ЛИБРЕТТО И ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ СЮЖЕТА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ.
Либретто — это краткое изложение действия, описание уже готового хореографического сочинения (балета, хореографической миниатюры, концертной программы, концертного номера) в котором есть лишь необходимый материал, нужный зрителю.
Работа над любым хореографическим произведением — танцевальным номером, танцевальной сюитой, балетным спектаклем — начинается с замысла, с написания программы этого произведения. В обиходе мы часто говорим «либретто», и некоторые считают, что программа и либретто — одно и то же. Это не так. Однако в балетоведческих работах, особенно прежних лет, как правило, употребляется именно слово «либретто». Некоторые неверно думают, что создание программы равносильно созданию самого хореографического произведения. Это лишь первый шаг в работе над ним: автор излагает сюжет, определяет время и место действия, раскрывает в общих чертах образы и характеры героев. Удачно задуманная и написанная программа играет большую роль для последующих этапов работы балетмейстера и композитора.
За основу сюжета автор программы может взять какое-либо жизненное явление, исторический факт, литературное произведение (поэму, стихотворение, рассказ и т. д.). В том случае, когда автор программы использует сюжет литературного произведения, он обязан сохранить его характер и стиль, образы первоисточника, найти способы решения его сюжета в хореографическом жанре. А это подчас заставляет автора программы, а впоследствии и автора композиционного плана менять место действия, идти на известные сокращения, а иногда и дополнения по сравнению с литературным первоисточником, взятым за основу.
5. ПОНЯТИЕ «КОНФЛИКТ» В СЮЖЕТНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.
Конфликт в танце, как и в жизни – это столкновение позиций, мировоззрений, вкусов, точек зрения, это противоречия в отношениях между персонажами или персонажа с самим собой. В любом конфликте обязательно присутствует объект, который интересует конфликтующие стороны. вокруг этого объекта интереса и происходит столкновение.
6. ПОНЯТИЕ «СОБЫТИЙНЫЙ РЯД» В СЮЖЕТНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.
Есть несколько определений термина «событие»:
1. Событие – это происшествие, о котором можно узнать, задав вопрос
«что случилось?». Это определение дает основание утверждать, что событие необязательно показывать, оно может быть воображаемым, главное – чтобы зрителям было понятно, что именно случилось.
2. Событие – это такое происшествие, которое может резко изменить первоначальный ход действия.
Событийный ряд – цепь происшествий (событий), развивающее основной конфликт сюжета произведения, либо являющийся последствием произошедшего по сюжету конфликта. В любом случае, событийный ряд – это своего рода двигатель в развитии сюжетной линии произведения, раскрывающий неожиданные стороны характеров персонажей, способный преобразить до неузнаваемости первоначальные образы-портреты действующих лиц. Данное определение подчеркивает, что в начале должно быть какое-то событие, его первоначальный ход. Затем может случиться происшествие, произойдет событие, которое резко изменит первоначальное действие.
Правила построения событийного ряда:
1. Каждое последующее событие по накалу должно быть выше предыдущего.
2. Каждое последующее событие должно быть неожиданным для зрителя.
3. Энергетический ресурс каждого события надо использовать до конца, доводить его до максимальной точки обострения.
ОБРАЗНЫЙ ТАНЕЦ.
Многообразие хореографических образов:
1. Образы природы (весна, снежинки, цветы, звезды, березка, волна, огонь, северное сияние и т.д.)
2. Образы животного мира. Роль изучения внешних признаков и особенностей их поведения для нахождения характерных танцевальных движений.
3. Многообразие образов человека (мать, девушка, юноша, старик, невеста, старушка, моряк, солдат, студент, рабочий, ученый, летчик, космонавт, бюрократ, подхалим, хулиган, тунеядец, стиляга, хвастун, пьяница, герой, трус, скромный, робкий и т.д).
4. Примеры сказочных образов (Дед мороз, Снегурочка, принц, Золушка, царица, Бармалей, Баба-яга, Буратино, Чипполино, Незнайка и т.д).
Правда хореографического образа опирается на правду народного танца, правду жизни, правду взаимоотношений. В том случае, если балетмейстер сумеет правдиво отобразить все это в хореографических образах, произведение будет понятно зрителю и будет представлять определенную художественную ценность.
Либретто, программа – основа создания хореографического произведения
Работа над любым хореографическим произведением начинается с замысла, с написания программы этого произведения.
В программе автор излагает сюжет, определяет время и место действия, раскрывает в общих чертах образы и характеры героев. Удачно задуманная и написанная программа, играет большую роль для последующих этапов работы балетмейстера и композитора. В том случае, если в основу сюжета автор программы берет литературное произведение, он обязан не только сохранить сюжет и образы первоисточника, сохранить характер и стиль, но и найти соответствующее решение сюжета в хореографическом жанре. В связи с этим автору программы приходится иногда менять место действия, идти на сокращения и дополнения, если они не искажают характер и идею произведения.
Автору программы следует всегда помнить, что танец в хореографическом произведении – это в первую очередь средство создания образа: именно танец должен раскрывать тему, идею спектакля, его сюжетные коллизии. Поэтому крайне важно при выборе сюжета мысленно видеть средства его сценического воплощения в хореографическом произведении.
Основа будущей работы закладывается автором программы. Он создает основу драматургии будущего хореографического произведения, он должен уметь в образах героев раскрыть образ эпохи, образ современника, выявить типичные черты и черты индивидуальные, свойственные только данному герою, данному персонажу,
Автором программы, либретто гложет быть любой творческий человек, знающий специфику хореографического искусства, чаще всего им является балетмейстер.
Композиционный план хореографического произведения
В нем разрабатывается сюжетная основа, говорится, какими средствами на сцене будут раскрываться образы действующих лиц, как будут раскрыты идея и тема. В композиционном плане указывается место, время действия эпизода или сцены, костюмы и декорации, освещение, все мельчайшие детали будущего хореографического произведения. При прочтении композиционного плана перед нами должна возникнуть картина будущего хореографического произведения.
Прежде чем приступить к работе, автор композиционного плана должен изучить материал, который берется в основу сюжета программы. Изучение жизни, быта народа, национальных черт, обычаев и обрядов также поможет балетмейстеру-автору композиционного плана. Культура народа, социально-экономические условия его жизни – все это важно знать и использовать в работе над произведением. Большое внимание следует обратить на литературные источники, исторические, архивные материалы.
Заложенная в программе схема будущего хореографического произведения, находит в композиционном плане свое развитие: хореографические образы приобретают зримые черты, разрабатывается действие, через которое раскрываются характеры героев.
Автор композиционного плана должен донести через действие, через сценические образы идею произведения, создать эмоциональную атмосферу, образный строй. Он также должен указать примерную длительность, хронометраж, номера отдельных его частей. Длительность номера может указываться в секундах или количестве тактов, музыкальный размер.
Изучение различных материалов, необходимых балетмейстеру для написания композиционного плана, для работы над сочинением хореографического произведения, питает его творческую фантазию и находит отражение в композиционном плане. В композиционном плане видна также и технология балетмейстерской работы.
Методика составления композиционного плана.
Вступительные пояснения: место и время действия, на материале какого танца построено произведение, для какой возрастной категории предназначен, количество участников-исполнителей, название музыкального материала, его автор и т.д.
2. Идея произведения
3. Тема произведения
4. Задача произведения
5. Либретто произведения
6. Описание или эскизы декораций, оформление сцены
8. Описание или эскизы костюмов
9. Сюжет, краткое содержание действия, исходя из основного закона драматургии /по тактам/
Как пишутся либретто
КАК ПИШУТСЯ ЛИБРЕТТО
/ пособие для начинающих /
Все знают, как пишутся романы, повести, стихи.
Как пишутся пьесы и киносценарии, народ тоже наслышан.
А вот как создаются либретто для опер и балетов, для него
загадка. Не подумайте, будто они полные профаны.
Композитор пишет музыку, скажут мне, а что ещё надо?
А ещё нужен сюжет, без которого певец не раскроет рот,
а балерина не шевельнёт ногой. Так что из всей этой музыки
получится всего лишь очередная симфония.
Однако, воспроизводя примеры, как следует писать либретто
для балетов и оперных произведений, хочу обратить внимание
на принципиальную разницу между старыми, классическими
либретто, и новыми, неоклассическими, разумеется, не столь
распространенными,но рано или поздно, они утвердятся
в репертуаре наших театров. В прежних все упиралось в любовные
перипетии, так что было не понятно, чем живы персонажи? Неужели
духовная и любовная пища заменяет им пищу из духовки?
В отличие от предшественников, характеры персонажей современных либретто раскрываются не только в области чувства, но и производственной деятельности.
Чтобы повысить культурный уровень посетителей зрелищных
мероприятий, я и предпринимаю эту скромную попытку.
Конечно, я волнуюсь, понимая меру своей ответственности,
но меня утешает мысль, что попытка эта первая, и если даже
окажется неудачной, сравнивать будет не с чем.
ПЕСНЬ ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ ЛЮБВИ
В современно офисе, в престижном районе столицы, трудятся бок о бок Начальник и его подчинённый Кубиков.
Начальник только что вернулся из-за границы, где поиски спонсоров совмещал с посещением злачных мест. Непредусмотренные сметой траты он надеется покрыть ожидаемой прибылью.
Едва Начальник появляется в офисе, как навстречу ему спешит радостный Кубиков. Причина его радости в отмене правительственного налога на добавленную стоимость, что позволит фирме завершить финансовый год почти с двадцатипроцентной рентатабельностью. «Удача сама плывёт нам в руки», – радуется Начальник, выражая переполняющие его чувства в быстром, искромётном танце.
Однако, счастье Кубикова омрачено мыслями о Розмари, жене, которая, как ему кажется, отдаляется от него. Поэтому танец Кубикова напоминает меланхолический вальс: душа, склонная к подобострастию, замирает в предчувствии беды.
Появляется Розмари. Её легкое чарующее па-де-де предназначается одному, но принимаются на свой счёт обоими мужчинами. Розмари страдает. Она и Начальник любят друг друга, но высокие моральные принципы не позволяют им отдаться, в присутствии мужа, охватившей их страсти.
Ничего не подозревающий Кубиков рассказывает жене об успехах Начальника, превознося его сметку и деловую хватку. Розмари смущена, но приносит свои поздравления. Кубиков предлагает «вспрыснуть» возвращение Начальника и отправляется в гастроном. Розмари пытается его удержать, но тщетно: отнесясь к увещеваниям жены, как к очередному капризу, Кубиков убегает. Его танец подчёркивает мучительную раздвоенность души и тела: душа верит в светлое, а тело желает тёмного.
НАЧАЛЬНИК — бас, желательно профундо.
КУБИКОВ — его подчинённый, баритон, в лирических сценах
переходящий в тенор.
РОЗМАРИ — жена Кубикова и любовница Начальника, меццо-сопрано,
в лирических сценах переходящее в колоратуру.
Сцена представляет современный офис. В офисе — Начальник и Кубиков.
Начальник просматривает документы, Кубиков напряженно вглядывается в экран компьютера.
НАЧАЛЬНИК / поёт сейчас и в дальнейшем /. Как часто получаешь не то, что нужно, и всегда — не то, что хочешь. Наши кастрюли находят всё меньше сбыта на мировых рынках. Мы на грани разорения. Нужны новые формы. Новые фо-о-о-р-мы-ы нужны.
КУБИКОВ / поёт сейчас и в дальнейшем /. Не могу понять, что происходит с Розмари. Она печальней день ото дня. Небо послало ангела мне, дураку, в награду. Она в утешенье мне послана судьбою, за это небо я благодарю. Её тоска, её печаль невольно сердце мне тревожат и томят.
НАЧАЛЬНИК. Если фирма прогорит, Розмари разлюбит меня.
КУБИКОВ. Если фирма прогорит, Розмари бросит меня.
РОЗМАРИ / поёт сейчас и в дальнейшем /. О, береги цветок роскошный, что я доверила тебе.
НАЧАЛЬНИК. Не помня зла, в минувшем дне, шальным весельем дышит вечер. Мерцают в полумраке свечи, и тени пляшут по стене.
КУБИКОВ. Люблю тебя и повторяю: моё ты счастье, тебя я обожаю!
РОЗМАРИ / обнимает мужа, но глядит на Начальника /. Что произошло, дорогой?
КУБИКОВ. Кастрюли наши никому не нужны. Мы в неоплатном долгу перед нашими акционерами.
РОЗМАРИ / в ужасе /. Боже мой!
НАЧАЛЬНИК, КУБИКОВ /вместе /. Прости и сжалься, Розмари!
РОЗМАРИ. Та-ра-та-та. Труба напоминает! Та-ра-та-та. Мужчине долг велит! /Начальнику /. Какой позор! Его не смыть слезами!
НАЧАЛЬНИК. Сердце красавицы склонно к измене и к перемене.
РОЗМАРИ. Прощайте оба. В душе я свято сохраню воспоминанья.
НАЧАЛЬНИК, КУБИКОВ. Ещё, быть может, наши кастрюли.
РОЗМАРИ. Вы оба. Оба меня обманули! Кто бы он ни был, кто бы ни был ты, начальник или подчинённый, гордиться чином нет причин перед подругою влюблённой. Любила вас — теперь уж нет. Любовь свободна — мир чарует.
НАЧАЛЬНИК, КУБИКОВ. Печальный жребий наш!
Nota bene: Вниманию граждан и организаций! Желающим приобрести указанные либретто по наличному и безналичному расчёту, обращаться к автору.
Программа танца. Композиционный план. Сценарий. Либретто
Создание хореографического произведения начинается с рождения замысла. Замысел обязательно должен включать в себя тему и идею будущего произведения. Возникший замысел воплощается в программе. Программа является первым звеном в цепи творческих процессов, предшествующих появлению нового хореографического произведения.
Программа содержит подробное изложение сюжета, последовательное описание событий спектакля с указанием времени, места действия и социальной среды, развёрнутую характеристику основных образов, чёткого обозначения основного конфликта и расстановку борющихся сил.
Непременное условие создания программы – владение законами драматургического построения действия, ясное и чёткое определение основных пунктов его развития.
Замысел определяет форму танца. Она бывает различной: сольная пляска, дуэтная, групповая и др. Нужно выбрать такую, которая соответствовала бы замыслу и давала широкие возможности для выражения идеи задуманного номера.
Выяснив все эти моменты, можно приступать к сочинению действия танца, его драматургии: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки.
Разрабатывая программу танца, важно сделать так, чтобы каждое последующее действие по своей яркости, силе воздействия, выразительности было сильнее предыдущего.
Единство содержания, формы, драматургии всегда должно быть в центре внимания постановщика. Чем детальнее разработает он драматургию, тем полнее и убедительнее будет донесена до зрителя тема и идея замысла. В период работы над сочинением содержания танца – его программой, постановщик намечает все действия персонажей на основе жизненной логики, разрабатывает драматургию сценического воплощения танца. Так возникает балетмейстерское решение танца, которое оформляется в виде композиционного плана – это музыкально-хореографический сценарий, в котором в органическом единстве разработано драматургическое развитие содержание танца с подробным решением конкретных хореографических форм его воплощения.
В композиционном плане содержаться следующие сведения:
· время и место действия танца
· обстановка, в которой возникает действие
· описание декораций, при необходимости
· подробно излагается по законам драматургии всё действие танца с характеристикой и обоснованием поступков действующих лиц
· последовательно описанная экспозиция, завязка, ступени развития действия, кульминация, развязка.
· указывается предположительный характер хореографической формы танца (монолог, дуэт, хоровод, кадриль, перепляс и др.)
· отмечается характер музыки, её темп, размер
· делается точный хронометраж всего танца в минутах и отдельных эпизодов в секундах с указанием примерного числа тактов музыки, характера её звучания.
Иногда композиционный план называют сценарием (итал. сцена) – словесный проект балетного спектакля, содержащий изложение его главных событий (сюжета), идеи, конфликта. Сценарий служит основой для создания музыки и постановки будущего произведения.
Сценарий не только составная часть хореографического произведения, но и особый род литературы.
Либретто – (итал. libretto- книжечка) – изложение сюжета балета в программке спектакля, которая помогает зрителю понять происходящее на сцене действие.
Занятие 3. Тема: Создание либретто для балетного спектакля
Тема: Создание либретто для балетного спектакля.
Из предыдущего материала мы уже знаем, что такое искусство, когда оно зародилось, его назначение и виды. Мы так же теперь знаем, что каждое искусство для создания предмета искусства использует свои средства:
Сегодня на примере все известной сказки «Про курочку Рябу» мы попробуем понять, для чего нужно создавать либретто балетного спектакля, а нельзя воспользоваться литературным источником? И так давайте вспомним сказку.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Разве на этом материале можно сочинить целый балет? Сказка ведь такая маленькая. Давайте попробуем. И начнем, конечно же, с написания либретто для нашего балетного спектакля. Для начала ответим на следующие вопросы:
Какие наши бабка и дед? Где, когда и как живут? Нужно так же подумать какие еще герои будут действовать в нашем спектакле, что бы помочь нам красиво рассказать нашу историю без слов? Как передать сюжет через танцы и пантомиму, помня, что балет лишен слова и нужно передать сюжет с помощью действия и танца. И главное не забыть, что зрители любят искусство танца и желают им насладиться минимум 30 минут.
У меня получилось вот так:
Старый дед сидит на лавочке у своего дома. Любуется на деревенскую молодежь. Парни кучкой стоят в сторонке. Девушки водят хоровод. Появляется коробейник – веселый молодой купец. Он предлагает девушкам свой товар. Девушки окружают его, разглядывают ленты, бусы, платки. Дед достает монетку, покупает у коробейника платок и прячет его в карман. Девушки и парни уходят вслед за коробейником. Из дома выходит бабка, садится на лавочку. Дед подходит к ней и достает из кармана платок, бережно одевает бабке на плечи. Бабка кокетливо благодарит деда. Дед подает бабке руку и приглашает ее на танец, как в молодые годы. Запыхавшиеся, усталые, но счастливые бабка и дед садятся на лавочку.
Изба деда и бабки. Семейка мышей хозяйничает пока их нет. Они залезли в крупу. Проверили все горшки. Отведали хлеба в печи и устроили танцы. Появляются дед и бабка. Мыши мгновенно прячутся в норку за печкой. Одна мышка не успевает спрятаться в норке и укрывается за горшком на столе. Дед кладет золотое яйцо на стол.
Бабка достает сковородку и пытается разбить в нее яйцо. Яйцо не бьется. За дело берется дед. Но яйцо остается целым. Измучившись с яйцом бабка и дедка садятся на лавку. Мышка пытается воспользоваться ситуацией и незаметно проскользнуть в норку. Она бежит, виляет хвостиком, задевает яйцо. Яйцо падает со стола. Разбивается. Дед и бабка плачут. В избе появляется Курочка Ряба. Она пытается успокоить деда и бабку, но они безутешны. Курочка ряба уходить и через некоторое время возвращается с новым яйцом не золотым, а простым.
Изба. Поздравить деда и бабку по случаю того, что Курочка Ряба снесла обычное яичко пришли деревенские девушки парни. Они устроили праздник по этому случаю. На праздник пришла Курочка Ряба и Петух. Праздник посетили герои других русских сказок: Колобок и Лиса, Гуси-лебеди, Маша и Медведь. Веселые танцы сменяют друг друга.