Рецензия на методическое учебное пособие – правила написания от “А” до “Я”
Рецензия на методическое учебное пособие – это внешняя оценка за разработку пособия, которая выставляется рецензентом. Рецензент в отзыве отражает свое мнение к идеям автора и если надо, пишет свои рекомендации. В статье вы узнаете, как написать и оформить рецензию правильно, а также найдете примеры готовых работ.
Требования к оформлению рецензии
Как правило, рецензия на учебное пособие оформляется в произвольной форме, но всё-таки, желательно придерживаться основных правил. Например, придерживаться рекомендуемого объема, стиля статьи, размера и шрифта.
Объём рецензии составляет максимум 2 страницы формата А4 печатного текста. Статья пишется в произвольной форме, но исключительно в научном стиле. Как правило, применяется шрифт Times New Roman, но иногда используют шрифт Arial. Минимальный размер шрифта – 12 кегль, а оптимальный размер шрифта – 14 кегль. Межстрочный интервал – полуторный.
Структура рецензии
Рецензия на пособие – интересное занятие, где рецензент описывает доступно и понятно каждый раздел пособия. Для написания рецензии очень важна структура, ведь тогда текст воспринимается логично и последовательно.
В отзыве должны быть не только идеи и мысли автора, но и дополнение рецензента, его отношение к постановке проблемы, аргументированная оценка, выводы, где описывается значимость методического пособия.
Основные части рецензии:
Введение
Прежде чем писать отзыв на методическое пособие, сверху пишется название книги, должность (научная степень) автора, Ф. И. О. автора, а затем можно переходить к описанию.
Во введении рецензент дает аргументированную оценку на основании дидактических и методических разработок. В этой части можно описать содержательные компоненты методички или элементы новых разработок, которые появились у автора.
Констатирующая часть
В этой части рецензент оценивает автора по всей методичке в целом. Проверяющий обращает внимание на такие особенности:
Прежде чем писать методическое пособие, автор обязан обратить внимание на вышеперечисленные особенности, так как студенты будут именно по этому пособию учиться и развиваться.
Аналитическая часть
В этой части рецензент отмечает преимущества и недостатки данной методической разработки. Проверяющий может оставить свои рекомендации по усовершенствованию работы и предложить дополнительные методы, варианты, модели, чтобы программа стала проще и понятнее для педагогов и студентов.
Заключение
В заключении рецензент подытоживает работу автора и формулирует выводы на основании вышесказанного:
Нужна помощь в написании работы?
Рецензия на пособие: план и образец
Рецензия на учебно-методическое пособие излагается кратко и последовательно. Однако, прежде чем писать отзыв, желательно составить для себя план написания рецензии и тогда вам будет проще во время написания.
Представляем вашему вниманию примерный план по написанию рецензии:
Каждый рецензент составляет свой план оценивания методического пособия. Посмотрите на образец, где проверяющий дает простую, но объективную оценку:
Образец рецензии на учебное пособие
Пример рецензии на учебно-методическое пособие
Очень хорошо описывает рецензию доктор педагогических наук и профессор Жеребило Татьяна Васильевна. Приведем пример рецензии, где Татьяна Васильевна глубоко и объективно рассматривает учебно-методическое пособие по тренингу.
На учебно-методическое пособие преподавателя Исаевой. М. К.
«ТРЕНИНГ ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ»
Данное рецензируемое методическое пособие автор разработал в рамках курса «Теория и практика психологического тренинга для учащихся ВУЗов, которые обучаются по специальности «Психология». У пособия удобная и правильная структура, состоящая из введения, программ по тренингу, приложений и списка использованных источников.
Считаю, что при помощи пособи «Тренинг по разрешению конфликтов», студенты увидят в общих чертах, что такое тренинг, приобретут базовые знания по психологии конфликтов и научатся конструктивно сотрудничать и взаимодействовать с коллегами и другими окружающими людьми.
В программе автор описывает некоторые стереотипы и предрассудки, из-за которых часто появляются конфликты. В программе присутствуют, как традиционные формы, так и элементы обучения.
Данное методическое пособие – ресурсное средство и оно может быть дополнено педагогом или психологом, которые посчитают, что надо внести нововведения или незначительные изменения.
Преподаватель Исаева М. К. представила в методической разработке результаты, благодаря которым при систематическом выполнении занятий меняется мировоззрение людей на окружающие объекты и предметы.
В пособии содержится программа по тренингам, где находится логическая цепочка, содержащая 5 последовательных модулей. Каждое занятие – продолжение предыдущего, в итоге дополняя и расширяя навыки, опыт, знания и установки.
Цель методического пособия: достичь определённые педагогические приемы и навыки при помощи дополнительных небольших лекций, дискуссий, упражнений, ролевых и подвижных игр. Все перечисленные дополнительные занятия позволяют психологу и тренеру создать трудовую деятельность более профессиональной и эффективной.
В приложениях автор предложил интересные афоризмы на темы: дружба и вражда, война и мир, человеческие взаимоотношения, толерантность и нетерпимость. При помощи этих приложений есть возможность расширить спектр педагогических средств.
По мнению специалистов, данное пособие содержательное, последовательное и прекрасно наполненное руководство, которое могут использовать преподаватели ВУЗов, практические психологи и учащиеся психологических специальностей в практической деятельности.
Пособие написано доступно и понятно. Автор Исаева М. К. предлагает свою интерпретацию практических навыков в области психологического тренинга по разрешению конфликтов.
Наше мнение такое, что рецензируемое пособие станет интересным для преподавателей ВУЗов по психологии и педагогики, профессиональных тренеров по психологическим тренингам, а также слушателей, которым нужно повысить квалификацию в данной области.
Недостатков в методическом пособии практически не выявлено. Однако, есть один незначительный минус – в пособии второй раздел необходимо разделить на части и их желательно незначительно сократить.
В заключение можно утверждать, что после доработки пособие можно размножить, чтобы им пользовались не только педагоги психологических наук, но и студенты.
Рецензент Жеребило Татьяна Васильевна Доктор педагогических наук,
профессор Ингушского государственного университета
Дата: «_____» ______201_____ Подпись:____________
Умело составленные рецензии экономят время проверяющего. Важно описывать моменты кратко, последовательно и лаконично. Рецензия на методическое пособие пишется так, чтобы читатель смог понять, о чём в пособии речь. Для этого, перед написанием отзыва подумайте, какие вопросы возникнут у читателя и заранее подготовьте необходимые ответы.
Рецензия на методическую разработку позволяет человеку получить независимую оценку.
Это дает возможность выявить слабые места работы и получить замечания. Критика позволяет совершенствоваться.
Общая информация
Прежде чем изучать образец рецензии на методическую разработку, нужно понять, что именно может оцениваться. Примерный перечень материалов:
Цель написания рецензии — выявление слабых мест пособия. Она не должна быть написана в уничижительной манере. Обязательно даются рекомендации по исправлению и выделяют сильные стороны работы. В качестве рецензента могут выступать педагоги, методисты и другие квалифицированные специалисты.
Они должны хорошо разбираться в материале, так как может потребоваться проверить практическую часть с расчетами. Есть еще один вид оценивания методической разработки — экспертиза. Она позволяет подтвердить профессиональный уровень педагога. Осуществлять такую проверку могут только специальные организации с лицензией на подобный вид деятельности.
Рецензию можно делать и на выступление учителя на методическом объединении.
Требования к оформлению
Правильно писать рецензии не так сложно. Важно соблюдать несколько условий. Первый — объем авторского отзыва. Он не должен превышать 2 листа формата А4. В тексте кратко отражается аргументированное мнение рецензента.
Позиции для оценивания:
Форма написания довольно свободная. Размер шрифта — в пределах 12−14 пунктов с полуторным междустрочным интервалом. Прежде чем приступать к оформлению титульного листа, нужно понять, что рецензия — полный разбор работы. В ней комментируются основные моменты, дается аргументированная оценка, делаются выводы.
Для написания можно использовать клише, которые помогают правильно формулировать мысли. Некоторым проще делать рецензии, если они тренировались оценивать литературные произведения.
Но не стоит путать оценивание книги и методической разработки, так как во втором случае немного иначе выглядит авторская статья.
Примерная структура
План написания рецензии начинается с информации об авторе. Указывается его Ф. И. О., учебное заведение, должность. Эта информация помещается на титульный лист.
Следующий этап — это введение, где описывается краткое содержание проблемы, которое посвящено методическое пособие, и предложенные способы ее решения. Далее оценивается степень актуальности работы.
В констатирующей части необходимо рассмотреть содержание разработки и ее соответствие стандартам. Оценивается целесообразность и обоснованность методов, заданий. Важно помнить, что каждый из пунктов влияет на эффективность обучения и развития. Если рассматривается научная статья, то разбираются основные тезисы текста.
В аналитической части рецензенту необходимо отметить отличительные черты методической разработки. Для этого ее сравнивают с уже существующими и выделяют ее преимущества. Вместе с этим необходимо перечислить недостатки. Даются указания по исправлению слабых мест.
Далее проводится обзор использованной литературы и ее актуальность для предложенной проблемы. В заключение рецензент делает вывод о работе и возможности ее использования. При необходимости указывается, что вероятно новое оценивание после внесения правок.
В конце рецензии ставится подпись рецензента и полная расшифровка с указанием Ф. И. О., должности, научной степени. Она заверяется печатью организации.
Особенности рецензии на занятие
Не существует готовых шаблонов, так как каждую методическую разработку нужно анализировать самостоятельно. Примеры рецензии помогают составить представление о том, как начать и закончить работу.
Чтобы облегчить процесс написания, лучше сразу составить план текста. Например, если нужно оценить методическую разработку, то сначала заполняют личную информацию. Во введении оценивается актуальность дидактических, методических и содержательных компонентов урока. Учитывается элемент новизны, который присутствует в разработке.
В констатирующей части дается объективная оценка. В нее входит определение соответствия образовательной программе и психолого-педагогическим принципам. Далее оцениваются цели занятия и насколько структура урока помогает их достичь. Необходимо определить обоснованность выбора методов, приемов, средств и форм обучения.
В аналитической части выделяют преимущества разработки и выявленные недостатки. В ней же указываются рекомендации по совершенствованию. В выводе рецензент пишет о том, можно ли использовать подобную разработку в образовательном процессе или ее нужно распространять как передовую методическую идею.
В конце ставится подпись с расшифровкой личных данных рецензента и печать организации. Учителю не стоит бояться данного вида оценивания.
Даже если недостатки будут выявлены, то с ними будут даны рекомендации по исправлению. Благодаря этому можно совершенствовать работу.
Возможные ошибки
Не все правильно понимают, что значит написать качественную рецензию. Ее составление требует соблюдения определенных правил. Нельзя писать ругательства, прямые оскорбления и призывы к насилию.
Анализ не должен состоять из простого пересказа текста. Необходимо выделять основные моменты и оценивать их. В работе не допускается использование личного мнения, которое не подкреплено аргументами.
Рецензия должна быть короткой и четкой, поэтому нельзя уходить в пространственные рассуждения. Изложение — последовательное и логичное. Мысли четко оформляют и не уделяют внимание второстепенным нюансам.
Рецензент должен быть подготовлен. В его работе не допускаются орфографические, пунктуационные, грамматические, фактические ошибки. В тексте обязательно указывают не только негативные стороны работы, но и положительные.
В работе нельзя указывать личные вкусы и предпочтения. Основная цель рецензии — объективный анализ сильных и слабых сторон методической разработки. Поэтому нужно очень внимательно относиться к составлению текста.
Отзывы педагогов
Написание рецензии — ответственное дело. Не каждый специалист согласится это делать. Изучение опыта коллег помогает понять, что в этом нет ничего сложного. Главное — следовать рекомендациям по написанию работы. Отзывы педагогов помогут понять особенности этого дела.
Моя коллега преподает русский язык, и мне было нелегко писать рецензию на ее конспекты. Нужно было соблюдать определенную структуру и оформление. В процессе сильно помогли клише. С их помощью было проще формулировать мысли. Я думаю, что такой опыт работы полезен всем педагогам.
Рецензию писала не в первый раз. До этого оценивала конспекты внеклассных мероприятий в школе. После мне предложили поучаствовать в работе над анализом программы внеурочной деятельности. Это оказалось полезным опытом, который дал мне возможность иначе взглянуть на чужую работу.
Я работаю в детском саду воспитателем. Рецензию попросила написать коллега, так как она разработала авторскую программу по предмету «Развитие элементарных математических представлений». Пришлось основательно изучить требования к оформлению и структуре, но я справилась.
Рецензия на учебное пособие и монографию
Обновлено: 23 Марта 2021
Рассказываем, как составить рецензию на учебное пособие или монографию.
Что такое рецензия
Это малый жанр литературной критики, который автор (эксперт, рецензент) использует, чтобы дать аргументированную, объективную оценку произведению или научно-исследовательской работе.
Рецензия может быть написана в разных формах:
В зависимости от темы материала рецензии пишут на фильмы, компьютерные игры, художественные произведения, театральные постановки, научные работы.
Для чего пишется рецензия на учебное пособие и монографию
Чтобы подтвердить научное звание или повысить квалификацию, преподаватели вуза и научные сотрудники проводят исследования и публикуют результаты. Для выпуска нового учебного пособия или монографии издательству нужно получить несколько независимых рецензий на тиражируемый научный труд.
Монография — научный труд одного автора, посвященный глубокому исследованию одной темы. Подобное исследование — обязательное условие для допуска к написанию и защите диссертации.
Согласно ГОСТ 7.60-2003 учебное пособие должно содержать систематизированную информацию, которая имеет научное и практическое обоснование. Тогда официального утверждения кафедрой или советом университета труд может дополнять учебник или полностью его заменять.
Рецензия на учебное пособие или монографию — объективное подтверждение актуальности работ, их соответствия государственным нормам, потребностям науки, рекомендация этих рудов к использованию.
Как пишется
Научные издания не должны противоречить требованиям, касающимся структуры, содержания, манеры изложения, оформления. При этом следует учитывать особенности жанров и обращать внимание на то, насколько полно им соответствует работа.
Критерии для монографии:
Учебное пособие должно соответствовать установленной программе дисциплины. Его необходимые элементы:
Структура
Логическая и последовательная структура отзыва делает его более понятным. Поэтому лучше следовать универсальному плану:
Введение
Перед текстом рецензии указывают данные автора (фамилия, имя; должность и научная степень), название книги. Во введении описывается структура, элементы научной работы.
Описание или констатирующая часть
В этом разделе рецензент оценивает:
Аналитическая часть
Здесь нужно раскрыть преимущества и недостатки монографии или пособия, оценить новизну. Рецензент может дать рекомендации, которые помогут устранить недочеты и дополнить материал.
Заключение
В заключительной части рецензии подводят общие выводы:
Объем
Не должен превышать двух листов печатного текста формата А4. Это около 4 тысяч знаков с пробелами.
Стиль
Рецензионная статья должна быть написана в научном стиле.
Шаблонные фразы и клише
Допускается использование шаблонных фраз:
Правила оформления
Оформление рецензионной статьи должно соответствовать ГОСТ 7.32-2017:
Рецензия на монографию и учебное пособие: образец
Образцы рецензий на монографию: здесь и здесь.
Примеры рецензий на учебно-методическое пособие: здесь и здесь.
Надеемся, наша статья помогла разобраться с правилами оформления и содержания. А если на самостоятельную работу нет времени, помощь окажут специалисты сервиса Феникс.Хелп. Профессионалы поделятся опытом в написании рецензии на учебно-методическое пособие, монографию или другой научный труд.
Как написать рецензию на статью, пособие, монографию
Рецензии пишут не только на художественную литературу, но и на научные труды: статьи, учебные пособия, монографии. Структура такой рецензии несколько отличается от отзыва на художественный текст, имеет специфические особенности.
Хотите научиться правильно оформлять любые виды учебных работ? Подписывайтесь на наш телеграм-канал и первыми узнавайте секреты подготовки рефератов, контрольных и дипломов.
Рецензия на статью
С этим видом работ студенты сталкиваются на 2-3 курсе, когда в вузах начинается работа над составлением собственных исследовательских проектов. Для создания авторской научной работы студенты должны уметь анализировать и чужой текст, выделять достоинства и недостатки.
Рецензия – письменный обзор и анализ научного текста.
Перед тем, как писать рецензию на статью, нужно не только внимательно прочитать текст, но и ознакомиться с другими работами автора: это помогает прояснить непонятные аспекты.
План рецензии на статью
Рецензия на научную статью: образец
Примеры рецензий на научную статью можно легко найти в интернете. Вам пригодятся стандартные фразы научного стиля русского языка, которые употребляют для этого типа работ.
В работе автора идет речь о современных технологиях пропаганды. Актуальность работы подтверждается активизацией пропаганды различных идей, течений и персон в современном мире, которую используют не только в традиционных СМИ, но и социальных сетях.
В публикации ученый последовательно доказывает, что новые формы пропаганды комплексно воздействуют на сознание человека, отключая его критическое мышление.
Идеи, изложенные в работе, не являются принципиально новыми, но автор смог проиллюстрировать свои тезисы убедительными примерами из современной общественно-политической жизни.
Рецензия на статью ВАК
Помимо обычных рецензий на статью из журнала, на которых студенты оттачивают навыки анализа научных текстов, существует и академическое рецензирование. Написание рецензии на статью для изданий ВАК определяет, будут ли эти работы опубликованы или нуждаются в корректировке.
ВАК – Высшая аттестационная комиссия, отвечает за аттестацию научно-педагогических работников.
Эти работы обычно пишут кандидаты и доктора наук, но иногда, в качестве эксперимента, преподаватели предлагают подготовить подобные работы и студентам. Рецензия на статью из журнала ВАК содержит дополнительные пункты. Нужно охарактеризовать:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Рецензия на учебное пособие
Рецензию на методическое (учебное, учебно-методическое) пособие или учебник также обычно составляют кандидаты и доктора наук либо практики, которые хорошо знают сферу применения изнутри. Но в магистратуре или аспирантуре такой вид работ также возможен. План рецензии на учебно-методическое пособие похож на план рецензии для статьи, но дополняется некоторыми пунктами:
Образец рецензии на учебное пособие для студентов также можно найти в интернете. Рекомендуем позаимствовать из него фразы-клише для данного типа работ:
Рецензия на монографию
Этот тип рецензии требует большого объема знаний, т.к. монография – серьезный научный труд, где выдвигаются новые теории и концепции.
Монография – научное исследование, посвященное углубленному изучению одного аспекта темы или нескольких тесно связанных между собой. Состоит из ряда статей по изучаемым вопросам.
Как и рецензии на другие виды работ, отзыв на монографию предполагает анализ исследования и выделение достоинств и недостатков. Перед тем, как писать рецензию на монографию, нужно изучить последние публикации по вопросам, которым посвящен научный труд.
Образец рецензии на монографию легко найти в интернете. Ваша задача – оценить качество научной работы, что можно сделать с помощью следующих фраз:
В примерах рецензии на монографии можно увидеть, что рецензент не только дает оценку, но и кратко освещает исследуемый вопрос.
Если, несмотря на наши советы, вы не уверены, что сможете рецензировать статьи и пособия, обратитесь к профессионалам. Эксперты сервиса помощи студентам прекрасно справятся с этим и многими другими видами работ.
Рецензия на учебное пособие: виды, примерный текст, инструкция написания, план, основная мысль и образец рецензии
Рецензия на учебно-методическое пособие является обязательным элементом для утверждения разработки. Каковы особенности ее написания? Проанализируем некоторые особенности и элементы, которые должны быть в нее включены. Приведем несколько примеров готовых анализов различных материалов, чтобы дать представление структуре написания рецензий, тех элементов, которые в них должны быть обязательно отмечены.
Методические особенности
Вам будет интересно: Книга «Соло для позвоночника», Ситель Анатолий Болеславович
Рецензия на учебное пособие, образец которой будет представлен ниже, представляет собой оценку художественного, научного, иного произведения с подробным его анализом.
Состоит она из трех частей: вступительной части, основного материала, заключительного материала.
В каждой части предполагается рассмотрение положительных и отрицательных моментов. Рецензия на учебное пособие завершается выводами, пожеланиями, рекомендациями. Помимо общих выводов, сделанных рецензентом в рамках рассмотренного материала, могут быть представлены какие-то рекомендации и дополнения.
Вам будет интересно: «Коррекционная хиромантия» Бориса Акимова
Предмет анализа
Необходимо определить жанр рецензируемой работы (программа, пособие, разработка). Существуют определенные шаблоны, которые может содержать рецензия на учебное пособие. К примеру, начать можно следующими фразами:
В зависимости от того, какая предметная область представлена в рецензируемой работе, можно добавить фразы, касающиеся рассматриваемого направления.
Актуальность материала
Рецензия на учебное пособие должна отражать его актуальность, важность, своевременность. К примеру, можно отметить, что работа посвящена теме переработки бытовых отходов, ставшей в наши дни злободневной, нуждающейся в срочном рассмотрении.
Вам будет интересно: Чарльз Дарвин «Происхождение человека и половой отбор»
Рецензия на рукопись учебного пособия, посвященного инновационным методам работы с талантливой молодежью, к примеру, предполагает указание значимости раннего выявления одаренных детей, построения для них индивидуальных развивающих траекторий.
Структура работы
Также рецензия на учебное пособие предполагает анализ соблюдения автором структуры работы, то есть правильного построения, логичности материала. Рецензент отмечает подобный факт, выделяя составные части представленного материала, логичность перехода, использование связок. Далее отмечается краткое содержание пособия, выделяются отличительные элементы.
Выделяется заслуга автора, к примеру, систематизация материала, касающегося анализа решения олимпиадных задач по химии.
Результаты анализа
Рецензия на учебное пособие по физике предполагает указание практической ценности созданного материала, выявление основных недостатков. К примеру, можно начать данный раздел словами: «Среди недостатков представленного на рецензирование пособия необходимо упомянуть об отсутствии системности результатов его апробации в основной общеобразовательной школе».
Далее подводятся итоги, в которых отмечается та оценка, которую заслуживает рассматриваемая работа. Обязательно рецензия на учебное пособие, образец которой представлен ниже, дополняется пожеланиями автору. Далее указывается дата написания рецензии, информация о рецензенте, его должности. Обязательной является заверка материала печатью того учебного заведения, где официально трудится рецензент.
Вариант рецензии на медицинское пособие «Генетика»
Вам будет интересно: Джулия Эндерс, «Очаровательный кишечник»: отзывы о книге, цитаты
Учебное наглядное пособие, рецензия которого представлена в примере, создано преподавателем Волгоградского медицинского колледжа Ермоловой О. М. Материал является пособием для студентов медицинского колледжа по генетике. В нем представлены вопросы для самостоятельного обучения будущих медиков. Также в рецензируемом материале представлена теоретическая часть, необходимая для решения задач.
Что еще может включать рецензия на учебное пособие? Текст, который выбран автором для задач, является полезным и актуальным. Особое внимание уделено справочному материалу по генетике. Работа посвящена актуальной теме современности, ведь предмет «медицинская генетика» предполагает формирование у студентов практических навыков по решению задач на генетику в рамках практических и самостоятельных работ.
В рассматриваемом пособии содержится четыре раздела, литературный список, словарь генетических терминов.
Рецензия на учебно-методическое пособие, образец которой предлагается, предполагает краткое описание всех разделов.
Первый раздел содержит задачи по молекулярной биологии. Представлены примеры типовых заданий, предложены упражнения и вопросы для самостоятельной подготовки.
Во втором разделе представлены общие рекомендации, касающиеся решения генетических заданий, и тестовые вопросы для самоанализа.
Третий раздел пособия в краткой форме повествует о близнецовом методе анализа человеческой наследственности. Также в нем представлены задачи по данному вопросу.
Четвертый раздел касается решения упражнений и заданий по вопросу, касающемуся наследственных болезней. Автором представлены задания на родословные, указаны правила их составления.
Основным достоинством рецензируемого материала является подбор автором качественных определений, четко сформулированных задач и упражнений, позволяющих отрабатывать практические умения будущих медицинских работников.
Пособие своевременно и актуально по содержанию, доступно по изложению представленного материала. Также среди достоинств рецензируемого сборника необходимо выделить логичность теоретического материала, выбранного автором.
Рекомендуем сборник для студентов медицинских колледжей по предмету «Медицинская генетика».
Далее ставится дата написания, подпись рецензента, занимаемая им должность, ставится печать организации, в которой он трудится.
Особенности рецензирования педагогических пособий
В связи с реформированием отечественного образования возникла необходимость в разработке новых учебных и методических материалов, по которым педагоги смогли бы планировать свою профессиональную деятельность, в полной мере выполнять государственный заказ. Как составляется рецензия на учебно-методическое пособие по педагогике? Структура ее является классической, содержит вступление, содержательную часть, выводы, заключения о значимости рассмотренного материала, рекомендации автору.
Предлагаем вариант рецензии, написанной на материал «Решение расчетных задач по химии на вывод формул органических соединений». Автор взял актуальную и своевременную тему, так как данный тип заданий включен в вопросы единого государственного экзамена по химии в старшей школе. Именно задачи на выведение формул органических соединений по различным исходным данным вызывают наибольшие затруднения у будущих медиков и нефтяников.
Рецензия на учебное пособие, пример которого рассматривается, предполагает выделение его отличительных параметров.
Автор материала уделил внимание алгоритму действий при решении задач, предложил универсальные методики для данного типа расчетных заданий.
Рекомендуем материал для работы школьным учителям химии, старшеклассникам, занимающимся подготовкой к сдаче единого государственного экзамена по данной учебной дисциплине.
Рецензия пособия по иностранному языку
Структура анализа нового пособия по иностранному языку используется такая же, что и для остальных предметных областей. Что включает в себя рецензия на учебное пособие по английскому языку? Сначала рецензент указывает предмет анализа, отмечает актуальность представленного материала.
Далее выявляются инновационные подходы и методики, найденные автором. К примеру, в пособии представлены подробные методики обучения школьников транскрипции. Рецензентом отмечается возможность практического применения материала, возможность трансляции его на другие учебные заведения.
Рецензия пособия по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
После того как в российском образовании было проведено серьезное реформирование, появилась необходимость создания методических пособий, которые бы помогали школьным преподавателям готовить своих воспитанников для успешной сдачи выпускных экзаменов в основной и средней школе.
Предлагаем фрагмент рецензии, написанной на пособие, предназначенное для подготовки девятиклассников к сдаче ОГЭ по физике.
Материал «Подготовка к тестовой части ОГЭ по физике» является актуальным и своевременным материалом, который предназначен для самостоятельной подготовки школьников к выпускному экзамену по физике. Пособие содержит три раздела, посвященных механике, оптике, электричеству.
Отличительными параметрами анализируемого материала является подборка теоретического материала, сопровождение его типовыми разобранными задачами. Автор включил в свое пособие задания, которые предлагались в тестовых вариантах итоговой аттестации по физике в 9 классах в предыдущие годы.
Рекомендуем анализируемый материал не только для работы школьным учителям физики, но и школьникам для самостоятельной подготовки к ОГЭ.
Пособие «Тренинг по разрешению конфликтных ситуаций»
Подобное методическое пособие является ресурсным средством. В нем представлена программа по тренингам. В них существует логическая система из пяти последовательных элементов.
Автору удалось так подобрать материал, чтобы каждый новый модуль являлся продолжением предыдущего материала, дополнял и расширял опыт, навыки, установки и знания. Целью рецензируемого пособия является достижение определенных педагогических навыков и приемов с помощью ролевых игр, упражнений, дискуссий, лекционных занятий. Занятия, перечисленные в пособии, дают возможность тренеру и психологу работать более эффективно и профессионально.
Рассматриваемое пособие представляет интерес для преподавателей высших учебных заведений по психологии и педагогике, тренеров, слушателей курсов, мечтающих повысить свою квалификацию в области психологии.
Подводим итоги
Независимо от области научных знаний, любое пособие, методический сборник, предлагаемые для широкого использования, должны иметь рецензию профессионала. В качестве рецензента выступают профессора, доктора и кандидаты наук в областях, рассматриваемых в пособии. Существуют определенные правила и требования к написанию рецензий. Сначала указывается название рассматриваемого материала, затем выделяется его актуальность. Далее выделяются основные разделы, кратко анализируется каждый из них. В заключительной части подытоживается работа автора, формулируются выводы по изложенному выше материалу пособия.
Например, можно отметить полное соответствие рассмотренного материала возрастным особенностям школьников, требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
В основном рецензия на анализируемое пособие составляется в произвольном виде. И все-таки желательно выдерживать те основные правила, которые предъявляются к данному документу. К примеру, необходимо выдерживать рекомендуемый объем, размер и шрифт, научный стиль.
Отзыв должен передавать не только мысли и идеи автора, но и конкретные дополнения рецензента, демонстрировать его отношение к рассматриваемой проблеме, иметь аргументированную оценку, выводы, демонстрировать актуальность и целесообразность данного методического пособия.
До того как приступать к написанию отзыва на конкретное методическое пособие, необходимо указать наименование книги, информацию об авторе. Только после этого можно переходить к детальному описанию материала, представленного в пособии.
Необходимо указать соответствие теоретического и практического материала, представленного в пособии, возрастным особенностям, государственным стандартам. Также рецензент должен отметить соответствие содержания и структуры пособия требования и стандартам ГОСТ.
Пособие является актуальным в том случае, когда материал выстроен в нем логично, взаимосвязано, в полной мере.
До того как приступать к написанию пособия, автор должен подобрать такой материал, который бы в полной мере способствовал формированию определенных умений и навыков у школьников либо студентов, для которых будет создано пособие.
Рецензент, изучая готовый материал, уделяет внимание рациональности подбора заданий для самостоятельной работы. Для того чтобы пособие было рекомендовано к использованию в образовательных организациях, оно должно иметь только положительные рецензии.