Технология создания библиотечного проекта
Технология создания библиотечного проекта
В современной трактовке проект – это поэтапная эффективная реализация задуманной идеи в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов.
Библиотечные проекты представляют собой социальные некоммерческие проекты в области обеспечения более полного и качественного доступа населения к информации. Библиотеки ведут проектную деятельность, как за счет собственных средств, так и путем привлечения дополнительного финансирования, источниками которого чаще всего являются органы местного самоуправления, грантовые организации и фонды.
Существуют различные классификации проектов, например:
монопроекты ( для одной библиотеки);
мультипроекты (для нескольких библиотек или учреждений культуры);
мегапроекты (для учреждений культуры какого-либо региона);
— по срокам решения проблемы и достижения желаемой цели:
краткосрочные (проекты продолжительностью до 1 года)
среднесрочные (программа от 1 года до 5 лет);
долгосрочные (концепции от 5 до 10 лет и более).
Проектная работа традиционно состоит из четырех последовательных этапов:
1. Подготовка к проектированию
2. Разработка проекта
3. Реализация проекта
4. Завершение проекта
1. Подготовка к проектированию
Проектная работа начинается с рождения интересной идеи в процессе изучения региональной социально-культурной ситуации и творческого мышления работников библиотек. Идея должна быть реальной и конкретной, четкой и логичной, представлять интерес для населения, подкрепляться нормативно-правовой базой и соотноситься с миссией библиотеки. Больше шансов на реализацию имеют те идеи, в основу которых заложены инновации.
Проектная деятельность всегда направлена на разрешение какой-либо проблемной ситуации, поэтому следующим шагом является проведение предпроектного исследования, которое может быть осуществлено посредством наблюдения, эксперимента, опроса, анкетирования и т. п. Прогноз, полученный в ходе комплексного анализа, станет базой для разработки проекта, обоснования его целей и задач.
2. Разработка проекта
Данный этап включает планирование проекта и оформление проектной документации в виде заявки, состоящей из трех частей: титульного листа, содержание проекта и приложения.
На титульном листе необходимо представить всю основную информацию о проекте: название, авторов, адрес организации заявителя и срок исполнения и т. п.
В содержании проекта могут входить следующие разделы:
Краткое описание проекта – суть заявки, изложенной в сжатой форме (не более 5 предложений).
Постановка проблемы – описание проблемы, для решения которой создан проект, четкое и убедительное изложение доказательств по поводу необходимости осуществления проекта с указанием обстоятельств, побудивших авторов написать его, т. е. обоснование актуальности.
Цель – результат решения проблемы. Раздел, в котором указывается цель, подразумевает описание работ, направленных на развитие, изменение, улучшение ситуации, помощь, поддержку чего-либо.
На основе поставленной цели следует определить задачи проекта, т. е. конкретные частные результаты, которые будут достигнуты в ходе его реализации. В проектах часто подлежат решению несколько групп задач. Обычно приоритетной задачей является создание новых продуктов и услуг, а дополнительной – их продвижение потребителям. При формулировании задач уместны глагольные формы: «создать», «объединить», «изменить», «улучшить» и т. п.
Методы – мероприятия, которые представляются необходимыми для решения поставленных задач. Для удобства восприятия сведения этого раздела желательно представить в виде плана-графика или таблицы с обязательным указанием дат проведения мероприятия и лиц, которые несут за них ответственность.
Уникальность – инновационный характер проекта. Соответственно этот раздел имеет место лишь при наличии такового.
Сведения о квалификации участников проекта. В списке исполнителей проекта необходимо указать следующие сведения о них:
— информацию об учебе на курсах повышения квалификации, тренингах, семинарах и т. п.;
— занимаемую должность и опыт работы;
Социальное партнерство. Одним из условий эффективности проектов принято считать стремление учреждений культуры к взаимодействию с другими подобными организациями, местной властью, некоммерческими организациями, СМИ. В этом разделе перечисляются реальные и потенциальные партнеры, а также условия взаимодействия с ними.
Бюджет проекта (смета расходов) – здесь нужно учесть все статьи расходов и основные факторы, влияющие на их величину.
Бюджет состоит из трех частей: прямые расходы, непрямые расходы, оплата труда.
Прямые расходы включают аренду помещения, аренду и покупку оборудования; командировочные и транспортные расходы; прочие расходы (оплату семинаров, размножение печатного материала и т. д.).
Непрямые расходы – это расходы, не связанные с проектной деятельностью, но необходимые для полноценного функционирования организации и успешного выполнения ею задач: стоимость износа основных фондов, амортизация капитального оборудования, оплата труда административных работников и т. п.
Оплата труда – это раздел, где указывается сумма, минимальная по отношению к общему финансированию, и перечисляются все занятые в проекте работники. Обычно подобные сведения оформляются в виде таблицы, отображающей следующие позиции: количество персонала; месячный оклад; требуемая сумма; дотированная сумма. При этом нужно, чтобы размер оклада был сравним с окладами, применяемыми на практике; бюджет проекта соответствовал его описательной части; бюджетные статьи расходов были обоснованными, соответствовали реальным ценам и расценкам, учитывали уровень инфляции.
Нельзя упускать из виду, что каждый проект подразумевает собственный вклад организации – разработчика: труд добровольцев, оцененный в денежном эквиваленте; использование имеющиеся в наличии оргтехники (в данном случае собственным вкладом будут считаться расходы по ее амортизации; расходы на покупку программного обеспечения, которое уже установлено; расходы на аренду помещения коммунальные платежи и связь.
На рис. 1. Показана структура основных разделов проектной заявки и даны вопросы, на которые необходимо ответить в каждом разделе
Рис. 1. Структура основных разделов проектной заявки
Приложения необходимы для иллюстрации материала.
ПРИМЕРЫ библиотечных проектов см. на сайте Библиотекарь Onlaine -http://new. *****/bgunb/biblonline/prof_pro. html
Рекомендуем использовать в работе над проектом следующую литературу:
1. Аксенова «Медиа – people »: развитие социально активной личности, владеющей основами информационной культуры/ // Справочник руководителя учреждения культуры.- 2012.-№2.- С.56-67.
2. Певец деревенского лада: [О проектах, связанных с писателей Нижегородской области, чьи имена носят библиотеки края]/ М. Болотова// Библиополе.- 2012.-№9.-С.13-17.
3. Проектное развитие:[Технология создания проекта] /Л. Боева //Библиополе. – 2010.-№3.- С.37-41.
4. Волонтёры спешат на помощь: [Из опыта работы по написанию социальных проектов]/ И. Ворочева //Библиотека.- 2008.-№7.-С.68-69.
5. «Сто вопросов к взрослому»: Создать позитивный настрой помогает…игра: [Проект библиотеки по привлечению к чтению «Герой нашего времени»]/ Е. Выборова //Библиотека. – 2012.-№10.-С. 24-27.
6. Пусть всегда будет книга!: [Проектная деятельность Липецкой областной детской библиотеки]/ Л. Дегтева //Библиополе. – 2012.-№10.-С.18-22.
7. Ильина шагов к успеху, или Что нужно сделать, чтобы получить грант/ //Справочник руководителя учреждения культуры.- 2012.-№2.- С.47-55.
8. Как рождаются проекты / Г. Ксенова // Библиотечное дело. – 2009.-№18.-С.13-14.
9. Новый проект на службе у горожан: [Монопроект «Библиотеки городу»] / Н. Малютина //Библиотека. – 2010.-№7.-С.27-31.
10. Рязанцева успеха проектной деятельности/ // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009.-№3. – С.36-48; №4. – С.46-59.
11. Общий друг семьи: [библиотечный проект «Радость семейного чтения»]/ Н. Сорокина // Библиополе. – 2012.-№4.-С.13-16.
12. Родина русского лесоводства: [Проектная деятельность районной библиотеки п. Ильинский Пермской области] / С. Трапезникова //Библиотека. – 2012.-№4.- С.48-50.
13. Манящая энергетика проекта: от привычного – к неожиданному: [О проектной деятельности библиотек]/ В. Штыхван //Библиотечное дело. – 2008.-№2.- С.32-33.
Проект: «Чтение для всех»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Камаганская сельская библиотека МКУК Камаганского сельсовета «КДО»
Проект по продвижению книги
Автор проекта: Харина Р.В.
библиотекарь Камаганской сельской библиотеки
с. Камаган, 2015 год.
Распространение электронных СМИ и утрата нравственных ценностей
в обществе повлекли за собой процесс отхода от книг: взрослые теряют
навыки чтения, а дети не приобретают их. Снижаются показатели чтения и
пользования библиотекой. Кроме того, в нашем селе существует
проблема обеспечения населения работой, а отсюда и материальная
необеспеченность, постоянный поиск заработков. Население реже
обращается к книге.
Чтение и «человек читающий» — национальное достояние, и поэтому
деятельность библиотеки может быть направлена на создание качественной
информационной среды, отвечающей разнообразным интересам населения.
Население должно быть вовлечено в процессы поиска, создания и
применения актуальной информации.
Перед обществом стоит задача: развитие творческого, научного и
профессионального потенциала человека, его активное привлечение к
проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитание
патриотизма и гражданской ответственности.
Решить поставленную задачу невозможно без участия библиотеки,
которая является окном в мир знаний, информации, культуры. Библиотека,
может способствовать формированию у жителей села социальных,
творческих, профессиональных и культурных навыков. Библиотеке
необходимо продвигать себя как территорию чтения, где происходит обмен
идеями, знаниями, информацией.
Цель проекта: Создание условий для свободного доступа жителей села
к информации и знаниям посредством библиотечных фондов сельской
библиотеки, единого фонда центральной библиотеки, межбиблиотечного
абонемента областной библиотеки, сети Интернет.
• модернизация библиотечного фонда как основы удовлетворения
• обеспечение доступа к наилучшим образцам литературы проблемных
социальных групп («трудные» подростки, взрослые и дети с
ограниченными возможностями или социально незащищенные слои
• формирование читательской и информационной культуры
• популяризация лучших произведений научной, художественной
литературы и других печатных изданий;
Срок реализации проекта : 2015 год.
• максимальное и оперативное удовлетворение читательских
потребностей населения через предоставление документов последних
лет издания и актуальной тематики;
• модернизация фонда библиотеки: пополнение фонда новыми
печатными изданиями, увеличение количества периодических изданий;
• привлечение в библиотеку новых читателей;
• обеспечение доступа к новым образцам литературы проблемных
• обеспечение свободного доступа пользователей к электронным
информационным ресурсам библиотеки и удаленного доступа к
фондам библиотек других ведомств, регионов, сети Интернет;
• создание оптимальных условий для чтения, развивающего личность
детей, юношества и молодежи;
• привлечение внимания общественности и власти к библиотеке.
Исполнитель: Библиотекарь Камаганской сельской библиотеки.
План мероприятий по реализации проекта.
• подписка на периодические издания:
женские журналы; молодежные
Обеспечение доступа к наилучшим образцам литературы проблемных социальных групп
Выявление жителей села,
нуждающихся в доставке книг на дом.
Январь, Февраль 2015год
Привлечение волонтеров для
обслуживания пользователей на дому
(взрослые и дети с ограниченными возможностями и социально незащищенные слои населения.
Цикл «Наперекор судьбе»
(для пользователей с ограничениями
• «Ума и сердца излученье» —
выставка творческих работ;
• «Наше здоровье в наших руках»
• «Дедушка рядышком с
• «Ты да я, да мы с тобой…» —
конкурсная программа для детей-
(для подростков и юношей с
— встреча с врачом «Выбери свое будущее» — день
• «Читай и радуй душу» — день
• «Чтобы себя и мир спасти» —
• «Трудное взросление» — обзор
• Диспут по произведению
• «Читать — это модно, читать —
это мудро» — диалог-беседа
Изготовление библиографических пособий малых форм для молодежи и юношества:
· памятка «Я и мое право»; · рекомендательный список литературы «В здоровом теле — здоровый дух»; · цикл рекомендательных списков литературы о вреде наркотиков, курения, алкоголя: «Дурман- трава, или Обманутые судьбы», «Когда растаял сигаретный дым», «Глоток беды»;
Популяризация лучших произведений художественной и научной литературы и других печатных и непечатных изданий.
Цикл «Классики и современники» ( дни литературы)
· Э. Хемингуэй «Старик и море»; · В. М. Шукшин «Калина красная»; · Б. Васильев «А зори здесь тихие…»;
«Прочти! Это интересно!» — выпуск рекламных буклетов и листовок о новинках литературы.
Цикл «Родителям о детях»
· знакомство с детской литературой, книгами для родителей; · изготовление библиографических пособий малых форм рекомендательный список литературы «Понять друг друга. Семейное чтение»
В теч. Всего периода
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Распространение электронных СМИ и утрата нравственных ценностей
в обществе повлекли за собой процесс отхода от книг: взрослые теряют
навыки чтения, а дети не приобретают их. Снижаются показатели чтения и
пользования библиотекой. Кроме того, в нашем селе существует
проблема обеспечения населения работой, а отсюда и материальная
необеспеченность, постоянный поиск заработков. Население реже
обращается к книге.
Чтение и «человек читающий» — национальное достояние, и поэтому
деятельность библиотеки может быть направлена на создание качественной
информационной среды, отвечающей разнообразным интересам населения.
Население должно быть вовлечено в процессы поиска, создания и
применения актуальной информации.
Перед обществом стоит задача: развитие творческого, научного и
профессионального потенциала человека, его активное привлечение к
проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитание
патриотизма и гражданской ответственности.
Решить поставленную задачу невозможно без участия библиотеки,
которая является окном в мир знаний, информации, культуры. Библиотека,
может способствовать формированию у жителей села социальных,
творческих, профессиональных и культурных навыков. Библиотеке
необходимо продвигать себя как территорию чтения, где происходит обмен
идеями, знаниями, информацией.
• модернизация библиотечного фонда как основы удовлетворения
• обеспечение доступа к наилучшим образцам литературы проблемных
социальных групп («трудные» подростки, взрослые и дети с
ограниченными возможностями или социально незащищенные слои
• формирование читательской и информационной культуры
• популяризация лучших произведений научной, художественной
литературы и других печатных изданий;
Номер материала: 269274
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проект для библиотекарей «Край который дорог мне»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Ленинградская сельская библиотека
Выполнил а :
Ж. М. Каиржанова, библиотекарь Ленинградской сельской библиотеки.
с. Ленинградское, 2017
«Помни – мира не узнаешь,
не зная края своего»
Память народа непреходящая ценность. Она передаётся от одного поколения другому, знаменуя собой продолжение жизни, продолжение традиций и обычаев народа, продолжение его истории. При этом краеведение является источником пробуждения к историческому прошлому своей страны, своего народа. Использование краеведческого материала необходимо для более полного понимания прошлого своей Родины. Роль краеведения в воспитательном процессе велика. И поэтому для нас людей работающих в библиотеке сегодня одной из основных задач является возрождение, сохранение и развитие культурного наследия народов проживающих в нашей республике. Изучение истории и культуры малой Родины способствует формированию у ребят чувства патриотизма, ответственности, любви к родной стране. Разрабатывая, данный проект мы планируем дать учащимся знания о прошлом и настоящем села, района, области; его особенностях и достопримечательностях, привить потребность в действенной заботе о будущем своей земли, научить их работать с архивными материалами по истории родного края. Только воспитание на примере того, что находится рядом, что можно увидеть, услышать, потрогать, что доступно не на подвиге в масштабах огромной страны, а на подвигах и делах своих земляков, своих бабушек и дедушек даст реальные плоды.
Проект «Край, который дорог мне» направлен на воспитание патриотизма, любви к Родине.
Краеведение всегда являлось одним из приоритетных направлений в работе библиотек. Прошлое и настоящее края, района, села, опыт предшествующих поколений, их традиции, быт, обычаи, природное своеобразие местности и многое другое – всё это нередко становится темой многочисленных библиотечных мероприятий. Воспроизводство культурной памяти народа, в том числе бытовой, подчас осуществляется в формах, как будто бы далёких от библиотечных реалий.
Работая по сбору материалов, библиотекари с благодарностью принимают любую информацию, касающуюся историю края. Альбом «Историю пишем сами», рассказывающий об известных земляках, бывших или настоящих пользователях библиотеки, выпуск альбома «История в лицах» посвященный тем, кто в разные годы работал в библиотеке.
На все документы созданные в Ленинградской сельской библиотеке имеется электронный вариант.
С 1972 года при библиотеке работает клуб «Родник» краеведческого направления для учащихся. Собранные экземпляры собираются и реставрируются участниками клуба, ребята участвуют в подготовке мероприятий по истории села.
Библиотеки – это, прежде всего, хранилища духовного, исторического, литературного наследия народа.
1. Провести анкетирование и тестирование на выявление знаний о родном крае.
2. Опираясь на результаты анкетирования, провести познавательные экскурсии по достопримечательностям села Ленинградского.
3. Организовать ряд встреч: · с воинами-интернационалистами; · с участниками Великой Отечественной войны; · с почетными гражданами села.
4. Пополнение книжного фонда литературой по краеведению.
5. Оформление в библиотеках постоянно действующих книжных выставок «Край белых берез».
6. Организация в библиотеках дней краеведения «Сердцу милые места», «Село мое родное».
8. Составление папок – досье о ветеранах Великой Отечественной войны.
9. Пополнение альбомов: «Историю пишем сами», «История в лицах».
10. Литературно-музыкальный вечер «Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают».
1. Воспитание чувства патриотизма, формирование нравственной и духовной культуры.
2. Научить учащихся различным видам поиска необходимых материалов по истории родного края
3. Научить учащихся работе и обработке архивных материалов
1. Создание благоприятных условий для занятий, общения и проведения досуга пользователей.
2. Пропаганда литературы краеведческого характера, формирование облика библиотеки как места, где каждый житель сможет найти помощь и поддержку в вопросах, касающихся своей малой родины.
4. Взрослое население.
Актуальность заключается в том, что создание проекта «Край, который дорог мне» будет выполнять важную социальную миссию: воспитывать патриотические чувства, расширять знания о крае, его истории, развивать интерес к прошлому и настоящему, способствовать пониманию красоты, особенностей, неповторимости родной земли. Оценка эффективности проекта Эффективность данного проекта будет оцениваться с учетом субъективных и объективных факторов.
Необходимо провести анализ анкетирования на выявление знаний о родном крае, социологический опрос населения о значимости создания проекта «Край, который дорог мне».
1 Удовлетворенность пользователей качеством проводимых мероприятий и результатами работы «Край, который дорог мне».
2. Привлечение в библиотеку новых пользователей.
3. Развитие интереса к чтению краеведческой литературы, произведений авторов-земляков.
4. Продолжение и дополнение альбома «Историю пишем сами» новыми событиями и фактами.
Взаимодействие с партнерами:
Для реализации проекта работники библиотеки будут сотрудничать со следующими организациями:
Сельский Дом культуры;
Ленинградская средняя школа №1;
Ленинградская средняя школа №2;
Детский ясли – сад «Еркетай».
• пополнение книжного фонда краеведческой литературой;
• изготовление рекламной продукции по данной тематике в течение года.
Провести: • анкетирование «Знаешь ли ты свой край?»;
• тестирование «Наше село вчера и сегодня»;
•возложение венков к Стелле: «Вечной памятью живы. ».
Дни информации «Земля родная».
Информационные листки «Наши замечательные земляки».
Информационный буклет: «Село мое родное».
Конкурс детских рисунков «Живи и процветай, мой любимый край!». Дни краеведения «Сердцу милые места», «Село мое родное».
Рекламная деятельность Изготовление афиш, логотипов, пригласительных билетов, карты краеведческого маршрута, указателей маршрутов.
Предполагаемые конечные результаты:
Проводить юбилейные мероприятия, посвященные выдающимся личностям.