Структура итогового сочинения
Общая композиция для итогового сочинения и речевые клише.
Подробнее о структуре
Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису,
обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о
месте этих явлений в жизни человека и т.д.)
Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.
Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.
Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.
Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами,
расширить ее, распространить.
Важно! Работаем с ключевыми словами темы.
Связка (мостик, логический переход).
После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это
полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели вас в другую сторону.
Аргументация в итоговом сочинении = анализ произведения, героя произведения или ситуации.
Из каких частей может состоять этот анализ:
План анализа персонажа:
1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис.
2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)
3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики.
4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт.
5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса.
6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.
Клише для итогового сочинения
Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить
суждения.
Для перехода к основной части
Пояснение (интерпретация) произведения или его фрагмента:
→ Писатель считает, что…
→ Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
→ Мы можем прийти к выводу.
Алгоритм работы с итоговым сочинением
Справочник для обучающихся: алгоритм работы и клише.
1. Действие: написать вступление:
— объяснение ключевых слов темы
— общие рассуждения о значимости предложенных понятий темы в жизни человека
— выход на тезис сочинения (тезис – основная мысль сочинения, которую вы будете в основной части аргументированно доказывать. ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА НАПРЯМУЮ СВЯЗАНА С ТЕМОЙ)
• Если тема звучит в форме ВОПРОСА: тезис – это ответ на поставленный вопрос
• Если тема звучит в форме ЦИТАТЫ: поясняете (комментируете) значение, раскрываете смысл высказывания через анализ ключевых слов и формулируете тезис (можно задать вопрос по цитате и самим же на него ответить. Ответ станет вашим тезисом)
• Если тема звучит в форме УТВЕРЖДЕНИЯ: начните с размышления: поясняем ключевые слова – общие рассуждения по ЛЗ ключевых слов – тезис (можно пойти через вопрос – и самим ответить на этот вопрос – т.е. дать тезис)
2. Действие: написать основную часть (аргументация вашего тезиса): 2 аргумента из художественного произведения.
1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение.
2. Даем интерпретацию произведения с т.зр. темы и тезиса (анализ)
3. Действие: написать заключение
Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!
Вывод должен быть связан с содержанием всего сочинения!
Клише для оформления сочинения по литературе
Вступление: Оформление тезиса:
— С давних времён люди задумывались над вопросом …
— Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….
— Как следует относиться к …?
— (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).
— Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…
— Могу предположить, что …(тезис)
— Позволю себе высказать свою точку зрения
Основная часть: Переход к основной части:
— Автор повествует
— Автор описывает
— Писатель размышляет
— Писатель обращает наше внимание
— Писатель заостряет наше внимание
— Писатель акцентирует внимание читателя на
— Автор подчеркивает
— Писатель утверждает
Переход от аргумента к аргументу:
— Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
— Можно привести и другой пример.
— В качестве второго аргумента обратимся к произведению…
— Эта же тема рассматривается и в произведении…
— Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)
— Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.
— Также к теме (чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).
— И в заключение мне хотелось бы сказать, что…
— Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…
— Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:
— Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
— Обобщая сказанное, хочется сказать, что…
— Таким образом, можно сделать вывод: …
— Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…
— Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…
— В заключение хочется отметить…
— В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата)
— На мой взгляд, именно …
— Мне бы хотелось верить, что…
— Хотелось бы, чтобы люди задумались…
Семь шагов: как успешно написать обязательное итоговое сочинение 11-классникам
Основной период пройдет 1 декабря.
Завтра, 1 декабря, выпускники 11-х классов напишут итоговое сочинение. «Зачет» по нему является допуском к ЕГЭ.
Что можно и нельзя на итоговом сочинении
На рабочем столе помимо этого бланка регистрации могут быть выданный на месте орфографический словарь, листы для черновиков, специальные технические средства для учеников с ограниченными возможностями, лекарства и питание при необходимости.
Разумеется, нельзя пользоваться шпаргалками, мобильниками и другими средствами связи, фото-, аудио- и видеоаппаратурой. Нарушители будут удалены.
Критерии для оценки итогового сочинения
Итоговое сочинение может засчитываться как индивидуальное достижение при поступлении в вузы на гуманитарные специальности.
Полученный «незачет» предстоит исправлять. Предусмотрены дополнительные сроки: 2 февраля и 4 мая 2022 года.
Чтобы получить положительный результат, надо в первую очередь выполнить два требования: рекомендуемый объем — не менее 350 слов и самостоятельность написания.
Также учитываются соответствие сочинения заявленной теме и привлечение литературного материала. Дополнительные критерии — композиция и логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность.
Пять направлений тем
Основные направления тем итогового сочинения на 2021/22 учебный год следующие: «Человек путешествующий: дорога в жизни человека», «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?», «Преступление и наказание — вечная тема», «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня», «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина».
Точные формулировки тем станут известны уже в аудиториях.
Семь шагов для успешного написания итогового сочинения
Вот какой план действие советуют в пресс-службе Рособрнадзора.
Шаг 1. Прочитать пять предложенных тем и подумать, какую главную мысль будете доказывать в своем сочинении. Выбрать тему, для которой есть больше доказательств и прочитанного литературного материала.
Шаг 2. Записать на черновике проблему (главный вопрос), которую планируете обозначить во вступлении к сочинению, и главную мысль, с которой начнете основную часть.
Шаг 3. Нужно сформулировать на черновике 3-4 тезиса для основной части, подобрать к ним аргументы и примеры из прочитанных произведений. Можно при этом занять и другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения.
Шаг 4. Записать на черновике примерный план сочинения, выстраивая тезисы, аргументы и примеры в логической последовательности. После этого написать на черновике основную часть работы. Перед написанием заключения перечитать вступление, затем записать выводы, отвечая на вопрос темы.
Шаг 5. Перечитать черновик и исключить повторы одних и тех же мыслей. Редактировать текст так, чтобы все тезисы были подкреплены аргументами и примерами, а переходы от одной части сочинения к другой были логичными.
Шаг 6. Найти в тексте речевые и грамматические ошибки. Если есть сомнения, проверить правописание слов, обращаясь к орфографическому словарю. Внимательно переписать работу начисто.
Шаг 7. Следить на экзамене за временем, помня, что эксперты проверяют только текст в выданном бланке записи, а черновик не учитывается.
Структура итогового сочинения 2020-2021
Разбираем план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить зачет по всем критериям.
Структура итогового сочинения
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
→ Доказательства, примеры (oдин или несколько)
→ Микровывод (обобщение написанного)
→ Логический переход к новой мысли
→ Доказательства, примеры (oдин или несколько)
→ Микровывод (обобщение написанного)
→ Логический переход к новой мысли
III. Заключение (60-70 слов)
ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (более подробно)
По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Оптимальное количество – 2. Каждому тезису – свой аргумент!
ВСТУПЛЕНИЕ
Итак, как начать сочинение? Помним, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема. Не стоит вдаваться в далекие от нее рассуждения.
ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ
Вступление состоит из нескольких элементов: ключевых слов темы, общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека, главного вопроса темы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких тезисов, подкрепленных аргументами на литературной основе. Каждая пара «тезис+аргумент» выделяется в отдельный абзац.
АРГУМЕНТ
Аргумент состоит из нескольких элементов и включает обращение к литературному произведению, его интерпретацию, вывод.
СВЯЗКИ МЕЖДУ АБЗАЦАМИ (МИКРОТЕМАМИ)
Чтобы текст был связным, необходимо обратить внимание на плавный переход от одной микротемы (тезиса и аргумента) к другой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, должно быть тесно связано с темой всего сочинения. Существуют различные варианты заключительной части. Можно использовать один из них или сочетать несколько.
Как писать итоговое сочинение 2021-22г? 12 советов, чтобы написать итоговое сочинение по литературе в 11 классе
2. Сформулируйте вопросы, на которые можно дать ответы в ходе рассуждения.
3. Сформулируйте аргументы, подтверждения и доказательства свой точки зрения. Совет! Свою точку зрения необходимо выражать лояльно, избегая резких фраз и выражений.
5. Определите стиль изложения своей авторской позиции.
6. Пишем вступление, выделяя в нем проблемы и вопросы.
7. Формулируйте один или несколько тезисов в начале работы. Каждый тезис подкрепляйте или опровергайте аргументами. В качестве аргументов так же можно использовать цитаты. Важно, чтобы они были правильно оформлены в тексте и состояли не более чем из 2-3 предложений.
8. Используйте связки, наличие которых обязательно при написании текста на ЕГЭ.
9. Иногда лучше начать с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более четко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на них.
10. Вступление и заключении должны быть логически связаны. Для этого нужно определить связи вступления и заключения.
11. Прочитайте написанное. Сочинение следует проверять не менее 3 раз! Оставите 30 минут и проведите три этапа проверки:
12. Списывать отрывки из чужого текста нельзя, т.к. это плагиат. Следовательно, за экзамен получишь ноль баллов.
· Методические рекомендации от ФИПИ: материалы для проведения итогового сочинения.
· Гаджеты, шпаргалки, собственные словари — запрещены. Если их заметят, то удалят.
· Ребята с ограниченными возможностями здоровья могут выбрать вместо сочинения изложение. Пользоваться на экзамене специальными техническими средствами.
Алгоритм написания итогового сочинения 2020-2021
Алгоритм работы над сочинением:
1. Внимательно прочитать формулировку темы.
2. Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл.
3. Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.
4. Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
5. Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.
6. Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения
7. Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту.
8. Выстрой логическую последовательность своих доказательств.
9. Запиши их, составляя план.
10. Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
11. Возвратись к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть твоего сочинения
12. Проверь написанное, переписывай на чистовик. Проверь пунктуацию и орфографию. Ещё раз прочитай, находишь ошибки, то исправляй их. Следим за почерком.
Практические советы в написании итогового сочинения:
1. Как писать вступление?
o Вступление должно быть 60-70 слов.
o Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения?
o Отражено ли это во вступлении?
o Намечена ли цель сочинения?
2. Есть ли переход к основной части?
o Эта проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы….
o Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о.
o Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)?
o Так в произведении…показан….
o Именно…( один из этих вариантов!)
3. Как писать основную часть?
o Основная часть — 200-250 слов (1 аргумент или 2 аргумента);
o Обращение к произведению (указаны автор, название);
o Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!);
o Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему;
o Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;
o Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!);
o О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…;
o Об этом же писал…;
o Это же волновало….;
o Если один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.
4. Как писать заключение?
o В заключении — 60-70 слов.
o Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы) Эмоции. Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)
o Клише для начала заключения:
· Подводя итог, хочется сказать:…
· Таким образом, мы понимаем, что….
· Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)