Как подготовить хорошее резюме для ИТ-специалиста
С рекрутера или HR начинается первый контакт разработчика и работодателя. Они изучают резюме кандидата перед тем, как передать его техническим специалистам и нанимателю. Рекрутер и HR — это первый этап отбора во всех компаниях, начиная с провинциальной веб-студии и заканчивая «Яндексом» или «Сбербанком». Важно быстро пройти этот этап, а чтобы это сделать и нужно хорошее резюме.
Мы в headz.io работали (помогали улучшить) примерно с 5000 резюме тестировщиков, разработчиков, DevOps-инженеров и других IT-специалистов, чтобы помочь им устроиться на ту работу, которую они хотели. Поэтому можем рассказать, как подготовить резюме, чтобы быстро пройти рекрутера или HR и понравиться работодателю.
Как обычно устроен найм? Например, в компании, которая пилит банковские сервисы, появляется потребность в React-разработчике. Тимлид, техлид, CTO заказывает у HR подбор кандидатов: описывает проект, задачи и даёт формальный список требований. Например, такой:
HR принимает требования, пишет текст вакансии, размещает её на сайтах и параллельно ищет специалистов самостоятельно, чтобы быстрее закрыть задачу. Пока вакансия открыта HR просматривает пару сотен резюме и еще получает столько же откликов. Они все распределяются примерно так:
Рекрутер тратит на резюме примерно минуту. Это нормальная ситуация, когда для найма одного специалиста рекрутеру приходится просмотреть несколько сотен резюме. Это стандартная воронка найма, о которой мы также писали, например, в статье Как CTO работает за рекрутера».
Задача рекрутера — быстрее закрыть вакансию. Он/она не будет вчитываться в резюме, а отбирает только тех специалистов, что проходят по формальным признакам. Поэтому рекрутер смотрит резюме примерно минуту (или меньше) «по диагонали» — по ключевым словам и фразам. Если находит то, что искал — откладывает резюме в отдельную «стопочку», чтобы передать их технарям. Логично, что если резюме «сырое», то шансы пройти рекрутера минимальны.
Большинство нанимающих техлидов или CTO требуют резюме. Они смотрят на нестыковки, неточности, изучают опыт и достижения. По резюме они отбирают кандидатов, которых пригласят на собеседования для проверки личных и профессиональных качеств.
Резюме — это точка сборки. В нём собраны «метаданные» о кандидате: краткая информация, опыт, ссылки, по которым можно узнать о вас больше.
Найм — это обычный конвейер. У рекрутера или HR большая нагрузка: он/она вручную сортирует сотни резюме, сравнивая опыт и навыки кандидатов с формальными требованиями. При этом рекрутер может не особо разбираться в том, кого нанимает, но вынужден сравнивать, как робот, резюме с требованиями.
Поэтому задача резюме — пройти первичный отбор рекрутера или HR, чтобы попасть к CTO, техлиду или тимлиду на собеседование, где вы можете полность раскрыться как профессионал и занять достойное место. Лучший подарок себе (и рекрутеру) — хорошо структурированное резюме, по которому рекрутер сможет понять, что вы подходите и перекинет вас дальше. Рассмотрим, как подготовить такой документ.
Глобально резюме состоит из трех информационных блоков:
Блок с компаниями. Иногда встречаются резюме, в которых ничего нет, кроме упоминания о работе в «крутой» компании, например, в Яндексе.
Техническая экспертиза. Это опыт, знания, умения и навыки, которые красиво упакованы. Техническому специалистов важно заполнять этот блок правильно, так как IT-специалист сравнивается по технологиям прежде всего.Заказчик ставит задачи с четкими указаниями: «Нужен JS разработчик, чтобы с React работал 2 года минимум, плюс Redux». Поэтому HR смотрит в резюме, чтобы «выудить» именно эти параметры. Если не будет указано, что с React вы работали два года (и как именно), то резюме, скорее всего, пройдет мимо.
Достижения и результаты работы. Достижения — это то, что вы сделали лучше, чем раньше.Даже если вы еще джуниор, то все равно пишите достижения. Например:
Посмотрим, как все это реализовать «на бумаге».
Хорошее резюме разбито на абзацы и смысловые блоки. В первом блоке рекрутер и его заказчик знакомятся с вами.
Шапка. С нее начинается изучение вас, как специалиста.
Здесь есть имя, фамилия, фото и контакты: почта, телефон, Telegram, Skype. Не лишним будет отметить как с вами лучше связываться — по телефону или по почте.
Фотография. Например, в Германии есть ресурс Хing — аналог LinkedIn. Отдельное место там занимают фотографии и кандидаты снимают фото в студиях, которые специализируются на фото для Xing.
В русскоязычном IT так заморачиваться не надо. Но хорошо, если фотография есть. Фото в деловой одежде, где видно лицо, — это плюс к резюме.
Если у вас будет везде (на всех площадках и в соцсетях) одинаковое резюме, с одной и той же фотографией, то это существенно облегчит работу рекрутеру, а вам — повысит шансы получить новую должность.
Блок «обо мне». Это рассказ, краткая выжимка информации о вас, как о специалисте. Например, так лучше не писать: шаблонный текст «как у всех».
Мы все исполнительны, ответственны и стрессоустойчивы. HR (а позже и техлиду) интереснее, если вы опишете основные достоинства, качества, рабочие навыки, мотивацию в работе, о которой все равно спросят и увлечения. Например, так.
Это тоже не идеальный текст, но уже лучше предыдущего.
Сопроводительное письмо. Обычно это дополнительный блок или отдельное письмо для компании, в которую хотите попасть. В России эта часть резюме встречается редко, а зря. Ведь именно здесь вы можете рассказать, почему именно вы подходите компании. В письме должны быть ответы на следующие вопросы:
Если не подобрали работодателя, которому могли бы написать письмо, то в резюме достаточно короткого и ясного абзаца с ответом на вопрос «Почему вы подходите для этой работы?». Этот текст превентивно ответит на неудобные вопросы рекрутера, HR и CTO, и экономит вам силы и время на контактах с рекрутером. А если вас все же будут спрашивать — есть «заготовка».
Это большой блок, который мы «нарежем» на части. Но сначала важное правило:
Чем дальше в прошлое, тем меньше вы рассказываете об опыте в то время.
Например, так неправильно.
Здесь опыт работы распределен неравномерно: о последнем месте работы почти ничего не сказано, но первому уделено несколько абзацев с подробностями. Но правильно так.
Здесь нет расписывания всего «творческого» пути от сотворения мира: последний опыт работы максимально детализирован, а об опыте в прошлом рассказано меньше, эти блоки короче. Важно, что вы делали в последний год, а не в начале карьеры.
Если у вас есть неактуальный опыт, например, менеджером в IKEA, то не указывайте. Для разработчика это лишняя информация, «утяжеляет» резюме и никому не интересна.
В этом блоке описываете проект или проекты, над которыми работали в компании в определенный промежуток времени. Приложите кликабельные ссылки, опишите суть проекта, свою роль, как долго над ним работали и поддерживали, какие проблемы решили и что не смогли. Если есть какие-то ограничения (NDA), расскажите как можете.
Например, так лучше не писать.
Это скрин из резюме начинающего Python-разработчика с проектами и ссылками. Но здесь есть одна ошибка: нет ответа на вопрос «Зачем HR переходить по ссылкам и просматривать проекты?» Скорее всего, HR не будет этого делать — тратить время и силы, чтобы разобраться.
Чтобы улучшить этот блок, достаточно добавить к каждому проекту несколько предложений с описаниями проектов: суть проекта, роль кандидата, как долго над ним работал, какие проблемы решил и с каким стеком работал. Например, это может выглядеть так.
Как подготовить хорошее резюме для IT-специалиста
Если вы не зарегистрированы на hh.ru или подобных ресурсах, находите работу в профильных сообществах на Facebook, в Telegram и по «сарафанному радио», и у вас нет отбоя от предложений, вам не нужно резюме. Но обычно оно нужно тем, кто вас нанимает — с рекрутера или HR начинается первый контакт разработчика и работодателя. Они изучают резюме кандидата перед тем, как передать его техническим специалистам и нанимателю. Рекрутер и HR — это первый этап отбора во всех компаниях, начиная с провинциальной веб-студии и заканчивая Яндексом или Сбербанком. Важно быстро пройти этот этап, а чтобы это сделать и нужно хорошее резюме.
Мы в headz.io работали примерно с 5000 резюме тестировщиков, разработчиков, DevOps-инженеров и других IT-специалистов, чтобы помочь им устроиться на ту работу, которую они хотели. Поэтому можем рассказать, как подготовить резюме, чтобы быстро пройти рекрутера или HR и понравиться работодателю.
Зачем нужно резюме
Как обычно устроен найм? Например, в компании, которая пилит банковские сервисы, появляется потребность в React-разработчике. Тимлид, техлид, CTO заказывает у HR подбор кандидатов: описывает проект, задачи и даёт формальный список требований. Например, такой:
HR принимает требования, пишет текст вакансии, размещает её на сайтах и параллельно ищет специалистов самостоятельно, чтобы быстрее закрыть задачу. Пока вакансия открыта HR просматривает пару сотен резюме и еще получает столько же откликов. Они все распределяются примерно так:
Задача рекрутера — быстрее закрыть вакансию. Он/она не будет вчитываться в резюме, а отбирает только тех специалистов, что проходят по формальным признакам. Поэтому рекрутер смотрит резюме примерно минуту (или меньше) «по диагонали» — по ключевым словам и фразам. Если находит то, что искал — откладывает резюме в отдельную «стопочку», чтобы передать их технарям. Логично, что если резюме «сырое», то шансы пройти рекрутера минимальны.
Большинство нанимающих техлидов или CTO требуют резюме. Они смотрят на нестыковки, неточности, изучают опыт и достижения. По резюме они отбирают кандидатов, которых пригласят на собеседования для проверки личных и профессиональных качеств.
Резюме — это точка сборки. В нём собраны «метаданные» о кандидате: краткая информация, опыт, ссылки, по которым можно узнать о вас больше.
Найм — это обычный конвейер. У рекрутера или HR большая нагрузка: он/она вручную сортирует сотни резюме, сравнивая опыт и навыки кандидатов с формальными требованиями. При этом рекрутер может не особо разбираться в том, кого нанимает, но вынужден сравнивать, как робот, резюме с требованиями.
Поэтому задача резюме — пройти первичный отбор рекрутера или HR, чтобы попасть к CTO, техлиду или тимлиду на собеседование, где вы можете полность раскрыться как профессионал и занять достойное место. Лучший подарок себе (и рекрутеру) — хорошо структурированное резюме, по которому рекрутер сможет понять, что вы подходите и перекинет вас дальше. Рассмотрим, как подготовить такой документ.
Принципы хорошего резюме
Глобально резюме состоит из трех информационных блоков:
Две сухие строки опыта двух лет работы ни о чем говорят. Здесь «крутая» компания играет против кандидата. С таким резюме возникает много вопросов: «А что конкретно он делал два года в Яндекс? За что платить 8 000 евро? За скромный стек? А на каком уровне он им владеет? Чем он будет полезен?» Возможно, это гениальный специалист в своей области, но по резюме это не понятно.
Недостаточно написать о работе в крупной корпорации. Это лишь дополнительный бонус — фишка, из-за которой на резюме уделят больше времени. Бренд работодателя не продает, продает грамотно составленное резюме.
Техническая экспертиза. Это опыт, знания, умения и навыки, которые красиво упакованы. Техническому специалистов важно заполнять этот блок правильно, так как IT-специалист сравнивается по технологиям прежде всего.
Заказчик ставит задачи с четкими указаниями: «Нужен JS разработчик, чтобы с React работал 2 года минимум, плюс Redux». Поэтому HR смотрит в резюме, чтобы «выудить» именно эти параметры. Если не будет указано, что с React вы работали два года (и как именно), то резюме, скорее всего, пройдет мимо.
Достижения и результаты работы. Достижения — это то, что вы сделали лучше, чем раньше.
Даже если вы еще джуниор, то все равно пишите достижения. Например:
Структура резюме
Хорошее резюме разбито на абзацы и смысловые блоки. В первом блоке рекрутер и его заказчик знакомятся с вами.
Шапка. С нее начинается изучение вас, как специалиста.
Здесь есть имя, фамилия, фото и контакты: почта, телефон, Telegram, Skype. Не лишним будет отметить как с вами лучше связываться — по телефону или по почте.
Фотография. Например, в Германии есть ресурс Хing — аналог LinkedIn. Отдельное место там занимают фотографии и кандидаты снимают фото в студиях, которые специализируются на фото для Xing.
В русскоязычном IT так заморачиваться не надо. Но хорошо, если фотография есть. Фото в деловой одежде, где видно лицо, — это плюс к резюме.
Если у вас будет везде (на всех площадках и в соцсетях) одинаковое резюме, с одной и той же фотографией, то это существенно облегчит работу рекрутеру, а вам — повысит шансы получить новую должность.
Блок «обо мне». Это рассказ, краткая выжимка информации о вас, как о специалисте.
Например, так лучше не писать: шаблонный текст «как у всех».
Мы все исполнительны, ответственны и стрессоустойчивы. HR (а позже и техлиду) интереснее, если вы опишете основные достоинства, качества, рабочие навыки, мотивацию в работе, о которой все равно спросят и увлечения. Например, так.
Было бы идеально, если кандидат добавил с какими фреймворками работал, чтобы рекрутер не будет задавать дурацких вопросов: «А вы работали с Django/AIOHTTP/Tornado?»
Сопроводительное письмо. Обычно это дополнительный блок или отдельное письмо для компании, в которую хотите попасть. В России эта часть резюме встречается редко, а зря. Ведь именно здесь вы можете рассказать, почему именно вы подходите компании. В письме должны быть ответы на следующие вопросы:
Опыт работы
Это большой блок, который мы «нарежем» на части. Но сначала важное правило:
Чем дальше в прошлое, тем меньше вы рассказываете об опыте в то время.
Например, так неправильно.
Скрин резюме без деталей.
Здесь опыт работы распределен неравномерно: о последнем месте работы почти ничего не сказано, но первому уделено несколько абзацев с подробностями. Но правильно так.
Здесь нет расписывания всего «творческого» пути от сотворения мира: последний опыт работы максимально детализирован, а об опыте в прошлом рассказано меньше, эти блоки короче. Важно, что вы делали в последний год, а не в начале карьеры.
Если у вас есть неактуальный опыт, например, менеджером в IKEA, то не указывайте. Для разработчика это лишняя информация, «утяжеляет» резюме и никому не интересна.
Пример первого опыта работы из резюме фронтенд-разработчик.
О проекте
В этом блоке описываете проект или проекты, над которыми работали в компании в определенный промежуток времени. Приложите кликабельные ссылки, опишите суть проекта, свою роль, как долго над ним работали и поддерживали, какие проблемы решили и что не смогли. Если есть какие-то ограничения (NDA), расскажите как можете.
Например, так лучше не писать.
Это скрин из резюме начинающего Python-разработчика с проектами и ссылками. Но здесь есть одна ошибка: нет ответа на вопрос «Зачем HR переходить по ссылкам и просматривать проекты?» Скорее всего, HR не будет этого делать — тратить время и силы, чтобы разобраться.
Чтобы улучшить этот блок, достаточно добавить к каждому проекту несколько предложений с описаниями проектов: суть проекта, роль кандидата, как долго над ним работал, какие проблемы решил и с каким стеком работал. Например, это может выглядеть так.
Примечание: также по возможности расскажите о компании, коллегах и технологиях, которые использовали.
Обязанности
Не указывайте должностные инструкции.
Написать в резюме функциональные обязанности из должностной инструкции — простой путь. Особенно, когда так делают все. Например, стандартный список обязанностей в резюме выглядит так:
Более подробный, расширенный и конкретный список обязанностей работает лучше. Например, такой.
Это описание уже лучше, чем безликое и шаблонное. Оно дает понимание какой вы специалист, что вам можно доверить, а чем вы не занимаетесь.
Указывайте конкретные действия на проекте. Тестировщик занимается интеграционным, unit или автотестированием, тимлид нанимает команду и обучает, а сеньор-разработчик подбирает технологии на проект. С этими данными уже можно говорить предметно, обсудить. Всё это будет интересно техническому специалисту, к которому попадете после HR. Здесь достаточно 7-10 пунктов — не перегружайте.
Ключевые достижения
Резюме — лучшее место для «ачивок». Достижения иллюстрируют вас, как специалиста (особенно от уровня сеньор и выше) и говорят работодателю, что вам не все равно «лишь бы работу работать».
Например, такие достижения ни о чем не говорят:
«Участие в разработке продукта Highload-системы. Стек: React, Redux, Node.js, FusRoDuh v3.»
А вот так уже лучше.
Здесь видна польза от работы кандидата.
Ключевые достижения измеримы, достижимы и ограничены во времени — с цифрами, сроками и качественными изменениями.
Обычно для этого берут отрезки по полгода и указывают достижения за каждый из них. Например, поработали год на проекте и вывели на рынок новый продукт с этапа идеи до продакшн за один месяц, или уменьшили количество багов в продакшн в два раза (для QA).
В IT работают в командах и чаще встречаются командные достижения. Например, ускорили time to market, выпустили 10 новых фич в течении года, превысили скорость разработки на 10%, привели больше клиентов или отмасштабировались х10 по объему. Не стесняйтесь указывать командные достижения.
Что делать новичкам? Указывайте за достижения все, что можете.
Технологии
Актуальные. Указывайте технологии, что связаны со специализацией. Не страшно, если фронтендер укажет Docker или Kubernetes, но если кроме них ничего нет — возникают вопросы.
Меньше перечислений. Набор технологий это не знания — это набор технологий.
Если добавляете перечисления — расскажите сколько лет работаете с технологиями, а на некоторых остановитесь подробнее. Например, вы пишете отличные скрипты на Go, но при этом никогда не будете работать с Django — добавьте, это будет интересно работодателю и расскажет о вас больше.
Больше маркеров. Указывайте инструменты, которыми владеете и с которыми работали в разных сочетаниях. Дело в том, что когда HR смотрит (и ищет) резюме, то он сканирует ключевые сочетания. Например, когда в резюме указана Java, то HR ищет Kafka, а потом его версии.
Что делать фулстек-разработчикам? Готовить три резюме:
Ключевые навыки
Этот блок удобен CTO или HR: все собрано в одном месте и можно увидеть, как кандидат оценивает свои навыки и свой уровень. Но если в резюме находится просто список технологий, вроде такого…
…, то HR и техлиду будет непонятно, насколько хорошо вы ими владеете.
Облегчите им работу, улучшив себе процесс найма. Например, этот блок может выглядеть так.
Но можно не заморачиваться настолько. Достаточно добавить комментарии к технологиям и навыкам. Например, так:
— JS, CSS, HTML — больше 5 лет, знаю на 5 из 5.
— React, Redux, TS — 3 года, знаю на 4 из 5.
— Node.js — 1 год, учусь, знаю на 2 из 5.
Сюда же добавьте блок «Образование» с описанием конференций, хакатонов, курсов и всего остального, что показывает как вы развиваетесь.
Примечание. Иногда этот блок объединяют с предыдущим, так как и там и там указаны технологии.
Рекомендации
Еще один плюс к выбору вас в качестве сотрудника. Укажите лиц, которые могут вас рекомендовать и их контакты: почту, телефон или ссылки на аккаунты в LinkedIn.
Например, в LinkedIn есть функция рекомендаций, с помощью которой ваши бывшие коллеги или руководители могут вас рекомендовать. Это вызывает доверие и хорошо смотрится.
Примечание. Если хотите строить карьеру — добавляйте в LinkedIn рекрутеров, которые работают в IT. Они знают техлидов, CTO и других рекрутеров и будут рекомендовать вас в первую очередь.
Чек-лист
Большинство работодателей не ищет гениальных разработчиков. Им нужны достаточно хорошие специалисты, который могут решать задачи в срок, не создавая проблем. А если резюме удобно для HR и бизнес-заказчика (им не придется тратить силы и время, чтобы разбираться в нем), то по такому резюме понятно, что с кандидатом приятно иметь дело — он не создает дополнительных проблем, а облегчает жизнь работодателю.
Примечание. Также держите резюме в нескольких форматах: в виде PDF, в виде ссылки на PDF (в облаке) или Google Docs, которыми удобно делиться.
Как составить резюме IT-специалиста без опыта работы
Всем привет. Хочу поделиться информацией, которую нашел, когда составлял свое первое резюме. Мы разберем 8 советов, следуя которым, вы сможете сделать свое резюме более качественным и повысите свои шансы на трудоустройство.
Данные советы были получены от нескольких людей, с большим опытом в найме. Так же немного исследовал тематические сайты и форумы.
Начнем с того, что наше резюме должно следовать правилу “10 секунд”, и большая часть советов как раз о том как к этому прийти.
Что за правило такое?
Уложитесь в одну страницу. Особенно если это ваше первое резюме, больше одной страницы не нужно. Лучше уберите рассказы о ваших хобби или не релевантных вакансии занятиях.
3 совет:
Если у вас нет опыта работы, то пишите о своих достижениях. Участие в соревнованиях на kaggle, pet- проекты, стажировки, какие то курсовые работы или диплом в институте. Так же учитываются публикации, статьи или выступления на конференциях. Все это очень важно. Если какой то опыт работы есть, то следует указывать конкретно ваши достижения.
Пример как не надо: Наша компания сделала алгоритм, который отличает бурундуков от бобров!
Надо так: Я разработал алгоритм, как отличать бобров от бурундуков. Разметил датасет и обучил нейронную сеть. Дальше залил это в продакшн.
Помните что работодатель принимает на работу вас, а не вашу бывшую компанию или команду.
Все важное наверх, все менее важное вниз.
Если у вас образование геолога, то не стоит писать об этом в самом верху вашего резюме. Сверху лучше описать ваши ключевые навыки, какие языки программирования, библиотеки и фреймворки вы освоили. Помните о правиле 10 секунд.
Не писать в резюме то, чего не знаешь на самом деле.
Если в вы решили приукрасить ваше резюме парочкой модных словечек, но совсем не знаете что это такое, то лучше не надо. Вас могут спросить что то по ним, и если вы не ответите это будет провал. Лучше написать все честно.
Не допускайте орфографических и синтаксических ошибок в резюме. Ну тут по-моему все очевидно.
Многие рекомендуют убрать фото из резюме. Но если очень хочется, то лучше остановиться на портрете. Фото с шашлыков не подойдет.
Это все общие рекомендации. Конечно все случаи индивидуальны. Но следуя этим советам вы точно сможете улучшить свое резюме и повысить шансы на то, что вас пригласят на собеседование.
Ага, приходит такой «рассмотрю все предложения» и ставит перед фактом:
Ну вот как такого не взять? Вот мы и не взяли.
А с чего вы решили, что эти (в сумме или каждый в отдельности) советы хоть как-то помогут?
Опыт кадровика, статистика?
Требуется front-end тестировщик
Резюме по Google
Английский писатель Аарон Джилль попробовал составить своё резюме, используя автозаполнение в Google-поиске. Мужчина вбивал в поиск стандартные формулировки, а жирным шрифтом дописывал то, что ему предлагал Google.
Самому писателю резюме понравилось, и главное, что ему не пришлось тратить на него много времени. Результатом он поделился со своими подписчиками в твиттере.
«Мне нужно было обновить своё резюме, и я решил сделать это через автозаполнение Google, и скоро любая работа будет моя».
Мой телефон никак не включается.
Мой e-mail отправляет спам всем моим контактам.
Дата рождения: я родился, чтобы любить вас.
Семейное положение: я женат на Англии.
Национальность: моя страна — это мир.
Знание языков: мой язык — это моё пробуждение.
Пол: я считаю себя волком.
Я хорош ни в чём, но я могу вас нести.
Я думаю, что дети — наше будущее.
Я однажды видел слона, но я избранный.
Я тренировался сражаться с гориллами, и я могу доказать это математически.
Пожалуйста, возьмите меня на работу, мне нужны деньги, чтобы я мог покупать приложения на айфон.
Спасибо вам за ваши услуги».
Пользователям Твиттера это резюме тоже понравилось, и они бы точно взяли Аарона aka Кхана на работу.
«Я хорош ни в чём, но я могу вас нести» — теперь название моего резюме и моей книги».
«Да, блин, этот парень избранный, как я могу его не взять на работу?»
«Использую ту же технику, чтобы отвечать на вопросы.
Это смешно, потому что я пчела».
А как вы состояние помилованного гринева?
Он лучший кандидат? Отлично! Отказываем.
А потом объективно лучшему кандидату отказывают.
Поиск идет везде. От Фейсбука и Линкедина, до банального (по жанру) Хедхантера. А, и еще на конференции отраслевой отдел персонала удочки закидывал в другие компании. Но ничего не выловил. Это я просто для того, чтобы спектр поиска показать.
В топку отправилось две тысячи с хвостом. Совсем уж трешовые.
Приглашение на собеседование.
Как там в сказках? Долго ли коротко. Здесь заняло до хрена времени, потому как проводить с 400 людьми собеседование нереально. Да и не профессионально ни разу. В шорт-лист на первое собеседование попало 32 человека. Согласилось приехать 29. Двое уже вышли на другую работу, а один укатил отдыхать на три месяца. За две недели отсобеседовали в компании всех, закончили 16-го марта.
Если кто не знает, то отдел персонала из самых адекватных делает пул человек в 5 и показывает уже ЛПРу. В данном случае генеральному директору.
И вот ГД уже встретился с тремя, «на завтра» ему организовано собеседование с двумя оставшимися. И тут.
Резоны персональщиков в общем понятны. Директор уже выбрал кого-то. Да, не самого лучшего, но. Но вакансия закрыта и можно заняться другими делами.
С другой стороны бизнес компании выиграл бы, если бы пришел коммерческий супермен.
На работу без опыта (гайд)
1.2 Вспомни, что ты любил делать в детстве. Подумай, чем ты занят добровольно в свободное время. Подумай, чем ты гордишься в своей жизни или гордишься в принципе. И что бы ты делал, если б у тебя было достаточно денег, чтобы не работать. Это всего лишь «ключи» к этим «центрам».
1. Для его составления нужно посмотреть «че у людей» и по схеме «ctrl+c, ctrl+v» построить свое резюме, с блекджеком или без. На сайте «работа.ру» есть возможность фильтрации соискателей по степени наполненности резюме и опыту. Выбираем минимальный опыт и анализируем. Город берем, понятно, Москву (там резюме больше). Делать нужно максимально быстро, чтобы не возникало негатива от деятельности и снижения мотивации в дальнейшем. Иначе можно две недели прокрастинировать с этим резюме.
Качества бывают 2-х типов:
В маленьких компаниях ценят, напротив, индивидуальность. Т.к. придется выполнять не одну стандартную функцию, а самые разные. Также, здесь на первое место выходит не лояльность к бренду, а любовь к сфере, специальности, роду деятельности.
4. Приложи фото. В большинстве случаев, оно делает резюме более «человечным», ему сложнее отказать, чем просто бумажке. Надо, чтобы фото было официальное (или близкое к работе). И, если внешность не очень выигрышная. Надо взвесить решение.
1.1 Стандартные вопросы для собеседования плюс-минус одинаковые.
3. Просто «расскажите о себе». Тут нужна заготовка. Я использовал в простых случаях: «О себе? Так, меня зовут «JohnDoe», мне хх лет, я учился в ххх по специальности ххх. Мне нравится ххх, поэтому я решил работать в сфере ххх.» и т.д. И более сложные заготовки для работ более высокого уровня, начинающиеся с историй, имеющие ссылки на значимых в отрасли людей и мероприятия. (Ну типа, однажды, на форуме «ИТ в сельском хозяйстве» я общался со Илоном Маском и он мне предложил поучаствовать в проекте, что я и сделал. И поэтому. ) Однажды я перепутал мессаджи, шутил и сам со всеми знакомился, пока ждал руководителя и мне отказали в работе аналитиком, зато пригласили бизнес-тренером, потому что аналитик, по их мнению, должен быть занудным и уравновешенным, а не собирать вокруг себя людей.
4. Расскажи о своих навыках, достижениях. Достижения обязательно должны быть. Каждое качество из резюме должно быть подтверждено случаем. Если ты написал: «умею решать сложные задачи», то должна быть история, как однажды ты оказался в другом городе без денег или увидел маленького плачущего ребенка без родителей и все разрулил.
5. Чем занимался на прошлой работе. Если работы не было, то ты все равно говоришь, что делал во время практики, чем помогал родственнику в его работе (даже если ты купил отчет о практике и вообще никому ни разу в этой жизни не помогал). А также свяжи тему курсовой/дипломной работы с вакансией. Могут спросить, что нравилось/не нравилось в прошлой работе.
6. Что для вас важно в работе. Повторяем выдержки из миссии компании, как попугай. Важны могут быть: хорошие отношения с коллегами, возможность заработка, возможность роста, работа в компании, которой можно гордиться или ее репутация, всякая там самореализация, адекватный начальник, у которого можно учиться, сложность выполняемых задач, уровень самостоятельности. Ты же понимаешь, что нужно отвечать не «правду», а то, что от тебя максимально хотят слышать.
8. Почему ушли с последнего места работы. Нельзя ругать бывшего работодателя, даже если он объективно м***к. Нельзя и все. Связывай с тем, что захотелось развиваться, здесь больше для этого возможностей. Или как-то еще.
1.4 Узнай о конторе как можно больше: ключевые проекты, позиция на рынке, возраст, кол-во сотрудников, филиалы, ключевые и фигуры и пр. Это большое преимущество.
1.5 Оплата. Важно узнать заранее, сколько платят по рынку и сколько готова предложить данная компания. В ряде случаев подходит стратегия демпинга, у меня так знакомая ходила бесплатно в теле-центр, делала там мелкую работу (монтаж и пр), а потом ее приняли в штат через пару месяцев. Т.к. легче взять проверенного человека, чем со стороны. Но есть и противоположные схемы, где демпинг маркирует соискателя как «я бесполезный индивид». Желательно вопрос оплаты поднимать в конце собеседования.
Рассказывая про опыт
— Используй конкретные характеристики и показатели своей эффективности. Например не «ну, я сделал сайт», а «я сделал сайт, который привлек 20% клиентов и увеличил выручку на 42%». Или «благодаря ххх мне удалось ххх на 15% за 2 месяца».
— Старайтесь использовать связку «я+глагол», это покажет самостоятельность и активность. «Я изучу» вместо «мне покажут». «Я сделаю» вместо «мне скажут сделать». Для простых рабочих/операционных позиций можно не злоупотреблять, здесь важна комфортность и послушность, управляемость.
— Использовать аккуратно профессиональный сленг, но следить за реакцией эйчара. Какие-то базовые термины важно знать.
— Для значимых позиций в компании хорошо использовать «мы», рассказывая про прошлый опыт. Это покажет, что ты неравнодушный сотрудник. «Мы вышли на рынок», «мы внедрили и пр».
Обязательно задай вопросы по работе. Даже если их нет, нужно показать свою серьезность и интерес к работе.
— В сложной работе обязательно можно спросить: «как вы видите мою работу, какой конкретно функционал?», если эйчар в теме. И тот же вопрос, с объяснением, что в разных фирмах функционал на данной позиции отличается для менее сообразительных кадровиков. Вариант: «Как примерно будет выглядеть мой рабочий день?», «Какие основные задачи я буду решать?».
— Возможность карьерного роста, если вакансия такое подразумевает. «Какие имеются возможности для карьерного/профессионального роста?»
— Про уровень дохода для всех позиций, которые прямо влияют на привлечением денег в форму. Т.е., для сейлза важно уточнить, сколько он сможет заработать, потому что для него это главная мотивация (чем он больше хочет, тем больше принесет фирме).
— А вот про отпуск, декрет, еду и выходные задавать вопросы нельзя. (Если ты не супер-специалист, которого хантят.)
— Я спрашивал, в течении какого времени ждать обратной связи.
— Бывает важно понимать, сколько этапов собеседования и с кем они будут проходить. Спрашивать на этапе звонка.
Типы работ и стратегий
1. Итак, есть 4 параметра.
c. Дрим ворк, то, где прям хочется работать.
d. Работа «куда возьмут», для перекантоваться, очень простая и не требует навыков.
ac. В этой сфере нужно собирать больше кейсов, чтобы «упаковать» себя выгоднее, делать портфолио. Важно где-то учиться, иметь сертификаты. В ряде работ хороши публикации и профессиональная ценность на узком рынке. Важно максимально тусить в своей проф. среде, знать ведущих игроков отрасли, а также топовых персон. Можно не лично. Мне книга «№1» Манна не понравилась местами, но некоторые дельные советы в ней есть. Можно конкурировать в конретной нише, т.е. не «маркетолог №1», а «маркетолог №1 на рынке строительства» и т.п. специализация. Обязательно уникать в теорию нет-воркинга и ее максимально реализовать. Благо, фейсбук, LinkedIn и форумы это позволяют.
bd. Эйчару важно аргументировать смену работы.
2. Найди в соц.сети сотрудников оттуда (из данной компании или сферы вообще). Можно прямо спрашивать, че куда. Можно написать типа «привет, я вижу, ты работаешь кинологом, я всегда мечтал им работать тоже, можешь рассказать, как им лучше стать». Обычно человек ссылается на свой опыт. Аккаунт может быть левым, но правдоподобным. Также, ты можешь посмотреть по соцсети увлечения ЛПР и добавить себе новых хобби в резюме.
3. Опыт можно расширить рассказом о практике/стажировке. О работе по гражданско-трудовому договору (ГПХ), без книжки. И работу у родственника. Говорить про фриланс не всегда желательно, т.к. работодатель напрягается, если понимает, что бы будете зарабатывать деньги мимо кассы, а то и вовсе уведете у него базу знаний или данных. Потому хорошо все это перечислить, но сказать, что не фриланс это был вовсе, а полноценная работа на дядю. Можно поступить еще хуже. Переделать свою легальную трудовую книжку, увеличив опыт по некоторым позициям. Но это важно делать скорее в случае, если ты «летун», т.е. работал много где и маленькими порциями. Такие товарищи напрягают нормальных эйчаров. Поэтому, опыт увеличиваем не самый релевантный (проверять не будут).
6. Нельзя казаться жалким ни на каком этапе. Нельзя жалобно просить в той или иной форме или жаловаться, типа «без блата никуда» или «в стране кризис» или «никому студенты не нужны».
7. Всегда проси обратную связь после собеседования, если тебя не взяли. Скажи, что тебе важно понимать, над чем работать.
9. Напиши сопроводительное письмо. В нем расскажи, почему ты хочешь работать именно тут. Оно должно быть коротким и более эмоциональным, чем резюме.
1.1 Составляем карту, в которой отражаем все ресурсы, нам необходимые. К ресурсам относятся: знания, навыки, сертификаты, люди, вещи, мероприятия, профессиональные программы и пр. Все, что нам поможет. Карта уточняется во время изучения всего этого, дополняется и переписывается. Для примера, возьмем мечту «хочу стать фин. диром». (Я гуглить не буду, пишу от балды, но тут важна схема.) Что может помочь? Фин образование. Курсы ххх, курсы ххх, книга ххх, вот в той конторе берут без опыта.
1.3 Смотрим существующие резюме и вакансии и уточняем карту по ним.
1.4 Гуглим книги, можно по запросу «книги по ххх для новичка» и т.п., изучаем форумы на этот счет. Гуглим курсы, их много. Называются MOOC. Сойдет курсера, Интуит, тор***ты с курсами от «специалиста» и мн. др. Найди все отраслевые и специальные ресурсы, форумы и площадки, где есть коммьюнити. Первое время сиди там осторожно, не порти репутацию.
1.5 Гуглим биографии тех, кто смог. Ищем факторы успеха и ключевые навыки. Также, ты увидишь, из каких отраслей приходят в твою. Кто вообще делает то, что хочешь делать ты. Какие компании дают максимальный рост в этой сфере.
2.2 Итак, база есть. С ней уже вполне можно претендовать на что-то близкое к выбранной работе. Ищем вакансии, стажировки, др. места, где можно получить опыт. Деньги на этом этапе волновать не должны, иди туда, где можешь большему научиться, чтобы в дальнейшем монетизировать навыки. Оставляем след везде, где можно в виде резюме и звонков.
3.3 Максимальный нетворкинг, знакомься так, чтобы позже приходить в конторы через рекомендации внутренних спецов, а не эйчаров.
3.6 Найди программы вузов по данному профилю и постепенно расширяй знания по ним. Конспектируй схемы, чтобы периодически их повторять.
3.7 На этом этапе возрастает роль репутации и даже личного бренда. Потому старайся держать обещания, не подводи людей, строй отношения. Ври/воруй гусей аккуратнее.
Возможно, ты специально ничего не делаешь, чтобы не получать результат. Так тоже бывает. Чтобы не ранить свое эго или чтобы ничего не делать. «Пугаться» бывает выгодно.
Через год ты будешь работать кем хочешь. Или нет.
Баянометр не особо ругался, но часть картинок не выложилась. Шутите тогда сами себе, пока читаете.
Хз почему, сохранился предыдущий черновик. Какая-то инфа потерялась.