Что такое основная мысль? И как ее определить?
Как говорится, не стоит изобретать колесо, его уже изобрели. Великие открытия сделаны, остается лишь помнить о том, что все намного проще, чем может показаться с первого взгляда. Двигаясь от простого к сложному, мы рассмотрим, что такое основная мысль (идея), как ее определить и для чего это нужно. Итак, в теме сегодняшней публикации будут затронуты моменты, актуальные как для учащихся начальной школы, так и для старшеклассников.
Что такое текст?
На первый взгляд, вопрос простой и понятный. И зная ответы на простые вопросы, можно дать ответ на более сложный. Итак, текстом называют несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу. Более того, это записанная речь, которая может являться литературным произведением, сочинением, рассказом, басней, документом. Важный признак того, что перед вами находится текст – это наличие в нем связности и законченности, но в каждом тексте, помимо связности и относительной законченности, есть идея. Что такое основная мысль текста? Это то, для чего этот текст был написан автором, это то, что он хотел сказать, то, к чему привлек внимание читателя.
Как найти основную мысль?
Ответ на этот вопрос лежит в тщательной проработке самого текста. Основная мысль (идея) может находиться в заглавии, но в основном автор строит свою работу таким образом, что не высказывает ее напрямую, а предлагает читателю, ознакомившись со всем рассказом, сформулировать ее самостоятельно. Как же это сделать? Для это необходимо прочесть материал в полном объеме и понять, о чем идет речь. Чтобы это произошло, автору следует учесть некоторые правила написания текста: сделать его структурным и четким. Читатель должен понимать его, более того, он не должен запутаться в умозаключениях автора, не должен утомиться или попасть в ловушку непонимания и хаоса. Предложения должны быть так построены между собой, чтобы между ними прослеживалась логика.
На что следует обратить внимание?
Основная мысль автора произведения может стать понятна читателю. Ему важно обратить свое внимание на такие понятия, как факты, которые должны быть в тексте, на события, изложенные в материале, и на описанные процессы. Все это поможет определить читателю, что такое основная мысль. Но не стоит путать такие понятия, как тема и основная мысль произведения. Приведем самый простой пример.
С земли сошел последний снег, и в душу просится весна. На чистом небе радостно сияет солнце. Весело журчат ручьи. На улицах началась весенняя суета. Хочется петь, смеяться и веселиться.
Итак, в этом случае темой называем весну, а основная мысль рассказа – радостное настроение от прихода весны.
Как построены басни?
Басня – это нравоучительное, сатирическое произведение, которое является древнейшим литературным жанром и занимает, подобно театру в сфере искусства, особую нишу. Она построена таким образом, что в конце содержит краткое заключение нравоучительного характера, или другими словами – мораль, именно она является основной мыслью басни. Иван Андреевич Крылов – знаменитый русский писатель, перу которого принадлежат 236 басен. Например, «Мартышка и очки». Здесь основная мысль басни заключается в последних предложениях, которые читателю предстоит самостоятельно перефразировать и сделать вывод, предварительно проанализировав написанное произведение. Итак, в басне «Мартышка и очки» речь идет о невежественных людях, глупость которых играет с ними злую шутку, так как, не понимая истинной ценности вещей, они склоны критиковать то, о чем не имеют понятия. При этом считают себя умнее других людей.
День сегодняшний
Стоит задуматься о том, что такое основная мысль произведения. Как она сопоставима с личным мнением человека? Можно ли считать ее и личное мнение читателя одним и тем же? Безусловно, нет. Но вполне возможно взглянуть на произведение совсем с другой стороны, порой меняются времена, появляются другие суждения, которые различимы от предложенных раннее. Утвердительным тому примером может послужить взгляд на басню Крылова «Стрекоза и муравей» школьника, сочинение которого можно увидеть в Сети Всемирной паутины. Здесь традиционно основная мысль басни сведена к следующему: если не хочешь зимой голодать, то позаботься об этом заранее – летом. Мальчик посмотрел на мораль этой басни совершенно с другой стороны, и проявив смелость, нашел свое совершенно новое и свежее мнение. Его юную душу покорила красота стрекозы, ради созерцания которой он готов поступиться общими правилами жизни. Эти выводы не могут являться основной мыслью басни, так как мы помним, что хотел сказать автор. Но мнение молодого человека является личным, интересным, имеющим смысл, а значит, заслуживающим право быть. Возможно, его мнение изменится, когда уже во взрослой жизни он встретит «стрекозу», а сам окажется в роли «муравья». Но хотелось бы верить, что муравей и стрекоза, причем оба, пересмотрели бы свои жизненные позиции.
Заключение
И в заключение, подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что основная мысль литературного произведения, будь то роман, рассказ или басня, зависит от самого автора произведения, то есть это именно то, что он хотел донести до читателя, и, вполне возможно, в силу определенного рода обстоятельств или ряда других фактов, основная мысль автора произведения может быть читателю не только понятна и близка, но и наоборот, он может испытывать противоречивые или даже враждебные чувства. Основная мысль может быть близка по духу, приятна или нет по содержанию произведения, а возможно, что не понятен смысл самого рассказа, в этом случае читателю, естественно, сложно будет понять и основную мысль этого материала.
Определение темы и основной мысли текста
Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами. Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.
Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?
Тема и основная мысль: связь и различие
С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.
В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.
Основная мысль
Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.
Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.
Как определить тему текста
Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.
Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:
Как выделить основную мысль
При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.
Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:
Пошаговая инструкция
При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:
Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:
В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.
Видео
В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.
Отличие темы от основной мысли текста
Тема и основная мысль: связь и различие
Существуют разные определения понятия «текст».
В общем смысле — это высказывание на определенную тему, результат мыслительно-речевой деятельности человека.
В лингвистике под текстом понимают законченное, правильно оформленное речевое высказывание одного из участников коммуникации.
Текст — это группа предложений, которые связаны между собой грамматически и синтаксически, а также объединены общим смыслом и темой.
Основные признаки:
Как правило, в структуре текста выделяют следующие части:
Тема текста — это то, что раскрывается в его содержании.
Тексты могут описывать:
Все предложения в тексте посвящены общей теме. Иногда встречаются авторские отступления. На первый взгляд, они отходят от общего сюжета, но на самом деле подчинены общей идее — раскрытию главной темы.
Текст делится на отдельные части — абзацы. Как правило, каждый абзац имеет свою микротему. Они раскрывают тему с разных сторон, но не противоречат ей.
Целостность текста обеспечивается за счет единства темы во всех его составных частях.
Основная мысль — это главный посыл, который автор хотел вложить в свое произведение, его ключевая идея. Она определяет содержание и напрямую связана с темой. Может быть выражена в одном или нескольких предложениях.
Основная мысль и тема тесно переплетены между собой, но их необходимо отличать друг от друга.
Тема часто связана с заглавием произведения, главная мысль может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях внутри самого текста. Но так бывает не всегда. Чаще всего основную мысль и тему нужно сформулировать самому учащемуся.
Разница между основной мыслью и темой:
Как определить тему текста и главную мысль
Для того, чтобы определить тему и основную мысль текста, нужно проделать следующие действия:
Подсказки, по которым можно определить тему:
Подсказки, по которым можно определить основную мысль:
Если после прочтения и пересказа всё равно не получается определить основную мысль, можно применить анализ текста по абзацам:
Чаще всего учащиеся совершают две распространенных ошибки при определении основной мысли:
Для того чтобы избежать этих ошибок, нужно прежде всего тщательно и вдумчиво читать текст. При формулировании основной мысли необходимо опираться на ключевые слова, а не заменять их синонимами.
Пояснения на примерах
Приведем несколько примеров, для того чтобы лучше понять, как определить тему и основную мысль текста.
Взволнованные дети, в нарядной одежде и с красивыми букетами в руках, заходят в класс. Они видят на партах новенькие, как будто только что отпечатанные книги. Первоклассники с любопытством рассматривают их. В книгах много красочных картинок и интересных заданий.
— Это ваша первая учебная книга, — говорит детям учительница. — Она называется букварь. Как вы думаете, почему у нее такое название?
Первоклассники поднимают руки.
— Мы будем по ней учиться буквам, — робко отвечает Машенька.
— С ее помощью мы научимся читать и писать, — весело говорит Сережа.
— Мы узнаем с ее помощью много нового, — добавляет Танечка.
Учительница улыбается. Она говорит детям:
— Да, вы правы. С этой книгой вы откроете для себя дорогу в мир знаний. С ее помощью вы потом научитесь хорошо читать и другие книги.
Тема этого текста — «Букварь», поскольку на протяжении всего рассказа речь идет именно об этой книге.
Основная мысль может быть сформулирована следующим образом:
«Букварь — это первая учебная книга для детей. С ее помощью дети обучаются чтению».
Волк является опасным хищником. Это очень сильное и выносливое животное. Волки охотятся на оленей, лосей и косуль. Но могут они есть и более мелкую добычу: зайцев, сусликов и даже мышей. Многие боятся и не любят волков. Но не все знают, что эти животные выполняют очень важную роль. Они являются своеобразными санитарами лесами, поскольку чаще всего охотятся на слабых и больных зверей. К тому же благодаря волкам контролируется популяция грызунов и травоядных животных.
Тема текста — «Волк» или «Волки».
Основная мысль: «Волк — не просто опасный хищник, но и полезный санитар леса».
Что такое основная мысль текста и как ее определить
Чаще всего на уроках литературы, но порой и на русском языке встречаются задания, в которых учитель требует, чтобы ученики определили главную или основную мысль произведения.
Однако для нахождения правильного ответа, а соответственно, и получения хорошей оценки, ребята должны понимать, в чем заключается это задание. То есть что подразумевается под главной идеей произведения или его отдельного предложения.
Чтобы разобраться в этом вопросе максимально тщательно, прочтите статью. И вы узнаете, что такое основная мысль текста.
Что представляет собой текст
Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.
Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.
Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.
Что такое связь предложений грамматически и по смыслу
В большинстве случаев мы сталкиваемся с текстами, в состав которых входит не одно, а целая группа предложений. Главное условие составления полноценного, логического, содержательного и интересного текста — это обязательная связь этих предложений грамматически и по смыслу:
Грамматическая связь подразумевает зависимость форм слов текущего предложения с теми, что использовались в предыдущем и последующем. То есть предложения должны быть согласованы, как бы вытекать одно из другого.
Связь предложений по смыслу означает, что весь текст связывают предложения и основная мысль (общая для всего текста), которая прослеживается в каждом из них.
Виды смысловой связи предложений в тексте
Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически. Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:
Цепная — особенность построения текста в том, что каждое последующее предложение подробнее раскрывает содержание текущего. Например: Бурый медведь обитает в лесу. Лес — это то место, где эти животные сооружают себе берлоги, охотятся, выводят потомство. Медвежата с ранних лет учатся добывать себе еду, в этом им помогает мама медведица.
Параллельная — характер данной связи иной, он подразумевает равноправие предложений (перечисление, сопоставление, противопоставление), а не «цепляние» одного за другое. Например: На улице стояла отличная погода, шел снег. Мы с Васькой решили встретиться и отправиться кататься на санках с горы. Только когда мы с трудом забрались на вершину, и я уже готовился наперегонки съехать вниз, друг струсил. Затея провалилась, а настроение было испорчено.
Таким образом, для того чтобы понять, что такое основная мысль текста, следует вникать в содержание и производить мысленный анализ каждого предложения.
Тема и главная мысль текста
Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.
Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.
Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке.
Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.
Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений
Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».
Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.
Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.
Как научиться выделять основную мысль
Для того чтобы правильно выявить идею произведения, следует помнить о следующих аспектах, которыми важно руководствоваться при чтении любого текста:
Следить за течением повествования, развитием событий и логики.
Обращать внимания на заголовки (они могут быть метафорическими или ассоциативными) и ключевые слова, которые на протяжении текста чередуются синонимами.
По мере чтения анализируйте, что является важным для автора, на какие моменты он делает больший акцент.
Определив главную мысль или позицию автора, найдите в тексте, какие доказательства он приводит, чем объясняет свою точку зрения.
После прочтения произведения попытайтесь привести из текста или сформулировать самостоятельно вывод повествования.
Помните: понять, что такое основная мысль текста, поможет соблюдение вышеописанных критериев оценки, а также сочетание синтеза и анализа как всего текста, так и отдельных его деталей.
Основная мысль текста
Основная мысль текста – это сжато сформулированный предмет содержания. Реализация авторского замысла, которая передает его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, что хотел сказать автор.
Умение определять основную мысль текста очень важно. От него зависит качество усвоения и скорость понимания текста. Постоянно растущий объем информации заставляет работать с текстами не только школьников и студентов, но и взрослых людей. Быстрое выделение основной мысли позволит снизить затраты времени на чтение, и увеличит объем обрабатываемых текстов, облегчив работу.
В ЕГЭ по русскому языку включено задание, проверяющее ваше умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения и использовать приемы сжатия текста. Это задание А27. Модель задания предполагает выбор тобой такого ответа, где сокращение текста проведено с сохранением полного объема информации, при этом главная информация максимально выражена при минимальной затрате речевых средств. Тебе необходимо соотнести содержание текста с предложениями, где основная информация сжата, и найти предложение, в котором основная информация, переданная без фактических ошибок, не содержит перечислений, дополнительной детализированной информации.
Подсказка.
В исходном тексте задания А27 в каждом варианте содержится 3 предложения. Вывод (ответ на вопрос) заключен либо в первом, либо в третьем предложении текста; чаще всего – в третьем.
Разберем задание, предложенное в демоверсии ЕГЭ.
Разбор задания.
Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Сибирь занимает две пятых пространства Азии, и поэтому в планах экономического развития России этому региону уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
Какая информация содержится в тексте? Этот текст о Сибири, которой в планах экономического развития России уделяется большое внимание. Во-первых, Сибирь – это огромные пространства. Во-вторых, Сибирь – это крупнейшая сокровищница по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Какой же из этих двух аргументов главный, а какой второстепенный? Конечно, главный аргумент второй. Сибири уделяется большое внимание в планах экономического развития России, потому что она крупнейшая сокровищница. Следовательно, основная мысль текста в ответе № 3: В планах экономического развития России уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.
Чтобы решить это задание, нужно понять смысл текста.
Разбор задания.
(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая,
двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.
(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и,
отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный
треугольничек.
(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений.
(4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес.
(5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию.
(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем
двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.
(10)Варя сразу наткнулась на главное место.
(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё
это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины.
(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша
часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте… а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию… (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза –
на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага…
(23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!
– (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые.
– (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить…»
(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права… – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.
(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие,
затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события
истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.
О чём говорит высказывание героя: «Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!»?
1) Отступление наших войск проходит без боёв, без крови.
2) Автор письма не способен совершить какой-либо предосудительный
поступок.
3) Чтобы стать настоящим мужчиной, не всегда надо доказывать
физическую силу, порой важнее испытание силы духа.
4) Автор письма не трус и не боится предстоящих сражений.
Высказывание героя говорит о духовном перерождении автора. Бои здесь не при чем, значит, первый вариант неверный. В тексте нет сожаления героя, поэтому второй вариант ответа не подходит. Автор письма действительно не трус, но эти слова не отражают суть высказывания. Таким образом, верный ответ – №3.
Потренируйся.
1. Прочитайте текст.
Еда дает человеку силы, необходимые для жизни. Энергия, содержащаяся в продуктах питания, в результате очень сложного процесса – этот процесс мы называем пищеварением – превращается в химическую энергию. Питательные вещества, полученные из продуктов питания в результате процесса пищеварения, разносятся кровью по всем частям организма, и, когда в крови достаточно питательных веществ, мы чувствуем сытость.
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Силы, необходимые для жизни, человек получает в результате пищеварения: энергия из продуктов питания превращается в химическую энергию, и кровь разносит питательные вещества по организму, насыщая его.
2) Энергия, содержащаяся в продуктах питания, в результате очень сложного процесса – этот процесс мы называем пищеварением – превращается в химическую энергию.
3) Питательные вещества, полученные из продуктов питания в результате процесса пищеварения, разносятся кровью по всему нашему организму.
4) Пищеварение – это процесс перехода энергии из продуктов питания в химическую энергию.
2. Прочитайте текст.
В наши дни сохранение природного окружения стало одной из самых главных задач общества. Ненарушенные ландшафты становятся огромной ценностью, и о них заговорили как о величайшем достоянии, как о природном наследии человечества. Важно помнить, что вступление в права наследования предполагает не только обладание этим достоянием, но и заботу о его сохранении.
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Человек забывает, что вступление в права наследования предполагает не только обладание каким-либо достоянием.
2) В наши дни о ненарушенных ландшафтах заговорили как о наследстве, передающемся из поколения в поколение.
3) Сохранение ландшафтов – природного наследия человечества – одна из самых главных задач современного общества.
4) Вступление в права наследования предполагает не только обладание определенным достоянием: полученное наследство необходимо сохранять и приумножать.
3. Прочитайте текст.
В Арктике и Антарктике – полярных областях нашей планеты, а также высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом. Здесь распространены многолетние скопления льда – ледники, которые образуются в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять. Ледниковый лед содержит мало примесей, и при таянии из него получается самая чистая вода, которую сейчас все чаще используют в лечебных целях.
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Ледники образуются в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, – в Арктике и Антарктике, а также высоко в горах.
2) В Арктике, Антарктике и высоко в горах находятся ледники – многолетние скопления содержащего мало примесей льда, при таянии которого получается чистейшая вода, используемая в лечебных целях.
3) Высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом, который содержит мало примесей и используется в различных целях.
4) Чистую воду можно получить только изо льда, который образуется в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, то есть в полярных широтах.