Как написать сочинение по цитате из текста на ОГЭ
Если нужно написать сочинение по цитате из текста, то ей может быть его основная мысль или фраза, обобщающая или завершающая приведенный отрывок, однако, так или иначе, она будет касаться смысла текста.
Обязательно помните:
— Объём сочинения должен быть больше 70 слов.
— Пишите сочинение аккуратно, все исправления должны быть только в черновике!
— Ваше сочинение — 3 или 4 абзаца: вступление, аргументы (один или два абзаца), вывод.
Чтобы хорошо справиться с заданием, необходимо:
Требования к основным структурным компонентам
В задании сказано, что написать необходимо сочинение-рассуждение. Значит каждая из частей вашего сочинения должна соответствовать определенным критериям.
1. Введение
В этой части необходимо сформулировать тезис. Им, по определению, является предлагаемая цитата. Соответственно, она может быть процитирована в тексте. Например, с помощью таких конструкций: «Автор (фамилия) утверждает, что …. (цитата или частичная цитата)» или «… (цитата) – утверждает (говорит, пишет) автор (фамилия). Далее в одном-двух предложениях необходимо отразить свое отношение к приведенной мысли. Таким образом, объем вводной части – не более 2-3 предложений.
2. Основная часть
Для перечисления аргументов могут быть использованы слова «во-первых», «во-вторых», «также», «точно также» и пр. После каждого из аргументов приводится иллюстрирующий его пример из текста. В этом случае стоит руководствоваться следующими основными требованиями:
Так как для доказательства тезиса используется два аргумента, будет логично, если каждый из них будет выделен в отдельный абзац. Не стоит стремиться к тому, чтобы найти больше доказательств. Это чревато возможными ошибками, нарушениями логичности структуры, большим количеством слов. Приводя примеры, можно использовать цитирование, пересказ содержания предложений или просто ссылаться на их номер.
3. Заключение
Эта часть подводит итоги сочинения, по объему она примерно равна введению. В ней необходимо обозначить, что цель рассуждения достигнута. Для этого одним предложением стоит пересказать тезис, но сделать это другими словами. Для связи с предыдущими частями используются слова: «итак», «таким образом», «на самом деле», «это подтверждает» и пр.
Помните, что кроме соответствия обозначенным требованиям, при проверке сочинения учитываются критерии, обычные для любой аналогичной работы:
А это значит, что только комплексный подход гарантирует написание интересной и грамотной работы, которая будет выгодно отличаться от других сочинений.
ОГЭ. Русский язык. Задание 9.1. Как написать сочинение по цитате? СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.
Задание 9.1.
СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.
Задание № 9.1. на ОГЭ по русскому языку предполагает написание сочинения по цитате. Рассмотрим, какие цитаты могут быть предложены и как нужно писать по ним сочинение.
СОВЕТЫ по подготовке к написанию сочинения 9.1.
Цитаты о языке.
СОВЕТ № 1.
Повторите ТЕОРИЮ, необходимую для написания сочинения по данным темам цитат.
Как писать вступление в сочинении по заданию 9.1?
Вам необходимо во вступлении объяснить смысл цитаты.
Для этого нужно приводить её или фразы из неё в своём объяснении.
Пример.
Пример.
Пример.
Современный лингвист Л. Ю. Максимов, говоря о роли «абзацного отступа», отмечает, что с его помощью можно выделить «наиболее важные пропуск цитаты … группы предложений или отдельные предложения».
СОВЕТ № 2.
Хорошо знайте способы цитирования, чтобы грамотно воспользоваться ими во вступлении при анализе смысла цитаты.
Начинает сочинение с предложения, содержащего ОБЩИЕ сведения по теме цитаты.
Пример.
Пример.
Приведу примеры из предложенного текста (называете автора) в качестве доказательства сказанного.
Совет № 3.
Лучше начинать сочинение по принципу «от общего к частному», объяснять смысл цитаты, перефразируя её, заканчивать вступление заготовленным клише.
Как писать основную часть сочинения?
Пример.
Текст Н. Аксёновой посвящён тому, как автор, от чьего лица ведётся повествование, с течением времени изменил своё отношение к отцу. Так, в первом абзаце (предложения № 1-5) отмечено, как ребёнок стыдился отца, его внешности, когда тот приходил играть на баяне в детском саду, как все ребята «давились от смеха», смотря на него. Данный абзац полностью раскрывает микротему: отношение ребёнка к отцу в детстве.
Абзац № 3 (предложения 11-24) посвящён событию, круто изменившему отношение девочки к отцу. В трудную минут, когда ей угрожала опасность, когда застряла машина в метель, а водитель растерялся («Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал»), отец пошёл пешком за помощью. Он проявил настоящее мужество. В данном абзаце уже другая микротема – поведение отца в трудную минуту, но в то же время это часть общего текста.
СОВЕТ № 4.
Приводите аргументы из текста, раскрывающие смысл цитаты лингвиста с разных сторон. Можно приводить яркие цитаты и из текста. Главное: передавая содержание абзаца, не пересказывайте его, а именно доказывайте вашу главную мысль о роли абзаца в тексте.
Пример.
Пример.
Нужно учиться правильно выделять микротемы в письменной речи (в сочинении, изложении и др.), понимая, что от этого во многом завит восприятие текста.
СОВЕТ № 5.
Помните, что вступление и заключение сочинения – это совершенно разные его части. Если во вступлении вы разъясняете смысл цитаты, то в заключении подводите итог, выказывая свою позицию по поводу того, ЧТО нужно делать, чтобы не допускать ошибок, почему это так важно уметь.
НЕЛЬЗЯ в заключении писать то же, что и во вступлении, только разыми словами. Нужно подводить итог: для чего вы вообще рассуждали на данную тему, какие для себя сделали выводы.
Таковы мои советы и рекомендации по написанию сочинения № 9.1.
Статья о роли ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ ЗДЕСЬ.
Учите теорию, пишите сочинения. Тогда у вас на ОГЭ не будет проблем.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
ОГЭ. Задание 15.1. Сочинение – рассуждение по раскрытию смысла высказывания. Рекомендации
Задание 15.1. может звучать примерно следующим образом.
(рекомендации)
Рекомендации сопровождаются примерами сочинения по цитате Лихачёва Д.С.
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Пример
Пример (по тексту из демоверсии 2016 года)
1 пример. В нём даём характеристику Анны Фёдоровны по её речи.
2 пример. По речи характеризуются дети.
Совершенно иначе говорят с ней ребята, особенно мальчик. Его речь даже несколько высокомерная. Тон мальчика Анне Фёдоровне не понравился (№ 14).Желание получить оригиналы писем любой ценой приводят к тому, что дети несколько грубы с женщиной, не могут понять, как ей дороги письма, и речь их – официальная (№ 19). В ней – безразличие к судьбе героини. И читатель не удивился, когда понял, что дети просто украли эти письма. Речь – отражение сухости, чёрствости и эгоизма детей.
Комментарий.
Пример
Таким образом, прав был Лихачёв Д.С., высказывая мысль о том, что речь человека во многом характеризует его как личность. Поэтому необходимо развивать свою речь, учиться, пополнять свой словарный запас, много читать, чтобы говорить красиво и убедительно. А ещё нужно помнить, что надо следить за тем, что и как мы говорим, чтобы не обидеть собеседника. Пусть язык, наша речь будут друзьями, а не врагами.
Критерии оценивания задания 15-1.
Наличие примеров-аргументов – 3 б.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения – 2 б.
Композиционная стройность работы – 2 б.
Максимальное количество баллов за сочинение 15.1.
по критериям К1–К4 – 9 б.
Критерии оценивания грамотности и фактической точности
Соблюдение норм пунктуации – 2 б.
Соблюдение грамматических норм – 2 б.
Соблюдение речевых норм – 2 б.
Фактическая точность – 2 б.
Максимальное количество баллов – 10
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Задание 9.1.
Как написать сочинение по цитате?
СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.
Задание № 9.1. на ОГЭ по русскому языку предполагает написание сочинения по цитате. Рассмотрим, какие цитаты могут быть предложены и как нужно писать по ним сочинение.
СОВЕТЫ по подготовке к написанию сочинения 9.1.
Цитаты о языке.
Условно все предлагаемые в задании цитаты можно разделить на следующие группы.
СОВЕТ № 1.
Повторите ТЕОРИЮ, необходимую для написания сочинения по данным темам цитат.
Как писать вступление?
Вам необходимо во вступлении объяснить смысл цитаты.
Для этого нужно приводить её или фразы из неё в своём объяснении.
Способы цитирования.
Пример.
Современный лингвист Л. Ю. Максимов отмечает: «При помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
Пример.
По словам современного лингвиста Л. Ю. Максимова, «при помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
Пример.
Современный лингвист Л. Ю. Максимов, говоря о роли «абзацного отступа», отмечает, что с его помощью можно выделить «наиболее важные пропуск цитаты … группы предложений или отдельные предложения».
СОВЕТ № 2.
Хорошо знайте способы цитирования, чтобы грамотно воспользоваться ими во вступлении при анализе смысла цитаты.
Вступление (продолжение).
Начинает сочинение с предложения, содержащего ОБЩИЕ сведения по теме цитаты.
Пример.
В тексте важны все его элементы: построение, связь предложений, и, конечно, правильное деление его на абзацы.
Пример.
Действительно, в каждом абзаце содержится отдельная микротема, которая раскрывает тему всего текста. Поэтому правильно разделённый на абзацы текст позволяет акцентировать внимание на отдельным темах каждого их них и лучше понять текст целиком. Абзацы логически разделяют эти миктроемы.
Приведу примеры из предложенного текста (называете автора) в качестве доказательства сказанного.
Совет № 3.
Лучше начинать сочинение по принципу «от общего к частному», объяснять смысл цитаты, перефразируя её, заканчивать вступление заготовленным клише.
Как писать основную часть сочинения?
Сочинение по задания 9.1 в плане аргументов, наверное, самое простое.
Так, в примере с цитатой об абзацах нужно в первом аргументе показать, как в абзаце раскрыта одна микротема, а в другом — другая.
Пример.
Текст Н. Аксёновой посвящён тому, как автор, от чьего лица ведётся повествование, с течением времени изменил своё отношение к отцу. Так, в первом абзаце (предложения № 1-5) отмечено, как ребёнок стыдился отца, его внешности, когда тот приходил играть на баяне в детском саду, как все ребята «давились от смеха», смотря на него. Данный абзац полностью раскрывает микротему: отношение ребёнка к отцу в детстве.
Абзац № 3 (предложения 11-24) посвящён событию, круто изменившему отношение девочки к отцу. В трудную минут, когда ей угрожала опасность, когда застряла машина в метель, а водитель растерялся («Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал»), отец пошёл пешком за помощью. Он проявил настоящее мужество. В данном абзаце уже другая микротема – поведение отца в трудную минуту, но в то же время это часть общего текста.
СОВЕТ № 4.
Приводите аргументы из текста, раскрывающие смысл цитаты лингвиста с разных сторон. Можно приводить яркие цитаты и из текста. Главное: передавая содержание абзаца, не пересказывайте его, а именно доказывайте вашу главную мысль о роли абзаца в тексте.
НЕ ДОПУСКАЙТЕ ОШИБОК:
Как писать заключение?
Пример.
Таким образом, прав был лингвист Л.Ю. Максимов, отмечая важность абзацев для выделения смысла предложения или группы предложений в тексте.
Пример.
Нужно учиться правильно выделять микротемы в письменной речи (в сочинении, изложении и др.), понимая, что от этого во многом завит восприятие текста.
СОВЕТ № 5.
Помните, что вступление и заключение сочинения – это совершенно разные его части. Если во вступлении вы разъясняете смысл цитаты, то в заключении подводите итог, выказывая свою позицию по поводу того, ЧТО нужно делать, чтобы не допускать ошибок, почему это так важно уметь.
НЕЛЬЗЯ в заключении писать то же, что и во вступлении, только разыми словами. Нужно подводить итог: для чего вы вообще рассуждали на данную тему, какие для себя сделали выводы.
Таковы мои советы и рекомендации по написанию сочинения № 9.1.
Теоретический материал тоже готовится, скоро появится на сайте.
Учите теорию, пишите сочинения. Тогда у вас на ОГЭ не будет проблем.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Эссе ЕГЭ
Авторский сайт Мельниковой Веры Александровны
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
ОГЭ. Русский язык. Задание 9.1. Как написать сочинение по цитате? СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.
Задание № 9.1. на ОГЭ по русскому языку предполагает написание сочинения по цитате. Рассмотрим, какие цитаты могут быть предложены и как нужно писать по ним сочинение.
СОВЕТЫ по подготовке к написанию сочинения 9.1.
Цитаты о языке.
Условно все предлагаемые в задании цитаты можно разделить на следующие группы.
СОВЕТ № 1.
Повторите ТЕОРИЮ, необходимую для написания сочинения по данным темам цитат.
Вам необходимо во вступлении объяснить смысл цитаты.
Для этого нужно приводить её или фразы из неё в своём объяснении.
Способы цитирования.
Пример.
Современный лингвист Л. Ю. Максимов отмечает: «При помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
Пример.
По словам современного лингвиста Л. Ю. Максимова, «при помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
Пример.
Современный лингвист Л. Ю. Максимов, говоря о роли «абзацного отступа», отмечает, что с его помощью можно выделить «наиболее важные пропуск цитаты … группы предложений или отдельные предложения».
СОВЕТ № 2.
Хорошо знайте способы цитирования, чтобы грамотно воспользоваться ими во вступлении при анализе смысла цитаты.
Вступление (продолжение).
Начинает сочинение с предложения, содержащего ОБЩИЕ сведения по теме цитаты.
Пример.
В тексте важны все его элементы: построение, связь предложений, и, конечно, правильное деление его на абзацы.
Пример.
Действительно, в каждом абзаце содержится отдельная микротема, которая раскрывает тему всего текста. Поэтому правильно разделённый на абзацы текст позволяет акцентировать внимание на отдельным темах каждого их них и лучше понять текст целиком. Абзацы логически разделяют эти миктроемы.
Приведу примеры из предложенного текста (называете автора) в качестве доказательства сказанного.
Совет № 3.
Лучше начинать сочинение по принципу «от общего к частному», объяснять смысл цитаты, перефразируя её, заканчивать вступление заготовленным клише.
Как писать основную часть сочинения?
Сочинение по задания 9.1 в плане аргументов, наверное, самое простое.
Так, в примере с цитатой об абзацах нужно в первом аргументе показать, как в абзаце раскрыта одна микротема, а в другом — другая.
Пример.
Текст Н. Аксёновой посвящён тому, как автор, от чьего лица ведётся повествование, с течением времени изменил своё отношение к отцу. Так, в первом абзаце (предложения № 1-5) отмечено, как ребёнок стыдился отца, его внешности, когда тот приходил играть на баяне в детском саду, как все ребята «давились от смеха», смотря на него. Данный абзац полностью раскрывает микротему: отношение ребёнка к отцу в детстве.
Абзац № 3 (предложения 11-24) посвящён событию, круто изменившему отношение девочки к отцу. В трудную минут, когда ей угрожала опасность, когда застряла машина в метель, а водитель растерялся («Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал»), отец пошёл пешком за помощью. Он проявил настоящее мужество. В данном абзаце уже другая микротема – поведение отца в трудную минуту, но в то же время это часть общего текста.
СОВЕТ № 4.
Приводите аргументы из текста, раскрывающие смысл цитаты лингвиста с разных сторон. Можно приводить яркие цитаты и из текста. Главное: передавая содержание абзаца, не пересказывайте его, а именно доказывайте вашу главную мысль о роли абзаца в тексте.
НЕ ДОПУСКАЙТЕ ОШИБОК:
Как писать заключение?
Пример.
Таким образом, прав был лингвист Л.Ю. Максимов, отмечая важность абзацев для выделения смысла предложения или группы предложений в тексте.
Пример.
Нужно учиться правильно выделять микротемы в письменной речи (в сочинении, изложении и др.), понимая, что от этого во многом завит восприятие текста.
Помните, что вступление и заключение сочинения – это совершенно разные его части. Если во вступлении вы разъясняете смысл цитаты, то в заключении подводите итог, выказывая свою позицию по поводу того, ЧТО нужно делать, чтобы не допускать ошибок, почему это так важно уметь.
НЕЛЬЗЯ в заключении писать то же, что и во вступлении, только разыми словами. Нужно подводить итог: для чего вы вообще рассуждали на данную тему, какие для себя сделали выводы.
Таковы мои советы и рекомендации по написанию сочинения № 9.1.
Теоретический материал тоже готовится, скоро появится на сайте.
Учите теорию, пишите сочинения. Тогда у вас на ОГЭ не будет проблем.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.