Главная » Правописание слов » Как написать рассказ рассуждение для 3 класса

Слово Как написать рассказ рассуждение для 3 класса - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Как написать рассказ с описанием или с рассуждением?

Задание для 3 класса по литературе. Придумай свой рассказ с описанием или рассуждением.

Пример рассказа описания?

Пример рассказа рассуждения?

Можно выбрать тему Осень, а можно и любую другую тему.

Чтобы написать рассказ с описанием, нужно выбрать объект, который будем описывать.

Например возьмем объект птицу и напишем о ней рассказ с описанием.

Описываем птицу очень подробно по этому плану:

Этот рассказ с описанием будет выглядеть примерно так:

То есть вы идете по своему плану и методично описываете саму птицу, как она выглядит и ту информацию, что вы о ней знаете.

Пришла осенняя пора.Небо стало затягиваться низкими облаками,часто идут дожди..Это не такие дожди, как летом,ливневые,короткие с грозами, а моросящие, унылые,затяжные.Но самым заметным проявлением осени становятся желтеющие листья на деревьях- так природа готовится к зиме,неблагоприятному периоду для растений и животных.Перелетные птицы собираются в стаи,им пора в теплые края. Утром уже случаются заморозки, под ногами хрупким стеклом крошится тонкий ледок, покрывающий лужи. Солнце всё ниже и ниже над горизонтом,меньше тепла посылает на землю,короче становятся дни. Иногда устанавливаются ясные погожие дни,им предшествуют, обычно, густые утренние туманы,но такие возвраты тепла недолгие. Подует холодный ветер и снова осенняя непогода- сыро, зябко..- вот приблизительно так выглядит рассказ-рассуждение,рада была помочь.

Почему птицам зимой холодно.

Но зимние холода оказываются и для них суровым испытанием. В сильные морозы птицы очень мерзнут и их не спасает даже богатое оперение, которое обычно хорошо защищает птиц от холодов. Тогда птицы садятся тесно друг к дружке на веточке или на проводах и так, прижавшись друг к дружке греются. Птицам не хватает кормов, не хватает богатой жирами пищи, и потому например синицы зимой с удовольствием угощаются салом.

Некоторые птицы стараются найти дупла, скворечники, гнезда, в которых относительно тепло. А вот куропатки например спасаются от морозов под снегом, зарываясь в сугробы до самой головы.

Чтобы составить синквейн на заданную тему, нужно знать правило, по которому синквейны составляются. Сейчас я предложу несколько вариантов, можно считать их готовыми примерами (образцами).

Учится, интересуется, запоминает.

Быстро запомнила почти все буквы

Удивляет, огорчает, напрягает.

Эта буква никак не запоминается.

Учит, объясняет, показывает.

Разъясняет значение буквы «Я»

Не запоминается, расстраивает, мучит.

Иринушка придумала новое слово

Пытается, учится, работает.

Наконец она поняла про букву «Я».

В рассказе Зощенко «Золотые слова» главными героями были брат Минька и сестра Лёля. Родители разрешали им садиться за стол со взрослыми, что очень нравилось детям. Но однажды они стали вести себя бестактно и перебивать начальника отца, когда тот рассказывал историю. Поэтому детей наказали и больше не садили за одни стол со взрослыми. Спустя какое-то время ребятам снова разрешили совместные застолья, но при условии, что дети будут сидеть молча. Когда в очередной раз Минька с Лелей находились за праздничным столом, Минька захотел намазать масло, но оно оказалось твердым. Не сказка ни слова потом, что говорить было запрещено, он стал греть масло в над чаем начальника, оно расплавилось и упало в чай. Начальник выпил чай и, почувствовав неладное стал возмущаться. Когда выяснилось в чем причина, Миньке задали вопрос, почему он ничего не сказал. И Минька ответил, что говорить было запрещено. Тогда папа объяснил что правильно, а что нет и произнес золотые слова. Зная краткое содержание рассказа Зощенко «Золотые слова» подберем пословицы.

Пословицы к рассказу Зощенко «Золотые слова»:

Рассказ А. П. Чехова «Белолобый» может научить ребёнка тому, что он способен понять с позиций его жизненного опыта.

Он научит относиться внимательней к окружающему миру. Рассказ просто, но наглядно продемонстрирует, что у бессловесных животных есть своя жизнь, наполненная проблемами, заботами и переживаниями. Четверокласснику, привыкшему к злому волку из сказок и отрицательному персонажу из мультфильма, он покажет, что волчица не зла и не плоха сама по себе, что она хочет жить, есть, должна заботиться о волчатах.

Самых внимательных рассказ научит тому, что нельзя делать великие выводы, исходя из первых бросающихся в глаза фактов. Дад Игнат зол на Белолобого и считает его глупым, думая, что щенок повадился бегать ночью в хлев, разгребая крышу и мешая тем самым людям спать. Старик не знает, что щенок уже дважды невольно спас его ягнёнка от волчицы, которая и проделывает дыру в соломенном настиле, и едва не был ею съеден. Не делай скоропалительных выводов, ибо ты понятия не имеешь, что происходит за твоей спиной!

В моем городе музея Пушкина нет, хотя есть улица и даже небольшая деревня рядом с городом, поэтому напишу о тех интересных фактах из жизни Пушкина, которые можно узнать из литературы.

Вот например один из его безобидных розыгрышей:

Пушкин кроме того был очень щепетилен в вопросах чести и из-за этого очень часто дрался на дуэлях. Это было опасное занятие, но иначе Пушкин поступать не мог.

Источник

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Русский У р о к 62

Тема: Сочинение. Текст-рассуждение.

Цель: научить обучающихся создавать сочинение-рассуждение с несколькими доказательствами по составленному плану.

Образовательные : познакомить с правилами оформления на письме текста-рассуждения с несколькими доказательствами;

углубить сведения о рассуждении, способствовать выработке навыков его построения ;

Воспитательные: воспитывать потребность в позитивном содержательном общении, культуру диалога, нравственные качества и этические нормы общения: приветливость, доброжелательность, великодушие.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностных: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Регулятивных: оценивать свои достижения на уроке.

Познавательных: принимать и сохранять учебную задачу; осваивать способы ориентировки в пространстве тетради; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

Формы работы обучающихся : индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, парная.

Технология: проблемного обучения; информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Содержание учебного материала

Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

1.Проверка домашнего задания.

Проверьте свою посадку за столом, наклон у тетради. Возьмите ручки.

Запишите число, классная работа в тетради.

На уроках русского языка мы писали изложения и сочинения. Какие типы текстов вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение)
1) Вам в тексте сообщили о том, как выглядит предмет и показали одно его изображение, а также вы услышали много имён прилагательных.
– Какой это тип текста? (Описание)
2) В тексте вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное невозможно. Употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, потому что.
– Какой это тип текста? (Рассуждение)
3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все эпизоды произошедшего представляли в нескольких рисунках. При этом речь говорящего была насыщена глаголами.
– Какой это тип текста? (Повествование)

Очень важно каким тоном это делать.

Когда вежливый человек что-то доказывает, спорит, он начинает свое рассуждение словами: я думаю, мне кажется,…тем самым показывая, что он прислушивается к мнению других людей, уважает чужое мнение, уважает собеседника.

Сегодня на уроке мы будем рассуждать, доказывать и напишем сочинение.

Тема урока: Текст-рассуждение

Отработка каллиграфических навыков

III . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: научиться создавать сочинение-рассуждение

Определение и обоснование темы урока

IV . Первичное усвоение новых знаний.

1. Начать наш урок я хотела бы с притчи.

Чтение и обсуждение притчи о дружбе.

Первый спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Учитель: О чем эта притча, чему она учит нас?

Дети : Эта притча о дружбе. Она о том, что нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для тебя друг.

Учитель: Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды и уметь дружить.

Помните, как в детской песенке?

Дружит с солнцем ветерок,
И роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.

-Как вы понимаете, что такое дружба? И какие ассоциации возникают у вас со словом «дружба», «друг»?

Сочинение – рассуждение состоит из таких частей.

I. Тезис. Что такое дружба?
II. Доказательства:

Практическая работа, анализ.

Коммуникативные УУД: работа в парах

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.

Выполнение движений, показанных учеником

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни.

VI . Первичная проверка понимания

Это радость! Огромная радость от общения! Радость от того, что рядом есть близкий тебе человек, который поможет советом, всегда выслушает и непременно поддержит во всем. Только ему можно полностью довериться. Только от него можно без обиды выслушать критику в свой адрес.

Настоящая дружба, как и настоящая любовь, явление достаточно редкое. Но если она все же есть, то надо ее беречь, как зеницу ока. Ведь, теряя друга, мы теряем частицу себя. И всегда надо помнить, что потерять его легко, а вот найти безумно трудно. И чем старше мы становимся, тем труднее.

Дружбу надо растить, как хрупкий и нежный цветок. «Поливать» мыслями о друге, «удобрять» достойными поступками.

Каким должен быть друг? Верным! Терпеливым! Добрым! Да, именно таким! Ведь он же Друг! Друг пройдет проверку и временем, и обстоятельствами. И с годами настоящая дружба становится только крепче.

Дружба не может быть односторонней, иначе никакая это уже не дружба. Все общее, все вместе! Всегда и всюду!

Друзей не может быть много, один, быть может, два или три за всю жизнь. А остальные десятки и сотни ‒ это просто приятели, товарищи, знакомые. Да, хорошие, приятные, замечательные, но это не друзья.

В) Однажды я задумалась над таким вопросом, что такое дружба? Я хотела сначала спросить у мамы, но потом остановилась и решила сама порассуждать над этим вопросом.
Итак вот например я дружу с Кристиной она со мной делится конфетами, мороженым, секретами. И я делюсь с ней всем тем же. Значит у нас взаимная дружба.
А вот еше один пример. Раньше я дружила с Аней. Один раз я ей рассказа свой самый тайный секрет и она обешала никому никогда не рассказывать. Но когда мы с ней поссорились, она взяла и рассказала мой секрет всему классу. С тех пор мы не дружим. Я на нее очень сильно обиделась. Так вот, значит она меня предала, это называется предательской дружбой.
Так вот у нас есть 2. типа взаимная и прелательская. Я больше склонна к первому варианту. Иначе если бы все люди были склонны ко второму варианту, то люди в нашем мире бы перестали доверять другу рассказывать секретики, делиться мороженым и конфетами. Дружите ведь дружба это верность, преданнось, чудо. Дружите и у вас никогда не будет проблем в жизни, потому что есть люди, которые всегда помогут вам. ЭТО ДРУЗЬЯ.

Практическая работа, анализ.

VII . Первичное закрепление.

1. Самостоятельная работа. Написание сочинения.

Практическая работа, анализ

Познавательные УУД : построение ответов.

Коммуникативные УУД : приходить к общему решению

Давайте подведем итог. Какое новое открытие сделали на уроке?

– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Что было трудным на уроке? Что было для вас самым интересным на уроке?

Какие задачи ставили перед собой? Удалось ли решить эти задачи?

Самооценка и коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Источник

Текст-рассуждение в русском языке

Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.

Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?

Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.

Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?

Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.

Текст-рассуждение состоит из трех частей:

1. Тезис

2. Доказательство

3. Вывод

Тезис – утверждение, которое нужно доказать.

Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.

Тезис можно начать словами:

Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..

Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.

Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.

По-моему, по утрам надо делать зарядку.

Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?

Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?

Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?

Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.

На письме эти слова выделяются запятыми. Например:

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.

Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.

Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…

На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например:

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.

Вот поэтому я люблю ходить в школу.

«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.

Построение текста-рассуждения

1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.

3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.

4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.

Заключение

Все тексты: и повествования, и описания, и рассуждения – могут быть частью одного большого текста. В один вид текста может включаться другой. Так, текст повествования может содержать элементы описания или текст описания может быть с элементами рассуждения. Например:

Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась.

Это текст-рассуждение с элементами описания.

Это текст повествования с элементами описания.

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

Источник

115 сочинений с подготовительными материалами для младших школьников

Дорогие друзья! Сочинение – это один из видов работы по развитию речи, который предполагает самостоятельное, продуманное изложение вами своих мыслей в соответствии с требуемой темой. Работа над сочинением развивает мышление, речь, позволяет выразить свой взгляд на мир. Такой вид работы способствует осознанию окружающего мира, действительности, самих себя. Кроме того, сочинение учит аргументированно доказывать и отстаивать свою точку зрения. В данном пособии вы найдёте методику написания сочинений, а также различные виды сочинений с планами и подготовительными материалами. Не забывайте, что сочинение – это прежде всего творческая работа, которая не терпит шаблона. Советуем вам не использовать представленные в пособии сочинения для бездумного, механического переписывания их в свои тетради. Наши сочинения – это возможные варианты раскрытия определённых тем, которые, надеемся, помогут вам при создании самостоятельных текстов. Желаем успехов!

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 115 сочинений с подготовительными материалами для младших школьников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным.

Сочинение — это один из видов работы по развитию речи, который предполагает самостоятельное, продуманное изложение вами своих мыслей в соответствии с требуемой темой.

Работа над сочинением развивает мышление, речь, позволяет выразить свой взгляд на мир. Такой вид работы способствует осознанию окружающего мира, действительности, самих себя. Кроме того, сочинение учит аргументированно доказывать и отстаивать свою точку зрения.

В данном пособии вы найдёте методику написания сочинений, а также различные виды сочинений с планами и подготовительными материалами.

Не забывайте, что сочинение — это прежде всего творческая работа, которая не терпит шаблона. Советуем вам не использовать представленные в пособии сочинения для бездумного, механического переписывания их в свои тетради. Наши сочинения — это возможные варианты раскрытия определённых тем, которые, надеемся, помогут вам при создании самостоятельных текстов.

Как писать сочинение

Умения и навыки, приобретаемые во время работы над сочинением

В начальной школе сочинению уделяется большое внимание. С одной стороны, писать сочинение — увлекательное занятие, с другой — работа над сочинением требует определённых навыков и умений, которые вырабатываются постепенно.

Итак, готовясь к сочинению, вы приобретаете следующие умения:

— накапливать материал, наблюдать, выделять главное, правильно определять, что относится к избранной теме;

— осмысливать факты, описывать, передавать свои чувства и впечатления;

— располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его при написании связного текста;

— отбирать нужные слова и применять выразительные средства языка;

— выстраивать связный текст.

Рекомендуемый порядок работы над сочинением

1. Обдумайте тему сочинения.

2. Определите главную мысль, которую вы будете развивать и доказывать.

3. Составьте план сочинения.

4. Подберите факты, примеры, цитаты, подтверждающие ваши мысли.

5. Определите тип речи, который вы будете использовать (повествование, описание, рассуждение).

6. Работая над черновиком сочинения, следуйте намеченному плану.

7. Окончив работу в черновике, перечитайте сочинение.

8. Перепишите работу набело и ещё раз проверьте, нет ли описок или пропусков букв, все ли знаки препинания поставлены правильно.

Сочинение — работа творческая, и поэтому важно, чтобы она была выполнена с интересом. А подлинный интерес возможен только при хорошем знании темы.

Тема текста — это то, о чём (или о ком) в нём говорится. Сочинение начинается с обдумывания темы, выделения ключевых слов. Если вам предложена тема сочинения «Как я провёл летние каникулы», то писать нужно о том, где и как проводились летние каникулы. — А если дана тема «Как я однажды провёл лето», то нужно рассказать о конкретном лете или об определённом случае во время каникул.

Для глубокого раскрытия темы очень важен отбор фактов. Чем лучше вы знаете то, о чём пишете, тем оригинальнее и самостоятельнее будет ваша работа.

Идея текста — это главная (основная) мысль, ради которой создаётся текст; это ответ на поставленный темой вопрос. Например, в сочинении «Моё любимое занятие» требуется ответить на вопрос: «Какое занятие я люблю?».

Главная мысль сочинения может быть выражена в названии, например: «Никто не забыт — ничто не забыто», «Золотая осень». Иногда тема и идея могут совпадать. Скажем, тема «Золотая осень» требует отбора такого материала, который покажет всю красоту осени, объяснит, почему осень называют золотой. В этом случае умение раскрыть главную мысль сочинения и есть умение писать на тему.

Эпиграф — краткое изречение, отражающее основную мысль текста.

В качестве эпиграфа можно использовать цитаты из художественных произведений, а также пословицы, поговорки, крылатые выражения и афоризмы.

Эпиграф приводится без кавычек, ссылка на источник даётся без скобок. После фамилии автора слов, приводящихся в качестве эпиграфа, точка не ставится. Помещается эпиграф после названия сочинения, перед планом, в правом углу.

Несмотря на то что эпиграф пишется в начале сочинения, подобрать его можно в процессе работы или даже после её завершения. Назначение эпиграфа — украсить текст, глубже раскрыть его идею. Использование эпиграфа не является обязательным и остаётся на усмотрение автора.

Источник

Учим создавать текст-рассуждение

Методические рекомендации по обучению написания текста-рассуждения

Просмотр содержимого документа
«Учим создавать текст-рассуждение»

Учим создавать текст-рассуждение

Жизненная практика говорит о том, что дети дошкольного возраста

уже рассуждают о предметах, доступных их пониманию. Исходя из

этого, обучать тексту-рассуждению можно начинать уже в начальных

классах. Умение устанавливать истинность или ложность какого-то

положения, выявлять причинно-следственные и условно-следственные

связи между явлениями, фактами, то есть умение рассуждать, необхо-

димо школьнику в его учебной деятельности. Актуальность обучения

текстам-рассуждениям определяется и социальной необходимостью.

Как показывает практика, рассуждение является самым трудным

типом текста для детей. В чём же состоят основные трудности создания

текстов-рассуждений? В описании и повествовании материал налицо

(можно описывать только то, что уже знаешь), в рассуждении же ребёнку

приходится иметь дело с изложением своего мнения по поводу чего-либо,

с доказательством чего-либо спорного и выяснения неясного. Рассужде-

ния должны быть безукоризненно логичны.

Какие же умения следует формировать у младших школьников, кото-

рые необходимы им для создания письменного текста-рассуждения?

В лекции 4 представлены семь групп умений, необходимые

дания текста любого типа. Перечислим специальные умения (в каждой

группе), необходимые для создания текста-рассуждения.

1. Умение озаглавить текст своего сочинения в соответствии с ти-

пом текста-рассуждения так, чтобы заголовок отражал тему текста

и сообщал о предмете рассуждения (если тема предлагалась общая).

2. Умение доказать свою мысль, приводя аргументы и факты.

3. Умение собирать соответствующий материал (газеты, журналы, эн-

циклопедии, художественная и научно-популярная литература, жизненный

опыт, беседа со взрослыми и др.) для создания текста определённого жанра

и типа речи (текста), к примеру, объяснение, отзыв о книге, эссе и др.

4. Умение строить текст в соответствии со структурно

композиционными особенностями текста-раcсуждения, умение кон-

струировать тезис и вывод как структурные компоненты текста-

рассуждения, соединять предложения с помощью лексических и грам-

матических средств связи.

5. Умения в области языковой подготовки текста-рассуждения:

подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова,

сочетания, фразеологию, образы; подготовка фрагментов будущего

6. Умение выделять абзацы (если необходимо) в тексте-рассуждении,

связывать их между собой.

Система заданий и упражнений

на формирование умения составлять письменный

Содержанием повествования и описания является окружающая нас

действительность, а содержанием рассуждения – связи между предметами

и явлениями, которые устанавливает сам человек. В логическом плане

рассуждение своеобразно и отличается от повествования и описания тем,

что выражает собою умозаключение.

Несомненно, что в бытовой разговорной речи, в художественной

речи полные умозаключения крайне редки. Однако, обучать младших

школьников полным рассуждениям необходимо, поскольку такие рас-

суждения распространены в обучении (математические доказательства,

аргументация явлений лингвистического характера и др.).

Выделяют разновидности рассуждений: рассуждение-объяснение,

рассуждение-доказательство и рассуждение-опровержение. Все три

вида разные по содержанию. В рассуждении-объяснении излагается

объяснение какого-то явления. Это общепринятое объяснение. Напри-

мер, «Почему бывает високосный год?», «Почему подснежники так

В тексте-рассуждении говорится о причинах явлений. Эти причины

нельзя увидеть, их можно только понять. Рассуждение-доказательство

позволяет установить истинность того или иного явления. Например,

«Быть вежливым: это хорошо или плохо?» Опровержение – это вид

рассуждения, в котором мы приводим аргументы не в защиту тезиса, а

наоборот: поставлена цель – опровергнуть тезис. К примеру, «Подберё-

зок так называется потому, что растёт только под берёзой». Построение

текста в зависимости от вида рассуждения будет разным.

Система заданий по обучению созданию письменных текстов-

расcуждений с 1-го по 4-й классы основана на дедуктивном методе.

Обучение младших школьников созданию текстов-рассуждений носит

системный характер и включает три этапа.

Подготовительный этап. Организация и проведение системы подго-

товительных обучающих заданий с целью формирования у детей умения

объяснять причины явлений, доказывать свою точку зрения, подбирать

аргументы для доказательства, находить цитаты из текста в качестве

доказательства и др.

Теоретико-практический этап. Знакомство с типом текста – рассужде-

нием, его особенностями, механизмами создания текстов-рассуждений

Практический этап. Создание учащимися текстов-рассуждений на осно-

ве взаимосвязи содержания, структуры и речевого оформления текста.

Рассмотрим каждый этап в отдельности.

Подготовительную работу к обучению созданию письменных текстов-

рассуждений следует начинать с первого класса, задолго до того, как

дети познакомятся с понятием «текст», его признаками, а позднее – с

Среди трёх типов текста наиболее привлекательным для детей являет-

ся повествование. Менее тяготеют дети к созданию описаний. И совсем не

привлекательны для детей младшего школьного возраста высказывания

Рассмотрите практические материалы по подготовке детей к созданию

Уже с первого класса дети начинают создавать элементарные тексты-

рассуждения: «Почему звук [а] гласный?», «Докажите, что в слове сосна

два слога», «Почему в схеме предложения «Дети играют во дворе» четыре

обозначения слова? ______ _______ _______ _______. (предлог – это

Как известно, ответы на вопросы учителя, начинающиеся со слова

«почему», предполагают построение рассуждений-высказываний, в

которых устанавливаются причинно-следственные отношения между

фактами, даётся объяснение явлениям.

Пропедевтическое знакомство со структурой текста-рассуждения

Как и любой другой тип речи, рассуждение имеет свое строение.

Познакомить младших школьников со структурой элементарных рас-

суждений целесообразно в 1-м классе. Интересный вариант работы,

который используют многие учителя-практики в своей работе, описан

М.С. Соловейчик и Н.Н. Сергеевой.

В первый месяц обучения, по словам учёных-методистов, после того,

как маленькие школьники почувствовали, что иногда им бывает непросто

1 Пропедевтический – вводный, подготовительный, излагаемый в сжатой и эле-

ответить на вопрос учителя, на помощь приходит Объясняйка и приносит

? потому что, так как О

Эта схема помогает запомнить правило ответа на любой вопрос:

первая часть – то, что надо объяснить, вторая – само объяснение. Части

скрепляются «мостиком» из слов «потому что, так как».

Модель построения рассуждения, принесенная Объясняйкой,

остаётся в классе и служит надёжной опорой при овладении этим

Учитель обращает внимание детей на следующие вопросы:

– Можно ли начинать объяснение со слов потому что? (Нет, так как

потому что – это «мостик», он должен на что-то опираться не с одной

– Можно ли первую и третью части рассуждения поменять местами?

(Можно, но тогда должен измениться и «мостик»: не потому что или

так как, а поэтому и так далее.)

Так в наглядной игровой форме знакомятся первоклассники со строе-

нием элементарного рассуждения.

Кроме того, по словам Р.И. Никольской, в классе можно иметь такую

Ниже располагаются два человечка ОБЪЯСНЕНИЕ и ДОКАЗА-

ТЕЛЬСТВО, держащие друг друга за руки.

Мы считаем, что в первом классе на подготовительном этапе

следует начать с обучения составлению устных рассуждений-

Данная работа кропотливо проводится на всех уроках в первом

К примеру, на уроках обучения грамоте (обучение элементарному

чтению). Благодатный материал для этого – сказки, с которыми ребята

знакомы ещё с дошкольного детства1.

Приведём примеры упражнений, которые можно предлагать детям.

Выполняя упражнения, учащиеся пользуются схемой, которая рас-

полагается на доске.

То, что объясняют Потому что Объяснение

1 Большая работа по сказкам проводится в «Русской азбуке» В.Г. Горецкого и др.

Учим создавать текст-рассуждение 51

а) Рассмотри образец:

Волк перехитрил козлят и съел их, потому что они были слишком

наивными и доверчивыми. («Волк и семеро козлят»)

– Маше удалось убежать от медведя и вернуться домой, потому

что… («Маша и медведь»).

– Журавль угощал Лису из кувшина, потому что… («Лиса и жу-

– Яичко разбилось, потому что… («Курочка Ряба»).

– Петух прогнал Лису из избушки зайца, потому что… («Лиса и

– Лиса ехала верхом на волке и приговарила: «Битый небитого ве-

зёт», потому что… («Лиса и волк») и др.1.

б) Можно предлагать подобные задания с вариантами ответов.

Деду удалось вытянуть репку, потому что:

1) на помощь пришли бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка;

Старуха осталась у разбитого корыта, потому что:

1) её погубила жадность;

2) старуха плохо просила у рыбки новое корыто.

в) Вы помните сказку «Маша и медведь? Маша убежала от медведя.

Мы-то с вами знаем, как всё было, но дедушка с бабушкой, к которым

вернулась Маша, не знают. Представьте, что вам нужно объяснить ба-

бушке с дедушкой, где так долго была Маша и как ей удалось убежать

г) У Нины лук. (читают в азбуке). Слово (У) Нины напечатано с

заглавной буквы, потому что это имя девочки.

д) Стол – столик (читают в азбуке). В слове «стол» звук [л] – твёрдый,

а в слове «столик» звук [л’] – мягкий, потому что звук [и], идущий за

ним, обозначает мягкость согласного.

е) В схеме слова «плотник» первый звук обозначен синим цветом,

потому что обозначает твёрдый согласный звук.

Задания, которые можно использовать на уроках обучения гра-

моте (обучение письму).

а) Я выбрал (а) самую красивую букву вторую, потому что она написа-

на красиво, с наклоном, без исправлений (объяснение первоклассника).

б) Слово «Москва» я написал (а) с заглавной буквы, потому что это

1 Эту работу можно проводить на уроках обучения грамоте при работе со сказками.

в) Слово «друг» нельзя перенести, потому что мы переносим по

слогам, а это слово состоит из одного слога. Поэтому начнём писать

слово с новой строки.

г) Строчные буквы о и а похожи, потому что обе содержат овал.

д) Первую букву в слове «Лиса» напишу с заглавной буквы, потому что

начало предложения всегда начинается с заглавной буквы. (Лиса роет нору.)

е) Слово «у» пишу отдельно, потому что это предлог, а предлоги

пишутся отдельно от слов.

Подготовительная работа предполагает в дальнейшем работу с

рассуждениями-доказательствами, которую целесообразно начать во

Схема рассуждения-доказательства мало отличается от схемы

доказывают Потому что Доказательство

Большими возможностями в обучении построению текстов-

рассуждений, в основе которых лежит доказательство (приводят факты,

аргументы), обладают уроки литературного чтения. На уроке литератур-

ного чтения учитель может предлагать учащимся задания на составление

К примеру, после чтения и анализа стихотворения С.Михалкова

«А что у вас?» дети могут создать устный текст-рассуждение на тему «Мамы

разные нужны, мамы всякие важны» (рассуждение на данную тему очень

ценно в воспитательном плане: каждая профессия важная и нужная, неважно,

кем работает твоя мама: учителем или продавцом в магазине).

Позднее структура текста-рассуждения меняется.

доказывают потому что объяснение,

Опираясь на такую схему, учащиеся строят тексты-рассуждения на

уроках русского языка.

а) В слове «мышь» букв больше, чем звуков (четыре буквы, но три зву-

ка), потому что мягкий знак звука не обозначает. Следовательно, в слове

«мышь» букв больше, чем звуков (рассуждение-доказательство).

б) Нельзя опаздывать на урок, потому что, когда ты входишь в класс

во время урока, ты всем мешаешь, отвлекаешь других, можешь про-

слушать материал. Значит, нельзя опаздывать на урок (рассуждение-

в) Cнеговика назвали так потому, что он сделан из снега. Вот почему

снеговика так назвали (рассуждение-объяснение).

Тексты-рассуждения учащиеся строят на уроках литературного чте-

ния. К примеру, после чтения и анализа рассказа Л.Пантелеева «Честное

слово» учитель может предложить устно составить текст-рассуждение на

тему «Быть честным – значит быть настоящим человеком».

Тексты-рассуждения учащиеся строят на уроках окружающего мира.

К примеру, урок на тему «Организм человека» (3-й класс). Учитель

предлагает составить текст-рассуждение на тему «Соблюдение режима

дня – залог здорового образа жизни».

Примерные упр ажнения дл я исп ользования

на подг отовительном этапе

Работа с орфограммами

Следует познакомить учащихся с алгоритмом-рассуждением для

объяснения написания слов.

Объясни устно, какую гласную ты напишешь в слове «полы». Построить

рассуждение тебе поможет следующий текст: «В слове “столы” безударная

гласная в корне. По правилу для проверки изменяем слово так, чтобы уда-

рение падало на гласную: стол. Значит, в слове “столы” гласная о».

Дополни недостающие части рассуждения

1. Дана мысль, которую нужно доказать (можно предлагать детям на

карточке неполные рассуждения).

Слово «моя» нельзя перенести с одной строки на другую,

потребление сладкого в больших количествах вредит здоровью.

нужно чаще быть на свежем воздухе.

Работа с цитатами (подготовка к старшей школе).

Такую работу лучше организовывать на уроках литературного чтения.

1. Ребята, докажите, что Мороз Иванович добрый старик. «Вот как

об этом говорится в тексте …», – продолжают ребята. (сказка В.Ф. Одо-

евского «Мороз Иванович»).

2. Ребята, докажите, что лев и собачка стали друзьями. «Вот как об

этом говорится в тексте …», – продолжают ребята. (быль Л.Н. Толстого

1. Учащимся даётся образец.

Нужно много читать, потому что:

Во-первых, будешь _______много знать,

Во-вторых, станешь интересен собеседнику,

В-третьих, чтение – это удовольствие.

2. На карточках записи.

1. Я с радостью хожу в школу, потому что:

2. Я люблю каникулы, потому что:

3. Лето – самая лучшая пора в году, потому что:

К примеру, такой текст сочинил второклассник:

«Лето – самая лучшая пора. Во-первых, потому что очень тепло. Во-

вторых, потому что отдыхаешь от учёбы. В-третьих, весело общаться

с друзьями. В-четвёртых, можно пойти с родителями куда-нибудь».

Заметим, что все рассуждения (объяснения или доказательства) уча-

щиеся строят, опираясь на личный опыт (для доказательства, объяснения

мысли не требуется сбор информации и его систематизация). Для до-

казательства дети могут брать примеры из художественной литературы

(описанный выше пример № 3).

Устные выступления учащихся

Следует предлагать учащимся готовить устные выступления-

рассуждения на разнообразные темы (сначала в своём классе, затем в

параллельном классе, а потом и для первоклассников). К примеру,

– Ты знаешь, что на свете есть много профессий? А кем бы ты хотел

стать? Почему? Сделай своё рассуждение убедительным. Подготовь его

для выступления в классе.

– Зачем нужны в классе цветы? (для выступления в параллельных

– Почему нужно беречь школьную мебель? (для выступления перед

Как видим, темы постепенно предлагаются такие, которые требуют по-

иска дополнительной информации, например, как изготавливают мебель,

сколько времени и сил потребуется для изготовления одной школьной

парты, сколько древесины нужно для изготовления парты, сколько лет

растут деревья, из которых изготавливают мебель (тема «Почему нужно

беречь школьную мебель?»)

Работа с письменными текстами-рассуждениями

на уроках русского языка

Почему ландыш белый?

Умеешь ли ты наблюдать и разгадывать загадки природы? Почему

цветы калины, рябины, черёмухи белые? Почему ландыш белый? Лан-

дыши растут в тенистых местах. В сумраке леса насекомые не видят

синий или лиловый цвет. Только белые цветы хорошо видны. Учись

разгадывать загадки природы. (По В.Тетюреву)

Над каким вопросом размышляет автор?

Найди ответ на вопрос в самом тексте.

Спиши вопрос и ответ.

Долгие месяцы видят наших птиц жители Африки. Но они никогда

не слышали их пения. Почему же наши певуньи в Африке не поют? По-

тому что не под пальмами вьют гнёзда соловьи. Птица поёт там, где она

гнездо вьёт. Птица поёт на родине. (По Н.Надеждиной)

Над каким вопросом размышляет автор?

Найди ответ на вопрос в самом тексте.

Спиши вопрос и ответ.

Выросла на лесной полянке стройная и кудрявая берёза. В гуще её

ветвей поселились птицы. Однажды пришли на полянку ребята. По-

дошли к красавице берёзке, взмахнули топором. Дрогнула берёзка,

и упали на землю прозрачные капельки душистого берёзового сока.

До осени далеко, а на берёзке уже появились жёлтые листья.

Запиши ответ на вопрос: «Почему листья на берёзе пожелтели раньше

Чтение и анализ рассказов-рассуждений писателей

Рекомендуем на уроках русского языка и литературного чтения работать

с текстами-рассуждениями Льва Николаевича Толстого, который специ-

ально написал рассказы-рассуждения для детей на различные темы1.

Представлены тексты-рассуждения на темы: «Куда девается вода из

моря?», «Осязание и зрение», «Отчего бывает ветер?», «Для чего дует

ветер?», «Отчего потеют окна и бывает роса?», «Тепло», «Солнце – теп-

ло», «Кристаллы», «Откуда взялся огонь, когда люди не знали огня?»;

«Отчего в морозы трещат деревья?», «Сырость» и др.

Предлагаем в качестве примера текст Л.Н. Толстого для организации

В ходе чтения и анализа обсуждается, какие вопросы ставит Толстой,

какие аргументы использует для этого и т.д.

Отчего бывает ветер?

Рыбы живут в воде, а люди – в воздухе. Рыбам не слышно и не вид-

но воды, пока сами рыбы не шевелятся или пока вода не шевелится.

И нам так же не слышно воздуха, пока мы не шевелимся или воздух не

Но как только мы побежим, мы слышим воздух – нам дует в лицо; а

иногда слышно, когда мы бежим, как воздух в ушах свистит. Когда же

отворим дверь в теплую горницу, то всегда дует ветер низом со двора

в горницу, а верхом дует из горницы на двор.

Когда кто-нибудь ходит по комнате или машет платьем, то мы говорим:

«он ветер делает», а когда топят печку, всегда в нее дует ветер. Когда на

дворе дует ветер, то он дует целые дни и ночи, иногда в одну сторону,

иногда в другую. Это бывает оттого, что где-нибудь на земле воздух очень

разогреется, а в другом месте остынет, – тогда и начинается ветер, и ни-

зом идет холодный дух, а верхом – теплый, так же как с надворья в избу.

И до тех пор дует, пока не согреется там, где было холодно, и не остынет

там, где было жарко.

Подробно работа с текстами-рассуждениями Л.Н. Толстого представ-

лена в курсе «Комплексный анализ текста»1.

В подготовительную работу вошло знакомство со структурой текста-

рассуждения. Учащиеся строили в основном устные тексты-рассуждения

(с опорой на жизненный опыт, художественные тексты), работали с

текстами-рассуждениями Л.Н. Толстого и д

Теоретико-практический этап обучения созданию текстов-рассуждений,

в свою очередь, складывается из следующих направлений:

знакомство с типом текста рассуждением (особенности);

• теоретико-практическое изучение текста-рассуждения без учёта

• теоретико-практическое изучение устройства текстов-

рассуждений различных жанров (в разных стилях);

• написание изложений повествовательного текста с элементами

рассуждения и сочинений-рассуждений.

Рассмотрим данные направления подробнее.

ЗНА КОМ СТВО Т ПОМ Т КСТА – РАССУЖДЕНИЕМ

Знакомство с типом текста – рассуждением происходит на уроке

знакомства с тремя типами текстов. После того, как дети поработают

какое-то время с текстом-повествованием и описанием, целесообразно

начать более детальное знакомство с текстом-рассуждением

Считаем необходимым вновь вернуться к иллюстрации с изображе-

нием осеннего парка (учитель прикрепляет иллюстрацию на доске) (см.

2 Рекомендуем начать работу с рассуждением как типом текста в первом полугодии

третьего класса (если работа с повествованием была начата во втором полугодии

На доске учитель размещает вопросы, характерные для повествования

Учитель предлагает детям на карточке два текста. Учащиеся читают

1. Миша и Нина днём отправились на прогулку в осенний парк. Дети

гуляли, дышали воздухом, любовались листопадом, собирали букет из

осенних листьев, наблюдали за белочкой. Листья для букета они собрали

под ногами. Миша и Нина к вечеру вернулись с прогулки домой.

2. Красиво в парке ранней осенью. Погода стоит тёплая. Воздух чистый

и прозрачный. Небо голубое. Солнце пробирается сквозь ещё не опавшую

листву деревьев. На золотом на фоне листвы дуба, берёзы выделяются

красноватые листья клёна и осины. От дерева к дереву тянутся тонкие

серебристые нити паутины. Тишина в осеннем парке. Только едва слышно,

как падают листья с деревьев. Хорошо в осеннем парке!

После того, как дети прочитают первый текст, учитель спрашивает, на

какие вопросы мы получили ответы (указывая указкой на таблицу на до-

ске): первого или второго столбика? (дети указывают на вопросы первого

столбика). Какого типа текст вы прослушали? (с таким вопросом обращается

далее учитель). Дети отвечают, что первый текст – повествование. (учитель

прикрепляет над первым столбиком запись ПОВЕСТВОВАНИЕ ).

Далее (после чтения детьми второго текста) проводится аналогичная

работа. (учитель спрашивает, подходят ли вопросы второго столбика к

нашему тексту). На доске запись.

Итак, если мы хотим рассказать о чём-то, что произошло однажды,

мы создаём текст-повествование. Если мы хотим описать что-либо, мы

– А теперь послушайте третий текст.

Хорошо ранней осенью в парке. Ранней осенью парк особен-

но хорош! Радуют своей листвой деревья. В лесу тишина. Только

слышно, как шуршит листва под ногами. Дождей мало. В парке сухо.

Дышится хорошо. Воздух свежий. Вот почему так хорошо ранней

– На какой вопрос отвечает прослушанный вами текст? (почему так

хорошо в парке ранней осенью?)

– Верно, третий текст не рассказывает нам о том, как дети ходили в

парк, как выглядел парк ранней осенью. Текст объясняет причины на-

шего отношения к парку ранней осенью. Такой текст отвечает на вопрос

ПОЧЕМУ ЭТО ТАК? (учитель прикрепляет вопрос на доске).

Вы уже знаете, как называется такой текст? (Текст называется рас-

Учитель прикрепляет в третий столбик слово «рассуждение».

В ТЕКСТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ говорится о каких-то действиях,

о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому

типу текста можно поставить вопросы: ЧТО происходит СНА ЧАЛА,

В ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ говорится о ПРИЗНА КАХ предмета или

явлениях, которые можно увидеть одновременно. К такому тексту можно

поставить вопрос: КАКОЙ предмет?

В ТЕКСТЕ-РАССУЖДЕНИИ даётся объяснение какому-либо явле-

нию, предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это случилось,

произошло? Почему это так? Вот основные вопросы, ответы на которые

А теперь придумайте заголовок к нашему тексту. («Отчего так хорошо

в парке ранней осенью?».)

Итак, о каждом объекте мы можем создавать разные тексты, смотря

какую цель мы преследуем. Текстов может быть много, но каждый из них

относится к одному из типов или их сочетанию, то есть смешанный тип

текста, например, повествование с элементами описания1

Можно предложить детям задание, в ходе выполнения которого они

убедятся в том, что не только про каждый объект можно создавать три

разных текста (плюс смешанный), но и на одну и ту же тему можно

писать разные тексты.

Прочитайте три текста.

1) На улице первый весенний месяц. На опушке леса лежит свер-

кающий снег. Появилось солнце. В лесу зазвенела капель. Под лучами

солнышка капельки блестят, переливаются.

2) Ранней весной четверо мальчиков плыли вниз по реке. Неожи-

данно загремел гром, налетел ветер, хлынул дождь. Ребята испугались

грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один

не покинул лодку. Он налёг на вёсла и поплыл. Мальчику казалось, что он

не доберётся до пристани, ведь дождь хлестал по лицу, ладони вспых-

нули, сильно болели руки. Он напряг все силы. Добравшись наконец до

цели, он поставил лодку на место и крепко привязал её верёвкой.

3) Я очень люблю первые весенние цветы. Ранней весной мы ходим

в лес, любуемся первыми цветами. На радостную улыбку весны похожи

простые и милые подснежники. Как хороши и нежны их чистые голу-

боватые цветы! Лесные красавцы напоминают мне далёкое детство.

Поэтому я очень люблю подснежники.

– О чём рассказывают все три текста? (Все три текста рассказывают

– Но тексты эти разные. У каждого текста свой тип. Определите типы

текстов. (Первый текст – описание, второй – повествование, третий –

– Как же отличить типы текста? Докажите.

– Какую цель преследовали авторы, создавая такие тексты?

– Итак, в жизни нам часто приходится рассуждать на разные темы,

например, почему весной бывает половодье, почему нужно слушаться

маму, почему дорогу нужно переходить на зелёный cвет и так далее.

(Можно спросить у детей, в каких ситуациях в жизни им приходилось

что-то объяснять, доказывать).

Для того, чтобы грамотно ответить на эти и подобные вопросы,

нужно уметь строить текст-рассуждение.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать рассказ рассуждение для 3 класса, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать рассказ рассуждение для 3 класса", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как написать рассказ рассуждение для 3 класса:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *