Просьба, совет, предложение
СОВЕТ
(Я) советую вам + инфинитив…
(Я) предлагаю вам (тебе), что/ чтобы…
В выражении совета, предложения что-либо сделать содержится идея побуждения к действию.
Я советую вам посмотреть этот спектакль.
Я предлагаю вам занять мое место.
Я предлагаю, чтобы вы провели этот урок.
Сделай…!
Купи…!
Сходи…!
Совет и предложение наиболее часто выражаются повелительным наклонением глаголов:
Прочитай эту книгу
Я могу (могу ли я, не могу ли я, можно, можно ли, нельзя ли) пригласить вас…?
Некатегоричность, нерешительность и особая вежливость приглашения содержится в английском языке практически в одной форме:
Я могу пригласить вас к себе в воскресенье?
Можно ли пригласить вас к нам на читательскую конференцию?
Обязательно (непременно, во что бы то ни стало)…!
Настоятельный совет, предложение:
Обязательно посмотри этот фильм!
Я хочу (мне хочется, я хотел бы, мне хотелось бы) чтобы мы (с вами) сходили…
(Я) настоятельно советую вам…
Убедительно советую вам…
Очень советую вам…
(Я) советую вам обязательно (непременно, во что бы то ни стало)…
Приглашения со словом «хотеть», где говорящий включается в осуществление желаемого действия».
Разрешите посоветовать вам…
Разрешите предложить вам…
Позвольте дать вам совет.
Стилистически повышенные формы совета, предложения:
Я настоятельно советую вам ознакомиться с этой диссертацией.
Я (по)советовал бы вам…
Я предложил бы вам…
Высказывания со словами «разрешите», «позвольте»:
Позвольте дать вам совет: не противоречьте этому критику.
Молодой человек, разрешите посоветовать вам почаще бывать в библиотеке.
Я хочу посоветовать вам…
Мне хочется предложить/
посоветовать вам…
Я хотел бы предложить вам…
Мне хотелось бы предложить/
посоветовать вам…
Некатегорические совет и предложение:
Я советовал бы вам прочитать эту книгу.
Я хочу (мне хочется, я хотел бы, мне хотелось бы) дать вам совет…
Высказывания с глаголом «хотеть»:
Мне хочется посоветовать вам пересмотреть свою точку зрения.
Мне хотелось бы посоветовать вам: пересмотрите свою точку зрения.
Я хочу посоветовать вам, чтобы вы пересмотрели свою точку зрения.
Я позволю себе дать вам совет…
Несколько стилистически повышенным вариантом оказывается конструкция:
Могу я (я могу, могу ли я, не могу ли я, можно, можно ли, нельзя ли) посоветовать вам…? (предложить вам…?, дать вам совет…?)
Хорошо бы вам…
Неплохо бы вам…
Вам бы надо…
Хорошо было бы…
Устаревшая, не характерная для разговорного языка форма:
Вы должны…
Вам надо (нужно, необходимо,
следует)…
Нерешительный совет, предложение:
Могу я посоветовать вам изменить вводную часть вашей работы?
Можно дать вам совет? Уберите третий параграф второй главы.
Может быть, вы измените конец первой главы?
Вам бы надо изменить начало второй главы.
Хорошо было бы заменить примеры на 49-й странице.
Неплохо бы выбросить третий параграф.
Надо бы вам…
Вам бы надо…
Нужно бы вам…
Необходимо было бы вам…
Следовало бы вам…
Вы бы должны…
Более решительные советы — предложения с глаголом «должен»:
Вы должны изменить начало второй главы диссертации.
Вам нужно отдохнуть.
Стилистически более сниженные формы:
Надо бы вам отдохнуть.
СОГЛАСИЕ В ОТВЕТ НА ПРОСЬБУ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ОТВЕТЫ ПРИ СОВЕТЕ
Ответными репликами, кроме согласия, могут быть и такие, которые свидетельствуют об обдумывании ответа.
(Я) подумаю.
(Я) постараюсь
(Я) попробую.
Реплики, выражающие благодарность
Спасибо за совет.
НЕСОГЛАСИЕ В ОТВЕТ НА ПРОСЬБУ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Выражения речевого этикета
(Я) не могу. Никак не могу.
Нет, не могу. К сожалению…
К несчастью…
Наиболее распространённые формы отказа:
Сходи, пожалуйста, в магазин. — Я не могу, к сожалению, очень занята сейчас
С удовольствием бы…, но не могу.
Я бы с удовольствием…, но не могу.
Охотно бы…, но не могу.
Мне неудобно отказывать(ся)…, но…
Я хотел бы…, но…
Мне бы хотелось…, но…
Очень жаль, но… Мне жаль, но… Сожаление при отказе:
Ты можешь одолжить мне 20 рублей? — С удовольствием бы, но до стипендии не могу.
Я отказываюсь (что-либо делать).
Официальный категорический отказ.
Я не в силах (что-либо сделать).
Я бессилен + инф.
Не в моих силах + инф.
Отказом на просьбу помочь являются стилистически повышенные высказывания:
Помоги мне подготовиться к экзаменам! — Я не в силах помочь тебе в этом. (Не в моих силах подготовить тебя к экзаменам.)
Нельзя. Нет.
К сожалению, нельзя.
К сожалению, не могу разрешить.
Я бы разрешил, но…
Запрещение что-либо сделать:
Можно ли взять у вас эту книгу? — К сожалению, не могу разрешить, она принадлежит коллеге.
Конечно нельзя. Безусловно, нельзя.
(Я) не разрешаю… Я запрещаю…
Я не могу разрешить…
Я вынужден запретить (не разрешить, отказать)…
Категорический отказ или запрещение:
Можно мне почитать твой дневник? — Конечно, нельзя. Я не разрешаю этого делать. Я не могу разрешить читать мой дневник.
Ни в коем случае! Ни за что!
Ни при каких обстоятельствах!
Об этом не может быть и речи!
Это абсолютно исключено!
Нет, нет и еще раз нет!
Эмоционально-экспрессивный категорический запрет
Тест на тему Речевой этикет
Тест на тему Речевой этикет и этикетные формулы
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Речевой этикет«, «Культура речи«, на главную
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Вежливые слова. Просьба
Данный конспект занятия по курсу внеурочной деятельности «Развитие речи» ориентирован на 4 класс. Задания помогут учащимся научиться правильно использовать вежливые слова, обращаться с просьбой к собеседнику. Научат различать просьбу и приказ.
Просмотр содержимого документа
«Вежливые слова. Просьба»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №318
с углублённым изучением итальянского языка
Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга
Конспект внеклассного мероприятия для 4 класса
«Вежливые слова. Просьба»
Воспитатель группы продлённого дня
Педагогический стаж: 23 года.
Высшая квалификационная категория.
занятие содержит упражнения в употреблении вежливых слов, небольшие инсценировки, иллюстрирующие важность «волшебных слов», детям предлагается проанализировать ситуации и выяснить, как нужно поступать вежливо; дети узнают и систематизируют знания о различии просьбы и приказа.
Данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС НОО; материал занятия направлен на развитие коммуникативных навыков у младших школьников.
Тип занятия:
игровая, коллективного взаимодействия.
Образовательная цель:
научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.
Развивающая цель:
развивать речь детей, мышление, словарный запас.
Воспитательная цель:
воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование мотивации к обучению и познанию
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
4) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей.
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
СЛАЙД №2.Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл гость кот Леопольд.
Кот Леопольд хочет рассказать вам о очень важном качестве любого воспитанного человека. Сравните две ситуации:
1)Денис сказал:
–Никита, дай карандаш, и побыстрее.
2)Саша попросил:
– Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.
Учитель: Скажите, чем отличаются эти просьбы? (первая невежливая, а вторая вежливая)
Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему? Поднимите руку, кто уже догадался, о чём вам расскажет кот Леопольд.
Учитель: Сегодня вы узнаете о вежливых словах и о том, как правильно высказать просьбу. Ребята, а что значит вежливый?
СЛАЙД №4. Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Отвечаем хором.
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…» (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)
Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. Послушайте рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово», и приготовьтесь отвечать на вопросы.
СЛАЙД №5. Валентина Осеева «Волшебное слово»
1.Почему Павлику хотел убежать из дома?
2.Чем он был расстроен?
3.Какое волшебное слово старик сказал Павлику?
4.Как нужно говорить волшебное слово? (глядя прямо в глаза, тихим голосом)
5.Как помогло Павлику волшебное слово?
6.Почему Павлик захотел вернуться к старику?
Учитель: Слово оказалось по-настоящему волшебным. Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то. А что такое просьба?
СЛАЙД №6. Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.
Учитель: Ребята, как можно выразить просьбу? (жесты, мимика, слова)
СЛАЙД №7. Сейчас двое из вас покажут сценку, а вам нужно будет её озвучить. (по секрету ребятам дается задание)Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место.
Учитель: С помощью чего была выражена просьба? Как её выразить с помощью слов? Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами.
Учитель: А теперь ещё двое покажут и со словами, и с жестами.
Учитель: Ребята, кот Леопольд приготовил для вас «Словарики вежливых слов» (Приложение 1) СЛАЙД №8. Дежурные раздайте по одному словарику каждому. Прочитайте вежливые слова про себя. Чтение вслух слов первого столбика. Чтение вслух слов второго столбика.
Какие слова вы раньше не употребляли в своей речи? Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями. Составим словосочетание с первым словом, вторым и т.д. с опорой на словарик вежливых слов.
Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу? Сейчас будем учиться грамотно выражать обращение с просьбой. А поможет нам в этом план.
СЛАЙД №10. Учитель: Прочитайте, как строятся приказ и просьба про себя. В просьбе присутствуют волшебные слова, а в приказе? (Нет)
Просьбу произносят тихим голосом, глядя прямо в глаза, а приказ? (Строгой, повелительной интонацией.)
Просьба выполняется по желанию, а приказ? (Выполняется обязательно.)
Учитель: Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет.
Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие.
1. С чем сегодня познакомил вас кот Леопольд?
2. Как правильно составить просьбу?
3. Назовите вежливые слова.
Урок русского языка в 4 классе. Тема: Написание письма.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Приложение № 1.docx
Как мало человеку всё же надо!
Одно письмо. Всего-то лишь одно.
И нет уже дождя над мокрым садом,
И за окошком больше не темно…
Зажглись рябин весёлые костры,
И всё вокруг вишнёво-золотое…
И больше нет ни нервов, ни хандры,
А есть лишь сердце радостно-хмельное!
И я теперь богаче, чем банкир.
Мне подарили птиц, рассвет и реку,
Тайгу и звёзды, море и Памир.
Твоё письмо, в котором целый мир.
Как много всё же надо человеку!
Выбранный для просмотра документ Приложение № 2.docx
Милая бабушка, здравствуй.
Я обещал написать сразу после возвращения из деревни, но слово своё не сдержал. Прости меня за мою лень.
Как твоё здоровье? Я каждый день вспоминаю, какие замечательные каникулы были у меня благодаря твоим стараниям. Твои пирожки самые лучшие на свете. Шерстяные носки, которые ты мне связала, буду носить с удовольствием. Обо мне не переживай. Я здоров. Сегодня 12 сентября, а у меня в дневнике уже восемь пятёрок. Сбылась моя мечта – я начал ходить в секцию бокса. Тренер очень строгий, но справедливый. Часто повторяет слова: «Перед ударом кулаком думай головой». Мама переживает, что из-за бокса у меня оценки в школе станут хуже. Клянусь, нет!
До свидания, бабуля. Обещаю писать часто, целую, жду твоего письма.
Выбранный для просмотра документ Приложение № 3.docx
При заполнении будет примерно так.
1. Вступительная часть
Слова о том, как идёт переписка.
Вопросы к адресату о его жизни.
Рассказ о себе, новости,…
Максимальное количество предложений (по желанию адресанта).
3. Заключительная часть
Слова, выражающие личное отношение.
Выбранный для просмотра документ Приложение № 4..docx
Правила написания личного письма.
Письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение.
Письмо лучше писать от руки.
Письмо следует писать разборчиво; если почерк не совсем разборчив – извиниться за плохой почерк.
Письмо должно быть написано грамотно (можно обратиться к орфографическому словарю).
Письмо начинаем со слов приветствия и обращения (учитывая личные отношения с адресантом).
Письмо продолжаем словами о полученном от адресата письме (поблагодарить за внимание) или о последней личной встрече.
Письмо не начинаем с изложения собственных новостей (следует спросить сначала о делах адресата).
Письмо можно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни, пожеланием увидеться лично.
Письмо заканчивается подписью адресанта.
Перед отправкой письмо обязательно перечитать.
Письмо отправляем в конверте, который нужно правильно надписать.
Выбранный для просмотра документ Приложение. Урок Русского языка ( развития речи) Написание письма.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока: Написание письма.
Как мало человеку всё же надо! Одно письмо. Всего-то лишь одно. И нет уже дождя над мокрым садом, И за окошком больше не темно… Зажглись рябин весёлые костры, И всё вокруг вишнёво-золотое… И больше нет ни нервов, ни хандры, А есть лишь сердце радостно-хмельное! И я теперь богаче, чем банкир. Мне подарили птиц, рассвет и реку, Тайгу и звёзды, море и Памир. Твоё письмо, в котором целый мир. Как много всё же надо человеку! Э. Асадов
Милая бабушка, здравствуй. Я обещал написать сразу после возвращения из деревни, но слово своё не сдержал. Прости меня за мою лень. Как твоё здоровье? Я каждый день вспоминаю, какие замечательные каникулы были у меня благодаря твоим стараниям. Твои пирожки самые лучшие на свете. Шерстяные носки, которые ты мне связала, буду носить с удовольствием. Обо мне не переживай. Я здоров. Сегодня 12 сентября, а у меня в дневнике уже восемь пятёрок. Сбылась моя мечта – я начал ходить в секцию бокса. Тренер очень строгий, но справедливый. Часто повторяет слова: «Перед ударом кулаком думай головой». Мама переживает, что из-за бокса у меня оценки в школе станут хуже. Клянусь, нет! До свидания, бабуля. Обещаю писать часто, целую, жду твоего письма. Твой внук Коля.
Работа в группах 1группа 2группа 3группа 4группа Подумайте, как можно обратиться к адресату. Запишите возможные варианты. Иногда в письме используют элементы занимательности. Подумайте, что это может быть. Составьте памятку «Правила написания письма» Представьте, что вы попали на необитаемый остров. У вас есть почтовый голубь, карандаш инебольшойлист бумаги. Напишите письмо, так чтобы спасатели могли вас найти.
Правила написания письма Для написания письма необходимо: написать письмо на черновике; внимательно прочитать письмо вслух, определить места звучащие некрасиво; исправить ошибки; переписать письмо.
Правила написания письма Письмо пишем на хорошей бумаге (писать на листке, вырванном из тетради проявление неуважения к адресату). Письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение. Письмо лучше писать от руки. Письмо следует писать разборчиво; если почерк не совсем разборчив – извиниться за плохой почерк. Письмо должно быть написано грамотно (можно обратиться к орфографическому словарю). Письмо начинаем со слов приветствия и обращения (учитывая отношения с адресантом). Письмо продолжаем словами о полученном от адресата письме (поблагодарить за внимание) или о последней личной встрече. Письмо не начинаем с изложения собственных новостей (следует спросить сначала о делах адресата). Письмо можно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни, пожеланием увидеться лично. Письмо заканчивается подписью адресанта. Перед отправкой письмо обязательно перечитать. Письмо отправляем в конверте, который нужно правильно надписать.
Самостоятельная работа Написать письмо другу, чтобы сообщить важную тайну. Написать письмо однокласснику, с которым поссорился, и попросить прощения. Написать письмо другу и о чем-либо с ним договориться. Написать письмо подруге и рассказать что-нибудь «по-секрету». Написать письмо с просьбой о помощи. Написать письмо с поручением важного задания.
Домашнее задание спросить у кого-либо из знакомых, какие письма они хранят, почему; подготовить об этом рассказ; подготовить рассказ о конвертах (можно приготовить образцы); написать письмо человеку близкому (личное письмо).
Выбранный для просмотра документ Урок русского языка в 4 классе Написание письма..doc
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 р. п. Красные Баки
Разработка урока русского языка
(развития речи) по теме: Написание письма.
Выполнила учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 2 р. п. Красные Баки»
Трусова Наталья Александровна.
Стаж работы учителем начальных классов 24 года.
Данный урок разработан на основе методологии системы развивающего обучения Л. В. Занкова, авторской программы А. В Поляковой «Русский язык», в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Урок « Составление письма» – первый урок по данной теме в 4 классе. На прохождение темы отводится два урока. Вид урока – урок-практикум.
На уроке использованы групповые и индивидуальные формы организации работы (работа в парах, работа в группах, фронтальная работа, самостоятельная работа). Материал на уроке вводится в коммуникативной форме с использованием ТСО и презентации Microsoft PowerPoint. Задания урока направлены на активизацию лексики, закрепление грамматических навыков говорения и письма. Большая часть урока отдана самостоятельной коллективной или индивидуальной работе, при которой задача учителя – координировать деятельность. Ученикам предоставляется возможность быть в роли обучающего на этапе включения нового знания в систему знаний.
Исходный уровень знаний учащихся.
Ко времени прохождения темы обучающиеся
структуру построения текста;
типы речи (повествование, описание, рассуждение) и стили (разговорный, книжный);
что такое тема и основная мысль текста;
обращение, знаки препинания при обращении;
определять вид текста;
делить текст на части;
составлять план текста;
выделять ключевые слова и определять тему и основную мысль текста;
составлять собственное (устное или письменное) высказывание по теме.
разработка урока русского языка по теме: Составление письма.
а) презентация Microsoft PowerPoint
в) приложение № 1(стихотворение Э. Асадова)
с) приложение № 2 (образец письма)
d ) приложение № 3 (таблица)
е) приложение № 4 (правила написания письма).
Урок русского языка (развития речи).
Тема урока: Составление письма.
Тип урока: урок открытия новых знаний (урок изучения и первичного закрепления новых знаний)
Цель урока: учить языку как средству общения.
1) обучающиеся познакомятся с жанром письма;
2) обучающиеся узнают составные части письма, правила
3) дети научатся писать письма, соблюдая особенности жанра;
1)обогащение словарного запаса, развитие речевых умений;
2)развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения;
1)ознакомление с нравственно-этическими правилами, нормами общения людей с помощью писем.
Оборудование урока: ноутбук, проектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint (приложение), раздаточный материал (листы с текстом письма, лист с таблицей) для фронтальной и индивидуальной работы (приложение № 2, № 3).
Актуализация опорных знаний
Постановка проблемы (подведение к теме)
Фронтальная работа с целью открытия новых знаний
Первичное закрепление умения составлять текст письма.
Самостоятельная работа по составлению текста письма (фрагмента письма) в группах
Включение нового знания в систему знаний
Умеют определять и высказывать самые простые общие для конкретной ситуации общения правила.
Умеют связывать цель учебной деятельности и мотив.
Умеют выделять нравственный аспект.
Умеют точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией общения.
Умеют определять цель деятельности на уроке.
Умеют взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.
Умеют определять успешность выполнения учебного задания.
Умеют воспринимать текст, извлекать необходимую информацию из прослушанного и прочитанного текста.
Умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Умение оценивать процесс и результат деятельности.
Умеют активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и речевых задач.
Умеют планировать учебное сотрудничество со сверстниками, управлять поведением партнёра; умеют выражать свои мысли.
Знание составных частей письма, правил написания письма.
Приобретение навыков правильного написания личного письма.
Учитель читает стихотворение Эдуарда Асадова «Одно письмо» (приложение № 1). Читает негромко первую строчку, делает паузу и читает всё стихотворение.
Дети концентрируют внимание на речи учителя. Слушают стихотворение.
Учитель организует беседу с помощью вопросов.
– О чём рассказывает лирический герой?
– Чем для него было получение письма?
– Вам нравится получать письма? Почему?
– О чем будет наш урок?
Дети выделяют в тексте (слайд № 3) основные слова, словосочетания, с их помощью определяют основное содержание текста. Понимают тему и основную мысль текста, выражают их в собственном речевом высказывании. Формулируют тему урока. Слайд № 2.
Учитель : – Что мы будем делать на уроке?
Дети предлагают возможные виды работ.
– Мы будем учиться писать письма? Будем самостоятельно работать в парах, в группах, искать сведения в книгах, беседовать, обсуждая что-то.
Учитель фиксирует на боковой доске предлагаемые виды работ.
Учитель: – Сейчас есть интернет и мобильная связь. Для чего уметь писать письма?
– Вспомните первую и последнюю строки стихотворения Э. Асадова (слайд № 3). Что он в них выразил?
– Сейчас есть интернет и мобильная связь. Для чего уметь писать письма?
– Вспомните первую и последнюю строки стихотворения Э. Асадова. Что он в них выразил?
Дети высказывают свои мнения.
− Письма можно долго хранить как память о человеке. Письмо можно перечитать в любое время. Когда о ком-то скучаешь и перечитываешь письмо, то человек как будто рядом. Короткое письмо может значить очень много для человека, который ждёт.
Учитель организует беседу, с целью выявления уровня знаний по теме урока.
– Что нужно знать, чтобы правильно написать письмо?
– Что нам необходимо открыть сегодня на уроке?
Дети отвечают на вопросы, опираясь на жизненный опыт и знания, усвоенные на предыдущих уроках.
– Что такое письмо? С чего начинать письмо? Как закончить? Из каких
частей состоит письмо? Какие бывают письма? Какие слова можно или нельзя использовать в письме?
Учитель записывает основное из высказываний детей на боковой доске.
– Что мы для этого будем делать?
Ориентировка в речевой ситуации и предмете речи.
Учитель предлагает ответить на вопросы.
– Что такое письмо с точки зрения русского языка?
Учитель : – Что вы уже знаете о тексте?
– Мы знаем виды текстов.
– Знаем, что в тексте есть три части, тема, основная мысль. Тексты бывают разных видов.
Учитель предлагает прочитать текст письма (на слайде № 4 и на листах), ответить на вопросы, изучая и анализируя текст письма. Приложение № 2.
– Прочитайте письмо, что вы о нём можете сказать как о тексте.
Учитель предлагает записать основное из ответов детей в таблице (Приложение № 3), которая постепенно заполняется.
Части текста / письма:
зачин / вступительная часть
основная часть / основная часть
концовка / заключительная часть.
Ученики читают текст письма, выделяют в нём смысловые части.
Делают вывод, что в письме, как и любом тексте, есть три части: зачин, основная часть, концовка.
Заполняют таблицу (Приложение № 3)
– Значит, письмо от других текстов ничем не отличается? И нам учиться ещё чему-нибудь не надо? Мы всё знаем?
Дети высказывают свои мнения.
Учитель: – Прочитайте письмо ещё раз, может, мы что-то не заметили? Подчеркните те места в тексте, которые покажутся вам особенными.
Дети работают в парах. Сначала перечитывают письмо, потом стараются найти в нём то, что отличает его от обычного текста.
Выделяют отличительные черты письма. Это:
1) предложения приветствия и прощания с обращением к тому, кому пишут;
3) вопросы, как будто человек рядом и можно к нему обратиться с вопросом;
Учитель организует уточнение новых знаний и их фиксацию их в таблице.
– В какой части письма находится приветствие?
– Как в письме можно приветствовать друга, маму, сестру?
Дети занимаются выборочным чтением. Отвечают на вопросы устно.
Выполняют запись в таблице (приложение № 3).
Учитель : – В какой части письма находится прощание?
– Запишите пример прощания?
Дети составляют свои варианты, записывают в таблице, зачитывают вслух.
Учитель : – Где в письме есть обращение?
– Приведите свои примеры обращений.
– Можно ли одинаково обращаться ко всем людям?
Дети высказывают мнения. Делают вывод, что нужно учитывать, кому пишем письмо. От этого зависит выбор слов.
Учитель : – Перечитайте основную часть письма. Определите её назначение.
Дети находят и перечитывают основную часть письма. Определяют, что в ней тот, кто пишет письмо, сообщает информацию о себе, новости.
Учитель : – Каким стилем речи пользуются, если пишут письмо близкому человеку?
Учитель дополнительно сообщает, что тот, кто пишет письмо – адресант, а тот, кто получает – адресат и предлагает дать определение понятия «письмо».
Ученики совместными усилиями пытаются сформулировать определение. Потом записывают его в тетрадь.
Можно ввести более точное понятие «личное письмо» и поговорить о правилах написания письма (Приложение № 4). Виды писем – тема следующего урока.
Учитель предлагает объединиться в группы для продолжения работы. Предъявляет речевую ситуацию (дифференцированно по уровням сложности и творчества) для каждой группы.
Уровень повышенной сложности
Творческая работа (применяем знания географии)
Подумайте, как можно обратиться к адресату. Запишите возможные варианты.
Иногда в письме используют элементы занимательности. Подумайте, что это может быть.
Составьте памятку «Правила написания письма»
Представьте, что вы попали на необитаемый остров. У вас есть почтовый голубь, карандаш и небольшой лист бумаги. Напишите письмо, так чтобы спасатели могли вас найти.
Учитель наблюдает за работой детей в группах, при необходимости консультирует. Учащиеся объединяются в группы, распределяют роли и выполняют задания.
Учитель по окончании работы подводит вместе с детьми итог работы групп.
Дети проверяют свои письменные работы. Исправляют недочёты.
Составление, редактирование и совершенствование речевых высказываний. Метод обучения практикой действия, выступление в роли обучающего. Формирование логического действия синтеза (составление целого из частей).
Учащиеся читают письма. Оценивают работу. Выявляют вопрос, на который они не ответили (какие бывают письма), как направление работы на следующем уроке.
Учитель предлагает домашнее задание: 1) спросить у кого-либо из знакомых, какие письма они хранят, почему; подготовить об этом рассказ; 2) подготовить рассказ о конвертах (можно приготовить образцы); 3) написать письмо близкому человеку (личное письмо). Дети выбирают то, что их больше привлекает.
1. Асадов Э. А. Письмо любимой: Стихи. – М.: Эксмо, 2012.
2. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требования ФГОС: методическое пособие / Под ред. Н. Н. Деменевой. – М.: Аркти, 2012.
3. Речевое развитие младших школьников: коммуникативно-деятельностный подход: сборник статей / под ред. С. К. Тивиковой. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.