Проснулись? Заболели? Предупреждаем начальника без лишней информации
Если вас накрыла простуда, не стоит изображать из себя несгибаемого человека и ползти на работу в полуобморочном состоянии. Своим поступком вы не докажете свою преданность, зато будете заражать коллег, которые за это спасибо не скажут. Повысилась температура? Донимают кашель и насморк? Возьмите больничный, а мы подскажем, как грамотно предупредить начальство.
Как написать электронное письмо
Шаги, которым нужно следовать при написании электронного письма про больничный:
Попросить прощения, а не разрешения
Лучший способ действий, это уведомить по телефону или по интернету, что вы больны и не можете прийти на работу. То есть вам надо поставить начальство перед фактом. За их «моральные страдания» просто попросите прощения.
Гораздо хуже, если вы начнете спрашивать разрешения, можно ли вам пойти на больничный. Во-первых, болеть – это нормально. Вряд ли есть люди, которые никогда не простужаются. Во-вторых, любой умный начальник понимает, что если вы придете на работу инфицированным, то после вас сляжет полколлектива и качественное выполнение задач в полном объеме окажется под вопросом. В-третьих, не надо искушать босса – вдруг жадность возьмет верх над разумом?
Помните простое правило жизни – загубите здоровье, никому потом вы не будете нужны. В том числе текущей администрации. Никто и спасибо не скажет за ваши подвиги. Более того – трудовое законодательство на вашей стороне.
Шаблоны сообщения
Что же конкретно написать в электронном уведомлении? Предлагаем 3 варианта построения текста:
Вступление и окончание вариантов № 2 и № 3 аналогично первому варианту.
Старайтесь отправлять электронное письмо о своем больничном дне рано утром в тот же день, в который заболели. До начала вашей смены. У начальства должно быть время, чтобы подобрать вам временную замену. Если вы направились в поликлинику и пока не знаете, дадут ли больничный, тоже предупредите об этом. В очереди можно просидеть и до обеда, а в это время на работе могут всякое подумать.
Звонок по телефону
Если вы предпочитаете звонить, а не отправлять электронные письма, вам следует поговорить с вашим непосредственным руководителем. Старайтесь избегать передавать информацию через третьих лиц, даже друзей. Кто-то может запамятовать и вовремя не сообщить либо исказить факты, перепутать время и даты.
Общаясь с начальством, говорите конкретно и откровенно. Скажите, что вы чувствуете себя плохо и собираетесь идти на больничный. Не стоит заискивать и выпрашивать разрешения. Вас не должно волновать, что не хватает рабочих рук. Начальству как раз и платят за решение подобных организационных вопросов. При этом будьте максимально вежливы и корректны в выборе выражений.
Обязательно уточните, как с вами поддерживать связь и не отказывайте в консультациях, если необходимость таковых возникнет. В конце поблагодарите их за понимание.
«Нескончаемый» больничный лист: что делать работодателю, если работник болеет много и часто
Е. А. Юрова
автор статьи, консультант Аскон по трудовому праву
Нетрудоспособность является одним из самых распространенных случаев злоупотребления правом отдельными категориями работников. Такие работники, имея в анамнезе стабильное заболевание, хорошо изучают все признаки его обострения и обращаются в различные медицинские учреждения, бесконечно предоставляя работодателю множество листов нетрудоспособности. После получения очередного больничного листка работодатель задается вопросами: может ли работник фактически выполнять трудовые обязанности, как прекратить череду больничных, обоснованно ли выдаются эти документы…
На что работодатель не может повлиять
Зачастую здоровье работника позволяет выполнять трудовую функцию, ибо наличие продолжительных ограничений здоровья свидетельствует о значительных ограничениях жизнедеятельности и влечет установление степени утраты профессиональной трудоспособности, т.е. признание работника инвалидом.
Гражданин при необходимости вправе обратиться за медицинской помощью в любое удобное ему учреждение, к любому врачу, которые при наличии показаний оформляют соответствующие документы, в том числе и больничный лист.
Сам факт обращения гражданина в медицинское учреждение, не говоря о сведениях о заболевании, относится к врачебной тайне. Соответственно, ни медицинская организация, ни любой работник этой организации не может предоставлять законом защищаемые сведения ненадлежащему лицу, к которым. в данной ситуации относится сам работодатель.
Именно законом защищаемые сведения не позволяют работодателю обратиться с запросом о нетрудоспособности работника в медицинскую организацию, а медицинской организации предоставить работодателю данные о заболевании гражданина.
Что работодатель может сделать
Предоставленный работником листок нетрудоспособности обязывает работодателя не только учесть уважительность причины отсутствия работника на рабочем месте, но и предоставить пособие.
Злоупотребление работником своим правом на страховое покрытие, на отсутствие на работе создает значительные сложности работодателю, вынужденному искать внутренние ресурсы по выполнению работы и нести дополнительную финансовую нагрузку. В такой ситуации возникают подозрения о наличии сговора работника с представителем медицинской организации, но доказать это достаточно затруднительно.
Учитывая, что листок нетрудоспособности выдается полномочной организацией на основании действующей лицензии на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности, угроза лишиться этой лицензии обязывает руководителя медицинского учреждения реагировать на любую информацию, предупреждающую отзыв лицензии.
Соответственно, уточнение работодателем факта многократной выдачи больничных листов не нарушит требований о защите информации, но обратит внимание руководителя медицинской организации о возможном правонарушении.
Следующей возможностью работодателя прекратить злоупотребление правом работником является закрепленные за Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 7 ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») полномочия проверки соблюдения установленного порядка выдачи, соблюдения сроков выдачи и продления, оформления листков нетрудоспособности, а также проверки ведения документов, подтверждающих выдачу, продление и оформление листков нетрудоспособности (п. 5 Приказа Минздрава России от 21.12.2012 N 1345н «Об утверждении Порядка осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности»).
Проведение проверок может осуществляться на основании обращения (жалобы) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на действия (бездействие) лиц, осуществляющих выдачу листков нетрудоспособности, связанные с нарушением порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности (п. 8 названного выше Приказа).
Обращение в ФСС не только инициирует внеплановую проверку, но и обязывает ФСС предоставить страхователю информацию по существу обращения (жалобы), тем самым практически прекращая поток листков нетрудоспособности определенного гражданина.
Электронные больничные
В настоящее время практически завершается переход от бумажных листков нетрудоспособности к электронным документам (Приказ Минздрава России от 01.09.2020 N 925н «Об утверждении порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа»), что тоже значительно ограничивает работника в количестве обращений за листками нетрудоспособности.
Принципиально изменен подход к документированию: ранее документировался факт заболевания, а сейчас документируется собственно нетрудоспособность определенного человека, который подлежит социальному страхованию.
В частности, с вступлением в силу Постановлением Правительства РФ от 05.05.2018 N 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» (вместе с «Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения») оформляется только один больничный для всех работодателей. Исправление работодателем своих ошибок в заполнении больничного будет происходить в ФСС на основании электронного обмена сообщениями, в том числе и с использованием Федеральной интегрированной электронной медицинской карты, которой названа подсистема единой системы, предназначенная для сбора, систематизации и обработки структурированных обезличенных сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, посредством информационного обмена с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что эпоха нескончаемых больничных листов работников, злоупотребляющих своим правом нетрудоспособности, завершается. А это значит, работодателю придется меньше времени тратить на объяснения с работником, на обращения в медицинское учреждение, в фонд социального страхования, предоставляя все социальные гарантии только действительно нуждающимся сотрудникам.
Работник постоянно болеет: что делать работодателю
Проверьте свои действия с помощью КонсультантПлюс. Не тратьте время на поиски решений в разных источниках, обезопасьте себя от ошибок и штрафов.
Е. А. Юрова
автор статьи, консультант Аскон по трудовому праву
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
Бухучет, налогообложение, ФСБУ, отчетность за 2021 год
Поможем не забыть сделать главное
Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.
#Специалист по кадрам #Трудовое законодательство. КДП
Возможно, вам будут интересны эти темы:
Начал действовать новый порядок ведения и хранения трудовых книжек. Теперь ряд сроков нужно измерять в рабочих днях, а от сотрудников требовать меньше подписей.
Новые требования к аптечкам первой помощи действуют с 1 сентября в течение 6 лет.
Минтруд утвердил новый порядок проведения госэкспертизы условий труда взамен действующего.
Поправки вступят в силу 1 января 2022 года.
С 23:00 31 декабря до 06:00 1 января в северной столице не будет действовать запрет на работу предприятий общепита.
С 29 декабря трудовые мигранты начнут получать патенты на работу в форме карты с чипом, содержащим электронное изображение лица владельца и отпечатки пальцев.
Больничный лист: что должен знать работодатель и сотрудники?
4,33 (Проголосовало: 72)
Заболеть или получить травму может любой работник. Действующее законодательство защищает его интересы на период временной нетрудоспособности: за время, пока он проходит лечение и реабилитацию, ему положено пособие. Оно выплачивается работодателем, однако после он имеет право получить компенсацию большей части потраченных денег за счет средств ФСС. Однако чтобы решить эту задачу, нужно, чтобы оба – и работник, и работодатель – правильно оформили все нужные документы.
Обращение за больничным листом
Больничный лист представляет собой официальный документ, который фиксирует факт нетрудоспособности работника в течение периода его болезни или травмы. Чтобы получить его, сотруднику необходимо лично обратиться в медицинское учреждение или вызвать врача на дом. Датой открытия больничного в этой ситуации будет считаться дата обращения. Если работник болел в течение нескольких дней до этого, но не обращался к врачу, они не будут включены в срок больничного.
Нужно учитывать, что правом выдачи больничного листа обладают только медицинские компании, имеющие действующую лицензию. При этом в соответствии с приказом Минздрава от 29.06.2011 N 624н некоторые медицинские организации не имеют права выдавать этот документ. В их список входят:
Оформление больничного
Действующая форма листка временной нетрудоспособности определена положениями приказа Минздрава от 26 апреля 2011 г. N 347н. В нем приводится форма этого документа и дается расшифровка каждой графы. Указания по заполнению этой формы приведены в разделе IX приказа № 624н. Она содержит два основных раздела: первая сторона заполняется медицинским учреждением, выдавшим больничный, вторая – непосредственно работодателем. Работник не участвует в заполнении этого документа.
Самое важное, что нужно помнить – это то, что современные листки подлежат прочтению на машинном оборудовании. Поэтому все записи в этом документе должны выполняться только гелевой или капиллярной ручной черного цвета: использование шариковой ручки не допускается. Также разрешено вносить сведения в больничный с помощью печатающих приспособлений. Все надписи и печати должны четко умещаться в пределы выделенных для них граф. Заполненный лист нельзя сгибать или иным способом повреждать его поверхность: это стать причиной того, что данные станут нечитаемыми.
Наличие исправлений и ошибок в листке нетрудоспособности не разрешается. Если в процессе его оформления была допущена ошибка, например, неправильно написали фамилию больного, документ нужно переоформить: учреждение заполняет дубликат документа, делая на нем соответствующую пометку. Если ошибку в больничном обнаружил уже работодатель, получивший документ от работника, он должен направить сотрудника для исправления неточностей в то медицинское учреждение, которое выдало больничный. Исправлять в документе ошибки, допущенные медицинской организацией, нельзя. В противном случае работодатель не сможет получить возмещение потраченных средств из ФСС.
Работнику не стоит переживать, что работодателю станут известны деликатные сведения относительно его проблем со здоровьем. Действующий порядок заполнения больничных листов не предполагает указания в нем сведений о диагнозе, поставленном больному. Для целей учета нем предусмотрена лишь графа, отражающая причину нетрудоспособности в закодированном виде. В общей сложности приказ № 347н предусматривает 15 кодов для обозначения этих причин плюс пять дополнительных кодов, служащих для уточнения обстоятельств выдачи больничного.
Передача больничного работодателю
Фактически основная задача работника при оформлении больничного листа заключается в своевременном обращении в медицинское учреждение и последующей передаче оформленного документа работодателю. Последний должен в момент приема проверить корректность содержащихся в нем сведений и правильность оформления документа. После этого больничный считается принятым.
Теперь работодателю отводится десять рабочих дней на то, чтобы начислить сотруднику пособие по временной нетрудоспособности, заполнить свою часть листка и направить его в ФСС, чтобы получить возмещение. Основная часть информации, вносимой компанией, относится к техническим сведениям, необходимым для корректного расчета величины пособия. Здесь указывается его средний заработок, страховой стаж, ИНН, СНИЛС и другие данные. При этом в соответствии с Письмом ФСС РФ от 28.10.2011 №14-03-18/15-12956 небольшие технические недочеты, допущенные в этом разделе, не могут быть причиной отказа Фонда социального страхования в выплате возмещения работодателю.
Начисление пособия
В соответствии с частью 2 статьи 3 федерального закона № 255-ФЗ, посвященного вопросам обязательного социального страхования, выплату пособия за первые три дня нетрудоспособности работника работодатель осуществляет из собственных средств. Оставшиеся дни нахождения на больничном оплачиваются из средств ФСС. В некоторых случаях больничный полностью оплачивается средствами Фонда: например, при выполнении протезирования или осуществления ухода за больным родственником.
Величина пособия дифференцируется в зависимости от общего страхового стажа работника. Согласно действующему законодательству под ним понимается длительность периода, в течение которого сотрудник был официально трудоустроен у работодателя, и он оплачивал за него страховые взносы в необходимые фонды. Размер пособия определяется следующим образом:
Разумеется, при начислении пособия учитывается только официальная заработная плата. Если работник заболел в течение месяца после увольнения из компании, ему также положено пособие по временной нетрудоспособности – в размере 60% среднего заработка.
Основания для снижения размера выплат
В некоторых случаях величина пособия может быть снижена по сравнению со стандартными размерами. Причины для принятия такого решения перечислены в статье 8 закона 255-ФЗ. Они включают следующие варианты:
Во всех этих случаях размер пособия будет рассчитываться исходя из величины МРОТ для данного региона. Разница заключается лишь в том, что в первых двух случаях расчет по МРОТ будет производиться с даты нарушения, а в последнем – за весь период нахождения на больничном.
Сроки нахождения на больничном
При обращении заболевшего или получившего травму гражданина в медицинское учреждение лечащий врач имеет право выдать ему листок временной нетрудоспособности продолжительностью до 15 календарных дней. Если больничный выдается фельдшером или зубным врачом, его наибольшая продолжительность может составлять только 10 дней. Реальная продолжительность больничного в пределах этого срока определяется врачом с учетом течения заболевания.
Если для лечения болезни или восстановления трудоспособности требуется более длительное время, решение о продлении срока больничного принимается специальной врачебной комиссией. Она определяет общий срок, необходимый для восстановления здоровья сотрудника, в соответствии с характером и тяжестью течения его заболевания.
В соответствии с разделом II приказа № 624н максимальный срок, предоставляемый для этих целей, может составлять 10 месяцев. В отдельных, особенно сложных случаях – например, восстановление после перенесенного туберкулеза или серьезной операции – допускается его увеличение до 12 месяцев. При этом в течение этого периода работник должен каждые 15 дней являться на осмотр к своему лечащему врачу. Несоблюдение этого требования рассматривается как основание для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности. Если по истечении максимального срока предоставления больничного здоровье работника все еще восстановилось не полностью, его направляют для прохождения медико-социальной экспертизы для решения вопроса о присвоении группы инвалидности.
Сроки предоставления больничного
Обычно работник предоставляет больничный лист в день выхода на работу после завершения периода временной нетрудоспособности. Однако в некоторых случаях это может быть сложно: например, сотрудник не успел оформить документ или просто потерял его. Для таких случаев предусмотрено, что сотрудник имеет право сдать работодателю больничный в течение шести месяцев с даты восстановления трудоспособности, то есть окончания больничного.
При этом в определенных ситуациях этот срок может быть дополнительно продлен. Перечень таких случаев определен приказом Минздрава от 31 января 2007 г. N 74. Он включает в себя следующие события:
Предоставление фальшивого больничного листа
Недобросовестные работники иногда используют возможности, предоставленные законодательством, для получения дополнительного оплачиваемого отдыха, который не связан с болезнью или травмой. Проще говоря, они обращаются в сомнительные организации, чтобы просто купить фальшивый больничный и затем предъявить его работодателю. На первый взгляд, это решение действительно обещает возможность получить дополнительные дни, свободные от работы, и при этом не потерять зарплату.
Однако, задумываясь о такой возможности, работнику надо знать, что ему грозит серьезная ответственность. Она дифференцируется в зависимости от обстоятельств поступка и тяжести его последствий и может принимать следующие формы:
Если работодатель обнаружил подделку самостоятельно, получив от работника больничный, стоит поговорить с работником, объяснив ему возможные последствия этой ситуации. Также целесообразно применить к нему дисциплинарное взыскание за прогул. А вот если работодатель уже выплатил ему пособие и, конечно, не получил возмещения из ФСС по фальшивому больничному, он может удержать размер выплат из заплаты работника – правда, не более 20% ежемесячно до полного погашения задолженности. Если в связи с этой ситуацией работодатель понес другие убытки, например, упустил коммерческую выгоду, для их возмещения придется обращаться в суд.
Больничный по уходу за ребенком: общие правила и нестандартные ситуации
И совершенно здоровый работник может принести в бухгалтерию больничный лист – больничный лист по уходу за ребенком. Дети сотрудников болеют в любое время года и чуть ли не чаще чем сами работники. Какие особенности нужно учитывать при оплате «детского» больничного?
В целом больничный по уходу за ребенком оплачивается в том же порядке, что и листок нетрудоспособности, полученный при болезни самого работника. То есть дни ухода за больным ребенком оплачиваются исходя из среднего заработка работника за два календарных года, предшествующих дате выдачи больничного. Однако определенные особенности все же есть.
Во-первых, все дни больничного, подлежащие оплате, оплачиваются за счет в ФСС в полном объеме.
Во-вторых, больничный лист по уходу за ребенком, представленный бывшим работником нужно оплатить, только если ребенок заболел не позднее даты увольнения работника.
В-третьих, если работник ухаживал за больным ребенком во время ежегодного оплачиваемого отпуска, не только не выплачивается пособие за дни нетрудоспособности, приходящиеся на время отпуска, но и сам отпуск работнику не продлевается и не переносится (п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 255-ФЗ, п. п. 40, 41 Порядка выдачи больничных, письмо Роструда от 01.06.2012 № ПГ/4629-6-1).
Кроме того, есть особенности, связанные с определением процента среднего заработка, применяемого при расчете пособия и количества оплачиваемых дней больничного. В этих целях нужно учитывать возраст ребенка, а также характер его заболевания и лечения (п. 5 ст. 6 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). При этом характер заболевания можно определить по коду, указанному в строке больничного «Причина нетрудоспособности»:
Возраст ребенка в целях оплаты работнику больничного по уходу за ним определяется на начало года. Именно по этому возрасту нужно определять лимит оплачиваемых дней.
Больничные по уходу с кодами 13-14 оплачиваются по единым правилам, независимо от возраста детей. Но детьми они в любом случае считаются только до момента достижения 18 лет.
Находился ребенок в стационаре или лечение проводилось амбулаторно – также будет понятно из больничного. В нем будет заполнена или, соответственно, не заполнена строка «Находился в стационаре» и указаны даты пребывания в стационаре.
Больничный по уходу за ребенком в возрасте до 7 лет
Максимальное количество дней по уходу за больным ребенком, которое подлежит оплате в течение года, в данном случае составляет (ч. 5 ст. 6 Закона № 255-ФЗ):
При этом количество оплачиваемых дней по каждому случаю болезни в пределах этих лимитов не ограничено.
Выплатить пособие работнику нужно (п. 1, 2 ч. 3 ст. 7 Закона № 255-ФЗ):
При этом вполне возможна ситуация, когда в течение года ребенок, помимо особого тяжелого заболевания, страдает обычными простудами и ОРВИ. В этом случае за максимальный берется наибольший лимит оплачиваемых дней, то есть 90 календарных дней. Но при этом больничные с кодами 09 оплачиваются только до достижения общего числа дней болезни (как с кодом 09, так и с кодом 12) 60 календарных дней. Далее оплате подлежат только больничные с кодом 12.
Больничный по уходу за ребенком в возрасте от 7 до 15 лет
Максимальное количество дней по уходу за больным ребенком, которые подлежат оплате в течение года, в данном случае составляет 45 календарных дней (ч. 5 ст. 6 Закона № 255-ФЗ). При этом количество оплачиваемых дней по каждому случаю болезни ограничено 15 календарными днями.
Выплатить пособие работнику нужно в том же размере, что и при уходе за ребенком в возрасте до 7 лет (п. 1, 2 ч. 3 ст. 7 Закона № 255-ФЗ):
Однако не исключено, что в больничном по уходу за ребенком на стационарное лечение приходится только часть дней. Вести учет дней, приходящихся на разное лечение, нужно отдельно.
Больничный по уходу за ребенком в возрасте от 15 до 18 лет
Максимальное количество дней по уходу за больным ребенком, которое подлежит оплате в течение года, в данном случае составляет 30 календарных дней (ч. 5 ст. 6 Закона № 255-ФЗ). При этом количество оплачиваемых дней по каждому случаю болезни ограничено 7 календарными днями. Оплачивается такой больничный в размере 60–80 или 100 процентов от среднего заработка в зависимости от страхового стажа работника за все дни, подлежащие оплате.
Больничный по уходу с кодами 13, 14 и 15
Максимальное количество дней по уходу за больным ребенком-инвалидом (код 13), которое подлежит оплате в течение года, в данном случае составляет 120 календарных дней. При этом количество оплачиваемых дней по каждому случаю болезни в пределах этого лимита не ограничено (п. 3 ч. 5 ст. 6 Закона № 255-ФЗ).
Максимальное количество оплачиваемых дней по больничному с кодом 14 или 15 не ограничено.
В каждом случае выплатить пособие работнику нужно в том же размере, что и при уходе за ребенком до 7 или 15 лет (п. 1, 2 ч. 3 ст. 7 Закона № 255-ФЗ).
Если родители ухаживают за больным ребенком по очереди
Больничный лист по уходу за ребенком может выдаваться попеременно разным членам семьи (п. 36 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития от 29.06.2011 № 624н). В этом случае работник может принести в бухгалтерию не первичный больничный лист, а его продолжение, о чем в листе нетрудоспособности должна быть отметка (п. 56 Порядка). В подобной ситуации пособие выплачивается каждому застрахованному лицу, ухаживающему за ребенком. Но учитывать, конечно, нужно то количество дней ухода за ребенком, которое приходится на конкретного работника.
Налоговый эксперт Оксана Доброва
Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование