Как написать фоторепортаж правильно
Как вы думаете, можно ли фотоотчет назвать фоторепортажем? Эти слова, зачастую, воспринимаются как синонимы, но сегодня мы разберемся в истинном значении каждого из них.
Для себя я определила, что фотоотчет лишь фиксирует данность, а репортаж создает действительность. Как это понять? И в том, и в другом случае фотограф не может повлиять на ход событий, смоделировать ситуацию, поставить моделей так, как ему хочется. Какую тогда действительность создает фоторепортер?
Фоторепортаж, в отличие от фотоотчета, всегда погружает зрителя в атмосферу происходящего. Даже если человек не присутсвовал на встрече, посмотрев альбом, у него возникает ощущение, будто он сам там побывал. Если фотоотчет лишь констатирует факт, то репортаж открывает перед глазами фотографа просторы для творчества. Фоторепортаж невозможен без работы воображения и фантазии.
Репортажный фотограф – это глаза зрителя. Успех фоторепортажа заключается в том, что фотограф сам должен стать зрителем. Предствьте, что вы находитесь в новой обстановке. Что вы будете делать? По-началу, вы осмотритесь, устремите нос к потолку, покрутите головой туда-сюда… и т.д. То же самое должен делать репортажный фотограф. Он должен быть наблюдательным и фиксировать на камеру все, что привлекло его внимание.
Фоторепортер должен раствориться в обстановке, которую он снимает. Ему необходимо довериться интуиции, чтобы оказаться в нужном месте и в нужное время. У фоторепротера нет права на ошибку и промедление. Здесь никто не будет для него повторять эмоцию, ситуацию, здесь вообще на него не обращают внимания. Поэтому фоторепортер должен научиться предугадывать дальнейшие действия выступающих, заранее рассчитать, где ему встать, чтобы сделать свой золотой кадр.
Помимо наблюдательности, фоторепортер, как и любой профессионал, должен оценить условия для съемки: откуда исходит источник света, степень освещенности, отражение света от поверхностей. Не всегда условия для съемки бывают благоприятыми, точнее, для фоторепортера они всегда неблагоприятные. Поэтому цепляйтесь за данные источники света. Старайтесь встать под таким углом, чтобы лицо выступающего человека было освещенно. Можно поиграть с отраженным светом от глянцевых поверхностей, главное включить воображение.
А теперь несколько советов из личной практики:
Фоторепортер придумывает собственный сюжет всему происходящему, он наделяет свои фотографии смыслом. Именно так он создает действительность, о которой я говорила вначале. Фоторепортер всегда активный участник процесса. Он вдумчив во время съемки, он анализирует поведение участников, что дает ему возможность предугадывать их дальнейшие действия. Поэтому фоторепортер должен быть еще и аналитиком.
Что еще отличает фоторепортера от фотоотчетчика? Фоторепортер идет на съемку с предвкушением чего-то грандиозного, с ощущением себя, как творца. А фотоотчетчик просто берет камеру.
Аня Черкина для Открытой Школы Фотографии
Как правильно сверстать «фоторепортаж»
Основные ошибки и правила
«Сделай нам фоторепортаж с…» — так чаще всего ставят задачу корреспонденту и так чаще всего обрекают материал на бессмысленность. Ибо такая формулировка:
1) не дает представления о том, в чем же история,
2) подразумевает, что все можно и нужно снять в одном месте и примерно в одно время (как правило, речь идет о мероприятиях),
3) требует того, чтобы фотографий было много, даже если все самое главное можно рассказать при помощи одного снимка,
4) даже если снимки бестолковые, их все равно нужно ставить на полосу в одном номере, единым блоком, иначе будет не «фоторепортаж». В итоге полоса выглядит так, как будто на нее фотоаппарат стошнило случайными фотографиями. Посмотрим, что можно сделать (ну, и чего делать нельзя).
ОШИБКИ РЕДАКТИРОВАНИЯ.
1) Определитесь, что и зачем вы публикуете. Если просто лица местных жителей, то это должна быть именно серия портретов.
2) Групповые портреты (в том числе чиновников) в этом случае не нужны.
3) Как в любом тексте должна быть главная мысль, так и в подборке фотографий должен быть главный снимок. Здесь его нет.
4) Сейчас центром композиции является текст, а он здесь не нужен совсем.
5) Содержание всех снимков и планы практически одинаковы, трудно сказать, что каждый из них добавляет к рассказу.
ОШИБКИ ПЛАНИРОВАНИЯ. «Фотоотчеты» с «мероприятий», прошедших несколько дней назад, не нужны. Фото с мероприятий нужно ставить, если:
• там что-то случилось, но тогда история — о том, что произошло,
• нужно показать лица местных людей, чтобы люди узнавали себя, покупали газету (но это не должны быть начальники, и лица должны быть видны). Во втором случае текст не нужен, как не нужен текст и в приведенном справа примере. Чего только стоит начало: «Глава администрации городского поселения «Поселок Разумное» не любит пустых обещаний». Все так и кинутся читать.
МАЛЫЙ РАЗМЕР. Групповые фотографии и широкие планы заведомо будут нечитаемы, еслы вы ставите их на полторы колонки. Сейчас это просто потеря места.
ЕДИНСТВО ВРЕМЕНИ И МЕСТА
(без основного текста). Это фотозарисовка из газеты «Интекс-Пресс» из г. Барановичи в Беларуси. Журналист и фотокорреспондент поехали в деревню, не зная, что именно они там найдут. Фотографии, таким образом, не привязаны к какому-то сюжету. (Это чем-то похоже на ситуацию, когда корреспондента отправляют «на фоторепортаж».) Ничего не происходило. Материал — просто набор картинок-фактов, которые должны дать читателю почувствовать, что такое сейчас маленькая белорусская деревня. Так как нет сюжета, нет никакого развития, а есть набор открыток, то нет смысла делать какой-то общий текст. Вся описательная информация ушла в подписи к фото (они достаточно большие и информативные). Эта информация привязана к изображению и вместе с фото сама по себе представляет маленькую историйку. Одна историйка — одна грань жизни в деревне. Все вместе они дают более или менее цельную картину, какой ее увидели авторы.
• ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СНИМОК. В материале есть совершенно очевидный главный снимок (он в центре), снимок второго уровня важности (там, где зеркало и радио), снимки третьего уровня и один четвертого (маленький портрет с цитатой). Главный снимок должен содержать в себе фокус публикации: там должны быть и главные герои, и главные эмоции, и самая ключевая информация в подписи.
• РАЗВЕРНУТЫЕ ПОДПИСИ. Когда нет основного текста, фотографии становятся способом организации информации. В подписях обозначено, что и кто изображены на снимках и в какой ситуации, сообщается фактическая информация о деревне, добавляются цитаты героев. Все это требует места, что и должно быть предусмотрено версткой.
• РАЗНЫЕ СНИМКИ. Фотографии отличаются по планам (общий, деталь), по содержанию (группа, портрет, объект или предмет), по динамике (статичное фото, взаимодействие героев, движение). Это делает всю картинку живой и разнообразной, ты видишь историю как бы со всех сторон. Важно, что журналисты не просто стояли на одном месте, а перемещались по деревне, сознательно искали то, через что можно рассказать про эту деревню.
ФОТОИСТОРИЯ
Это история из того же «Интекс-Пресса». Она о единственной в городе патронажной сестре, которая ухаживает за больными стариками, и о том, как она работает. Здесь есть история, сюжет, а значит, и основной текст. Хотя фотографии сделаны на протяжении нескольких дней, они как бы выстраиваются в описание одного дня, который читатель проживает вместе с сестрой Катей. День начинается с того, как Катя идет к больным, а далее описываются разные ситуации и проблемы, с которыми она сталкивается. Здесь есть центральный снимок, но остальные фотографии — примерно одного размера и веса, так как они представляют что-то вроде «кадров» документального фильма. Снимки по содержанию (ракурсы, планы, герои, действие) разные, хотя это и не так просто сделать, когда вы описываете день одного и того же человека и он почти всегда оказывается в кадре. В данном случае фотожурналисту пришлось доснимать кадры, которых не хватало.
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ФОТОРЕПОРТАЖА ДЛЯ САЙТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СПО
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
А.С. Абрамов, преподаватель спецдисциплин
ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ФОТОРЕПОРТАЖА ДЛЯ САЙТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СПО
Любой сайт Интернета интересен потребителю в первую очередь свежей информацией. Новостная лента сайта Чебоксарского профессионального колледжа им. Н.В.Никольского обновляется ежедневно и пользуется большим спросом как у студентов, так и у педагогов. Как и в любом образовательном учреждении жизнь студентов и педагогического коллективе бьет ключом: после занятий в ОО проводятся культурно-массовые, спортивные и просветительские мероприяти: всегда есть информационный повод для подготовки интересного материала для сайта образовательной организации. Чтобы информация была читабельной и интересной администраторы сайта стараются его оформить фотографиями разных жанров. Но в основном на первое место выходит фоторепортаж с разными планами, экспрессивным фоторядом. Об этом идет речь в нашей статье.
Цель работы — Разработка навигации «Как сделать хороший фоторепортаж для сайта ОО»
разработка методики использования фотоиллюстраций на сайтах ОО;
разработка методики репортажной фотосъемки со студентами СПО ЧР;
разработка методики редактирования фотоиллюстраций для сайта.
Актуальность. Фотоиллюстрация прочно вошла в нашу жизнь. Она активно используется на сайтах образовательных организаций как самостоятельный информационный источник, так и является прикладным материалом к текстовым материалам.
Практическая значимость нашей работы в следующем:
Методическая помощь пресс-центрам, пресс-группам, администраторам сайтов ОО СПО.
Итак, репортажная фотосъемка − это особый жанра в фотографии, объединяющий в себе пейзажную, портретную, бытовую и другие жанры фотосъемки. Главная задача репортажной съемки заключается в том, чтобы передать атмосферу события запечатлеть его в лицах, эмоциях и позах. Репортажная съемка используется при освещении концертов, культурных мероприятий, трагических событий, спортивных матчей, корпоративных мероприятий, юбилеев и торжеств. Фоторепортер должен отразить эти события должным образом, то есть передать соответствующую атмосферу, драматизм и накал страстей. Чтобы зритель смог сам увидеть событие глазами очевидцами и пережить вместе с его участками неповторимые моменты. Правильно рассказать о том или ином мероприятии с помощью фотографии − это задача, требующая от фотографа серьезных умений и опыта.
Репортажная фотосъемка объединяет несколько жанров фотографии: здесь присутствует и съемка фотопортретов, так же и пейзажная съемка, и архитектурное фото. Сделать репортажные снимки, оставаясь в фотостудии, невозможно. Репортажный фотограф всегда работает на выезде и главной его задачей становится передать саму атмосферу запечатленного на снимках события, отобразить его в лицах, позах и эмоциях. То есть, репортажная фотосъемка − это по своей сути документальный жанр фотографии, где все показано так, как оно есть без режиссуры, постановки и приукрашивания. Репортажное фото обнажает правду, какой бы она ни была. Фоторепортаж представляет собой фотоотчет с места события, который призван донести до зрителя настроение и атмосферу мероприятия. Такой материал должен содержать в себе ответы на вопросы «Что? Где? Кто? Как? Когда?». В этом случае фоторепортаж можно считать удачным и полным.
Вести репортажную съемку не так-то просто. Настоящий профессионал должен обладать изрядной наблюдательностью, интуицией и большим опытом.
Особенность репортажной съемки заключается в невозможности элемента постановки, режиссуры и обдумывания кадра. Все это делает репортажную съемку очень сложным видом фотографии, но и самым ёмким, востребованным и объективным. Не успел фотограф поймать яркий ключевой момент, все, время ушло, и вернуть его невозможно. Репортажная фотосъемка отображает динамичные быстро меняющиеся события, которые призваны позволить зрителю иметь по поводу данного мероприятия свое мнение, фоторепортаж показывает происшедшее максимально непредвзято и объективно. Удачно провести репортаж − сложная задача. Фотографу требуется делать как можно больше снимков ключевых моментов, чтобы каждый этап мероприятия нашел свое отражение в фотографиях и место в хронологии.
С репортажной съемкой студенты сталкиваются повсеместно. Посещая разные события, выставки, концерты, театральные постановки, они сами являются активными участниками фоторепортажа. Репортажные снимки, сделанные во время прохождения события можно использовать в стенной печати ОО (если таковая есть), послать в редакции детских газет и журналов, но самым оперативным распространением информации, конечно же, это размещение на сайте колледжа(техникума) в Интернете.
Репортажная съемка − это авторский рассказ о происходящем. Почему авторский, если речь идет об объективности? Потому что каждый репортажный фотограф видит по-своему, и хотя ключевые моменты события не меняются и идут своим чередом, фотографы могут их снять по-своему, сделав акценты на разных элементах и разных участниках. А умение оказаться в нужное время в нужной точке значительно этому способствуют.
Как проводить репортажную съемку в образовательной организации СПО? Какими навыками нужно обладать юному фотожурналисту и на что следует обратить внимание при проведении фоторепортажа. Будет вполне справедливым, если молодым фоторепортерам будет давать советы член Союза журналистов России, фотожурналист 40-летним стажем, каковым является один из авторов статьи. Итак 10 советов от нас:
1. Фоторепортеру сайта нужно уметь правильно предугадать следующей момент мероприятия, быстро оценить обстановку и найти оптимальный ракурс для получения хорошей и интересной фотографии.
2. Обращать внимание на эмоции людей, их позы и те детали мероприятия, которые люди сами могут и не заметить.
3. Стараться избегать однообразия, постоянно менять ракурсы и всегда держать камеру наготове.
4. Оставаться незаметным для окружающих, растворяясь в обстановке.
5. Принимать быстрые и правильные решения. Пока он будет сомневаться, подбирая лучший план, действие может подойти к концу.
6. Если у фоторепортера нет возможности свободного передвижения фокусировку объектива нужно производить по каком-либо объекту, мимо которого проходят люди либо проезжает техника.
7. Массовые мероприятия и сцены с участием большого количества студентов (например, выступление хора колледжа) лучше снимать с высоких точек, выстраивая кадр не прямо, а по диагонали. Нужно обратить внимание на освещение, желательно, чтобы оно было боковым.
8. Мероприятия лучше снимать с точки выше уровня людей − на высоте 2 метров, а можно и выше, где студенты общаются, желательно вести съемку с уровня глаз, стараясь делать это как можно незаметнее, чтобы собеседники не замечали репортера и не стремились ему позировать.
9. Студентов, выступающих с сообщениями с трибуны в актовом зале, не стоит снимать снизу. Такой ракурс искажает лицо говорящего. В этом случае снимать лучше с уровня трибуны либо телеобъективом с дальней точки.
10. Фоторепортер сайта должен знать, что дух мероприятия передают не только крупные и общие планы, но и детали. Так, футбольный мяч с Кубком, студенческий билет с букетом роз, крепкое рукопожатие на вручении студенческого билета или же диплома способны передать нюансы настроения.
Репортажную фотосъемку можно разделить на разделы: учебный процесс, мероприятия ОО, спортивные соревнования, культурно-массовые форумы, праздники и т.д.
Спортивные соревнования. Делать репортаж с соревнований студентов крайне нелегко. Количество участников в разных видах спорта различное. Чем больше участников − тем сложнее выбрать правильный ракурс и самого спортсмена, дабы не пропустить лучшие моменты соревнования. Соревнования, когда спортсменов один или два снимать гораздо проще. Сразу видно как снимать, когда подходящий момент, фокус на спортсменах. Снимать лучше всего в режиме покадровой (многократной) съемки. Ведь никогда не угадаешь, что может произойти через мгновение.
Съемка с концерта. Н а концертах, в залах, достаточно темно. В связи с этим на фото в итоге много шумов. Качественная камера это число должна уменьшить. Подумать следует не только о фотоаппарате, но и об оптике. Необходимо использовать светосильные объективы, т.к. если снимать со вспышкой, она «перекроет» сценическое освещение. А для правильного снимка передача сценического света создаст снимку правильную атмосферу. Это концерт, а значит, перемещение по залу практически невозможно. Необходимо заранее выбрать свою «точку».
В практике встречается два вида фотосъемки: постановочный, когда фотограф на свое усмотрение может режиссировать снимаемый объект и репортажный, где обладателю фотокамеры путь к волеизлиянию заказан. В репортажной съемке фотограф волею судьбы является и не Михалковым, и не Рязановым, а наблюдателем развивающегося процесса.
Выявление основных черт жанра позволяет понять его связь с действительностью. Но следует иметь в виду, что характер отображения в фоторепортаже подвижен, в зависимости от задач, творческих установок он может изменяться. Практика иллюстрирования сайта подтверждает это, обнаруживая разновидности фоторепортажа.
Для того чтобы привлечь внимание посетителя, не комментированное сообщение должно обладать соответствующими качествами. Хроникальный фоторепортаж достигает эффекта благодаря, во-первых, оперативности отображения, во-вторых, новизне информации, в-третьих, детальному показу события. Очевидно, что названные качества, проявившись одновременно, могут удовлетворить ожидания читателя: быстрота отображения и новизна содержания возбуждают интерес, а развернутый показ дает в какой-то мере законченное представление о происшедшем в действительности.
В практике иллюстрирования сайтов обнаруживаются публикации, в которых фоторепортер ставит перед собой задачу не только с достаточной полнотой показать событие, но и дать ему оценку, т.е. продемонстрировать авторский взгляд на происходящее.
Сегодня ЧПК многофункциональный образовательный центр с богатой биографией и славной традицией. Поздравить именинника пришли члены правительства Чувашской Республики, руководители вузов и СПО, социальные партеры, журналисты, творческая интеллигенция.
Заместитель министра образования и молодежной политики С.В. Кудряшов отметил высокую трудоспособность и сплоченность коллектива колледжа.
Очень теплые слова были сказаны руководством Ассоциации организаций профессионального образования Чувашской Республики председателем правления АО ПО ЧР П.В.Мишиным и исполнительным директором Л.П.Рудаковой.
75-летие коллектив колледжа встретил творческой энергией, желанием трудиться. Праздник удался на славу. Подготовленная преподавателями и студентами программа погрузила зрителей в праздничную, позитивную атмосферу. Много добрых слов и искренних пожеланий прозвучало в адрес колледжа от гостей. Именно благодаря отношению преподавательского состава к своей работе колледж процветает уже на протяжении три четверти века и все мы уверены, что год от года он будет становиться только лучше.
Рис 1, 2 ‒ Общий план: актовый зал
Рис. 2,3 ‒ Средний план. Выступления артистов
Рис. 4,5,6 ‒ Крупный план. Главные действующие лица
Рис 7,8,9 ‒ В фоторепортаже главное ‒ эмоциональный настрой героев
Рис 10,11 ‒ Панорама и портрет с фоном
Фоторепортаж на сайте как и в печатных СМИ может сопровождаться авторской подписью. Например: Елена Раймова, студентка гр.Р-3-15. Фотографии автора.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст]: учебник В.П. Шестакова / Р. Арнхейм.; 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2013. – 133 с.
Борев, Ю.В. Эстетика [Текст]: учебник / Ю.В. Борев – Высш. шк., 2014. – 511с.
Григорян, Е.А. Основы композиции [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.А. Григорян – Ереван, 2013. – 37с.
Дыко, Л.П. Основы композиции в фотографии. и [Текст]: учебное пособие / Л.П. Дыко – М.: Высш. шк., 2013. − 175 с.
Дегтярев, А.Р. Изобразительные средства рекламы. [Текст]: учебник / А.Р. Дегтярев – М., 2013. − 69 с.
Жолудев, Н.А. Фотография. Интерактивный курс. [Текст]: учебник / Н.А. Жолудев – М.: Зареалье, 2012. − 85 с.
Журнал Фото и видео съемка № 21, Декабрь 2014 − 65 с.
Кантен, Б. История фотографии. [Текст]: учебник / Б. Кантен – М.: АСТ, Астрель 2013. − 79 с.
Морозов, С. Фотография среди искусств. [Текст]: учебник / С. Морозов – М.: Планета, 2011. − 150 с.
Павловская, Е.А. Дизайн рекламы: поколение NEXT. [Текст]: учебник / А.Е. Павловская – СПб.: Питер, 2012. − 200 с.
Пондопуло, Г.К. Фотография. История. Эстетика. Культура. [Текст]: учебник / Г.К. Пандопуло – М.: ВГИК, 2012. − 38 с.
Рунге, В.Ф. Основы теории дизайна. [Текст]: учебное пособие / В.Ф. Рунге – М.: 2013. − 48 с.
Как рассказать историю в фотографиях. Съемка репортажа
Текст статьи обновлён: 2.02.2019
Даже если вы нисколько не увлекаетесь фотосъемкой, и фотографируете не то, что на мыльницу, а просто на телефон, все равно, я уверен, что советы, представленные в данном уроке, вам пригодятся. Дело в том, что сегодня мы будем разбирать основы искусства рассказывать истории при помощи фотоснимков. Умение снимать так, чтобы из нескольких фото получился интересный рассказ о событии, пригодится при съемке фоторепортажа на свадьбе, на детском утреннике, на дне рождения вашего друга или при съемке товара для интернет-магазина, во время похода выходного дня в окрестностях вашего города или в поездке на отдых в дальние страны. В данном фотоуроке мы не будем обсуждать, какие настройки использовать или какой объектив выбрать для съемки на школьной линейке 1-го сентября (безусловно, эти вопросы важны, но мы их уже мусолили миллион раз в других статьях на сайте). Мы поговорим сегодня о художественной составляющей интересной фотоистории.
Прежде, чем мы начнем, хочу отметить, что советы, представленные ниже, не стоит рассматривать, как непреложную истину от гуру фотографии. Считайте их моим конспектом лекций по съемке репортажа, который я написал после чтения статей и интервью с профессиональными фотографами и фотожурналистами, а потом поделился записями с вами.
Кроме того, учтите, что для иллюстрации я использовал фотоснимки, снятые мною во время самостоятельного путешествия на Филиппины, всего дней 10 после приобретения своей первой в жизни любительской зеркалки Nikon D5100 KIT 18-55 VR (в конце ноября 2011 года). Естественно, что тогда я не умел даже делать технически качественные фотки (большая часть кадров получена в полуавтоматическом режиме: сцены “Пейзаж», «Спорт», «Портрет», «Ночной портрет» и т.п., поэтому не смотрите особо на данные EXIF), не говоря уже о том, чтобы задуматься о тех аспектах репортажа, что нужны для съемки интересного фотоотчета об отпуске.
В общем, надеюсь, что не будете судить строго – просто почитайте, «переварите» и, уверен, сможете снять свои интересные фотоистории.
В некотором царстве, в некотором государстве жил поживал богатый купец. И было у него три дочери. Собрался он как-то в далекое путешествие и спросил, какие подарки они хотели бы получить. Младшенькая сказала, что сладостей и драгоценностей она не хочет, что нужен ей позарез аленький цветочек. Папа сорвал краснокнижное растеньице, и последствием этого стало то, что любимая его дочь, любительница ботаники, попала в лапы зверя лесного. Сначала у них отношения не строились, но «любовь зла»… Когда она вернулась на побывку в отчий дом, и сёстры перевели стрелки на часах, животное подумало, что красавица ушла в самоволку, и чуть не умерло с тоски. Девушка поцеловала чудовище, что, как это бывает, заставило его сердце биться чаще – оно превратилось в принца-красавца. Ребята сразу же побежали к родителю, который благословил их на семейную жизнь. Свадьбу сыграли всем соседям на зависть — порвали три баяна, пока гости натанцевались. А потом стали жить долго и счастливо, нарожали детей, дождались внуков и правнуков…
Такой вот пересказ всем известной сказки получился в моем изложении. Привел его я специально, чтобы показать, что любой рассказ имеет завязку, развитие действия, кульминацию и финал. Истории скрывают в себе мощную силу. Они универсальны. Они обращаются к слушателям всех возрастов. Они преодолевают культурные и языковые барьеры, выдерживают испытание временем.
И, будучи фотографом, мы обладаем уникальной возможностью рассказывать великие истории, воспользовавшись одним из лучших инструментов для рассказа — фотоаппаратом.
Так давайте возьмем его в руки и начнем фотографировать. Но следует помнить, что мы должны не просто так, бездумно снимать в любой момент. Если мы хотим запечатлеть важные события в нашей жизни, и сделать это с помощью интересных фотографий, то мы ДОЛЖНЫ рассказать с их помощью некую историю. Нам нужно понимать, как поймать в кадр те события, что происходят перед нашими глазами, и как, используя фотоаппарат, превратить их в увлекательный репортаж, отражающий наши жизненные переживания.
Почему? Потому что, лет через 20, те чувства, что мы испытывали в момент съемки, будут отражаться на наших фотографиях. Снимки – вот то, что оживит наши воспоминания. Сделаем хорошую работу сейчас, и сможем насладиться ярким и глубоким фоторепортажем. Если же, мы снимем только часть рассказа, то в будущем обязательно обратим внимание на пробелы и дыры в нашей фотоистории.
Кроме того, нужно помнить, что мы не просто фотографируем для себя. Мы снимаем и для нашей семьи, для будущих поколений, что придут после нас. Мы не всегда будем рядом, чтобы рассказать наши истории. Но наши фотографии могут сделать это за нас, и они могут сделать хорошую работу, если мы научимся, как можно рассказывать о событиях с помощью снимков.
Структура рассказа в фотографиях
Любая история, любой репортаж начинаются с понимания структуры повествования. Если сказать упрощенно, то повествование всегда состоит из трех основных частей: начало, середина и конец.
Теперь давайте рассмотрим эти компоненты по отдельности и посмотрим, что происходит в каждом из них.
Начало фоторепортажа
Введение или завязка
Рассказ должен начинаться со вступления. Мы должны затянуть аудиторию в наш мир и сделать пребывание в нём комфортным. Зритель должен получить контекст.
Сделать это просто: нужно включить в кадр детали, которые подскажут зрителю, где фотография была снята. Тот, кто рассматривает снимки, должен догадаться о месте съемки. Для этого профессиональные фоторепортеры используют символы: узнаваемые здания, памятники, предметы. Например, если бы меня пригласили на свадебную съемку, я бы снял дверь подъезда с плакатом, где написано «Саша + Маша = Любовь» и нарисованы два обручальных кольца – сразу понятно, что сегодня будем смотреть репортаж со свадьбы.
Предположим, вы садитесь в самолет, летите на Филиппины и отправляетесь в большое путешествие по островам этой далекой страны. Невероятное приключение с сотнями событий, которые могут там случиться. Так как же оформить вступление? Как дать зрителю с первых кадров почувствовать место, куда мы направляемся?
Можно начать с фотографии аэропорта, чтобы рассказать о путешествии. Или мы можем показать фото номера в отеле, чтобы дать понимание, где мы остановились. Снимок с лодки, на которой мы приплыли на остров.
Фото 1. С чего начать фотоотчет об отдыхе на Филиппинах? Например, можно показать лодку, на которой туристы прибыли на остров Панглао (Panglao). Камера Nikon D5100 KIT 18-55 VR. Настройки: выдержка 1/320 секунды, диафрагма f/13.0, ISO 100, фокусное 35 мм.
Нужно наполнить рассказ снимками с деталями, которые помогут зрителю построить богатый мир в их воображении. Подойти ближе и посмотреть на мелкие объекты, являющиеся малой частью большой сцены. Это приведет зрителя прямо в наш рассказ, позволит ему представить себя в этом месте.
Представление главных героев фотоистории
Теперь нужно представить действующих лиц рассказа.
Классический сюжет вращается вокруг главного героя, который отправился в большое путешествие, чтобы добиться какой-то цели. По пути он встречает других персонажей, которые ему помогают или наоборот мешают.
Кто действующие лица в нашем репортаже? Нужно потратить некоторое время, чтобы подумать об этом. Независимо от того, о чем мы повествуем (о поездке на отдых на Филиппины, которая случится, быть может, лишь один раз в нашей жизни, или о наших повседневных делах), всегда найдутся люди, имеющие решающее значение для нашего повествования. Иногда мы забываем, сфотографировать их, потому что воспринимаем их присутствие, как само собой разумеющееся. Но часто мы просто не в состоянии понять, что они являются важной частью нашего рассказа.
И поэтому мы должны начать учиться видеть, насколько ключевую роль персонажи занимают в нашем фоторепортаже. Чтобы снимать интересные фотоотчеты, нужно начать с того, что поставить себе задачу сфотографировать их, и сделать это таким образом, чтобы они получались живыми. Все наши герои имеют свои собственные роли в нашей пьесе. И наши фото могут показывать эту роль.
Во время отдыха на Филиппинах нас очень доставали продавцы жемчуга. Они обращались с предложением о покупке ожерелья, когда мы сидели утром на веранде и, нежась под лучиками солнца, завтракали. Когда мы купались и загорали на белоснежных филиппинских пляжах, они не давали покоя. Даже, когда мы приплыли на необитаемый остров, там тоже были «жемчужные продавцы»…
Во время экскурсий по джунглям, посещения шоколадных холмов и питомника обезьян, сплава на кораблике по речке в джунглях Филиппин мы сделали сотни снимков. Но какие фотографии должны присутствовать в отчете об отпуске? Те, что помогут рассказать полную историю? Фотографии персонажей, которые нас сопровождали в поездке: треклятый продавец сувениров или водитель, доставивший к заповеднику, или повар в уличном ресторанчике.
Фотография 2. Репортаж об отдыхе на Филиппинах был бы не полным, если бы я не показал продавца жемчуга, который докучал нам даже на необитаемом острове. Фотоаппарат Nikon D5100 KIT 18-55 VR. 1/250, 13.0, 100, 18.
Мы видели этого паренька всего, может, минут пять. Потом углубились в джунгли и сняли множество шикарных фотографий. Но этот снимок докучливого продавца может стать мостом, связывающим нас с тем далеким островом. Если бы мы снова поехали в отпуск на Филиппины, я бы сфотографировал его снова.
Точка зрения фотографа
Теперь — пункт, на котором многие из начинающих фотографов спотыкаются, когда рассказывают свои фотоистории. Мы забываем дать зрителю возможность почувствовать нашу точку зрения. Это то, что отвечает на вопрос: КТО рассказывает историю?
Перед нами находится такое большое количество вещей, которые можно снять, что очень легко забыть включить наше собственное «я». Сделать так, чтобы в кадре было наше присутствие, может быть трудно. Но это – критическая часть рассказа. Кто вы такой и о чем переживаете — необычайно сильно влияют на рассказ, так что вы должны быть уверены, что зрители могут увидеть вас, что они могут узнать вас.
Это можно сделать простым, а можно сложным способом. Мы можем, например, включить наши ноги или руку в кадр. Тогда внезапно зритель интересуется персоной, стоящей за камерой. Удивительно, как мало нужно, чтобы полностью изменить ощущения от фотографии!
В этом месте мне бы следовало показать фото, где, например, я снимаю морской пейзаж на краю обрыва на широкоугольный объектив, а внизу кадра – мои ботинки. Или, например, во время съемки я держал правой рукой фотоаппарат, а левую протянул человеку, изображенному на портрете. Тогда сразу создается необычная атмосфера. Многие видели, наверное, кадры: девушка в красивом платье снята со спины, она протягивает руку фотографу, увлекая его за собой (рука того, кто снимает – в кадре)…
Но, особенно, когда мы фотографируем для нашего семейного фотоальбома, этого недостаточно. Нам нужно полностью войти в кадр, чтобы стать частью нашей собственной истории.
Это можно получить, снимая «селфи», держа камеру на вытянутой руке и фотографируя самого себя. Ничего в этом нет зазорного, и такие фото важны. Камеры с поворотным экраном облегчают задачу получения таких кадров.
Пара советов, как делать селфи: обращайте внимание на качество освещения и фотографируйте слегка под углом, не с фронтального ракурса.
Также пробуйте снять портрет самого себя в полный рост. Можно воспользоваться штативом и пультом ДУ, всё настроить и снять групповое фото. Сделайте несколько снимков, чтобы быть уверенными, что все получилось, как надо.
Фото 3. Давайте знакомиться с участниками тура по филиппинским островам. Моя жена. Как снимать фоторепортаж. Уроки фотографии для начинающих. Зеркалка Nikon D5100 KIT 18-55 VR. 1/640, 5.6, 100, 55. Снято со штатива.
Фотография 4. Второй член экспедиции – собственно, ваш покорный слуга. Правила съемки фоторепортажа. Снято со штатива на Никон Д5100 КИТ 18-55 с настройками: 1/13, 5.6, 125, 55.
Конечно, можно попросить других людей снять портрет с автором рассказа.
В общем, не нужно быть невидимым рассказчиком. Наши друзья и семья захотят посмотреть фото с нами, и мы тоже, спустя годы. Попадите в кадр!
Середина фотоистории
Теперь, когда мы закончили вступление и представили главных героев, настало время продолжить рассказ. И это – середина истории, в которой происходит действие. Здесь мы ищем пути вызвать интерес зрителя.
Фото 5. Филиппинский крестьянин и его буйвол на рисовом поле. Как в отпуске снять интересный фотоотчет. 1/125, 11.0, 55, 52.
Фотография 6. Долгопят на филиппинском острове Бохоль (Bohol Island). Учимся фотографировать репортаж. 1/60, 5.3, 800, 40.
Фото 7. Подвесной мост через реку со смешным названием Лобок (Loboc River) на острове Бохоль, что на Филиппинах. Как снять интересный фотоотчет. 1/80, 10.0, 200, 18.
Фотография 8. Во время отдыха на Филиппинах можно попробовать разнообразных морских гадов. Учимся снимать фотоисторию. 1/60, 3.5, ISO 1600, 18.
Мне кажется, фотографии, что я привел в качестве иллюстраций к фотоотчету об отдыхе, не очень динамичны. Несколько вещей, которые нужно было поискать, снимая репортаж об отпуске на Филиппинах.
Движение. Его не только интересно смотреть на снимке, оно буквально двигает рассказ вперед. Всегда нужно обращать внимание на движущиеся объекты и подумать, как их сфотографировать, чтобы рассказать больше. Можно даже попробовать снять кадр на длинной выдержке, чтобы добавить ощущение движения.
Фото 9. Движение – то, что может оживить репортаж. 1/250, 8.0, 140, 55.
Эмоции. Действие может быть не просто физическим. Оно может быть эмоциональным. Нужно пробовать снять эмоции, чтобы передать чувства в рассказе.
Фотография 10. Мне кажется, на этом снимке главная эмоция – любопытство на лице девочки. Оно притягивает внимание зрителя. Фотоурок о съемке фоторепортажа. Камера Никон Д5100 КИТ 18-55. 1/100, 5.6, 100, 55.
Взаимодействие. Как только наши герои начинают взаимодействовать, они двигают рассказ вперед. Снимите это!
Снимок 11. Изображение вышло не очень резким, но это только прибавляет динамики снимку. Здесь продавец жемчуга застеснялся после какой-то реплики моей жены. Согласитесь, что взаимодействие между неё, прохожим и фотографом на этом фото, делает его необычайно живым? Съемка фоторепортажа в путешествии. 1/160, 6.3, 200, 32
Конфликт. Прежде всего, конфликт и борьба являются частью того, что движет фотоисторию. Думаю, многие согласятся, что рассказ на тему «Я вышел из дому и увидел симпатичный закат» не является привлекательной для зрителя историей. Мы должны показать проблемы, с которыми наш герой сталкивается, а также то, как он их решает – вот, что привлекает аудиторию, тем более, если задачи решены успешно. «Я вышел на улицу, забрался на высокую гору, заблудился, встретил ослика, который вывел меня обратно на тропу. Мы сидели вместе и наблюдали потрясающе красивый закат.» Вот это история!
Окончание фотоистории
Эту часть фотоотчета я так часто забываю сфотографировать. После того, как мы запечатлели действие, мы часто решаем, что сняли важную вещь, и можем спрятать камеру в рюкзак. Но репортаж не закончен, если мы уберем фотоаппарат, мы оставим зрителей (и себя) в замешательстве, неудовлетворенными.
Поэтому всегда, всегда, всегда, когда мы снимаем, нужно думать, как завершить наш фоторепортаж. Что можно снять, чтобы показать, что история окончена? Что конфликт разрешен? Герой нашел свою дорогу к финишу?
Возможно, солнце, заходящее за горизонт. Или самолет, летящий домой. Прощальные взмахи рукой новым друзьям, встреченным в путешествии.
Пример структуры фотоистории, что мы рассмотрели выше – это длинный рассказ, но даже самое короткое повествование подчиняется тем же правилам. Например, хороший отчет на тему «Как я провел вчерашний вечер дома» тоже должен иметь все описанные компоненты: сцены в гостиной, дети прыгают на диване, потом спокойно читают книгу, в заключение – спящий малыш в кроватке.
Даже самые простые события станут интересным рассказом, если мы снимем все обязательные части фоторепортажа.
Промежуточный финал
Снимок может запечатлеть короткий рассказ внутри большой фотоистории, например, момент прощания с нашим гидом, который отвозил в питомник обезьянок долгопятов.
Окончательный финал
Также нужно не забывать снять большой финал: наш отъезд из города или из страны, самолет или автобус, или детали нашего дома, когда мы вернулись после большого путешествия.
Фотография 12. Прощальный вечер на острове Боракай (Boracay). Данный снимок может служить финалом к фотоотчету об отдыхе на Филиппинах.
Советую вам прочитать статью Артема Чернова «Построение драмы и фотоистории. Как связаны линейный и нелинейный рассказ?» В ней более детально описывается состав фоторепортажа, а также представлен короткий видеоролик (26 секунд), просмотрев который, вы увидите все составляющие хорошего фоторассказа, которые мы обсудили.
Понятно стало, что такое экспозиция, завязка и развитие действия, кульминация и эпилог?
Съемка короткого фоторепортажа
Можно показать зрителям отчет, используя большой набор изображений, и многие рассказы от этого выигрывают. Но иногда мы хотим поделиться историей всего лишь в нескольких снимках. Или даже в одном.
Контекст
Мы можем рассказать много историй даже в одном кадре, но что нам нужно обязательно включить, так это контекст. Если отойти немного назад, и включить в кадр больше пространства, это поможет нам задействовать все элементы фоторепортажа, что мы обсудили ранее. Это даст нам почувствовать место, где всё происходит, возможно, включить больше героев, некоторое действие, конфликт. Каждый раз, перед тем, как нажать кнопку «Спуск», нужно думать о том, что мы собираемся включить в кадр, убедиться, что тот или иной объект поможет рассказать историю, и не будет отвлекать внимание от главного объекта.
Фото 13. Съемка кадра, в котором виден не только главный объект, но и его окружение, среда, в которой он обитает, помогает лучше прочувствовать момент. Как снимать фотоисторию, фоторепортаж и фотоочерк.
Трюки с широким, средним и крупным планами при съемке фоторепортажа
Быстрый способ выработать навыки рассказа в фотографиях – использовать подход с широким, средним и крупным планом. Фотографируем 3 снимка.
В частности, может помочь прогулка вокруг объекта съемки, изменение угла зрения и ракурса. Это поможет нам увидеть сцену с другой, выгодной точки, и позволит нам найти снимки, лучше всего рассказывающие о нашей истории.
Изображение 14. Из предыдущей фотографии я скомпоновал 3 кадра: широкий, средний и крупный. Иногда включают еще сверхкрупный – например, только глаза или руки нашего главного объекта. Как разнообразить фоторепортаж.
Когда я фотографирую такие серии для репортажа, я использую объективы с разными фокусными расстояниями: ширик, чтобы показать улицу; средний диапазон для того, чтобы выделить главный объект; телеобъектив – чтобы отсечь лишнее и сконцентрироваться на деталях.
Подготовка к съемке репортажа
Понятно, что советы по съемке фоторепортажа не уместить в рамках одной статьи. И сегодняшний урок – лишь набросок, предисловие к большой серии разговоров на эту тему. Неоднократно я говорил, что, когда пишу такие обзоры, то, в первую очередь сам, лучше запоминаю обсуждаемую информацию. Надеюсь, что теперь я смогу сделать мои фотоотчеты более интересными для зрителей. Нужно лишь, помнить советы:
В идеале, нужно добиться того, чтобы каждая отдельная фотография содержала в себе свою маленькую историю, которая будет являться главой общего повествования. Как этого добиться, вопрос отдельный, и не простой. Еще буду изучать. Сейчас могу вспомнить, что наибольшее эмоциональное воздействие на зрителя оказывают те снимки, что заставляют его включать воображение. Например, когда он вынужден думать о том, что произошло за секунду до того, как фотограф нажал на спуск затвора, или через секунду после этого момента.
Очень много уделено вопросам художественно составляющей снимка в учебнике Лидии Дыко «Беседы о фотомастерстве». Советую обязательно его разыскать и вдумчиво прочитать.
Вернемся к тому, как рассказать фотоисторию. Профессиональные репортеры советуют всегда составлять план съемки, список обязательных сюжетов. В начале урока я отметил, что советы, что мы получим, применимы к большинству типов фотоотчетов. Почему? Потому что принципы, здесь описанные, можно использовать не только при съемке активных действий типа танцевального конкурса и спортивных соревнований, но и даже при фотографировании пейзажей и предметки для каталога интернет-магазина.
Посмотрите в предыдущей статье обзор рюкзака для фотоапарата Case Logic TBC-411-Black. Вы также увидите общий, средний и крупный планы. Был бы макрообъектив, еще и сверхкрупно сфотографировал, например, собачку застежки.
Вот несколько заготовок плана съемки фоторепортажа на разные темы.
Прямо сейчас включите телевизор и посмотрите новости или кино. Обратите внимание, как оператор меняет планы, на что фокусирует внимание зрителя. При съемке фотоистории мы должны поступать таким же образом.
На этом, друзья мои, свой фотоурок по съемке интересных репортажей на свадьбе, утреннике или на отдыхе я заканчиваю. Но с вами не прощаюсь. Дело в том, что в ближайшее время будет объявлен фотоконкурс на съемку лучшего фоторепортажа. Тему и условия участия я оглашу позже. Главным призом будет фоторюкзак Case Logic TBC-411-Black, обзор которого представлен в предыдущей статье. Подписывайтесь через форму ниже на извещения о новых публикациях, чтобы не пропустить сей волшебный день.