Урок литературы «Русский футуризм». 11-й класс
Разделы: Литература
Класс: 11
Методы обучения: использование элементов проблемного метода обучения.
Используемые формы работы:
Дидактические материалы, ТСО:
Добрый день. Сегодня мы с вами будем говорить об одном из самых необычных и своеобразных литературных течений начала 20 века – русском футуризме. В течение урока мы попробуем сформировать ваши представления о нем, попытаемся встать на позицию современников, что могло вызвать (и вызывает до сих пор) неприятие творчества этих поэтов, закрепим навыки анализа стихотворения и теоретических литературных источников. Запишем тему урока: “Русский футуризм”.
1910 год. Санкт-Петербург. В России выходит сборник “Садок судей”. Книга была напечатана на обратной стороне обоев, что доставило много неудобств наборщикам – мел обоев забивал буквы. Широкая публика почти не заметила эту первую ласточку русского футуризма, но зато второй их сборник “Пощечина общественному вкусу” вызвал куда больший резонанс. Еще бы! Ведь он открывался декларацией, полной призывов сбросить Пушкина и других классиков с парохода современности. Естественно, что он вызвал очень неоднозначную оценку как читателей, так и профессиональных литераторов.
Например, И. А. Бунин высказался так:
“Что только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой,… каким богам не поклонялись? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом “футуризм ”.
А известный критик и писатель М. Осоргин отмечал:
“Если Италия – страна вековой культуры, то Россия может похвалиться лишь зачатком молодой культуры. … Поход молодых итальянцев против своей застывшей, окаменевшей культуры может быть и вздорным, но он объясним… Нам баловаться рано: права не имеем, не заслужили”.
Впрочем, он явно недооценивал русских ниспровергателей основ культурного наследия. Русские футуристы прямо заявляли, что пришли в культуру поэтического слова самостоятельно. А Велимир Хлебников, чтобы подчеркнуть, независимость отечественного футуризма от итальянского придумал термин “будетляне”.
Так кто же такие футуристы: бездарная молодежь, делающая себе пиар на скандале или представители нового искусства? Этот вопрос и будет главным вопросом урока, а вы попробуете ответить на него в конце занятия. И чтобы ответить на него попробуем ответить на следующие под вопросы:
Надеюсь, что к концу урока вы сумеете письменно сформулировать черты футуризма как литературного течения.
Кризис общественной жизни. Кризис духовности. Мир рушится, нет нравственной опоры. Ускоряются темп и ритм жизни. Классическая литература 19 века, а точнее, ее художественные приемы и средства, не могут передать весь комплекс противоречий 20 века, духовный мир человека 20 века. Отсюда – появление модернизма. Мировоззрение уходящего дворянства и интеллигенции сумели выразить символисты и акмеисты. Выразителем кого выступали футуристы?
Надо отметить, что состав их был неоднороден. Среди футуристов выделялись эгофутуристы (И. Северянин), объединение “Центрифуга” (Н.Асеев, Б. Пастернак) и группировка, являющаяся наиболее известной: кубофутуристы или будетляне (.Давид Бурлюк, В. Маяковский, В.Хлебников)
Все они были провинциалами: Давид Бурлюк с Украины, В. Маяковский родился в Грузии, В. Хлебников – из Астраханской губернии. Поэтому литературные высоты им приходилось брать нахрапом, преодолевая чудовищное преодоление столичных “штучек”, и атмосфера скандала неизбежно сопровождала их публичные выступления.
Итак, перед нами провинциал, ставший горожанином. Каким же увидели они мир города?
Анализ стихотворения В. Маяковского “Адище города”
Итак, мир города подавляет человека, он пошл, антиэстетичен и страшен. А каков же человек этого нового мира? Кто его “Адам и Ева”?
Анализ стихотворения В. Маяковского “Нате!”
Итак, лирический герой футуризма – представитель массы, толпы, его отличают бунтарство, анархичность. Он бросает вызов антиэстетичности этого мира. Поэтому стихотворения ориентированы на произносимый, а не читаемый стих, лирический герой пытается “докричаться” до слушателя, шокировать его, что требовало эксперимента в области ритма и рифмы.
Но что герой может противопоставить этому миру?
Анализ стихотворения В. Маяковского “А вы могли бы?”
Таким образом, “Я” строит новую модель поэтического мира, где студень и океан – синонимы, что опровергает принципы классической поэзии и выстраивает новое противопоставление: “Я” – яркость, слитность поэзии и быта; “ВЫ” – пошлость, противопоставление поэзии и быта.
Почему, на ваш взгляд, футуристы отвергают старое культурное наследие?
Итак, фундаментальная идея футуристов – это мечта о рождении сверхискусства и создание мира, в котором жили бы по законам искусства.
Но такое искусство требует и новых способов выражения.
Примерно тот же процесс происходит в это время и в живописи. (Демонстрация картин А. Лентулова – см. Приложение 1.) Художники-кубисты изображали не сам предмет, а его проекции. Футуристы (а многие из них прекрасно рисовали) использовали в поэзии ту же систему сдвигов, разлагая слова на составные части (первоэлементы) и свободно монтируя их между собой.
Анализ стихотворения В.Хлебникова “Кузнечик”.
Итак, еще одна черта футуризма – это поиск раскрепощенного слова и эксперименты по созданию нового языка.
В начале урока вам было предложено сформулировать принципы футуризма. Посмотрим, как вы с этим справились. Но так как мы с вами изучаем поэзию, то проверку проведем, попытавшись составить своеобразное стихотворение, называемое синквейном. Попробуйте:
А закончить наш урок я хочу словами М.Горького:
“Их много ругают, и это, несомненно, огромная ошибка… Их породила сама жизнь, наши современные условия… Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, широко, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни”.
Домашнее задание. Написать манифест от лица футуристов, воспроизведя в нем стилевые черты течения.
Презентация к уроку
Цель урока: дать представление об исторических условиях зарождения футуризма, выявить основные черты этого литературного течения.
Методы обучения: использование элементов проблемного метода обучения.
1. Русская поэзия 20 века. Антология. Ч. 1. М.: “Советская Россия”, 1991.
2. Серебряный век. Поэзия. Книга для ученика и учителя. М.: АСТ Олимп, 1997, с.664-666.
3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2. 20 век. / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 2001. с.38-48, 338-351.
1 этап
Добрый день. Сегодня мы с вами будем говорить об одном из самых необычных и своеобразных литературных течений начала 20 века – русском футуризме. В течение урока мы попробуем сформировать ваши представления о нём, попытаемся встать на позицию современников, что могло вызвать (и вызывает до сих пор) неприятие творчества этих поэтов, закрепим навыки анализа стихотворения и теоретических литературных источников. Запишем тему урока: “Русский футуризм”.
2 этап
1910 год. Санкт-Петербург. В России выходит сборник “Садок судей”. Книга была напечатана на обратной стороне обоев, что доставило много неудобств наборщикам – мел обоев забивал буквы. Широкая публика почти не заметила эту первую ласточку русского футуризма, но зато второй их сборник “Пощёчина общественному вкусу” вызвал куда больший резонанс. Ещё бы! Ведь он открывался декларацией, полной призывов сбросить Пушкина и других классиков с парохода современности. Естественно, что он вызвал очень неоднозначную оценку как читателей, так и профессиональных литераторов.
Например, И. А. Бунин высказался так: “Что только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой,… каким богам не поклонялись? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом “футуризм ”.
Впрочем, он явно недооценивал русских ниспровергателей основ культурного наследия. Русские футуристы прямо заявляли, что пришли в культуру поэтического слова самостоятельно. А Велимир Хлебников, чтобы подчеркнуть, независимость отечественного футуризма от итальянского придумал термин “будетляне”.
Надеюсь, что к концу урока вы сумеете письменно сформулировать черты футуризма как литературного течения.
3 этап
Кризис общественной жизни. Кризис духовности. Мир рушится, нет нравственной опоры. Ускоряются темп и ритм жизни. Классическая литература 19 века, а точнее, её художественные приёмы и средства, не могут передать весь комплекс противоречий 20 века, духовный мир человека 20 века. Отсюда – появление модернизма. Мировоззрение уходящего дворянства и интеллигенции сумели выразить символисты и акмеисты. Выразителем кого выступали футуристы?
Надо отметить, что состав их был неоднороден. Среди футуристов выделялись эгофутуристы (И.Северянин), объединение “Центрифуга” (Н.Асеев, Б.Пастернак) и группировка, являющаяся наиболее известной: кубофутуристы или будетляне. (Давид Бурлюк, В.Маяковский, В.Хлебников)
Все они были провинциалами: Давид Бурлюк с Украины, В.Маяковский родился в Грузии, В. Хлебников – из Астраханской губернии. Поэтому литературные высоты им приходилось брать нахрапом, преодолевая чудовищное преодоление столичных “штучек”, и атмосфера скандала неизбежно сопровождала их публичные выступления.
Итак, перед нами провинциал, ставший горожанином. Каким же увидели они мир города?
Итак, мир города подавляет человека, он пошл, антиэстетичен и страшен. А каков же человек этого нового мира? Кто его “Адам и Ева”?
Итак, лирический герой футуризма – представитель массы, толпы, его отличают бунтарство, анархичность. Он бросает вызов антиэстетичности этого мира. Поэтому стихотворения ориентированы на произносимый, а не читаемый стих, лирический герой пытается “докричаться” до слушателя, шокировать его, что требовало эксперимента в области ритма и рифмы.
Но что герой может противопоставить этому миру?
Итак, фундаментальная идея футуристов – это мечта о рождении сверхискусства и создание мира, в котором жили бы по законам искусства.
Примерно тот же процесс происходит в это время и в живописи. (Демонстрация картин А. Лентулова – см. Приложение 1). Художники-кубисты изображали не сам предмет, а его проекции. Футуристы (а многие из них прекрасно рисовали) использовали в поэзии ту же систему сдвигов, разлагая слова на составные части (первоэлементы) и свободно монтируя их между собой.
Итак, ещё одна черта футуризма – это поиск раскрепощённого слова и эксперименты по созданию нового языка.
4 этап
А закончить наш урок я хочу словами М.Горького: “Их много ругают, и это, несомненно, огромная ошибка… Их породила сама жизнь, наши современные условия… Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, широко, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни”.
5 этап
Д/З. Написать манифест от лица футуристов, воспроизведя в нём стилевые черты течения.
Футуризм в русской литературе: история, концепция, представители литературного направления
Говоря о поэзии Серебряного века, нельзя обойти вниманием футуризм. Это направление в русской литературе начала XX века было ярким, и творчество его представителей сказалось на дальнейшем развитии русской словесности. Сегодня я решила напомнить своим читателям историю футуризма и его отличительные черты, имена поэтов-футуристов.
История и определение футуризма, его идейно-художественная концепция
Начало 20 века вошло в историю литературы как Серебряный век в русской поэзии. В этот период зародились, достигли апогея и угасли несколько литературных направлений, которым был характерен поиск нового. Одним из них и был футуризм.
Первым футуристом был итальянский поэт Филиппо Маринетти, опубликовавший 20 февраля 1909 года во французской газете Le Figaro «Манифест футуризма».
Основными принципами футуризма были провозглашены:
В Россию футуризм пришел в 1910—1911 гг., когда сформировались группы поэтов-будетлян и эгофутуристов.
Давид Бурлюк. Коллаж
Первым поэтическим сборником футуристов стал «Садок судей». Этот альманах вышел всего два раза: первый – в апреле 1910 года, второй – в 1913 году. Некоторый литературоведы называют «Судок судей» первым манифестом русских футуристов, хотя программной статьи в нем не было. Зато она была в следующем сборнике поэтов группы «Гилея», называвших себя будетлянами. Называлась она, как и сама книга, «Пощечина общественному вкусу». Было это в 1912 году.
Сочинение это не длинное, поэтому не хочу рвать его на цитаты, а приведу целиком.
«Пощечина общественному вкусу»
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с чёрного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. – нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!
Мы приказываем чтить права поэтов:
И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Манифестом эгофутуристов можно считать стихотворный сборник Игоря Северянина «Пролог. Эгофутуризм», изданный в 1911 году.
Основными признаками футуризма в русской литературе стали:
Заумью, например, написано известное стихотворение Алексея Кручёных «Дыр – бул – щыл…».
Только если знать, какие цветовые и эмоциональные значения ассоциируются с теми или иными звуками, можно понять, что это стихотворение передает предгрозовое настроение. Иначе содержание этого произведения понять невозможно, оно кажется бессмысленным.
Основоположником зауми считается Велимир Хлебников.
В некоторых произведениях футуристов можно встретить телеграфность (краткость, отрывочность, пропуск знаков препинаний и предлогов), искажение языка.
Вот, например, одно из характерных стихотворений Давида Бурлюка «Щастье циника»:
Весеннее шумящее убранство –
Единый миг… затерянный цветах!
Напрасно зришь живое постоянство
Струящихся, скоротекущих снах.
Изменно всё! И вероломны своды
Тебя сокрывшие от хлада бурь!
Везде, во всём – красивость шаткомоды!
Ах, циник, щастлив ты! Иди и каламбурь!
Особенности футуризма в русской литературе, основные течения
Футуристическое направление в русской литературе не было однородным.
Кубофутуристы
Это течение представлено творчеством поэтов, входивших в объединение «Гилея». Название было предложено Бенедиктом Лифшицем. Так в «Истории» Геродота называлась часть Скифии за устьем Днепра, где в начале 20 века находилось имение Чернянка Таврической губернии. С этим местом было многое связано в жизни братьев Бурлюков, которые и выступили инициаторами создания поэтической группы.
В «Гилею» входили Велимир Хлебников, Давид и Николай Бурлюки, Бенедикт Лившиц, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Василий Каменский, Елена Гуро.
Кубофутуризм был наиболее радикальным (левым) течением в русской литературе. Многие из членов группы «Гилея» были также художниками, тяготевшими к кубизму. Они как бы разбирали объект на элементы, а потом собирали его заново, чтобы отойти от внешнего сходства, вынеся на первый план сходство внутреннее. Если традиционное искусство позволяло показать объект с одной стороны (в одной плоскости), то кубофутуристы стремились передать разные его грани, то есть его трехмерное изображение.
Кубофутуристы отрицали свою связь с итальянским футуризмом, намеренно называя себя будетлянами.
Давид Бурлюк. Женщина в платке
Эгофутуристы
Лидером этого течения был Игорь Северянин. Сначала он совместно с К. Олимповым организовал кружок Ego, а позже (в 1913 году) – «Академию эгопоэзии». В состав этой группы входили также Г. Иванов и С. Петров. Позже на смену этой группы пришла «Интуитивная ассоциация эгофутуристов» (И. Игнатов, П. Широков, В. Гнедов, Д. Крючков), программным манифестом которой стал сборник «Грамата» (именно в таком написании).
Игорь Северянин
Поэтика эгофутуризма основана на самовыражении, демонстративном себялюбии, рафинированности чувств, использование иностранных слов, превозношении собственного «я» и преувеличенном эстетизме.
«Я, гений Игорь-Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден.
Я, – год назад, – сказал: «Я буду!»
Год отсверкал, и вот – я есть!
Среди друзей я зрел Иуду,
Но не его отверг, а – месть.
Нас стало четверо, но сила
Она поддержки не просила
И не мужала от числа. »
«Мезанин поэзии»
В эту группу футуристов, организованную Вадимом Шершеневичем, входили Рюрик Ивнев (М. Ковалёв), Лев Зак (псевдонимы — Хрисанф и Михаил Россиянский), Сергей Третьяков, Константин Большаков, Борис Лавренёв и некоторые другие молодые поэты. Их называют умеренными футуристами. Их поэтику отличает космополитизм.
«Центрифуга»
Наиболее известные участники данной группы футуристов – Борис Пастернак, Николай Асеев и Сергей Бобров. Они не отказывались от литературных традиций, а пытались синтезировать их с экспериментаторством. Причем занимало их больше не словотворчество, а поиск выразительных синтаксических и интонационно-ритмических построений.
Любопытно, что вызов обществу бросали представители разных течений футуризма. Их раздражали пошлость, мещанство, морализм, они бунтовали против них. Сравните стихотворения Игоря Северянина «В блесткой тьме» и Владимира Маяковского «Нате!».
В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи
В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив.
Я улыбнулся натянуто, вспомнил сарказмно о порохе:
Каждая строчка – пощечина. Голос мой – сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно, тусклые ваши сиятельства,
И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!
Блесткая аудитория, блеском ты зло отуманена!
Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!
Тусклые ваши сиятельства! Во времена Северянина
Следует знать, что за Пушкиным были и Блок и Бальмонт.
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я – бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется – и вот
я захохочу и радостно плюну,
я – бесценных слов транжир и мот.
Если говорить об отличиях русского футуризма от итальянского, то нужно сказать, что наши будетляне не были женоненавистниками, между тем как презрение к женщинам декларировано Ф.Т. Маринетти в его «Манифесте футуризма», процитированном мною в первом разделе этой статьи.
Кроме того, итальянские футуристы воспевали войну (а позже Маринетти поддержал фашизм), в то время как русские футуристы были не столько милитаристами, сколько революционерами по духу (да и фактически многие из них поддержали революционные преобразования в нашем государстве). В творчестве русских футуристов можно даже найти пацифистские стихотворения.
Давид Бурлюк. Любовь и мир
Значение футуризма в русской литературе
Как литературное направление футуризм в России просуществовал недолго: примерно с 1910 года по 1920 год. Правда, можно считать, что в этом направлении продолжали творить авторы, входящие в объединение ЛЕФ (1922—1929 гг.), руководимое В. Маяковским, но все же произведения членов «Левого фронта искусств» вряд ли можно сопоставить с футуристическими творениями художников и поэтов Серебряного века.
Эксперименты футуристов в сфере словотворчества, поэтического синтаксиса и ритмики стиха раздвинули границы поэтического языка и предвосхитили искания поэтов-авангардистов будущего. Благодаря футуристам расширилась и тематика художественных произведений. Например, в сферу внимания поэтов попали темы технического прогресса и урбанизации.
Футуризм и футуристы
I. Слово учителя. Футуризм, как и символизм, — интернациональное литературное явление. Основателем футуризма был итальянец Маринетти. Футуризм провозгласил полный разрыв с традиционной культурой, утверждал эстетику города с её динамикой и безличностью, стремился передать сознание “человека толпы” и мгновенную смену чувств и переживаний. При всей связи с итальянским футуризмом русский футуризм возник как самобытное художественное движение. Он выразил ощущение кризиса перед мировой войной и революцией.
Познакомимся с одним из самых известных манифестов футуристов под хлёстким названием «Пощёчина общественному вкусу». (Читает заранее подготовленный учащийся; см. Приложение 1.)
II. Беседа по манифесту
1. Кого и почему отвергали футуристы?
(Выступали против существующего социального устройства, против общепринятых культурных традиций и современного искусства. Отвергали Пушкина, Толстого, Достоевского и всю современную литературу, начиная от символистов и кончая Максимом Горьким.)
2. В чём проявилась ненависть к языку, существовавшему до футуристов?
(Отрицание грамматики, синтаксиса, правописания родного языка. Подлинные же стремления футуристов раскрыл В.В. Маяковский: “Стать делателем собственной жизни и законодателем для жизни других”.)
3. Как вы понимаете смысл “самовитого слова”?
(В поэзии есть только форма, форма и является содержанием. “Содержание — это только удобный предлог для того, чтобы создать форму, форма же есть самоцель”. А поскольку слово — основной строительный материал формы, оно также становится самоцельным или, как сказано в «Пощёчине общественному вкусу», “самоценным (самовитым)”.)
III. Слово учителя. (Запись в тетради.)
— Что же являлось общей основой движения? Что объединяло их?
1. Стихийное ощущение “неизбежности крушения старья”.
2. Создание через искусство грядущего переворота и рождение нового человечества.
3. Творчество — не подражание, а продолжение природы, “язык — часть природы”.
4. “Словотворчество и словоновшество”.
5. Смешение стилей и жанров.
IV. Теперь познакомимся с манифестом Хлебникова и Кручёных «Слово как таковое». (Читает подготовленный учащийся; см. Приложение 2.)
Беседа по манифесту
1. Вы прочитали манифест. Всё ли понятно?
2. Попробуйте сформулировать свою реакцию на манифест.
3. Найдите в манифесте слова, которые могут возмутить человека, любящего литературу.
4. Какие идеи манифеста воплотились в стихотворении Велимира Хлебникова «Заклятие смехом»?
V. Слово учителя. Среди кубофутуристов выделяется Василий Каменский. Его поэзия — возвращение к фольклорно-мифологическим первоначалам, когда язык был частью природы. Про Каменского так писал один из футуристов — Вадим Шершеневич: “Каменский так любит и понимает природу, как разучились понимать её мы, горожане, клопы небоскрёбов… Глаза Каменского — с золотым обрезом. Стихи его тоже с золотой каймой. А голос — это Стенькин посвист в Жигулях”.
Сообщение учащегося о В.Каменском.
А сейчас послушаем отрывок из поэмы Каменского «Степан Разин». (Читает учащийся; см. Приложение 3.)
1. Футуристические ли это строки? Почему?
2. Близки ли эти стихи к языку природы? Приведите примеры.
3. Какую музыку можно подобрать к этому отрывку из поэмы?
Как мы видим, футуристы совершенно отрицали весь предшествующий опыт, проповедовали принцип “самовитого слова”, призывали к любованию вне зависимости от смысла. Примером тому служит стихотворение Каменского «Жонглёр». (Читает учащийся; см. Приложение 4.) Можете ли вы объяснить его название?
VI. Слово учителя. Чаще всего русский футуризм связывают с именем Владимира Маяковского. Новизна ритмов Маяковского говорила о том, что в поэзию пришёл художник с принципиально новым отношением ко всем сторонам поэтического творчества, поэт, который не мог говорить так, как говорили до его появления.
Чтение стихотворения Маяковского «Ночь».
Вопросы к стихотворению «Ночь»
1. Докажите, что Маяковский был футуристом, приведите примеры новых слов и образов.
2. Какие строчки из стихотворения Маяковского можно спроецировать на картину Пабло Пикассо «Герника»?
3. Какую картину нарисовали бы вы к стихотворению? Что бы вы взяли бы у Пикассо, а что добавили бы?
4. Как вы думаете, чем это стихотворение возмущало публику?
VII. Обобщение учителя. Русский футуризм был многолик, мы убедились в этом. Он по-разному проявлялся в литературе и искусстве. Такие яркие индивидуальности — Хлебников, Маяковский, Каменский — нашли свой способ самовыражения с помощью системы футуристических приемов. Но их творчество шире манифестов и деклараций, открытия футуризма остались навсегда в поэзии. Футуристы жили будущим, своими новациями они обогатили век ХХ, поэзию нашего времени.
При всех своих внутренних противоречиях футуризм сыграл важную роль в становлении принципов творчества таких крупнейших поэтов, как Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Борис Пастернак, Николай Асеев.
Приложение 1. Пощёчина общественному вкусу
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы — лицо нашего Времени.
Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин — непонятнее гиероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?
Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с чёрного фрака Брюсова?
Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Чёрным, Кузминым, Буниным и проч., и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду даёт судьба портным.
С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!
Мы приказываем чтить права поэтов:
На увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (Словоновшество).
На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
Стоять на глыбе слова “мы” среди моря свиста и негодования.
И если пока в наших строках остались грязные клейма ваших “здравого смысла” и “хорошего вкуса”, то всё же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Д.Бурлюк, А.Кручёных, В.Маяковский, В.Хлебников. Москва, 1912, декабрь.
Приложение 2.Слово как таковое (фрагменты)
1. Чтоб писалось и смотрелось во мгновение ока! (пение, плеск, пляска, размётывание неуклюжих построек, забвение, разучивание. В.Хлебников, А.Кручёных, Е.Гуро; в живописи Д.Бурлюк и О.Розанова).
2. Чтоб писалось туго и читалось туго, неудобнее смазных сапог или грузовика в гостиной (множество узлов, связок и петель и заплат, занозистая поверхность, сильно шероховатая. В поэзии Д.Бурлюк, В.Маяковский, Н.Бурлюк и Б.Лившиц, в живописи Д.Бурлюк, К.Малевич).
У писателей до нас инструментовка была совсем иная, например:
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел.
Здесь окраску даёт бескровное пе. пе. Как картины, писанные киселём и молоком, нас не удовлетворяют и стихи, построенные на
Здоровый человек такой пищей лишь расстроит желудок. Мы дали образец иного звуко и словосочетания:
(Кстати, в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина)…
До нас предъявлялись следующие требования языку: ясный, чистый, честный, звучный, приятный (нежный) для слуха, выразительный (выпуклый, колоритный, сочный).
Впадая в вечно игривый тон наших критиков, можно их мнения о языке продолжить, и мы заметим, что все их требования (о ужас!) больше приложимы к женщине как таковой, чем к языку как таковому…
Мы же думаем, что язык должен быть прежде всего языком, и если уж напоминать что-нибудь, то скорее всего пилу или отравленную стрелу дикаря.
Из вышеизложенного видно, что до нас речетворцы слишком много разбирались в человеческой “душе” (загадке духа, страстей и чувств), но плохо знали, что душу создают баячи, а так как мы, баячи будетляне, больше думали о слове, чем об затасканной предшественниками «Психее», то она умерла в одиночестве, и теперь в нашей власти создать любую новую. Захотим ли?
Пусть уж лучше поживут словом как таковым, а не собой. Так разрешаются (без цинизма) многие роковые вопросы отцов, коим и посвящаю следующее стихотворение:
поскорее покончить
недостойный водевиль —
о, конечно
этим никого не удивишь.
жизнь глупая шутка и сказка
старые люди твердили.
нам не нужно указки
и мы не разбираемся в этой гнили.
Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык). Этим достигается наибольшая выразительность, и этим именно отличается язык стремительной современности, уничтоживший прежний застывший язык…
Любят трудиться бездарности и ученики. (Трудолюбивый медведь Брюсов, пять раз переписывавший и полировавший свои романы Толстой, Гоголь, Тургенев), это же относится и к читателю.
Речетворцы должны бы писать на своих книгах: прочитав, разорви!
А.Кручёных и В.Хлебников
1913
Приложение 3
На струг вышел Степан —
Сердцем яростным пьян.
Волга — синь — океан.
Заорал Атаман:
“Сарынь на кичку!”
Ядрёный лапоть
Пошёл шататься
По берегам.
Сарынь на кичку!
В Казань!
В Саратов!
В дружину дружную
На перекличку,
На лихо лишное
Врагам!
Сарынь на кичку!
Бочонок с брагой
Мы разопьём
У трёх костров.
И на привольи
Волжском вагой
Зарядим пир
У островов.
Сарынь
На
Кичку!
Ядрёный лапоть,
Чеши затылок
У подлеца.
Зачнём
С низовья
Хватать,
Царапать
И шкуру драть —
Парчу с купца.
Сарынь на кичку!
Кистень за пояс;
В башке зудит
Разгул до дна.
Свисти!
Глуши!
Зевай!
Раздайся!
Слепая стерва,
Не попадайся! Вва!
Сарынь на кичку!
Приложение 4
Згара-амба
Згара-амба
Згара-амба
Амб.
Амб-знара-амба
Амб-знара-амба
Амб-знара-амба
Амб.
Шар-шор-шур-шир.
Чин-драх-там-дззз.
Шар-диск
Лам-диск
Брось-диск
Иск-иск-иск-иск.
Пень. Лень. День. Тень.
Перевень. Перемень.
Пок. Лок. Док. Ток.
Перемок. Перескок.
Рча-рча.
Амс.