Как написать рецензию – план, примеры, клише
Что такое рецензия, кто такой рецензент, как написать и оформить рецензию. Обо всем расскажем в нашей статье. Покажем, какие бывают планы рецензий и примеры написания. Поделимся языковыми клише.
Рецензия — это критический отзыв эксперта, который предполагает объективный анализ научного исследования или художественного произведения: фильма, книги, научной статьи, дипломной работы и др.
Автора рецензии называют рецензентом, а процесс работы — рецензированием.
В статье мы расскажем о видах рецензий, правилах их оформления, об основных ошибках при составлении текстов и как их избежать.
Виды рецензий
Классификация | Название | Особенности |
---|---|---|
По объему текста | Гранд-рецензии | Самая большая форма рецензии, печатается в специализированных изданиях. Объем от 2-х печатных страниц |
Мини-рецензии | Характерны для прессы. Пишутся на новинки музыки, искусства, литературы или кино. Объем – 1- 2 листа А4 | |
По рецензенту | Читательские | Краткий анализ произведения читателем. Пишутся в школах, на сайтах библиотек и книжных магазинов |
Экспертные | Составляются специалистами: художественными критиками, учеными, преподавателями | |
Заказные | Используются в рекламных целях крупными компаниями для повышения доверия к товару | |
По количественному критерию | Моно-рецензии | Пишутся на одно новое произведение автора |
Поли-рецензии | Это сравнительный анализ нескольких работ одного автора или по одной теме |
Каждый тип имеет свою цель и область применения. Чтобы не ошибиться при рецензировании, следует составить план.
Нужна помощь в написании работы?
Типовой план рецензии
Это общий план работы. В зависимости от типа рецензии, его нужно дополнять.
Примеры планов рецензий на разные типы работы
Речевые шаблоны и клише
При написании рецензий можно использовать языковые клише – часто употребляемые фразы, характерные для такого типа текстов.
Что включает процесс рецензирования
Вы ознакомились с материалом, определились с видом работы, составили план и подобрали языковые клише. Теперь можно приступать к процессу рецензирования.
Шаг 1. Объективный анализ содержания. В научной работе это последовательность изложений, адекватность методов исследования; в художественной это соответствие формы и содержания, композиция и ее особенности, стиль автора.
Шаг 2. Поиск ошибок: фактических, стилистических, грамматических, пунктуационных.
Шаг 3. Рекомендации для автора по исправлению недочетов.
Шаг 4. Общая оценка текста и сферы возможного применения.
Оформление рецензии
При оформлении рецензии рекомендуется ориентироваться на ГОСТ 7.32-2001.
Общие требования к оформлению
Пример оформленной рецензии
Пример оформления рецензии
ТОП-5 ошибок в рецензировании
Ошибки | Советы |
Развернутый пересказ | Нужно выбрать несколько главных тезисов, не отвлекаться на второстепенные детали. |
Разговорный стиль, жаргонные выражения | Текст пишется в научном стиле, реже допустим публицистический |
Оскорбительные высказывания, грубая критика | Рецензент может не поддерживать идеи и выводы автора, но должен выражать свое мнение корректно и доброжелательно |
Отвлеченные длинные рассуждения. Эмоциональность | Текст должен быть лаконичным, доводы логичны, аргументированы и подтверждены фактами |
Орфографические, пунктуационные и фактические ошибки указывают на отсутствие знаний у рецензента | Перед началом работы следует ознакомиться с материалом, уточнить значение терминов, выписать основные даты, фамилии, названия. В конце – проверить текст |
Примеры рецензий
Заключение
Рецензия – это отзыв о работе.
Самое главное в рецензии — не пересказ работы, а собственные впечатления, аргументированные факты за или против мнения автора.
Важно не забыть упомянуть об актуальности работы и практическом применении, если речь идет о научном труде.
Рецензия всегда пишется на новое произведение. Если это научная работа, то стоит придерживаться общепринятого шаблона, а если художественная литература, фильм или музыкальное произведение — стиль и подача могут быть в более свободной форме.
Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 6
Что такое рецензия и как ее писать
Писать рецензии приходится не только критикам для оценки различных художественных произведений (книг, кинофильмов, театральных постановок), но и компетентным профессионалам, чтобы высказать аргументированное и объективное мнение о научных работах.
Что такое рецензия
Рецензия – это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения или научно-исследовательской работы – реферата, статьи, монографии, эссе, магистерской диссертации, курсовой или дипломного проекта и т. д.
Термин recensio имеет латинские корни и означает «рассмотрение, отзыв о чем-либо», поэтому основная задача рецензента – оценка произведения, его достоинств и недостатков. Главное при написании – объективность, справедливость и беспристрастность.
Формально рецензия может представлять собой:
Как писать
Перед тем как приступить к работе, рецензент должен тщательно изучить материал. В зависимости от цели написания отзыва могут быть использованы различные стили: публицистический или научный. Основной тип речи – рассуждение, изложение ведется исключительно в сдержанном тоне, без излишней эмоциональности.
Структура
Приблизительный план написания рецензии:
Если рецензируется научная работа, то план должен состоять из следующих пунктов:
Особенности содержания
Рецензия в первую очередь должна быть объективной: первоисточник оценивается независимо от личных взглядов и пристрастий критика с позиции научной, практической или художественной значимости объекта анализа.
При написании следует:
Если рецензируется художественное произведение, то главная задача заключается в раскрытии моментов, на которые непрофессионал может не обратить внимания.
Оформление
При оформлении рецензии в электронном виде необходимо придерживаться общих рекомендаций: шрифт – Times New Roman, 12–14 кегль, полуторный междустрочный интервал. Средний объем – от 1 до 3 тысяч печатных знаков, это порядка 1–2 вордовских страниц или бумажных листов формата А4.
Пример рецензии на эссе
Критический отзыв-анализ можно составить после знакомства с научной работой или прочтения, просмотра или изучения любого материала: литературного произведения, сочинения, кинофильма, книги.
Образец написания и оформления рецензии позволит составить ее правильно, не допустив грубых ошибок.
РЕЦЕНЗИЯ
на эссе Васильевой Н. Н.
на тему «_____________»
Автор работы демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения.
Тема эссе раскрыта полно, без отклонений от основного хода рассуждений.
Эссе состоит из логически связанных между собой разделов: вступления, основной части и заключения. Начало отображает рассматриваемую проблематику.
Сложностей с восприятием текста нет. Автор использует различные языковые средства, работающие на целостность и органичность повествования: синонимы, антонимы, оправданный параллелизм синтаксических конструкций и др.
Следует отметить, что при содержательной и полемичной основной части выводы в финале сделаны не совсем четко. Но, возможно, это входило в замысел автора, чтобы читатель смог додумать их сам.
Удачно подобран глубокий, символичный эпиграф, который подчеркивает значимость тематики, придает завершенность тексту.
Язык изложения достаточно красочен и выразителен. В тексте используются различные художественные средства: метафоры, сравнения, гиперболы. Приемы, задействованные при написании эссе, полностью соответствуют жанру рассуждения. Стиль выдержан и не вызывает претензий. Есть несколько некритических орфографических и пунктуационных ошибок, речевые не замечены.
Подытоживая, следует отметить, что в целом работа выполнена на должном уровне: тщательно, аккуратно – и, несмотря на несущественные недочеты, заслуживает высокой оценки.
Главное при написании рецензии – не допустить банального пересказа прочитанного или увиденного материала. Необходимо поделиться своими впечатлениями, обязательно аргументировать положительные и отрицательные замечания, отметить актуальность и степень попадания произведения в целевую аудиторию. При рецензировании научных работ следует придерживаться общепринятого шаблона оценивания.
Рецензии на произведение «Записки экскурсовода Часть 2. Пробные экскурсии»
Светлана!
Решил познакомиться с Вашими записками потому, что сам работал в Московском городском бюро экскурсий внештатным сотрудником. Несколько лет водил экскурсии по Кремлю, Красной площади и другим местам Москвы, и на автобусах ездил с группами. А перед этим, как и Вы ходил на курсы экскурсоводов, писал тексты, посещал историческую библиотеку, сидел часами в читальном зале за первым изданием Истории государства Российского Н. М. Карамзина и других историков.
То, о чём Вы пишите знакомо и вызывает улыбку. Хорошее было время. Есть что вспомнить.
Очень хорошо, что Вы об этом написали.
Андрей, так мы с Вами коллеги! Очень приятно. Да, автобусные экскурсии я тоже проводила. Мне эта работа очень нравилась, хотя она и утомительная.
А Вы писали об этом?
Ни разу не подумал о том, чтобы хоть что-то написать о работе экскурсовода. Нечто другое занимало меня.
Есть опытные экскурсоводы, которые привлекают к себе слишком много внимания!
Есть разные экскурсоводы, я в роли слушателя стараюсь воспринять главное. И задаю вопросы о том, что меня интересует.
Есть женщины, которые любуются своим голосом и сами собой.
Купаются в своей артистичности.
Очень привлекают внимание к себе и отвлекают от темы!
Нелёгкий труд оказывается. А раньше так не думал!
О, ещё какой тяжёлый! Но вспоминаю, как сказку.
Непросто работать экскурсоводом. Нужно заинтересовать посетителей и себя показать, уметь ответить на все вопросы.
Мне тоже пришлось немого поработать экскурсоводом в геологическом музее нашей Воронежской экспедиции. Никто меня не учил. Сама составила доклад. Слушали хорошо.
В основном это были командировочные, студенты геологического и географического факультетов. Школьники 10 и 11 классов. С уважением Нина.
Экскурсоводы. Как много от них зависит. У одних лучше получается демонстрировать знание предмета, другие выигрывают умен ем общаться, третьи. Спасибо! Очень интересно.
С глубоким уважением,
В работе экскурсовода важны многие факторы: и знание предмета, и умение преподнести экскурсионный материал, заинтересовать им, и умение общаться, и дикция, и много еще.
Спасибо, Игорь, за Ваш интерес!
Тепла и удачи Вам, Светлана.
С уважением и теплом, Эвелина. 🙂
Эвелина, мне очень приятно, что Вы побывали в моём любимом родном городе! Петербург неповторим, он совершенно особенный, он единственный такой в России. Конечно, современные районы далеки от совершенства, но центральная часть города прекрасна своей архитектурой, площадями и набережными Невы.
Я водила экскурсии и по городу тоже, по Летнему саду, и помню глаза людей, впервые увидевших эту красоту!
А где живёте Вы?
Да, Игорь, Вы абсолютно правы по поводу артистизма экскурсовода! К сожалению, я не нашла на Прозе страницы Вашей родственницы Марии Ивановны Булгаковой.
Спасибо за Ваше внимание и добрые слова!
Светлана, откройте, пожалуйста, мою страницу и в списке
избранных авторов в 4 строке снизу справа стоит Мария Булгакова. С уважением, Игорь.
Нашла! Спасибо! Читаю с интересом.
Хорошо, что такие строгие были требования к экскурсиям и экскурсоводам!
Рецензия на статью: пример написания
Рецензия на статью: пример написания
Что такое рецензия на статью и для чего она нужна
Рецензент должен подтвердить или опровергнуть профессиональную компетентность автора работы, рекомендовать ее к публикации в издании либо указать на детали, которые необходимо доработать. Экспертное мнение ставит своей задачей определить место статьи в научных кругах, подтвердить актуальность выбранной темы, ее практическую значимость, достоверность полученных научных результатов, дальнейшие перспективы практического применения изложенных фактов, внутреннюю логику текста, целесообразность методов исследования, обоснованность выводов и оценивает соблюдение общепринятых правил оформления.
Необходимость экспертной оценки научной статьи прописана в правилах исследовательских и образовательных учреждений, это свидетельствует о ее важности и о том, что любая научная работа должна быть объективно оценена компетентными лицами, что подтвердит ее научную ценность. Рецензии пишутся не только на исследовательские работы, но и на книги, статьи, целые области искусства, архитектуры, моды, литературы, выставок и т.д. Рецензенты – это специалисты, имеющие представление о том, как писать рецензию на статью.
Рецензия имеет статус официального документа. В роли рецензентов выступают лица с высоким профессиональным статусом в определенной сфере деятельности: с ученой степенью по специальности, которая соответствует теме работы.
Критерии для рецензирования статьи
Редакции журналов заинтересованы в том, чтобы с ними сотрудничали высококвалифицированные специалисты и именитые ученые в различных областях знаний. Чаще всего они являются внештатными научными сотрудниками издательств и привлекаются к работе в случае необходимости. Авторы, направляя свою работу на публикацию, обычно предварительно наводят справки о том, кто является рецензентом в конкретном журнале.
Традиционные критерии для профессионального рецензирования статьи:
Объем и содержание рецензии
Содержание рецензии зависит от того, какой вид работы оценивается: научное исследование, книга, дипломная работа, диссертация, кинофильм и т.д.
Приблизительный план того, как писать рецензию на научную статью, включает в себя соблюдение общих требований, носящих условный характер, так как тип рецензируемого объекта потребует соблюдения определенных правил:
Если рецензируется научная статья, то план должен содержать следующие пункты:
Резюме завершается информацией об эксперте: фамилия, имя, отчество, занимаемая должность.
Требования к содержанию рецензии:
Средний объем рецензии – от 1000 до 3000 знаков, это составляет примерно 1-2 страницы текста на листах формата А4.
Требования к оформлению
Стандарт, на который нужно ориентироваться – это ГОСТ 7.32-2001. На основе этого документа учебные и научные учреждения разрабатывают собственные методические указания о правилах составления рецензий.
Требования к тексту:
Виды рецензий на научную статью
Существуют две распространенные классификации рецензий:
Виды рецензий на научные работы:
Рецензия на научную статью
Рецензия на статью пишется, когда автор претендует на то, чтобы его работа была опубликована в научном журнале. Это необходимо тем, кто собирается связать свою жизнь с научной деятельностью. В рамках подготовки к защите диссертации соискатель должен опубликовать большое количество статей в научных журналах, и на каждую статью необходима рецензия.
Рецензия на ВКР
Рецензентом может быть назначен преподаватель факультета / института, руководитель организации, в которой студент проходил преддипломную практику. В рецензии на ВКР, аналогично другим видам экспертиз, отмечаются и положительные, и отрицательные моменты исследования, присутствует описание новизны работы и другие общепринятые параметры оценки. В резюме должна стоять оценка, которой, по мнению рецензента, достоин автор работы, в словесном выражении.
Рецензия на диссертацию
Если человек, получив диплом бакалавра, стремится заниматься научными исследованиями в дальнейшем и получить степень магистра и далее кандидата наук, он пишет диссертацию. Рецензия на диссертацию должна быть максимально объективной, написана компетентно с учетом всех требований к написанию экспертной оценки.
Все виды рецензий имеют одинаковую структуру. Требования к содержанию, объему, стилю также аналогичны.
Пример, как написать рецензию на научную статью:
Рецензент: Дунаевская А.И., доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической аналитики.
Как составить рецензию для ВАК-журнала
Составлением рецензии на статью занимается научный руководитель претендента на публикацию. Документ должен быть заверен экспертом с указанием информационных данных о рецензенте: его звании, должности, ученой степени при ее наличии. Подпись автора должна быть заверена печатью организации. Задача куратора – предоставить объективную оценку рецензируемой работе с описанием его сильных и слабых сторон.
Содержание рецензии на статью в ВАК:
Образец рецензии для публикации:
Речевые шаблоны для написания рецензии на статью
Рецензирование – это особый жанр, который не имеет ничего общего с художественным стилем, поэтому текст рецензии состоит из шаблонных фраз и клише:
Как стать рецензентом
Каждый специалист, имеющий соответствующее (высшее) образование, может стать рецензентом, если он разбирается в определенном направлении или теме. Чтобы стать востребованным рецензентом, необходимо иметь определенную репутацию в научных кругах. Это означает, что эксперт должен иметь не только багаж академических знаний, но и практическое подтверждение им: собственные научные публикации, ученую степень или звание, подтверждение участия в научных конференциях, симпозиумах разного уровня.
Образец рецензий на научные статьи
Для того, чтобы иметь представление о сути написания рецензии в интересующей вас области, необходимо не только изучить теорию ее составления, но и ознакомиться с образцами готовых экспертных оценок:
Рецензия на статью по медицине
Проект кафедры музеологии
Новости и события
Рецензия на выставку «Александр Родченко: Опыты для будущего»
Рецензия на выставку «Александр Родченко: Опыты для будущего»
Музеология, направление «Выставочная деятельность», 3 курс
Как и говорится во всех анонсах выставки, а также в обращениях кураторов, выставка, представляет на «суд» зрителя большое разнообразие работ Родченко: фотографии, пространственные конструкции, архитектурные композиции, макеты, эскизы, живопись, зарисовки интерьеров, дизайн посуды (сама посуда представлена в экспозиции), декорации для фильмов (представлены отрывками из фильмов на экранах, расположенных в залах). Расположены работы художника на 3 этажах в хронологическом порядке; таким образом в одном зале, как правило представлены разные виды искусства в едином хронологическом ключе.
Первые работы Родченко, как и первую экспликацию (по одной на каждый зал), можно увидеть сразу же при входе в музей. Единое постранство первого этажа музея соединяет кассы, гардероб, игровую зону для детей и, собственно, первое экспозиционное пространство, где, среди немногих работ, зрителя встречает, вероятно самая известная работа автора: иллюстрация к журналу «ЛЕФ» («Левый фронт искусства»). Зритель сразу различает «фирменные» черты творчества Родченко: коллажное изображение, сочетающее в себе крупный план женского лица (в данном случае Лиля Брик) с необычного ракурса, геометрические формы, кричащие лозунги и необычный, специально разработанный Родченко шрифт. Сразу же можно заметить, что этикетаж на выставке, хоть и составлен по всем правилам (с указанием названия, года, материалов, техники и источника получения), очень мал по своим размерам и требует приближенного взгляда, что зачастую невозможно на крупных выставках.
Отдельно хочется отметить потрясающий фотографический ряд, представленный на выставке, который ярко иллюстрирует, что Александр Михайлович не только смотрел в будущее, но и живет в нем сейчас. Здесь и популярные сейчас нестандартные ракурсы, и излюбленные фотографом серебряно-желатиновые отпечатки, превратившиеся сейчас в «модную» сепию, и так называемые «засвеченные» фотографии, и фотографии в коллажной технике, что сейчас также набирает обороты популярности; необычный эффект за счет «раскрашивания» фотографий гуашью поверх изображения – во всем этом узнаются современные и весьма популярные, широко используемые техники фотографии, распространенные даже на любительском поприще. Это ли не «опыты для будущего», сделанные мастером еще в начале 20-го века.
Выставке явно не хватает жизни, которой, как известно, полны сами работы Родченко. Здесь явно не хватает разнообразия структурных элементов, более подробного освещения тех же пространственных композиций и более понятной зрителю систематизации. Таким образом, выставка оказывается, безусловно, ценна по вложенному в нее контексту, и, что самое главное, считываема и репрезентативна, но вот художественного оформления для известной силы впечатления, так полезной каждой выставке, ей не хватает.
Текст в авторской редакции.
Читайте остальные рецензии в разделе «Рецензии студентов»