Критерии выявления противоречий научного исследования
Проблема представляет собой ядро любого научного исследования. Именно этот элемент задает ориентир (в каком направлении автору необходимо следовать), с какого ракурса изучать тему и пр.
Проблема представляет собой ядро любого научного исследования. И менно этот элемент задает ориентир (в каком направлении автору необходимо следовать), с какого ракурса изучать тему и пр.
Что это такое?
Проблема – это противоречие, пробел, дефицит, который мешает объекту исследования развиваться и требует решения.
Чтобы исследование обрело значимость, автору необходимо предложит ь меры по решению конкретного вопроса. Для этого ему предстоит провести анализ и определить «слабые места».
Основные критерии постановки проблемы научного исследования
Чтобы определить проблему, исследователю необходимо провести ряд действий:
Этапы выявления противоречий научного исследования
Проблема любой ВКР, курсовой или научной работы представлена в форме противоречия между «старыми» и «новыми» фактами.
Именно противоречие демонстрирует необходимость перемен, действий с целью оптимизации ситуации.
По сути, выявление противоречий научного исследования представляет собой постановку проблемы. Определение противоречий или проблемы предполагает использование следующего механизма :
Этап №1. Диагностирование. Этот шаг предполагает «знакомство» с существующими пробелами в деятельности объекта, отрасли и пр.
Для этого автору исследования необходимо изучить немало литературы, чтобы иметь представление о том, какие нормы ранее существовали, действуют сейчас, какие недостатки они имеют и что необходимо сделать, чтобы их устранить.
В практической части научного исследования автору необходимо собрать необходимые данные для анализа и выявления потенциальных «пробелов» объекта.
Этап №2. Определение «симптомов». После того, как исследователь установил конкретные «уязвимые зоны», выделил наиболее важные из них, необходимо установить: почему, в результате чего и как они появились.
Любое «заболевание» имеет свои симптомы. Исследуя конкретное предприятие, можно заме т ить негативные тенденции:
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
«Симптомы» должны конкретизировать проблему.
Этап №4. Истолкование фактов и конкретизация проблемы. На данном этапе исследователь должен:
Важно основывать только на достоверных и обоснованных ресурсах.
Этап №5. Формулирование проблемы. Данная стадия предполагает определение одной конкретной, самой важн ой проблемы с целью установления конкурентного направления деятельности.
Правильная и грамотная постановка проблемы обеспечивает успех всего исследования и его защ иты. Выявленное противоречие должно быть связано с темой и предметом научной работы, соответствовать принципам актуальности и значимости.
Решение поставленной проблемы может быть как в «одно действие», так и весьма сложным механизмом. Главное, довести дело до конца.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Как сформулировать противоречие в научном проекте
Следующий за актуальностью компонент, который следует осветить это противоречие в научном проекте. Как сформулировать противоречие в научном проекте?
После освещения актуальности, на фоне изложенного формулируется противоречие, понимаемое как несоответствие между должным и существующим. Противоречие может иметь место как в теории, так и в практике.
Многие авторы рекомендуют формулировать противоречие следующим образом: «Однако, изученная литература свидетельствует о том, что до сих пор не разработаны…», или «Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью… и неразработанностью методики…», или «Без знания… сейчас невозможно…. В то же время до сих пор не выявлены…» и т. п.
В зависимости от выбранной Вами позиции, предварительно можно, как уже говорилось ранее, дать краткий аналитический обзор предшественников. Этот обзор должен завершиться указанием на то, что при всём уважении к предшествующим исследователям, вы видите недоисследованные элементы, наличие которых приводит к некоторым противоречиям.
В качестве конкретного примера приведу формулировку, которую я использовал в своём последнем проекте «Уравнение Пифагора и задачи, связанные с ним»: «Противоречие:Имеется практическая необходимость выработать стандартный способ нахождения всех решений диофантовых уравнений второй степени и выше с двумя и более переменными, но на сегодняшний день, не существует единого способа или приёма, позволяющего решить любое диофантово уравнение, если его степень выше первой».
Далее можно переходить к следующему компоненту научного аппарата введения.
Введение к диплому: противоречие и проблема исследования
После того, как представленное обоснование актуальности исследования не вызывает сомнения, можно переходить к следующей части введения. К слову, эта часть не является обязательной, как обоснование актуальности, но она существенно улучшает вид введения, делает его более обстоятельным, более аргументированным и более серьезным.
Противоречие – это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообуславливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний.
Как известно научное противоречие является важнейшей логической формой развития научного познания. имеено благодаря выявлению, раскрытию и разрешению научных противоречий, найденных в теории и практике, осуществляется развитие научных теорий и науки в целом.
Например, при теме исследования «Формирование мотивации к здоровому образу жизни детей младшего школьного возраста» противоречие может быть таким — противоречие между необходимостью воспитания здорового ребенка и недостаточно сформированной мотивацией к здоровому образу жизни у младшего школьника.
Только выявив существующее противоречие, можно сформулировать проблему как главный вопрос конкретного исследования.
Проблема – это объективно возникающий в ходе развития научного познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
В этом смысле проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов образовательной практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым научным знаниям.
Таким образом, проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия. Из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания, сформулировано на языке науки.
Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса, например: «какова взаимосвязь того-то и того-то…?», «при каких условиях формируется…?», «при каких условиях эффективно…?», «каковы механизмы воздействия на …?» и т.п.
В приведенном выше примере с темой ВКР про здоровый образ жизни младших школьников, проблема исследования может быть сформулирована так: «При каких условиях у младших школьников формируется мотивация к здоровому образу жизни».
Стоит отметить, что благодаря верно выявленному противоречию и корректно сформулированной проблеме, намного проще определить цель исследования, проводимого в ВКР.
Правильно формируем противоречия и проблему диссертационного исследования
С чего начинается любая работа? Конечно же, с определения цели и задач, а также наиболее важных моментов, требующих решения. Данное правило действует как в науке, так и любой иной отрасли, сфере деятельности.
С чего начинается любая работа? Конечно же, с определения цели и задач, а также наиболее важных моментов, требующих решения. Данное правило действует как в науке, так и любой иной отрасли, сфере деятельности.
При выполнении научно-исследовательской работы важно не просто изучить теоретические аспекты в рамках выбранной темы, но и определить проблему: что нужно решить, как это отразится на развитии науки/отрасли или объекте и пр. Именно проблема исследования подчеркивает актуальность вопроса, новизну и значимость проекта в целом.
Курсовая и дипломная работы являются среднемасштабными материалами, которые призваны закрепить пройденный курс и продемонстрировать умение пользоваться полученными знаниями и навыками. Написание кандидатской и докторской диссертации преследует иную цель: совершить открытие урегулировать значимый вопрос, решить актуальную проблему новыми, более эффективными способами. Здесь выявление и конкретизация проблемы играет немаловажную роль.
Постановка проблемы предопределяет дальнейшие действия автора: что именно он будет изучать и анализировать, какую литературу использовать, какими методами пользоваться и пр. Поэтому при написании любого научно-исследовательского проекта грамотно определить «уязвимое место», которое не нашло окончательного решения до настоящего времени.
Сегодня специалисты ОЦ Disshelp готовы помочь в грамотной постановке и формулировке данного критерия.
Противоречие и проблема исследования: одно и то же?
При выполнении научно-исследовательской работы автору предстоит колоссальная работа: поиск информации, ее изучение и анализ, обработка и систематизация пригодных для раскрытия темы данных. На протяжении всего проекта автор разбирается в определенной ситуации, поднимает конкретный вопрос и пытается его решить новыми методами с учетом эффективности.
Постановка противоречия и проблемы исследования
В студенческой и научной среде принято считать, что для постановки и конкретизации и проблемы необходимо выявить противоречие. Отчасти, так оно и есть. Но далеко не каждое обозначенное противоречие может быть переквалифицировано в проблему научной работы.
Противоречие представляет собой выявление определенных нестыковок, критики, различных позиций в отношении одного и того же вопроса. К примеру, одна и та же теория может быть интерпретирована с разных ракурсов, по-разному, но при этом ее смысл должен быть в любом случае одним и тем же. Если авторы преподносят концепцию по-своему и придерживаются отличных друг от друга позиций, это должно вызвать подозрение относительно надежности материалов. Доказательства теории у разных исследователей должны разниться, но исход (результат, тенденция) совпадать (с учетом небольших погрешностей).
Изучая конкретную тему без учета различных факторов, можно выявить массу противоречий, но перерастет в проблему только одно из них или небольшая комбинация нескольких противоречий. Для постановки проблемы недостаточно выявить недостаток или нестыковку, необходимо также учесть: тему и ключевые слова, цель и задачи проекта, предмет и объект, методологию. Указанные параметры в разы сократят «поисковую зону» и позволят отметить детально наиболее сложный момент, критерий, требующий решения, оказывающий воздействие на объект и пр.
Что можно отнести к противоречиям в научной работе?
Определить проблему исследования можно только на основе действующих, современных трудов. Актуальность и нерешенность – ключевые параметры данного элемента. Проследить «деформации» проблемы, ранее предпринимавшиеся попытки по ее решению можно на основе ранних научных и иных работ. Таким образом, раскрытие и конкретизация данного элемента будет очевидна в теоретической части, а в практической – продемонстрировано реальное действие и значение, необходимость оперативных мер по ее решению.
На основе диагностированной проблемы автор должен выдвинуть собственную гипотезу (предполагаемое решение и результат), подлежащую доказательству/опровержению. Она будет проверяться на протяжении всей работы и в конечном итоге приведет к определенному результату: решение или невозможность решения противоречия.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Правила формулировки противоречия и проблемы исследования
Противоречие в научной работе подчеркивает наличие уязвимого места, а проблема – конкретизирует это «слабое звено». Для грамотной формулировки указанных параметров автору диссертационного исследования необходимо придерживаться следующего плана действий:
Противоречия и проблема должны подчеркивать актуальность, новизну и значимость выбранной темы диссертационной работы. Проблема научного проекта призвана отметить наличие пробела между доказанными фактами и предположениями автора, доказать необходимость его ликвидации, акцентировать внимание на ее влиянии на объект исследования в текущих условиях и спрогнозировать перемены после ее решения.
При постановке проблемы исследования важно располагать необходимыми знаниями и представлениями по теме. В частности, автору необходимо:
Роль проблемы при написании диссертации
Проблема в любом проекте играет первостепенную роль. Именно она задает ориентир следования автора, предопределяет область изучения: какие первоисточники пригодятся, что именно следует исследовать, какие меры и методы применять и т.д.
Ни один труд (будь то курсовая, дипломная или диссертационная работа) немыслим без конкретизации проблемы и выдвижения соответствующей гипотезы (предполагаемого решения). При отсутствии данного элемента научно-исследовательский проект превратится в банальный пересказ существующих трудов, реферат.
Конкретизация проблемы исследования
Решение проблемы – это поэтапный и сложный процесс, который раскрывается на протяжении всей научной работы. В теоретической части автору предстоит рассказать о существующих теориях и стандартах, способах ее ликвидации, показать снижение их эффективности и целесообразность перемен. В практической части он демонстрирует собственные навыки по диагностике проблемы, предлагает новые комбинации и алгоритмы ее решения на конкретном примере (объекте) и прогнозирует результат (доказывает или опровергает собственное предположение).
Фактически, выявление противоречия и конкретизация проблемы является центральным звеном научной работы, которое позволяет определить целесообразность новшеств и компетентность специалиста. Грамотная формулировка данного параметра – залог успеха при выполнении и защите диссертации. Конкретизация проблемы в тексте должна быть краткой и емкой.
Обратите внимание, что одна и та же проблема может подниматься в разных исследованиях, находить уникальные методы решения, приносить разные результаты. Главное, чтобы автор смог доказать, что полученные им итоги являются эффективными и достижимыми по сравнению с предшественниками. Для этого необходимо владеть достаточной доказательной базой, достоверными и обоснованными прогнозами и результатами апробации.
Команда образовательного центра Дисхелп готова помочь авторам в постановке проблемы исследования и выполнении курсовых, дипломных и диссертационных работ по всем направлениям. Нашим экспертам посильна любая задача, независимо от уровня сложности. У нас трудятся теоретики и практики, педагоги лучших ВУЗов страны, кандидаты и доктора наук, доценты и профессора.
Дисхелп гарантирует каждому клиенту высокое качество услуг, конфиденциальность данных индивидуальный подход, безупречное выполнение заявленных требований. Оформить заявку можно на нашем сайте.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Как написать противоречие в исследовательской работе
В настоящее время система образования претерпевает существенные изменения [5, с.16; 8, с. 22; 19, с.12]. Возрастает роль информации в жизни общества, что приводит к повышению требований, предъявляемых к уровню образования [7, с.12]. Хорошее образование предполагает, что выпускник школы овладел методологией научного поиска [2, с.14; 8, с.14]. В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (обязательный минимум содержания основных общеобразовательных программ) [10] указывается, что изучение физики направлено на достижение следующих целей: овладение учащимися умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости, анализировать результаты собственных действий и т.д. Физические знания нужны для общего образования. Усиливается их влияние на развитие учащихся и подготовку их к практической деятельности [2, с.15]. В связи с этим процесс модернизации структуры и содержания учебной физики нуждается в научном обеспечении.
Повышение эффективности обучения невозможно без применения новейших технических средств обучения [3]. В последнее время в учебном эксперименте наблюдается тенденция создания комплектов нового оборудования на базе компьютерной техники, позволяющих автоматизировать управление экспериментом, и методик применения этих комплектов при обучении физике [7, 8]. Этому направлению развития учебного эксперимента посвящены работы Ю.А.Воронина [1], В.А.Извозчикова [6], В.В.Лаптева [9] и др. Как правило, компьютерные измерения осуществляются с помощью датчиков физических величин. Перемещая датчик в пространстве, можно визуализировать распределение измеряемой физической величины с помощью показывающего устройства [4, с.8], функции которого может выполнять компьютер [5, с.12].
В результате изучения физики у учащихся должны быть сформированы такие важные понятия, как физическая величина и физическое поле [3]. Изучение содержания современных учебных программ по физике [20, 21] показывает, что значительная часть учебного материала отводится на изучение волновых полей (Приложение 1, табл. 1, 2, 3).