моралью (эпилог) или уж с ней-то точно возиться не будем? Речевые и внеречевые характеристики персонажей уже заданы нам автором. Анализ помогает нам, как пропись первокласснику.
— С чего начинается наша история про Мумми-тролля, который хочет согреться?
— Он просыпается от холода. Так в первой главе – отвечают все участники работы.
— И что же он делает?
— Как мы увидим, что он переживает?
В авторской истории только здесь появляется Морра. И сейчас важно решить принципиально, нужен ли нам этот дополнительный герой, чтобы огонь погас. Очевидно, что нет: костёр любого размера зимой потухнет сам. Кругом слишком много воды: льда и снега. Значит, к этому образу мы больше не возвращаемся, никакой Морры в драматургическом варианте истории нет, поскольку мы можем реализовать все события без её участия. Эмоциональным акцентом, «обломом», как говорят мои ученики, станут не козни Морры, а ссора героев, которым не удалось осуществить задуманное дело. Ведь у детей часто именно так всё и происходит.
И так, все возможности исчерпаны и выяснилось, что на уровне механических действий наши герои ничего со стужей сделать не могут. Вот она кульминация. Цель недостижима и героям остаётся отказаться от неё или найти принципиально иной ресурс для её достижения. И вот этого в четвёртой главе нет. Теперь мы развиваем историю самостоятельно, исходя из характеров героев и их взаимоотношений, уже достаточно серьёзно нами продуманных. Необходимо помнить, что возможность достижения развязки и обнаружения иного ресурса должна быть заложена в начале нашей истории. В противном случае выход будет напоминать «рояль в кустах» или «бога из машины». То есть он будет случайным, нарочитым, фальшивым и не имеющим отношения к нашей истории.
Солнце, которое появляется из-за туч в финале нашей драматургической этой истории – скорее символ, эмоциональный образ. Ясно, что на уровне формальной логики, появление Солнца не оправдано, тоже своего рода «рояль в кустах», но на уровне художественной логики Солнце появляется закономерно, потому что в этой сказке сердечное солнышко Туу-тики на самом деле помогло Муми –троллю согреться.
Закончив работу над конструкцией, мы приступаем к самому вкусному и долгожданному – пишем пьесы. То есть, это дети пишут (мы – если успеваем). Основная наша задача сейчас – быть предельно осторожными и внимательными. На нашем пути возможна встреча с целыми архипелагами подводных камней. Давайте рассмотрим наиболее посещаемые.
Первый архипелаг называется Рассказчик (Сказочник, лицо «от автора» и т.п.). Логика: ну, мы же не можем показать вьюгу, (землетрясение, путешествие, превращение, и проч.)! У нас же нет лазерного света (звука, дыммашины, сценографа и т.д.)! Но Вы сами знаете, театр – искусство условное. Даже на голой сцене можно придумать некий ход (пластический, к примеру). Вьюги нет, но все мы гнёмся под ветром. И она есть! Театр – визуальный вид искусства, зрелище, в первую очередь. Всегда интереснее увидеть, чем услышать. Попробуйте показать детям кусок любого хорошо известного фильма, а в середине выключите видео и начните рассказывать, что там дальше происходит. Интересно? Ни капли. Вот и зрителю будет неинтересно. Чаще всего персонаж-рассказчик используется вместо экспозиции – вышел и быстренько рассказал, кто сейчас придёт, какой он, зачем всё это. В результате зритель засыпает ещё до завязки всего действа. Конечно, иногда нужен такой персонаж, который сможет по ходу истории общаться и с героями, и со зрителями. Но это должен быть полноправный участник пьесы, со своими целями и действиями, и его общение со зрителями ни в коем случае не должно касаться того, что мы можем увидеть в действиях на сцене или услышать в диалогах.
Первый перевод в реплику, сделанный Алей с условием, чтобы всё, что можно сыграть, убрать из реплики в ремарку: «На сцену выскакивает Бельчонок. Бельчонок: Какой у меня стал жёсткий матрасик! Где бы взять новый? Матрасик. Ой, я такой забывчивый!»
Другой вариант перевода, сделанный после обсуждения и переработки: «Из кустов выпрыгивает Бельчонок. Бельчонок: «Матрасик! (Собирает листья в кучу, плюхается на них, замечает на земле орех, хватает, грызёт. Вскакивает, обшаривает куст в поисках орехов, вдруг спохватывается.) Ой! Матрасик же!»
Речевые характеристики – это отдельная проблема в работе над инсценировкой. Конечно, они заданы автором. Но нам важно соблюсти их на протяжении всей истории. Начинающим драматургам это не всегда даётся легко. Насте, например, не удалось в истории о костре до конца выдержать эпический темпо-ритм разговоров-размышлений Мумии-тролля и энергичную, тяготеющую к ритмам считалочек речь Туу-тики. Но впереди у нас целая жизнь, чтобы добиваться совершенства.
Вообще, как легко заметить, написание инсценировки – это всё равно создание собственной авторской пьесы. Нам приходится многое выуживать из оригинального текста, достраивать и додумывать, для того, чтобы историю, предназначенную для чтения, сделать интересной для постановки. Необходимо всегда помнить, что, тщательно сохраняя букву автора, мы, в большинстве случаев, убиваем его дух. Перечисленные типичные ошибки это наглядно иллюстрируют. Не надо бездумно ломать произведение – оно же чем-то вам понравилось, верно? Но и слепо идти на поводу текста тоже очень опасно.
В качестве примера плодов работы – сказка, которая вышла у одной из выпускниц ГОУ СОШ № 123.
Солнце
Анастасия Незамутдинова,
по мотивам «Волшебной зимы» Туве Янссон
Картина 1.
Захламленный дом. Муми-тролль (в широких полосатых штанах, валенках и тулупе) спит на куче тряпок. Вокруг валяется множество фантиков от разных сладостей. Муми-тролль дрожит во сне от холода, ворочается с боку на бок и пытается укрыться какой-то тряпочкой. Слышна короткая птичья трель. Муми-тролль просыпается и вскакивает.
Муми-тролль: Ой! Проспал! Весну проспал! Ой! Ой! Ой! (Бегает по комнате, распахивает окно, высовывается наружу и тут же отшатывается обратно, кутаясь в тряпки.) Эхх… Опять приснилось… Брр… (Сгребает фантики в кучу, роется в ней и резко отпрыгивает.) Ой! Ой! Ой! Ой! Что это? Как это? Где? Где моя еда? (Подходит обратно к куче, ковыряет ее ногой.) Нету… Ох…
Муми-тролль ложится в свое «гнездо» из тряпок, смотрит на фантики. Потом вскакивает, ходит взад-вперед по комнате, что-то ищет, потом бросается к «гнезду», обматывается тряпками и выбегает на улицу.
Картина 2.
Пустоватая комната. На полу сидит Туу-тики (в мужской одежде). По полу раскиданы отвертки, ключи и прочие инструменты. Туу-тики собирает немногочисленные бумажки и деревяшки и сваливает в кучу посреди комнаты. Вбегает Муми-тролль.
Муми-тролль: Туу-тики… Я, это… А чего это ты делаешь?
Туу-тики: Собираю, не видишь?
Муми-тролль: А… зачем?
Туу-тики (помолчав): Хочу развести костер.
Муми-тролль: А зачем?
Туу-тики: Н-ну… Э-э-э… Ну, что ты все – зачем да зачем? Ты чего пришел?
Муми-тролль: Да! Я, это… (задумался) А! У тебя еды нету?
Туу-тики: Нету. (Продолжает сгребать «горючее»).
Муми-тролль вздыхает. Туу-тики смотрит на получившуюся маленькую кучку и тоже вздыхает. Поворачивается к Муми-троллю.
Туу-тики: Ладно. Могу дать тебе нямку. А ты мне дашь дров?
Муми-тролль переводит взгляд с Туу-тики на кучку «горючего», обходит ее, оглядывая со всех сторон. Потом гладит себя по животу.
Муми-тролль: Эх! Давай! Найдем что-нибудь.
Туу-тики достает из кармана шоколадный батончик и отдает Муми-троллю.
Туу-тики: Вот! Ешь быстрее и пойдем к тебе.
Муми-тролль (с набитым ртом): Неа… Фам фоводно – у-у-у… А вафем фебе эфоф кофтер?
Туу-тики (быстро): Греться! Мы вызовем солнце! Оно увидит огонь и выйдет на него посмотреть, и наступит весна.
Муми-тролль подпрыгивает от радости и быстро запихивает остатки шоколадки в карман.
Муми-тролль: А ладно, по дороге съем! Пошли!
Муми-тролль и Туу-тики выбегают из комнаты.
Картина 3.
Муми-тролль и Туу-тики забегают в дом Муми-тролля. Пока Туу-тики оглядывается в поисках дров, Муми-тролль сгребает в кучу фантики и сует эту кучу в лапки Туу-тики.
Муми-тролль: Вот! (Спохватившись, достает из кармана остатки шоколадки и запихивает шоколад себе в рот, а фантик – в кучу в лапках Туу-тики.)
Туу-тики: Это что – все?
Муми-тролль: А что еще?
Туу-тики отбрасывает фантики в сторону и начинает энергично рыться в беспордке Муми-тролля, сбрасывая вещи в одну кучу. Муми-тролль смотрит на разорение своего имущества и тихонько, чтоб не заметила Туу-тики, вытаскивает из растущей кучи барахла плюшевого медвежонка и обнимает его. Потом откладывает его в сторонку и прячет.
Картина 4.
Куча барахла посреди полянки. Туу-тики бегает вокруг и раздувает огонь. Муми-тролль пытается петь: «Гори-гори ясно», но у него не очень получается. Оба жмутся и дрожат от холода. Костер ярко вспыхивает. Раздается короткая птичья трель. Муми-тролль и Туу-тики кричат: «Ура!» и греются у огня. Но раздается шипение, и костер тухнет так же быстро, как и разгорелся. Муми-тролль с разинутым ртом падает на пятую точку, а Туу-тики прыгает к костру и, сидя на корточках, снова начинает его раздувать. Быстро не выдерживает и пинает остатки «дров» и пепел.
Туу-тики: Гадость!
Муми-тролль (глядя на небо): Солнце, ты меня обмануло… Я тебе всё подарил, даже фантики все отдал, а ты… (Уходит.)
Туу-тики смотрит ему вслед, затем еще раз пинает то, что осталось от костра, поскальзывается и плюхается в снег. Собирается в клубочек и начинает плакать.
Туу-тики: Это… Это не солнце… Это я… Это же из-за меня всё… (Утирает слезы, встает.) Муми! Муми. (Уходит, прихрамывая на ушибленную при падении лапку.)
Картина 5.
Пустой дом Муми-тролля. В уголочке на нескольких тряпочках сидит Муми-тролль с уцелевшим плюшевым мишкой в лапах. Раздается стук. Муми-тролль молчит. Стук повторяется. Муми-тролль не реагирует. Дверь в его жилище открывается и в дом входит большой мешок. Муми-тролль вскакивает и пятится от мешка.
Муми-тролль: Ты… ты к-к-кто? Ч-ч-что это?
Мешок падает на пол – за ним стоит Туу-тики.
Туу-тики: Это я!
Муми-тролль: А… Ты…
Туу-тики: Ты лучше спроси – что вот это! (Указывает на мешок.)
Муми-тролль: Это мешок.
Туу-тики: А что в нем, знаешь?
Муми-тролль: Ой… Солнце?
Туу-тики: Нет. Смотри. (Развязывает мешок и высыпает на пол кучу игрушек, конфет в ярких фантиках и всякой еды.)
Муми-тролль: Ого! Спасибо! (Подбегает, хватает сладости и набивает себе щеки.)
Туу-тики, улыбаясь, наблюдает. В комнате становится все светлее и светлее. Туу-тики подходит к окну, выглядывает и пятится назад с раскрытым ртом. Спотыкается об Муми-тролля и падает.
Муми-тролль (с набитым ртом): Фы фто?
Туу-тики молча указывает куда-то за окно. Муми-тролль тоже смотрит в окно.
Муми-тролль (улыбаясь): Ух, ты! Не обмануло…
Яркий свет, громкое пение птиц.
3. Игра в сказку
Пример репетиции сказки «Солнце»
Контакт между взрослым и ребёнком возникает только тогда, когда ребёнок доверяет взрослому. Важно не строить из себя всезнающего гуру, а верить в игру. Взрослый в детской игре – вожак, главный придумщик и озорник. Но играет он не в свои взрослые игры, а в те, которых жаждут, ждут от него дети. Чтобы придумать такие игры нужно уметь внимательно прислушиваться и к себе, и к детям. Об этом много написано у Януша Корчака, удивительного человека и педагога.
Предисловие? Нет, на самом деле я уже начала рассказывать о репетиции сказки, об игре в сказку. Без всего вышесказанного игры не получится… А теперь рассмотрим, как поэтапно строился процесс работы над конкретной сказкой «Солнце» (инсценировка Н. Незамутдиновой по Туве Янсон «Всё о Мумми Троллях»).
Подобные задания позволяют педагогу увидеть и понять, чем живут ребята, что их интересует и к чему они тяготеют, а детям не на словах, а на собственном опыте понять, ощутить и присвоить принципы и подходы к созданию образа.
После того как ребёнок открылся, разговорился, разыгрался, начал импровизировать, а не выполнять команды режиссера, мы переходим к постановке маленькой сказки. И вот тут встаёт извечная проблема выбора драматургии. Очень сложно найти сказку на 10-15 минут, с ярким конфликтом, и чтобы при этом она была интересна участникам: и детям, и педагогу.
Поиск я начала, отталкиваясь от моих исполнителей, которые, как мне казалось, уже созрели для настоящей сценической работы. Это девочка Арина 10 лет и мальчик Дима 9 лет. Не скрою, я искала сказку очень долго, хотя и нашла в непосредственной близости. Так часто бывает срабатывает главный принцип – неожиданность. Хотя, эта неожиданность вполне закономерный процесс любого творчества: задаешься целью, прилагаешь огромные усилия, и тогда, может быть, получаешь чудесный подарок как бы вдруг. Вот такая случайность или закономерность произошла и со сказкой «Солнце».
Несколько педагогов нашей команды, то есть ученики С. В. Клубкова и сотрудники МИОО, и я в том числе, работали в 11 театральном классе ГОУ СОШ №123 г. Москвы. Один из профильных предметов – драматургия. И там они писали инсценировки сказок. Естественно, интересуясь успехами класса, я старалась посещать все их итоговые уроки. Для меня важно, что я не просто прибегаю к ним вести сценическую речь, но постоянно нахожусь в поле их творчества. Уверена, что творческий диалог не может и не должен иметь один вектор развития. И у меня этому есть доказательство, потому что именно на читке их драматургических работ я нашла материал для будущей постановки. Зацепила меня инсценировка Анастасии Незамутдиновой «Солнце», по сказкам Т. Янсон. Внешне там всё очень просто. Но уже во время читки что-то тронуло до глубины души. Детская ли, очень теплая и честная попытка выразить все, что накопилось внутри, или глубокий подтекст? Вероятно и то и другое.
Этот конфликт рождается из разности их существования в предлагаемой ситуации. Туу-тики действует, Муми-тролль думает, мечтает… И этот конфликт длится до момента, пока Туу-тики за своим желаниями развести костёр, чтобы стало тепло, не замечает внутренней жизни друга. Только после того, как костёр гаснет, она понимает, что обидела Муми-тролля. Ведь в огне, который так никого и не согрел, сожжены все его игрушки. Пусть для кого-то это всего лишь барахло, фантики, но для Мумии – это драгоценности. Открыв это, Туу-тики забывает про костёр, и её целью становится развеселить Муми-тролля и помириться с ним. После примирения восходит Солнце.
Договорившись с Настей о постановке её инсценировки в коллективе «Начало», мы с моей коллегой и напарницей Екатериной Кочневой принялись за работу. Прочитали текст, и по своему поняли, чего хотят герои, чего они добиваются. Тут мы тоже немножко сместили вектор авторского замысла. Разговаривая и играя с нашими исполнителями, мы поняли, что история, в которой маленький мальчик хочет согреться и утешается конфетой – не по возрасту нашим актёрам. Если бы им было 6 и 8 лет, тогда, вероятно, всё было бы в порядке. Но они старше. Их желания, мотивы, поступки чуть сложнее. Это уже не мелюзга, а младшие подростки, и отношения друг с другом для них важнее, чем игрушки. А ещё свои коррективы внесли особенности наших исполнителей. Арина, (Ари) – заводила и придумщица, она старше Димы, и опытнее как на сцене, так и выдумывании разных игр. А Дима тоже хороший фантазёр, но он младше, и поэтому рядом с Арей, скорее замечательный партнёр, чем лидер. Поэтому в нашей трактовке именно Туу-тики оказалась главной героиней, а Муми-тролль стал антагонистом. Так чего же хотят наши герои? Туу-тики хочет согреться. А Мумии-тролль хочет, переждать зиму «без потерь», чтобы скорее, незаметно, пришла весна. Туу-тики хочет, чтобы ей помогли действовать, её нужно топливо, чтобы развести костёр, а Муми-тролль хочет подольше оставаться в дрёме и сновидениях, и вовсе не считает свои драгоценные фантики топливом. Поэтому он сопротивляется Туу-тики, которая стремится его растормошить и лишить любимой коллекции. Когда мы начали играть в эту историю, как-то само собой получилось, что она приходит к нему в пещерку, а не он к ней. Имели мы право на такое искажение авторского замысла? Думаю, да, потому что суть и интонация истории от этого не поменялись. О чём мы ставили? О тепле, о дружбе, о мечтах, об играх. Словом, о том, как в сердце и в природе наступает ВЕСНА. А это не противоречит ни сказке Туве Янсон, ни инсценировке Насти Незамутдиновой.
Отныне все тренинговые задания стали направлены на работу с образами конкретной сказки. Вместо хлопков мы ловили фантики, конфеты и солнечные лучи, пространство заполняли снежинками, голодными муми-троллями, фантазиями Туу-тики и так далее. Саму сказку «Солнце» мы играли в разных жанрах: «как трагедию», «как детектив», «как ужастик», «как эксцентрическую комедию». Ребята придумывали и играли истории про своих героев, которые могли бы произойти с ними до данного конкретного события. А что могло бы быть, и чего не могло, мы искали в тексте сказок Туве Янсон. То есть истории мы придумывали сами, а верность характерам и предлагаемым обстоятельствам мира муми-троллей проверяли по авторским текстам. При этом мы старались давать детям задание и удаляться на 3-5 минут, чтобы у них была возможность «потворить» вдвоём.
Конечно, не сразу ребята «нащупали» конфликт: нам пришлось перейти на человеческие отношения Димы и Ари. В режиссуре это называется «я в предлагаемых обстоятельствах». Мы просили проиграть несколько «а если». А если Ари у Димы отнимет рюкзак, что он будет делать? А если Ари непременно нужна игрушка Димы, как она постарается её заполучать? А если Ари непременно нужна помощь Димы, а он не хочет ей помогать, как поступить, чтобы добиться своего? И на каждый вопрос нужно было придумать не один, а как можно больше ответов. При этом свои варианты нужно было не рассказывать, а сразу реализовывать в игре.
Потом мы стали думать про костюмы: как могут выглядеть Муми-тролль и Туу-тики. И на последующие репетиции Дима и Ари стали приносить новые и новые варианты одёжек. Наконец появились яркие полосатые свитеры в северном стиле, а так же смешные сумочка и шапочка, связанные Арей.
Так и родился финал. Туу-тики дарит картинку, и вдруг Муми-тролль быстро целует её в щёчку. Новое возмущение Туу-тики… Но это уже начало новой истории. Это уже другая Туу-тики и другой Муми-тролль. Событие свершилось: их Солнце взошло. Между ними зарождаются новые взаимоотношения. И именно в этом новом становится окончательно понятно, что происходит с героями и отчего вся эта ссора, и в чём на самом деле суть конфликта.
История близка и понятна детям. И пусть, нам, взрослым, подобные ситуации порой кажутся смешными и наивными, мы когда-то выросли именно из таких историй. После того как ребятам удалось от имени своих персонажей рассказать эту историю, а точнее после премьеры, их общение друг с другом и с окружающими стало иным. Они стали более открыты и мягки. Судите сами, почему бы нам не дать возможность детям быть свободными, искренними и позволить им радоваться всему окружающему их миру?