Как написать официальное письмо
Официальное письмо – это форма делового послания, которое имеет статус документа. Оно может применяться для отправки каких-то сообщений между организациями или индивидуальными предпринимателями и частными лицами.
Чем отличается официальное письмо от обычного
Между обычными письмами и официальными посланиями существует несколько различий:
Кроме того, официальные письма зачастую формируются на специальных фирменных бланках – это придает им солидности и лишний раз подчеркивает их официальных статус.
Подробнее о реквизитах
Что касается реквизитов на официальных бланках, то не лишним будет дать расширенное описание этой части документа, называемой на языке делопроизводителей «формуляром». В частности, в бланках всегда должно быть:
Типы информационных писем
Информационные письма могут быть самыми различными:
То есть, по сути дела, они могут составляться по самым разным поводам и обстоятельствам. Главное условие — их соответствие определенным критериям.
При этом следует иметь ввиду, что официальные письма – единственный вид документов, на которых не ставится их название.
Общие требования ко всем письмам
При составлении официального послания следует придерживаться определенных норм и стандартов. В такого рода корреспонденции нужно обязательно использовать только вежливую форму обращения к адресату, излагать основные мысли необходимо коротко, емко, строго по делу (не забывая о том, что человек не всегда готов тратить на прочтение письма много времени).
Если текст послания слишком длинный и содержит много разнообразной информации, его надо поделить на абзацы, а при необходимости – еще и на отдельные пункты, не забывая при этом делать смысловые акценты. Можно выделять какие-то мысли размером или цветом шрифта (если письмо печатается на компьютере) или подчеркиванием (если письмо пишется от руки).
Самую важную часть письма следует писать в начале или конце – в этом случае она лучше запоминается.
Чего следует избегать
К официальным письмам требования достаточно серьезные и определенные. В них недопустимо использовать узкоспециальные термины, большое количество сложных речевых, деепричастных и причастных оборотов, грубые слова и, тем более, ненормативную лексику. Также следует избегать витиеватых или размытых по смыслу предложений. Тон послания должен быть сдержанным, исключены какие-либо развязность, панибратство.
Как сформировать официальное письмо
Для официального письма не разработано никаких стандартов и шаблонов, так что писать его можно в свободной форме или по образцу, разработанному на предприятии. Главное условие, чтобы данный документ по своей структуре соответствовал нормам делопроизводства, а по тексту — правилам русского языка.
Следует помнить о том, что существует ряд сведений, которые должны содержаться в информационном письме непременно:
К письму могут быть приложены какие-либо дополнительные бумаги, фото и видео документы. В этом случае их наличие следует отметить в основном тексте. Также допустимо указывать в «теле» письма ссылки на законы, нормативные, правовые акты, имеющие непосредственное отношение к посланию.
Как доставить письмо до адресата
Отправлять официальные письма можно разными способами:
Письмо о правопреемственности организации
Письмо о правопреемственности организации, образец которого можно скачать здесь, не имеет унифицированной формы. Однако оно является надежным способом информирования деловых партнеров, банков и других вовлеченных в деловые процессы субъектов.
Правопреемственность
Правопреемственность может возникнуть в случаях, когда какая-либо компания была реорганизована, произошло слияние, присоединение, преобразование. Но при этом обязательно поменялась ее организационно-правовая форма (ОАО стало ООО, ООО стало ИП и т.д.). Также правопреемство может осуществляться на основании существующего законодательства.
К сведению! Правопреемником может выступать как вновь созданное юридическое лицо, так и уже существующее. Это будет зависеть от конкретной ситуации.
Главное, чтобы был правильно составлен передаточный акт.
Правопреемство бывает универсальным. Это ситуация, когда все имущественные и неимущественные права, обязанности, услуги, договора и пр. переходят от одной организации к другой. Такой вид является наиболее удобным. Но иногда складываются такие обстоятельства, при которых компания подразделяется на две (три и т.д.) отдельные. В этом случае правопреемственность произойдет не полностью, она будет сингулярной. Все права и обязанности будут разделены между двумя возникшими организациями в соответствии с составленным разделительным балансом.
Подробнее об этих нюансах можно посмотреть в 128 и 59 статьях Гражданского кодекса.
Правопреемник при ликвидации какой-либо организации не должен облагаться никакими налогами. Но если налоговики ранее обнаружили нарушения, то ответственность за эти нарушения никто не отменял. Следовательно, наказание понесет правопреемник.
Таким образом, о правопреемственности организации могут свидетельствовать:
Составление письма
Письмо имеет лишь информационный характер и ставит своей целю массово уведомить деловых партнеров, банки и прочие учреждения о том, что организация является чьим-либо правопреемником.
Начинается документ с общей для большинства документов шапки. В идеале бумага печатается на фирменном бланке. Но в большинстве случаев его составляет свежесозданная организация, которая еще не успела заказать их изготовление.
По этой причине необходимо не упускать из виду, что в письме на самом верху страницы прописываются наименование компании, которая принимала участие в реорганизации (слилась, присоединилась и пр.), ее реквизиты: адрес, ИНН, ОГРН, контактный телефон.
Также в верхней части деловых писем помещаются:
Основная часть обязательно должна содержать следующие данные:
Если это нужно, то указывают реквизиты организации-правопреемника для точности указания в документации: юридический адрес, ИНН, ОРГН, КПП. Заканчивается письмо подписью ответственного лица (генерального директора), по возможности – печатью.
Дополнения
Деловое письмо должно быть составлено кратко и аргументировано. Однако если того требует сложившаяся ситуация, в этом документе может прописываться, имеются ли у правопреемника сертификаты соответствия на оборудование.
Принципиально важно направить письма такого содержания компаниям-контрагентам заранее. Так они смогут скорректировать планы, согласовать договора, составить соответствующие бухгалтерские отчеты.
Если говорить о том, кем должен подписываться документ, то это должно быть то лицо, от которого направлено письмо. В большинстве случаев о предстоящей реорганизации компании известно заранее. Особенно в том случае, если правопреемственность наступает по взаимному согласию, с составлением договора.
Как узнать правопреемника
На практике не все организации считают нужным сообщать о том, что они являются правопреемниками той или иной компании. А для партнеров это является принципиально важным нюансом отношений.
Узнать о том, кто и какие права и обязанности получил, можно, ознакомившись со следующей документацией (копии ее можно запросить при деловой переписке):
Налоги
При реорганизации компании, естественно, выплачивается государственная пошлина. А правопреемственность от одной компании к другой налогом не облагается. В Налоговом кодексе эти моменты прописаны в 50 статье.
Обязательства
При реорганизации необязательно ставить в известность кредиторов компании. По закону достаточно будет опубликовать эту информацию в СМИ. Так что компаниям-кредиторам необходимо зорко следить за возможными реорганизациями. Эта юридическая лазейка помогла не одной компании уйти от погашения долговых обязательств. Юристы частенько с этим сталкиваются.
К счастью, есть и честные организации, которые пишут письмо о правопреемственности организации, для того чтобы не поставить своих контрагентов в неудобную ситуацию.
Письмо о перезаключении договора на другую компанию
Письмо о перезаключении договора на другую компанию посылается от имени организации контрагенту, когда она прекращает свое существование или по каким-либо другим причинам передает свои права по сотрудничеству другому юридическому лицу (либо ИП).
Документы подобного рода принято составлять в свободной форме. Тон и текст будут зависеть от того, какого характера было взаимодействие между контрагентами. В любом случае каждое отдельное письмо – это отдельная «фраза» диалога делового общения. Для нее не может существовать унифицированной формы, так как каждое взаимодействие уникально.
Причины перезаключения договора
Оснований для перезаключения договора может быть множество. Например:
В письме желательно точно отразить причину, побудившую делового партнера перезаключать соглашение. При этом адресата желательно ввести в курс дела предварительным звонком по телефону. Практика показала, что обсуждение деталей взаимодействия проходит более конструктивно в устной форме.
К письмам часто прибегают, если компаний, с которыми необходимо перезаключить договор, много и звонок каждой займет много ценного времени одного либо нескольких сотрудников.
Составные части письма о перезаключении договора
Письма о перезаключении договора рекомендуется оформлять на фирменном бланке организации. Причем принципиально важно, чтобы реквизиты были указаны новой организации. То есть компания-отправитель должна существовать и обращаться к контрагенту с конкретной просьбой. От обанкротившейся либо по другим причинам «вышедшей из игры» компании такие просьбы будут восприниматься нелогично.
Последовательно в бумаге располагается такая информация:
Перезаключение договоров будет подразумевать смену реквизитов компаний. Для удобства лучше прилагать данные, которые необходимо изменить, списком. В прилагаемом бланке имеются графы для указания платежных данных как старой, так и новой организации.
Указание контактов в письме наверняка сделает взаимодействие между деловыми партнерами гораздо удобнее.
Кроме того, получение такого письма подразумевает приложение в виде нового договора. Он может быть как типовым, так и с внесенными изменениями. Если у организации-получателя не имеется возражения ни по одному из пунктов нового соглашения, то к компании-отправителю возвращается уже подписанный экземпляр. Такие манипуляции позволяют перезаключать договора со многими учреждениями сразу без существенных временных затрат.
Сложные случаи
Достаточно часто встречаются ситуации, когда договор требует обсуждений, доработок. В таких случаях не обойтись без консультаций грамотного юриста. Одна либо обе стороны привлекают специалиста этого профиля для того, чтобы внести в перезаключаемый договор необходимые коррективы.
Дополнения
По желанию сторон письмо о перезаключении договора на другую компанию может быть дополнено необходимыми для конструктивного взаимодействия моментами. Оно может включать в себя:
Правовые нюансы
С юридической точки зрения, такое взаимодействие выходит за рамки общепринятого. Если одна из сторон договора имеет желание его расторгнуть, то она предупреждает вторую о своих намерениях заблаговременно. А позже уже – заключается новый.
Таким образом, контрагент уже должен был быть поставлен в известность о том, что договор расторгается. А заключение нового – это полностью добровольный процесс. Организация-адресат может его подписать, если захочет. То есть принуждать к перезаключению договора с другой организацией предыдущая никоим образом не может.
По этим причинам особенно важно в письме о перезаключении договора на другую компанию высказывать просьбу, а не выдвигать требования.
Можно ли составить дополнение
Дополнительное соглашение к договору составляется только в том случае, когда в нем меняются некоторые из пунктов. Если же происходит смена одной из сторон, то тут проще всего будет заключить новый договор.
Это правило касается всех случаев. Даже когда у старой и новой организаций один владелец, все равно контрагенту следует заключать договор вновь. И по этому поводу деловая переписка может вестись достаточно продолжительное время.
Сколько хранится
Письмо о перезаключении договора на другую компанию, если оно оформлено в бумажном виде, регистрируется в журнале исходящей корреспонденции. Как и все бумаги подобного рода, оно хранится на протяжении пятилетнего срока.
Пишем официальное письмо в организацию: правила, ошибки, образец
Официальное письмо — это документ, посредством которого осуществляется деловая переписка между заинтересованными сторонами по различным вопросам.
Разновидности деловых писем
Юридические и физические лица часто сталкиваются с необходимостью формально-делового общения, например:
Разнообразие причин предполагает такое же разнообразие видов деловых бумаг:
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать делопроизводство и документооборот в организации. Используйте эти инструкции бесплатно.
Структура и содержание документа
Специальных требований к структуре официального письма не установлено, деловая переписка по умолчанию предполагает:
Предлагаем небольшую инструкцию, как правильно написать официальное письмо, чтобы произвести приятное впечатление и достичь максимального эффекта от взаимодействия:
Шаг 1. Подготовьте для документа фирменный бланк. Допустимо использование обычного листа А4, но в этом случае ваши данные каждый раз необходимо вбивать самостоятельно.
Шаг 2. Обязательно перепроверьте правильность реквизитов адресата. Если сомневаетесь, воспользуйтесь бесплатным онлайн-сервисом ФНС для получения данных из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Шаг 3. Поставьте дату и исходящий номер.
Шаг 4. Обращение начните со слова «Уважаемый(ая) …!», после которого укажите имя и отчество, к кому обращаетесь.
Шаг 5. Обозначьте причину или повод, почему вы обращаетесь к адресату.
Шаг 6. Грамотно, емко и доступно изложите содержание вашего обращения, оно всегда зависит от цели, которую вы преследуете, направляя документ. Например, если требуется получение бумаг или информации от контрагента, указывайте в тексте, что конкретно хотели бы получить, в какие сроки и в каком виде. Обязательно формулируйте заключение, указывайте, какие действия вы ожидаете от получателя. Не забудьте оформить приложения при их наличии.
Шаг 7. Поставьте подпись руководителя и печать (при наличии), при необходимости укажите исполнителя документа с контактными данными.
Как нельзя писать
При официально-деловой переписке не допускаются:
Правила оформления
Жестких требований к оформлению нет, в качестве примера, как составить официальное письмо, применим ГОСТ Р 7.0.97-2016, который рекомендовано использовать для написания подобных документов. Общие положения:
В общем виде угловой бланк выглядит так:
Образец с продольным бланком
Общество с ограниченной ответственностью «Ppt.ru»
ИНН 1234567890/КПП 121001001
ОГРН 2323454567001
АДРЕС 456789, Россия, Субъект РФ, просп. Замечательный, д. 1
Исх. № 987 от 12.12.2020
Директору ООО «Общество»
123456, Россия, Субъект РФ,
Уважаемый Иван Иванович!
В ответ на Ваше предложение от 20.11.2020, исх. № 11, о заключении договора оказания юридических услуг настоящим письмом выражаем готовность сотрудничества с ООО «Общество».
Убедительно просим направить в наш адрес проект договора и заверенные копии учредительных документов ООО «Общество».
Генеральный директор Петров Петров Порфирий Петрович
Как отправить письмо
Способ отправки документа, как правило, зависит от его цели:
Как подтвердить правопреемство по исполнительной надписи
Перечень необходимых документов закрепило Правительство в постановлении от 16.12.2020 N 727.
С 03.01.2021 установить факт правопреемства взыскателя или должника по исполнительной надписи до возбуждения исполнительного производства можно у нотариуса. Для этого потребуется представить определенные документы в зависимости от основания правопреемства.
В частности, при реорганизации юридического лица в форме выделения или разделения понадобится:
— заверенная копия разделительного баланса или выписка из него, чтобы подтвердить переход прав и обязанностей по обязательству;
— выписка или иной документ с информацией из ЕГР. Если взыскатель — иностранная организация, как правило, должна быть выписка из торгового реестра страны учреждения.
Если правопреемство произошло в форме слияния, присоединения или преобразования, кроме информации из ЕГР, нужна еще заверенная копия передаточного акта или выписка из него, подтверждающая переход прав и обязанностей по обязательству.
При переводе долга факт правопреемства подтвердит заверенная взыскателем:
— копия договора о переводе долга;
— копия документа с согласием кредитора на перевод долга на другое лицо. Если согласие есть в договоре, эта копия не потребуется.
На заметку
При необходимости можно просить нотариуса, чтобы он истребовал или получил указанные документы .
На заметку
Процедура установления факта правопреемства платная – 100 % БВ.
Кроме того, изменен перечень документов для бесспорного взыскания долга по исполнительной надписи. В частности, по требованию об уплате страховых взносов по договорам обязательного страхования в случае отказа от их уплаты, задолженности по ним, штрафов и пеней; страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам, задолженности по ним, штрафов и пеней.
С 03.01.2021 для совершения исполнительной надписи при заключении договора внутреннего страхования в электронном виде, кроме установленных документов, понадобится заверенная уполномоченным лицом взыскателя воспроизведенная на бумажном носителе запись в базе данных по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.