10+1 совет по написанию обзорной статьи
Как правило, ученые регулярно пишут научные статьи. Но они зачастую незаслуженно забывают о таком жанре научной литературы, как обзорная статья. Именно о ней и пойдет речь ниже.
Что такое обзорная статья?
Обзорная статья является своего рода научным методом, который позволяет в сжатом виде изложить результаты исследований и дискуссий по различным научным вопросам. При этом они должны быть объединены одной тематикой. Для чего нужен научный обзор? Без него не обойтись студентам и аспирантам. Ведь невозможно проштудировать все книги, научные статьи и интернет-источники. Вместо этого можно ознакомиться с несколькими обзорными статьями. А для углубления в какую-то тему следует детально изучить несколько научных работ. Именно научный обзор и поможет «навести» на них читателя.
Написание обзорной статьи полезно и самим авторам. Это расширит их научный кругозор. У издательств существует большой спрос на обзорные статьи. Также они вызывают неподдельный читательский интерес. Поэтому публикация научного обзора вызовет интерес и к другим работам автора. Рекомендуется выбирать тематику для обзорной статьи, относящуюся к области научных интересов ее автора. Тогда он углубит свои знания в этой сфере и откроет для себя что-то новое, повысит уровень своего профессионализма. Если обзор будет интересен читателям, то это приведет к увеличению ссылок на работы автора. А это позволит повысить его индекс Хирша.
Не стоит полагать, что написать научный обзор проще, чем научную статью. Хотя в обзорной статье автор и не делает собственных открытий, он должен переработать огромный массив информации, тщательно скомпилировать материал и написать грамотную качественную работу. Научный обзор – это верхушка айсберга накопленных в определенной области знаний. И требует писательского мастерства. Для автора важно уметь искать и анализировать информацию. Необходимо уметь изложить ее в сжатой форме, сделать понятной даже для неподготовленного читателя. Автор научного обзора должен заинтересовать его.
Признание обычно приносят публикации научных открытий. Однако написание обзорной статьи не стоит недооценивать. Это – своеобразный знак престижа. Ведь не каждому автору поручат такую работу. Поэтому ученые серьезно относятся к этому виду труда. Процесс написания научного обзора требует от автора не только колоссальных знаний и трудолюбия, но и значительного опыта.
Удачная обзорная статья способна возобновить читательский интерес к определённым проблемам и статьям.
Научные обзоры выполняют следующие функции в сфере развития науки:
В обзорной статье собраны сведения из разных научных статей. Для этого их нужно тщательным образом выбрать, предварительно проштудировав. Ежедневно в научном мире публикуются сотни работ. Для написания обзорной статьи их нужно изучить и представить в сжатом виде, выбрав наиболее интересные и актуальные из них.
Процесс написания обзорной статьи
Написать научный обзор ничуть не легче, чем научную статью, несмотря на то, что обзорная статья не содержит новых идей. Написание научной статьи требует кропотливой подготовительной работы, которая включает в себя следующие этапы:
Для упрощения работы автору предварительно рекомендуется подготовить сценарий. Он поможет организовать написание статьи и соблюсти логику повествования. Это и есть план работы, представленный в развернутом виде. Он должен соответствовать структуре статьи.
И только после прохождения данных подготовительных этапов автор приступает к написанию обзорной статьи.
Также ученому необходимо выбрать, в какой форме будет представлен будущий научный обзор:
Как придерживаться структуры научного обзора?
Как и обычная научная статья, обзорная статья должна соответствовать общепринятой структуре:
Название необходимо придумать таким образом, чтобы оно заинтриговало читателя. При этом оно должно отражать суть обзора. В аннотации необходимо дать общее представление о научном обзоре. Рекомендуется приступать к написанию этого раздела после завершения обзорной статьи. Тогда вы точно сможете передать ее суть. Но если автор и так четко представляет, что он будет писать в статье, то можно сразу же приступить к составлению аннотации. Максимальный объем аннотации, как правило, не превышает 200 слов.
Во введении следует привести информацию о структуре работы и взаимосвязи ее элементов.
Частая ошибка молодых ученых – приведение в обзорной статье библиографического обзора. Однако обзорная статья и библиографический обзор – это не одно и то же. Задача автора научного обзора – продемонстрировать степень изученности рассматриваемого вопроса. В идеале необходимо дать критическую оценку рассмотренным работам. Также следует привести выводы, составленные на основе изученных трудов.
В выводах научного обзора должны содержаться рекомендации для дальнейших научных исследований. В заключении может быть предложено внедрение научных инноваций для решения определенных вопросов.
В хорошо написанном научном обзоре представленный материал должен быть критически переосмыслен.
Советы по написанию научной статьи
Следование данным советам поможет составить хороший научный обзор.
Итак, не следует пренебрегать написанием научных обзоров. Это повысит авторитет ученого в научных кругах, позволит увеличить уровень цитируемости его работ, что повлияет на его индекс Хирша.
Как написать научную статью для публикации: частые ошибки при написании статей или на что обращает внимание рецензент
Главная » обучение » Как написать научную статью для публикации: частые ошибки при написании статей или на что обращает внимание рецензент
Как написать научную статью для публикации в научном журнале? Таким вопросом задается каждый молодой ученый после получения своих первых научных результатов. И как оказывается, не всякому этот процесс дается легко. Нередко, направив свою первую статью в журнал, авторы получают отказ в публикации.
Недостаточно просто описать полученные вами результаты, необходимо четко и ясно прописать актуальность работы, цель, научную новизну и т. п. Рецензенты научных журналов обращают внимание именно на эти пункты.
Давайте разберем, что и как должно быть написано в статье для успешного прохождения этапа рецензирования.
1. Как написать научную статью для публикации в журнале?
Авторам научных публикаций можно предложить следующий, разработанный мной алгоритм действий, позволяющий уточнить теоретико-практическое содержание проведенного исследования и обойти возможные «острые углы» при получении рецензии специалиста на публикуемую работу. Для составления этого алгоритма я использовала собственный опыт рецензирования научных статей.
2. Предмет исследования
Авторы должны хорошо понимать свою предметную область и уметь отчетливо донести до читателя результаты своей работы. Ошибкой является использование общих формулировок, касающихся всей науки в целом (например, «содержание народной педагогики, на примере татарской народной педагогики»). вместо конкретных тезисов и постулатов.
Другим негативным примером является понимание слова «предмет» буквальным образом. Что такое книга? Предмет! Отлично, автор выбирает, например, в качестве предмета исследования книгу Эма Гриффина «Коммуникация: теории и практики». Такие курьезы тоже могут быть возможны. В качестве положительного примера предмета исследования, к которому не возникнет нареканий, можно взять следующий: «процесс формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования». При этом соотношение объекта и предмета исследования должно учитывать их иерархию, так, например, в нашем положительном примере объект шире, чем предмет, и объектом является «образовательный процесс в сельских школах».
3. Методология
Исследователи могут указать основу своего исследования на философском, общенаучном и частнонаучном уровне. Ошибкой является указание преимуществ использования различных техник и технологий вместо указания теоретического базиса исследования.
Пример: «проводится анализ положительного влияния летнего танцевального лагеря на развитие танцевальных способностей детей». Часто вместо методологии авторы указывают совокупность методов исследования, например: «анализ методологических основ профессиональной деятельности преподавателей вузов, рабочих программ и методических пособий для подготовки и переподготовки преподавателей, обобщение педагогического опыта использования современных web-инструментов в качестве одного из средств повышения профессиональной эффективности, беседы с преподавателями по данной проблеме исследования». Методология – это не набор методов исследования, а его теоретическая основа, то есть те теории, которые предшествовали рождению нового знания.
В качестве хорошего «образца», поясняющего на примере суть указанного требования, может быть следующая формулировка: «методологической основой исследования являются теория систем (П.К. Анохин, К.В. Судаков), теории деятельности (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев)».
Подробнее прочитайте статьи про методы и методологию научного исследования.
4. Актуальность
В статье авторы обязательно должны указывать важность и значительность рассматриваемой проблемы именно для настоящего момента. Ошибкой является указание пользы исследования безотносительно к любым временным промежуткам.
Пример неудачной формулировки: «реализация индивидуального подхода в обучении – объективно обусловленное закономерностями развития человека требование к организации учебно-воспитательного процесса».
Напротив, удачным примером, можно назвать следующее утверждение: «Актуальность исследования заключается в том, что существует потребность в разработке педагогических условий для успешной адаптации участников программ международной академической мобильности».
Особенно важно подчеркнуть, что актуальность исследования выбранной темы определяется наличием противоречий, которые и должны быть разрешены в результате проведения исследования. Перечень противоречий можно описать перед формулировкой актуальности исследования.
5. Научная новизна
Авторы в своих статьях должны четко указать, в чем отличие их работы от аналогичных исследований в той же предметной области. Научная новизна – так называемое сердце всего исследования, его основной стержень. Если нет новизны, то ценность исследования теряется.
Некоторые авторы пытаются приурочить что-то известное к какому-либо новому поводу. Например, в статье к юбилею ученого приводилась его биография, однако научной новизной перечень биографических фактов из его жизни и деятельности не обладает. Соответственно, историко-биографический обзор не может считаться научным исследованием ввиду того, что перечень известных фактов в честь юбилея не имеет ничего нового по отношению к уже известному.
Рассмотрим другой случай. Итак, в статье на тему «интерактивный метод обучения в дистанционном образовании» автор приводит целый раздел с описанием научной новизны. Однако, внимательно изучив этот раздел, никак нельзя выяснить – что именно нового предлагает автор. Основная мысль, которая дается, – студентам всего лишь необходимо звонить по скайпу. Причем скайп – не новый, и не разработан автором статьи. Применить его, как техническое средство – можно, но в чем именно содержание методики его использования? В том, чтобы студенты самостоятельно разговаривали при пассивном участии преподавателя? Так они между собой могут поговорить, и по телефону, и по другим мессенджерам, и без участия преподавателя. То есть автор пытается сделать новую комбинацию известного (возможности телекоммуникации) и известного (возможности обучения), и выдать это за новую технологию обучения.
Хорошим примером научной новизны может быть следующее: «предложена модель готовности учащихся к получению профессионального образования, раскрыто содержание показателей (индикаторов состояния данной готовности), сформулированы критерии (признаки, на основании которых формируется оценка уровня развития показателей готовности), охарактеризованы педагогические условия, учитывающие специфику функционирования сельских школ, спроектирована система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования».
6. Стиль, структура, содержание статьи
Стиль публикуемой статьи должен быть научно-публицистический, а сама структура статьи должна соответствовать внутренней логике повествования.
Содержание статьи должно последовательно раскрываться по смыслу и соответствовать названию. Часто случается, что авторы уделяют недостаточное внимание формулировке названия статьи, отчего оно может быть либо слишком общим, не отражающим содержание статьи, либо слишком длинным и перегруженным по смыслу.
Стиль статьи должен быть научным, даже академичным. В нем должна выражаться на достаточном теоретическом уровне идея, доступная для восприятия читателем. Структура статьи должна отражать логику решения поставленных задач. Содержание статьи должно соответствовать названию и нести в себе не только жанровый интерес, связанный со стилем изложения авторских идей, но и научную новизну исследования.
Положительная рецензия может быть такой: «В содержании статьи приводятся наиболее популярные на сегодняшний момент конкретные примеры web-инструментов. Статья написана понятным языком, название соответствует содержанию. Выбранная структура статьи позволяет раскрыть основную мысль авторов». Или, например, такой вариант: «Стиль статьи научный, статья разбита на смысловые блоки, представленные как озаглавленные подразделы. Содержание статьи соответствует названию, логика исследования четкая, разбиение на блоки понятно читателю и отражает динамику развития авторской идеи».
Одной из ошибок в гуманитарных исследованиях является использование не точных литературных формулировок, просторечий: «много тому подобного полезного и близкого», «провидение, в неисповедимых своих решениях».
7. Библиография
Как ни странно, в 95% случаев у авторов в этом разделе встречаются ошибки в оформлении. Список литературы должен соответствовать не только формальным правилам оформления, но и заявленной теме исследования, содержать как новую, так и фундаментальную литературу. Часто список литературы может быть не отсортирован по алфавиту. Следует отметить, что некоторые источники могут начинаться с инициалов автора, а не с фамилии, что затрудняет ранжирование списка источников по алфавиту, ведь некоторые авторы упускают это в своей работе.
Очень часто авторы не знают, как правильно оформить ссылку на Интернет-ресурсы, и поэтому статьи имеют не верно оформленные ссылки на электронные документы. ГОСТ по оформлению литературы содержит множество примеров оформления списка литературы, включая электронные ссылки.
Рецензенты, как правило, очень хорошо знают правила оформления литературы, и надеяться автору, что рецензент этого не заметит, фактически бесполезно. Поэтому нужно обязательно потратить время на оформление литературы по текущим правилам, кроме того, некоторые издательства имеют свои правила оформления списка литературы, с этим тоже необходимо познакомиться, прежде, чем направлять статью на рецензирование.
Кроме того, вместо нумерации по алфавиту авторы могут выставить список литературы в порядке их научного приоритета. Однако, и в этом случае, могут быть казусы следующего типа. Рассмотрим рецензию на такую работу: «Библиография содержит 16 источников, и начинается она с ссылки на Википедию. Нет общего мнения, насколько корректно и правомочно использовать в качестве первого источника в списке литературы информацию с Википедии, так как это открытый для редактирования ресурс. Это означает, что редактировать статьи на Википедии могут все пользователи интернета. В целом этот ресурс использовать не запрещено, хотя достоверность информации определяется теми людьми, кто анонимно вносит правки в статьи. Кроме того, автор может сделать ссылку на статью, которая впоследствии может изменится по содержанию после правок. Формально использование Википедии не запрещается, главное, оформить библиографический источник по правилам оформления электронных документов, как веб-страницу».
8. Апелляция к оппонентам
Авторы текста могут использовать обращение к первоисточникам идей, декларируемых как базис для собственного исследования. Ошибкой при этом является не достаточная корректность обращения к оппонентам по данной обсуждаемой теме.
Например, автор приводит собственную адаптацию интерактивного метода обучения в дистанционном образовании, который он считает общеизвестным и называет его «метод Пилы», но при этом не указывает авторов этого метода, и где этот метод был опубликован. Таким образом, читатель, не знакомый с этим методом, затрудняется понимать, что именно является известным, а что новым в интерпретации или использовании этого метода.
Приведем вариант положительной рецензии: «Апелляция к оппонентам заявлена на примере широкого и подробного анализа литературы, в том числе и авторов, которые не были упомянуты в списке литературы, но имеющих широкое признание в научной среде. Поэтому широта осмысления научно-теоретического опыта была достаточной в данной статье для постановки проблемы и формирования выводов. В том числе широкая экспериментальная база не позволяет сомневаться в их достоверности».
Еще одним удачным примером является всестороннее рассмотрение известного, разработанного другими авторами материала, при этом путем анализа и синтеза получается новое знание. К примеру, положительный вариант рецензии может быть таким: «Апелляция к оппонентам выражена при обращении к работам В.Д. Менделеевича, в которых указано его мнение относительно исследуемых понятий, при чем автор пишет, что «однако, на наш взгляд, в современной психологической науке следует разделить понятия «зависимость» и «привычка»»».
9. Выводы, интерес читательской аудитории
Результаты исследования должны иметь вывод, выраженный в четкой и доступной форме. Необходимо указать область применения результатов исследования, и какой круг вопросов остался открытым.
Задача рецензента – найти и оценить вывод. Ошибкой является «спрятать» вывод по всему тексту статьи. И не вина рецензента, если он не сможет обнаружить вывод по статье – ведь вместо автора он этого делать не обязан, а читатель тем более.
Научная статья не является художественным произведением, которое побуждает задуматься, и искать множество смыслов, и формулировок. Статья требует единой выдержки в ясной смысловой концепции и четкости формулировок. Даже если раздел озаглавить словом «выводы», но не сделать вывод, это тоже бессмысленно и не рационально, рецензента этим не проведешь.
По сути, любой тезис может являться правомерным при достаточной доказательной базе, и любой вывод может иметь право на существование. В этом и заключается право автора иметь свою точку зрения в научном мире. Куда хуже, не иметь своего мнения, и прятаться за общими фразами об актуальности и развитии каких-либо туманно описанных «инноваций».
Заключение
После ознакомления с материалом, надеюсь, у вас не возникнет вопроса, как написать научную статью для публикации в журнале. Если ваша статья обладает четкой конкретикой, логикой и соответствует указанным выше пунктам, то она будет представлять интерес для широкой читательской аудитории и будет рекомендована рецензентами к печати.
Как копирайтеру написать обзорную статью
«Если вы планируете начать строительство дома, то вам, скорее всего, потребуется брус. А если бруса не будет, то и построить ничего не получится. Чем лучше качество бруса, тем прочней будет ваш дом».
Наверное, с примерами аналогичных обзоров вам приходилось сталкиваться практически на любом сайте. Ни пользы, ни интереса в таких текстах нет. А между тем, такой текст должен заинтересовать потенциального покупателя, побудить его сделать покупку или заказать услугу.
В этой статье мы по порядку разберемся, что из себя представляет обзорная статья, и рассмотрим, как правильно её написать.
Содержание статьи:
Зачем нужна обзорная статья
Обзорная статья представляет собой универсальный инструмент, с помощью которого значительно проще преподнести аудитории важную новость, идею, познакомить с производственными или сервисными новинками.
Универсальность заключена не в одном содержании, но и в назначении. Такой материал прекрасно воспринимается любой читательской категорией — от обывателей до профессионалов. Не удивительно, что среди заказчиков всегда есть спрос на такие статьи.
Чтобы понять, с какой целью и для какой аудитории пишется текст, мысленно поставьте себя на место потенциального покупателя или заказчика услуг. Тогда становится ясно, что читатель хочет получить систематизированную и максимально подробную информацию.
Цель статьи — ненавязчиво, но при этом доступно и ёмко изложить всю важную информацию, используя сравнительный анализ, данные статистики и другие сведения. Словом, все то, что дает пищу для раздумий и подталкивает к принятию решения.
Эмоциональность
Перед созданием обзора, помните, как ваша статья должна воздействовать на читателя.
Правила написания и рекомендации
Чтобы получить по-настоящему хорошую и полезную статью, добавим в неё всё, что отсутствовало в примере, приведенном в самом начале.
Интересные факты. «Самые первые зонты были полностью деревянными. В некоторых странах для защиты от дождя использовали гигантские грибы».
Цифры. Нет смысла перегружать статью цифрами, если тема не связана с чертежами и схемами. Но пара статистических чисел все-таки не помешает. Например:
«В России проживает одинаковое количество кошек и людей — порядка 150 миллионов. На одного человека приходится по одной кошке».
Читатель узнал новую информацию, а это всегда интересно.
Юмор. Не важно, с какой темой вы работаете. Возможно, вы пишете про строительство дороги или статью по экономике. Попробуйте слегка оживить текст, работа от этого станет только лучше. Любому политику или лектору хорошо известно, что атмосферу иногда надо разряжать, чтобы слушатели не уснули.
«Кошек в России насчитывается столько же, сколько проживает людей. Таким образом, каждая кошка может завести себе человека».
Если используете в статье множество цифр и данных, то добавьте чуть-чуть юмора. Это повысит шансы читателей добраться до конца текста не заскучавшими.
Новизна. Не начинайте статью с прописных истин и банальностей. Например, так:
«Осенью часто идут дожди и без зонта в это время не обойтись».
Скучно? Да читатель просто сбежит после такого «содержательного и многообещающего» начала!
Эмоции. Даже если это строго профессиональный обзор, отыщите немного места для эмоций. Не важно каких – положительных, отрицательных. Главное, чтобы они были, поскольку эмоциональный всплеск пробудит у читателя заинтересованность. А это гарантия того, что информация запомнится.
Иллюстрации. Чтобы технические тексты было проще понять, в них добавляют схемы и графики. Статья не будет сухой, если дополнить ее картинками и фотографиями. Качественный визуальный контент стоит того, чтобы потратить на его поиски свое время. Обзор получится ярким и что немаловажно — запоминающимся. А у автора будет возможность стать востребованным и популярным.
Структура качественного обзора
Если планируете писать статьи и обзоры, то предварительно продумывайте их структуру. Многие, особенно начинающие авторы, совершают серьезную ошибку, с головой уходя в «словесный омут» и даже не думая, где нужно выплыть. Чтобы не потеряться в водовороте информации, перед работой обязательно составляйте план.
В первую очередь продумываем начало и вывод статьи.
1. Брус: что это, для чего нужен.
2. Брус — лучший материал для постройки дома.
Выбранный вывод взят не случайно. Поскольку зачастую цель обзора — не что иное, как продажа продукции, представленной на сайте.
Но наш план пока еще не совершенный. Добавим в него дополнительные пункты.
1. Брус: что это, для чего нужен.
2. Виды бруса.
3. Сравнение бруса с другими стройматериалами.
4. Брус — лучший материал для постройки дома?
Такая структура обзорной статьи сделает ее полезной для читателя. Но далее предстоит еще немало работы. Если автор ничего не смыслит в брусе, то у него есть 3 варианта действий, последний из которых неприемлем для хорошего автора.
Благодаря погружению в тему, структура будущего текста значительно улучшится, и будет выглядеть примерно так:
Брус: что это, для чего нужен.
1. Виды бруса. Типы и размеры, их стандарты.
2. Сравнение с прочими стройматериалами (кирпич, пеноблок). Плюсы и минусы.
3. Брус — лучший материал для постройки дома?
Лид-абзац
Банальное и скучное вступление статьи нужно всегда заменять толковым. Кроме того, в первом пункте для читателя никакой новой информации нет, его можно убрать.
Чтобы написать цепляющий лид-абзац, нужно найти проблему, которая заинтересует целевую аудиторию.
К примеру, если заказчик обзора реализует брус мелкими партиями, пробуем заинтересовать тех, кто планирует постройку собственного дома.
«Мечтаете построить собственный дом, но затрудняетесь с выбором стройматериала? Мы подскажем, почему стоит остановить свой выбор на брусе и как подобрать его тип правильно».
Благодаря постановке проблемы в самом начале, у вас будет меньше путаницы и блужданий в процессе работы. Этот прием позволит создать более «стройный и гармоничный» обзор.
Составить план не так уж и сложно. Не возбраняется использовать для этого шаблоны.
Если цель статьи — не 100% рекламный текст, то на последний вопрос не рекомендуется давать однозначный ответ. Предоставьте читателю самому справиться с этой задачей, используя полученные им новые данные (а такие данные должны быть обязательно!).
Естественность и польза
У читателя не должно возникнуть мнения, что ему что-то навязывают или от чего-то отговаривают. У любого потенциального покупателя после прочтения вашего обзора должно сформироваться свое мнение для принятия решения.
Хотя обзоры пишутся для людей, нельзя забывать о релевантности статьи. Так читателю легче будет найти нужную информацию. Не лишним будет отметить, где заказать услугу (купить товар). Сделайте это в общих словах, избегая конкретики.
В завершении обзора не забывайте подвести итог, взвесив все «за» и «против».
Заключение
Увлечь читателя интересным чтением и подарить позитивные эмоции — настоящее искусство. Чтобы стать Мастером слова, нужно много и упорно трудиться, изучать опыт талантливых и успешных коллег, развиваться и расти профессионально. И тогда в ваших обзорах точно не будет «высокоумных» объяснений читателю, что яблоки круглые, а брус твёрдый.
Регистрируйтесь на eTXT, пишите статьи разных направлений и стилей, повышайте своё мастерство, зарабатывая личными умениями ещё больше и быстрее.