Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.
Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его развернув марлю. Потрогайте его пальцем.
Что чувствуете? (скользкое, клейкое)
Когда сомкнете пальцы что чувствуете? ( пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги.
Роль белков в клетке:
3. Защита от инфекций.
5. Закрепление знаний (по эталону)
Просмотр видео http://wikibit.me/video/oYmFfkJqWVs
Самостоятельная работа в малых группах (Карточки)
1). Какое вещество нужно добавить, чтобы обнаружить крахмал?
2). Какой цвет образуется после добавления этого вещества к крахмалу?
3). В чём мы обнаружили крахмал?
4). Какое органическое вещество остается на марле, после промывания теста?
5). О наличии какого органического вещества, свидетельствую пятна на бумаге после раздавливания семян подсолнечника?
Клубень картофеля, мутная взвесь после теста
Вопросы к кроссворду:
1. Какое вещество используют для определения содержания крахмала.
Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса.
Химический элемент, содержание которого в клетке 17%.
Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля.
Общее название солей, содержащихся в клетке.
Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.
Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.
Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки.
Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду?
Растительный белок, оставшийся после промывания теста.
Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода.
Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал.
МАОУ «Посольская СОШ»
МО «Кабанский район»
Конспект открытого урока биологии в 5 классе:
«Химический состав клетки»
Хамуева Татьяна Николаевна
учитель биологии, географии
Тема урока: Химический состав клетки
Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.
— образовательные: знать о химическом составе и о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.
— развивающие : анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
— воспитательные : осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
— знать химический состав клетки;
— рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке.
— участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
— слушать товарища и обосновывать свое мнение;
— выражать свои мысли и идеи.
— познавательные: — работать с инструкцией;
— работать с информационными текстами;
— уметь использовать символы, схемы для структурирования информации.
— осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
— оценивать собственный вклад в работу класса.
Продолжить формирование умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты.
Продолжить формирование умения работать с учебником, инструкциями, составлять схемы, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить формирование навыков использовать символы, схемы для структурирования информации.
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Оценивать собственный вклад в работу класса.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: ТРКМ
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Информационно-технологические р есурсы: презентация, учебник, инструкции, семена подсолнечника, клубень картофеля, салфетки, мука, марля, спиртовка, пробирка, держатель, р-р йода, фарфоровая чашка, лист бумаги, стаканчик.
Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Нуклеиновые кислоты.
Ход урока. Орг.момент.
Сейчас я хочу предложить вам послушать стихотворение, которое поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.
На нашей планете от края до края
Природа повсюду тебя окружает.
Тела ее массу загадок таят
Из атомов разных веществ состоят.
Лед, облака и капли росы –
Они состоят из обычной воды
Горы, песок и друзы кристаллов
Они состоят из простых минералов.
Растения тоже загадку хранят
Хотите узнать, из чего состоят?
Их корень и листья, плоды, семена
Раскроют нам тайну состава сполна. /Тумбаева Т.Ю. /
Учитель: Догадались о чём пойдёт речь?
Действительно, в стихотворении говориться о веществах, которые входят в состав растений. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия)
Все живые организмы, в том числе и вы состоите из … ( клеток ).
Химия. Состав. Клетка (запись на доске). Так какова же тема сегодняшнего урока?
Учитель проговаривает тему урока – Слайд №1 (Химический состав клетки.)
Откройте свои тетради и запишите тему урока.
Вначале урока предлагаю ответить на вопросы: Что хочу получить? Чем могу быть полезен на урока? Чего я опасаюсь?
На примере каких организмов мы можем изучить состав клетки?
Правильно, объектом исследования будут органы растений.
Давайте определим цель исходя из темы урока?
На какие вопросы мы с вами будем отвечать? (Что? Как? Зачем?/ Состав. Строение. Функции)
Цель: изучение химического состава растений.
III . Открытие новых знаний.
Вещества, из которых состоят клетки разнообразны. Из 109, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ.
Исходя из оборудования на ваших столах, какой метод изучения природы вы будете использовать? (опыты)Правильно, вы проведете лабораторную работу, итак, давайте приступим к работе. Для этого вы пользуетесь инструкциями, которые нужно внимательно прочитать и строго следовать её действиям. Выберите себе инструкцию и оборудование.
1. Цель эксперимента: Доказать, что в растении содержится вода.
Объект: семена пшеницы.
Ход работы: Положить семена в пробирку. Нагреть пробирку над свечой. Что наблюдаете на стенах пробирки?
Вывод: Органы растения содержат…
На альбомном листе фломастерами запишите свой вывод.
Оцените свою работу: Если выполнили самостоятельно (без помощи учителя и одноклассников) и правильно – «5». Если выполняли с помощью кого-то, но вывод сделали сами – «4». Если вывод сделан не верно – «3». Если отказались выполнять – «2».
Оценку запишите в тетради.
2. Цель эксперимента: Доказать, что в растении содержатся минеральные соли.
Объект: кедровый орех.
Ход работы: Орех, держа пинцетом, поджечь. После их сжигания осталась…
Зола и есть минеральные вещества.
Вывод: Органы растения содержат…
На альбомном листе фломастерами запишите свой вывод.
Оцените свою работу: Если выполнили самостоятельно (без помощи учителя и одноклассников) и правильно – «5». Если выполняли с помощью кого-то, но вывод сделали сами – «4». Если вывод сделан не верно – «3». Если отказались выполнять – «2».
Оценку запишите в тетради.
3. Цель эксперимента: Доказать, что в растении содержатся углеводы.
Объект: клубень картофеля.
Ход работы: На срез клубня капнуть йодом. Если синеет – содержит крахмал, если цвет коричневый – крахмала нет. Крахмал – это углеводы.
Вывод: Органы растения содержат…
На альбомном листе фломастерами запишите свой вывод.
Оцените свою работу: Если выполнили самостоятельно (без помощи учителя и одноклассников) и правильно – «5». Если выполняли с помощью кого-то, но вывод сделали сами – «4». Если вывод сделан не верно – «3». Если отказались выполнять – «2».
Оценку запишите в тетради.
4. Цель эксперимента: Доказать, что в растении содержатся белки.
Объект: семена пшеницы (пшеничная мука).
Ход работы: Положить муку в мешочек из марли, опустить в стакан с водой. Открыть мешочек. Что произошло? Есть клейковина – наличие белка, растворилась мука – белка нет.
Вывод: Органы растения содержат…
На альбомном листе фломастерами запишите свой вывод.
Оцените свою работу: Если выполнили самостоятельно (без помощи учителя и одноклассников) и правильно – «5». Если выполняли с помощью кого-то, но вывод сделали сами – «4». Если вывод сделан не верно – «3». Если отказались выполнять – «2».
Оценку запишите в тетради.
5. Цель эксперимента: Доказать, что в растении содержатся жиры.
Объект: кедровый орех.
Ход работы: Положить семена между двумя листами бумаги, раздавите семена. Что наблюдали?
Вывод: Жирные пятна свидетельствуют о наличие… в растении.
На альбомном листе фломастерами запишите свой вывод.
Оцените свою работу: Если выполнили самостоятельно (без помощи учителя и одноклассников) и правильно – «5». Если выполняли с помощью кого-то, но вывод сделали сами – «4». Если вывод сделан не верно – «3». Если отказались выполнять – «2».
Оценку запишите в тетради.
6. Цель работы: Составить диаграмму «% содержание веществ в клетке».
Ход работы: Взять 5 стаканов и налить в них воды в соответствие с % содержанием химических веществ (использовать диаграмму в учебнике стр. 33). Раскрасить воду в разный цвет красками. Приклеить стикеры на стаканы с названиями веществ.
Оцените свою работу: Если выполнили самостоятельно (без помощи учителя и одноклассников) и правильно – «5». Если выполняли с помощью кого-то, но вывод сделали сами – «4». Если вывод сделан не верно – «3». Если отказались выполнять – «2».
Оценку запишите в тетради.
Отчет №1-№5, результаты вывесить на доске.
Распределите названия веществ на 2 группы (по цвету). Как они называются, мы узнаем из видиофрагмента (электронное приложение к учебнику № 25).
Продолжить схему на доске.
вещества клетки
неорганические вещества органические вещества
Запишите схемы в тетрадь.
Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы. Это говорит о единстве живой и неживой природы.
VI . Первичное закрепление.
Повторение получившейся схемы.
Закончить схему на доске.
К органическим веществам относятся еще и нуклеиновые кислоты. Главная их роль – это хранение и передача наследственной информации, которые вы будете изучать в старших классах (вывесить на доске).
Итак, сделаем вывод: Клетка состоит из…
1. Параграф §8, составить по 1 сложному и 1 простому вопросу или
2. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
Оцениваем свою работу, суммируйте получившиеся баллы и разделите на 2.
Заполнить листы настроения: Меня расстроило… (красный), Жаль, что этого не произошло… (желтый), Я рад, что…(зеленый). Озвучить и вывесить на доску, мы видим ваше настроение по результату работы (красный – надо подтянуться, желтый – буду стараться, зеленый – все удалось).
В начале урока вы говорили о своих опасениях и ожиданиях, оправдались ли они?
Дерево у нас сегодня зелёное, значит, работа на уроке у нас была плодотворная. Спасибо за работу, урок окончен.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать конспект по биологии 5 класс химический состав клетки, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать конспект по биологии 5 класс химический состав клетки", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.