Главная » Правописание слов » Как написать либретто правильно

Слово Как написать либретто правильно - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Что такое либретто

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мир музыки и мир литературы связаны теснее, чем может показаться с первого раза.

В таких жанрах, как опера, оперетта, мюзикл помимо непосредственно музыкальной стороны немаловажную роль играет текст.

Здесь на первый план выходит либретто. Что это такое – узнаем подробнее.

Либретто — это.

В современном искусстве, где распространено взаимное проникновение родов и жанров, термином «либретто» обозначается краткое изложение содержания кинофильма, романа (это как?), оперы или мюзикла, которое представляет собой основу сценария.

В классическом историко-литературном понимании либретто – это литературно-драматический жанр, который представляет собой переложение ранее написанного или специально сочинённого произведения художественной литературы на музыку.

Это своеобразная адаптация текста к законам каждого конкретного крупного вокального или танцевального жанра.

Слово происходит от итальянского «libretto», уменьшительного от «libro» («книга»). В 17 веке посетителям европейских театров перед началом представлений выдавали специальные книжечки с кратким содержанием спектакля.

По внешнему виду они напоминали современные брошюры и служили для ознакомления публики с сюжетом музыкального произведения, действующими лицами, исполнителями.

Термин «либретто» используется также в церковном обиходе при исполнении кантат, реквиемов, ораторий и других богослужебных произведений.

Знаменитые либреттисты

Первые либретто были оперными. Они появились в конце 17 столетия в театрах Италии, а затем и других стран Европы.

К сочинению либретто привлекались известные поэты, так как тексты, которым предстояло лечь на музыкальную основу, должны были быть стихотворными. В речитативах фрагменты прозы и поэзии искусно сочетались, но большая часть текста писалась строго определённым стихотворным размером, который соответствовал ритму, заданному композитором.

От либреттиста требовалось наличие музыкального слуха и большого технического мастерства: объёмные вокальные произведения должны были легко заучиваться исполнителями и хорошо восприниматься слушателями.

Следует назвать несколько имён выдающихся либреттистов своего времени:

Либретто в русской культуре

В России над данным жанром также трудились не худшие сочинители. Обычно основой крупных музыкальных творений становились произведения, имеющие всенародное значение.

Так, композитор Н.А.Римский-Корсаков написал оперу «Садко» на материале русской былины, музыкально воссоздал «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», обобщив сюжеты древнерусской духовной литературы, а также создал оперы «Золотой петушок» и «Сказка о Царе Салтане» по сказкам А.С.Пушкина.

Подготовить текстовую основу для всех четырёх опер помог композитору поэт В.И.Бельский.

Иногда композиторы самостоятельно писали тексты либретто, никому не доверяя этого ответственного дела.

Так создавалась опера М.П.Мусоргского «Хованщина». Правда, завершить и оркестровать её довелось Н.А.Римскому-Корсакову. А сюжет оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин», созданной на материале пушкинского романа, пришлось слегка адаптировать для сцены.

Составляя текст либретто вместе с поэтом К.Шиловским, композитор счёл нужным дать право высказывания мужу Татьяны. Так появилась «Ария Гремина», слова которой известны каждому:

«Онегин, я скрывать не стану.
Безумно я люблю Татьяну…».

Заключение

Одним словом, знакомство с историей жанра и примерами из истории искусства очень увлекательно. Изучением либретто занимается отдельная наука – либреттология.

А нам с вами либретто полезно тем, что можно заранее почитать его в интернете перед тем, как отправиться в театр на премьеру оперы или балета (это что такое?).

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Либретто — это способ существенно расширить восприятие того или иного произведения, рассмотреть его с другой стороны. Главное, чтоб для этого выбирались достойные сюжеты, а не плодились бессмысленные истории.

Источник

Либретто

Либретто это текст, который представляет собой литературно-драматическую основу большого вокально-музыкального произведения (опера, оперетта, оратория, кантата, мюзикл); литературная форма сценария, краткий обзор балетного или оперного спектакля.

Происхождение термина

Термин «либретто» («книжечка») произошел от итальянского libretto – уменьшительного от libro («книга»). Такое название обусловлено тем, что в конце XVII века для посетителей европейских театров издавались небольшие книги, содержащие подробное описание истории оперы и балета, список исполнителей, ролей, героев и действий, которые происходят на сцене. Слово «либретто» также применяется для обозначения текста богослужебных произведений, например: месса, священная кантата, реквием.

Буклеты либретто

Книжечки с описанием оперных и балетных спектаклей печатались в нескольких форматах, некоторые из них были больше, чем другие. Такие буклеты с лаконичным содержанием спектакля (диалоги, текст песен, сценические действия) обычно издавались отдельно от музыки. Иногда этот формат дополнялся мелодическими отрывками музыкальной нотации. Либретто получили широкое распространение в театрах, т. к. позволяли зрителям ознакомиться с программой представления.

Оперное либретто

Оперное либретто возникло в Италии и Франции в XVII в., во времена развития музыкально-драматических жанров, и представляло собой стихотворный текст, хотя театральные речитативы часто сочетали поэзию с прозой. Либретто изначально писали известные поэты. Составитель либретто назывался либреттистом. Оперные либретто не только способствовали развитию европейской музыкальной драмы, но и образовали новый литературный жанр.

Известные либреттисты

Наиболее известный либреттист XVIII века – итальянский драматург Пьетро Метастазио, чьи либретто были положены на музыку многими композиторами, среди которых – А. Вивальди, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, А. Сальери и др.; а также неоднократно использовались в театральных постановках. Драмы П. Метастазио независимо от музыки имели самостоятельную ценность и вошли в классическую итальянскую литературу.

Пример либретто

Либретто П. Метастазио «Милосердие Тита» (1734 г.), основанное на трагедии П. Корнеля «Цинна» (1641 г.), использовалось для создания одноимённой оперы В. А. Моцарта 1791 года.

Другой ведущий либреттист XVIII века – Лоренцо да Понте – является автором 28 либретто к музыкальным сочинениям, в том числе операм В. А. Моцарта и А. Сальери. Французский драматург Эжен Скриб – один из самых плодовитых либреттистов XIX века – создавал тексты для музыкальных произведений Дж. Мейербера, Д. Обера, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Россини и Дж. Верди.

Либреттисты-композиторы

С XIX века появились случаи, когда автором либретто выступал сам композитор. Р. Вагнер самый знаменитый в этом отношении с преобразованиями легенд и исторических событий в эпические сюжеты музыкальных драм. Г. Берлиоз написал либретто для своих произведений «Осуждение Фауста» и «Троянцы», А. Бойто создал текст для оперы «Мефистофель». В русской опере литературно-драматическим талантом обладал композитор М. П. Мусоргский, который иногда самостоятельно писал тексты к своим произведениям.

Сотрудничество либреттистов с композиторами

Отношения между некоторыми либреттистами и композиторами характеризовались продолжительным сотрудничеством, например: длительное партнерство либреттиста Л. Да Понте и композитора В. А. Моцарта, Э. Скриба и Дж. Мейербера, А. Бойто и Дж. Верди, В. И. Бельского и Н. А. Римского-Корсакова. Либретто для П. И. Чайковского писал его брат, драматург М. И. Чайковский.

Источники сюжетов либретто

Источники для сюжетов либретто – преимущественно фольклорные (легенды, мифы, сказки) и литературные (пьесы, поэмы, повести, романы) произведения, переделанные согласно с музыкально-сценическими требованиями. При адаптации под либретто литературные сочинения большей частью претерпевали изменения. Либретто упрощает произведение, сокращая его элементы в пользу музыки, которая таким образом получает время, необходимое для развития. Такая переработка нередко приводит к изменению композиции и идеи сочинения (повесть «Пиковая дама» А. С. Пушкина и созданная на её основе одноимённая опера П. И. Чайковского).

Оригинальные либретто

Либретто бывает оригинальным произведением, сюжет которого не заимствован из литературных источников. Таковы либретто Э. Скриба к опере Дж. Мейербера «Роберт-Дьявол», Г. фон Гофмансталя к опере Р. Штрауса «Кавалер розы», М. П. Мусоргского к опере «Хованщина». Либретто не всегда записывается перед музыкой. Некоторые композиторы – М. И. Глинка, А. В. Серов, Н. А. Римский-Корсаков, Дж. Пуччини и П. Масканьи, – писали музыкальные фрагменты без текста, после чего либреттист добавлял слова в строки вокальной мелодии.

Статус либреттистов

Либреттисты зачастую получали меньше признания, чем композиторы. В конце XVIII века имя либреттиста редко указывалось, как упоминал Лоренцо да Понте в своих мемуарах.

Либретто и синопсис

Сокращенной формой, или сжатым изложением, либретто считается синопсис. Вместе с тем, либретто отличается от синопсиса или сценария, поскольку либретто содержит театральные действия, слова и ремарки, синопсис же обобщает сюжет.

Современное значение

Термин «либретто» используется в разных видах современного искусства (музыка, литература, театр, кинематограф) для обозначения плана действия, который предшествует сценарию. Наука, изучающая либретто как литературную основу музыкальных произведений, называется либреттология.

Слово либретто произошло от итальянского libretto, что в переводе означает книжечка.

Источник

Занятие 3. Тема: Создание либретто для балетного спектакля

Тема: Создание либретто для балетного спектакля.

Из предыдущего материала мы уже знаем, что такое искусство, когда оно зародилось, его назначение и виды. Мы так же теперь знаем, что каждое искусство для создания предмета искусства использует свои средства:

Сегодня на примере все известной сказки «Про курочку Рябу» мы попробуем понять, для чего нужно создавать либретто балетного спектакля, а нельзя воспользоваться литературным источником? И так давайте вспомним сказку.

Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.

Разве на этом материале можно сочинить целый балет? Сказка ведь такая маленькая. Давайте попробуем. И начнем, конечно же, с написания либретто для нашего балетного спектакля. Для начала ответим на следующие вопросы:

Какие наши бабка и дед? Где, когда и как живут? Нужно так же подумать какие еще герои будут действовать в нашем спектакле, что бы помочь нам красиво рассказать нашу историю без слов? Как передать сюжет через танцы и пантомиму, помня, что балет лишен слова и нужно передать сюжет с помощью действия и танца. И главное не забыть, что зрители любят искусство танца и желают им насладиться минимум 30 минут.

У меня получилось вот так:

Старый дед сидит на лавочке у своего дома. Любуется на деревенскую молодежь. Парни кучкой стоят в сторонке. Девушки водят хоровод. Появляется коробейник – веселый молодой купец. Он предлагает девушкам свой товар. Девушки окружают его, разглядывают ленты, бусы, платки. Дед достает монетку, покупает у коробейника платок и прячет его в карман. Девушки и парни уходят вслед за коробейником. Из дома выходит бабка, садится на лавочку. Дед подходит к ней и достает из кармана платок, бережно одевает бабке на плечи. Бабка кокетливо благодарит деда. Дед подает бабке руку и приглашает ее на танец, как в молодые годы. Запыхавшиеся, усталые, но счастливые бабка и дед садятся на лавочку.

Изба деда и бабки. Семейка мышей хозяйничает пока их нет. Они залезли в крупу. Проверили все горшки. Отведали хлеба в печи и устроили танцы. Появляются дед и бабка. Мыши мгновенно прячутся в норку за печкой. Одна мышка не успевает спрятаться в норке и укрывается за горшком на столе. Дед кладет золотое яйцо на стол.

Бабка достает сковородку и пытается разбить в нее яйцо. Яйцо не бьется. За дело берется дед. Но яйцо остается целым. Измучившись с яйцом бабка и дедка садятся на лавку. Мышка пытается воспользоваться ситуацией и незаметно проскользнуть в норку. Она бежит, виляет хвостиком, задевает яйцо. Яйцо падает со стола. Разбивается. Дед и бабка плачут. В избе появляется Курочка Ряба. Она пытается успокоить деда и бабку, но они безутешны. Курочка ряба уходить и через некоторое время возвращается с новым яйцом не золотым, а простым.

Изба. Поздравить деда и бабку по случаю того, что Курочка Ряба снесла обычное яичко пришли деревенские девушки парни. Они устроили праздник по этому случаю. На праздник пришла Курочка Ряба и Петух. Праздник посетили герои других русских сказок: Колобок и Лиса, Гуси-лебеди, Маша и Медведь. Веселые танцы сменяют друг друга.

Источник

Как написать либретто? Что для этого нужно?

Может ли один человек это сделать, или для этого нужно несколько человек?

Мне кажется, это может сделать и один человек, а может и несколько, как вам самому удобнее, и в зависимости от того, как вы будете делить лавры. А чтобы написать надо, как минимум, иметь музыкальный слух, талант, терпение, усердие и, конечно, образование не помешало бы!

Драматургия оперы практически не отличается от драматургии кино или театра. Действие делится на экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку, возможно, пролог. Рассчитывайте время на каждый из этих эпизодов: соответственно 10 минут, 10 минут, 40-60 минут, 10 минут, возможно 10 минут.

Как видите, середина – самый длинный участок. Ситуация постепенно усложняется, герой все больше запутывается… чтобы зритель не заскучал во время постоянного утомительного нагнетания, разделите эту часть пополам ложной кульминацией: к примеру, герой достиг своей первоначальной цели (добился руки возлюбленной), но она оказалась пустышкой (девушка глупа или некрасива, а, может, ее отец скряга и давний соперник героя). Ему приходится начинать все с начала.

Источник

ЛИБРЕТТО И ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ СЮЖЕТА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ.

Либретто — это краткое изложение действия, описание уже готового хореографического сочинения (балета, хореографической миниатюры, концертной программы, концертного номера) в котором есть лишь необходимый материал, нужный зрителю.

Работа над любым хореографическим произведением — танцевальным номером, танцевальной сюитой, балетным спектаклем — начинается с замысла, с написания программы этого произведения. В обиходе мы часто говорим «либретто», и некоторые считают, что программа и либретто — одно и то же. Это не так. Однако в балетоведческих работах, особенно прежних лет, как правило, употребляется именно слово «либретто». Некоторые неверно думают, что создание программы равносильно созданию самого хореографического произведения. Это лишь первый шаг в работе над ним: автор излагает сюжет, определяет время и место действия, раскрывает в общих чертах образы и характеры героев. Удачно задуманная и написанная программа играет большую роль для последующих этапов работы балетмейстера и композитора.

За основу сюжета автор программы может взять какое-либо жизненное явление, исторический факт, литературное произведение (поэму, стихотворение, рассказ и т. д.). В том случае, когда автор программы использует сюжет литературного произведения, он обязан сохранить его характер и стиль, образы первоисточника, найти способы решения его сюжета в хореографическом жанре. А это подчас заставляет автора программы, а впоследствии и автора композиционного плана менять место действия, идти на известные сокращения, а иногда и дополнения по сравнению с литературным первоисточником, взятым за основу.

5. ПОНЯТИЕ «КОНФЛИКТ» В СЮЖЕТНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.

Конфликт в танце, как и в жизни – это столкновение позиций, мировоззрений, вкусов, точек зрения, это противоречия в отношениях между персонажами или персонажа с самим собой. В любом конфликте обязательно присутствует объект, который интересует конфликтующие стороны. вокруг этого объекта интереса и происходит столкновение.

6. ПОНЯТИЕ «СОБЫТИЙНЫЙ РЯД» В СЮЖЕТНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.

Есть несколько определений термина «событие»:

1. Событие – это происшествие, о котором можно узнать, задав вопрос

«что случилось?». Это определение дает основание утверждать, что событие необязательно показывать, оно может быть воображаемым, главное – чтобы зрителям было понятно, что именно случилось.

2. Событие – это такое происшествие, которое может резко изменить первоначальный ход действия.

Событийный ряд – цепь происшествий (событий), развивающее основной конфликт сюжета произведения, либо являющийся последствием произошедшего по сюжету конфликта. В любом случае, событийный ряд – это своего рода двигатель в развитии сюжетной линии произведения, раскрывающий неожиданные стороны характеров персонажей, способный преобразить до неузнаваемости первоначальные образы-портреты действующих лиц. Данное определение подчеркивает, что в начале должно быть какое-то событие, его первоначальный ход. Затем может случиться происшествие, произойдет событие, которое резко изменит первоначальное действие.

Правила построения событийного ряда:

1. Каждое последующее событие по накалу должно быть выше предыдущего.

2. Каждое последующее событие должно быть неожиданным для зрителя.

3. Энергетический ресурс каждого события надо использовать до конца, доводить его до максимальной точки обострения.

ОБРАЗНЫЙ ТАНЕЦ.

Многообразие хореографических образов:

1. Образы природы (весна, снежинки, цветы, звезды, березка, волна, огонь, северное сияние и т.д.)

2. Образы животного мира. Роль изучения внешних признаков и особенностей их поведения для нахождения характерных танцевальных движений.

3. Многообразие образов человека (мать, девушка, юноша, старик, невеста, старушка, моряк, солдат, студент, рабочий, ученый, летчик, космонавт, бюрократ, подхалим, хулиган, тунеядец, стиляга, хвастун, пьяница, герой, трус, скромный, робкий и т.д).

4. Примеры сказочных образов (Дед мороз, Снегурочка, принц, Золушка, царица, Бармалей, Баба-яга, Буратино, Чипполино, Незнайка и т.д).

Правда хореографического образа опирается на правду народного танца, правду жизни, правду взаимоотношений. В том случае, если балетмейстер сумеет правдиво отобразить все это в хореографических образах, произведение будет понятно зрителю и будет представлять определенную художественную ценность.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать либретто правильно, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать либретто правильно", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как написать либретто правильно:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *