Как написать диссертацию по техническим наукам?
Успешная защита кандидатской диссертации по техническим наукам позволяет получить обширные знания в выбранной области исследования, продвинуться по служебной лестнице и заслужить авторитет среди массовой аудитории.
Особенности и цели диссертации по техническим наукам
Основная цель технической научной работы – создание собственных инновационных разработок или усовершенствование имеющихся достижений. Соискателю разрешается предлагать любые полученные результаты, проверенные на практике – инновационные технологии, новые программы/алгоритмы, полезные методики.
Обратите внимание! В ходе работы, диссертант учитывает экономическую эффективность произведенных разработок, представляя свой механизм решения конкретной проблемы.
Основные требования к оформлению технических научных работ
Все листы кандидатской диссертации печатаются на листах формата А4. Рекомендуемый шрифт текста – Times New Roman, 14 кегель. Для абзацного отступа используется полуторный междустрочный интервал.
Размеры полей документа:
Требования к нумерации страниц по ГОСТУ – выравнивание по центральной части строки без «.» в конце. На титульном листе порядковый номер не ставится.
Существует два типа нумерации приложений (рисунков, формул, таблиц): сквозная (последовательная) или многоуровневая (пример – 2.1.).
Ориентировочный объем основной части диссертации по техническим дисциплинам – 120-150 листов без учета приложений. Стиль текста – научный. Изложение мыслей строится последовательно и объективно, строго по теме исследования. Все предложенные рекомендации обосновываются фактами и сравнительной характеристикой имеющихся данных.
Примечание. В диссертации запрещается использовать пунктуационные и орфографические ошибки, субъективные и эмоциональные рассуждения, жаргонный сленг и т.д. Цитаты на иностранном языке обязательно переводятся соискателем на русский язык (в скобках) с кратким пояснением их содержания.
Специальные термины (условные обозначения, аббревиатуры и т.д.) поясняются и расшифровываются соискателем. При многократном использовании одного и того же термина, его пояснение приводится после первого употребления в тексте научной работы.
Структура диссертации по техническим наукам
Рекомендованная структура для технической работы:
Титульный лист
План оформления заглавной страницы научной работы:
Обратите внимание! Кроме основных сведений, титульный лист содержит фразу «На правах рукописи».
Содержание технической диссертации
В эту часть диссертации входит последовательное перечисление всех структурных элементов текста научной работы (разделы, подразделы, пункты, параграфы, список использованной литературы).
Вступление технической диссертации
Рекомендации для составления текста в этом разделе.
Основная часть
Основополагающая часть научной работы состоит из нескольких структурных элементов – разделов, подразделов, параграфов, пунктов. Все разделы начинаются с нового листа. Соискателю рекомендуется составлять предисловие и выводы для каждого раздела – такой подход обеспечивает плавный переход и логическое (взаимосвязанное) построение текста.
Рекомендуемое содержание основной части:
Выводы
В этой части соискатель обосновывает достоверность проведенных экспериментов, анализирует количественные и качественные показатели, предлагает рекомендации по их практическому использованию.
Список использованных источников в технической диссертации
Существует три способа оформления библиографического списка диссертации:
Приложения
В этом разделе указываются вспомогательные инструменты, не вошедшие в основную часть технической научной работы — иллюстрации, таблицы, акты, протоколы, методики, инструкции, графики, диаграммы и т.д.
Как написать автореферат технической диссертации
Суть автореферата – краткое раскрытие содержания квалификационной работы без углубления в подробности.
Структура документа:
Актуальные темы для диссертационных работ по техническим наукам
Список востребованных категорий для написания технических научно-квалификационных работ:
Компания «Диссертация» — это восемнадцатилетний опыт успешного написания технических статей, диссертаций, курсовых работ и дипломных проектов. Каждая работа соответствует основным требованиям ВАК и ГОСТ. Штат состоит из профессиональных авторов с кандидатским и докторским научным образованием.
Чтобы заказать работу, зарегистрируйтесь в «Личном кабинете» и отправьте запрос нашему менеджеру через чат. Мы гарантируем конфиденциальность каждому клиенту. Будем рады сотрудничеству с вами.
Как написать диссертацию самому и быстро: мотивация, тайм-менеджмент и 5 типичных ошибок
Главная » Аспиранту » Как написать диссертацию самому и быстро: мотивация, тайм-менеджмент и 5 типичных ошибок
Если вы намереваетесь развиваться в сфере науки и планируете получить ученую степень, важно знать, как написать диссертацию самому и быстро. Написание научной исследовательской работы является ключевой задачей аспиранта, ведь по окончанию учебы он должен представить свой труд к защите перед диссертационной комиссией.
По статистике 30-50% соискателей так и не доходят до этапа защиты, покинув учебное заведение, не закончив обучение. Это связано с рядом трудностей, с которыми приходится сталкиваться молодым ученым в процессе работы.
Все же написать хорошую кандидатскую возможно своими силами, если грамотно и ответственно подойти к задаче. Из статьи вы узнаете, как написать диссертацию без лишних хлопот.
1. Кому и зачем нужна кандидатская диссертация?
Написание кандидатской диссертации – трудоемкий процесс, который требует от ученого умения применить свои знания и навыки в ходе выполнения исследовательской работы. Научным трудом соискатель подтверждает свою квалификацию в исследуемой области. Без его защиты невозможно перейти на новую ступень развития в области науки.
Часто к созданию рукописи прибегают не только молодые ученые, которые планируют связать свою жизнь с научной деятельностью, но и различные организации, кому решение важных научных задач необходимо для успешного ведения бизнеса.
Получение ученой степени кандидата наук полезно соискателям для удовлетворения различных потребностей:
Таким образом, как написать диссертацию самому и быстро, полезно знать всем, кто интересуется занятием научно-исследовательской деятельностью, хочет стать значимой фигурой в ученом сообществе, стремится к саморазвитию и самореализации как известному ученому.
2. Структура научной работы.
Диссертация пишется в строгом соответствии с требованиями ВАК и ГОСТ. Независимо от направления исследований, уровня научного труда, стандарты его написания идентичны. Рукопись состоит из введения, заключения, не менее трех основных глав, списка литературы, оформленного в соответствии с государственными требованиями.
К составлению введения нужно подойти крайне ответственно, в этом разделе необходимо кратко обосновать, в чем особенность, интерес и польза научной работы. Для этого следует:
Четко проработанная структура кандидатской поможет с легкостью ориентироваться в предстоящих исследованиях, планировать свое время, сдавать необходимые отчеты на кафедре, понимать, какие действия нужно выполнить, чтобы написать диссертацию самому и быстро.
Даже если в процессе написания труда вы будете вносить коррективы в первоначальный план, это не страшно. Лучше план с доработками, чем его полное отсутствие.
Подробно структура диссертации должна выглядеть так:
При написании основной части нет точных указаний, нужно руководствоваться направлением исследований. В целом рекомендации по написанию глав диссертации выглядят так:
Согласно стандарту, весь объем кандидатской диссертации составляет от 120 до 150 страниц.
3. Что необходимо для написания и защиты диссертации?
Прежде чем написать диссертацию самому и быстро, аспирант должен четко понимать, в каком направлении он хочет работать. Выбор темы – ответственный шаг, определяющий весь ход дальнейших действий соискателя. Тема должна быть интересной для молодого ученого, актуальной для науки в целом, посильной для проведения исследований. Не нужно ставить сверхзадач, которые трудно будет решить, выбирать такое направление, по которому работ или очень мало, или слишком много.
Выбор научного руководителя также имеет большое значение. Желательно, чтобы профессор был заинтересован в вашей защите, тогда он будет всячески помогать, способствовать достижению цели, используя свой авторитет и связи. В противном случае вы должны быть готовы проявить назойливость, задавать ему как можно больше вопросов, не стесняться напоминать о себе. Вам выпадает шанс поработать с опытным ученым, так почему бы им не воспользоваться максимально.
Название рукописи должно быть конкретным, без общих фраз, в нем должна отражаться вся суть исследовательской работы. При этом в названии не принято использовать такие слова, как «исследование» (любая диссертация уже сама по себе – исследование), «проблема» (о проблемах давно все знают, но вот как их решать), «совершенствование» (совершенствованием ученые занимаются уже много лет, нужно не совершенствовать, а создавать принципиально новое).
Правильная постановка цели и задач исследования значительно ускоряет процесс написания работы. Цель должна быть одна на всю рукопись, повторять название труда, объединять проблему и результаты ее решения. Касаемо формулировки задач диссертации нет строгих требований. По умолчанию число задач приравнивается к количеству глав кандидатской, при этом:
Чтобы написать диссертацию самому и быстро, многие известные ученые рекомендуют использовать метод снежинки. Он заключается в составлении содержания, в результате чего проясняется картина, как действовать в процессе работы. Вы можете неоднократно вносить коррективы в содержание, пока не получите четкий план решения определенной задачи.
Помимо написания диссертации, каждый соискатель должен знать, что для успешной защиты нужно выполнить еще ряд требований:
К опубликованным научным работам соискателей приравниваются не только статьи, но и патенты на изобретения, свидетельства на полезную модель, зарегистрированные программы для ЭВМ, базы данных и прочие рукописи.
4. Мотивация к написанию кандидатской.
Перед тем как написать диссертацию самому и быстро, необходимо понимать, для чего вам это нужно. Кандидатская – это такая же исследовательская работа, как и магистерская, но с более глубоким изучением материала и тщательным проведением экспериментов. Написание научного труда преследует одну цель – показать, что соискатель компетентен в вопросах исследуемой проблемы.
При этом ученая степень еще не гарантирует ваше успешное развитие в сфере науки, равно как и ее отсутствие не ставит крест на карьере. Есть много примеров из жизни, когда талантливым ученым удавалось внести весомый вклад в развитие науки, не имея ученой степени. Есть и такие, кто успешно защитил докторскую, но всю жизнь проработал преподавателем в ВУЗе, не сделав ничего значимого и полезного для общества.
Важно соблюдать баланс между вкладываемыми усилиями и получаемым результатом, иначе не избежать разочарования. Если соискатель поверхностно относится к своей работе, не испытывает удовлетворения от исследований, диссертацию будет писать скучно, тяжело и долго. С другой стороны, приложение сверхусилий при написании труда отрицательно скажется на способности адекватно воспринимать критику и осознании, что написанная рукопись нужна только вам.
Если вдохновение пропало, достаточно сосредоточиться на главных аспектах работы, тогда мотивация вернется. При написании труда помните, что весь текст прочитаете только вы, максимум еще – ваш научный руководитель и оппоненты. Пару десятков ученых просмотрят автореферат, сотня – его первые несколько страниц.
Основная масса исследователей прочитает следующие разделы:
Именно этим разделам нужно уделить пристальное внимание.
5. Как организовать свой рабочий день, чтобы все успеть – тайм-менеджмент при написании диссертации.
Чтобы написать диссертацию, соискателю дается 3 года обучения в аспирантуре, но часто исследователю приходится тратить гораздо больше времени на создание научно-исследовательской работы. Это связанно с неправильной организацией своего времени. Часто аспирантов на кафедре воспринимают как бесплатную рабочую силу, на которых пытаются взвалить множество обязанностей, не связанных с написанием рукописи. Старайтесь избегать таких поручений или находить компромисс, когда вы помогаете, и вам помогают в ответ.
Эффективное управление временем, или тайм-менеджмент, крайне важен для аспиранта, который хочет написать диссертацию сам и быстро. С его помощью легко планировать, управлять рабочим временем, организовывать и оценивать затраченные усилия. Решайте задачи в соответствии с утвержденным планом и заметите, как много вы успеваете при том, что остается свободное время.
Многие не рекомендуют заниматься написанием труда в ночное время, за исключением случаев, когда результаты должны быть представлены уже утром. Поработав пару ночей без сна, на третью вы потеряете контроль над текстом, что плохо скажется на качестве всей диссертации.
6. Пять типичных ошибок и проблем при написании диссертации.
Написание кандидатской требует немалых расходов интеллектуальных и физических ресурсов. Старайтесь не тратить время и силы на узконаправленные темы, которые никому не интересны и утратят свою актуальность раньше, чем закончите работу над текстом.
Заключение
Перед тем как написать диссертацию самому и быстро, нужно четко определить для себя, зачем вам это нужно, какие цели преследуете. Работа не вызовет сложностей, если уделять ей время каждый день, действовать последовательно, в соответствии с составленным планом.
Не нужно ставить сверхзадач, прикладывать чрезмерных усилий, иначе можно быстро выдохнуться, потерять интерес к проведению исследований. Соблюдайте все требования ВАК и ГОСТ, чаще появляйтесь в кругах научных сообществ, чтобы завести полезные знакомства, найти единомышленников, перенять опыт и знания от авторитетных ученых. Тогда не только написание, но и защита диссертации пройдет легко и безболезненно.
Даже если, получив ученую степень кандидата, вы решите не связывать свою жизнь с наукой, полученный опыт будет полезен и в других сферах жизни. Умение ставить цели, формулировать задачи и находить пути решения проблем помогут добиться успеха в любом направлении.
Как написать диссертацию по техническим наукам?
Успешная защита кандидатской диссертации по техническим наукам позволяет получить обширные знания в выбранной области исследования, продвинуться по служебной лестнице и заслужить авторитет среди массовой аудитории.
Особенности и цели диссертации по техническим наукам
Основная цель технической научной работы – создание собственных инновационных разработок или усовершенствование имеющихся достижений. Соискателю разрешается предлагать любые полученные результаты, проверенные на практике – инновационные технологии, новые программы/алгоритмы, полезные методики.
Обратите внимание! В ходе работы, диссертант учитывает экономическую эффективность произведенных разработок, представляя свой механизм решения конкретной проблемы.
Основные требования к оформлению технических научных работ
Все листы кандидатской диссертации печатаются на листах формата А4. Рекомендуемый шрифт текста – Times New Roman, 14 кегель. Для абзацного отступа используется полуторный междустрочный интервал.
Размеры полей документа:
Требования к нумерации страниц по ГОСТУ – выравнивание по центральной части строки без «.» в конце. На титульном листе порядковый номер не ставится.
Существует два типа нумерации приложений (рисунков, формул, таблиц): сквозная (последовательная) или многоуровневая (пример – 2.1.).
Ориентировочный объем основной части диссертации по техническим дисциплинам – 120-150 листов без учета приложений. Стиль текста – научный. Изложение мыслей строится последовательно и объективно, строго по теме исследования. Все предложенные рекомендации обосновываются фактами и сравнительной характеристикой имеющихся данных.
Примечание. В диссертации запрещается использовать пунктуационные и орфографические ошибки, субъективные и эмоциональные рассуждения, жаргонный сленг и т.д. Цитаты на иностранном языке обязательно переводятся соискателем на русский язык (в скобках) с кратким пояснением их содержания.
Специальные термины (условные обозначения, аббревиатуры и т.д.) поясняются и расшифровываются соискателем. При многократном использовании одного и того же термина, его пояснение приводится после первого употребления в тексте научной работы.
Структура диссертации по техническим наукам
Рекомендованная структура для технической работы:
Титульный лист
План оформления заглавной страницы научной работы:
Обратите внимание! Кроме основных сведений, титульный лист содержит фразу «На правах рукописи».
Содержание технической диссертации
В эту часть диссертации входит последовательное перечисление всех структурных элементов текста научной работы (разделы, подразделы, пункты, параграфы, список использованной литературы).
Вступление технической диссертации
Рекомендации для составления текста в этом разделе.
Основная часть
Основополагающая часть научной работы состоит из нескольких структурных элементов – разделов, подразделов, параграфов, пунктов. Все разделы начинаются с нового листа. Соискателю рекомендуется составлять предисловие и выводы для каждого раздела – такой подход обеспечивает плавный переход и логическое (взаимосвязанное) построение текста.
Рекомендуемое содержание основной части:
Выводы
В этой части соискатель обосновывает достоверность проведенных экспериментов, анализирует количественные и качественные показатели, предлагает рекомендации по их практическому использованию.
Список использованных источников в технической диссертации
Существует три способа оформления библиографического списка диссертации:
Приложения
В этом разделе указываются вспомогательные инструменты, не вошедшие в основную часть технической научной работы — иллюстрации, таблицы, акты, протоколы, методики, инструкции, графики, диаграммы и т.д.
Как написать автореферат технической диссертации
Суть автореферата – краткое раскрытие содержания квалификационной работы без углубления в подробности.
Структура документа:
Актуальные темы для диссертационных работ по техническим наукам
Список востребованных категорий для написания технических научно-квалификационных работ:
Компания «Диссертация» — это восемнадцатилетний опыт успешного написания технических статей, диссертаций, курсовых работ и дипломных проектов. Каждая работа соответствует основным требованиям ВАК и ГОСТ. Штат состоит из профессиональных авторов с кандидатским и докторским научным образованием.
Чтобы заказать работу, зарегистрируйтесь в «Личном кабинете» и отправьте запрос нашему менеджеру через чат. Мы гарантируем конфиденциальность каждому клиенту. Будем рады сотрудничеству с вами.
Написание диссертации. Инструкция к применению. Взгляд с другой стороны баррикад
На Хабре регулярно появляются статьи, ориентированные на помощь при написании и защите диссертации (например, здесь и здесь). Лично мне в свое время помогли шуточные заповеди диссертанта, коим уже не один десяток лет (вариант, который впервые увидел я, был еще рукописным, причем потрепанным не хуже древнерусских летописей).
Да и вообще написание диссертации иногда полезно и с профессиональной точки зрения, когда, например, занимаешься наукоемким бизнесом (то, к чему в итоге я сам и пришел) и хочется впечатлить клиентов глубиной, шириной и высотой познаний и регалий.
Но тему самой процедуры написания диссертации захотелось немного дополнить взглядом с другой стороны. Так уж сложилось, что я не просто однажды сам написал диссертацию и забыл об этом, как о страшном сне, а в течение уже нескольких лет являюсь членом диссертационных советов – поэтому регулярно слышу и вижу проходящие защиты, и, соответственно, типовые проблемы, с ними связанные.
Ниже я постараюсь коротко описать основные моменты, на которые следует обратить внимание при подготовке и защите диссертации (в первую очередь кандидатской, конечно, т.к. те, кто пишут докторскую, уже, по идее, состоявшиеся ученые, и сами с усами).
При этом обращу внимание, что все нижесказанное ни в коей мере не официальная позиция ученых советов или, наоборот, тайное знание клана профессоров, а просто субъективное мнение отдельно взятого меня.
1. Первое и основное.
Вы должны точно дать себе ответ на вопрос – зачем лично Вам нужна диссертация. Нужна очень, очень серьезная мотивация, чтобы затеять эту работу. Это тяжелый и часто неприятный труд, который займет несколько месяцев очень интенсивно, и пару лет как минимум будет висеть постоянно дамокловым мечом. Большой статистики у меня нет, но я бы сказал, что из 10 начинающих хорошо, если 2 доводят дело до конца.
2. Никогда не следует путать науку и диссертацию.
Можно всю жизнь заниматься настоящей наукой и не иметь степеней. Можно защитить диссертацию, не имеющую с наукой ничего общего.
3. Диссертация – научно-квалификационная работа.
Что означает – аспирант должен показать достаточную квалификацию для того, чтобы считаться ученым. Если вы читали про обряды инициации у древних племен – написание и защита очень и очень их напоминают. Ты проходишь искусственно сконструированные круги ада, чтобы доказать, что достоин.
4. Выбор научного руководителя дело важное, но не критичное.
Ибо помогать вам в процессе работы он не факт что будет. Он критичная фигура на первом и последнем этапе – когда определяется, где и куда копать, и когда требуется подсказать, как лучше оформить и защитить оконченный труд.
Но если повезло и руководитель искренне заинтересован в вашей работе – цените. Не дайте перегореть уже его энтузиазму, регулярно демонстрируйте прогресс.
5. Соизмеряйте вклад и результат.
Если вы вложите слишком мало души в работу, будет очень скучно делать. Если вложите очень много – можете здорово разочароваться, поняв, что работа мало кому нужна, кроме вас.
6. Надо четко понимать, как именно анализируется диссертация.
Саму диссертацию в самом плохом случае читает ровно один человек – вы сами. В типичном – еще три, оппоненты и научный руководитель. ВАК и прочие смотрят на сопровождающие документы. Самому Совету – выступления на защите для оценки работы более чем достаточно. А вот автореферат уже прочитать могут несколько десятков человек. А введение в автореферат (т.е. первые страниц 5) уже осилит сотня.
7. Из этого следует очень простое правило – больше всего времени и сил надо уделить тому, что будет изучаться наиболее тщательно.
А именно:
a. Введение
b. Научная новизна
c. Положения, выносимые на защиту
d. Список работ соискателя
e. Оппоненты и ведущая организация
8. С чего начать – дубль один. Поиск темы.
Вот здесь нужна помощь научного руководителя – он должен подкинуть идей и задач, одна из которых должна Вас заинтересовать. Когда заинтересует – просто поиском в интернете полюбопытствуйте, сколько по ней сделано (очень рекомендую смотреть как в русскоязычном, так и в англоязычном Интернете. В крайнем случае, если с языком нелады, используйте translate.google.com или аналогичные сервисы – они и сайты умеют автоматически переводить).
Альтернативным источником темы может быть что угодно, что вам интересно – статья с Хабра или Techcrunch, решение бытовой проблемы, спасение мира, что хотите. Отдельно рекомендую посмотреть на паспорта специальностей ближайших Советов – много идей может появиться. Но в любом случае потом надо придуманную тему обязательно завалидировать с научным руководителем – у него должен быть наметан глаз на «защищаемость» тематики. Бывает тема интересна, но науки в ней нет.
Но и обратное верно — если тема скучна и неинтересна – смотри пункт 1. Скука убивает мотивацию.
Не надо брать тему, где работ либо практически нет, либо очень много. В первом случае огребете все шишки новатора, во втором – устанете доказывать новизну.
Очень рекомендую, если получится, совместить тему научных исследований с тем, чем так или иначе приходится заниматься на основной работе. Да, работать и писать диссертацию одновременно очень тяжело. Да, на финальном этапе вы 2-3 месяца работать вообще не сможете из-за дополнительной нагрузки и активностей. Но в итоге все равно подобный подход сэкономит много сил и времени.
Да, и очевидная, но важная мелочь – все, что вы находите, где-нибудь сохраняйте. Тот же Evernote + Web Clipper спасет много времени на следующих этапах.
9.С чего начать – дубль 2. Когда тема есть, а всего остального – нет.
Лично я рекомендую метод снежинки (его еще писатели любят использовать). В данном случае он применяется следующим образом – надо составить содержание диссертации (взять в Интернете/библиотеке любые общедоступные диссертации по специальности и посмотреть, как оно обычно выглядит).
Содержание очень сильно проясняет картину – т.к. вы еще не знаете, что конкретно напишете в обзоре или, скажем, архитектуре системы, но уже понимаете, что такие части в работе должны быть. Его можно многократно переделывать до тех пор, пока у вас не будет ощущения, что по каждому пункту вам теоретически есть что написать или вы знаете, как к нему подступиться. Ну и, соответственно, что если все пункты будут заполнены, то получится связный рассказ о решении некоторой проблемы.
Моя собственная снежинка, в статьях и бизнес-аналитике, чаще всего выглядит примерно так: Глава 1. Актуальность проблемы. Обзор имеющихся методов. Преимущества и недостатки. Перспективы. Глава 2. Теоретическая часть предложенного мной. Методы. Алгоритмы. Сравнение и ниша. Глава 3. Практическая часть предложенного мной. Архитектура. Исследование производительности. Сравнение с конкурентами. Глава 4. Практическое применение. Задача – проблема, решение, результаты.
10. Достаточно часто аспиранта (особенно в вузе) воспринимают как бесплатную рабочую силу.
Избегайте. Или торгуйтесь – ибо все, что вы делаете, должно приближать к цели — диссертации. При этом не обязательно, чтобы это был непосредственно текст диссертации. Статья, программа или просто навык публичного выступления, знакомства и хорошие отношения тоже нужны.
12. Не надо откладывать написание статей на последний момент. Сейчас к кандидатской требуют не менее 10 публикаций, при этом две-три из них (для разных специальностей по-разному) должны быть в ВАКовском списке (подробные требования здесь. За ссылку спасибо пользователю DreamWalker).
Если есть готовый более-менее завершенный кусок – описывать и публиковать. Если хочется доработать – написать в статье о планах доработки. А как доработаете – еще одну статью. Конечно, каждый чих описывать не надо, но и полировать до зеркального блеска – бессмысленно.
Написание статей – это навык, который тренируется. Свою первую научную статью я писал более трех месяцев. Сейчас по тематике, в которой хорошо разбираюсь, я могу написать статью за 4 часа (так делать, правда, не надо – статья все-таки дело серьезное).
13. Участие в конференциях, равно как и изучение других авторефератов или просто поприсутствовать на предзащите/заседании кафедры тоже полезно – чем больше чужих примеров перед глазами, тем понятнее становятся требования и ожидания.
14. Любые вопросы или идеи, которые у вас возникают по ходу написания текста, записывайте в отдельный файлик.
Если меняется тема диссертации – сохраняйте старые варианты в черновиках. Любые замечания, которые вам дают по ходу работы, сохраняйте, равно как и ответы на них. Помимо того, что это просто полезный источник собственных идей, вам это все очень пригодится на последней стадии – подготовке дополнительных материалов.
Разумеется, все мои знакомые и знакомые моих знакомых кристально честные люди, но я слышал, что бывают случаи, когда соискателю приходится самому писать отзыв руководителя. Отзывы оппонентов. Десяток отзывов на автореферат из разных вузов со всех концов страны. Акты внедрения. Заключения. И многие другие, не менее интересные документы. Скажем так, не исключена ситуация, что и вам тоже придется это делать.
15.Типовые ошибки и проблемы — отсутствие научной новизны.
Очень большая проблема, свойственная многим работам. Люди не способны сформулировать, что же конкретно сделано нового (а иногда и не задумываются об этом в процессе написания – т.к. в дипломе, например, это нечасто требуется). Но кандидатская диссертация по сложности равна примерно 10 дипломам.
16. Типовые ошибки и проблемы — отсутствие сравнения с конкурентами.
По 9 диссертациям из 10 я мог бы в качестве замечания оппонента писать один и тот же вопрос, даже не заглядывая в работу. Мол, проведен недостаточный анализ и сравнение предложенного метода относительно существующих аналогов.
Проблема как в теоретической части сравнения, так и в практической. Причем, что интересно, обзор известных методов есть. Их недостатки тоже есть. А потом идет предложение своего, любимого, выпестованного, кровью и потом вспоенного. Но сравнить свое с известным, причем в честных условиях – почти никогда.
В результате описывает человек предложенный метод, блок-схемы красивые рисует, экраны программы демонстрирует, а на вопрос — чем, собственно, вы лучше метода Х, который тоже решает эту задачу, ничего ответить и не может.
17. Типовые ошибки и проблемы – ограничения предложенного метода.
Всегда надо четко формулировать, в каких условиях метод применим и дает хорошие результаты по сравнению с аналогами, а где его надо применять аккуратно или в комбинации с другими или не применять вовсе.
Не надо бояться сказать, что метод чего-то не может. Бояться надо необоснованных заявлений на более широкую применимость, чем в реальности.
Кандидатская работа – это всегда поиск своей ниши. Надо уметь с одной стороны не наглеть и не утверждать, что вы изобрели вечный двигатель, а с другой свои скромные завоевания отстаивать насмерть.
19. Дружите с ученым секретарем Совета.
Для вас это первый опыт, он/она видит десятки работ каждый год и знает все требования. Слушайте внимательно. Следуйте общепринятым правилам. Смотри пункт 3 – это квалификационная работа. И, к сожалению или к счастью, не самое лучше место, чтобы показывать свою индивидуальность.
20. Не считайте других идиотами.
Когда вы выйдете на защиту, то в своей тематике, с немалой долей вероятности, вы будете разбираться лучше, чем большинство, если не все члены диссертационного совета. Просто потому, что это узкая ниша, которую вы лично раскапывали последние три года. А у них могут быть совершенно другие научные интересы.
Но это совсем не означает, что за очень короткий срок они не смогут оценить, что вы сделали и найти все недостатки в том, что вы сделать забыли или не сумели. И вот тут уважительное отношение к окружающим очень поможет.
Отдельная часть этого правила – не считайте идиотами своих оппонентов. Поэтому не надо заниматься плагиатом и copy-paste (включая переводы зарубежных статей). Людей, которые не умеют пользоваться Интернетом – почти не осталось. Остались разве что те, кому неохота хватать вас за руку.
Также не стоит считать других врагами – почти никогда и ни у кого нет цели специально вам навредить, завалить или подловить. Просто они зачастую играют в другой команде – им нужно, например, не то, чтобы вы защитились, а чтобы ваша защита не подставила совет или кафедру (в случае, если диссертация окажется настолько плохой или скандальной, что карающий взор ВАКа обратится в их сторону).
21. Самое важное всегда помнить главное правило – спасение утопающих дело рук самих утопающих. В жизни много хороших людей, способных и готовых помочь. Но трепыхаться все равно вам.
Призовая игра. Ответы на вопросы, заданные бета-тестерами (в смысле – первыми читателями)
1. И как, хорошие работы идут, какой уровень?
Попробую дать суммарную оценку, по опыту не только своих советов, но и когда я по приглашению присутствую в других городах/вузах на защитах. Если быть предельно честным, то из 10 кандидатских, которые я вижу, 3 действительно заслуживают степени без вопросов. Еще 4 – так себе, проходят на брюхе. А с оставшимися беда. И это те, что благополучно прошли все предварительные фильтры, т.е. изначально выборка еще хуже.
Для докторских ситуация получше, но там и фильтрация куда как серьезнее. Здесь я бы сказал, что из 10 работ где-то 5 достойные, еще 4 – на уровне очень хорошей кандидатской, а последняя – в лучшем случае на уровне плохой.
К сожалению, пока Советы оцениваются по числу кандидатов, а не по качеству работ, ситуация не улучшится. А все реформы РАН ориентированы не на повышение качества науки, а просто классический передел сфер влияния. Но это тема совсем другой дискуссии.
2. А вот со всеми своими требованиями, ты бы как собственную диссертацию оценил?
Хороший вопрос. За докторскую мне и сейчас не стыдно, все, что там написано, имеет не только теоретическую базу, но и многократно доказывалось на практике. А вот кандидатская, честно говоря, у меня была сыровата, на троечку.
Кстати, есть очень простой проверочный критерий, купил ли крупный чиновник свою диссертацию. Посмотрите его официальную биографию, а потом проверьте год защиты. Если он сначала написал работу, а потом, через несколько лет, занял какую-то крупную должность – то все более-менее неплохо. А вот если сначала значительная должность, а потом степени повалили – то возникают определенные сомнения.
При этом, отмечу, не факт, что сама диссертация будет плохая — иногда нанимают писать очень неплохих ученых (примеры последних скандалов с плагиатами диссертаций всевозможных крупных шишек просто говорят о том, что дело настолько поставлено на поток, что писать и придумывать что-то новое нет ни времени, ни смысла).
Более того, для меня самого это был один из самых первых заработков в жизни, когда я, будучи в 9-м классе, помог написать главу диссертации по экономике, построив мат. модель и сделав программное обеспечение. Правда, к сожалению, это говорит не о том, что я был вундеркиндом, а об общем уровне диссертаций по экономике.
— eсли в образовательных – однозначно нужна, т.к. многие должности неофициально требуют ее наличие.
— eсли в бизнесе – то зависит от роли, в которой вы в бизнесе выступаете. Скажем, если в качестве разработчика (от техлида до CTO) – то скорее да. Если же в бизнес-роли – скорее нет. При этом если в России еще нормально воспринимается, и достаточно часто встречаются люди, успешно совмещающие научные степени и бизнес-хватку, то на Западе, чаще всего, подразумевается четкое разделение. Поэтому есть шанс, что придется пробиваться через стереотип о сумасшедшем ученом, способном придумать rocket science, но не сильно ориентирующемся в коммерческих и бизнес-реалиях – т.е. умение заключения контракта, создание и менеджмент команды и т.п.
Поэтому лично я имею несколько различных визиток, с разными красивыми словами – под ситуацию.
4. А она помогает кандидату при приеме на работу?
Зависит от работы, конечно. На мой взгляд, значительно чаще – мешает. Особенно если человек в процессе получения диссертации работал несколько лет исключительно при институте/университете.
Ибо в таком случае (не всегда, но часто) получается очень интересная комбинация – новоиспеченный кандидат наук имеет амбиции и чувство превосходства, а все его привычки и стиль работы не очень подходят для бизнеса и разработки в команде.
Если же удалось защитить диссертацию по теме, коррелирующей с основной работой, а в идеале без отрыва от нее или если работаешь в наукоемких производствах – то почему бы и нет.
5. А денег на науке заработать можно?
В науку не надо идти с целью зарабатывания денег – ее задача в том, чтобы двигать мир вперед, открывая неизвестное и придумывая новое. Другой вопрос, что ученый должен иметь возможность заниматься наукой и не умереть с голоду.
Лет пятнадцать назад я вернулся домой, в Россию, после получения степени магистра в George Washington University. И одновременно пошел по двум дорогам – стал младшим научным сотрудником в одном НИИ и стал одним из основателей и первых работников компании, занимавшейся разработкой программных продуктов на основе различных методов artificial intelligence. В то время никто еще не догадался называть подобное стартапом, и была затея куда менее популярной, хотя и не более рисковой, чем сейчас.
Я рос в научном плане и карьере, рос и как профессионал в бизнесе. Не всегда линейно и прозрачно, но, так или иначе, росли и мои зарплаты. И ради интереса мне захотелось посчитать, как же соотносится доход от научной работы с коммерческой деятельностью.
Ответ следующий. Доход за науку в какой-то момент наконец-то догнал мою зарплату. Моя месячная зарплата на работе стала равна сумме, которую я заработал за 29 месяцев в институте. Еще раз – суммарно, за 29 месяцев. При этом не надо думать, ориентируясь на МРОТ, что получал я несусветные миллионы. Когда у институтов денег недостаточно, они идут на разные ухищрения. В частности, нет закона, мешающего принять вас, скажем, на 0.1 ставки.
И я вовсе не к тому, какой плохой институт – там работают замечательные люди, способные заниматься наукой в таких условиях. Но к тому, что с такими расценками я лично заниматься наукой полноценно не могу – семью кормить надо.
Ну и, конечно, существует множество бизнесов, использующих науку в производстве – вот там как раз очень удачная комбинация – можно найти и интересные задачи и посмотреть результаты на практике.
И есть еще одна трактовка данного вопроса – на науке заработать нельзя, а вот при науке кормятся многие – гранты, взятки, откаты, написание на заказ и прочее. Ну или просто ради разнообразия посмотрите зарплаты ректоров вузов.
Таким образом деньги в карман тоже можно класть, причем даже больше, чем с помощью бизнеса. Каждый, конечно, живет как считает нужным, но этот способ я рекламировать не собираюсь.
6. А что вообще в России с наукой сейчас и дальше будет?
А вот это самый главный вопрос. И развернутый ответ на него я осознанно не хочу давать – ибо каждый заинтересованный должен сам его задать и найти свой ответ. Мой такой – наука в России не умерла, не умрет, и будет только сильнее, но не благодаря, а вопреки.
Так что желаю всем (пусть и сказано было совсем по другому поводу) – холодную голову, чистые руки и горячее сердце.