Конспект урока по биологии для 5 класса на тему: «Химический состав клетки»
Конспект урока по биологии для 5 класса на тему: «Химический состав клетки»
Цель: дать представление о понятиях по теме урока.
Задачи: познакомить с навыками и умениями по теме урока и научить пользоваться ими.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..
2. Проверка готовности к уроку (Презентация)
3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.
-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?
-На какие группы можно распределить все эти объекты?
-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?
— Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?
У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
4. Сообщение темы, задач урока. (Презентация)
Каких-либо элементов, присущих только живой природе, в клетке не обнаружено. Все перечисленные химические элементы входят и в состав неживой природы. Это указывает на единство живой и неживой природы.
(У многих клеток среда слабощелочная и ее рН почти не изменяется, так как в ней постоянно поддерживается определенное соотношение катионов и анионов.)
Из неорганических веществ в живой природе огромную роль играет вода.
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Работа по учебнику.
Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
6. Обсуждение алгоритма работы.
Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.
7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)
8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект урока по биологии «Химический состав клетки» (5 класс)
Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»
Тема урока: Химический состав клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний, урок – лабораторная работа
Технология построения урока: проблемное обучение, развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.
— образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки;
— развивающие : анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические вещества в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
— воспитательные : осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
— знать химический состав клетки;
— рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;
— уметь отличать органические вещества от неорганических.
— участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
— слушать товарища и обосновывать свое мнение;
— выражать свои мысли и идеи.
— познавательные: — работать с учебником;
— работать с информационными текстами;
— объяснять значения новых слов;
— сравнивать и выделять признаки;
— уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
— осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
— оценивать собственный вклад в работу группы.
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, подсолнечник, клубень картофеля, салфетки, кусочек теста, марля.
Основные термины и понятия:
Учитель: приветствует учащихся, проверяет их подготовку к уроку. Создает позитивный настрой:
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!”
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Итак, сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание!
Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду → зелёное окрашивание.
В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→ обесцвечивание раствора.
Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (превращение)
Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое.
А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Какие Вы молодцы! Все знаете!
Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и внутри нас.
Пожалуйста, ответьте мне еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.
Все живые организмы состоят из … ( клеток ). Правильно.
Так какова же тема сегодняшнего урока? ( версии детей )
Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.
Тема урока «Химический состав клетки»
— Откройте свои тетради и запишите тему урока.
Вопросы перед параграфом
Ребята у вас на столе приготовлены оценочные таблицы. Вы за весь урок будете оценивать сами себя и тех, кто будет выступать перед вами и даже меня по 3- бальной шкале. Активность на уроке, высказывание своего мнения приветствуется.
Оценка. На какую оценку вы знаете материал сейчас?
Моя деятельность на уроке
Деятельность класса на уроке
Деятельность учителя на уроке
3. Актуализация пройденного материала.
-Мы уже знаем, что природу изучать можно различными методами.
Назовите их, пожалуйста (моделирование, наблюдение, эксперимент).
-Можете ли вы по тому оборудованию, которое вы видите на своих партах, предположить, какой же метод мы сегодня применим для изучения веществ клетки? (Эксперимент)
-Давайте вспомним последовательность действий при эксперименте. (Постановка цели, проведение опыта, получение результатов оценивание результатов и их объяснение)
4. Актуализация нового материала.
Из 118, имеющихся в природе химических элементов, в составе клеток можно найти 80. Но их содержание в клетке различно .
Ребята, скажите, каких химических элементов больше всего в клетке?
Но большинство этих элементов встречается в клетке в виде химических веществ.
Заполните схему в тетради «Вещества клетки»
неорганические вещества органические вещества
вода минеральные соли углеводы жиры белки нуклеиновые соли
Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.
( схема оформляется по ходу изучения)
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие воды в клетках.
1. Прокаливание семян
Положим в пробирку сухие семена подсолнечника и прокалим их на огне. На стенках пробирки мы увидим капельки воды, которая выделилась при нагревании из клеток.
Роль воды в клетке:
Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.
Являясь хорошим растворителем, участвует в химических реакциях, протекающих в клетке.
Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико: соли натрия и калия обеспечивают раздражимость, соли кальция придают прочность костной ткани, раковинам моллюсков.
Цель моего эксперимента – доказать, что растения содержат минеральные соли. Объектом исследования были семена подсолнечника. После их сжигания осталась зола. Я доказала, что в состав растений входят минеральные вещества (соли).
-Как вы думаете каких веществ в клетках больше органических или неорганических?
Кто из вас прав, мы должны разобраться.
Что образуется при сжигании сухих веток, дров? Как изменяется масса при сжигании?
После горения останется зола, ее образуется мало, она легкая ( ответы детей ).
Правильно, зола состоит из минеральных веществ, которые содержались в клетках растений. При горении сгорели только органические вещества. Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал, что органических веществ в клетках больше, чем неорганических.
А сейчас вы сами проделаете ряд исследований.
Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке.
А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете?
П роделаем еще один опыт
Б) Для этого возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике.
Что вы наблюдаете? (Помутнение воды)
Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода.
Что наблюдаете? (Раствор посинел)
Какой вывод мы можем сделать? ( В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода)
Роль углеводов в клетке:
Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения.
Запаса питательных веществ (гликоген, крахмал)
Опорная (хитин) и защитная функции (клетчатка)
Отставьте стаканчик в сторону не вынимая теста.
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке.
Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена.
Что наблюдаете? (Появляется жирное пятно на бумаге)
Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир)
Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными.
Какие масличные растения вам известны?
Роль жира в клетках :
1. Источник энергии и воды
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.
Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его развернув марлю. Потрогайте его пальцем.
Что чувствуете? (скользкое, клейкое)
Когда сомкнете пальцы что чувствуете? ( пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги.
Роль белков в клетке:
3. Защита от инфекций.
5. Закрепление знаний (по эталону)
Просмотр видео http://wikibit.me/video/oYmFfkJqWVs
Самостоятельная работа в малых группах (Карточки)
1). Какое вещество нужно добавить, чтобы обнаружить крахмал?
2). Какой цвет образуется после добавления этого вещества к крахмалу?
3). В чём мы обнаружили крахмал?
4). Какое органическое вещество остается на марле, после промывания теста?
5). О наличии какого органического вещества, свидетельствую пятна на бумаге после раздавливания семян подсолнечника?
Клубень картофеля, мутная взвесь после теста
Вопросы к кроссворду:
1. Какое вещество используют для определения содержания крахмала.
Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса.
Химический элемент, содержание которого в клетке 17%.
Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля.
Общее название солей, содержащихся в клетке.
Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.
Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.
Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки.
Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду?
Растительный белок, оставшийся после промывания теста.
Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода.
Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал.
Конспект урока по биологии в 5 классе на тему «Химический состав клетки»
МАОУ «Посольская СОШ»
МО «Кабанский район»
Конспект открытого урока биологии в 5 классе:
«Химический состав клетки»
Хамуева Татьяна Николаевна
учитель биологии, географии
Тема урока: Химический состав клетки
Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.
— образовательные: знать о химическом составе и о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.
— развивающие : анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
— воспитательные : осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
— знать химический состав клетки;
— рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке.
— участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
— слушать товарища и обосновывать свое мнение;
— выражать свои мысли и идеи.
— познавательные: — работать с инструкцией;
— работать с информационными текстами;
— уметь использовать символы, схемы для структурирования информации.
— осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
— оценивать собственный вклад в работу класса.
Продолжить формирование умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты.
Продолжить формирование умения работать с учебником, инструкциями, составлять схемы, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить формирование навыков использовать символы, схемы для структурирования информации.
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Оценивать собственный вклад в работу класса.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: ТРКМ
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Информационно-технологические р есурсы: презентация, учебник, инструкции, семена подсолнечника, клубень картофеля, салфетки, мука, марля, спиртовка, пробирка, держатель, р-р йода, фарфоровая чашка, лист бумаги, стаканчик.
Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Нуклеиновые кислоты.
Ход урока. Орг.момент.
Сейчас я хочу предложить вам послушать стихотворение, которое поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.
На нашей планете от края до края
Природа повсюду тебя окружает.
Тела ее массу загадок таят
Из атомов разных веществ состоят.
Лед, облака и капли росы –
Они состоят из обычной воды
Горы, песок и друзы кристаллов
Они состоят из простых минералов.
Растения тоже загадку хранят
Хотите узнать, из чего состоят?
Их корень и листья, плоды, семена
Раскроют нам тайну состава сполна. /Тумбаева Т.Ю. /
Учитель: Догадались о чём пойдёт речь?
Действительно, в стихотворении говориться о веществах, которые входят в состав растений. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия)
Все живые организмы, в том числе и вы состоите из … ( клеток ).
Химия. Состав. Клетка (запись на доске). Так какова же тема сегодняшнего урока?
Учитель проговаривает тему урока – Слайд №1 (Химический состав клетки.)
Откройте свои тетради и запишите тему урока.
Вначале урока предлагаю ответить на вопросы: Что хочу получить? Чем могу быть полезен на урока? Чего я опасаюсь?
На примере каких организмов мы можем изучить состав клетки?
Правильно, объектом исследования будут органы растений.
Давайте определим цель исходя из темы урока?
На какие вопросы мы с вами будем отвечать? (Что? Как? Зачем?/ Состав. Строение. Функции)
Цель: изучение химического состава растений.
III . Открытие новых знаний.
Вещества, из которых состоят клетки разнообразны. Из 109, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ.
Исходя из оборудования на ваших столах, какой метод изучения природы вы будете использовать? (опыты)Правильно, вы проведете лабораторную работу, итак, давайте приступим к работе. Для этого вы пользуетесь инструкциями, которые нужно внимательно прочитать и строго следовать её действиям. Выберите себе инструкцию и оборудование.
1. Цель эксперимента: Доказать, что в растении содержится вода.
Объект: семена пшеницы.
Ход работы: Положить семена в пробирку. Нагреть пробирку над свечой. Что наблюдаете на стенах пробирки?
Вывод: Органы растения содержат…
На альбомном листе фломастерами запишите свой вывод.
Оцените свою работу: Если выполнили самостоятельно (без помощи учителя и одноклассников) и правильно – «5». Если выполняли с помощью кого-то, но вывод сделали сами – «4». Если вывод сделан не верно – «3». Если отказались выполнять – «2».
Оценку запишите в тетради.
2. Цель эксперимента: Доказать, что в растении содержатся минеральные соли.
Объект: кедровый орех.
Ход работы: Орех, держа пинцетом, поджечь. После их сжигания осталась…
Зола и есть минеральные вещества.
Вывод: Органы растения содержат…
На альбомном листе фломастерами запишите свой вывод.
Оцените свою работу: Если выполнили самостоятельно (без помощи учителя и одноклассников) и правильно – «5». Если выполняли с помощью кого-то, но вывод сделали сами – «4». Если вывод сделан не верно – «3». Если отказались выполнять – «2».
Оценку запишите в тетради.
3. Цель эксперимента: Доказать, что в растении содержатся углеводы.
Объект: клубень картофеля.
Ход работы: На срез клубня капнуть йодом. Если синеет – содержит крахмал, если цвет коричневый – крахмала нет. Крахмал – это углеводы.
Вывод: Органы растения содержат…
На альбомном листе фломастерами запишите свой вывод.
Оцените свою работу: Если выполнили самостоятельно (без помощи учителя и одноклассников) и правильно – «5». Если выполняли с помощью кого-то, но вывод сделали сами – «4». Если вывод сделан не верно – «3». Если отказались выполнять – «2».
Оценку запишите в тетради.
4. Цель эксперимента: Доказать, что в растении содержатся белки.
Объект: семена пшеницы (пшеничная мука).
Ход работы: Положить муку в мешочек из марли, опустить в стакан с водой. Открыть мешочек. Что произошло? Есть клейковина – наличие белка, растворилась мука – белка нет.
Вывод: Органы растения содержат…
На альбомном листе фломастерами запишите свой вывод.
Оцените свою работу: Если выполнили самостоятельно (без помощи учителя и одноклассников) и правильно – «5». Если выполняли с помощью кого-то, но вывод сделали сами – «4». Если вывод сделан не верно – «3». Если отказались выполнять – «2».
Оценку запишите в тетради.
5. Цель эксперимента: Доказать, что в растении содержатся жиры.
Объект: кедровый орех.
Ход работы: Положить семена между двумя листами бумаги, раздавите семена. Что наблюдали?
Вывод: Жирные пятна свидетельствуют о наличие… в растении.
На альбомном листе фломастерами запишите свой вывод.
Оцените свою работу: Если выполнили самостоятельно (без помощи учителя и одноклассников) и правильно – «5». Если выполняли с помощью кого-то, но вывод сделали сами – «4». Если вывод сделан не верно – «3». Если отказались выполнять – «2».
Оценку запишите в тетради.
6. Цель работы: Составить диаграмму «% содержание веществ в клетке».
Ход работы: Взять 5 стаканов и налить в них воды в соответствие с % содержанием химических веществ (использовать диаграмму в учебнике стр. 33). Раскрасить воду в разный цвет красками. Приклеить стикеры на стаканы с названиями веществ.
Оцените свою работу: Если выполнили самостоятельно (без помощи учителя и одноклассников) и правильно – «5». Если выполняли с помощью кого-то, но вывод сделали сами – «4». Если вывод сделан не верно – «3». Если отказались выполнять – «2».
Оценку запишите в тетради.
Отчет №1-№5, результаты вывесить на доске.
Распределите названия веществ на 2 группы (по цвету). Как они называются, мы узнаем из видиофрагмента (электронное приложение к учебнику № 25).
Продолжить схему на доске.
вещества клетки
неорганические вещества органические вещества
Запишите схемы в тетрадь.
Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы. Это говорит о единстве живой и неживой природы.
VI . Первичное закрепление.
Повторение получившейся схемы.
Закончить схему на доске.
К органическим веществам относятся еще и нуклеиновые кислоты. Главная их роль – это хранение и передача наследственной информации, которые вы будете изучать в старших классах (вывесить на доске).
Итак, сделаем вывод: Клетка состоит из…
1. Параграф §8, составить по 1 сложному и 1 простому вопросу или
2. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
Оцениваем свою работу, суммируйте получившиеся баллы и разделите на 2.
Заполнить листы настроения: Меня расстроило… (красный), Жаль, что этого не произошло… (желтый), Я рад, что…(зеленый). Озвучить и вывесить на доску, мы видим ваше настроение по результату работы (красный – надо подтянуться, желтый – буду стараться, зеленый – все удалось).
В начале урока вы говорили о своих опасениях и ожиданиях, оправдались ли они?
Дерево у нас сегодня зелёное, значит, работа на уроке у нас была плодотворная. Спасибо за работу, урок окончен.