Как написать короткий рассказ
Рассказом является история среднего размера. Написание романа может быть Геркулесовым трудом, тогда как короткий рассказ может написать, а главное закончить, практически каждый. Это не значит, что рассказы легко писать, или что их художественная ценность меньше, чем романа. Хорошо написанный рассказ производит не меньшее впечатление, чем роман. В этой статье излагается несколько практических советов, которые добавят вам вдохновения и помогут при написании коротких рассказов.
Часть 1: написание короткого рассказа
1.1
Собирайте идеи для рассказов. Носите с собой блокнот для записи идей, так как вдохновение может снизойти в любое время.
o Чаще всего, в голову вам будут приходить лишь небольшие обрывки информации, например, несчастный случай, на котором можно построить сюжет, имя персонажа или внешность, и.т.д. Но, иногда, вы сможете за минуты создать всю историю целиком.
o Если у вас нет вдохновения или вам необходимо написать рассказ быстро (например, для школы), попробуйте использовать мозговой штурм. Если вы все еще топчитесь на месте, возможно, придется обратится за советом к семье или друзьям.
o Хорошие сюжеты приходят с опытом. Множество историй Айзека Азимова основаны на личном опыте.
1.2.Начнем с основ короткого рассказа. После того, как вы выбрали идею, вы должны помнить об основах рассказа. Вот пошаговая инструкция хорошего рассказа:
• Введение: главные лица, место действия, время, погода, и т.д.
• Первичное действие: что послужило началом.
• Развитие сюжета: события, ведущие к кульминации или поворотному моменту.
• Кульминация: наиболее интенсивный, поворотный момент истории.
• Завершение действия: заключение истории.
• Развязка: окончание истории с решением центрального конфликта или нет. Вам нет необходимости писать рассказ по указанному порядку. Если у вас есть идея для окончания, запишите ее. Оттолкнитесь от начальной идеи (не обязательно начало истории), и спросите себя: «Что будет дальше?» Или «Что было до этого?»
1.3.Вдохновляйтесь окружающими людьми. Если вы затрудняетесь понять или описать героя, посмотрите вокруг. Вы можете легко заимствовать черты знакомых и не знакомых вам людей.
• Например, вы заметили кого-то, кто всегда пьет кофе, говорит громким, зычным голосом, всегда печатает на компьютере, и т.д. Все эти черты, даже нескольких людей, могут создать интересный персонаж.
1.4. Знайте своего персонажа. Чтобы история была правдоподобной, персонажи должны быть правдоподобными и реалистичными. Создать интересный и реалистичный персонаж достаточно трудно. Вот несколько советов по созданию «реальных людей» для ваших рассказов:
• Составьте полное описание персонажа, начиная от его положения, заканчивая любимым цветом. Необходимо знать как можно больше о ваших персонажах, от их мотивации до любимых блюд. Они говорят с акцентом? У них есть специфические манеры? Вы не будете включать всю эту информацию в свою историю, но, чем больше вы знаете, тем больше ваши персонажи оживут и для вас, и для читателя.
• Ваш персонаж не должен быть совершенным. У каждого персонажа должны быть недостатки, проблемы, неуверенности. Возможно, вам кажется, что люди не любят, когда у героя множество недостатков, но это далеко от истины. Бэтмен не был бы Темным рыцарем, если бы он не был социопатом.
• Люди отождествляют себя с проблематичными персонажами, потому что они реалистичны. Нет необходимости награждать персонажа нереальными и странными чертами, хотя, конечно, вы можете это сделать. В основном, старайтесь придерживаться вещей, которые вы знаете. Например, персонаж может быть нервным, бояться воды, быть одиноким, не любить других людей, слишком много курить и т.д.
1.5. Не делайте рассказ слишком пространным. В романе действие может длиться в течение миллионов лет и объединить множество сюжетных линий, различных мест и армию второстепенных персонажей. Основные события рассказа должны происходить в течение короткого периода времени (дней или минут); и вы не сможете развить более одной сюжетной линии, двух-трех главных героев и одного действия. Если ваша история слишком длинная, то, скорее всего, это уже повесть или роман.
1.7. Важна организованность мыслей. После подготовки основных элементов рассказа, полезно набросать временную шкалу, чтобы решить, что когда должно произойти.
• Историю, по крайней мере, должны составлять введение, первоначальное действие, развитие, кульминация, заключающее действие и развязка. Можно вести записи с очень простым описанием того, что должно произойти в каждом из этих этапов. Это поможет вам сфокусироваться при написании истории, а также легко вносить изменения и придерживаться основной линии сюжета.
1.8. Начните писать. В зависимости от того, насколько тщательно вы наметили сюжет и персонажей, сам процесс написания может быть лишь подбором правильных слов.
• Однако, в целом, написание трудоемкий процесс. Скорее всего, вы не будете досконально знать своих персонажей и сюжет, но это не важно, так как они сами скажут вам, что им нужно, даже если вы загоните их в угол. Кроме того, всегда можно воспользоваться вторым черновиком.
11. Пусть ваша история пишется сама. По мере написания рассказа, вы можете направить сюжет в другом направлении, чем планировали ранее, или вы можете существенно изменить или удалить действующее лицо. Прислушивайтесь к персонажам, если они говорят вам сделать что-то другое, возможно, это то, что вам надо.
Часть 2: редактирование короткого рассказа
2.1. Перечитывайте и редактируйте. Когда вы закончите рассказ, перечитайте его и исправьте автоматические, логические и семантические ошибки. В общем, убедитесь, что действие, персонажи и их проблемы вводятся в рассказ и решаются соответствующим образом.
• Если у вас есть время, перед редактированием отложите рассказ на несколько дней или недель. Отдалитесь от рассказа, так вы сможете оценить его более четко при редактировании.
2.2. Обратитесь за вторым мнением. Попросите родственника или друга, которому вы доверяете, просмотреть законченный рассказ и внести свои коррективы или предложения. Попросите их высказать реальное мнение о рассказе. Дайте им время, чтобы прочитать и обдумать рассказ, а также дайте им копию рассказа, на которой они смогут делать пометки.
• Учитывайте все полученные комментарии, а не только те, которые нравятся. Поблагодарите за прочтение рассказа и не спорьте с полученным мнением.
• Включите все поправки, редакции и предложения, которые вы считаете нужными. Рассказ будет лучше с учетом конструктивной критики, но вы не должны следовать всем полученным советам, так как не все будут хорошими. Это ваш рассказ, и последнее слово за вами.
2.4. Читайте! Ничто не может поможет вам научиться писать хорошие рассказы лучше, чем чтение хороших рассказов. Обратите внимание на стиль и лаконичность письма.
• Чтение различных авторов и стилей помогут научиться применять разные голоса для каждой истории и расширить свой творческий потенциал. Обратите внимание, как авторы описывают персонажей, составляют диалоги и структурируют линии сюжета. Вот несколько советов:
• «Я, робот» Исаака Азимова.
• «Ступени» Ежи Косински.
• «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» Марка Твена.
• «Тайная жизнь Уолтера Митти» Джеймса Тербера.
• «И грянул гром» Рэя Брэдбери.
• «Три вопроса» Льва Толстого.
• «Горбатая гора» Энни Пру.
• «Мечтают ли андроиды об электроовцах» Филипа К. Дика.
Примечание: многие из этих рассказов были экранизированы или стали основой других знаменитых произведений. Например, научно-фантастический рассказ «И грянул гром», повторно опубликовался рекордное количество раз и знакомит нас с «эффектом бабочки». Истории Филиппа К. Дика реализовались в «Бегущий по лезвию» («Мечтают ли андроиды об электроовцах»), «Вспомнить все» («Мы можем вспомнить все для вас оптом»), «Особое мнение» («Особое мнение»), «Помутнение» («Помутнение») и во многих других.
*******КАК ЗАКОНЧИТЬ КОРОТКИЙ РАССКАЗ********
Короткие рассказы (при условии, что они отлично написаны) представляют собой маленькие освежающие лакомства, которые могут помочь вам сбежать от повседневной рутины без необходимости обязательного прочтения огромного романа. Если вы уже проработали основу своего рассказа и не знаете что делать дальше, то вспомните о том, что даже самые лучшие писатели порой сталкивались с такими же трудностями.
1.1. Перечитайте все то, что вы уже успели написать. Это поможет освежить вашу память и позволит определить, что у вас уже есть и что еще необходимо добавить. Задайте себе несколько вопросов во время чтения:
• Какова цель этого рассказа? Иными словами, что вы хотите, чтобы ваши читатели осознали в результате его прочтения?
• Вы хотите сделать резкое или неожиданное окончание? Желаете оставить концовку неопределенной, незавершенной? Или вы хотели бы закончить свой рассказ самой счастливой развязкой, которая только может быть?
1.2. Подумайте к какому жанру принадлежит написанный вами рассказ. Это литературная фантастика? Научная фантастика? Роман? Жанр вашего рассказа может помочь вам определить наиболее подходящий финал. Окончание должно быть связано с тем, что пообещала читателям остальная часть вашего рассказа.[1]
• Если вы не уверены в том, какое окончание является типичным для выбранного жанра, то обратите внимание на какого-нибудь популярного автора (например на Стивена Кинга (ужасы) или Фланнери О’Коннор (литературная фантастика)) и прочитайте несколько его произведений. Вы можете многому научиться просто изучив развязки в произведениях других авторов.
1.3. Проработайте структуру своего рассказа. Напишите короткие описательные фразы, обобщающие каждую сцену и важные поворотные моменты. Например: «Леонид отправляется в магазин за хлебом, но вскоре обнаруживает, что забыл бумажник дома; он возвращается и встречает на своем крыльце незнакомца». Такая схема поможет установить «скелет» рассказа: что именно и с кем конкретно происходит и так далее – все это пригодятся во время принятия решения о концовке.
Часть 2: Перенесите свой рассказ на бумагу
Проработайте возможные идеи с помощью техники мозгового штурма. На этом этапе совершенно не нужно стремиться получить полностью законченные и выверенные предложения. Ваша цель заключается в проработке множества возможностей, поэтому записывайте любые свои идеи, независимо от того, насколько не конкретными, глупыми или нетрадиционными они могут показаться на первый взгляд. Для генерации идей существует много разных возможностей, поэтому стоит попробовать несколько вариантов и посмотреть, какой лучше всего подходит для вас!
2.1. Возможно, вам было бы полезно нарисовать «ментальную карту,» либо карандашом на бумаге, либо на компьютере. Начните с того, что вам хорошо известно (с персонажей, событий, мест действий) и назначьте каждому элементу отдельный овал. Начните добавлять детали и вопросы, прорисовывая соединительные линии между овалами так, чтобы продемонстрировать связи между идеями.[2]
Вы также можете попробовать записывать некоторые ключевые слова на карточках или маленьких листочках бумаги. Попрактикуйтесь располагать эти карточки в различных комбинациях и оцените, нравятся ли вам другие варианты!
Проверьте, что у вас получилось. Подумаете о своих идеях, снова взгляните на темы, образы, повторяющиеся аспекты. Есть ли среди них такие идеи или персонажи, которые кажутся наиболее важными? Скорее всего, в концовке придется проработать именно их.
2.2. Если при выборе вектора развития у вас возникают вопросы, то попробуйте сделать перечень всего того, чего хотят ваши персонажи. Персонажи с сильными амбициями или потребностями привлекают внимание аудитории. [3] Однажды известный автор Курт Воннегут сказал: «каждый персонаж должен хотеть чего-то, даже если это всего лишь стакан воды».[4] Спросите себя: получили ли персонажи желаемое? Что может произойти в дальнейшем, если учесть текущие обстоятельства, в которых оказались персонажи?
Если у вас все еще не получается концовка, то попробуйте понять, какие именно проблемы или темы затронуты в вашем рассказе. Если проблема все еще существует, то ответьте на вопрос: как ее можно решить?[5] (Вы можете придумать что-нибудь похожее на книги о Гарри Поттере: если проблема заключается в том, Волдеморт хочет захватить власть над миром, то какой тогда должна быть развязка?)
2.3. Изложите материал в свободной письменной форме. После того как вы выбрали в каком направлении должен развиваться ваш рассказ, а также выработали несколько идей, присаживайтесь и просто записывайте без остановок в течение 30 минут или около того. Попробуйте полностью написать концовку, но при этом не беспокойтесь о грамотности составленных предложений или об исправлении орфографических ошибок. Сосредоточьтесь на представлении своих идей в упорядоченном виде.[6]
• Возможно, вы обнаружите, что полезно было бы заводить будильник. После того как ваше время истечет, делайте перерыв, а затем возвращайтесь к тому что написали.
• Выберите себе тихое место, где вы не будете отвлекаться и сможете спокойно сосредоточиться на написании.
• Попробуйте писать в течение 30 минут без остановки на редактирование. То, что у вас получится, скорее всего, будет иметь не привлекательный вид, однако, все-таки полезно получить в письменном виде всю идею целиков, без нарушения потока мысли.
Часть 3. Соберите всё воедино
3.1. Выберите лучшие идеи из тех, что были сгенерированы с помощью техники мозгового штурма и записаны в свободной форме. Проследите за тем, что бы ваши идеи согласовывались с остальной частью написанного рассказа. Например, счастливая концовка может подойти для романтического рассказа, но, скорее всего, она не подойдет для истории ужасов.
3.2. Сравните возможный финал с сюжетной схемой, которую вы разработали в части 1. Убедитесь, что выбранное вами окончание рассказывает вашим читателям о том, что они хотят знать. Не оставляйте темы в “подвешенном” состоянии. Например, если в середине рассказа один из ваших персонажей собирался сделать операцию, то ваши читатели, скорее всего, хотят знать, как она прошла.[7]
3.3. Уважайте своего читателя. Писатель Курт Воннегут советовал «использовать время незнакомца таким образом, что бы человек не почувствовал, что он потратил время зря».[8] Такие окончания как «все было как в сказке» или «они умерли все вместе», как правило, не подходят, так как они почти никогда не разрешают конфликтных ситуаций или не обеспечивают корректного логического завершения, а это может заставить вашего читателя почувствовать, что он был обманут.[9]
• Избегайте финалов типа deus ex machine (неожиданное спасение), в буквальном смысле это означает «Бог в машине». В таких концовках (для того чтобы помочь персонажу преодолеть препятствие) что-то случается в самый последний момент: например, детектив в увлекательном рассказе решает свою задачу только благодаря звонку от таинственного человека, который знает ответы на все вопросы.[10]
3.4. Убедитесь, что ваша концовка соответствует внутренней логике, которую вы установили в рассказе. Старайтесь не «менять правила» для читателя. Так, например, если ваша героиня никогда не хотела выходить замуж, но в конце рассказа она все же меняет свое мнение, то проследите за тем, что бы причины такого решения прослеживались на протяжении всего рассказа, а не возникали просто так из неоткуда.
3.5. Описывайте заключительные события с помощью сжатых предложений. Например: «Марина подошла к шкафу; прислушалась к шуму внутри; пытаясь преодолеть свой страх, она вдруг схватила ручку и открыла дверцу, из шкафа выбежала мышка, и Марина рассмеялась. «. Таким образом, вы будете точно знать, что происходит. Вы еще вернетесь к работе над текстом и “сгладите” речевые обороты в части 4.
• Следите за объемом. Хорошая концовка должна быть пропорциональна остальной части рассказа.[11]
Часть 4: Исправление речевых оборотов
4.1. Добавьте описательное повествование в тот текст, который вы только что написали. Сосредоточьте внимание на конкретных и значимых подробностях. В приведенном выше примере, вы можете описать то, на что был похож шум, что в соответствии с представлением Марины могло находиться в шкафу, который вселял в нее страх.
4.2.Перечитайте окончание. Убедитесь в том, что вы предоставили достаточно информации о мыслях и чувствах своих героев, об отношениях между ними. В приведенном выше примере концовка может подсказать, что Марина просто боялась самого страха как такового, а увидев мышь, она осознала свою собственную глупость.
4.3 Перечитайте весь рассказ с начала до конца. Убедитесь, что в нем сохранена последовательность; вы же не хотите получить рассказ, в одной из частей которого мало что описывается, в то время как в других частях описания пестрят самыми мельчайшими подробностями.
4.4.. Выполните «полномасштабное редактирование» всего рассказа. На данном этапе вы можете добавить все финальные штрихи и внести изменения для того, чтобы сделать ваш рассказ еще более удобочитаемым. Тщательно подкорректируйте все ошибки, проследите за тем, что бы все было грамматически правильно, а также устраните любые неясности или неточности в самом изложении.
4.5. Покажите свой рассказ другу! В связи с тем, что вы потратили много времени и усилий для написания рассказа, то ваши взгляды могут отличаться от мнения других читателей. Когда ваш друг прочитает рассказ, то он, возможно, укажет вам на какие-то моменты, которые могут показаться запутанным или неуместным для большинства читателей. Вам, наверняка, также будет приятна поддержка вашего друга, когда он скажет вам, что в восторге от вашего произведения!
• Иногда, когда вам трудно генерировать новые идеи, можно выстроить паутину связей между персонажами. Нарисуйте линии между парой персонажей, а затем представьте себе, как они могли бы узнать друг друга.
• Не судите себя слишком строго. Для написания нужна практика! Расслабьтесь и получайте удовольствие.
Как написать хороший рассказ, если ты новичок?
Бытует мнение, что писательскую карьеру нужно начинать с малых форм: рассказов, новелл, очерков. Это утверждение не лишено смысла, поскольку в малых формах прозаических произведений легче выдержать фабулу, не допустить фактических ошибок и избежать противоречий в сюжетной линии. Многие классики писали свои большие романы, прославившие их в веках, на основе ранее написанных рассказов, очерков или повестей. Например, всемирно известный и многими любимый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» был и вовсе написан на основе ранее написанных и изданных автором фельетонов «Самогонное озеро» и «Три вида свинства». То есть мистический роман вырос из кратких сатирических прозаических произведений. И это далеко не единичный случай. Иногда ранее написанные рассказы целиком вплетаются автором в канву произведения, как в роман Достоевского «Братья Карамазовы» вплетен рассказ «Легенда об Инквизиторе». Но надо понимать, что и малые формы требуют большого писательского труда, иногда даже более кропотливой работы, чем объемное произведение.
Так как написать рассказ? Вспомните рассказы Чехова — чем короче произведение, тем более насыщенным должен быть язык, более четкой и выдержанной должна быть идея. Работа над малой формой, а в частности над рассказом, требует постоянной вычитки, вычеркивания лишнего, «отжима воды». В рассказе не будут уместны пространные лирические отступления, к которым так склонны молодые авторы.
Чтобы не запутаться в собственных идеях и представлениях о том, каким должно получится произведение, не надеяться только на вдохновение и божественное озарение, что само по себе хорошо, но только на них хороший текст не построишь, хотя бы в начале творческого пути автору нужна некая схема-подсказка, гид по тому, как написать хороший рассказ. Вот несколько пунктов, следование которым поможет вам откинуть лишнее и не забыть о важных моментах.
Как составить рассказ
1. Первая стадия, на которой зарождается рассказ, проявляется сама необходимость его написания — это возникновение замысла.
Замысел литературного произведения — это изначальная идея, выросшая из жизненного опыта автора, его мировоззрения или воображения. Источником замысла может стать политическая жизнь страны, наблюдения за животным миром, пережитые чувства, прочитанная и переосмысленная книга. Работу без замысла не начинал ни один известный автор. Одним из сильнейших примеров авторского замысла является «Человеческая комедия» Бальзака. Решив раскрыть миру культуру и порядки, «блеск и нищету» французского общества в период реставрации монархии и правления Бурбонов, Оноре де Бальзак разработал сложнейшую концепцию, написал 137 обособленных произведений (с наличием сквозных героев, путешествующих из книги в книгу), работал над своей «комедией» 26 лет. И сумел выдержать свой замысел до конца.
Начинающему автору лучше не браться за такие сложные концепции, отложить масштабные замыслы на время, когда его перо уже будет отточено. Научиться выбирать соотносимый с масштабами малых форм замысел можно у Чехова, Куприна. Есть классические «три кита» российской прозы: маленький человек, лишний человек, новый человек. Попытайтесь описать один день одного из этих архетипов русской классики, пропустив через призму своего восприятия. Получится как минимум психологично, научитесь оттачивать характеры, а как максимум — дойдете до большой идеи, которую сможете воплотить в своем дальнейшем творчестве.
2. Когда у автора есть замысел, можно приступать к работе. Но «приступать к работе» — это вовсе не значит, что можно уже садиться и писать. Нет, для начала нужно отобрать материал, хорошо изучить то, о чем хотите писать.
В идеале, начинающему писателю лучше выбрать тематику рассказа, максимально близкую ему. Если Вы медик — пишите про врачей и пациентов, если школьник — про школьную жизнь. Это поможет избежать фактических ошибок, да и интереснее писать о том, в чем разбираешься. Опасность такого подхода только в том, что начинающий автор может случайно написать не художественный рассказ, а статью на профессиональную тему. Не забывайте, что пишите для широкой публики, не углубляйтесь в детали, если этого не требует замысел, не переусердствуйте с профессиональной лексикой.
Если же Вы решили выбрать не характерные для Вас время, локацию, тему, то придется на какое-то время обложиться литературой (не художественной, а научной) и, например, прессой тех времен, о которых пишите. Почему нужно брать конкретно исторические и специализированные научные труды и публицистику, а не художественные произведения по теме? Все просто, это поможет избежать соблазна подражать мастеру пера, не замылить собственный взгляд на вещи.
Если Вам кажется не особо нужной такая предварительная подготовка, то придется удивиться — абсолютно все классики — прозаики работали именно так. Можно написать бульварный лубочный роман не прибегая к источникам, а хороший рассказ так не пишется. Большая часть писателей сидели месяцами над книгами, чтобы разобраться в вопросе, а некоторым приходилась даже ехать в то место, о котором они хотели написать, чтобы уловить настроение, оценить локацию лично. Михаил Пришвин, например, в своих рассказах о животных руководствовался личными наблюдениями, которые старательно записывал. Чтобы подарить миру один рассказ про птиц, он мог месяцами наблюдать за их жизнью, фотографировать и записывать.
После того, как замысел сформулирован, материалы для его выражения найдены, усвоены и осмыслены, можно переходить непосредственно к написанию рассказа.
3. Начать написание рассказа нужно с составления плана. При этом под планом подразумевается не только последовательность сюжетных событий, но и формулирование целей написания, основной идеи, описания основных героев и их пути развития. Под целью подразумевается то, как вы хотели бы воздействовать своим произведением на читателя. Если развлечь, то ставьте целью насыщенный сюжет. Если хотите донести какой-то концепт, идею, то четко пропишите как и какими средствами. Это нужно прежде всего самому автору. Если вы хотите написать рассказ о философии дао и четко поставили для себя это целью, то уже не станете опираться на сюжетность, а посвятите больше внимания аллегоричности и, например, отточите краткий, но емкий диалог. Грамотно поставленная цель и зафиксированная идея сами подскажут средства написания. Далее расписываем последовательность событий в рассказе. Если возникнет желание нарушить линейность композиции и поменять пункты плана местами, то лучше это сделать уже после того, как напишите черновой вариант. Это поможет не запутаться в хронотопе собственного же произведения.
Пример плана рассказа
Предположим, возникает идея написать рассказ о декабристах, ссылаемых в Сибирь, но не о самом факте или их жизни в Сибири, а о сложной дороге по необжитым территориям.
Цель: написать социально-бытовой, философский рассказ об этапе декабристов в Сибирь;
Идея: декабристы преодолевают долгий путь до места ссылки и строят планы на будущее;
В результате написания плана необходимо получить подобную, почти кинематографичную, раскадровку.
Что еще должно быть?
Как написать рассказ?
Само написание рассказа не так наполнено нюансами, как подготовка, тут уже территория творчества, но нюансы эти все же есть.
Во-первых, если вы взялись писать рассказ, то пишите его каждый день. Подберите для написания время, когда сможете посвятить написанию не меньше 3-4 часов в день. Но, особенно по началу, не следует писать сутками. Хорошие мысли покидают уставшую голову, поэтому занимайтесь учебой, работой, домашними делами или просто гуляйте, но держите наготове блокнот или ноутбук, чтобы записать неожиданный и интересный ход — пока вы занимаетесь сторонними делами мозг не перестает работать над произведением. Возникшие в течение дня мысли отсортировывайте, не все они обязательно подойдут вашему рассказу.
Во-вторых, пытайтесь не использовать заезженных, всем поднадоевших ходов в плане сюжета и языка. Самый известный штамп сюжета — это, пожалуй, дождь, который льет когда главному герою грустно. Возможно такой ход был интересным, когда был использован впервые, а теперь уже является примером дурного вкуса. Речевые штампы работают также. Когда-то сказанное было хорошо и красиво, но потом это повторили тысячи раз и очарование словесного образа разрушилось, оставив только непонимание, почему у главного героя подбородок обязательно «волевой», слезы исключительно «скупые» и можно ли этого как-то избежать.
«Вычитка» и редактирование
Когда рассказ готов, его нужно отложить на дней 5-10 и забыть о нем, попытаться максимально не думать. Можно писать что-то другое. Когда пройдет какое-то время, рассказ придется прочитать очень много раз. И будьте готовы к тому, что каким бы идеальным он вам не показался, спустя какое-то время в нем, будто сами по себе, появятся огрехи в стиле и сюжете. Исправляйте штампы на оригинальные конструкции, вырезайте целые куски текста — лучше меньше, чем лишнее.
Ну и, конечно же, будьте добрее к себе. Первые произведения даже у самых гениальных писателей не блистательны. Главное — это проделанная работа и что второе произведение писать будет точно проще.
Попробуйте написать свой первый рассказ у нас на penfox ?