Как копирайтеру оформить портфолио, чтобы получать заказы
Начните с простого гуглдокумента
Частая ошибка новичков — начать работу над портфолио с выбора платформы, где можно его собрать. В итоге они заморачиваются над дизайном и бесконечно долго перебирают красивые шаблоны. А портфолио так и не заводят.
Красивый дизайн это здорово, но лучше начните с толкового содержания. Прежде всего надо решить, чем наполнить портфолио.
Для начала сделайте самую простую визитку в гуглдокументе. Всего 30 минут работы, и вы получите готовый инструмент, который можно сразу пустить в дело: отправлять клиентам, получать заказы и набираться опыта.
Выберите лучшие тексты
На старте, когда у вас мало работ, добавляйте в портфолио все тексты, что вам нравятся. Собирайте любые статьи, которые получили хороший отклик у заказчика или читателей — собрали много просмотров, комментариев и лайков.
Дальше, когда работ будет все больше, регулярно обновляйте портфолио. Меняйте старые тексты на новые, более качественные, добавляйте тексты, которые писали для известных брендов, — они привлекают внимание. Если есть, добавляйте тексты в разных форматах — статьи, рассылки, лендинги. Следите за тем, чтобы портфолио не превратилось в бесконечное полотно ссылок, — в большинстве случаев вам хватит 10−15 текстов в разных форматах.
Когда формируете портфолио, держите в уме, что заказчики в первую очередь обращают внимание на тексты, близкие к их задачам. Поэтому, если хотите писать для всех и обо всем, постарайтесь сделать портфолио более разнообразным. Если хотите делать только лендинги или писать только на тему личных финансов — добавляйте соответствующие примеры работ. Можете прямо в портфолио написать, какие темы и форматы в приоритете.
Только, прежде чем забрать работу в портфолио, спросите, согласен ли заказчик.
Напишите, что сделали, и покажите результат
Копирайтеры часто оформляют портфолио так: бросают кучу безымянных ссылок в надежде, что заказчик сам будет в этом копаться. Не делайте так.
1. Во-первых, подпишите ссылки. Пусть у каждой будет понятное название, что это за текст и о чем. Чтобы заказчику не надо было наугад открывать кучу текстов, когда есть время почитать только один-два.
2. Во-вторых, в описании к работе добавьте короткий рассказ, что и для кого делали. Например, если вам пришлось провести 10 интервью, чтобы собрать материал для статьи, — круто, это полезное для работы умение, о котором стоит рассказать. Или пришлось попробовать 15 видов кофе, чтобы написать пост о кофейне, — тоже здорово. Это показывает, что вы пишете, опираясь на опыт, а не поиск в интернете.
По возможности уточните у заказчика, как текст сработал: стало ли больше заказов, увеличилось ли время пребывания людей на сайте. Такое тоже классно бы добавить в описание работы, чтобы доказать эффективность вашей работы.
Если писать особо не о чем и вы просто хорошо сделали работу по готовому техзаданию — это не страшно. Просто покажите работу и напишите, для кого ее делали.
Как грамотно оформить портфолио копирайтеру?
Вот и настал тот день, когда вы посмотрели в зеркало и увидели там потрясающего профессионального копирайтера. Поздравляем! Осталось рассказать об этом миру и начать стоит с качественного портфолио. Как его составить, чтобы клиенты в очередь выстраивались, а чек за услуги рос в геометрической прогрессии, читайте в статье.
Проявите заботу о своих будущих клиентах и сделайте портфолио удобочитаемым. Есть несколько обязательных пунктов.
Кто я? или расскажите о себе
Всегда приятно общаться с живым настоящим человеком. Небольшой рассказ «О себе» позволит заказчику понять, подходите вы друг другу или нет, и насколько вы соответствуете задаче. Пишите только то, что действительно важно для клиента:
Не пишите в данном разделе то, что не имеет отношения к вашей деятельности!
Выберите несколько лучших текстов по темам и жанрам, на которые вы пишете. Какого-то стандарта по числу работ в портфолио нет. Оптимальное количество – от 10 до 20 разноплановых текстов.
Не ограничивайте потенциальных клиентов способами связи с вами, укажите разные варианты контактных данных:
Непременно уточните, в какое время вы доступны для обсуждения сотрудничества, и как скоро вы сможете ответить на полученное сообщение.
Укажите цену вашей работы или параметры ее определения. Например: обозначьте стоимость за 1 000 знаков текста или фиксированную оплату за статью. Наличие точного прайса способно выделить вас среди десятков других авторов, и, скорее всего, выбор будет сразу же сделан в вашу пользу, поскольку клиенту не придется «писать в личку», чтобы узнать цену.
Обязательно перечислите способы приема оплаты: электронные кошельки, банковская карта, расчетный счет ИП и т. д. Также желательно указать формат оплаты – предоплата в % или постоплата.
Добавляйте в портфолио только полезные отзывы, где указано: какую именно работу вы выполнили для клиента, какую задачу помогли решить, какие навыки и качества оценил клиент. При этом все отзывы должны быть реальными и подписаны настоящим именем заказчика. Хорошо, если указана ссылка на профиль клиента в соцсетях, есть его фото и название должности. Также можно добавить скрины бумажных писем с отзывами, на официальных бланках или с подписью клиента.
К каждому примеру можно добавить небольшое описание: какая задача была поставлена, что именно вы сделали, каким получился результат. Этим вы покажете потенциальному заказчику, что вы решаете проблемы, а не просто пишете статьи.
Ни в коем случае не добавляйте сделанную на заказ работу в формате текста или файла pdf. Такой контент индексируется поисковыми системами, что снизит уникальность текстов на сайте клиента. И еще, даже если вы работаете без NDA (договор о неразглашении информации), желательно заранее получить у заказчика согласие на добавление работы в портфолио.
Существует много способов оформить портфолио. Мы подскажем вам самые оптимальные варианты.
Свой сайт можно создать разными способами. Например, при наличии технических навыков несложно сделать сайт на WordPress, Drupal, Joomla или подобной CMS. Для оформления портфолио без опыта в веб-разработке подойдут конструкторы. Достаточно выбрать подходящий шаблон, разместить нужные блоки в желаемом порядке и добавить контент. Конструкторы предусматривают наличие хостинга и, как правило, домена третьего уровня. Примеры:
Наличие собственного сайта повышает имидж копирайтера в глазах клиента, позволяет вести блог, привлекать клиентов из поиска, продвигаться через SEO или контекстную рекламу.
Сервисы для портфолио
Если вы не хотите изучать CMS или разбираться в интерфейсе конструктора, попробуйте сервисы, специально предназначенные для создания портфолио:
Эти ресурсы уже имеют готовый шаблон, вам нужно только загрузить свои работы и исправить текстовые данные. Бесплатные планы имеют ограничения, но при оплате функционал расширяется.
Страницы в социальных сетях
Оформить портфолио можно и в социальных сетях: на своей странице или в специально созданной группе. В своем аккаунте вы можете завести отдельный альбом со скринами ваших работ. К каждому изображению добавьте краткое описание «задача-работа-результат» и ссылку на публикацию. В группе для портфолио, вы можете размещать ссылки на ваши работы или репосты, дополняя их описаниями вашего участия.
Если уж совсем лень заморачиваться, то простейшее портфолио можно сделать в обычном Google Документе, поместив в него перечень ссылок на публикации ваших работ и важные данные. По желанию дополните ссылки изображениями и скриншотами. Минус этого варианта – такое портфолио не попадет в поиск и клиенты не найдут его без вашей помощи.
Если вы планируете отдать все лучшие проекты своим конкурентам и в ваши планы не входит писать статьи за достойную оплату, то однозначно проигнорируйте собственную презентацию. Даже не пробуйте написать тексты специально для портфолио, если вам пока нечего показать и вы только начинаете свой профессиональный путь. Непоколебимая вера, что получить заказы вам помогут ваш диплом или стаж, неподтвержденные наглядно, очистит путь реальным специалистам, что тоже неплохо, но не для вас)
Как написать текст о себе, и 17 вопросов, которые помогут это сделать
Нам навязали, что говорить о себе — некрасиво, неэтично и вообще признак невоспитанности. Нам дали понять, что тексты могут писать только крутые копирайтеры. Поэтому многие стесняются и не знают, как написать текст о себе, чтобы это было интересно. Вместо живых осмысленных текстов на сайтах компаний висит одно и то же: про команду профессионалов, про широкий спектр услуг и комфортные условия. Иляна Агеева рассказывает, что нам мешает писать о себе и какие маяки и советы помогут таки это сделать.
Вы знаете, что можете без помощи копирайтера писать о себе так, что люди ахнут? Но вам мешают причины, из-за которых вы пока не рассказали свою историю.
Какие 4 таракана мешают написать о себе
Как ментор по копирайтингу для предпринимателей я заметила вот что. Те, кто не может рассказать о себе, испытывают одно из определённых переживаний. Это нормально и вполне естественно. Давайте назовем эти переживания ласково: наши любимые тараканы. Познакомимся с ними, найдем своего и узнаем про методы дрессировки.
Таракан Федя, он же “Да кто я такой, чтобы говорить о себе”
Провоцирует синдром псевдостесняшки, который нам навязали в прошлом. Некрасиво якать. Некрасиво говорить о себе. Не нужно тянуть одеяло на себя. С другой стороны, вы уже потянули его на себя — вместо того, чтобы просто прожигать жизнь, вы что-то делаете. И у вас это получается, чёрт возьми! Иначе откуда клиенты и отзывы? Вам платят за товар или услугу. Вы можете помочь ещё большему количеству людей. Нужно чтобы они узнали о вас, начали доверять и стали частью вашей стаи. Им нужны ваши тексты о себе.
Игнатея, она же “Сначала мне нужно пройти 100500-й тренинг по сторителлингу”
Сегодня это направление копирайтинга — одно из самых популярных. И таинственных. Я сама очень долго считала, что не могу писать истории. Что сначала нужно прочитать много книг, пройти очередные тренинги, заплатить кучу денег тем, кто позиционирует себя как узкий специалист по сторителлингу. А потом прошел мой собственный 5-дневный сторичеллендж. Одна участница после первого текста получила заказ — она разместила свою историю, и к ней обратилась виртуальная подруга за помощью. Вторая — шикарно выступила на конференции, и с тех пор, когда нужно рассказать о себе, делает это в формате истории. Вам не нужны тонны курсов, чтобы поведать о себе. Эта история — уже внутри вас. Выпустите её наружу.
Апофестотель, он же “У меня по русскому языку была 4, я не смогу сам написать текст”
Открою вам тайну: некоторые крутые копирайтеры пишут “втечении” вместо “в течение” и не знают, что перед “что” нужно поставить запятую. Вместо них это делают редакторы и корректоры. Поэтому если вы не уверены в своих знаниях правил, подключите тех, кто этим профессионально занимается. В этом нет ничего зазорного — такие люди подстрахуют вас и помогут усилить и подчистить ваши тексты.
Контент-план для Инстаграма преподносят как неотъемлемый элемент стратегии по увеличения продаж. Но так ли он эффективен в работе, как говорят? Копирайтер-маркетолог Инесса Шаповалова делится опытом и рассказывает, работают ли универсальные шаблоны контент-планов в статье Нужен ли контент-план для Инстаграма и работают ли шаблоны
Зиночка, она же “Я сделаю это завтра”
Это та самая прокрастинация, которая окутывает своими теплым одеялом почти любого автора. Часто Зиночка работает в паре с Федей, потому что когда нам страшно рассказать о себе, мы с облегчением перекладываем это дело на завтра. А завтра почему-то всё никак не наступает. Вместо обещаний сделайте хотя бы один шаг вперёд. Например, выпишите 3 факта о себе, которые считаете самыми значимыми. Или хотя бы вспомните, с чего вы начинали. Почему вы вообще решили этим заняться? Какие эмоции испытывали?
Опа, мне показалось или ваши руки действительно дёрнулись, потому что пошли мысли и их захотелось записать? Вот и отлично. Раз поймали волну, давайте приступим к написанию текста.
Сложно начать писать — письма, на сайт, в блог, в прессу?
Скачайте прямо сейчас или в конце статьи мой вебинар «Упражнения на преодоление страха белого листа».
Как интересно рассказать о себе: самый простой способ
Скажу по секрету: когда я писала мини-книгу “5 правил игры в хорошие тексты”, блок “О себе” получился как полноценная глава. Я переживала. А вдруг все подумают, будто я хвастаюсь тем, что прошла? Они же пришли читать полезное — зачем столько об авторе? Но от читателей пришли совсем другие отзывы — они благодарили меня за историю. Некоторые признались, что ощутили близость, будто мы давно знакомы. Что они меня понимают. Так работают истории.
Дальше я покажу 4 примера текстов о себе, чтобы вы видели, как это работает в реальности.
№1. Интернет-магазин свежеобжаренного кофе “CoffeeFancy”
Это проект, который мы запустили вместе с мужем.
Давайте разберемся, что транслирует эта история:
№2. Пост о себе для группы ВК по вязанию
Еще пример — текст Александры Мещеряковой, которая проходила мой марафон LEGO-тексты и в итоге стала копирайтером.
После такого текста становится тепло и уютно. И вот уже это не просто обесцененный хендмейд — вы видите живого человека, который старается для вас. Со своими переживаниями, целями, планами на будущее. Вы понимаете, что он не пропадёт после предоплаты. И вы получите действительно качественную вещь.
№3. Как написать текст о себе на личную страницу Фейсбука
Такой текст написал Степан Ноянов, очень крутой интернет-маркетолог:
Вроде бы тоже текст о себе, но посмотрите, насколько он отличается от текста Александры Мещеряковой. У Степана свой юмор, интересные факты, которые ненавязчиво показывают — он не просто прочитал книгу по маркетингу и пошёл клепать заказы. У него есть опыт ведения бизнеса. Он будет понимать вас как предпринимателя, потому что сам был на этом месте. Вот вам отстройка №1 от коллег-конкурентов, которые просто обещают дёшево и в срок.
Ищете тот самый спусковой крючок, чтобы проект выстрелил? Мы более 9 лет обучаем микробизнес и фрилансеров грамотному и подходящему именно для них маркетингу. Помогаем разрабатывать индивидуальные стратегии развития бизнеса или частных проектов, максимально органичные и комфортные для каждого предпринимателя или специалиста частной практики.
Смотрите БЕСПЛАТНО наш Базовый курс по маркетингу для частных специалистов и действуйте!
№4. Как написать текст о себе для рабочей страницы в ВК
Историю можно написать даже для своих клиентов и будущих студентов. Как это сделала Людмила Устюжанина, основательница учебного центра TelleQuelle. Это одно из самых крутых мест в Крыму для тех, кто хочет получить профессию в бьюти-индустрии.
И вот уже перед нами не просто бизнес-леди — это человек с принципами, с обоснованием того, почему она именно в этой позиции, чего она хочет от жизни и что вы как клиент можете получить.
Как написать текст о себе: 17 вопросов, которые помогут рассказать вашу историю
Ниже — список-маяк. Вам не нужно копировать эти вопросы и под каждым писать свой ответ. Это не шаблон и не жёсткое руководство к действию.
Сначала перечитайте их. Потом подумайте. Вспомните события. Снова ощутите те эмоции, которые испытывали. После этого вам, возможно, захочется начать с одного из вопросов. Как только вы это почувствуете — сразу же начинайте записывать. На бумаге, в телефоне или на компьютере, может, даже на диктофон — формат не важен. Важно сохранить эти мысли, чтобы потом с ними поработать.
Поэтому эти вопросы — это ваши ориентиры.
Напишите первый черновик. Отложите его минимум на 30 минут. После этого снова перечитайте. Вы сами поймете, что можно изменить, убрать, добавить, переписать. Проведите 2-3 таких редактуры и убедитесь — вы сами можете писать классные тексты.
Хорошая новость – чтобы оформить свой Инстаграм, не обязательно обращаться к дизайнеру. Ирина Ковалёва написала, как красиво оформить профиль в Инстаграме, как создать аватар, ленту и cторис: Красивое оформление профиля в Инстаграме: гайд для недизайнеров
Прочитав этот гайд, вы узнаете, как выбрать цветовую схему для аккаунта, где взять шаблоны для постов и историй и какие программы в этом помогут. Статья будет полезна всем, кто хочет самостоятельно оформить свой профиль, но не знает, какие цвета и варианты дизайна выбрать.
5 важных советов для написания хорошего текста
И самый важный совет — обязательно расскажите миру вашу историю! Начните прямо сейчас, как только прочитаете эту фразу.
Читайте больше полезных материалов в Клубе «Маркетинга с азов» и Телеграм-канале.
Иляна Агеева, селф-райтер, ментор для предпринимателей и копирайтеров. Транслирует голос бизнеса в каждом написанном слове. Автор телеграм-канала “Пиши голосом”
BOSSHUNT
Каким должно быть продающее резюме копирайтера в 2021 году?
Если вы не занимались активным поиском работы в последние пару лет, то ваши знания о форме, дизайне и контенте резюме уже неактуальны. Используйте рекомендации в этой статье для написания современного резюме для следующих позиций: копирайтер, креатор, контент-копирайтер, журналист-копирайтер, редактор-копирайтер, SEO-копирайтер, SMM-копирайтер.
Содержание:
1. Подготовка
Прежде чем искать новую работу, нужно провести SWOT-анализ профессиональных компетенций и на базе этого кейса создать резюме, которое будет адаптировано под современные требования рынка труда по вашей позиции/сфере/специализации. Перед тем, как приступить к созданию резюме изучите статью:
В этой публикации вы познакомитесь с кейсом, который поможет собрать всю необходимую информацию для написания продающего резюме. Продающее резюме создается под конкретную цель поиска, соответствует требованиям вакансий по аналогичным позициям и содержит определенный набор ключевых слов.
2. Цель поиска
Формулировка вашей цели поиска должна быть расположена в начале резюме. В случае, если вы хотите откликнуться на вакансию, название позиции которой отличается от вашей текущей должности, то измените ее на ту, что указана в вакансии.
Список позиций, для которых можно использовать примеры в этой статье:
Позиции первого уровня (1):
Позиции второго уровня (2):
Позиции третьего уровня (3):
3. Профиль должности
Профиль должности — это эталон идеального кандидата, который содержит перечень требований к знаниям, навыкам, квалификации кандидата, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей. Описание вакансии – краткая версия профиля должности, которая включает список обязательных требований для первичного отбора кандидатов по резюме.
Профиль должности: Копирайтер (Copywriter)
Требования:
Профиль должности: Креатор (Creator)
Требования:
4. Обязанности
Ниже приведены списки обязанностей по позициям разного уровня. Это ключевые слова/словосочетания, по которым HR-менеджеры отбирают кандидатов по резюме. Выберите из предложенного перечня те, которые соответствуют вашему опыту и распределите их по вашим местам работы.
Копирайтер
Креатор
Журналист-копирайтер
Редактор-корректор
Редактор-копирайтер
SMM-копирайтер
SEO-копирайтер
5. Портфолио работ и тестовые задания
Копирайтинг — одно из немногих направлений, в которых результаты деятельности специалистов достаточно трудно отразить в KPIs. Ключевые показатели эффективности для оценки работы копирайтеров используют редко, и преимущественно в компаниях, в которых копирайтеры работают на постоянной основе и тесно взаимодействуют с другими отделами. Примеры KPIs: количество материалов за определенный период, количество символов, количество просмотров, глубина просмотра — вовлеченность (среднее время, доскроллы, шэринги, комментарии), качество материала (идея, фактчекинг), конверсия, показатель отказов, ROI.
Поэтому главным критерием отбора кандидатов по резюме являются не результаты в цифрах, а наличие ссылки на портфолио работ/проектов/кейсов. Опыт и результаты работы копирайтер подтверждает наличием портфолио и выполнением тестового задания. В описании вакансий на позиции копирайтера просят указывать в резюме или сопроводительном письме ссылку на свои тексты. Часто можно встретить обязательное требование: «Рассматриваются резюме кандидатов только с ссылкой на портфолио». На первом этапе отбора по резюме работодателям и заказчикам важно посмотреть портфолио кандидата (тексты, страницы, сайты, лендинги), а для прохождения собеседования попросят выполнить тестовое задание.
Лайфхак: Как правильно добавить ссылку на портфолио в резюме
Сократите длинные URL-адреса. Это позволит придать ссылке более аккуратный вид. Воспользуйтесь одним из сервисов в Интернете по созданию коротких ссылок — goo.gl, clck.ru, bitly.com.
Примеры формулировок для добавления ссылки на портфолио:
Примеры тестовых заданий для копирайтера
6. Ключевые навыки
Далее я привожу список навыков, которые требуются для успешного выполнения работы с на позиции копирайтера/креатора/редактора. Выберите навыки, которыми вы владеете и включите их в резюме.
7. Профессиональные качества
Список личностных качеств, которые требуются для необходимого уровня исполнения должностных обязанностей. Выберите 3-4 качества, которыми вы обладаете и включите в резюме/сопроводительное письмо по своему усмотрению. Это необязательный раздел резюме для заполнения.
8. Примеры для раздела «О себе»
Раздел «О себе» для копирайтера — это короткий продающий текст с описанием ключевого профессионального бэкграунда. Он может быть оформлен в виде короткого абзаца из 1-4-х предложений или маркированного списка. Укажите те стороны вашей квалификации, которые являются неотъемлемыми компонентами вакансии, такие как направления деятельности, области специализации, ключевые компетенции, технические навыки, сертификаты, дополнительное образование.
Примеры
9. Лайфхак: Как привлечь внимание к резюме
Покажите себя в действии — напишите нестандартное сопроводительное письмо с хорошей структурой в дружелюбной тональности. Попробуйте охарактеризовать себя одним/двумя предложениями или напишите несколько продающих слоганов. Коротко, очень коротко.
Примеры
Как самому себя продать? 29 шагов к успеху в профессии
Глава 18. Подготовьте самопрезентацию
Я зашла в аудиторию и произнесла:
— Меня зовут Наталья Ковригина, я копирайтер. Придумываю названия и слоганы, пишу тексты о людях и компаниях, помогаю словом делу.
А теперь вообразите, что у меня есть маховик времени. Я перематываю время на пять секунд назад и представляюсь снова.
— Меня зовут Наталья Ковригина, я копирайтер, и я верю в магию слов. В то, что хорошие тексты, яркие названия и классные слоганы творят маленькие бизнес-чудеса.
Еще один оборот маховика, и я представлюсь в третий раз:
— Меня зовут Наталья Ковригина, я архитектор текстов. С помощью кирпичиков-слов помогаю построить надежный фундамент вашего бизнеса.
Так начался мой мастер-класс под названием «Разрешите представиться: как заявить о себе миру с помощью слов». Приглашаю вас посетить его виртуально.
После триады представлений я попросила слушателей выбрать понравившийся вариант. Удивительно, но явного фаворита не оказалось – голоса распределились поровну. Каждая самопрезентация достучалась до сердец и нашла поклонников.
Маленький эксперимент показал: что бы я ни сказала в тексте о себе, всегда найдутся люди, которым он отзовется. Обязательно будут те, кто увидит во мне возможного партнера, подрядчика, коллегу или сотрудницу.
Зачем нужна самопрезентация?
Самопрезентация – наш второй шанс произвести хорошее впечатление. Первый – это внешний вид или аватарка.
Подготовленный текст о себе – признак профессионализма. Отточенные формулировки и запоминающиеся преимущества поднимают вас в глазах будущего заказчика. Вы преподносите себя как человека, который разбирается в своем деле, обладает опытом, знает себе цену и востребован на профессиональном поприще.
Давайте поговорим о том, как этим управлять. Предлагаю проанализировать три вышеприведенных варианта. Представьте, на какую целевую аудиторию они ориентированы? Каких клиентов приведут?
Первый вариант конкретен, рационален, нейтрален, а потому универсален. Благодаря игровой фразе «Помогаю словом делу» он направлен также на творческих предпринимателей и малый семейный бизнес. Второй вариант с формулировкой «Верю в магию слов» – более эмоциональный, образный. Он будет близок чувствительным натурам – тем, для кого важен не только результат, но и процесс, а еще людям, увлеченным эзотерикой. Третий вариант приглянется бизнесменам, собственникам среднего бизнеса, топ-менеджерам. Им покажутся убедительными пересечения между копирайтингом и архитектурой, говорящие о том, что рекламным текстам присуща структурность.
Две функции самопрезентации
Для чего нужна самопрезентация? Привлекать идеальных клиентов. Да, но не только. Сопутствующая функция текста о себе: отвадить чужаков. Самопрезентация выступает шлагбаумом на пути людей, неблизких вам по духу. Правильно составленный текст о себе – высокоточный фильтр, который не пропускает лишних заявок и обращений. Он экономит время и энергию, уберегая вас от неподходящих заказов и неприятной обязанности отказывать потенциальным клиентам.
Идеальная самопрезентация
Для начала задам вопрос. Что такое идеальная самопрезентация, какой она должна быть? Подумайте и дайте ответ.
Вот какие варианты предложили участники:
Каждое из этих определений верно. Но мой ответ другой.
Идеальная самопрезентация – это имя и фамилия.
Всю жизнь мы идем к тому, что наши ФИО стали синонимом того, чем мы занимаемся и как делаем свою работу. Чтобы представляясь, обходиться без дескрипторов и текстов о себе. Чтобы не требовались дополнительные пояснения и уточнения. Чтобы не начинать знакомство массивной цепью из статусов и регалий.
Имя и фамилия – высшая форма самопрезентации
Говоря о Пушкине, излишне произносить изношенную фразу «великий русский поэт». Упоминая Илона Маска, не требуется перечислять его проекты и достижения.
Самопрезентация – вспомогательный инструмент на пути построения личного бренда. Она необходима, чтобы наполнить имя и фамилию нужными смыслами и ценностями. С развитым личным брендом самопрезентация становится необязательной.
Я большая поклонница «Поттерианы». В книгах о Гарри Поттере нашла две противоположные истории о самопрезентации и личном бренде. Осторожно: спойлеры. Первая сюжетная линия принадлежит главному герою. Когда мы впервые встречаемся с ним в магловском мире, то его зовут просто – Гарри Поттер. Распространенное имя, народная фамилия, обычный мальчишка.
В волшебном же мире он знаменитость и известен под прозвищем-эвфемизмом – «Мальчик, который выжил». Путь Гарри Поттера на страницах семикнижья – это метафорическая дорога по построению личного бренда. Через препятствия и подвиги, поражения и победы, преодоление внешних и внутренних демонов, герой обретает свое настоящее имя, которое уже не требует уточнений, пояснений и дескрипторов.
Вторая линия относится к антиподу Гарри Поттера. Если рассмотреть судьбу главного злодея хронологически, то поначалу он также обладал обычным именем и фамилией – Том (Марволо) Реддл. Благодаря феноменальному таланту и школьным успехам сумел построить в Хогвартсе сильный личный бренд, мастерски вел нетворкинг, получая лайки преподавателей и офферы от именитых работодателей. Но, отрекаясь от своего магловского происхождения и отцовской фамилии, Том Реддл придумывает себе псевдоним-анаграмму, созданную из букв настоящего имени – Волдеморт, а еще награждает себя титулом – «Темный лорд». Под новым именем он совершает ужасные преступления, убивает людей и наводит страх на магический мир. Дабы обрести бессмертие, создает крестражи, расщепляет душу и постепенно теряет человеческий облик. Все боятся даже упоминать его имя, и так возникает эвфемизм – «Тот, кого нельзя называть». Абсолютное расчеловечивание и потеря самоидентификации. Разрушение персонального бренда и безымянность.
Конструируя самопрезентацию, важно помнить, что ее ключевая задача – наполнить содержанием ваше имя и фамилию, а не заменить их.
«Нельзя просто так взять и придумать самопрезентацию. »
Знаменитый мем здесь так уместен! Текст о себе написать сложнее, чем о другом человеке. Мы щедро рассыпаем комплименты окружающим, но стесняемся похвалить себя. Мы убеждены в индивидуальности друзей и коллег, но сомневаемся в собственной самобытности. Или не осмеливаемся открыто заявить о ней.
В жизни нам многократно приходится рассказывать о себе. Об этом нас просят не только HR-менеджеры на собеседованиях, но и соцсети, напоминая о необходимости заполнить профиль. Привычные запросы, что по-прежнему ставят нас в тупик, вызывают растерянность. Текст о себе мы перечитываем десятки раз, и все равно недовольны. Почему же так тяжело говорить о себе – человеке, которого мы знаем лучше всех на свете? Много времени я посвятила изучению этой темы. И у меня есть ответы, рекомендации и полезные инструменты, чтобы вы сумели найти точные слова для описания профессиональных суперспособностей.
Пять причин, которые мешают написать текст о себе
1. Самопрезентация = самоопределение
Написать текст о себе означает ответить и миру, и себе – кто я на этом этапе жизни? Самопрезентация поднимает перед нами фундаментальные, экзистенциальные вопросы. Закономерно, что на них сложно дать быстрый ответ.
Клиенты, обращаясь ко мне за помощью, часто произносят: «Не могу подобрать нужные выражения, чтобы рассказать о себе». И что удивительно: так говорят не только дизайнеры, фотографы, иллюстраторы, но и копирайтеры, SMM-менеджеры, редакторы – люди, которые хорошо владеют словом. Потому что дело не в словах, а в смыслах.
Нам только кажется, что трудности с текстом о себе – на уровне формы. Что тяжело найти правильные термины и фразы, быть краткими и емкими. Увы, ошибочное убеждение. На самом деле, основная сложность – на уровне содержания. Нам нужно определиться с начинкой, тогда и придумать подходящую обертку не составит труда.
2. Информационный передоз
Мы знаем о себе слишком много. Объем информации, которым владеем, мешает кратко сформулировать, кто мы и зачем. Нам хочется не только наполнить текст о себе профессиональными качествами, опытом, принципами, но и непременно упомянуть о хобби, семье и гастрономических вкусах. Многогранность запутывает, не дает быть лаконичными. Психологически тяжело отбросить часть фактов, пожертвовать теми сторонами жизни, что не имеют отношения к работе.
Нужно помнить, что мы ≠ наша самопрезентация. Текст о себе – лишь трейлер к фильму, что не раскрывает сюжет всей ленты. Текст о себе скорее похож на картонную фигуру в фойе кинотеатра – прекрасно рекламирующую картину, но все же плоскую, упрощенную и врéменную. Мы намного больше, чем наша самопрезентация.
3. Информационный дефицит
Парадоксально, но мы знаем о себе слишком мало. Не умеем пристально смотреть на прошлый опыт и обобщать его. Встать над автобиографией и резюме, проанализировать путь, увидеть паттерны, повторяющиеся сценарии и поведенческие схемы. Осознать, что лежит в основе нашей деятельности, что мы даем нашим клиентам. Информация о нас рассыпана повсюду, пикселями и битами. Нужно лишь собрать их в целостный портрет и дать ему название.
4. Комплекс самозванца
Хвалить себя, рассказывать о достижениях, делиться успехами – многим из нас до сих пор стыдно выступать промоутером самого себя. Культура и общество не приветствуют самопохвалу. Мы боимся показаться выскочкой или преувеличить свои заслуги. Но в тексте самопрезентации важно быть себе мамой: гордящейся тем, что сделано, и бесконечно верящей в потенциал ребенка.
Нам страшно говорить о себе, и неспроста. Новый текст самопрезентации подобен выходу на сцену перед незнакомой публикой. Луч прожектора общественного мнения направлен на нас. А мы растеряны, ослеплены и уязвимы. Не видим, кто перед нами. Не знаем, что нас ждет. Зрители в первых рядах держат в руках букеты роз или помидоры Микадо?
Стоять в тени кулис спокойнее и безопаснее, но так мы никогда не сыграем свою лучшую профессиональную роль. Обычный профиль со стандартными фразами защищает нас от критики и… от успеха. Заявить о сильных сторонах и проявить индивидуальность требует смелости, готовности встретиться с реакцией мира, троллями и хейтерами. Это проверка на прочность. Готовы ли мы защищать себя и то, что делаем, то, во что верим?
Конструируя самопрезентацию, вы перемещаете бегунки на двух шкалах.
Первая шкала «скромность – пафос». Поиск хрупкого баланса. Как похвастаться, но не перехвалить себя? Как быть достаточно сдержанным, но выделиться на фоне конкурентов? Вы выбираете комфортную точку между серой мышью и белой вороной. Вместо советов и готовых инструкций поделюсь афоризмом, который я придумала давным-давно. До сих пор он поддерживает меня, когда испытываю трудности с самопохвалой:
Вторая шкала: твердые навыки (hard skills) и мягкие навыки (soft skills). Профессиональные знания и личные качества. В наше время все чаще мягкие навыки (эмпатия, коммуникабельность, дисциплинированность) ценятся больше, чем твердые. Афоризм «Хороший человек – не профессия» теряет актуальность. Ваш подход к работе, атмосфера, в которой проходят отношения с заказчиком – значимый фактор. Поэтому часто самопрезентации опираются не на хардскиллы, а на софтскиллы. Например, преподаватель писательского мастерства Ирина Вакарчук (по совместительству редактор первой части этой книги), упоминает, что дает бережную обратную связь на работы своих подопечных. И это важнее, чем профильное образование, опубликованные книги, сертификаты и премии.
5. Эффект селфи
Текст о себе – снимок, сделанный на расстоянии вытянутой руки. Мы не попадаем полностью в кадр. Видим себя не так, как привыкли в зеркале. На фотографии присутствуют оптические искажения. Черты лица и части тела кажутся диспропорциональными. Также и в самопрезентации. Одни качества упущены, а другие акцентированы. Описания кажутся чуждыми – то гиперболизированными, то скукоженными. Мы не готовы смириться со смысловыми искривлениями, присущими любой самопрезентации. Пытаемся их отретушировать, обработать, наложить фильтры. Иными словами, улучшить облик, показать себя не такими, какими есть.
Алгоритм подготовки самопрезентации
Подготовка самопрезентации делится на два этапа: сбор информации и ее упаковка.
Сбор информации
Черпать знания о себе предлагаю из трех разных источников – резюме, отзывов и письменных практик. Заведите отдельный документ и собирайте в нем кусочки информационного паззла. На их основе сможете сконструировать самопрезентацию.
Резюме
Удивительно, но ваше резюме содержит важнейшие данные о вас, только нужно взглянуть на него иначе. Распечатайте самую подробную версию резюме и внимательно просмотрите список всех работодателей и задач, над которыми вы работали. Отберите ТОП-5 лучших проектов, где вы прекрасно себя проявили и чувствовали себя максимально комфортно. Проанализируйте их под микроскопом. Поищите общие черты задач и заказов, мест работы и руководителей. Видите ли вы повторяющиеся стратегии? Что объединяет все те проекты которыми вы гордитесь? Масштаб? Социальная значимость? Дружественный климат в коллективе?
Обдумайте, каким был ваш вклад в работу. Что ваше участие привнесло в каждый проект? Вы круто решали внезапно возникшие проблемы? Шлифовали результат до идеала? Создавали вдохновляющую атмосферу внутри команды?
Когда я взглянула сверху на резюме и выделила самые яркие, запоминающиеся проекты, то заметила, что им всем присущи три характеристики:
Найденные общие черты – суть нас. То, что мы демонстрируем повсюду, независимо от сферы деятельности. Выпишите эти свойства в документ.
Отзывы
Еще один бесценный источник информации о вас – это отзывы. Что говорят о вас клиенты? Какие качества называют вашими сильными сторонами? Почему они готовы вас рекомендовать? За что вас любят и ценят коллеги? Просмотрите все отклики клиентов и вычлените элементы, которые повторяются. Вспомните комплименты от друзей и членов команды, где вы работали. Это ваши главные достоинства. Отметьте их и включите в документ.
Письменные практики
Cвободное письмо, или письменные практики, – волшебный инструмент, которому по силам многое. Придумать идею, разобраться в сложной ситуации и найти нетривиальное решение, переосмыслить опыт, выразить сильные эмоции, в том числе боль. С написанием текста о себе они тоже помогут.
Есть множество письменных практик. Для подробного знакомства с ними советую зайти на сайт Дарьи Кутузовой или прочесть ее книги.
Методика Стива Павлины – письменная практика, которая помогает за двадцать минут найти и сформулировать смысл жизни. Она очень проста и эффективна.
Когда я встретила это упражнение, то отнеслась к нему скептически. Но решила попробовать. И на пункте №86 у меня на глазах появились слезы. Написанная формулировка настолько точно и глубоко характеризовала меня, что я расплакалась от счастья.
Будьте готовы, что выписывать на бумагу варианты смысла жизни, предназначения и призвания – нелегко. Прошу, не сдавайтесь! Продержитесь до того момента, когда записанные слова тронут душу. Многие выражения будут схожи, периодически вы будете останавливаться, не зная, что писать дальше. Важно продолжать, несмотря ни на что. Первые десятки вариантов – это шелуха общественных стереотипов и скорлупа навязанных социальных норм. Только сняв ее, дойдете до сердцевины, где сокрыт секрет, вызывающий слезы. Зафиксируйте в документе формулировку, которая вам ближе остальных.
Как написать текст о себе, если писать еще нечего?
Подготовить самопрезентацию нелегко даже тем, кто уже давно работает в своей сфере. Что уж говорить о людях, только поменявших специальность и делающих первые шаги в новой профессии. Недавно я помогла с текстом человеку, радикально сменившему направление и перешедшему из роли эксперта в амплуа новичка. И вот о чем я размышляю. Нам только кажется, что рассказать не о чем. Это оптическая иллюзия, обман зрения.
Если вы пришли в копирайтинг из совершенно иного рода деятельности и пока похвастаться нечем, то вот три подсказки, как и что говорить о себе в начале пути:
Двигаясь по приведенным пунктам, вы наверняка найдете опорные смыслы для нового текста о себе.
Упаковка информации
Документ, который вы завели в середине главы, уже похож на пещеру Алладина. Здесь собраны сокровища – ценная информация о вас. Просмотрите ее. Подчеркните слова, выражения и формулировки, которые вам импонируют. Это основа для текста о себе.
Конструктор самопрезентации
Работающая самопрезентация обычно состоит из трех обязательных компонентов:
На базе собранной информации о себе составьте фразу, в которой отобразите эти три пункта.
Метафорические карты
— Наш мастер-класс подходит к концу. И напоследок я предлагаю выключить скромность и смело заявить о себе, не стесняясь и не сдерживаясь. Назовите произвольный номер, и вам выпадет рандомная карта. Глядя на нее, расскажите о себе и своей профессии, чем вы полезны заказчикам, в чем ваши отличия от конкурентов.
Опираясь на случайно выпавшие картинки, люди отпускали внутреннего критика и гордо формулировали тексты о себе. Вот какие красивые, образные самопрезентации получились у участниц онлайн-мастер-класса всего за пару минут работы с ассоциативными картами:
Резюме главы
Практикум
Давайте отпустим подсознание на волю, чтобы найти глубинные смыслы и точные слова для вашей самопрезентации.
Прочитайте три вопроса ниже.
Выберите тот, что вам комфортнее по формулировке и держите его в голове, когда приступите к следующему пункту.