Как написать кандидатскую диссертацию по праву: личный опыт, некоторые алгоритмы
Поступив в аспирантуру, я, как заядлый отличник, купила себе книг по типу «как написать, оформить диссертацию». Выкинула все. За ненадобностью и бестолковостью. Чтобы понять формальные требования к диссертационному исследованию, нужно ознакомиться с Положением о присуждении ученых степеней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.09.2013 № 842 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2016 г. № 335).
Ниже — мой опыт, который, возможно, кому-то поможет.
Выбор научного руководителя.
До того, как мне посчастливилось писать с д.ю.н., профессором, зав.каф. гражданского права УрГЮУ Гонгало Б.М., у меня сменилось 3 научных руководители, ни с одним из которых я не могла согласовать даже план. Я не могла понять фразу «Это не диссертабельно», а мне ее не могли объяснить, мне предлагали полностью поменять тему. Бронислав Мичиславович в трех словах объяснил все, что нужно и к вечеру того же дня план был у меня готов. До этого я его согласовывала 2 года!
Не обязательно, чтобы научный руководитель был прямо в деталях в курсе вашей темы, важно, чтобы он просто был умным в своей сфере, образованным и понимающим методику написания и защиты диссертации. Его задача – не писать за вас и не подкидывать вам мысли, а направлять вас: стилистически, тематически, логически и пр.
Несколько слов о взаимоотношениях с научным руководителем: если вам удалось найти хорошего руководителя, берегите его время. У хорошего научного руководителя его немного: он всегда вас выслушает, прочитает полностью вашу работу, сделает пометки, НО нужно четко соблюдать сроки (дали месяц на «Введение» — принесите четко через месяц), не позволять себе опаздывать на встречи. Спокойно воспринимать критику, не спорить, а ДУМАТЬ.
Что нужно сделать ДО того, как вы придете к потенциальному научному руководителю:
1. Накопить, насобирать материал (статьи, монографии, судебную практику, отобрать диссертации на схожую тематику, просмотреть их, как минимум, прочесть авторефераты) – вы должны объяснить научному руководителю, О ЧЕМ вы хотите писать, обрисовать 3-4 ярких проблемы в науке права, на практике;
ГДЕ ИСКАТЬ:
http://cyberleninka.ru/- бесплатный ресурс статей, в том числе, по праву, все можно распечатать
http://lawlibrary.ru/ — юридическая научная библиотека издательства СПАРК, ресурс, на котором можно заказать сканы любых книг, статей по праву, в том числе, дореволюционных
http://naukaprava.ru/ — бесплатная библиотека
Все справочно-правовые системы – вам в помощь
http://civil.consultant.ru/ — проект системы КонсультантПлюс и издательства СТАТУТ, юридическая библиотека
http://www.dissercat.com/ — электронная библиотека диссертаций
http://www.dslib.net/ — электронная библиотека диссертаций (подобных сайтов много, я пользовалась вот этим)
2. Составить примерный план диссертации – чтобы было, ЧТО обсуждать, а не тратить впустую время научного руководители и собственное время.
О публикациях в научных журналах
Журналов – МОРЕ, ищите, что по вашей специальности ближе, узнавайте требования к статье, отправляйте в редакцию (лучше в несколько и разных). Я по своей теме нашла официальный журнал ВАК «Медицинское право» и научно-практические журналы «Правовые вопросы в здравоохранении», «Заместитель главного врача», «Здравоохранение».
Чем больше ВАКовских – тем лучше, по моей специальности должно было быть минимум 3. К моменту защиты у меня было опубликовано более 30 статей (ВАКовских – 3), но писала я их в течение 4-5 лет, мне это нравилось и увлекало, во многом, это была мощная подготовка к написанию самой работы.
Важно: у всех журналов свои требования, свои редколлегии – это нормально. Нормально идти на встречу, не придираться к мелочам (формулировкам, не имеющим принципиального значения), не усложнять жизнь редактору, НО отстаивать свои научные позиции, аргументированно отстаивать – автор-то все равно вы, ваша и ответственность за содержание.
Ученый – не тот, кто не меняет точек зрения. Вы развиваетесь, меняется законодательство, происходят изменения в социально-экономической жизни общества и т.д. – не страшно изменить однажды обозначенную точку зрения, важно – объяснить, почему вы ее изменили.
Итак, вы согласовали план. Перед вами, предположим, три главы, каждая из трех параграфов. Я работала по следующему алгоритму:
1. Начитываем объем по теме (проблеме) параграфа. Чем больше, тем лучше. Лучше брать разных авторов. Итогом этого этапа будет туча информации в голове (поэтому читать надо с разноцветными закладками и маркерами).
2. Выстраиваем примерно тезисы параграфа (логику: что и за чем вы будете излагать и почему в такой последовательности).
3. Очень важный этап, без которого диссертация – это пересказ чужих мыслей. Поиск ПРОБЛЕМАТИКИ и формулировка собственной АВТОРСКОЙ позиции по проблемным вопросам. Откуда берется проблематика:
— из вашей собственной юридической практики и размышлений по предмету;
— из начитанного объема информации (см. п.1) вы увидите, что по одному и тому же вопросу есть масса точек зрения – ваша задача сформировать СВОЮ (можно и присоединиться к чьей-либо, обосновав, почему вы склонны согласиться с позицией такого-то ученого, но лучше найти свою точку зрения);
— из судебной практики по изучаемому вопросу (в судебных решениях вам важна правовая позиция суда, логика его рассуждений).
https://rospravosudie.com/ — судебная практика судов общей юрисдикции
http://sudact.ru/ — судебная практика судов общей юрисдикции
http://ras.arbitr.ru/ — банк решений арбитражных судов
СПС «КонсультантПлюс» и «Гарант»
Вот из этих ВАШИХ выводов по проблемам науки и правоприменительной практики будут формулироваться научная новизна и положения, выносимые на защиту. В диссертации должен быть виден АВТОР. Можно соглашаться с его точкой зрения или нет, но из текста работы должна быть видна ПОЗИЦИЯ автора, его концепция по исследуемой проблеме.
4. И вот теперь, когда у вас есть выстроенная логика (тезис – точки зрения — ваша аргументация – вывод, тезис – точки зрения – ваша аргументация — иллюстрация судебной практикой – вывод и т.д.) – можно садиться и писать параграф.
Несколько слов о стилистике
Скорее всего, у каждой правовой школы и научного руководителя есть свои правила, но мне близок подход, когда мы не пишем в работе «автор сказал», «по мнению диссертанта», а используем безличные глаголы «представляется», «видится», «необходимо отметить» и пр.
Очевидно, что у диссертации свой язык. Без канцеляризмов, особенно, в диссертации по юриспруденции, не обойтись. Но мне всегда нравилось выражение «умный любит ясно, а дурак – красно». Пишите ПОНЯТНО. Вашу диссертацию будут читать куча народу (научный руководитель, рецензенты на кафедре, оппоненты, ведущая организация и пр.) – В ВАШИХ ИНТЕРЕСАХ написать так, чтобы людям, часто ничего не понимающим в вашей теме, читать было легко, интересно, понятно. И помните: У НИХ У ВСЕХ МАЛО ВРЕМЕНИ.
В особенности, это касается автореферата и положений, выносимых на защиту. К сожалению, автореферат я писала просто в очень сжатые сроки, а по-хорошему, там нужно продумывать каждое предложение – это квинтэссенция вашей диссертации.
Про положения на защиту: это то, что будет пристально обсуждаться на кафедре коллегами, которые чаще всего занимаются вообще другими вопросами и темами. Научная новизна, выраженная в положениях, должна быть понятна человеку, НЕ ЧИТАВШЕМУ вашу диссертацию. Это значит, что каждую фразу в каждом положении нужно продумывать буквально слово за словом: убирать все лишнее, что не добавляет смысла, при этом чтобы ваши идеи нашли в них 100% свое отражение.
Вычитка работы рецензентами и обсуждение диссертации на кафедре
Представьте себе, что вашу работу дают на вычитку двум-трем кандидатам юридических наук. Это люди, которые преподают (читают лекции, ведут семинары, проверяю работы, принимают экзамены), часто имеют свою практику – и вот им В ДОВЕСОК дают на ночь почитать вашу работу… Поверьте, у них запросто бы нашлись более приятные дела. Поэтому ДАЖЕ если они вообще будут не согласны с вашей позицией, нужно быть благодарным за то, что они вообще потратили на вас свое время жизни.
Ну и вообще – каждый имеет право на свою картину мира и видение ситуации.
Слушайте все внимательно, записывайте замечания, вопросы – и идите ДУМАТЬ. Не обязательно соглашаться со всеми замечаниями рецензентов и не нужно со всем не соглашаться – нужно по каждому вопросу опять же сформировать СВОЮ позицию. И – да, где-то она поменяется, а где-то останется прежней. Это нормально.
Где-то встреча с рецензентами является обязательной, где-то – нет. Я встречалась с двумя из трех – и была оба раза благодарна за пожелания и замечания (спасибо Алексеевой О.Г., Федотову Д.В.) Третий рецензент был абсолютно не согласен с концепцией моей работы, но и у него я взяла пару интересных мыслей и они сделали мою работу ярче (спасибо Васильеву А.С.) Такая ситуация нормальна. Чем сильнее те, кто вас будет читать – тем лучше.
Вот собственно — это и есть самое важное, о чем мне хотелось написать. Утвержденная на кафедре диссертация — это 80% защиты. Далее – формальности, о которых может рассказать любой руководитель отдела аспирантуры и подготовка к защите.
О защите
Здесь только два совета:
1. Ни в коем случае НЕ читать ПО БУМАЖКЕ, но иметь ее перед собой – вы показываете, что вы готовились.
2. Говорить громко, просто, понятно и выразительно. Если вы будете защищаться третьим за день – это в ваших интересах. Найдите внимательное лицо – и выступайте для него, обращайтесь не ко всем разом, а глядя на конкретного человека в комиссии. Найдите неформальные слова для заключительной речи.
Удачи вам! Научная работа – интереснейшая вещь, многое из того, что я открыла для себя, изучая тему, в которой вроде бы «варилась» на практике 10 лет, я, опять же, использовалась в дальнейшей практической работе. Они питают друг друга – наука и практика.
Как написать диссертацию самому и быстро: мотивация, тайм-менеджмент и 5 типичных ошибок
Главная » Аспиранту » Как написать диссертацию самому и быстро: мотивация, тайм-менеджмент и 5 типичных ошибок
Если вы намереваетесь развиваться в сфере науки и планируете получить ученую степень, важно знать, как написать диссертацию самому и быстро. Написание научной исследовательской работы является ключевой задачей аспиранта, ведь по окончанию учебы он должен представить свой труд к защите перед диссертационной комиссией.
По статистике 30-50% соискателей так и не доходят до этапа защиты, покинув учебное заведение, не закончив обучение. Это связано с рядом трудностей, с которыми приходится сталкиваться молодым ученым в процессе работы.
Все же написать хорошую кандидатскую возможно своими силами, если грамотно и ответственно подойти к задаче. Из статьи вы узнаете, как написать диссертацию без лишних хлопот.
1. Кому и зачем нужна кандидатская диссертация?
Написание кандидатской диссертации – трудоемкий процесс, который требует от ученого умения применить свои знания и навыки в ходе выполнения исследовательской работы. Научным трудом соискатель подтверждает свою квалификацию в исследуемой области. Без его защиты невозможно перейти на новую ступень развития в области науки.
Часто к созданию рукописи прибегают не только молодые ученые, которые планируют связать свою жизнь с научной деятельностью, но и различные организации, кому решение важных научных задач необходимо для успешного ведения бизнеса.
Получение ученой степени кандидата наук полезно соискателям для удовлетворения различных потребностей:
Таким образом, как написать диссертацию самому и быстро, полезно знать всем, кто интересуется занятием научно-исследовательской деятельностью, хочет стать значимой фигурой в ученом сообществе, стремится к саморазвитию и самореализации как известному ученому.
2. Структура научной работы.
Диссертация пишется в строгом соответствии с требованиями ВАК и ГОСТ. Независимо от направления исследований, уровня научного труда, стандарты его написания идентичны. Рукопись состоит из введения, заключения, не менее трех основных глав, списка литературы, оформленного в соответствии с государственными требованиями.
К составлению введения нужно подойти крайне ответственно, в этом разделе необходимо кратко обосновать, в чем особенность, интерес и польза научной работы. Для этого следует:
Четко проработанная структура кандидатской поможет с легкостью ориентироваться в предстоящих исследованиях, планировать свое время, сдавать необходимые отчеты на кафедре, понимать, какие действия нужно выполнить, чтобы написать диссертацию самому и быстро.
Даже если в процессе написания труда вы будете вносить коррективы в первоначальный план, это не страшно. Лучше план с доработками, чем его полное отсутствие.
Подробно структура диссертации должна выглядеть так:
При написании основной части нет точных указаний, нужно руководствоваться направлением исследований. В целом рекомендации по написанию глав диссертации выглядят так:
Согласно стандарту, весь объем кандидатской диссертации составляет от 120 до 150 страниц.
3. Что необходимо для написания и защиты диссертации?
Прежде чем написать диссертацию самому и быстро, аспирант должен четко понимать, в каком направлении он хочет работать. Выбор темы – ответственный шаг, определяющий весь ход дальнейших действий соискателя. Тема должна быть интересной для молодого ученого, актуальной для науки в целом, посильной для проведения исследований. Не нужно ставить сверхзадач, которые трудно будет решить, выбирать такое направление, по которому работ или очень мало, или слишком много.
Выбор научного руководителя также имеет большое значение. Желательно, чтобы профессор был заинтересован в вашей защите, тогда он будет всячески помогать, способствовать достижению цели, используя свой авторитет и связи. В противном случае вы должны быть готовы проявить назойливость, задавать ему как можно больше вопросов, не стесняться напоминать о себе. Вам выпадает шанс поработать с опытным ученым, так почему бы им не воспользоваться максимально.
Название рукописи должно быть конкретным, без общих фраз, в нем должна отражаться вся суть исследовательской работы. При этом в названии не принято использовать такие слова, как «исследование» (любая диссертация уже сама по себе – исследование), «проблема» (о проблемах давно все знают, но вот как их решать), «совершенствование» (совершенствованием ученые занимаются уже много лет, нужно не совершенствовать, а создавать принципиально новое).
Правильная постановка цели и задач исследования значительно ускоряет процесс написания работы. Цель должна быть одна на всю рукопись, повторять название труда, объединять проблему и результаты ее решения. Касаемо формулировки задач диссертации нет строгих требований. По умолчанию число задач приравнивается к количеству глав кандидатской, при этом:
Чтобы написать диссертацию самому и быстро, многие известные ученые рекомендуют использовать метод снежинки. Он заключается в составлении содержания, в результате чего проясняется картина, как действовать в процессе работы. Вы можете неоднократно вносить коррективы в содержание, пока не получите четкий план решения определенной задачи.
Помимо написания диссертации, каждый соискатель должен знать, что для успешной защиты нужно выполнить еще ряд требований:
К опубликованным научным работам соискателей приравниваются не только статьи, но и патенты на изобретения, свидетельства на полезную модель, зарегистрированные программы для ЭВМ, базы данных и прочие рукописи.
4. Мотивация к написанию кандидатской.
Перед тем как написать диссертацию самому и быстро, необходимо понимать, для чего вам это нужно. Кандидатская – это такая же исследовательская работа, как и магистерская, но с более глубоким изучением материала и тщательным проведением экспериментов. Написание научного труда преследует одну цель – показать, что соискатель компетентен в вопросах исследуемой проблемы.
При этом ученая степень еще не гарантирует ваше успешное развитие в сфере науки, равно как и ее отсутствие не ставит крест на карьере. Есть много примеров из жизни, когда талантливым ученым удавалось внести весомый вклад в развитие науки, не имея ученой степени. Есть и такие, кто успешно защитил докторскую, но всю жизнь проработал преподавателем в ВУЗе, не сделав ничего значимого и полезного для общества.
Важно соблюдать баланс между вкладываемыми усилиями и получаемым результатом, иначе не избежать разочарования. Если соискатель поверхностно относится к своей работе, не испытывает удовлетворения от исследований, диссертацию будет писать скучно, тяжело и долго. С другой стороны, приложение сверхусилий при написании труда отрицательно скажется на способности адекватно воспринимать критику и осознании, что написанная рукопись нужна только вам.
Если вдохновение пропало, достаточно сосредоточиться на главных аспектах работы, тогда мотивация вернется. При написании труда помните, что весь текст прочитаете только вы, максимум еще – ваш научный руководитель и оппоненты. Пару десятков ученых просмотрят автореферат, сотня – его первые несколько страниц.
Основная масса исследователей прочитает следующие разделы:
Именно этим разделам нужно уделить пристальное внимание.
5. Как организовать свой рабочий день, чтобы все успеть – тайм-менеджмент при написании диссертации.
Чтобы написать диссертацию, соискателю дается 3 года обучения в аспирантуре, но часто исследователю приходится тратить гораздо больше времени на создание научно-исследовательской работы. Это связанно с неправильной организацией своего времени. Часто аспирантов на кафедре воспринимают как бесплатную рабочую силу, на которых пытаются взвалить множество обязанностей, не связанных с написанием рукописи. Старайтесь избегать таких поручений или находить компромисс, когда вы помогаете, и вам помогают в ответ.
Эффективное управление временем, или тайм-менеджмент, крайне важен для аспиранта, который хочет написать диссертацию сам и быстро. С его помощью легко планировать, управлять рабочим временем, организовывать и оценивать затраченные усилия. Решайте задачи в соответствии с утвержденным планом и заметите, как много вы успеваете при том, что остается свободное время.
Многие не рекомендуют заниматься написанием труда в ночное время, за исключением случаев, когда результаты должны быть представлены уже утром. Поработав пару ночей без сна, на третью вы потеряете контроль над текстом, что плохо скажется на качестве всей диссертации.
6. Пять типичных ошибок и проблем при написании диссертации.
Написание кандидатской требует немалых расходов интеллектуальных и физических ресурсов. Старайтесь не тратить время и силы на узконаправленные темы, которые никому не интересны и утратят свою актуальность раньше, чем закончите работу над текстом.
Заключение
Перед тем как написать диссертацию самому и быстро, нужно четко определить для себя, зачем вам это нужно, какие цели преследуете. Работа не вызовет сложностей, если уделять ей время каждый день, действовать последовательно, в соответствии с составленным планом.
Не нужно ставить сверхзадач, прикладывать чрезмерных усилий, иначе можно быстро выдохнуться, потерять интерес к проведению исследований. Соблюдайте все требования ВАК и ГОСТ, чаще появляйтесь в кругах научных сообществ, чтобы завести полезные знакомства, найти единомышленников, перенять опыт и знания от авторитетных ученых. Тогда не только написание, но и защита диссертации пройдет легко и безболезненно.
Даже если, получив ученую степень кандидата, вы решите не связывать свою жизнь с наукой, полученный опыт будет полезен и в других сферах жизни. Умение ставить цели, формулировать задачи и находить пути решения проблем помогут добиться успеха в любом направлении.
Сколько стоит защитить кандидатскую
В 2017 году я защитил кандидатскую диссертацию. Готовил ее с 2013 года. Расскажу, сколько это стоило и как можно сэкономить, если делать все самому и честно.
Я буду отвлекаться на внутреннюю кухню: без нее нет смысла в голых цифрах. Вышло довольно длинно, но это все равно в 15 раз короче, чем моя диссертация.
О процессе
Чтобы стать кандидатом наук, нужно защитить диссертацию и доказать, что ты состоявшийся ученый. Сделать это можно в процессе обучения в аспирантуре либо прикрепившись к кафедре соискателем.
Я выбрал первый вариант и прошел такой путь:
Условно мой путь можно разделить на четыре этапа:
Если бы я выбрал путь соискателя, мне не нужно было бы ходить на занятия, сдавать зачеты и педагогическую практику.
Поступление
Для поступления в аспирантуру нужно сдать три экзамена: профильный, философию и иностранный язык. Еще нужно сдать реферат о том, чему посвящена диссертация. Подача документов бесплатная. Эти же три экзамена потом входят в кандидатский минимум.
Военнообязанным аспирантура дает отсрочку от армии на 4 года: 3 года на обучение плюс 1 год на защиту. Но это происходит только после официального зачисления. В период между окончанием вуза и поступлением в аспирантуру есть 2—4 недели, когда могут официально призвать на службу. Часто приходится отстаивать свои права в суде и нанимать адвоката по военным делам. Я так судился, но это тема для отдельной статьи.
Исследование перед диссертацией
Чтобы определить нишу для диссертации, я решил изучить научные работы, которые уже написаны по этой теме. Строго говоря, можно было ничего не изучать и просто начать что-то писать. Но тогда велик шанс написать о чем-то, что в российской науке уже давно сделано. Некоторые диссертационные советы и научные руководители на это закрыли бы глаза, но я принципиально не хотел так делать.
У сервиса есть ограничения:
Скорость работы с их стороны удовлетворительная. Каждая страница загружается за 3 секунды, технических сбоев за два года я не обнаружил. На сайте есть пробный доступ на семь дней к первым 10% текстов диссертаций.
стоит удаленный доступ в РГБ на год
Я посчитал, что если буду ездить в РГБ и читать по 4 диссертации в день, то на транспорт и еду потрачу больше, чем на удаленный доступ. Если бы я жил не в Москве, у меня бы не было альтернатив — пришлось бы покупать доступ.
Статьи и участие в конференциях
Выдавать ли соискателю диплом кандидата наук, решает Высшая аттестационная комиссия ( ВАК ). Два обязательных требования ВАК для допуска к защите диссертации: наличие публикаций и выступления по теме исследования. Предполагается, что за несколько лет молодой ученый опубликует свои теоретические выводы в научных статьях, а о практических результатах расскажет на конференциях.
я потратил на срочную публикацию двух статей в журналах из списка ВАК
Чтобы не платить за срочность, я рекомендую подавать материалы за год до нужной вам даты выхода. После согласования статьи со стороны редакции она попадает в очередь из таких же трудов — в итоге публикация может выйти через 9 или 12 месяцев, это нормально (прямо как в Тинькофф-журнале, хе-хе). О таких вещах лучше узнавать в журнале заранее.
Еще помогает писать статьи в соавторстве с научным руководителем: степень доктора наук и его известность могут ускорить процесс.
Хищнические издания
Российские научные журналы должны очень тщательно относиться к своим материалам: не публиковать чушь, делать нормальную редактуру и в целом способствовать развитию науки. К сожалению, так работают не все.
В России встречается особый вид научных журналов — их называют хищническими. Они промышляют коммерческим изданием научных статей любого качества на любые темы.
Нерадивые или неопытные ученые приносят им свои труды, те без разговоров берут их в печать за деньги. Журнал выходит маленьким тиражом и оседает на полках библиотеки какого-нибудь университета. Никто эти публикации потом не читает, зато у ученого появляется строчка в достижениях: печатался там-то.
Если вы видите в Яндексе приглашение опубликоваться в журнале типа «Общие вопросы всяких разных наук» за небольшую плату и если у вас взяли статью без вопросов и изменений — это повод задуматься, стоит ли рисковать научной карьерой.
Помимо публикаций из списка ВАК желательно дополнительно выйти в изданиях, у которых есть российский индекс научного цитирования ( РИНЦ ), и зарегистрироваться в системе Science index в качестве автора. Тогда все ваши научные статьи и монографии будут аккумулироваться на одной странице — вот страница с моими публикациями. Часть из них можно прочитать здесь же, к остальным нужно покупать доступ. Справа от названия статьи — количество цитирований. Этот показатель важен для тех, кто профессионально занимается наукой.
Выход публикаций с регистрацией в РИНЦ можно совмещать с публичными выступлениями. Это выгодно и удобно: после конференций часто выходят сборники тезисов, которые регистрируются на elibrary.ru. В итоге удается выполнить сразу две рекомендации ВАК : и статью выпустить, и документально подтвердить публичную презентацию итогов исследования.