Отличие темы от основной мысли текста
Тема и основная мысль: связь и различие
Существуют разные определения понятия «текст».
В общем смысле — это высказывание на определенную тему, результат мыслительно-речевой деятельности человека.
В лингвистике под текстом понимают законченное, правильно оформленное речевое высказывание одного из участников коммуникации.
Текст — это группа предложений, которые связаны между собой грамматически и синтаксически, а также объединены общим смыслом и темой.
Основные признаки:
Как правило, в структуре текста выделяют следующие части:
Тема текста — это то, что раскрывается в его содержании.
Тексты могут описывать:
Все предложения в тексте посвящены общей теме. Иногда встречаются авторские отступления. На первый взгляд, они отходят от общего сюжета, но на самом деле подчинены общей идее — раскрытию главной темы.
Текст делится на отдельные части — абзацы. Как правило, каждый абзац имеет свою микротему. Они раскрывают тему с разных сторон, но не противоречат ей.
Целостность текста обеспечивается за счет единства темы во всех его составных частях.
Основная мысль — это главный посыл, который автор хотел вложить в свое произведение, его ключевая идея. Она определяет содержание и напрямую связана с темой. Может быть выражена в одном или нескольких предложениях.
Основная мысль и тема тесно переплетены между собой, но их необходимо отличать друг от друга.
Тема часто связана с заглавием произведения, главная мысль может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях внутри самого текста. Но так бывает не всегда. Чаще всего основную мысль и тему нужно сформулировать самому учащемуся.
Разница между основной мыслью и темой:
Как определить тему текста и главную мысль
Для того, чтобы определить тему и основную мысль текста, нужно проделать следующие действия:
Подсказки, по которым можно определить тему:
Подсказки, по которым можно определить основную мысль:
Если после прочтения и пересказа всё равно не получается определить основную мысль, можно применить анализ текста по абзацам:
Чаще всего учащиеся совершают две распространенных ошибки при определении основной мысли:
Для того чтобы избежать этих ошибок, нужно прежде всего тщательно и вдумчиво читать текст. При формулировании основной мысли необходимо опираться на ключевые слова, а не заменять их синонимами.
Пояснения на примерах
Приведем несколько примеров, для того чтобы лучше понять, как определить тему и основную мысль текста.
Взволнованные дети, в нарядной одежде и с красивыми букетами в руках, заходят в класс. Они видят на партах новенькие, как будто только что отпечатанные книги. Первоклассники с любопытством рассматривают их. В книгах много красочных картинок и интересных заданий.
— Это ваша первая учебная книга, — говорит детям учительница. — Она называется букварь. Как вы думаете, почему у нее такое название?
Первоклассники поднимают руки.
— Мы будем по ней учиться буквам, — робко отвечает Машенька.
— С ее помощью мы научимся читать и писать, — весело говорит Сережа.
— Мы узнаем с ее помощью много нового, — добавляет Танечка.
Учительница улыбается. Она говорит детям:
— Да, вы правы. С этой книгой вы откроете для себя дорогу в мир знаний. С ее помощью вы потом научитесь хорошо читать и другие книги.
Тема этого текста — «Букварь», поскольку на протяжении всего рассказа речь идет именно об этой книге.
Основная мысль может быть сформулирована следующим образом:
«Букварь — это первая учебная книга для детей. С ее помощью дети обучаются чтению».
Волк является опасным хищником. Это очень сильное и выносливое животное. Волки охотятся на оленей, лосей и косуль. Но могут они есть и более мелкую добычу: зайцев, сусликов и даже мышей. Многие боятся и не любят волков. Но не все знают, что эти животные выполняют очень важную роль. Они являются своеобразными санитарами лесами, поскольку чаще всего охотятся на слабых и больных зверей. К тому же благодаря волкам контролируется популяция грызунов и травоядных животных.
Тема текста — «Волк» или «Волки».
Основная мысль: «Волк — не просто опасный хищник, но и полезный санитар леса».
Определение темы и основной мысли текста
Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами. Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.
Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?
Тема и основная мысль: связь и различие
С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.
В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.
Основная мысль
Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.
Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.
Как определить тему текста
Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.
Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:
Как выделить основную мысль
При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.
Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:
Пошаговая инструкция
При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:
Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:
В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.
Видео
В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.
«Определите тему и главную мысль текста»… Разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому
Алина Косова
Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате — потерянные баллы, слезы и страдания.
Составители считают эти задания очень простыми. На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!
Чем различаются тема и главная мысль текста?
На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы начнём анализировать ВПР 8 класса или ОГЭ по русскому языку, чаще мы встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намёки и выводы, которые делает сам читатель.
Давайте сначала разберёмся с основными понятиями.
Тема текста — это то, о чём говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, о природе, о взаимоотношении людей, о войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, свою задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.
Также главную мысль часто называют проблемой текста.
Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education! Эксперты из нашего Департамента исследований и разработок уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас максимально полезные занятия, которые провожу и я ??
Я помогаю ученикам запомнить самые нудные правила русского языка и учу их писать грамотно и красиво. А еще мы всегда тренируемся на реальных заданиях ЕГЭ и ОГЭ, чтобы на настоящем экзамене было не так страшно. Хотите щелкать задания так же, как мои ученики? Приходите ко мне на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM Education. Все это абсолютно бесплатно!
Как определить тему и главную мысль текста?
Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:
Поработаем с примером
«(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.
(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.
(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.
(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»
Чтобы определить тему, мы отвечаем на вопрос: «О чем текст в целом?»
О заботе, о человечности, о милосердии. Ответ можно по-разному сформулировать. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.
Чтобы правильно определить главную мысль текста, нам нужно ответить на несколько вопросов:
Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях.
С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.
Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» – вот что находилось в центре внимания автора, когда тот создавал текст.
Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.
Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.
Работа над текстом — занятие не из простых, но именно умение правильно анализировать его содержание позволит вам обходить своих конкурентов на экзамене по русскому языку. Только представьте: все получают по 50-60 баллов, а у вас — под 90! Или вообще все 100? И это возможно!
Главное — распознавать все ловушки, которые для вас расставили составители ЕГЭ. Мы разобрали всего одну, а на экзаменах еще много коварных заданий и запутанных тем. Чтобы справиться и с ними, обязательно изучите наши гайды для ЕГЭ и ОГЭ по русскому — и не забывайте про пробный урок. Удачи в подготовке!
Основная мысль текста: как выделить — методика
Основная мысль текста — это главная идея, которую заложил автор произведения, текста в него. Другими словами, это то, что хотел сказать этим текстом. Таких идей, может быть и несколько, в зависимости от уровня вашего рассуждения.
Любое настоящее образование предполагает не простое зазубривание информации, а формирование навыков, умений. Одним из важнейших таких навыков выступает умение определить основную мысль текста.
Что делать, когда смотришь в книгу, и видишь фигу? Применять методику, описанную в этой статье!
Ну, к примеру, для грузчика дяди Васи или для дворника дяди Мити роман Л.Н. Толстого будет про то, как одна, извиняюсь, баба под поезд бросилась. А для ученого словесника — основная мысль текста будет в конфликте между индивидуальной свободой Анны Карениной и непреклонным обществом с навязанными стереотипами.
В этой статье мы дадим методику, как выделить эту основную мысль текста.
Методика
Тексты бывают самые разные: короткие и длинные, повествовательные, научные, прозаические. Тем более надо понимать, что и рассуждения автора текста могут быть индуктивными или дедуктивными. В первом случае автор от деталей переходит к выводам в конце текста. Во втором — ставит в начале текста главную идею, а затем из нее разворачивает события.
Чтобы понять основную мысль текста, надо задавать к тексту вопросы. Отсюда вытекает рекомендация — читать что-либо надо с ручкой и бумагой — выписывая ответы на заданные тексту вопросы.
Представьте, что текст — это допрашиваемый, а вы — следователь, который ведет следствие. Какие же вопросы надо задавать тексту? Вот они:
Разберем эту методику на примерах.
Рассказ «Корзина с еловыми шишками»(автор К.Г. Паустовский)
Что сделал главный герой (герои)? Композитор написал музыкальное произведение «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».
Главные герои: композитор Эдвард Григ и девочка Дагни Педерсен. Композитор встречает 8-летнюю девочку на прогулке. Дело было осенью, когда норвежская природа очень красива. Эдвард Григ спохватился, что ему нечего подарить девочке. Но он нашелся: сказал, что подарит ей подарок через 10 лет.
Как это повлияло на остальных героев? Когда Дагни исполнилось 18 лет, отец отправил ее к дяде и тете. В театре ведущий сказал, что будет исполнено музыкальное произведение известного композитора Эдварда Грига «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет». Это произвело шокирующее впечатление на девушку. Но музыка захлестнула ее, она вспомнила красоту природы в тот день, когда встретила композитора на прогулке. Эту красоту он и передал в музыкальном произведении.
Что происходит в тексте? Описывается красота природы осенью в Норвегии. Описывается страхи отца Дагни, что ей исполнилось 18, и не ясно, как сложится ее судьба: может у нее будет скупой муж, может она будет работать в доках города Бергена, или станет продавщицей? В любом случае, отец отправляет ее к дяде и тете, чтобы она повидала жизнь.
Вывод в тексте: теперь всем ясно, что жизнь Дагни не пройдет даром, потому что она прикоснулась к прекрасному.
Основная мысль текста. Автор отвечает на вопрос: что может передать старшее поколение младшему поколению, молодежи? И отвечает на него: представление о красоте мира, чтобы молодежь через эту красоту смотрела в будущее. По мысли автора красота природы способна сделать жизнь молодежи не напрасной. Также старшее поколение может дать молодежи свое представление о жизни, но не навязчиво, а в той форме, которая доступна для понимания всем — через творчество.
Рассказ «Сказка о жабе и розе» (В.М. Гаршин)
Что сделал главный герой (герои)? Жаба захотела съесть розу, потому что она была красивой и хорошо пахла. Роза расцвела, вобрав в себя красоту мира: неба, воздуха. Мальчик — проводил время за книжкой в цветнике, где росла роза, вместо того, чтобы бегать с мячиком — поэтому заболел и умер. Сестра срезала розу, чтобы принести ее умирающему мальчику.
Как это повлияло на остальных героев? Сестра мальчика пролила на розу свои слезы после смерти брат и это стало самым важным событием в жизни цветка. Жаба была отброшена каблуком сестры, когда та пошла срезать розу для больного брата.
Что происходит в тексте? Прослеживается связь между циклом жизни и смерти на примере розы и мальчика.
Основная мысль текста: автор хотел показать, что жизнь полна ужасов, угроз, но она прекрасна во всех проявлениях.
Основная мысль текста и как ее определить
Независимо от того, длинный рассказ или короткий, простые в нем предложения или сложные, а может быть это текст, состоящий и вовсе из одного предложения или слова, в нем всегда присутствует основная мысль. Обычно на уроках литературы учеников просят определить главную мысль текста и, чтобы это сделать правильно, нужно понимать, что это такое.
Основная мысль текста – это то, что автор хотел донести до читателя посредством своего произведения. Как правило, чтобы ее понять, нужно внимательно прочитать всю работу, однако, иногда она может быть понятна уже из заголовка. Основная мысль всегда отражает отношение автора, содержит эмоциональную окраску. При этом она не всегда звучит из уст какого-либо персонажа, бывает и так, что читатель сам должен сделать выводы на основе своего мировосприятия.
Следует различать основную мысль и тему текста.
Тема произведения – это более общее понятие, она отражает содержание текста, проблему, которая поднимается автором. Тема может включать несколько мини тем, которые показывают суть текста с разных сторон.
Например, школьное сочинение «Как я провел лето». Тема понятна из названия. А основная мысль будет раскрыта уже в самом сочинении и понять ее можно только после прочтения.
Обязательное условие определения главного посыла произведения – это наличие грамматической и смысловой связи в предложениях.
Как раз смысловая связь и отражает главную мысль, которая пронесена через весь текст.
А грамматическая связь предполагает, что предложения сочетаются между собой по форме слов, и одно логически вытекает из другого.
Правильное определение темы, как и любой литературный анализ, начинается с прочтения текста. А дальше есть несколько моментов, с помощью которых можно выявить главную мысль:
Обратимся к примеру – рассмотрим четверостишие А.С. Пушкина «Воды глубокие…».
Воды глубокие
Плавно текут.
Люди премудрые
Тихо живут.
Понятно, что тема стихотворения будет затрагивать воды или реки и их глубину. Но лишь после внимательного прочтения становится понятна основная мысль: автор проводит параллель между глубиной вод и глубиной мудрости людей. Подобно плавному течению реки жизнь премудрых людей спокойна и нетороплива.