Бюджетирование на предприятии: что это такое, с чего начать формирование и ведение бюджета компании
Какого бы размера ни была компания, она стремится заработать деньги и потратить их на развитие бизнеса. Важно правильно корректировать финансовые потоки, составлять сметы, разбираться, куда уходят деньги фирмы, чтобы не допустить банкротства и работы в минус. Для этого требуется система бюджетирования предприятия, в статье мы расскажем, что это такое и как этим пользоваться.
Описание
Так называют обширный процесс по формированию и делению финансов, изменению имеющихся планов в соответствии с новыми фактами, управлению деньгами на основе различных показателей.
Бюджетом называют общность всех доходов и трат в любой компании. От его размера зависит, насколько успешным будет завод или магазин, и как он станет функционировать.
Понятие бюджетирования затрагивает не только юридических лиц, но и обычных граждан. Каждый отдельный человек контролирует собственные заработки и траты. Кроме того, он способен двигать и влиять на экономику государства совместно с миллионами таких же людей. Любой вправе предлагать идеи для расходования из казны государства.
Для жизни завода или офиса, любой формы деятельности жизненно необходимо грамотно распределять денежные потоки. Следует эффективно управлять текущими возможностями, чтобы преумножить будущие.
Бюджетирование — это метод понять и проанализировать, на что уходят финансы в течение периода.
Что включает в себя система: ее задачи
Все основано на планах и деньгах: собственных или заемных. При помощи распределения можно заранее узнать, как будут уходить средства в течение года, месяца или пятилетки.
Бюджетирование способствует правильной организации финансов, обдумыванию их движения. Для этого используется анализ настоящей деятельности и состояния. Если тщательно подходить к этому вопросу, удастся принимать наиболее эффективные решения относительно развития предприятия.
Выделим 5 основных задач, с которыми можно справиться с помощью грамотно выстроенного бюджета.
Текущее планирование
Это инструмент, который позволяет найти наиболее рациональные пути использования имеющихся трудовых, материальных и иных ресурсов. Если в фирме не занимаются этим, то и успешной деятельность компании назвать нельзя.
Но непрофессиональный план не учитывает целей бизнеса, а также не может стать главным для разбора и принятия решительных действий. Важно, чтобы документ составлялся знающим человеком на основе реальных данных и не для отчетности, а для практического использования. Такая документация после всех расчетов покажет, сколько реально денег у предприятия для всех проектов.
Составленный финансовый отчет в идеальных условиях должен захватить не только краткосрочные, но и далекие перспективные направления.
Оборудование
Насколько обоснованы затраты
Серьезный пункт, который отвечает на вопрос «куда потратили деньги». Любую статью для расходования необходимо обосновать и подтвердить ее целесообразность.
Оформление базы для анализа
В такой отчетности легко разобраться. Она позволяет понять, насколько правильными были конкретные траты, какие из проектов оказались успешными. С ее помощью можно строить дальнейшие цели с учетом ошибок прошлого. Своевременные корректировки улучшают финансовые показатели.
Повышение эффективности
Если профессионально вести бюджетирование, то повышается производительность, развиваются прибыльные направления и минимизируются бессмысленные затраты. Рекомендуется посвящать руководителей среднего звена в дела и планы компании, чтобы они были мотивированы на достижение результатов.
Выявление и минимизация рисков
В смете обязательно становится видно все бизнес-нюансы. Можно вовремя остановить развитие направления, если оно не приносит должного результата. Слишком рискованные операции оказываются под вопросом и выполняются в последнюю очередь.
Бюджетное управление и его особенности
Грамотно построенное бюджетирование позволяет добиться сразу нескольких целей:
В перечне мы указали только основные цели, которые позволяет достичь правильно спланированное бюджетирование. Этот процесс играет важную роль.
Какие функции выполняет
В любой компании есть задачи, которые легче оптимизировать и решить после введения контроля за денежными потоками. Они отличаются в разных сферах деятельности, но составление плана будет выполнять функционал одинаковой направленности:
На примере: предприятие должно запланировать свои действия, учесть затраченные ресурсы и полученную прибыль, проконтролировать выполнение.
Важные составляющие системы бюджетирования
Это совокупность действий, которые направлены на повышение производительности и эффективности работы. Правильное применение позволяет оперативно достигать поставленных задач.
Системный подход обеспечивает скоординированную работу разных подразделений ради достижения общих целей и выведения показателей экономики на новый уровень.
Применение бюджета дает массу достоинств:
Бюджетный цикл: что это, какие этапы включает
Так называют отдельный период планирования и распределения доходных и расходных статей. Это цикличное действие, повторяться оно будет с периодичностью, которую установят на предприятии.
Важно соблюдать последовательность этапов бюджетирования, но для чего это нужно? Чтобы не допустить путаницы, контролировать все изменения, наладить производство и увеличить прибыль.
Каждый раз это действие содержит 3 фазы:
Виды и методы бюджетирования на предприятии: с чего начать
Существует 3 главных разновидности. Их строят исходя из:
В первый формируются все предстоящие доходные/расходные процедуры, в него включаются расчеты прибыли, перемещений финансов и других планов относительно наличных и безнала. Это главный вид, цель которого заключается в планировании распределения денег внутри организации. Создавать и контролировать его необходимо, чтобы обеспечить платежеспособность и прибыль фирме, не допустить дефицита.
Вторая разновидность содержит:
Если финансовый план выражает общий ход средств, операционный отвечает за конкретные направления с цифрами.
Инвестиционный подвид включает в себя все, что относится к инвестированию. Среди прочего это:
Бюджетирование не может начинаться с одного вида планов. Если вы задаетесь вопросом, как составить бюджет организации, мы рекомендуем провести анализ работоспособности и продуктивности, прописать сметы по каждому. Необходимо хранить отчет по всем направлениям, это положит начало составлению глобальной отчетности комплексно по заводу и отдельно по подразделениям.
Процесс ведется с целью увеличения реальных результатов от деятельности. Предприятие чаще ориентируется на собственные принципы, ищет подходящие пути. Допускается обойтись без четкой детализации мелких или побочных ответвлений. Но расчеты проводить необходимо, чтобы не допустить ухудшения финансовой ситуации.
Бюджет организации и его состав
В широком понимании это учет всех активов. При более тщательном разборе это множество документов, результатов и анализа, которые позволяют составить несколько смет для планирования дальнейшей работы.
О главных типах мы говорили выше. Состав проще представить в виде небольшой схемы:
Приток ДС | Бюджет | Меняется долг по поставщикам и оплате труда | Смена объемов запасов сырья и материалов | Бюджет по производству | Меняются объемы запасов готовой продукции | Бюджет по отгрузке | Меняется долг по покупателям |
Обычно цепочка представлена в виде простой структуры:
Составление бюджета проекта
Автор: Юрий Мартынов Руководитель проектов 1С-WiseAdvice
Составление бюджета проекта
Автор: Юрий Мартынов
Руководитель проектов 1С-WiseAdvice
Использование бюджетирования в компании позволяет планировать и контролировать эффективность использования ресурсов компании, согласовывать деятельность различных подразделений внутри компании, контролировать их вклад в достижение целей и выполнение задач компании. Если компания использует проектный подход к деятельности, то для получения полной информации необходимо организовать как раздельный сбор фактических показателей, так и осуществлять планирование по каждому проекту отдельно для корректного расчета финансовых показателей каждого проекта и компании в целом.
Бюджетирование проекта: понятие и виды
Под проектом понимается совокупность мероприятий, объединенных целью и имеющих выделенный бюджет. Проекты в компании могут подразделяться на два вида:
Совокупность внутренних проектов – представляет собой Инвестиционный бюджет.
Для проектного типа бизнеса характерно одновременное выполнение нескольких операционных (текущих) проектов, с помощью которых компания генерирует маржинальную прибыль. К проектно-ориентированными компаниями можно отнести:
В учетной политике управленческого учета таких компании необходимо учитывать особенности проектной деятельности. При этом составление корректных бюджетов может быть довольно сложным процессом, включающим в себя несколько этапов подготовки бюджетов отдельных проектов и их консолидацию, согласование бюджетов на различных уровнях организации.
В случае бюджетирования инвестиционных (внутренних) проектов необходимо учитывать то, что они определяют развитие компании, и поэтому требуют особого внимания для эффективного управления затратами компании. Зачастую отследить их влияние достаточно проблематично за счет включения таких затрат в текущие производственные расходы и отсутствия прямой зависимости между платежами по инвестиционной и ростом активом кампании. Для оптимального управления такими проектами необходимо помимо бюджета проекта составлять бизнес – план, который покажет взаимосвязь целей и задач проекта, маркетингового анализа и сумм бюджетов.
В рамках текущей статьи мы будем рассматривать внешние (операционные) проекты, так как формирование Инвестиционного бюджета имеет свои особенности. Но требования, предъявляемые к бюджетам операционных проектов, применимы и к инвестиционным проектам.
Составляющие бюджета проекта
Бюджет доходов и расходов проекта определяет его прибыль и стоимость для компании. Основой для составления бюджета проекта являются договоры с Заказчиком и смета затрат на выполнение проекта. Структура бюджета проекта подразумевает две составляющие – доходы и расходы, которые планируются с учетом сроков их актирования в соответствии с договорами. Доходные и расходные части должны декомпозироваться по статьям доходов и расходов (затрат).
Чтобы точно спрогнозировать прибыль проекта расходная часть проекта обычно имеет большее количество статей и других аналитик, так как она включает как прямые затраты – труд персонала, материалы и услуги, так и различные косвенные расходы.
Под оценкой стоимости проекта подразумевается смета расходов, распределенная по периодам времени, которая включает в себя:
Операционные расходы проекта
В состав операционных расходов входят затраты на ресурсы, обеспечивающие выполнение работ по проекту:
Управленческие расходы
Затраты, связанные с управлением проектом, поддержкой его функционирования, но которые не могут быть отнесены к конкретным работам и задачам. Данные затраты относятся ко всему проекту в целом:
Накладные расходы
Накладные расходы – это расходы, которые невозможно определить напрямую в какой-либо проект, однако они сопровождают производственную деятельность. Такие расходы необходимо распределять между проектами. Существует несколько вариантов решения, одни из самых часто используемых:
Резерв на непредвиденные расходы
Резерв позволяет допускать небольшие отклонения по расходам на проект, при этом размер резерва необходимо рассчитывать для каждого возможного риска. Крайне нежелательно использовать резерв в виде постоянного процента от выручки или себестоимости, так как в таком случае резерв уже не обосновывается ни объективными обстоятельствами, ни реальным положением дел в проекте. Резерв по проекту должен отражать реальные риски, которые могут возникнуть при реализации проекта.
Разработка бюджета проекта
Составление бюджета проекта должно начинаться как можно раньше. Оценка рентабельности проекта должна происходить с момента оценки проекта и подготовки ТКП. Такие бюджеты составляются с большой долей погрешностей, необходимым резервом и достаточно укреплено, чтобы передать только смыл предстоящих работ и задач по проекту. Затем, по мере уточнения требований, бюджеты детализируются по более мелким статьям бюджета, выбираются поставщики и субподрядчики, согласуются условия их договоров.
Окончательный бюджет составляется после заключения договора с заказчиком, определения всех необходимых работ и формирования всех затрат с учетом времени, которое дается на выполнение проекта. После согласования и утверждения такой бюджет дает старт проекту. Все стадии бюджетного процесса при выполнении проекта можно свести в таблицу.
Соотношение бюджетов и стадий выполнения проекта
Проект
Бюджет
Необходимо закрепить в учетной политике управленческого учета обязательное согласование бюджета проекта каждой стадии проекта. Этап согласования должен включать в себя подготовку обосновывающей информации. Обоснование бюджета заключается в анализе, являются ли указанные затраты в бюджете необходимыми и достаточными для выполнения проекта. Финансовый департамент производит оценку каждой статьи на основании текущих рыночных цен на сопоставимые услуги или материалы, проверка корректности расчета накладных расходов и резервов.
После проверки бюджета производится анализ экономической эффективности и фиксация ключевых показателей проекта: выручка, прибыль и рентабельность. Для утверждения бюджета проекта, необходимо убедиться, что данные показатели соответствуют целям компании, а сам проект реализуется с максимальной эффективностью при указанных затратах.
Если проект предполагает сложную структуру себестоимости и взаимодействие нескольких подразделений желательно дополнительно проводить анализ чувствительности. Такой анализ позволяет оценить влияние тех или иных факторов на итоговые показатели проекта.
Расчет бюджета проекта
Данное решение позволяет с помощью специального документа «Бюджет» делать как предварительные расчеты, так и формировать итоговый бюджет проекта. В документе фиксируется планируемые прямые и косвенные затраты по статьям оборотов за период, продолжительность которого определяется периодичностью планирования проекта.
Рис.1 Создание документа «Бюджет»
После ввода информации в документ происходит запуск автоматического согласования, которое позволяет провести процесс согласования для каждого вида проекта по различным маршрутам, в зависимости от показателей проекта. Кроме того, система при необходимости автоматически определяет, соответствует ли бюджет проекта бюджету верхнего уровня.
Рис.2 Согласование проекта
Система WA «Финансист» так же позволяет производить расчет экономической эффективности бюджета проекта.
Методы управления бюджетом проекта
После согласования бюджета проекта необходимо следить за тем, чтобы затраты проекта оставались в рамках бюджета, причем не только текущие, но и прогнозные. Для этого существуют несколько методик:
Расчет освоенного объема выполняется в деньгах и позволяет оценить эффективность использования ресурсов проекта в соответствии с бюджетом проекта. Метод освоенного объема позволяет спрогнозировать основные ключевые показатели проекта до конца его срока выполнения.
Как составить бюджет запуска проекта: основные этапы, ошибки, советы + пример
Содержание
Составление бюджета – это один из важнейших этапов планирования запуска проекта.
Как ни крути, без правильного распределения денежных ресурсов далеко не уедешь. Особенно, если эти ресурсы в дефиците, как это часто бывает у начинающих предпринимателей.
От того, насколько правильно и эффективно вы составите бюджет будет зависеть эффективность всех последующих шагов и в целом осуществимость ваших идей.
Многие предприниматели допускают большую ошибку, когда приминают решение начать создавать продукт или запускать проект, предварительно не составив бюджет или составив его «на глаз».
Многие представляют бюджет просто как некую сумму, которую готовы инвестировать в проект. Но если эта сумма никак не сопоставлена с ожидаемыми расходами и не разбита на конкретные статьи затрат, то скорее всего эта сумма так и останется просто суммой, которая будет потрачена на «нужды проекта».
С большой долей вероятности такой подход приведёт к тому, что вы потратите свои деньги в самый неэффективный способ, так и не реализовав проект. Другими словами, деньги закончатся ещё до запуска вашего бизнеса.
Бюджет – это прежде всего план и прогноз, который даёт членам команды и всем вовлечённым в проект людям более чёткое представление и понимание того, какие средства необходимы для воплощения идеи в жизнь и как именно вы будете их тратить.
Составление бюджета происходит в три этапа. Рассмотрим детально каждый их них.
Постановка целей и приоритизация задач
Первое с чего нужно начать – это определить ваши цели.
Не достаточно просто брать за цель «Запустить бизнес».
Для поставновки цели используйте фреймворк SMART, который говорит о том, что цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, релевантной и иметь временные рамки.
Поэтому стоит конкретизировать вашу цель, добавив к ней даты, сроки, контекст и подробное описание того, как и что должно быть сделано для запуска проекта.
Как только вы определили главную цель и сопоставили ее со своим видением развития вашей идеи, необходимо составить подробный список задач, которые как раз таки и обеспечат достижение поставленной цели.
Составление бюджета начинается прежде всего со сбора информации касательно направлений будущих расходов.
Задайте себе простой вопрос: «На что понадобятся деньги, чтобы реализовать проект?»
Пока не стоит думать о суммах и конкретных цифрах, которые придётся потратить. Важно просто перечислить, какие действия вам необходимо предпринять для достижения цели.
Что конкретно необходимо сделать? Что из этого потребует денег?
Для облегчения процесса составления списка задач, поделите их на 3 больших раздела: разработка (development), производство (production) и продвижение (promotion).
Зачастую все задачи, связанные с запуском проекта, можно отнести к одной из этих категорий.
Разбейте свой список задач на три части и перечислите все задачи, которые попадают в каждый из разделов.
Не пытайтесь сразу же отфильтровать задачи, которые вам кажутся ненужными. Включайте все, что может понадобиться для реализации идеи.
Как только вы составили исчерпывающий список задач, переходите к приоритезации списка.
Внесите список в таблицу, где во втором столбце вы сможете указать приоритет каждой из задач.
Для этого оцените каждое задание по важности и степени влияния на успех проекта по шкале от 1 до 4, где 1 – это минимальная важность, а 4 – максимальная.
После того, как вы оценили задачи по степени их важности для достижение ключевой цели, взгляните на список еще раз и дополните его второстепенными направлениями расходов, которые вы упустили сначала.
Кроме очевидных пунктов, подумайте и о тех статьях расходов, которые могут быть не связаны с задачами, а лишь обеспечивать возможность их выполнения.
Речь идёт о платных сервисах и услугах (мессенджеры, сервисы управления проектами, плата за интернет, транспорт и т.д.), которые могут играть, на первый взгляд, незначительную роль и требовать небольших денег. Но дело в том, что именно они зачастую являются источником непредвиденных расходов и причиной дыр в бюджете, которые ведут к нехватке средств.
Поэтому убедитесь, что раздел второстепенных расходов включают транспортные и телекоммуникационные расходы, аренду помещений и аппаратуры, а также большие и маленькие платежи всех сервисов, которые вы используете по подписке.
Определение ожидаемых расходов
Как только список задач готов и приоритизирован, настало время добавить цифры.
Определите продолжительность подготовки к запуску бизнеса и предположите, сколько займёт стадия разработки, подготовки и запуска проекта.
Важно как можно точнее рассчитать, сколько времени пройдёт до момента, когда вы сможете начать зарабатывать и получите первую операционную прибыль, чтобы финансировать дальнейшую жизнь проекта.
Очень важно не переоценить свои возможности и максимально точно оценить время подготовки с учетом всех возможных опозданий, переносов и непредвиденных ситуаций.
На основе этой информации будет понятно, на какой срок рассчитан бюджет и как быстро у вас могут закончиться деньги.
Как только вы оценили общий временной горизонт вашего бюджета, переходите к оценке продолжительности каждой из задач, чтобы наконец-то понять, сколько денег потребуется на реализацию ваших идей. Это даст вам понимание того, какие объемы расходов приходятся на каждую из статей.
Измерять задачи лучше всего в человеко-часах.
Но не стоит быть сильно оптимистичными по поводу своих возможностей и скорости выполнения задач. Пока вы ещё на берегу, вам кажется, что у вас вечно будет максимальная мотивация и желание работать. Позже все может поменяться.
Поэтому трезво оцените свои возможности.
Оцените каждую из задач в человекочасах и переведите это в денежный эквивалент, чтобы получить итоговую стоимость выполнения каждой задачи.
Запишите, что у вас получилось. И прибавьте к этому 10%, чтобы наверняка убедиться, что вы учли возможные погрешности в прогнозах.
Оптимизация и утверждение бюджета
Третий этап составления бюджета заключается в его финальной модерации, оптимизации и утверждении.
При оптимизации бюджета воспользуйтесь принципом Парето, который гласит, что 20% задач приносит 80% результата, а остальные 80% задач приносят только 20% результата.
Оптимизация бюджета заключается в урезании расходов на те задачи и направления, которые имеют наименьшее влияние и играют наименьшую роль в вашем успехе. На основе вашего списка задач и их уровне важности определите 20% задач, которые могут обеспечить 80% успеха. Это задачи с уровнем важности 3 и 4. Для них можно увеличить ожидаемые расходы.
Что касается задач с уровнем важности 1 и 2, их можно убрать из списка или значительно снизить расходы на них. Это как раз те 80% задач и действий, которые отбирают время и деньги, но обеспечивают лишь малую долю вашего прогресса.
Если на первых двух этапах вы ещё не включили в свой бюджет статью «Непредвиденные расходы», то пора сделать это сейчас.
Поверьте моему опыту. Даже если вам кажется, что вы очень скрупулёзно перечислили все процессы, которые потребуют финансирования, в процессе работы обязательно будут появляться вещи, которые потребуют денег.
В случае если вы не учтете возможность таких расходов заранее, то позже эта ошибка может обернуться превышением вашего бюджета и неожиданными расходами, которые нарушат ваши планы.
Пример бюджета для запуска проекта
Рассмотрим пример проекта бюджета для запуска Kickstarter кампании. В качестве примера рассмотри такой продукт для краудфандинговой кампании, как ежедневник с мобильным приложением, которое связывает блокнот с онлайн календарями.
Главная цель: Разработка прототипа ежедневника с мобильным приложением с последующим запуском и проведением Kickstarter кампании через 4 месяца.
Цель бюджета: Составить детальный план расходов связанных с разработкой прототипа продукта и запуском краудфандинговой кампании через 4 месяца.
Примечание: Бюджет не будет включать зарплатный фонд основателей стартапа, а только задачи, которые будут отданы на аутсорсинг или выполнены с привлечением новых участников команды.
Задача | Важность | Расходы |
---|---|---|
Разработка | ||