Характеристики: образцы, примеры, шаблоны и бланки
Характеристика это…
Это информация, оформленная в виде документа, о личных и профессиональных качествах человека.
Для чего и где требуется предоставление характеристики?
Для изучения качеств человека:
Характеристика предоставляется с целью объективного изучения личностных качеств человек и его профессиональных особенностей, как работника.
ст. 62 ТК РФ – «По письменному заявлению работника (в течение 3-х рабочих дней) работодатель обязан выдать работнику характеристику для предоставления ее по месту требования».
Оформление характеристики
В качестве бумажного носителя информации служит лист бумаги стандарта А4, который может быть оформлен в произвольной форме, либо на фирменном бланке предприятия с указанием его юридического названия, места расположения и контактных данных. Текст характеристики должен предоставлять объективные данные о работнике (сотруднике) и отражать его личностные и профессиональные качества, как человека, так и работника.
Выдача характеристики фиксируется в специальном журнале по выдаче документации, где получатель расписывается в ее получении.
Образцы характеристик, составленные юристами
Перед вами примеры (образцы) наиболее часто используемых характеристик. В каждом разделе имеются шаблоны для самостоятельного заполнения документа и приведены особенности его оформления.
Переход по ссылке откроет следующие положительные характеристики с работы на:
Также в разделе имеются формы для самостоятельного оформления характеристик и шаблоны для их заполнения.
Переход по следующей ссылке откроет следующие положительные характеристики с работы на:
В конце раздела имеются формы для самостоятельного оформления характеристик и шаблоны для их заполнения.
В разделе следующие характеристики:
Формы и шаблоны для заполнения.
Также: различная дополнительная информация по теме раздела.
В разделе следующие характеристики:
Список документов в разделе:
В разделе имеется информация о том, как правильно написать и заверить эти документы.
Список характеристик раздела:
Общий образец с описанием вымышленного по фамилии и имени ребенка.
По ссылке откроются следующие отрицательные характеристики:
Характеристики
Как правильно составляется характеристика. Бланки, примеры и образцы характеристик. Рекомендации по содержанию.
Письменная характеристика является официальным документом.
Сейчас достаточно часто характеристика включается в перечень обязательных документов при трудоустройстве, поощрении, применении наказаний, в судебном разбирательстве, в школе или университете.
Что такое характеристика
Характеристика — это документ, который содержит совокупную оценку качеств человека. Характеристика является оценочным документом. Он характеризует человеческие качества – от физических до нравственных, деловых или профессиональных, черты характера. Характеристика может быть положительной, отрицательной или нейтральной.
Содержание характеристики определяется ее целью – куда предъявляется документ. Например, характеристика с места работы включает в себя больший уклон на трудовую деятельность, а характеристика для награждения – на профессиональные заслуги и показатели.
Структура любой характеристики независимо от назначения включает в себя следующие сведения:
Все нюансы каждого вида характеристик подробно описаны в соответствующих статьях.
Когда используются характеристики
Во-первых, характеристика может стать одним из доказательств по гражданскому делу, по делам административного судопроизводства, рассмотрению дел об административных правонарушениях. Часто ее запрашивают в рамках расследования и рассмотрения уголовных дел.
Используются характеристики и в процессе обучения. Так, составляется такой документ на ученика в военкомат, на студента с места учебы или с места прохождения практики. Это важные для дальнейшего трудоустройства документы.
Достаточно часто рассматриваемый документ составляется самим характеризуемым лицом, которое и заинтересовано в его предоставлении. Именно поэтому каждый пример характеристики на нашем сайте может быть использован в повседневной жизни.
Образцы характеристик
Для составления характеристики удобно воспользоваться представленными бланками и шаблонами по схожей ситуации. Набор используемых в характеристике штампов и клише проще всего взять из приведенных примеров составления характеристик по разным жизненным ситуациям. На сайте можно скачать образцы характеристик.
Характеристика рекомендация образец
Образец характеристики-рекомендации с места работы
ХАРАКТЕРИСТИКА-РЕКОМЕНДАЦИЯ на ассистента кафедры информатики и вычислительной техники Прокудина Дмитрия Евгеньевича
Прокудин Дмитрий Евгеньевич закончил Ставропольский государственный педагогический университет в 1993 году по специальности математика. После окончания университета работал до июля 1994 года ассистентом кафедры информационных технологий в обучении и управлении учебным процессом вышеназванного университета.
Работая в качестве ассистента кафедры информационных технологий неоднократно проходил повышение квалификации в г. Москве. Принимал активное участие в работе Южного филиала Института информатизации образования (ИНИНФО).
Программно-методические комплексы, в разработке которых он принимал участие, вошли в каталог компьютерных учебных программ ИНИНФО. Состоя соискателем в ставропольском педуниверситете Прокудин Д.Е. сдал кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и информатике.
С осени 1994 года Прокудин Д.Е. работает ассистентом кафедры информатики и вычислительной техники Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена. Участвовал в различных научно-практических конференциях. Имеет несколько публикаций.
Занимается научными разработками в области информатизации образования в структуре многоуровнего педагогического образования, является одним из соавторов учебного пособия по курсу «Использование ЭВМ в учебном процессе». Постоянно совершенствует свое педагогическое мастерство и повышает научно-теоретический уровень.
Кафедра рекомендует Прокудина Дмитрия Евгеньевича к поступлению в очную аспирантуру.
Протокол N 16 от 18 октября 1994 года заседания кафедры информатики и вычислительной техники.
Заведующий кафедрой, д.т.н., профессор
Рекомендательное письмо. образец рекомендательного письма
Рекомендательное письмо – это документ, который представляет собой отзыв о соискателе со стороны его бывшего руководителя либо сотрудника с профессиональной точки зрения.
Для выпускника ВУЗа, человека без опыта работы рекомендателем может быть преподаватель, заведующий кафедрой, декан факультета, для человека с опытом работы – его непосредственный руководитель, директор организации либо коллега (занимающий более высокую позицию) на предыдущем рабочем месте.
Как написать рекомендательное письмо
Составление рекомендательного письма осуществляется согласно общей структуре делового письма.
Сначала указывается заголовок документа.
После этого можно указать обращение, если рекомендательное письмо с работы составляется конкретному работодателю. Обращение можно и не употреблять, если оно делается для любого потенциального работодателя.
Далее следует информация о том, где и когда работал (учился) соискатель, кем он рекомендателю приходился. Например, если рекомендатель является непосредственным руководителем, можно указать: «Господин Комаров работал в компании ООО «Лаванда» под моим руководством с 12 мая 2011 г. по 10 августа 2013 г.», если коллега, то: «Я сотрудничал с господином Комаровым с 12 мая 2011 г. по 10 августа 2013 г. и т.п.
Затем идет речь о занимаемых должностях, функциональных обязанностях, профессиональных навыках, достижениях и успехах, личных качествах соискателя.
В рекомендательном письме сотруднику также можно указать причину ухода из предыдущей компании.
В следующей части письма представлены непосредственно рекомендации и пожелания рекомендателя (пример текста рекомендательного письма: «Профессионализм господина Комарова позволяет рекомендовать его для дальнейшей работы на аналогичной должности. Надеюсь, что приобретенные знания и навыки работы в нашей компании позволят господину Комарову быть востребованным работником. Желаю ему дальнейших успехов и процветания в творческой деятельности»).
В конце ставится подпись рекомендателя с указанием его должности, фамилии, имени, отчества, контактного телефона и даты составления документа.
По мере возможности данное письмо заверяется подписью руководителя компании или кадровой службы и печатью компании.
Образцы и примеры рекомендательного письма
Оформление рекомендательного письма желательно осуществлять на фирменном бланке организации.
Образец характеристики рекомендации
Бондарев Александр Николаевич 27 февраля 1970 года рождения, водительское удостоверение АБ № 012721. Проживает в городе Сватово по улице Забурдаева 12. Работает в ООО «Заря».
Механизатором в хозяйстве работает с 1989 года, помощником комбайнера с начал работать с 2000г.
Исполнительный, добросовестный, бережно относится к технике.
Характер спокойный, всегда готов прийти на помощь коллегам по работе. Общительный, ответственен в любых поручениях.
Характеристика дана для предъявления в Луганский сельскохозяйственный институт для для обучения работы на импортных комбайнах.
Директор Сватовского филиала Николаев И.И.
Текст характеристики состоит из четырех частей:
1. Анкетные данные лица, на которого складывается характеристика (размещаются по центру листа или в столбик справа).
2. Сведения об деятельности или учебе (с какого года работает или учится, где, отношение к работе, учебе, уровень профессионализма, учебных достижений и владение мастерством, или владения учебным материалом).
3. Оценка деловых и моральных качеств: сведения о поощрении (взыскание): отношения в коллективе.
4. Выводы: указание, куда подается характеристика.
Для примера ниже мы приводим образцы характеристик.
Образец характеристики учителя
Образец характеристики ученицы
Образец характеристики рекомендации
Образец характеристики плохого работника
Пример характеристики врача
Характеристика программиста (пример)
Образец характеристики работника фирмы
Характеристика учителя начальных классов
Пример документа на учителя начальных классов (2)
Образец документа на учителя зарубежной литературы
Пример документа работы учителя
Образец документа на выпускника школы
Пример документа на выпускника школы (2)
Пример документа на выпускницу школы
Пример документа с места учебы
Характеристика на ученицу
Пример документа на студента
Характеристика выпускника 2
Пример документа на выпускника 3
Характеристика выпускника 4 (образец)
Характеристика выпускника 5 (образец)
Характеристика выпускника 6 (образец)
Характеристика выпускника 7 (образец)
Пример характеристики выпускника
Образцы характеристик на украинском языке
Характеристика (зразок) учня 10 класу
Зразок характеристики випускника
Приклад характеристики учнів 5 класу
Психолого-педагогічна характеристика учня, схильного до правопорушень
Психолого педагогічна характеристика
Психолого педагогічна характеристика учня
Характеристика вчителя початкових класів
Зразок характеристики класу
Зразок характеристики учня
Зразок характеристики учня (2)
Зразок характеристики учня (3)
Характеристика роботи вчителя
Перегляньте характеристику вчителя математики
Хотим обратить ваше внимание на то, что бывают и другие виды характеристик.
В дополнение предлагаем посетить раздел «Деловая речь»
Также предлагаем посетить разделы
«Как написать заявление»
Как написать расписку
Как написать автобиографию
обсудить на форуме перейти на страницу «статьи» Новости Объявления
Образец характеристики с места работы
Характеристика с места работы — документ, дающий объективную оценку деловым и личностным качествам работника. Если сотрудник принес письменный запрос о выдаче ему такого документа — необходимо подготовить его в течение трех рабочих дней (ст. 62 ТК РФ). Это правило распространяется и на бывших сотрудников.
В каких случаях необходима
Обычно специалистов отдела кадров просят составить характеристику:
В первом и втором случаях необходима нейтральная или положительная характеристика на сотрудника для предъявления ее в какие-то инстанции за пределами той организации, в которой работает человек. Например, в органы опеки и попечительства, учебное заведение, в котором он обучается без отрыва от производства, по новому месту работы или в суд. Т.е. оценка качеств работника требуется внешнему заказчику.
В третьем случае готовятся некие внутриорганизационные процедуры, связанные с оценкой сотрудника, и документ используют внутри учреждения. Его заказчик внутренний.
Кто готовит документ
Осознавая, для чего нужна и что такое характеристика, не всегда специалист кадровой службы способен ее составить, поскольку он не всегда знает о деловых качествах каждого работника на предприятии. В таком случае готовит такой документ непосредственный начальник сотрудника, а представитель кадровой службы лишь оказывает ему помощь в написании и оформлении бумаги.
Если за бумагой обращается работник, подготовить и выдать ее следует в течение трех рабочих дней (ст. 62 ТК РФ). Это правило распространяется и на бывшего сотрудника, вне зависимости от того, как давно он уволился (см., например, Определение Московского городского суда от 08.09.2011 по делу №33-28750). Если заказчик внешний, то сроки обычно обговаривают дополнительно.
Примеры характеристик
В зависимости от целей создания содержание документа меняется, но общие правила, как писать характеристику на человека, остаются неизменными. Рассмотрим наиболее распространенные на практике варианты оформления бумаги.
Положительная и отрицательная оценка
Для начала приведем пример характеристики на работника с места работы, где положительно описывают профессиональные качества и сильные стороны человека. Это наиболее частый вариант, который приходится оформлять отделу кадров.
Никифоров Семен Иванович — специалист высокого профиля, который трудится в ООО «Clubtk.ru» 15 лет. Его общий стаж работы составляет 22 года. За время своей работы в ООО «Clubtk.ru» он зарекомендовал себя как ответственный, квалифицированный сотрудник. Семен Иванович грамотно, быстро и эффективно решает поставленные перед ним задачи. Порученные ему проекты монтажа электрических систем выполнены качественно и в короткие сроки. Основными положительными качествами Семена Ивановича являются его ответственность и упорство при достижении цели. Нельзя не отметить и его умение грамотно объяснить поставленную задачу другим специалистам. Никифоров Семен Иванович дважды удостоен благодарности от руководства ООО «Clubtk.ru».
Другой пример — с отрицательным описанием профессиональных и личных качеств сотрудника:
Митрофанов Иван Ильич проработал в ООО «Clubtk.ru» слесарем 1 год и 3 месяца. За это время он не проявил высокого профессионализма. Несмотря на некоторые положительные качества, Иван Ильич характеризуется как малодисциплинированный работник. Отсутствие дисциплины проявлялось в несоблюдении сроков выполнения работ, регулярных опозданиях. Иван Ильич дважды подвергался дисциплинарным взысканиям.
Для поощрения
Следующий образец подойдет тем, кто готовит документ для поощрения сотрудника. Если оно инициировано руководством организации, требования к процедуре определяются локальными нормативными актами компании — Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением о поощрении и т.п. Если специальной формы в этих ЛНА не предусмотрено, воспользуйтесь следующим шаблоном:
Для выбора верных слов подумайте, какие качества в компании считаются наиболее ценными, и, исходя из этого, давайте определение работнику. Пример, представленный выше, делает акцент на исполнительских качествах. Дополнительно укажите (на выбор или несколько сразу):
Помимо поощрения на уровне работодателя, есть еще награждение государственными наградами Российской Федерации. В этом случае к документам с места работы предъявляются серьезные требования (подробно об этом — в Указе Президента РФ №1099 от 07.09.2010 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», Письме Администрации Президента РФ №АК-3560 от 04.04.2012). Внимательно ознакомьтесь с методическими рекомендациями и предложенным образцом, чтобы корректно оформить документы о награждении.
Для взыскания
Работник совершил проступок, и встает вопрос о взыскании: выговоре или увольнении. Возможно, проводится служебное расследование. Какую меру наказания выбрать? Для ответа на этот вопрос тщательно исследуются все обстоятельства и материалы происшествия. Если во внимание примут положительные качества, такие как:
то наказание для работника, совершившего проступок, возможно, смягчат.
При повышении
В крупной организации, обладающей разветвленной иерархической структурой, или в государственных и муниципальных органах многие внутренние процедуры строго формализованы. Например, существует резерв управленческих кадров. Комплект документов на каждого участника такого резерва обязательно включает характеристики. В них акцент делается на качествах работника, необходимых для кандидата на руководящую должность: компетентность, волевые и организаторские способности, интеллект и авторитет.
При аттестации
Трудовым кодексом не регулируется процедура проведения аттестации персонала в организации. Но если такая процедура планируется, необходимо составить и утвердить приказом Положение об аттестации, в котором необходимо прописать перечень документов, предоставляемых аттестационной комиссии, в том числе характеристику на аттестуемого работника.
Для суда
В ходе судебных слушаний к материалам дела часто приобщаются характеристики на ответчика (обвиняемого): их вправе запрашивать любой участник судебного процесса, в том числе и работник, против которого возбуждено дело. Взять за основу в этом случае рекомендуем пример нейтральной характеристики на работника, поскольку выданный работодателем документ становится своего рода свидетельским показанием, и он должен быть максимально точным и правдивым. Кстати, такое объективное описание качеств сотрудников уже не раз становилось обстоятельством, смягчающим административную ответственность (см., например, решение Давлекановского районного суда от 23.08.2010 дело №12-93/2010).
Если работник не согласен с характеристикой
Содержание данного типа документа работодатель не обязан согласовывать с сотрудником, за исключением случая проведения аттестации, когда он обязан ознакомить с ней аттестуемого заранее. Если тот выражает недовольство ею и результатами аттестации, он вправе обратиться в апелляционную комиссию или суд.
Характеристика с места работы: образец написания характеристики на сотрудника
Важный недостаток характеристики с места работы
Некоторые работодатели считают документ формальностью и используют при заполнении общие, размытые формулировки. Поэтому важно оформить бланк так, чтобы ответы максимально подробно описывали качества работника.
Сегодня характеристика с места работы отличается требованиями, содержанием и оформлением от своего советского предшественника. Этот документ, пережив беспорядочные 90-е годы, снова обрёл востребованность. Поэтому работникам отделов кадров, начальникам подразделений и руководителям компаний следует знать, как правильно написать характеристику.
Образец характеристики с места работы
Готовая характеристика с места работы должна быть в качестве образца в отделе кадров каждого предприятия. В случае необходимости, глядя на образец (пример написания), не составит труда быстро и безошибочно создать такой документ. Рассмотрим типовой вариант за 2021 год.
Пример написания характеристики с места работы:
На некоторых предприятиях используют готовый шаблон характеристики. Такой бланк удобно распечатать и быстро заполнить. Бланк характеристики с места работы выглядит следующим образом:
Характеристика на работника: как правильно составить
Характеристика на работника (сотрудника) представляет собой краткий по форме и емкий по содержанию, объективный и достоверный отзыв о человеке, который работает или работал на предприятии. Она должна быть информативной и лишенной эмоций.
Автор характеристики четко описывает профессиональные качества сотрудника, его уровень квалификации в той специальности и должности, которую он занимает (или занимал). Личные качества работника указываются исключительно с позиции корпоративных интересов.
Не следует писать летопись жизни сотрудника. Требуется лишь отметить его трудовую деятельность на данном предприятии, достижения, навыки, знания, личные качества, полученные и проявленные только на данной работе.
Иные этапы биографии вне данного учреждения указывает сам работник в своем резюме либо автобиографии.
Стандартная характеристика состоит из трёх частей:
Автор характеристики на сотрудника должен оценивать коллегу исключительно с профессиональной точки зрения, вне зависимости от личных отношений с ним.
Политические и религиозные взгляды, хобби, подробности личной жизни, жилищные условия, состояние здоровья работника в характеристике с места работы не указываются.
Пример характеристики на сотрудницу
Как правильно пишется характеристика
Трудовой кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты не регламентируют составление этого документа. На сегодняшний день четко установленных требований к нему нет. Есть только общепринятые рекомендации к оформлению и содержанию так называемого рекомендательного письма.
Характеристика с места работы должна быть написана в официально-деловом или в нейтральном стиле повествования от третьего лица в настоящем или прошедшем времени.
Выражения разговорного жаргона недопустимы, художественные элементы и лирические отступления неуместны. Не нужно использовать сокращения (особенно узкоспециальных терминов). Следует избегать местоимений. Текст должен быть небольшим по объему, емким по содержанию и доступным и понятным по форме изложения.
Производственная характеристика
Производственная характеристика – документ, который составляет и выдает предприятие, где работает (или работал) сотрудник только по его требованию. Такая официальная оценка руководства предприятия может потребоваться для прохождения медицинской комиссии либо социальной экспертизы.
Эта характеристика позволяет определить профессиональную пригодность работника с точки зрения состояния его здоровья, а также степень утраты работоспособности и группу инвалидности. Такой документ создается для МСЭ (медико-социальной экспертизы) или ВТЭК (врачебно-трудовой экспертной комиссии). Поэтому при наличии в штате предприятия медицинской сестры (фельдшера, врача) такой вид характеристики, помимо начальника (руководителя), подписывает медицинский сотрудник.
Документ пишется, как правило, на бланках установленного образца. Допускается заполнение стандартного бланка характеристики, но в таком случае обязательна запись о степени нетрудоспособности (инвалидности) работника.
Данный документ распечатывают в двух экземплярах: один выдается работнику, а второй хранится в архиве предприятия.
Кроме стандартных отметок, структура производственной характеристики должна иметь особые данные. Медицинскую комиссию, которая запрашивает производственную характеристику, интересует следующая информация:
На основании производственной характеристики с содержанием указанных нюансов, делают вывод о том, может ли работник выполнять возложенные на него трудовые обязанности по состоянию своего здоровья.
Положительная характеристика с места работы
Если работник уволился по статье ТК РФ «По собственному желанию» и это желание действительно исходило от него, а не от его руководства, проявившего физическое или психологическое давление, угрозы, то, как правило, характеристика отличная.
Работник, который безупречно и оперативно исполнял свои обязанности, соблюдал нормы дисциплины, корпоративной этики и полностью устраивал прежнего работодателя, но уволился по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам, в связи со сменой места жительства, получит хорошую характеристику с бывшего места работы.
В данном случае главную роль играет человеческий фактор: сумел ли работник после увольнения сохранить хорошие отношения с коллективом и руководством. Это важный показатель для нового работодателя, который станет дополнительным плюсом в борьбе за вакансию.
Характеристика с предыдущего места работы
Характеристика с предыдущего (бывшего) места работы пишется по стандартной схеме заполнения бланка, установленного на предприятии. Единственный нюанс – текст должен быть написан в прошедшем времени. Данный документ составляется руководителем прошлого места работы и выдается работнику для трудоустройства на новое место работы.
Пример характеристики с последнего места работы:
Служебная характеристика с места работы
Служебная характеристика – официальный документ, который представляет собой объективную оценку служебной, научной, творческой деятельности работника с указанием его деловых, личностных, моральных и психологических качеств.
Помимо анкетных данных, такой отзыв руководителя о своем подчиненном содержит оценку уровня его профессиональной подготовки:
Такая специфическая информация о сотруднике может интересовать вышестоящее руководство компании при принятии решения о переводе работника, повышении или понижении в должности, присвоении награды либо наложении взыскания.
Отрицательная характеристика с места работы
Объективность – главное требование к документу. Начальник должен указать не только достоинства сотрудника, но и его недостатки, включая реально произошедшие на рабочем месте конфликты, выговоры, взыскания за причиненный ущерб, штрафы.
Важно, чтобы указанные «минусы» соответствовали действительности, а не были актом мщения.
Плохая характеристика с предыдущего места работы не даст положительного результата, особенно в поиске желаемой работы с лучшими условиями труда. Этот документ негативного содержания может только подтвердить предъявляемое работнику обвинение в суде.
Характеристика по месту требования: когда нужна, требования
Информация, указанная в характеристике с последнего места работы, интересует, прежде всего, нового работодателя – при поиске основной работы, совместительстве, при переводе на новое место работы (и под другим руководством). В таких случаях «служебные отзывы» подразделяют на внешние и внутренние.
Внутренняя характеристика с места работы необходима для перевода сотрудника, повышения в должности, присвоения звания, для награждения или наложения дисциплинарного взыскания. Внутренняя характеристика на сотрудника используется только в границах его места работы и хранится в личном деле.
Внешняя характеристика с места работы составляется либо по просьбе самого работника при увольнении (для дальнейшего трудоустройства), либо направляется по запросу – в правоохранительные органы, в прокуратуру, в суд (при слушании гражданских, административных и уголовных дел) или новому работодателю.
Данный документ подшивают к делу о лишении родительских прав, а также она обязательно содержится в полном пакете справок на оформление опекунства, попечительства, усыновление. В обязательном порядке предоставляется характеристика на работника по запросу в военкомат – в случае призыва сотрудника на срочную воинскую службу.
Нередко запрашивает такое рекомендательное письмо банк или кредитная организация. В случае положительной оценки сотрудника увеличивается шанс на получение им денежного займа или на оформление ипотечного кредита.
Только положительная характеристика с места работы позволит получить визу в консульстве той страны, куда желает отправиться работник в командировку или с личной целью.
Зачастую характеристика с места работы при увольнении нужна самому работнику для потенциальных работодателей, которые обращают внимание не только на диплом об образовании и стаж работы, но и на мнение о кандидате его бывшего руководителя. Начальнику важно знать, что конкретно может делать работник, как он выполняет поручения руководства, решает проблемы, общается с коллективом, клиентами и т. д.
Только такой официальный отзыв дает расширенное представление о кандидате в комплексе с резюме и вызывает большее доверие работодателя.
Типовая характеристика
Типовая характеристика по структуре и требованиям схожа со стандартными образцами данного документа. Главное отличие состоит в более детальной оценке одного или нескольких пунктов.
Например, некоторые работодатели указывают в графе «физиологические особенности» наличие противопоказаний по состоянию здоровья к выполнению определенных трудовых обязанностей либо присвоение группы инвалидности. Нередко, в соответствии с местом требования типовой характеристики, такой отзыв о сотруднике содержит и оценку его жилищных условий, семейных отношений – например, наличие ребенка-инвалида или лежачих родителей, требующих ухода.
Иногда в запросе на характеристику требуют указания наличия (отсутствия) судимости работника, вредных привычек.
Кто подписывает и составляет характеристику с места работы
Правильное и грамотное написание характеристики с места работы – обязанность сотрудников отдела кадров. Но российская действительность такова, что зачастую из-за занятости начальника отдела кадров и его подчинённых, написание этого документа возлагается на самого работника. При наличии времени и желания составить характеристику может непосредственный начальник сотрудника.
Отделу кадров остается лишь выдать бланк для заполнения. При этом у каждой организации могут быть свои форматы и фирменный бланк для характеристики с места работы. Но в любом случае данный документ в оформлении должен соответствовать такой структуре:
Характеристика-рекомендация
Характеристика-рекомендация – это исключительно позитивный отзыв о человеке, который представляет работника перед потенциальным работодателем в лучшем свете с профессиональной точки зрения. Поэтому основной акцент следует делать в содержании на профессиональные достижения и личностные достоинства работника.
Главные требования к такой оценке – объективность и убедительность. Следует лаконично, информативно и аргументировано представить профессионала как идеального и лучшего кандидата на вакансию.
Желательно, чтобы составлял и подписывал документ руководитель, обладающий авторитетом в данной сфере деятельности. Только тогда можно говорить о доверии к содержанию рекомендательного письма и высокой вероятности у работника получить должность, награду, грант и пр.
Обязательно в завершении характеристики-рекомендации необходимо указать полные данные автора, его контактные телефоны, адрес электронной почты, адрес места работы, чтобы новый работодатель смог без труда проверить изложенную в документе информацию при личном общении.
Если человек на прошлом месте работы оставил о себе только положительные воспоминания и сумел сохранить добропорядочные отношения с руководством и бывшими коллегами, следует воспользоваться таким шансом и попросить составить рекомендательное письмо. Позитивная характеристика увеличит шансы на быстрое трудоустройство в престижное место и на перспективную должность.
Характеристика для награждения
Данная разновидность производственной характеристики относится к документам внутреннего пользования. Оценка профессиональной деятельности, деловых и личностных качеств сотрудника описывается только с положительной стороны.
В данном документе важно отметить трудовые заслуги работника, профессиональные достижения и качества, благодаря которым он смог стать успешным и эффективным сотрудником.
Характеристика для награждения является не только способом поощрения работника руководством, но и средством мотивации других работников к достижению уровня этого сотрудника.
Пример характеристики на работника для награждения почетной грамотой
Запрос на характеристику
Запрос на характеристику сотрудника с места работы подают либо уполномоченные органы (по установленному образцу), либо потенциальный работодатель.
Второй случай осложняется тем, что новый руководитель, в соответствии с законодательством, может подать запрос на характеристику сотрудника с его предыдущего места работы только с его письменного согласия. Иначе, без официального согласия работника, действия потенциального работодателя будут противоправными, и расцениваться как запрещенное вторжение в частную жизнь и нарушение защиты персональных данных.
Чтобы перепроверить достоверность предоставленной в резюме или анкете информации соискателя, работодатель должен взять письменное разрешение с кандидата о проверке сведений. При этом желательно новому работодателю предварительно пояснить работнику цель данного запроса, конкретно интересующие сведения, способ получения ответа.
Образец запроса характеристики с прежнего места работы:
Скачать бланк запроса на характеристику
Характеристика не имеет срока давности. Но более полезным этот документ окажется для самого работника при условии его актуальности.