Как корректно отказаться от услуг репетитора?
Недавно наняла для дочки репетитора английского языка, выбрала ее по совету хороших знакомых. Она оказалась очень хорошим специалистом, легко находит общий язык с детьми, уроки интересные, все отлично, но есть одно но. У нее, наверное, какие-то проблемы со здоровьем и от нее очень неприятно пахнет. Дочка молча терпит, но я вижу что именно терпит. А сегодня спросила, может учительница не придет, и так спросила с надеждой в глазах. Как мне быть? Отказаться от услуги, но как? Чем обосновать отказ?
Для начала успокойтесь, выдохните, и осознайте, что вы не обязаны продолжать деловые отношения, если они вас не устраивают.
Ну, и если вам все-таки нужен пример разговора, то он может выглядеть примерно так: «Наталья Петровна, я звоню вас предупредить, что мы пока сделаем перерыв в занятиях. Если обстоятельства изменятся, я с вами свяжусь. Спасибо вам за работу, у вас очень интересные занятия.»
Вы правильно считаете. Мы сами платим деньги за определенные услуги и не должно быть стыдно отказаться от этих услуг, ведь это не обязательные занятия. Если уж очень не хочется объяснять причину своего отказа, а это довольно неудобно говорить человеку, то всегда можно придумать уважительную причину.
Ну, можно соврать и тогда не придется оправдываться. Перезвоните репетитору и скажите, что ОРЗ все в семье подхватили и пока не будет обучения. Так можно две недели протянуть, а потом сказать, что кто-то из родственников (как оказалось) хорошо знает язык и предложил бесплатно заниматься.
Сказать может и честно, но а вдруг человек и сам знает, но ничего поделать не может. Меня так воспитывали, не замечать физические недостатки людей, а смотреть только в душу. Так и живу, стесняюсь, переживаю чтоб не обидеть кого лишний раз.
И меня так воспитывали. Неприятно общаться, но прямо говорить неприлично.
Но ребенок будет не о занятиях думать, а репетитор должна нормально воспринимать отказы.
Думаю, вы не обещали, что будете постоянно брать уроки. Говорите, что материальные проблемы, а истинную причину не называйте. Можно предупредить учительницу заранее по телефону (так легче).
Согласна, очень неудобно прямо в лицо сказать это, обидеть человека и неважно, знает она об этом или не догадывается, хотя по хорошему нужно бы это подсказать, а то все ученики разбегутся, ей легче от этого не станет, что все приличие соблюдают. Но если уж сказать неудобно, то финансовыми проблемами всегда можно оправдаться.
Ситуация не самая простая, хотя сам отказ не является чем-то неординарным. Я бы, наверное, тоже не смогла сказать правду и обидеть человека, тем более хорошего специалиста. Остается только придумать какую-то несуществующую причину и отказаться от занятий. Можно сказать, что возникли проблемы с финансами.
Тема: Как вежливо отказать репетитору?
Опции темы
Как вежливо отказать репетитору?
Добрый день! Помогите пожалуйста советом. Моя бывшая одноклассница занимается репетиторством. Я договорилась заниматься с ней раз в неделю по полтора часа через Вотсап. Оплата сразу после занятия. Прошло два занятия, а третье мне пришлось отменить чуть менее, чем за сутки, так как поменялись обстоятельства (а это как раз были выходные на 23 февраля). После этого она разослала сообщение всем своим ученикам о том, что с марта теперь берет предоплату за следующее занятие, отменять менее чем за сутки нельзя и все в таком духе. Я согласилась на ее условия. Но через несколько дней поняла, что данные условия меня не устраивают, плюс, я считаю, что преподаватель должен уметь замотивировать ученика, а тут этого не произошло (есть с чем сравнивать, но от предыдущего преподавателя пришлось отказаться, так как она переехала в другую страну, и возможности заниматься с ней нет). Так вот, как вежливо и тактично сказать ей о том, что я больше не нуждаюсь в ее услугах?
Так и сказать. Зачем что-то придумывать?
Очень неприятно, когда занятие отменяют за день, тк образуется окно, в которое уже не успеваешь ничего впихнуть из дел ((( у меня и за час занятия отменяли хорошо, что этот ученик сам ушёл) я только расстраивалась от такого поведения.
Когда говорят, что не хотят со мной заниматься, то, да, расстраиваюсь, но потом находятся новые ученики))
Да, я по себе знаю, как это неприятно. Я занималась кератином на дому, так что бывали случаи, когда вообще не предупреждали, что не придут, а я отменяла все дела из-за этого.
Просто хочется найти такие слова, которые как можно меньше заденут человека, да и хотелось бы оставить теплые отношения между нами
Извиниться, сказать что обстоятельства изменились внезапно (нет времени/денег/сил и т.п.), когда появятся- сообщите.
Если я вынужденно отменяла занятие у репетитора, то платила 50%. И няне оплачивала половину, если в какой то день не нуждалась в ее услугах.
Ну, вот. Сегодня ученик просто не пришёл на занятие((( я потратила час времени, чтобы дойти до центра, где занятие и обратно. Могла бы другими делами заняться. И компенсацию никакую не беру(( сплошные минусы.
Вот а как быть, если ученик не пришёл? Ладно, если у тебя дома занятия, не так критично, а в другом месте? Или за пол часа отменили занятие, когда ты уже в пути по сути? Мне советовали перейти на предоплату. Вроде как более ответственными люди становятся. Я вот сомневаюсь.
Я не понимаю в чём проблема за день два отменить занятие?(
Как отказаться от репетитора: полезные и вредные советы
Если вы приняли решение о прекращении сотрудничества, сложнее всего придумать, как отказаться от репетитора. Ведь мало просто сказать «нет». Мы имеем на это право, но культурно, исторически (и педагогически во многих семьях) знаем: это плохо, нельзя, стыдно, некрасиво.
Для начала успокойтесь, глубоко вздохните, поймите: никто не может вас заставить продолжать далее сотрудничество, если не устраивают деловые отношения. Оправдываться не нужно — это унижает обе стороны.
Наука отказывать репетиторам: она существует?
Вы будете удивлены, если введете в поисковую строку запрос: «Как отказать репетитору». Много людей ищут помощи на форумах, в социальных сетях. Это особенно актуально для рынка репетиторских услуг, где вместо товара клиент покупает знания.
Нормально, когда одному ребенку отдельно взятый учитель подходит на 100%, а другому категорически не подходит. Причин может быть масса:
Отказаться значит стать «злодеем», выйти из зоны комфорта, быть неудобным. Программа автоматически запускается в голове, когда нужно сказать: «Спасибо, мы больше не заинтересованы в ваших услугах».
Предлагаем выработать оптимальную линию поведения, чтобы ситуация была менее травматичной и драматичной для всех.
Горький привкус правды
Для начала признаемся, что в большинстве случаев мы не хотим терять лицо. То есть, истинная забота — не о другом, а о своих потребностях, психологическом состоянии. Вспомните пословицу: сладкая ложь не сравнится с горькой правдой. Это так.
На многочисленных форумах даны скрипты, как обмануть специалиста, чтобы остаться в «белом пальто».
У нас сайт для взаимодействия соискателей и работников, мы уважаем обе стороны. И против рекомендаций обмануть, «написать SMS, чтобы лично не контактировать», «просто не отвечать». Это некрасиво по отношению к человеку, с которым были договоренности.
Опыт показывает, что лучше сказать правду. Ситуацию нужно объяснять тактично и аргументированно. Например так.
Вы не видите прогресса после занятий. Вы понимаете, что, возможно, ребенку не подходит методика (формат) преподавания, поэтому благодарите за труд, хотите попробовать другие варианты.
Вы не можете больше оплачивать услуги специалиста, так как изменилось финансовое положение семьи.
Вы передумали заниматься, так как ребенок не хочет/предмет перестал быть важным.
Адекватный учитель не обидится, не станет спорить. Он получит опыт, будет благодарен за честность, так как это признак уважения.
Важно. Не тяните до последнего. Учитель должен выстраивать рабочий график. Чем раньше вы найдете способ, как отказаться от репетитора вежливо, тем быстрее он отыщет нового ученика.
«Обида залита в груди»
Если прямолинейность не ваш козырь, и вы не хотите никого обидеть… Всё равно придется это сделать. Чем быстрее, тем лучше. Главное, корректно выбранная формулировка (не отговорки, не обман).
Добавим еще несколько решений, которые вы можете адаптировать к своей ситуации.
На базе школы проводятся дополнительные занятия по интересующему предмету, что будет удобнее для ребенка и для вас по стоимости.
Чадо перегружено кружками, секциями, поэтому на дополнительные занятия просто не остается временных ресурсов.
Огромная благодарность преподавателю за то, что ребенок подтянулся в процессе работы. Дальше вы сможете справиться сами.
Список можно продолжать. Помните, что сотрудничество не равно клятве «жить долго и счастливо, а потом умереть в 1 день». Это рабочий нормальный процесс, который каждая из сторон может завершить по желанию.
Вредные советы
Все помнят книгу с вредными советами, и мы постараемся составить несколько рекомендаций-перевертышей, как отказаться от репетитора.
Помните, что приглашенный учитель зарабатывает деньги, в которых у него потребность. Не стоит переносить уроки, оттягивать искусственно разговор, скрываться от педагога. У таких специалистов опыт за плечами, они сразу видят обман. Им также не понравится, когда вы сконфуженно оправдываетесь, окрашиваясь во все цвета радуги.
Советы, как НЕ НАДО.
Ни в коем случае не говорите о прекращении работы лично. Отправьте SMS. При встрече с репетитором делайте вид, что вы никогда его не знали.
Будьте грубы — пусть наемный работник почувствует свое место, поняв, кто Босс.
Принижайте его заслуги, репутацию. Это помогает чувствовать себя не таким плохим человеком, говоря «нет».
Забудьте об аргументах. Просто не открывайте дверь, не берите трубку Может сам догадается.
Попросите знакомого сообщить учителю новость. Так намного спокойнее, вас не касается.
Затягивайте сроки, чтобы не осталось ни малейшего шанса, что на ваше место найдется другой ученик.
Откровенно врите, что вы уезжаете на ПМЖ на Мальдивские острова, только поэтому не можете дальше продолжать плодотворное взаимодействие. Если вы столкнетесь в местном супермаркете, скажите, что прилетели ненадолго по делам.
Скажите, что ваша свекровь с 4 классами образования смогла бы объяснить материал лучше.
Помощь психолога: почему нам так страшно?
Почему так страшно отказываться от чьих-то услуг? Зачем искать в интернете ответ на вопрос, как отказаться от репетитора вежливо? Можно ли придумать «красивую причину»? Да, можно, но не стоит, если вы заботитесь о своем психологическом спокойствии.
Как думаете, что случится, если вы откажете?
Перечень можно продолжать далее, но главное, что вы боитесь пережить эмоции: разочарование, обиду, страдание, боль, негодование.
В 90% корень проблемы кроется в детских переживаниях. Нередко взрослые манипулируют чувствами детей, ломая волю, не учитывая потребностей:
В итоге получаем почти голливудский сценарий развития личности, когда подсознательно ощущаете: отказывать плохо. Выстраивая отношения, в том числе профессиональные, мы также боимся последствий отказов, прикрываясь несуществующими причинами.
Вопрос, как отказать репетитору, второстепенный.
Следует учиться оставаться собой, слушать желания. Как только вы будете честны с собой, вы не будете бояться перестать быть «хорошим». Парадокс, что вы им не перестанете быть, в 99% ситуаций вас поймут правильно, оценив открытость, честность, уверенность. Если вы ощущаете дискомфорт, не можете провести беседу, значит, налицо проблема с невыстроенными личными границами.
Может быть негативной реакция в ответ? Да, может. Вы столкнетесь с последствиями, и в тот самый 1% будут входить обиды, слезы, попытки выяснять отношения, но в основе своей это принятие, уважение и спокойствие.
Плохо реагируют такие же люди, которые не умеют отказывать.
Что в остатке
Если вы уважаете личность, вы не будете тратить бесценные нервные клетки от предвкушения чего-то ужасного, что случится, если вы прямо объясните педагогу, что больше не можете продолжать сотрудничество. Вы с легкостью уберете из жизни то, что вам не нужно.
Делать это нужно, соблюдая правило трех «не»:
Главное не перестараться, сохранить уважение к другому человеку без ущерба для себя. Ключевой навык, который поможет чувствовать себя лучше, взаимодействуя с другими людьми, будь это репетитор, сиделка, няня, другие специалисты.
И если вам в какой-то момент жизни требуется персонал, на 7hands много возможностей построить комфортное сотрудничество.
Мы проверяем соискателей по всем параметрам:
Проведение собеседований по телефону делает 7hands клиентоориентированным сервисом, где в почете забота о результате.
Когда и как отказываться от работы с учеником
Эта статья написана репетитором
В рамках совместной кампании АР и сообщества репетиторов. Если вы хотите дополнить ее или возразить автору, оставьте свой комментарий на странице статьи в Учительской или напишите нам на community@repetit.ru.
Бывает, что репетитору становится крайне некомфортно работать с учеником. Настолько некомфортно, что он задумывается о прекращении занятий с ним. Когда и почему возникает такая ситуация? И какое решение принять репетитору: отказаться от ученика или попытаться продолжить занятия?
Что может быть не так?
Для начала разберёмся с причинами.
1. Ученик — отпетый лентяй
Вы стараетесь научить его чему-то, а он. В какой-то момент вы осознаете, что, как ни старайся, на каком «золотом блюдечке» ни преподноси ему знания, ничего не изменится. Каждый урок превращается в день сурка, и вы понимаете, что больше так продолжаться не может.
2. Необучаемый ученик
Был у меня такой случай. Девочка, 8 класс. Переэкзаменовка. Занятия летом. Поставили цель — подготовить к пересдаче геометрии за месяц — разобрать решение 10 задач. Знаний нет совсем. Начали с простейшего. Объясняю — вроде понимает. Присылает решения — бред сумасшедшего. На следующем занятии — всё как в первый раз. Много чего я перепробовала. В конце концов, кое-как выучили 5 задач. Не поверите, она пересдала. Меня попросили продолжить занятия — подготовка к ОГЭ. Я отказалась наотрез (культурно — сказала, что нет времени).
3. Постоянно болеющий ученик
Все мы, конечно, иногда болеем, но так, чтобы из 8 занятий в месяц 7 отменялись из-за болезни. Причем болезнь наступает внезапно, за 10 минут до начала занятий! «То понос, то золотуха» — это прямо слово в слово про одну из моих учениц. И если вы думаете, что она симулянтка, вы ошибаетесь! Болезни, реальные, даже иногда с больницей! И «аллергией» на меня это не назвать, у нас были очень хорошие, я бы сказала, дружеские, отношения.
4. Родители
Тут ситуации бывают разные.
Как же поступить в каждом из перечисленных случаев? Сразу и безоговорочно отказаться от ученика или попытаться как-то изменить ситуацию?
Чтобы ответить на этот вопрос, важно понять одну вещь: вы не в силах изменить человека! К 10 годам (с ребятами младше я не работала) он уже сложившаяся личность, которая живет и воспитывается в семье. И какие бы у вас ни сложились с ним отношения, вы для него чужой, посторонний человек. Основное влияние на него оказывают родители. Поэтому, если ученик ничего не делает и занимается кое-как, пообщайтесь с родителями, попросите их помочь: проконтролировать д/з, возможно, использовать какие-то рычаги воздействия на чадо. Иногда это срабатывает, поверьте! Родители подключаются, и ребенок начинает нормально работать.
Если же родители не желают оказать вам посильную помощь в процессе обучения, а просто дистанцируются, вы практически бессильны изменить ситуацию. Либо примите ее, как есть и терпите, пока можете, либо расставайтесь.
Что касается необучаемых учеников, им нужна не ваша помощь, а помощь совсем других специалистов. При этом, на мой взгляд, необязательно (бессмысленно) обсуждать этот вопрос с родителями, они скорее всего вас не услышат.
С родителями учеников, которые вечно болеют, нужно поговорить. Объяснить им, что занятия раз в месяц вряд ли что-то дадут их детям. Но бывает, что родители все равно настаивают на продолжении занятий. Если это не выпускной класс, можно предложить заниматься по остаточному принципу: есть у вас время — занимаетесь, нет— значит, в другой раз. Именно так я и поступила с той самой, часто болеющей ученицей.
Родители ваших учеников — ваши работодатели. Зачастую они считают, что вправе диктовать вам любые условия. И в этом отчасти они правы. Но у вас тоже есть право голоса. Вы вправе обсуждать, убеждать, настаивать на своей точке зрения, напоминая им, что вам, как специалисту с большим опытом, лучше знать, как и чему учить их чадо. Если родители адекватные, они вас обязательно услышат. Ну а если нет, было бы странно продолжать работать с неадекватными людьми.
Как грамотно уйти?
Но если все-таки все сложилось так, что вы точно решили, что больше не в силах заниматься с учеником по тем или иным причинам, как сказать об этом родителям и что вам за это может быть
Казалось бы, ну что тут сложного: отказаться от ученика? Сказал: «Я больше не буду заниматься с вашим ребенком. До свидания!» и все. Но не так всё просто.
Вы должны как-то объяснить, почему вы уходите. Объективные причины типа: «Он лентяй, ничего не делает, не вижу смысла дальше с ним работать» не всегда принимаются родителями. Даже если они знают, что их ребенок такой, они все равно, постараются вас убедить остаться. Они расскажут вам о вас так много хорошего, что вам очень тяжело будет категорически стоять на своем. Ну а неадекватным родителям вы вряд ли скажете об их неадекватности.
Поэтому причина вашего ухода не должна быть связана с ребенком/родителями. Это могут быть ваши семейные обстоятельства (не обязательно уточнять, какие), возможно, технические проблемы, если вы занимались онлайн. Все зависит от полета вашей фантазии. Самое главное — помните: вы должны расстаться друзьями и это не должно быть за 2 месяца до экзамена — на мой взгляд, это просто непорядочно. Именно поэтому я не отказалась от «перегруженной школой» ученицы с информатикой, ЕГЭ.
Что плохого может «принести» вам отказ от ученика? Ну во-первых, не очень хороший отзыв на сайте, где вы нашли этого самого ученика. Впрочем, плохой отзыв вам может принести и ученик, плохо сдавший экзамен. Но не только это. Почти каждый отказник — это минус вам. Вы не справились со своей работой, с поставленной задачей. Это неприятный осадок, неудача. По крайней мере для меня это так.
Естественно, всем нам хочется избегать неудач в жизни, поэтому возникает естественный вопрос: а можно как-то свести к минимуму (а лучше к нулю) такие ситуации, когда приходится отказываться от учеников? Я думаю, что можно и нужно. Каждый отказ надо проанализировать. Постараться вспомнить, когда, в какой момент вы впервые почувствовали дискомфорт в занятиях/в отношениях с родителями? Это было первое занятие? Тогда попытайтесь объяснить сами себе, почему вы сразу не отказались, зачем вы взяли этого ученика? А может быть, это было позже? Что стало причиной: ученик совсем отбился от рук? — возможно вы были чересчур мягки; родители стали предъявлять претензии/менять условия? — вы не смогли сразу сказать «нет», найти время обсудить спорные моменты?
Такой анализ позволит вам не брать проблемных учеников, вовремя сглаживать острые углы в отношениях с родителями и в целом выработать рациональную линию поведения.
Горячая линия
Наши Рассылки
Обучающие мероприятия
(347) 291 20 70
Как отказывать и принимать отказ, чтобы сохранить деловые отношения?
Отказ всегда обусловлен несовпадением интересов: одна сторона хочет что-то получить или предлагает что-то сделать, а другая не поддерживает это. Как у просьбы, так и у отказа есть свои причины. И чем меньше собеседник понимает их, тем выше вероятность того, что общение пойдет по негативному сценарию и закончится на слишком эмоциональной ноте.
Но сохранить взаимопонимание и дружественные отношения сторон после того, как произнесено слово «нет», разумеется, можно. Как же отказывать другим, работать с чужими отказами и достойно выходить из сложившегося положения?
Как отказывать другим?
Приведем несколько распространенных видов отказа, которые применяются в разных ситуациях и в отношении разных групп собеседников.
Ситуация, где используется отказ
Не предполагает объяснения причины и какого-либо возражения
«Нет, это невозможно», «Денег нет», «Исключено»
Чаще всего используется руководителем в разговоре с подчиненными
Не способствует укреплению взаимопонимания в коллективе и налаживанию обратной связи с подчиненными. Злоупотреблять такими отказами не стоит
Не предполагает возражений, но содержит объяснение причины отрицательного решения
«Не получится, потому что у нас сейчас нет на это финансирования»
Используется в отношении подчиненных, коллег, начальников и деловых партнеров
Объяснение причин делает ответ убедительным не только с точки зрения эмоций, но и с точки зрения логики. Это одно из требований делового этикета и необходимое условие сохранения хороших отношений
Не содержит четкого ответа, но оставляет шансы на положительное решение
«Прежде чем дать ответ, я должен обсудить ситуацию с директором (учредителем)», «Позвоните через два месяца»
Используется в разговоре с коллегами, партнерами, внешним окружением, в ситуациях, когда не выработано единое решение
Содержит приглашение к дальнейшим переговорам, повышает шансы на положительное решение
«У нас сейчас нет на это денег, но мы заинтересованы в вашем предложении. Оставьте заявку, мы рассмотрим ее в конце года»
Предполагает не столько отказ, сколько поиск взаимоприемлемого решения. При этом в переговорном процессе налаживается обратная связь и повышается значимость обоих сторон
Содержит частичное согласие с предложением или требованием
«До конца лета мы сможем провести только одно мероприятие, а второе перенесем на зиму»
Тактический ход, позволяющий сторонам отстоять то, что им важно, и пойти на уступки в менее существенном. Здесь обе стороны одновременно получают и отказ, и согласие
Отказ сопровождается бонусом, представляющим для собеседника ценность
«К сожалению, финансирование проектов уже распределено. Но вы можете подать заявку на получение гранта»
Используется при контактах со всеми группами, но требует от отказывающей стороны понимания интересов собеседника
Сглаживает негативную реакцию, вызванную отказом, и сохраняет позитивный контекст беседы. Приносит пользу (приятный бонус, хорошую новость) стороне, которой отказывают
Как видим, отказы отличаются друг от друга двумя характеристиками: степенью жесткости формулировок и степенью готовности к компромиссу. Чем выше и значимее статус собеседника, тем чаще используются гибкие тактики и мягкие формы отрицательного ответа.
Как «упаковать» отказ?
От степени жесткости формулировок во многом зависят эмоции и реакция человека, вызванные отказом. Чем вежливее и мягче подан отрицательный ответ, тем спокойнее будет отношение к нему собеседника, а значит, разговор получится продолжить в рациональном русле. И наоборот: категоричность ответа и резкий тон настроят человека негативно, подведут к грани конфликта либо вынудят скрыто сопротивляться (так бывает, например, с подчиненными).
Сформулировать правильный отказ, «упаковав» его в нужную форму, помогут следующие приемы.
Смягчайте ответ вежливыми оборотами и выражениями. Это самый простой способ сгладить негативное впечатление, предусмотренный деловым этикетом. Фразы «К сожалению, я не могу», «Я бы с удовольствием, но. » звучат намного нейтральнее и уважительнее, чем «Нельзя» и «Не положено».
Используйте «принцип сэндвича». Он заключается в том, чтобы поместить отрицательный ответ внутрь приятной «упаковки». То есть начать и закончить ответ надо двумя позитивными высказываниями, которые смягчат негативный эффект от основной мысли. Например: «Спасибо за то, что вы обратились в нашу организацию. Это очень приятно. К сожалению, ваш проект не совсем отвечает нашим требованиям. Но давайте сохраним контакты друг друга и продолжим сотрудничество в будущем».
Как принимать отказ?
Принимать отказы, конечно, сложнее, чем отказывать самим. Поэтому здесь тоже нужны мастерство и позитивный настрой, позволяющие достойно выйти из сложившейся ситуации и сохранить дружественные отношения. Чтобы за отказом не последовал спор, в котором каждая из сторон, не слушая друг друга, пытается доказать свою правоту, важно придерживаться двух правил.
1. Общайтесь в форме диалога, а не двух встречных монологов. Только так можно прояснить позицию собеседника и понять, чем вызван отказ. Чем больше подробностей вы узнаете о причине отрицательного ответа, тем больше получите шансов его обойти. Например, под фразой «Денег нет» вышестоящий руководитель может понимать не тотальное отсутствие финансирования на месяцы вперед, а недостаточную проработку идеи, которой требуется финансирование. Если же оформить ее в соответствии с правилами и придать актуальности, деньги найдутся (пусть даже и из другого источника), а вышестоящий руководитель в этом поможет.
Кстати, здесь не надо недооценивать силу вопроса «Почему?». Многих так обескураживает отказ, что они и не пытаются продолжить разговор. В то же время вовремя озвученное «Почему?» способно открыть много новых возможностей и сделать отказ всего лишь проходной ступенью на пути к наилучшему решению.
2. Посмотрите на ситуацию глазами собеседника, давшего отказ, а не убеждайте его в том, что он не прав. Благодаря этому вы не только лучше поймете причины отказа, но и выстроите убедительную встречную аргументацию.
Вне зависимости от того, с какой «стороны» отказа вы находитесь, уважительное отношение к собеседнику и внимание к его интересам станут главными факторами, позволяющими смягчить эффект отрицательного ответа и прийти к приемлемому решению. Отказывает, конечно, один, но усилия по сохранению позитивного поля делового общения должны приложить оба собеседника.
Слово «нет» означает не конец общения, а начало конструктивного диалога. В большинстве случаев с полученным отказом можно продолжить работать.
Нет КонсультантПлюс?
Оформите заявку на доставку полной версии документа