Урок родного русского языка «Создаём тексты-рассуждения» в 3 классе
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Родной русский язык 3 класс
Тема: «Создаём тексты-рассуждения»
Цель деятельности учителя
Познакомить учащихся с теоретическими сведениями о строении текста-рассуждения; научить строить текст-рассуждения, научить выделять в тексте утверждение, аргументы и вывод
Урок развития речи
Предметные: уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры, находить утверждение, аргументы и вывод
Метапредметные: осознание целей учебной деятельности, умение ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому совершенствованию
Методы и формы обучения
Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная, групповая
Презентация к уроку
утверждение, аргументы, вывод
Слайд Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу
Познавательные: понимают поставленную задачу
Регулятивные: планируют необходимые действия
Слайд Спишите слова, вставьте пропущенные буквы обозначьте орфограмму в слове
— Проверяем по цепочке задание
-По первым буквам данных слов составьте слово. (текст)
1.Текст состоит из одного предложения (-)
2. Текст состоит из нескольких любых предложений (-)
3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу (+)
4. Текст нельзя озаглавить (-)
5. Текст можно озаглавить (+)
6. Текс – обязательно должен быть большим по объёму (-)
7. Текст может быть не большим по объёму (+)
8. Текст всегда состоит из одной части (-)
9. В тексте можно выделить 3 части (+)
Итак, дайте определение- что же такое текст?
Прочитайте тему урока. (ДОСКА: Создаём тексты – рассуждения»)
Называют пропущенную орфограмму
Отвечают на вопросы
Текст-это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст можно озаглавить. В тексте выделяют три части.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, устанавливают причинно-следственные связи
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
— На доске вы видите таблицу с вопросами. Сейчас мы постараемся её заполнить.
-Возьмите карточку №1. На ней даны тексты. Прочитаем первый текст
На одном из деревьев дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке ярко-красные пятна. На чёрных крылышках белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали. Ну и красавец!
-На какие вопросы в таблице мы получили ответы, прочитав этот текст?
— Определите, какой это тип текста.(текст-описание)
СЛАЙД ( В тексте-описании говорится о ПРИЗНАКАХ предмета или явления, которые можно увидеть ОДНОВРЕМЕННО.
Всё, о чём говорится в тексте-описании, можно зафиксировать ОДНИМ снимком. К такому тексту можно поставить вопрос: КАКОЙ предмет?)
-Прочитайте второй текст
Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал всё. Наконец кот попался. Когда Лёнька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Я прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!” Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.
-Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло? Когда? Где?)
СЛАЙД ( В ТЕКСТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить вопросы: КТО? КОГДА? ЧТО? ГДЕ? КАК?. Из текста узнаём, ЧТО происходит СНАЧАЛА, ПОТОМ и в КОНЦЕ?
-Прочитайте третий текст.
Ель – очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поёт в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от непогоды, стужи и метели. Несомненно, ель – наше сокровище!
— Сегодня мы будем учиться составлять текст-рассуждение.
СЛАЙД ( В ТЕКСТЕ-РАССУЖДЕНИИ даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это случилось, произошло? Почему это так )
— Давайте вспомним, сколько частей бывает в тексте? (3 части-вступление, основная, заключение)
— О чём говорится в первой части текста? (о том, что ель ценное дерево)
-В этой части дано утверждение, которое нужно доказать – почему ель – это ценное дерево…
-Прочитайте вторую часть текста. О чём в ней сообщается? (о том, в чём заключается ценность ели)
-Это аргументы, или доказательства.
-Прочитайте 3 часть. Эта часть называется ВЫВОД.
-В тексте-рассуждении можно выделить 3 основные части.
2.Аргументы, которые подтверждают данное утверждение
-Найдите в тексте №3 – утверждение. (Ель – очень ценное дерево.) Найдите аргументы, которые подтверждают данное утверждение. (Из древесины ели делают бумагу. Ель поёт в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от непогоды, стужи и метели) Найдите вывод, который можно сделать, после того, как приведены необходимые аргументы. (Несомненно, ель – наше сокровище!)
— Обычно утверждение совпадает с выводом. Прочитайте утверждение и вывод и убедитесь в этом.
СЛАЙД –Определите тип текста
— Найдите в тексте утверждение, аргументы и вывод.
Отвечают на вопросы, строят правильные высказывания
Записывают в тетради:
Личностные: осознают свои возможности в учении
Познавательные: извлекают информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания
Регулятивные: планируют необходимые умения, действуют по плану
Коммуникативные: строят небольшие высказывания
Вот мы руки развели.
И друг другу до земли
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись ты и садись!
Выполняют физические упражнения
Личностные: понимают значения выполнения упражнений для снятия утомления
5. Первичное закрепление
Слайд (работа в парах)
-Собери «рассыпавшийся» текст-рассуждение, расставив на свои места части текста. Запиши получившийся текст в виде цифр, обозначающих последовательность абзацев.
1.Поэтому нужно залечить на берёзе ранку после того, как взяли сок, иначе дерево погибнет.
2.Если взять много сока у берёзы и не залечить ранку, то дерево погибнет.
3.Люди считают берёзовый сок полезным и вкусным напитком. Весной они подрезают кору и собирают его в бутылочку. Деревья, у которых выпустили много сока, засыхают и погибают, потому что сок у них – всё равно, что у нас кровь. (2,3,1)
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом процессе
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют решение учебных задач
Прочитай первую часть текста-рассуждения.
1.Если с детства не учиться, то можно остаться незнайкой.
Имеется утверждение. Подбери аргументы и сделай вывод. Запиши получившийся текст.
2.Потому что потребление сладкого в огромных количествах вредит здоровью.
Имеется аргумент. Допиши первую и третью часть текста. Запиши получившийся текст.
3.Вот почему нужно чаще бывать на свежем воздухе.
Имеется вывод. Напиши утверждение и подбери аргументы. Запиши получившийся текст.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
— Возьмите КАРТОЧКУ №4.
-Соедините линией часть текста-рассуждения с его определением.
Утверждение итог всего сказанного
Аргументы точно сформулированная
точка зрения, мысль, своё
Вывод доводы, приводимые в
-На какой вопрос отвечает текст-рассуждение? (Почему?)
-Назовите основные части текста-рассуждения. (утверждение, аргументы,вывод)
Составить текст-рассуждение на тему «Почему я люблю своего питомца.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Родной русский язык-новый предмет, введённый в начальной школе. Подготовка к уроку очень затруднительна, т.к. нет в наличии учебника. Самостоятельная работа детей осуществляется по карточкам. Мною разработан урок по теме «Создаём тексты-рассуждения» для 3 класса, в котором имеет место и работа в парах, и самостоятельная работа на этапе закрепления.
Общая информация
Похожие материалы
Классный час на тему: «Я люблю тебя жизнь…»
«Содержание модулей новой программы воспитания в начальной школе»
Презентация на тему «Диагностика сенсомоторного развития будущих первоклассников»
ВЫЧИТАНИЕ ОДНОЗНАЧНОГО ЧИСЛА ИЗ РАЗРЯДНЫХ ДЕСЯТКОВ, СОТЕН
Внеурочное занятие «Кубанские казаки на рубеже Отечества»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5432358 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Сочинение-рассуждение. 3-й класс
Класс: 3
Цель: научить учащихся создавать сочинение-рассуждение с несколькими доказательствами по составленному плану.
Этапы урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Работа над темой урока
IV. Составление плана
V. Работа над синонимичным рядом
VI. Написание сочинения
VII. Итог
II. На уроках русского языка мы часто писали изложения и сочинения. Какие типы текстов вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение)
1) Вам в тексте сообщили о том, как выглядит предмет и показали одно его изображение, а также вы услышали много имён прилагательных.
– Какой это тип текста? (Описание)
2) В тексте вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное невозможно. Употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, потому что.
– Какой это тип текста? (Рассуждение)
3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все эпизоды произошедшего представляли в нескольких рисунках. При этом речь говорящего была насыщена глаголами.
– Какой это тип текста? (Повествование)
III. На уроке изобразительного искусства мы рисовали русскую деревенскую избу и обратили внимание на то, что в старину крышу дома украшал конёк.
– Почему именно конёк? (Потому что конь был главным помощником человека)
– Сегодня на уроке мы напишем сочинение, в котором надо доказать, почему конь – лучший помощник.
– К какому типу будет относиться текст, который мы составим? (Рассуждение)
– Почему? (В нём есть проблема, которую надо доказать. Текст будет отвечать на вопрос «Почему?»)
– Запишите тему сегодняшнего урока на листочек, который лежит перед вами. Сочинение-рассуждение.
– Какое название можно подобрать к нашему тексту? («Конёк на крыше»)
– Почему конёк на крыше? Запишите название на следующей строчке.
– Из каких частей состоит текст-рассуждение? (Проблема – тезис, доказательство, вывод)
– Какой тезис в этом тексте? Что мы должны доказать? (Конь – лучший помощник)
– Давайте подберём доказательства. Чем конь помогал людям? (Конь пахал землю, перевозил людей и грузы, были почтовые лошади, на лошадях ходили воевать, во время праздников на лошадях катались)
– Сколько доказательств мы привели? (Пять)
– Какой вывод напишем в тексте? (Стоит конёк на крыше и гордится собой)
IV, V. Составление плана
– Давайте составим план нашего будущего текста. Записываем на доске и на листочках.
I. Тезис. Почему конь лучший помощник?
II. Доказательства:
– Как помогал конь на земле? Что он делал? (Конь помогал крестьянину пахать землю, боронить её и сеять зерно)
– Какие опорные слова запишем на доске? (Помогал пахать, боронить, сеять)
– Что перевозили на конях? (Долгое время конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили грузы)
– Какие опорные слова? (Служил, ездили, перевозили)
– Как можно заменить выражение «долгое время»? (Многие века)
– Как в старину называли грузы? (Поклажа)
– Как люди доставляли друг другу письма и различные сообщения? Кто им в этом помогал? (Без коней не было бы почты. Почтовые кони перевозили письма и сообщения на разные расстояния)
– Какие опорные слова напишем? (Не было бы, перевозили)
– Каким словом можно заменить «письма и сообщения»? (Известия, вести, новости)
– Кого брали с собой люди, когда шли защищать от врагов русскую землю? (Если враги нападали на русскую землю, то в бой шли на своих конях)
– Кто ещё, кроме простых людей защищал русскую землю? (Богатыри)
– Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алёша Попович, Никита Добрынич, Святогор)
– Какие были у них кони? (Верным другом Святогора в сражениях был богатырский конь)
– Какие слова запишем на доске? (Нападали, шли в бой, сражение)
– Подберите синонимы к слову защищать. (Биться, воевать, драться, сражаться, бороться)
– Какое развлечение было у людей в старину? (Во время праздничных гуляний устраивали катания на тройках)
– Какие опорные слова? (Устраивали)
III. Вывод. Гордится конь собой.
– Посмотрите на опорные слова. К какой части речи они относятся? (Это глаголы)
– В какой временной форме они употреблены? (Все глаголы в форме прошедшего времени)
– Почему? (Потому что всё это было в прошлом)
– В какой временной форме употреблён глагол в выводе? Почему? (В форме настоящего времени, потому что и в наше время сохранились дома с конём на крыше)
– На уроках мы часто писали тексты. Из скольких абзацев состоит текст-рассуждение? (Из трёх)
– Что писали в первом абзаце? (Тезис)
– Во втором? (Одно доказательство)
– В третьем? (Вывод)
– Как выделяли каждый абзац? (Красной строкой)
– Сколько доказательств в составленном сегодня тексте? (Пять)
– Каждое доказательство надо писать с красной строки.
– Сколько красных строк вы выделите в этом тексте? (Семь)
– Какие? (Тезис, пять доказательств, вывод)
VI. Самостоятельная работа. Написание сочинения.
VII. – Всегда ли в тексте-рассуждении три красных строки? (Нет)
– От чего зависит количество абзацев в тексте-рассуждении? (От количества доказательств)
Работа Олейник Александры 3 класс написана16 мая 2013 года.
Конёк на крыше
План
I. Тезис. Почему конь лучший помощник?
II. Доказательства:
1) на земле
2) транспорт
3) почта
4) на войне
5) в праздники
III. Вывод. Гордится конёк собой.
В старину избы часто украшали коньками. Почему именно конёк? Потому что конь был лучший помощник человека.
В поле конь помогал пахать землю, боронить её и сеять зерно.
Многие века конь служил транспортом. Он перевозил хозяина и его поклажу.
Почтовые лошади доставляли вести на разные расстояния.
Если враги нападали на русскую землю, то люди шли в бой на своих конях. Случалось, что кони вывозили своих раненых хозяев с поля боя. Верным другом Ильи Муромца был богатырский конь.
Во время масленицы, свадеб и других праздничных гуляний устраивали катания на лошадях.
Стоит конёк на крыше и гордится собой!
Как написать рассказ с описанием или с рассуждением?
Задание для 3 класса по литературе. Придумай свой рассказ с описанием или рассуждением.
Пример рассказа описания?
Пример рассказа рассуждения?
Можно выбрать тему Осень, а можно и любую другую тему.
Чтобы написать рассказ с описанием, нужно выбрать объект, который будем описывать.
Например возьмем объект птицу и напишем о ней рассказ с описанием.
Описываем птицу очень подробно по этому плану:
Этот рассказ с описанием будет выглядеть примерно так:
То есть вы идете по своему плану и методично описываете саму птицу, как она выглядит и ту информацию, что вы о ней знаете.
Пришла осенняя пора.Небо стало затягиваться низкими облаками,часто идут дожди..Это не такие дожди, как летом,ливневые,короткие с грозами, а моросящие, унылые,затяжные.Но самым заметным проявлением осени становятся желтеющие листья на деревьях- так природа готовится к зиме,неблагоприятному периоду для растений и животных.Перелетные птицы собираются в стаи,им пора в теплые края. Утром уже случаются заморозки, под ногами хрупким стеклом крошится тонкий ледок, покрывающий лужи. Солнце всё ниже и ниже над горизонтом,меньше тепла посылает на землю,короче становятся дни. Иногда устанавливаются ясные погожие дни,им предшествуют, обычно, густые утренние туманы,но такие возвраты тепла недолгие. Подует холодный ветер и снова осенняя непогода- сыро, зябко..- вот приблизительно так выглядит рассказ-рассуждение,рада была помочь.
Почему птицам зимой холодно.
Но зимние холода оказываются и для них суровым испытанием. В сильные морозы птицы очень мерзнут и их не спасает даже богатое оперение, которое обычно хорошо защищает птиц от холодов. Тогда птицы садятся тесно друг к дружке на веточке или на проводах и так, прижавшись друг к дружке греются. Птицам не хватает кормов, не хватает богатой жирами пищи, и потому например синицы зимой с удовольствием угощаются салом.
Некоторые птицы стараются найти дупла, скворечники, гнезда, в которых относительно тепло. А вот куропатки например спасаются от морозов под снегом, зарываясь в сугробы до самой головы.
Чтобы составить синквейн на заданную тему, нужно знать правило, по которому синквейны составляются. Сейчас я предложу несколько вариантов, можно считать их готовыми примерами (образцами).
Учится, интересуется, запоминает.
Быстро запомнила почти все буквы
Удивляет, огорчает, напрягает.
Эта буква никак не запоминается.
Учит, объясняет, показывает.
Разъясняет значение буквы «Я»
Не запоминается, расстраивает, мучит.
Иринушка придумала новое слово
Пытается, учится, работает.
Наконец она поняла про букву «Я».
В рассказе Зощенко «Золотые слова» главными героями были брат Минька и сестра Лёля. Родители разрешали им садиться за стол со взрослыми, что очень нравилось детям. Но однажды они стали вести себя бестактно и перебивать начальника отца, когда тот рассказывал историю. Поэтому детей наказали и больше не садили за одни стол со взрослыми. Спустя какое-то время ребятам снова разрешили совместные застолья, но при условии, что дети будут сидеть молча. Когда в очередной раз Минька с Лелей находились за праздничным столом, Минька захотел намазать масло, но оно оказалось твердым. Не сказка ни слова потом, что говорить было запрещено, он стал греть масло в над чаем начальника, оно расплавилось и упало в чай. Начальник выпил чай и, почувствовав неладное стал возмущаться. Когда выяснилось в чем причина, Миньке задали вопрос, почему он ничего не сказал. И Минька ответил, что говорить было запрещено. Тогда папа объяснил что правильно, а что нет и произнес золотые слова. Зная краткое содержание рассказа Зощенко «Золотые слова» подберем пословицы.
Пословицы к рассказу Зощенко «Золотые слова»:
Рассказ А. П. Чехова «Белолобый» может научить ребёнка тому, что он способен понять с позиций его жизненного опыта.
Он научит относиться внимательней к окружающему миру. Рассказ просто, но наглядно продемонстрирует, что у бессловесных животных есть своя жизнь, наполненная проблемами, заботами и переживаниями. Четверокласснику, привыкшему к злому волку из сказок и отрицательному персонажу из мультфильма, он покажет, что волчица не зла и не плоха сама по себе, что она хочет жить, есть, должна заботиться о волчатах.
Самых внимательных рассказ научит тому, что нельзя делать великие выводы, исходя из первых бросающихся в глаза фактов. Дад Игнат зол на Белолобого и считает его глупым, думая, что щенок повадился бегать ночью в хлев, разгребая крышу и мешая тем самым людям спать. Старик не знает, что щенок уже дважды невольно спас его ягнёнка от волчицы, которая и проделывает дыру в соломенном настиле, и едва не был ею съеден. Не делай скоропалительных выводов, ибо ты понятия не имеешь, что происходит за твоей спиной!
В моем городе музея Пушкина нет, хотя есть улица и даже небольшая деревня рядом с городом, поэтому напишу о тех интересных фактах из жизни Пушкина, которые можно узнать из литературы.
Вот например один из его безобидных розыгрышей:
Пушкин кроме того был очень щепетилен в вопросах чести и из-за этого очень часто дрался на дуэлях. Это было опасное занятие, но иначе Пушкин поступать не мог.