Как сообщить об увольнении начальнику: 8 советов, чтобы сделать это правильно
Увы, молча уйти не получится.
Здесь и далее фото unsplash.com
Как сказать начальнику об увольнении по собственному желанию — вопрос не из простых. Причины, по которым ты решил сменить место работы, могут быть самыми разными: от предложения более интересной позиции или переезда — до того факта, что ты терпеть не можешь своего босса.
Что бы это ни было, мы уверены: ты не собираешься громко хлопать дверью и заинтересован в том, чтобы сделать это красиво и без скандала.
Как сообщить начальнику об увольнении, чтобы попрощаться на дружественной ноте? Ниже тебя ждут полезные подсказки.
Как сказать начальнику об уходе: 8 основных шагов
Ты принял решение уволиться. Возможно, у тебя даже уже назначен первый день вступления в новую должность в другой компании. Отлично, дело осталось за малым, но очень важным: поставить в известность своего босса. Согласны, разговор не из приятных, но, следуя нашим советам, ты с этим справишься.
1. Заранее подготовь свое официальное заявление об увольнении
Еще до разговора с начальником нужно подготовить официальное заявление об увольнении, чтобы у тебя и работодателя была официальная запись о твоей отставке. Это письмо должно выражать твою благодарность, указывать твой официальный последний рабочий день и содержать готовность помочь с обучением или подготовкой твоего преемника, если это применимо.
Ты должен предоставить распечатанную копию письма, когда будешь присутствовать на личной встрече с боссом, чтобы твоя отставка была как можно более профессиональной.
Твое официальное заявление об отставке должно включать в себя многие из тех же элементов, которые ты будешь использовать при устном обсуждении лично с начальством, например:
Вот пример того, как написать заявление об увольнении:
Уведомление об отставке: Андрей Петров
Уважаемый Сергей Михайлович, я очень высоко ценю время, проведенное в ООО «Компания», но вынужден сообщить вам, что принял решение об увольнении по собственному желанию.
Моим последним рабочим днем станет пятница, 16 августа. За время работы в компании я приобрел ценные связи и расширил набор навыков, что позволило мне расти и использовать более продвинутые возможности в своей карьере. Я очень благодарен вам за этот опыт.
Если я могу чем-то помочь до своего последнего рабочего дня, пожалуйста, дайте мне знать. Я с удовольствием отвечу на ваши вопросы, а также проведу обучение своего преемника в течение последних двух недель.
Желаю всего наилучшего.
Не исключено, что в твоей компании существует стандартная форма составления подобных заявлений, и если у тебя есть возможность незаметно получить образец, воспользуйся им. Если нет, то при необходимости перепишешь этот документ в соответствии с установленными правилами.
2. Будь краток и вежлив
Прежде чем ты поговоришь со своим начальником на эту нелегкую тему, реши, как лучше всего объяснить, что ты уходишь. Хитрость заключается в том, чтобы свести детали к минимуму и сосредоточиться на позитиве.
Тебе не нужно говорить своему боссу или кому-то еще, в какую именно компанию ты собираешься перейти, и уж точно не нужно объяснять, почему ты принял решение покинуть свое текущее место.
Конечно, если хочешь, можешь об этом сообщить, если ты не переходишь на сторону прямых конкурентов или не оставляешь место из-за того, что люто его ненавидишь.
Даже если тебе кажется, что начальник с пониманием отнесется к твоему решению, постарайся не вдаваться в подробности того, насколько шикарное предложение ты получил, и как тебя достала твоя нынешняя работа.
Ограничься общими фразами. И обязательно будь последователен в своей истории, чтобы избежать любых слухов или ложной информации, которые могут появиться в связи с этой ситуацией.
Как правильно увольняться: алгоритм красивого ухода
⏱ Время прочтения — 3 минуты
Заранее сообщите непосредственному руководителю о своем уходе
Начнем с того, что, если вы только думаете об уходе, потому что вас что-то не устраивает на нынешнем месте, не стоит делать резких движений и заявлять об увольнении — поговорите тет-а-тет со своим прямым руководителем. Иногда финансовые или внутрикорпоративные причины, по которым вы хотите покинуть компанию, легко решаемы, достаточно о них просто сообщить.
Если же ваше решение уйти окончательное, скажите об этом как можно раньше, чтобы компания успела найти вам замену. В короткий срок подобрать нового сотрудника и передать ему дела почти невозможно. Будет идеально, если вы сами заранее начнете готовить себе преемника, особенно это касается руководящих позиций, на которых завязаны важные процессы и лежит большая ответственность.
Если вы были лояльны к месту работы, сообщите руководителю настоящую причину ухода и дайте честную обратную связь, чтобы он мог что-то улучшить. Даже если вы уходите к конкурентам, скажите об этом лично, потому что коллеги всё равно узнают. Так лучше пусть узнают от вас.
Передавайте дела тщательно и «лично в руки»
Моя искренняя рекомендация: дождаться выхода нового сотрудника на вашу должность и передать дела напрямую. Если вы сделаете это через коллег или оставленный «мануал», может потеряться хронология или материалы, получится «испорченный телефон». Это повлияет на качество оказания услуг клиентам.
Вам нравится эта компания, но вы просто выросли из нее? Предложите замену сами. Это поможет HR-отделу, да и вам будет легче «сдать пост», если на вашу должность возьмут вашего кандидата.
Передавайте дела детально в четком шаблоне, со всеми контактами и ссылками даже на старые версии документов. Период адаптации у новичков достаточно сложный, и, если вы проявите себя как хороший наставник, будете отвечать даже на их незначительные вопросы, это создаст вам позитивный имидж в профессиональной среде.
Отвечайте на вопросы бывших коллег и вашего преемника и после ухода
Если вы вели большой сложный блок, велика вероятность, что в первое время после ухода к вам будут обращаться с уточняющими вопросами. Проявите терпение и профессионализм, не добавляйте бывших коллег в «черный список». Не спешите удалять из компьютера и смартфона переписки и документы по задачам уже бывшей работы — информация из них может пригодиться для помощи бывшим коллегам и сотруднику, сменившему вас. Вам не сложно, а ваш бизнес-имидж станет только лучше.
Поставьте… красивое многоточие
В последний день на работе напишите сообщение в общий чат или письмо, что вы уходите, но открыты к коммуникации и остаетесь на связи. Можно пригласить коллег на небольшой фуршет, если в вашей компании это принято, чтобы красиво сказать «До свидания» и попрощаться на приятной ноте.
Вы не можете знать, когда и где встретитесь снова со своими руководителями и коллегами, поэтому на этапе увольнения будьте максимально корректны, не давайте волю эмоциям, завершите все дела, поблагодарите всех за совместную работу и пожелайте удачи в будущем. Оставьте о себе хорошую память как о профессионале и о человеке.
? Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи ⏫
«Я увольняюсь!»: причины этого решения и советы, как бросить работу по телефону
Причины бросить работу по телефону
Может быть несколько причин, почему вам пришлось сообщить о своем увольнении не лично, а посредством телефона или отправки электронного письма. Так, например, если вы нашли новое место работы, на котором вас ждут как можно скорее, вам необходимо срочно сообщить об этом руководителю компании. Может случиться так, что ваш начальник находится в длительной командировке, поэтому отправка уведомления по телефону может быть единственным вариантом в сложившейся ситуации.
Вы также можете сообщить о своем увольнении по телефону в том случае, если вам нужно уйти в отставку срочно. Например, у вас возникла чрезвычайная ситуация в семье или любая другая личная ситуация, которая требует немедленного принятия решения.
Что необходимо сделать, прежде чем позвонить руководителю?
Если вы планируете сообщить о своем увольнении по телефону, убедитесь, что на работе не осталось ваших личных вещей. Согласитесь, что будет неловко приезжать в офис, после того, как вы решили сообщить о свой отставке по телефону.
Перед телефонным звонком целесообразно подготовиться к беседе, чтобы вы точно знали, что скажете во время разговора. Это позволит вам избежать неловкого молчания и не позволит случайно сказать то, чего вы не должны были говорить. Например: «Я увольняюсь, потому что ненавижу эту работу».
Также есть несколько полезных советов и дел, которые вы должны сделать, если хотите сообщить по телефону о том, что планируете перестать работать в компании.
Поговорите со своим руководителем
Не вдавайтесь в подробности
Вы можете упомянуть такие причины для увольнения, как ваша болезнь или болезнь членов вашей семьи, необходимость переезда в другой город. Не следует вдаваться в подробности и рассказывать больше, чем необходимо знать вашему руководителю по поводу вашего увольнения.
Извинитесь
Для того, чтобы не оставить о себе негативное впечатление, важно извиниться за то, что вам пришлось увольняться по телефону. Скажите, что вы сожалеете из-за не зависящих от вас обстоятельств, которые вынудили вас немедленно уйти в отставку.
Скажите спасибо
Вы также можете поблагодарить своего руководителя за предоставленную возможность и сказать, что вам понравилось работать вместе. Не говорите ничего личного о вашем менеджере или сотрудниках, не высказывайте свое мнение о должности и не обсуждайте негативные аспекты работы.
Обсудите важные вопросы
Увольняясь по телефону, не забудьте решить важные вопросы, например, по поводу вашей последней зарплаты или о подписании некоторых документов. Если у вас остались личные вещи, которые вам нужно получить, спросите, возможно ли, чтобы их отправили по почте.
Вы также можете задать любые другие важные вопросы, которые посчитаете необходимыми.
Оставьте сообщение
Отправьте письмо
Если вы приняли решение уйти в отставку по телефону, попробуйте позже написать официальное письмо об отставке, если сможете. Отправьте письмо своему боссу, а также в отдел кадров. Это гарантирует, что ваша отставка будет официально зарегистрирована.
Как сказать начальнику об увольнении по собственному желанию
Принять решение уйти со своего места работы куда проще, чем сказать об увольнении начальству и коллегам. Даже уверенный в правильности этого решения человек может испытывать страх и тревогу перед разговором, поэтому нужно заранее распланировать, что и кому сказать. Это поможет уйти достойно и оставить о себе хорошее впечатление. Возможно, с этими людьми придётся пересечься в дальнейшем, так что это немаловажно.
Необходимость увольнения
Пожалуй, у каждого человека порой бывают моменты, когда хочется встать и уйти. Это случается из-за особо тяжёлых ситуаций на работе. Но не всегда подходящим решением можно назвать увольнение. Иногда проблему можно решить намного проще и куда менее радикально. Поэтому возникшее желание уволиться нужно как следует обдумать.
Если рабочее место в целом устраивает, но есть пара-тройка минусов, тогда стоит поработать над переменами в лучшую сторону, поговорить с директором фирмы или коллегами. Конфликт с одним-двумя людьми или неудобство графика не стоят того, чтобы уходить. Зачастую люди понимают, что работа им нравилась, уже после увольнения, когда сталкиваются с худшими вариантами.
Конечно, если начальник не ценит своих подчинённых, зарплата низкая или её задерживают, коллектив склочный, а обязанностей слишком много, то решение уволиться более чем оправдано. Но даже в этом случае заявить об увольнении может быть нелегко.
Борьба со страхом
Реакция человека на предстоящий разговор с руководителем может быть разной. Кто-то способен решить этот вопрос быстро и не тратя лишние нервы. Но существуют люди, у которых эта необходимость вызывает настоящую панику.
Стоит помнить, что законодательное право уволиться есть у каждого работника. Всё, что для этого нужно — это написать заявление об увольнении за две недели до желаемого срока. Конечно, в разных компаниях конкретные требования могут различаться, да и отношение к этому событию тоже варьируется от нейтрального до отрицательного. Но не всегда всё проходит гладко, именно с этим и связаны страхи. Основные причины, по которым люди боятся увольняться:
Некоторые из этих опасений могут сделать человека заложником нелюбимой работы на долгие годы. Однако очень часто все эти страхи не имеют под собой никаких оснований. Вряд ли в конкретной фирме сойдутся сразу все пугающие факторы, а если и так, то не стоит позволять обстоятельствам сильно влиять на свои решения.
Беседа с начальником
После принятия твёрдого решения пришло время сообщить работодателю об увольнении. Чтобы этот разговор был менее стрессовым для обеих сторон, важно правильно подобрать обстоятельства.
Выбор времени и места
Стоит заранее продумать, как и когда сказать начальнику об увольнении по собственному желанию. Не лучшим вариантом будет, к примеру, подловить босса в коридоре и «вывалить» на него эту внезапную новость. Не стоит сообщать о своём решении на планёрке, где собрались все сотрудники компании и напряжённо обсуждаются перспективы дальнейшей работы, порой не совсем радужные. Информация о желании ещё одного сотрудника уйти в такой ситуации может стать последней каплей.
Лучше всего разговаривать на такие темы в приватной обстановке без свидетелей. Если в фирме есть специальная комната для переговоров, она станет идеальным вариантом. Можно попросить начальника выделить время и встретиться в его кабинете, но лучше проводить разговор без посторонних людей.
Время тоже стоит подобрать с умом. Желательно сказать работодателю об увольнении после обеда: когда человек сыт, он более дружелюбен и с меньшим раздражением воспримет даже не самые приятные новости. Если же график работы таков, что общаться с руководством приходится с утра, то не нужно проводить разговор сразу же в начале рабочего дня. Лучше отложить его часов до одиннадцати, когда все задачи на день уже розданы.
Нужно помнить, что начальник — такой же человек, как и любой его подчинённый. Ему необходимо обдумать внезапную новость, поэтому пятница — не лучший день для увольнения. Но и понедельник не слишком подойдёт, ведь это самый напряжённый день недели, в который и так хватает забот. Лучше всего выбрать для сообщения этой новости вторник или среду. У босса будет достаточно времени подумать и выбрать подходящую стратегию.
Начало разговора
Самое сложное для сотрудника, который увольняется — это начать разговор. Что сказать начальнику, как не испортить всё с первой же фразы — такие мысли волнуют практически каждого человека. Настроившись на нужный лад, будет легче высказать свою мысль. Чтобы придать себе уверенности, можно начать разговор одной из шаблонных фраз, часто использующихся в деловом общении, и продолжить в том же духе:
Конечно, все эти фразы не гарантируют положительной реакции босса на столь неприятные новости. Однако они помогут в том случае, если выстроить разговор нелегко и есть шанс сбиться с делового общения на личное. Этого делать ни в коем случае не стоит.
Нюансы общения
Общаться с руководителем нужно корректно, спокойно и вежливо, ведь после этого разговора придётся ещё отработать в компании как минимум две недели. В некоторых местах этот срок может увеличиваться — всё зависит от объёма работ, висящих на сотруднике, и порядков конкретной фирмы.
Если есть полная уверенность в том, что человек не сможет спокойно сказать начальнику, что увольняется с работы, то имеет смысл отправить заявление в письменном виде. Это позволит избежать лишней нервотрёпки, хотя вполне возможно, что личный разговор всё равно состоится позже.
Стоит помнить, что рвать отношения с боссом невыгодно. Это может отрицательно сказаться на имидже сотрудника, а слухи о нём способны достигнуть других компаний, куда он хотел бы устроиться. Лучше всего пообщаться доброжелательно — так можно получить хорошую рекомендацию на будущее.
Желательно сообщать правду, хотя и необязательно выкладывать все причины своего ухода. Даже отрицательное впечатление о компании всегда можно сгладить и вместо этого подчеркнуть плюсы будущего места работы. Если же вариантов пока что нет, можно сообщить о личных неудобствах или состоянии здоровья:
Открыто критиковать стиль управления компанией или поведение коллег не стоит, но можно придать своим мыслям более удобоваримую форму. Над этим лучше подумать заранее.
Если увольняющийся действительно является важным для компании сотрудником, ему могут предложить остаться. К этому нужно подготовиться, обдумав все минусы текущей работы. Возможно, начальство позволит выстроить более удобный график, предложит повысить зарплату или перевести в другой отдел. В таком случае остаться на прежнем месте будет менее травматично, чем начинать поиски нового.
Поиск нового места работы
Очень часто люди начинают искать новую вакансию, ещё не уйдя со старой работы. Это нормально для сотрудников, но не всегда радует их начальство. Поэтому обновлять своё резюме на одном из крупных порталов по поиску работы нужно только после того, как руководитель поставлен в известность об уходе.
Если же нет уверенности, что удастся найти новое место достаточно быстро, а с начальством говорить заранее не хочется, тогда можно разместить резюме заранее. На многих сайтах существует функция, позволяющая закрыть его от просмотров из определённых компаний. Но большинство сотрудников HR тоже знают об этом и создают дополнительные аккаунты, с которых можно будет мониторить резюме работников, поэтому такой вариант способен лишь осложнить отношения с руководством.
Стоит помнить и о том, что репутацию легко испортить. Даже если на будущем месте работы уже заверили, что точно возьмут, не стоит резко разрывать контакты с прошлым работодателем. Он может узнать, куда отправился его бывший сотрудник, и сообщить, насколько небрежно он отнёсся к возложенным на него обязанностям. Лучше всего «держать лицо» до самого конца и добросовестно отработать положенные две недели, после чего с чистой душой переходить на новое место.
Подготовка к уходу
Если окончательным решением всё же стало увольнение, следует закончить все дела и передать свои обязанности тем, кто будет за них отвечать. Лучше всего сразу же уточнить у начальника, что именно нужно сделать. Возможно, понадобится обучить нового работника. Можно даже предложить кандидата из числа своих знакомых, но только в том случае, если он справится с объёмом работы и имеет нужную квалификацию.
Хорошим тоном считается уведомить о своём уходе коллег, а также других сотрудников, с которыми были деловые контакты. Можно пообщаться по этому вопросу со всеми партнёрами по работе и оставить им свой телефон или электронную почту на случай возникновения проблем. Это позволит показать коллегам, что уходящий работник не просто бросает все дела и покидает компанию, а по-настоящему заботится о том, чем занимался. Такого надёжного сотрудника, скорее всего, порекомендуют другим.
Общаясь с коллективом, лучше всего вести себя мирно и вежливо, не провоцируя конфликты. Деловые контакты важны для любого взрослого человека. Вполне возможно, что с этими людьми ещё придётся встретиться на другом месте работы или при каких-то других обстоятельствах. Полезные знакомства никогда не бывают лишними.
Перед уходом стоит оставить о себе хорошее впечатление. Для этого можно устроить небольшой праздник или фуршет, заказать тортик, закуски, пиццу или что-либо другое, учитывая традиции коллектива. Провести его можно как после работы, так и во время обеденного перерыва. Это поможет уйти без обид и огорчений, оставив всё плохое позади.
Кроме того, можно подарить особенно запомнившимся коллегам какие-то памятные сувениры, а также оставить им свои контакты и попросить их телефоны и адреса, чтобы не потерять связь.
Наконец, после окончания последнего рабочего дня нужно привести в порядок рабочее место: забрать все свои вещи и убраться на столе. После этого можно будет с чистой совестью уйти из этой компании и приступить к работе на новом месте.
Увольнение по СМС: когда можно использовать электронную переписку в трудовых спорах и отношениях
Электронные способы общения — СМС, переписка в мессенджерах или по электронной почет уже настолько прочно вошли в повседневную жизнь, что многие компании решают придать этим видам коммуникации официальный характер. В трудовых договорах и локальных нормативных актах организаций появляются положения о допустимости использования «цифрового» уведомления сторон трудового договора о тех или иных фактах. Но насколько законны такие способы общения? Признают ли их контролирующие органы и суды, если возникнет трудовой спор? Давайте разбираться.
Когда составляются письменные извещения (уведомления, предупреждения)
Трудовое законодательство предусматривает довольно много ситуаций, когда работодатель вынужден общаться с работником на официальном уровне. Например, работодатель обязан официально (в письменной форме) направить сотруднику следующие извещения и предупреждения:
Помимо этого, в письменной форме запрашиваются объяснения по факту совершения работником проступков для решения вопроса о привлечении его к ответственности (ст. 193 ТК РФ).
Работник, в свою очередь, также обязан письменно обращаться к работодателю в определенных ситуациях. Самый распространенный случай — предупреждение об увольнении по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ). Есть и другие ситуации. Например, статья 379 ТК РФ обязывает работника известить работодателя в письменной форме об отказе от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором. Также письменное извещение требуется, если работник решил приостановить работу из-за невыплаты зарплаты (ст. 142 ТК РФ).
Общим для всех перечисленных случаев является тот факт, что Трудовой кодекс обязывает составлять названные документы в письменной форме, но не регулирует порядок их передачи между сторонами трудового договора. Значит ли это, что указанные извещения, предупреждения и прочие документы можно направить по электронным каналам связи (например, по электронной почте, в виде СМС или ММС-сообщения или сообщения в мессенджере)?
Также возникает вопрос о том, можно ли использовать названные средства электронного общения для передачи информации (извещений, сообщений, предупреждений, уведомлений и проч.) в случаях, которые прямо не предусмотрены Трудовым кодексом. Например, может ли работник уведомить работодателя СМС-сообщением о том, что заболел и задерживается из-за этого в командировке? Вправе ли работодатель направить сотруднику через Viber или WhatsApp сообщение о том, что ему необходимо приступить к работе? Об этих и других ситуациях пойдет речь далее.
Способы извещения работников: есть ли выбор у работодателя
В некоторых случаях ответ на вопрос, можно ли применять современные средства коммуникации для направления уведомления, извещения или другого документа есть в Трудовом кодексе. Если в статье ТК РФ, которая регулирует порядок вручения работнику соответствующего документа, сказано, что это надо делать под подпись, то очевидно, что никакие электронные способы общения в данном случае применяться не могут. Документ необходимо составить на бумаге и передать его лично работнику для подписания. К таким «бумажным» документам относятся:
Исключением является случай, когда человек принимается на дистанционную работу. Ознакомление такого сотрудника с необходимыми документами может происходить путем обмена электронными версиями документов (ст. 312.1 ТК РФ).
В остальных ситуациях возможен выбор способа извещения работника. Так, например, Минтруд России в письме от 21.02.17 № 14-1/ООГ-1560 прямо разрешил направлять расчетные листки по электронной почте. А ведь статья 136 ТК РФ требует информировать работника о составных частях зарплаты в письменной форме. Получается, что Минтруд признал: извещение по электронной почте для целей ТК РФ является извещением в письменной форме. При этом чиновники указали, что такой порядок информирования работника нужно закрепить в трудовом договоре, коллективном договоре или локальном нормативном акте (см. «Минтруд: работодатели могут направлять работникам расчетные листки по электронной почте»).
Из этого частного случая можно сделать общий вывод: если Трудовой кодекс не говорит о необходимости получить подпись сотрудника под извещением, предупреждением либо иным документом, работодатель может направить его работнику по электронной почте. При этом нужно заранее закрепить такую возможность в локальном нормативном акте, коллективном или трудовом договоре.
Уведомление работников посредством СМС-сообщений и мессенджеров
Можно ли для уведомления работников использовать СМС-сообщения и сообщения в мессенджерах? Приравниваются ли такие сообщения к письменным документам, и могут ли подтверждать факт уведомления работника в тех случаях, когда его подпись не требуется? К сожалению, разъяснений контролирующих органов на этот счет нет. А вот анализ судебной практики дает повод для оптимизма.
Как правило, суды принимают подобную переписку в качестве доказательств. Так, нам удалось найти лишь одно дело, в котором суд признал СМС-сообщения недопустимым доказательством и отказался их рассматривать. При этом никаких пояснений такому решению судьи не дали. Возможно потому, что в данном споре были чисто процедурные нарушения при представлении доказательств (см. апелляционное определение Свердловского областного суда от 01.03.17 по делу № 33-3376/2017). В остальных изученных нами спорах суды считали сообщения в мессенджерах и СМС-сообщения допустимым способом извещения сотрудников.
Например, Хабаровский краевой суд признал сообщение, переданное посредством мессенджера, в качестве доказательства надлежащего уведомления работника о том, что его отпуск закончен, и ему необходимо приступить к работе (апелляционное определение от 29.05.17 по делу № 33-4096/2017). А Пермский краевой суд счел допустимым уведомление работника посредством электронной почты, сообщений через мобильные приложения Viber и WhatsApp, социальную сеть «ВКонтакте». Этими способами работодатель известил сотрудника о необходимости явки на работу для объяснения причины длительного отсутствия на рабочем месте (апелляционное определение от 04.10.17 по делу № 33-10980/2017).
Использование для уведомления работников СМС-сообщений также признается правомерной практикой. Например, Приморский краевой суд согласился, что работодатель мог уведомить сотрудника о наложении дисциплинарного взыскания и об увольнении посредством СМС. Правда, в данном случае работа сотрудника носила удаленный характер. Несомненно, этот факт повлиял на выводы судей, которые прямо указали: с учетом удаленности места осуществления трудовой функции работника, компания предприняла достаточные, разумные и обоснованные усилия по извещению сотрудника, в том числе СМС-сообщениями, о применяемых дисциплинарных взысканиях (апелляционное определение от 11.10.16 по делу № 33-9899/2016).
Сразу же отметим, что удаленный характер работы вовсе не является обязательным условием использования СМС-сообщений для официального общения с работниками. В качестве примеров можно привести апелляционные определения Ростовского областного суда от 17.11.16 по делу № 33-18542/2016 и Иркутского областного суда от 22.06.17 по делу № 33-5844/2017. В первом деле судьи сочли СМС-сообщение надлежащим уведомлением работника о необходимости явиться на рабочее место, чтобы ознакомиться с приказом о переводе на другую работу. А во втором споре СМС-сообщение послужило доказательством истребования у работника письменного объяснения по факту проступка для привлечения его к ответственности. При этом в обоих случаях речь шла об «обычных», а не дистанционных работниках.
Уведомление работодателя с помощью СМС-сообщений и мессенджеров
Заметим, что возможность направлять «цифровые» уведомления имеется не только у работодателя, но и у работников. Так, в судебной практике есть примеры, когда суды признавали СМС-сообщения и переписку в мессенджерах в качестве доказательств добросовестного поведения работника. Например, судьи соглашались, что работник мог такими способами согласовать с начальством свое отсутствие на рабочем месте, а значит, не прогулял работу (апелляционные определения Хабаровского краевого суда от 12.10.12 по делу № 33-5847/2012 и Свердловского областного суда от 20.05.16 по делу № 33-8564/2016). Еще в одном споре судьи подтвердили право работника на компенсацию задержки зарплаты, применив в качестве доказательства СМС-сообщения из банка. Из этих сообщений следовало, что работодатель перечислял зарплату позже установленного срока (апелляционное определение Самарского областного суда от 14.11.17 по делу № 33-14588/2017).
Также суды признают СМС-сообщения допустимым способом предупреждения работодателя об увольнении работника по собственному желанию (апелляционные определения Оренбургского областного суда от 14.01.16 по делу № 33-35/2016 и Свердловского областного суда от 20.05.16 по делу № 33-8564/2016).
В некоторых случаях СМС-переписка может выступать в качестве доказательства наличия трудовых отношений. Так, в упомянутом апелляционном определении Свердловского областного суда от 20.05.16 по делу № 33-8564/2016 судьи пришли к следующему выводу. СМС-сообщения, которыми сотрудник отпрашивался с работы и уведомил о своем желании уволиться, а также ответные сообщения от начальника с соответствующими подтверждениями, являются доказательством того, что между сторонами имелись трудовые отношения. А из апелляционного определения Московского городского суда от 16.05.17 № 33-13015/2017 следует, что факт заключения трудового договора может подтверждаться электронной перепиской, если она свидетельствует о том, что работник соблюдал трудовую дисциплину, подчинялся локальным нормативным актам организации и выполнял возложенные на него обязанности.
В каких случаях не получится ограничиться СМС-сообщениями
Однако в ряде случаев суды отказываются принимать «цифровую» переписку в качестве доказательства определенных фактов. Например, не получится подтвердить СМС-сообщением факт болезни, так как по закону единственным документом, который доказывает неспособность работника осуществлять трудовую деятельность, является листок нетрудоспособности (апелляционное определение Московского городского суда от 02.06.17 № 33-14843/2017). При этом заметим, что хотя СМС-сообщение и не является доказательством болезни, но вполне может быть подтверждением того, что сотрудник не вышел на работу по уважительной причине. Другими словами, работник не вправе рассчитывать, что работодатель выплатит ему больничное пособие на основании лишь СМС-сообщения о болезни, но и уволить такого сотрудника будет сложно.
Попадают в такие ситуации и работодатели. Например, суд не признал СМС-сообщение надлежащим письменным уведомлением работника о необходимости явиться за трудовой книжкой (апелляционное определение Ростовского областного суда от 11.07.16 по делу № 33-10321/2016). Таким образом, в подобных случаях лучше направлять работнику также официальную бумагу, а не ограничиваться «цифровым» общением.
Как подтвердить факт направления сообщений
Как видим, суды довольно часто принимают СМС-сообщения и электронную переписку в качестве допустимого способа коммуникации в трудовых отношениях. Однако надо иметь в виду, что в суде может понадобиться доказательство того, что стороны использовали электронный способ общения.
Основные сложности здесь связаны с тем, что цифровые сообщения (СМС-сообщения и сообщения в мессенджерах) сами по себе не позволяют идентифицировать лиц, участвующих в переписке (апелляционные определения Верховного суда Республики Башкортостан от 06.06.16 по делу № 33-10730/2016 и Верховного суда Чувашской Республики от 02.10.17 по делу № 33-4947/2017). Поэтому если имеются основания полагать, что другая сторона будет отрицать получение соответствующего сообщения, то стоит запастись детализацией по номеру и расшифровкой СМС-сообщений (апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 29.06.16 по делу № 33-4838/2016).
А в особо сложных ситуациях может пригодиться специальный вид доказательства — заверенный нотариусом протокол осмотра (апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.06.16 по делу № 33-10508/2016). Проследите, чтобы в таком протоколе были отражены текст сообщения, а также иные данные: номера телефонов отправителя и получателя, дата, время сообщения, информация о доставке и прочтении, если она предоставляется мессенджером. Понятно, что составление такого протокола потребует дополнительных затрат (как финансовых, так и временны́х), но зато и шансы, что доказательство будет принято и рассмотрено судом, возрастают практически до 100 процентов.