Руководство по JavaScript, часть 1: первая программа, особенности языка, стандарты
Недавно мы провели опрос, посвящённый целесообразности перевода этого руководства по JavaScript. Как оказалось, около 90% проголосовавших отнеслись к данной идее положительно. Поэтому сегодня публикуем первую часть перевода.
Это руководство, по замыслу автора, рассчитано на тех, кто уже немного знаком JavaScript и хочет привести свои знания в порядок а также узнать о языке что-то новое. Мы решили немного расширить аудиторию этого материала, включить в неё тех, кто совершенно ничего не знает о JS, и начать его с написания нескольких вариантов «Hello, world!».
Hello, world!
Программа, которую по традиции называют «Hello, world!», очень проста. Она выводит куда-либо фразу «Hello, world!», или другую подобную, средствами некоего языка.
JavaScript — это язык, программы на котором можно выполнять в разных средах. В нашем случае речь идёт о браузерах и о серверной платформе Node.js. Если до сих пор вы не написали ни строчки кода на JS и читаете этот текст в браузере, на настольном компьютере, это значит, что вы буквально в считанных секундах от своей первой JavaScript-программы.
Этот текст можно ввести с клавиатуры, можно скопировать и вставить его в консоль. Результат будет одним и тем же, но, если вы учитесь программировать, рекомендуется вводить тексты программ самостоятельно, а не копировать их.
Первая программа в консоли браузера — вывод сообщения в консоль
Ещё один вариант браузерного «Hello, world!» заключается в выводе окна с сообщением. Делается это так:
Вот результат выполнения этой программы.
Вывод сообщения в окне
Обратите внимание на то, что панель инструментов разработчика расположена теперь в нижней части экрана. Менять её расположение можно, воспользовавшись меню с тремя точками в её заголовке и выбирая соответствующую пиктограмму. Там же можно найти и кнопку для закрытия этой панели.
Инструменты разработчика, и, в том числе, консоль, имеются и в других браузерах. Консоль хороша тем, что она, когда вы пользуетесь браузером, всегда под рукой.
Основы JavaScript для начинающих разработчиков
Материал, перевод которого мы сегодня публикуем, посвящён основам JavaScript и предназначен для начинающих программистов. Его можно рассматривать и как небольшой справочник по базовым конструкциям JS. Здесь мы, в частности, поговорим о системе типов данных, о переменных, о массивах, о функциях, о прототипах объектов, и о некоторых других особенностях языка.
Примитивные типы данных
▍Числа
Арифметические операции JS работают вполне привычным образом, но надо обратить внимание на то, что оператор + может выполнять и сложение чисел, и конкатенацию строк.
▍Строки
Строки, как и другие примитивные значения, иммутабельны. Например, метод concat() не модифицирует существующую строку, а создаёт новую.
▍Логические значения
Объекты
Объекты — это динамические структуры, состоящие из пар ключ-значение. Значения могут иметь примитивные типы данных, могут быть объектами или функциями.
Объекты проще всего создавать, используя синтаксис объектных литералов:
Свойства объекта можно, в любое время, читать, добавлять, редактировать и удалять. Вот как это делается:
Объекты в языке реализованы в виде хэш-таблиц. Простую хэш-таблицу можно создать, используя команду Object.create(null) :
Для перебора всех свойств объекта можно воспользоваться командой Object.keys() :
▍Сравнение значений примитивных типов и объектов
При практической работе с примитивными значениями можно, как уже было сказано, воспринимать их как объекты, у которых есть свойства и методы, хотя объектами они не являются. Примитивные значения иммутабельны, внутренняя структура объектов может меняться.
Переменные
Если переменная объявлена за пределами какой-либо функции, её область видимости является глобальной.
Массивы
Методы массивов позволяют легко реализовывать такие структуры данных, как стеки и очереди:
Функции
Функции в JavaScript являются объектами. Функции можно назначать переменным, хранить в объектах или массивах, передавать в виде аргументов другим функциям и возвращать из других функций.
Существует три способа объявления функций:
▍Классическое объявление функции
При таком подходе к объявлению функций действуют следующие правила:
▍Функциональные выражения
При использовании функциональных выражений нужно учитывать следующее:
▍Стрелочные функции
▍Способы вызова функций
Функции можно вызывать различными способами.
Полное руководство по созданию классических приложений на JavaScript
Еще недавно разработка классических приложений считалась сложной задачей — для этого приходилось учить специальный язык программирования, например Java или C++. К счастью, сейчас веб-разработчики могут создавать прекрасные классические приложения, конвертируя код JavaScript в полноценные программы. Давайте разберемся, что для этого нужно.
Прежде чем перейти к основному материалу, ознакомьтесь с моим последним руководством по созданию классических приложений здесь. Это расширенная версия этой статьи, описывающая пять проектов и способы монетизации.
Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы.
Инструменты для создания классических приложений.
Создание классического приложения для чтения блога Medium.
1. Инструменты для создания классических приложений
Веб-разработчикам, которые намерены создавать классические приложения, сначала стоит ознакомиться с основными инструментами в их арсенале и сосредоточиться на самых полезных решениях с учетом поставленных задач. Рассмотрим три лучших фреймворка JavaScript для создания классических приложений, которые дадут вам общее представление о доступных инструментах.
Electron
Это самый популярный и эффективный инструмент — возьмем его на вооружение. Он служит нам верой и правдой уже не один год и завоевал уважение многих компаний, например Slack, Atom, Discord, Intuit и др.
Он был создан на GitHub и благодаря качественному коду заслужил отличную репутацию. Очевидно, что этот фреймворк будет развиваться и активно использоваться в будущем.
В его основе лежит движок Chrome, а это значит, что ваши приложения будут быстро работать на любых компьютерах.
Это прекрасное решение для веб-разработчиков, которые хотят заняться созданием классических приложений, поскольку в нем используются JavaScript, HTML и CSS.
Это еще один отличный инструмент, правда, менее популярный. С его помощью классические приложения можно разрабатывать на Node.js. Раньше этот движок назывался node-webkit, так как в нем используется та же технология, что и в браузерах Chrome и Safari.
Proton Native
Proton Native прекрасно подойдет тем, кто знаком с React и React Native. В нем используется фреймворк React, а значит, вы можете пользоваться любыми библиотеками React.js.
При решении некоторых задач он демонстрирует даже большую эффективность, чем Electron, поскольку в нем используется собственный движок, который обеспечивает производительность на уровне нативных приложений.
Он подойдет программистам, знакомым с React, которые хотят получить больше контроля в ущерб скорости разработки.
Теперь вы знакомы с основными инструментами разработки классических приложений, которые пригодятся веб-разработчику. Давайте начнем с Electron — это оптимальное решение для новичков, подходящее для выполнения большинства задач.
2. Настройка проекта с Electron.js
У этого фреймворка есть огромное преимущество: написав код один раз, вы можете сразу же развертывать его на устройствах Windows, Mac и Linux.
Для начала загрузите Node.js — он позволит исполнять код JavaScript вне браузера. Скачать можно отсюда: https://nodejs.org/en/
Откройте его в текстовом редакторе. Я использую Atom.io. Измените объект scripts так, как показано ниже. Больше ничего менять не нужно.
Примечание. Не удаляйте другие данные, просто обновите объект scripts. Он нам понадобится позже для запуска классического приложения. Вот как должен выглядеть ваш файл package.json.
package.json
Теперь нужно установить electron — это утилита командной строки, которую мы используем для управления проектом в качестве dev-зависимости.
Затем создайте файл index.js в корневой папке проекта. Этот файл будет использоваться для запуска нашего приложения. Добавьте в файл index.js этот код, чтобы вывести на экран стартовое окно.
index.js
App используется для установки приложения, над которым мы работаем, а BrowserWindow — для вывода стартового окна.
Теперь в корневой папке проекта нужно создать файл index.html с таким кодом (размещать его в подпапках нельзя):
index.html
Это простой файл на HTML5, назначение которого, вероятно, вам не совсем понятно. Обратите внимание на теги title и body — в них будет размещаться содержимое. Заголовок страницы — My Electron App, и в теге body есть точно такой же заголовок.
В верхней части страницы вы видите содержимое тега title, а на самой странице — заголовок.
Теперь приступим к разработке самобытного приложения для чтения блогов.
3. Создание классического приложения для чтения блога Medium
Сегодня мы создадим приложение для чтения блогов, которое показывает список определенных статей на Medium и позволяет читать их, не переходя на сайт.
В приложении можно просматривать только нужный вам контент, не отвлекаясь на дополнительные материалы сайта. В нем будут собраны все самые интересные статьи — и ничего лишнего.
Вот как оно будет выглядеть:
Хотите создать такое же? Тогда читайте дальше!
Разработка приложения не займет много времени. Мы сделаем это в три этапа.
Создание таблицы стилей и базового HTML, подключение таблицы стилей к веб-странице.
Получение данных с сайта Medium через RSS-канал и их обработка.
Разработка дизайна и функционала приложения.
1. Создание таблицы стилей и базового HTML, подключение таблицы стилей к веб-странице
Создайте новый файл style.css в корневой папке. Именно в нем мы будем писать весь CSS-код. Не забывайте, что мы пишем классическое приложение на языках, предназначенных для веб-разработки.
Импортируйте таблицу стилей в файл index.html следующим образом:
В HTML-файле измените содержимое тега body :
index.html
2. Получение данных с сайта Medium через RSS-канал и их обработка
HTML-файл настроен, и теперь мы можем получать данные с сайта Medium и отображать недавно добавленные статьи в нашем приложении. Для этого будем использовать RSS-каналы — это тот же самый блог, только конвертированный в формат JSON или XML, удобный для обработки в таких приложениях, как наше.
Теперь нужно объявить функцию getMediumArticles в файле inside.js со следующим содержимым:
inside.js
Теперь напишем HTML для отображения полученных данных в виде структурированного блока:
inside.js
Я пробовал разные решения, вариант с iframe оказался самым эффективным — его можно быстро открывать и закрывать.
Каждый блок представляет собой элемент div с заголовком и содержимым. Содержимое включает имя автора и описание статьи — вступление и изображение.
Закрываем последний div и html :
Теперь вставляем сгенерированный HTML-код на нашу страницу:
Вот как это сделать:
Функция findElement выбирает все интерактивные элементы в каждом блоке со статьей, ищет активную ссылку и загружает в iframe нужные данные.
Например, когда вы нажмете на изображение, в iframe откроется соответствующая статья целиком.
Возможно, вот эта часть в самом начале выглядит не очень понятно:
Но она всего лишь означает: «Проверь, отрендерился ли основной заголовок (main-title), если нет, попробуй снова выполнить эту функцию». Рендеринг полученных данных займет всего несколько секунд, и мы сможем получить доступ к статьям.
Обратите внимание на эту часть:
Окончательный сценарий inside.js
3. Разработка дизайна и функционала приложения
Наше приложение должно быть приятным в использовании, поэтому займемся дизайном. Вы можете оформить приложение по-своему или воспользоваться моим файлом style.css :
4. Развертывание приложения
Осталось только развернуть приложение, чтобы получить исполняемый файл, который можно запустить на компьютере Windows или Mac и опубликовать для скачивания другими пользователями.
Для этого установим пакет:
Это позволит осуществлять доступ к нужному нам инструменту electron-packager откуда угодно.
Теперь перейдите в папку проекта и запустите команду:
После выполнения этой команды приложение будет готово к использованию. Я работаю на Mac, поэтому создал папку medium-reader-darwin-x64 с несколькими файлами:
— LICENSE- LICENSES.chromium.html- medium-reader.app- version
Вот и все! Теперь вы знаете, как использовать веб-технологии для создания классических приложений с помощью Electron в рекордные сроки. Если вы хотите узнать больше, прочитайте полное руководство и рассмотрите пять дополнительных проектов, которые помогут вам создать портфолио, освоить новые навыки и выполнять более сложные заказы по разработке классических и веб-приложений: https://merunas.io/desktop-app-mastery.html
Вы научитесь создавать современные классические приложения, которые будут генерировать прибыль для вас и вашего бизнеса.
Всех желающих приглашаем на открытый урок «Создание интерактивных страниц, работа с анимациями». Урок посвящен анимациям в вебе. Рассмотрим способы создания интерактивных страниц, научимся анимировать переходы состояний HTML элементов, а также создавать анимации как на CSS, так и на JavaScript.
Гайд для начинающих: как написать JavaScript
Современный интернет немыслим без скриптов. Учимся писать на JavaScript.
Если бы для интернета писали Библию, она начиналась бы так:
Сначала была почта. И увидели инженеры, что это хорошо. И создали они WWW с гиперссылками. И увидели инженеры, что это тоже хорошо. И создали они тогда язык JavaScript для оживления страничек.
Примерно так происходило в реальности. JavaScript придумали, чтобы «оживить» HTML. Скрипты JavaScript пишутся непосредственно в текст HTML или хранятся в отдельных файлах, как и стили CSS. Они выполняются сразу после загрузки страницы в браузер.
Даже сам язык в первое время назывался LiveScript. Потом его переименовали в JavaScript, потому что планировали как-то увязать с языком общего назначения Java. Но сейчас у них нет практически ничего общего, а JavaScript — совершенно независимый язык программирования со своей четкой спецификацией ECMAScript.
Формально JavaScript является торговой маркой Oracle, а этот язык — «расширение» ECMAScript, наряду с JScript от Microsoft и ActionScript, но это скорее заморочки владельцев торговых марок. Главное, что свободный ECMAScript никому не принадлежит.
Со временем сфера влияния JavaScript значительно расширилась. Его начали использовать не только для скриптов на странице HTML, но и для серьезных больших веб-приложений и целых программ, которые работают в браузере. Есть инструменты, чтобы специальным образом «упаковать» эти программы и выполнять их отдельно от браузера. Это компиляторы и интерпретаторы, которые более подробно рассматриваются на обучающих курсах «Java-разработчик» и «Веб-разработчик».
Приложения JavaScript выполняются в любой среде, где есть соответствующий интерпретатор.
Как сделать JavaScript? Написать элементарный скрипт не сложнее, чем простую HTML-страничку, ведь скрипты JavaScript пишутся обычным текстом, то есть их можно создавать буквально в том же «Блокноте», сохраняя потом в отдельных файлах или вставляя в тело HTML-документа. Самые простые вещи на JavaScript делаются действительно просто.
Как написать JavaScript
Для примера сделаем простой скрипт для выполнения сервером сценариев Windows. Этот скрипт можно написать прямо в «Блокноте» и выполнить без браузера.
Пишем этот текст в «Блокноте», затем сохраняем файл под именем skillbox.js и запускаем в «Проводнике» Windows.
alert()
Метод alert() отображает окошко с кнопкой «OK». В окне выводится сообщение, которое указано в скобках. Например, «Привет, Skillbox!». То есть в данном случае браузер делает ровно то же самое, что перед этим делал сервер сценариев Windows.
Эти примеры тоже можно писать в «Блокноте», только сохранять в файлах с расширением HTML. Например, skillbox.htm.
В качестве аргумента alert() можно указать не только конкретный текст, но и результат каких-либо вычислений или обработки других данных. Например, alert(x), где x вычисляется отдельно.
confirm()
Метод confirm() выводит такое же окно с сообщением, но уже с двумя кнопками — «ОК» и «Отмена». В зависимости от того, какую кнопку щелкнет пользователь, метод возвращает либо значение true, либо false. Сервер получает это возвращаемое значение от пользователя и выполняет какое-то действие, в зависимости от ответа.
Синтаксис такой же, только здесь логически предполагается выбор, так что пользователю задают вопрос.
prompt()
Метод prompt() выводит диалоговое окно с сообщением и текстовым полем, куда пользователь вводит данные. Здесь тоже предусмотрены две кнопки «ОК» и «Отмена». По нажатию первой кнопки метод возвращает на сервер введенный текст, а по нажатию второй кнопки возвращает логическое значение false.
Синтаксис здесь такой:
Значение поля ввода необязательно. Туда можно вписать текст, который изначально введен в поле для удобства пользователя.
Возможности современного JavaScript выходят далеко за рамки примитивного ввода-вывода данных через формы. Эти методы мы привели только в качестве самых простых примеров. Кроме этого, JavaScript позволяет реагировать на действия пользователя. Например, на движения мышкой или нажатие определенных клавиш. JavaScript часто используется для обеспечения асинхронной работы ( Технология AJAX), когда информация на странице обновляется без ее перезагрузки. В этом режиме данные отправляются на сервер и загружаются оттуда в интерактивном режиме. Кроме того, JavaScript способен манипулировать с HTML-элементами на странице (создавать и прятать теги и т.д.) и делать многое другое.
Полезные инструменты
Консоль разработчика
Во всех популярных браузерах есть специальная консоль разработчика. Она показывает код скриптов на странице, а также выводит другую полезную информацию. В Chrome, Firefox и IE консоль разработчика открывается по нажатию горячей клавиши F12, в Safari — Ctrl+Shift+I или Ctrl+Alt+C. На скриншоте скрипты отображаются справа вверху, вместе с другими элементами веб-страницы.
Редакторы кода
В дальнейшем для удобного программирования понадобится установить редактор кода или IDE (Integrated Development Environment), интегрированную среду разработки. IDE — это редактор с расширенной функциональностью, который интегрирован с другими полезными инструментами, поддерживает подключение дополнительных модулей и так далее.
Для начала можно рекомендовать один из легких редакторов:
В будущем есть смысл присмотреться к IDE:
Заключение
Инструкторы на курсе «JavaScript с нуля» посоветуют лучшие инструменты и помогут разобраться с любыми вопросами. Это практический 4-месячный курс для тех, кто хочет научиться основам языка сценариев с индивидуальным наставником, разработать фронтенд для интерактивного веб-проекта и положить кейс к себе в портфолио.
Курс идеально подойдет дизайнерам-разработчикам и начинающим программистам, кто уже знаком и умеет разрабатывать страницу на HTML и CSS, но не намерен останавливаться в изучении программирования. Преподаватели практически «на пальцах» объяснят базовые основы синтаксиса JavaScript, научат создавать визуальные интерактивные элементы и помогут разработать первый веб-проект на JavaScript.
Пишет про разработку в Skillbox. Работал главным редактором сайта «Хабрахабр», ведет корпоративные блоги.
Основы JavaScript
JavaScript – это язык программирования, который добавляет интерактивность на ваш веб-сайт (например: игры, отклик при нажатии кнопок или при вводе данных в формы, динамические стили, анимация). Эта статья поможет вам начать работать с этим захватывающим языком и даст вам представление о том, на что он способен.
Что такое JavaScript на самом деле?
JavaScript («JS» для краткости) — это полноценный динамический язык программирования, который применяется к HTML документу, и может обеспечить динамическую интерактивность на веб-сайтах. Его разработал Brendan Eich, сооснователь проекта Mozilla, Mozilla Foundation и Mozilla Corporation.
JavaScript невероятно универсален и дружелюбен к новичкам. Обладая большим опытом, вы сможете создавать игры, анимированную 2D и 3D графику, полномасштабные приложения с базами данных и многое другое!
JavaScript сам по себе довольно компактный, но очень гибкий. Разработчиками написано большое количество инструментов поверх основного языка JavaScript, которые разблокируют огромное количество дополнительных функций с очень небольшим усилием. К ним относятся:
Поскольку эта статья должна быть только лёгким введением в JavaScript, мы не собираемся путать вас на этом этапе, подробно рассказывая о том, какая разница между основным языком JavaScript и различными инструментами, перечисленными выше. Вы можете подробно изучить все это позже, в нашей учебной области JavaScript и в остальной части MDN.
Ниже мы познакомим вас с некоторыми аспектами основного языка, и вы также будете играть с несколькими функциями API браузера. Веселитесь!
Пример «hello world»
Предыдущий раздел звучит очень многообещающе, и это на самом деле так — JavaScript является одной из самых перспективных веб-технологий, и когда вы освоитесь и начнёте использовать его, ваши веб-сайты перейдут в новое измерение мощи и креативности.
Тем не менее, с JavaScript немного более сложно освоиться, чем с HTML и CSS. Вам придётся начать с малого, продолжая изучение небольшими шагами. Для начала мы покажем вам, как добавить некоторые основы JavaScript на вашу страницу, чтобы создать «hello world!» пример (стандарт в начальных примерах программирования).
Важно: Если вы не следили за остальным нашим курсом, скачайте этот пример кода и используйте его в качестве стартовой точки.