Расписка о получении денег в качестве оплаты за наем (аренду) жилого помещения
Аренда жилого помещения несет потенциальные риски как для собственника недвижимости, так и для арендатора. Чтобы обезопасить себя от возможных проблем, необходимо правильно оформить расписку о получении денег в качестве оплаты за наем (аренду) жилого помещения.
Содержание расписки о получении денег за аренду квартиры
Расписка о получении денег в качестве оплаты за наем (аренду) жилого помещения служит гарантом того, что арендодатель получил установленную сумму от арендатора ГК РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ. На сегодняшний момент не существует установленной формы оформления расписки, но при её составлении обязательно указываются:
ВАЖНО! Расписка о получении денег в качестве оплаты за наем (аренду) жилого помещения особенно актуальна, если платёж осуществляется наличными. Банковский перевод проще доказать в суде.
Особенности документа
Несмотря на то, что многие сомневаются в наличии юридической силы у данного документа, она всё же присутствует. Даже если документ не заверен нотариусом, суд примет во внимание предъявленный бланк.
ВАЖНО! Данный тип документа может храниться в течение трёх лет.
Законом предусмотрен вариант расторжения договора аренды, если арендатор более двух раз подряд не вносит плату (ГК РФ Статья 619).
Порядок зазключения расписки о получении денежных средств за аренду квартиры
Расписка о получении денег в качестве оплаты за наем (аренду) жилого помещения составляется непосредственно после получения установленной суммы собственником помещения. Арендодатель должен самостоятельно и от руки написать расписку, указав свои паспортные данные, полученную сумму, срок аренды за который была произведена плата и поставить свою подпись. Расписка пишется в двух экземплярах.
Вы можете скачать образец в любом удобном вам формате: pdf, doc, png а также распечатать для дальнейшего заполнения.
Скачать в PDF Скачать В Word Печать Просмотр
Расписка о получении денежных средств
Расписка о получении денежных средств — это документ, который составляется при передаче денег от одного лица другому. Если его составить неверно, то факт выдачи или возврата наличности придется доказывать в суде.
Кому это нужно
Дать денег в долг родственнику или внести предоплату по договору — все эти операции предусматривают передачу денежных средств от одного лица другому. Чтобы в дальнейшем не возникло конфликтов, разберитесь, как написать расписку о получении денежных средств правильно, и используйте эти знания на практике.
Это не всегда необходимость, но как быть, если одна из сторон откажется от выполнения принятых на себя обязательств? Например, родственник отмахнется от вас со словами, что ничего не занимал. А компания потребует снова оплатить аванс за будущие поставки, опустив факт внесения предоплаты наличными. В таких ситуациях придется доказывать свою правоту через суд, а это долго и дорого. Намного проще побеспокоиться о себе заранее и составить подтверждающую бумагу. Рекомендуется указать, на каких условиях выдан заем (беспроцентный или с процентами).
Правовой статус документа
Бумагу проще составить прямо на месте, от руки — это простая форма расписки. Если совершается серьезная сделка и планируется передать довольно крупную сумму, то рекомендуется провести процедуру в присутствии нотариуса.
Однако юридической силой наделены оба документа: как расписка, подписанная нотариусом, так и бланк, заполненный вручную сторонами. Конечно, нотариальное заверение повышает статусность бумаги. Простыми словами, при возникновении спора по факту передачи денег свидетелем сложившихся обстоятельств выступит нотариус.
При оформлении простой письменной формы в случае спора достоверность документа подтверждают проведением специальной экспертизы. А это занимает довольно много времени. Но нотариальное заверение не является обязательным условием.
Правила составления
Если вы решили оформить сделку через нотариуса, то беспокоиться, как составить этот документ, не стоит. Работник нотариальной конторы самостоятельно оформит все необходимые бумаги, зарегистрирует операцию в государственных учетных регистрах и выдаст специальные бланки.
Вопросы возникают при собственноручном заполнении формы. Допустимо использовать бланк расписки, вписав в него нужные реквизиты и условия, или составить документ самостоятельно.
Инструкция, как правильно составить расписку о передаче денег от одного лица другому:
1. Место и дата. В первую очередь укажите место и время составления документа. Место — это населенный пункт, в котором совершается передача денежных средств, а время — это дата. Например, укажите: «город Самара 12.03.2020».
2. Сведения о сторонах сделки. Поочередно раскройте информацию: сначала укажите данные лица, выдающего денежные знаки, затем распишите данные получателя (см. в конце статьи). То, какие сведения раскрывать, зависит от статуса сторон.
Если одной из сторон является физическое лицо, то впишите в шаблон расписки его Ф.И.О. полностью. Затем запишите паспортные данные либо реквизиты иного документа, удостоверяющего его личность. Если стороной выступает индивидуальный предприниматель, то к реквизитам добавьте его ИНН и ОГРНИП.
Если участник сделки — юридическое лицо, то укажите:
Если стороной выступает доверенный представитель, впишите:
3. Теперь распишите, какую сумму передаете, укажите, в какой валюте совершается сделка. Укажите сумму не только цифрами, но и обязательно прописью. Используйте такой вариант указания суммы: 120 000 рублей (сто двадцать тысяч рублей 00 копеек).
4. Включите информацию об основаниях и обязательствах. Подробно распишите, на каких основаниях деньги передаются одной стороной в пользу другой. Например, передача суммы в долг, получение займа от работодателя. Также распишите, какие обязательства принимает на себя каждая из сторон при совершении сделки: заемщик обязуется вернуть долг в течение ____ календарных месяцев. В таком случае следует указать конкретные даты и сроки возврата.
5. Дополнительные условия сделки (опционально: используются, если есть необходимость). Указывают цель, на которую передаются деньги: на покупку машины или на оплату лечения. Предусматривают размер платы за пользование заемным капиталом — это условие не обязательно, но часто используется. Укажите: заемщик обязуется вернуть 100 000 рублей плюс плату за пользование в размере 1000 рублей.
Определяют и правила возврата денег либо закрепляют порядок зачета полученного аванса. Не лишним окажется расписать ответственность сторон и порядок разрешения споров.
Готовый документ подписывает заемщик — получатель денег. Этим он собственноручно заверяет, что деньги он получил. Заполненная расписка в одном экземпляре хранится у дающего взаймы и является подтверждением факта передачи денежных знаков или товаров.
Примеры в различных ситуациях
Приведем текст расписки в получении денег при оформлении купли-продажи земельного участка или недвижимости.
Я, Сергеев Сергей Иванович, 11.12.1980 года рождения, место рождения: г. Тюмень,
паспорт серии 1234, номер 123456, выдан УФМС г. Тюмени 02.08.2010,
зарегистрированный по адресу: с. Серебряный Бор Ивановского района Тюменской области, д. 10,
сумму в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей за проданный мной земельный участок, расположенный по адресу: с. Серебряный Бор Ивановского района Тюменской области, участок 4, площадью 8 соток, кадастровый номер 40:60:1234567:30-50; одноэтажный бревенчатый жилой дом площадью 60 кв. м, кадастровый номер 40:60:1234567:30-50 и надворные постройки — баня и сарай — по «Договору купли-продажи земельного участка и жилого дома» от 01.10.2019, составленному в простой письменной форме.
Расчет произведен в полном объеме. Претензий к покупателю не имею.
Аналогичное правило действует и в отношении сделок по приобретению транспортных средств: пример расписки в получении денежных средств по договору купли-продажи автомобиля.
Я, Сергеев Иван Петрович, зарегистрированный по адресу: город Ломоносов, улица Речная, д. 10, кв. 2,
паспорт серии 1234, № 123456, выданный ОВД г. Санкт-Петербурга 10.02.2010,
получил от Ивана Сергеевича Петрова,
денежные средства в размере 830 900,97 (восемьсот тридцать тысяч девятьсот рублей девяносто семь копеек) за продажу автомобиля марки Лада Самара, VIN № 1234567ОР43215СС12345, № двигателя 1234СС654321, 2008 года выпуска, черного цвета, ПТС 29 245 НР 123456789, по договору купли-продажи, заключенному сторонами 10 марта 2020 года.
Денежные средства мной проверены на подлинность и получены в полном объеме. ___________________ /__________________/ 10 марта 2021 года
Как оформить возврат денег
Чтобы после возврата денег не возникло разногласий, заемщик вправе попросить уничтожить первоначальную расписку и составить новую — подтверждающую, что все обязательства им выполнены и заимодавец претензий не имеет. Второй вариант — сделать на первоначальном документе пометку о выполнении обязательств.
Как может защитить от мошенничества расписка на съем квартиры: образец ее составления
На рынке аренды недвижимости нередки случаи мошенничества как со стороны собственников, так и со стороны квартирантов.
Одним из документов, дающим гарантию безопасности сделки, является расписка на съем жилья.
Что это за документ, зачем нужен и как его составить?
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Почему она должна дополнять договор найма жилого помещения?
Что такое расписка о съеме жилья, и обязательно ли ее составлять при заключении договора найма? Расписка – это документ, подтверждающий передачу денежных средств одним лицом другому. Она доказывает факт расчета жильца с собственником. Составление этого документа – дело добровольное. Инициатором подписания бумаги может быть как хозяин, так и наниматель помещения.
Преимущества:
Кто ее составляет?
Написанием документа занимается тот, кто получает деньги, то есть арендодатель.
Расписка составляется в двух экземплярах. Один остается у собственника, другой – у жильца. Документ в большей степени нужен нанимателю, чтобы избежать возможных недоразумений по поводу регулярности и порядка расчета с владельцем недвижимости.
Требования к оформлению
Для расписки нет строго установленной формы. Допускается:
Юристы рекомендуют первый способ оформления, так как в этом случае установить действительность документа легче – можно провести графологическую экспертизу. Советы по оформлению:
Бумага составляется в произвольной форме. Чтобы она имела юридическую значимость, нужно соблюсти требования к содержанию текста, о которых будет сказано ниже. Если оплата проходит в безналичной форме, то документа о передаче денег не потребуется.
Факт перевода средств в данном случае можно будет доказать выписками с банковского счета. Для гарантии большей безопасности жилец может в комментариях к платежной операции указывать цель перевода. Например, «за оплату квартиры Иванову А.А. за май 2017 года».
Содержание документа
Что должно быть указано в документе:
О том, как правильно составить расписку, можно узнать в данном видео:
Нужны ли свидетели?
Наличие свидетелей не требуется. Но если они есть, то их данные также должны быть указаны в документе. Когда целесообразно подписывать расписку при свидетелях:
В иных случаях оформлять данный документ смысла нет. Расчет собственника и жильца происходит, как правило, ежемесячно, и каждый раз искать свидетелей для составления расписки будет проблематично.
Юридическая сила
Понятие «расписка» закреплено в актах, но, чаще всего встречается в законах, когда речь идет о займах. Какова бы ни была цель передачи средств, указанных в расписке, она будет иметь юридическую силу. Чтобы расписка имела законную силу, она должна быть грамотно составлена. В документе необходимо указать данные собственника и нанимателя, сумму, цель передачи, дату и период, за которой была отдана сумма.
Заверять у нотариуса документ не обязательно, так как он и так имеет юридическую силу. У нотариального заверения есть один плюс: перед подписанием бумаги он проверяет личность получателя средств, что впоследствии даст возможность без труда доказать, что в документе стоит именно его подпись.
Срок действия
Нанимателю, передающему арендную плату по расписке, следует знать, что срок давности расписки составляет 3 года. (гл.12 ГКРФ). Все документы, подтверждающие внесения арендной платы, рекомендуется хранить в течение 3 лет, чтобы при возникновении недоразумений с собственником можно было защитить свои интересы и права.
Наличие расписки дает возможность при возникновении споров обращаться в суд. Это важный документ, который может обезопасить от мошенничества со стороны собственников.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Расписка о получении денег при сдаче квартиры в аренду: оформление и особенности документа
Любая передача крупной суммы одному лицу другим за полученный товар или услугу в идеале должна подтверждаться каким-либо документом.
Один из таких документов – расписка.
Составляется она тем, кто получает некую денежную сумму.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Узнайте на нашем сайте о том, как приобрести патент на сдачу квартиры в аренду, а также о том, как составить и заключить договор при сдаче квартиры.
Зачем нужна?
Расписка при аренде жилого помещения нужна нанимателю, в качестве доказательства выполненных обязательств перед собственником жилья. Ведь ситуации внезапного расторжения договора по инициативе наймодателя жилья не редкость.
К тому же в договорах аренды, как правило, указывается пункт о его расторжении в одностороннем порядке в случае систематической неуплаты взносов за проживание.
Наниматель, передающий деньги и не получающий документального подтверждения, не может доказать факт оплаты и наймодатель спокойно может выставить его, как только ему этого захочется.
Узнайте подробнее о правах и обязанностях арендодателя из нашей статьи.
Некоторые наниматели жилья недооценивают роль данного документа, ссылаясь на соответствующие пункты соглашения, прописывающие размер арендной платы.
Но ведь в нем не говорится о том, что они действительно передавали взносы за проживание наймодателю в соответствующие сроки.
Кроме того, зачастую в соглашениях указывается заниженная стоимость аренды, с целью уменьшения налоговых платежей. И наниматель, в случае судебных разбирательств, не сможет вернуть полную стоимость выплаченных наймодателю средств, если эта сумма не подтверждена документально.
О том, что включает в себя оплата за найм жилого помещения, можете узнать на нашем сайте.
Правила оформления
Расписка – документ, который оформляется получателем денежных средств.
Строго закреплённой формы её не существует, есть только определённые правила составления и необходимые для указания в ней сведения. Бумага должна содержать следующие пункты:
Желательно передавать финансовые средства в присутствии свидетелей.
Если свидетели есть, то они тоже могут поставить свои подписи, указав свои данные.
О том, как быстро и правильно сдать квартиру самостоятельно, а также о преимуществах сдачи помещения официально, можете узнать из наших статей.
Ведомость платежей
Некоторые владельцы жилья отказываются составлять письменное подтверждение каждый раз при получении денег. В этом случае наниматели могут использовать так называемую ведомость платежей.
Далее следует заполнение граф:
Тетрадь необходимо оформить таким образом, чтобы было понятно, кто, кому и за что передаёт деньги.
Узнайте, можно ли сдавать квартиру без оформления договора, и какая ответственность предусмотрена за незаконную сдачу жилой площади, на нашем сайте.
При безналичном расчёте
Вы в любой момент можете получить распечатку из банка, из которой ясно будет следовать, когда, кому и какую сумму переводили. При наличии пункта о безналичном расчёте в соглашении между собственником и арендатором это будет подтверждающим фактом оплаты.
Можно также при совершении перевода указать цель перевода в комментарии к платежу.
Владельцу помещения тоже стоит подстраховаться правильно составленным в этом случае договором.
Так как недобросовестный наниматель может заявить, что ошибся при переводе, и банк вернёт ему переведённые средства.
Узнайте из наших статей о том, можно ли сдавать ипотечную квартиру, комнату в коммуналке, муниципальное жилье, долю в жилом помещении, а также о том, как сдавать иностранцам или посуточно, без штрафов и проблем с законом.
Юридическая сила документа
Правильно составленная бумага может служить доказательством получения денег при судебных разбирательствах. Важно только следить, чтобы в ней не было подтирок, исправлений. Не допускается никаких зачёркиваний.
Отдельно следует отметить, что заверения нотариусом не требуется. Подпись и печать нотариуса не испортят её, но никакой силы ей не добавят. Поэтому заверять у нотариуса не нужно, это напрасная трата времени и денег.
Статья 161 ГК указывает на необходимость составления письменного подтверждения при сделке свыше 10 тысяч рублей, но не требует регистрации или нотариального заверения в юридических организациях.
Гражданский кодекс РФ Статья 161. Сделки, совершаемые в простой письменной форме
Должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения:
Соблюдение простой письменной формы не требуется для сделок, которые в соответствии со статьей 159 настоящего Кодекса могут быть совершены устно.
О том, имеет ли юридическую силу опись имущества при сдаче квартиры, можете узнать из другой нашей статьи.
Срок действия
Оплата за проживание, как правило, является авансовой.
Внесённая плата за следующий месяц проживания является гарантией того, что вы имеете право пользоваться помещением в этот период.
Из этого следует, что письменное доказательство оплаты за проживание защищает вас от выселения именно в этот месяц.
Дальнейшее же её действие заключается в подтверждении вашей добросовестности соблюдения пунктов договора. Поэтому расписки действуют столько времени, на которое заключёно соглашение об аренде.
На что обратить внимание?
В судебной практике есть немало случаев, когда неправильно составленный документ ведёт к потерям значительных объемов финансовых средств. При всей свободе формы составления есть основные нюансы, на которые нужно обратить внимание при её составлении:
Печатный текст
Можно ли использовать отпечатанный бланк?
Да, вы можете заранее напечатать текст документа. Такой вид также имеет юридическую силу в современных условиях.
Но в конце полного текста получатель денег должен написать собственноручно, что он получил деньги в полном объеме, претензий не имеет, затем поставить дату, подпись и расшифровку подписи.
Письменное подтверждение внесения оплаты за проживание – способ застраховаться от действий недобросовестных владельцев жилья, стремящихся получать лёгкие деньги. Не пренебрегайте правилами оформления сделки, чтобы предотвратить неприятные последствия.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Расписки
Расписка представляет собой документ, на основании которого предоставляется гарантия на что-либо. К примеру, это может быть гарантия на возврат задолженности, различных документов, на отсутствие претензий.
Особенности документа
Составляется расписка в одностороннем порядке. После оформления документ передается второму участнику сделки. У последнего он будет храниться до исполнения условий гарантия. На основании расписки устанавливается начало и завершение юридических отношений. Ее требуется составлять тогда, когда требуется удостоверение на какое-либо действие или событие. С момента оформления у лица появляются обязанности.
Расписка составляется в письменном виде. В ней должны быть все сведения, относящиеся к делу. В некоторых случаях бумагу нужно удостоверить у нотариуса. Актуально это тогда, когда передается большая сумма денег. Однако удостоверение происходит по желанию участника сделки. Расписка по своим функциям и предназначению схожа с договором займа.
Законами не утверждены образцы расписок. Однако документ обычно имеет устойчивую структуру. В нем содержатся эти обязательные реквизиты:
Если в бумаге не будет всех необходимых реквизитов, она не признается действительной.
Разновидности расписок
Расписка – универсальный документ, который может составляться во множестве ситуаций. А потому различают много его видов. Рассмотрим все их.
О возврате займа
Самый распространенный вид документа – это расписка о возврате денег, которые ранее предоставлялись в качестве займа. Функция ее – официальное подтверждение того, что деньги были возвращены. Автоматически документ подтверждает отсутствие претензий со стороны кредитора. Последний не сможет предъявить заемщику претензии в дальнейшем. То есть, расписка позволяет защитить права заемщиков. Она имеет юридическую силу. То есть, документ может быть представлен в суде при возникновении конфликтов.
Расписка – это не основной, но дополнительный документ. То есть, сам по себе он значения не имеет. Он является приложением к основной бумаге – к соглашению о предоставлении денег. В расписке должны быть эти сведения:
Как правило, именно заемщик предлагает составить расписку, так как он больше заинтересован в ее наличии. Такой документ подтвердит, что у дебитора больше нет долговых обязательств.
О получении займа
Если предыдущий документ подтверждал возврат денег, то этот подтверждает их получение. Рассмотрим пример. Один знакомый занимает деньги у другого. Составлять договор, идти к нотариусу – все это лишняя трата времени. Большинство людей не готово озадачиваться бумажной волокитой. Проще составить расписку. Этот документ быстро оформляется и не требует заверения у нотариуса. Однако, если требуется, участники сделки могут обратиться к нотариусу.
В любом случае, документ имеет юрсилу. То есть, если заемщик не вернет деньги, кредитор сможет обратиться в суд. Подтверждением факта займа будет расписка. На основании ее у дебитора появляются обязательства по возврату средств. Расписка – это дополнительная страховка на случай того, что заемщик не будет возвращать деньги. В ней нужно отразить эти положения:
Если есть договор займа, нужно указать дату его составления.
О получении документов
Документы могут передаваться третьим лицам для временного пользования или для ответственного хранения. Имеет смысл составить расписку о получении документов. Законом не установлены строгие требования к документу. Однако в нем должны быть обязательные реквизиты: ФИО участников сделки, их паспортные данные, список бумаг, которые переданы третьему лицу. Имеет смысл привести подробные сведения о каждом документе: реестровый номер, название, число листов в одном экземпляре, подписи сторон, дата формирования бумаги.
К СВЕДЕНИЮ! В расписке не должно быть исправлений. Если они все-таки присутствуют, каждая поправка заверяется.
Об отсутствии претензий
Между юридическими и физическими лицами могут возникать различные конфликты. Они могут решаться как в судебном, так и в досудебном порядке. Второй вариант является более простым и быстрым. Если стороны смогли урегулировать между собой конфликт, имеет смысл задокументировать это. Расписка позволяет подтвердить, что стороны не имеют претензий друг к другу. Она может составляться в следующих обстоятельствах:
Документ будет действителен только при наличии в нем подписи и даты.
Сохраненная расписка
Сохраненная записка оформляется при направлении на хранение материальных ценностей. Является гарантом того, что объекты будут сохранены и возвращены в сроки, оговоренные в документе. За составление документа отвечает принимающая ценности сторона.