Большой этнографический диктант – 2021: как написать в ноябре, какие вопросы в тестах
Фото Густаво Зырянова, Сиб.фм
Большой этнографический диктант – 2021 можно написать в один из пяти дней с 3 по 7 ноября 2021 года. В дни «ковидных каникул», объявленных в России, акция пройдёт только в онлайн-формате. На официальном сайте акции надо ответить на 30 вопросов за 45 минут. Есть возможность заранее пройти подготовительный тест.
Онлайн-тест начнётся 3 ноября в 00:01, а завершится 7 ноября в 23:59 на сайте miretno.ru. Задания диктанта оформлены в виде теста. Он состоит из 30 вопросов. Время прохождения диктанта – 45 минут. В итоге можно будет скачать сертификат участника «Большой этнографический диктант – 2021».
Максимальная сумма баллов за выполнение всех заданий – 100.
Чтобы иметь представление о вопросах, на которые предстоит отвечать, можно пройти подготовительный тест на официальном сайте.
Например, вопрос № 2
Деревянное зодчество имеет многовековую историю в России и, благодаря искусным мастерам, известно далеко за её пределами. Недаром древнейшая русская обитель, основанная в X веке на Афоне, носит название «Ксилургу», что значит «древодел», «плотник». Шедевры деревянного зодчества сохраняются в музеях под открытым небом во многих регионах нашей страны: в Иркутской области – в «Тальцах», недалеко от Великого Новгорода – в «Витославлицах», в Архангельской области – в «Малых Корелах». В каком регионе расположен всемирно известный музей-заповедник «Кижи»?
Предложено четыре варианта ответа.
Вопрос № 4
65 лет тому назад Расул Гамзатов написал поэму «Солдаты России» о героическом экипаже танка Т-34, совершившем подвиг при освобождении Крыма от немецко-фашистской оккупации в апреле 1944 года. Погибший экипаж состоял из семерых русских и представителя одного из народов Северного Кавказа – Героя Советского Союза Магомеда-Загида Абдулманапова. Приведём отрывок из этой поэмы: «Спят в Симферополе в могиле братской Семь русских и _____, мой земляк. Над ними танк, их памятник солдатский, Еще хранит следы былых атак, И благодарно вывела страна На мраморной плите их имена. Вставьте пропущенное слово».
Предложено четыре варианта ответа.
Акция призвана привлечь внимание к этнографии (этнологии) как науке, занимающей важное место в гармонизации межэтнических отношений, сохранении и развитии этнокультурной самобытности народов России.
Международный этнографический диктант проходит ежегодно в преддверии Дня народного единства в 85 регионах РФ и в ряде зарубежных стран. Участниками могут стать жители России и зарубежных стран, владеющие русским языком, независимо от образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства.
Впервые диктант состоялся в 2016 году. В 2020 году, невзирая на пандемию коронавируса, Большой этнографический диктант написали 1742 тысячи человек в 123 странах.
А вот популярную акцию «Тотальный диктант» в апреле 2021 года можно было написать и офлайн. Тотальный диктант – 2021 на отлично написали только 4-5 % участников, а Сиб.фм рассказал, какие ошибки чаще всего делали участники акции.
Напомним, ковидные выходные объявлены в России с 30 октября по 7 ноября 2021 года.
Хотите видеть больше интересных новостей?
Добавьте наш канал в избранное в Google News и Яндекс Новости:
Большой этнографический диктант 2020 года, вопросы и ответы
Что такое этнографический диктант? — Представляет он собой первую Всероссийскую культурно-просветительский проект, дающий возможность оценки этнографической грамотности жителей страны, их знаний о других народах, проживающих в России. Этот диктант намного похож на Тотальный, однако форма заданий подобна обычному ЕГЭ. У участников мероприятия будут одинаковые по степени сложности тесты, состоящие из 30-ти вопросов, которые посвящены темам культуры, традиций и языков народов РФ. Если на все вопросы ответить верно, то можно получить максимальную общую сумму баллов – 100.
Это просветительская акция позволяет лучше узнать культуру народов, которые проживают в стране, а также дать оценку общей степени этнокультурного просвещения и привлечь внимание общественности к таким аспектам, как межнациональный мир и согласие. Организуют мероприятие представители Федерально агентства по делам национальностей и Министерства национальной политики Удмуртии.
Когда проводится и кто может участвовать в 2020 году?
В этом году он станет пятым по счету проведенным диктантом. Мероприятие проходит в единый период – 3-8 ноября 2020 г. в онлайн-формате.
В пятой юбилейной акции может принять участие любой желающий житель России и за ее рубежом. Языки публикации заданий: русский, английский и испанский. Как и раньше, подготовлены 30 тестовых вопросов, из которых 20 будут одинаковыми у всех, а в остальных 10 вопросах будет присутствовать региональный компонент. Во всех субъектах страны возможна организация одной уникальной площадки, отражающей региональные культурные особенности.
По словам организаторов, в этом году участникам можно будет сразу знакомиться с правильными ответами и исторической справкой со ссылками к источникам. Задания появятся на официальном сайте по московскому времени в 00:01 ч. 3 ноября. На вопросы нужно будет ответить всего за 45 минут. Сразу по написанию диктанта, каждому участнику будет выдан электронный сертификат с итогами.
Вопросы и наши ответы на Большой этнографический диктант
Вопрос №1. Конституция Российской Федерации гласит: «Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия». Какие регионы России из нижеперечисленных имеют максимальное этническое многообразие?
Вопрос №2. В 75-летие Победы в Великой Отечественной войне вспоминаем героическое прошлое. К концу войны советские войска составляли 8 фронтов: Ленинградский, три Белорусских, четыре Украинских. Почему фронты Великой Отечественной войны имели такие названия?
Вопрос №3. Что общего между Дважды Героем Советского Союза Иваном Христофоровичем Баграмяном (1897-1982), Героем Советского Союза Амазаспом Хачатуровичем Бабаджаняном (1906-1977), Героем Советского Союза Иваном Степановичем Исаковым (1894-1967) и Сергеем Александровичем Худяковым (1901-1950)?
Вопрос №4. Народные молдавские песни часто начинаются со слов «фрунзэверде фрумоасэ» — «лист зеленый и красивый», «лист зелененький жасмина», «листья красивые у дуба» и так далее. Песни с подобным зачином могут быть и о любви, и о семье, и тоске, и о разлуке, и о родине — о чем угодно. Эту уникальную черту молдавского и румынского фольклора использовал поэт Яков Захарович Шведов в песне, которую с 1944 года стали петь по всему Советскому Союзу, и на фронтах, и в тылу. Песня мгновенно стала по-настоящему народной. О какой песне идет речь?
Вопрос №5. Восьмиконечная розетка✸– универсальный символ, который есть у многих народов. Он есть на гербах Республик Карелии, Мордовии, Удмуртии, Чувашии. Однако у разных народов он может иметь отличающиеся значения. Что символизирует узор «толэзё» в удмуртских орнаментах?
Вопрос №6. В Россию на постоянное и временное жительство ежегодно приезжает около полумиллиона человек из более 100 государств. Ниже перечислены страны, из которых люди приезжают в Россию чаще. Из них на три страны приходится половина приезжающих. Какие это страны?
Вопрос №7. Раннюю историю этого народа и его передвижений ученые могли восстановить по его языку. Из иранских языков пришли слова «бахт» (счастье) и «зор» (сила), из армянского – «граст» (конь), из греческого – «дром» (дорога) и «форо» (город). Но большинство слов однозначно указывают на его индийскую прародину. Какой это народ?
Вопрос №9. В русском крестьянском доме выделяют четыре традиционных типа внутренней планировки. Главное отличие между ними – положение русской печи и ее устья относительно входной двери. Вопрос: а с какой стороны от печи находится «красный угол» — самое почетное место, куда вешали иконы, ставили стол и сажали дорогих гостей?
Вопрос №10. Русская поговорка говорит, что «у бедняка шуба на рыбьем меху» — т.е. из чего-то невысокого качества или вообще – «ничто». Однако несколько народов России эту поговорку бы не поняли, потому что местные мастерицы умели шить из рыбьей кожи практически все: от красивых свадебных халатов до обуви и рабочих рукавиц. Где живут эти народы?
Вопрос №11. Удмурты называют это украшение чыртывесь, башкиры селтәр, хакасы – пого, одни используют монеты, другие – монеты и кораллы, третьи – разноцветный бисер. Что это за украшение?
Вопрос №12. Это мучное блюдо есть у большинства тюркских народов России и стран СНГ и называется у всех практически одинаково. Оно упоминается в Словаре Махмуда Кашгарского XI века, и до сих пор популярно от Алтая до Крыма как праздничное или обрядовое блюдо. Как оно называется?
Вопрос №13. С 19 века этот музыкальный инструмент приобретал всё большую популярность в России. В одних местах он стал символом завидного жениха, а в других – входил в приданное невест. Он известен в самых разных вариациях и под разными названиями: арган, венка, ливенка, пшинэ, комуз, саратовская, тальянка. Что это за инструмент?
Вопрос №14. В одной из республик России говорят более чем на 30 языках. Средневековые географы писали, что это «страна гор и гора языков». О какой республике Российской Федерации идет речь?
Вопрос №15. Новый год в традиционных календарях народов России наступает в разное время и отмечается разными праздниками. И только один из перечисленных ниже проводится в период летнего солнцестояния, когда местная природа расцветает. Какой это праздник?
Вопрос №16. Представьте ситуацию: на улице мужчина верхом на коне видит идущую навстречу женщину. Как согласно адыгскому этикету должны поступить мужчина и женщина?
Вопрос №17. Про представительниц этого народа в Поволжье говорили, что их «сначала услышишь, а потом уже увидишь». И дело не только в обилии украшений, которые звенели при каждом движении. Этот финно-угорский народ создал уникальные традиции многоголосного народного пения, которое вскоре может быть объявлено объектом нематериального культурного наследия ЮНЭСКО. Что это за народ?
Вопрос №18. Данный вид искусства основан на подражании природе и в прошлом использовался в магических обрядах, а сегодня – в эстетических целях и при исполнении эпических произведений. Существуют мужские и женские варианты. Башкиры называют это искусство «өзләү», алтайцы, хакасы и шорцы – «кай, хай». Им владеют также калмыки, буряты, якуты, чукчи, коряки и некоторые другие народы России. Но мировым центром этого искусства признана Тува, где 17 августа празднуют День Хоомея. Что это за искусство?
Вопрос №19. В России, наверное, нет региона или культуры, в которой этому животному не отводили бы роль предка или родственника человека. Его боялись и уважали. Части его тела считались лекарствами или оберегами. А многие народы Сибири в честь него устраивали особые многодневные праздники со сложными обрядами и ритуалами, которые стараются поддерживать и сегодня. Какое это животное?
Вопрос №20. Дважды героя Советского Союза, военного-летчика-аса, Амет-Хана Султана (1920-1971) считают «своим героем» в двух регионах России, им особенно гордятся представители двух народов. Расул Гамзатов в книге «Мой Дагестан» так вспоминал их разговор: «Чей же ты? — спросил я его однажды. — Я герой не татарский и не лакский, — ответил Аметхан. — Я — Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга? Я – человек». Вопрос: из какого города Амет-Хан Султан был призван в ряды Красной Армии в 1939 году?
Вопрос №21. На Красной площади находится сооружение, которое было построено в 17 веке в честь освобождения Москвы от поляков и в честь воцарения династии Романовых
Вопрос №22. Арабские купцы, путешествуя по свету, строили укреплённые торговые дворы, окружённые высокими гладкими стенами. Один такой двор был в Москве. Какая улица напоминает об этом:
Вопрос №23. Какая песня, созданная усилиями советских граждан армянского и еврейского происхождения, является гимном Москвы?
Вопрос №24. В Центральном административном округе города Москвы находятся Большой, Малый и Старый Толмачёвские переулки, население которых в XIV—XVI веках было представителями преимущественно этой профессии:
Вопрос №25. На какой улице в 16 веке в Москве находился Английский двор, где сейчас расположен музей Английское подворье:
на Никольской улице
Вопрос №26. Какая из этих московских улиц имеет этническое происхождение?
Вопрос №27. Этот татарский меценат славился своей благотворительностью, в частности, он профинансировал строительство Московской соборной мечети, перестройку Исторической мечети Москвы, строительство кирпичной ограды вокруг Даниловского мусульманского кладбища в Москве. Назовите его имя:
Вопрос №28. Село Воскресенское (ныне Пресненский район) в 1729 году было подарено высокопоставленному лицу, которое вместе со своей свитой находилось здесь в изгнании. Так образовалась слобода, просуществовавшая чуть меньше века. Исторические памятники того времени практически не сохранились. Но об этом поселении напоминает топонимика. Выберите из списка название, относящееся к этой слободе.
Вопрос №29. В Москве в конце XV – начале XVI вв. итальянским архитекторам, приглашенным для строительства Кремля, было дано своеобразное прозвище. Сегодня это слово стало основой для названия одной из московских улиц и поселений Московской области. Выберите ответ из предложенного списка.
Вопрос №30. Из предложенного списка выберите все названия, относящиеся к территории Москвы, где с конца XVII века массово селились выходцы из Польши
Статистика мероприятия
В течение 4 лет проведения этнодиктанта в нем принимали участие около 1,2 млн. человек из 46 стран мира. Информационное партнерство акции оказывает Гильдия межэтнической журналистики.
Как принять участие?
Цели и задачи этнографического диктанта — Главная цель мероприятия заключается том, чтобы по завершению акции жители России захотели узнать о своих корнях, традициях предков, о живущих рядом людях. Ведь знание – это основа для взаимоуважения и согласия между разными национальностями.
Ответы на вопросы большого этнографического диктанта 2021 — проверяем себя
Здесь вы найдете ответы на вопросы по большому этнографическому диктанту 2021 года:
Вопрос №1
Правильный ответ: г
Около некоторых удмуртских сел сохраняются особые рощи, в которых проводят особые моления. Похожие рощи существуют и у марийцев. Больше об этом можно прочитать в книге из серии «Народы и культуры»: Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне, Коми-пермяки, Марийцы, Мордва, Удмурты. — М: Наука, 2000.
Вопрос №2
У восточных славян (белорусов, русских, украинцев) молодоженов на свадьбе встречают хлебом-солью, а что готовят для встречи невесты на традиционной башкирской свадьбе?
Правильный ответ: а
Свекровь (мать жениха) угощает молодую жену медом и масломю Считается, что жизнь будет в этом случае счастливой для молодой семьи.
Вопрос №3
На Русском Севере, на берегах Белого и Баренцева моря сложилась особая культура, связанная с мореходством. Ее частью был особый словарь названий ветров, погоды, сторон света. Был и особый этикет. При встрече кораблей на море здесь обязательно говорили: «Здравствуйте, на все четыре ветра». Как называют носителей подобной культуры?
Правильный ответ: г
Важную роль в освоении морских пространств играла детально разработанная поморами классификация ветров. Поморская «роза ветров» занимала центральное место в системе пространственной ориентации на море. Это нашло отражение в морском этикете. Приветствуя экипаж встречного корабля, поморы так говорили. Больше об этом можно прочитать в книге: Механизмы культуры. М.: Наука,1990 г.
Вопрос №4
«С пустыми руками в гости не ходят» — говорит русская пословица, «мусафирликке къол саллап бармайлар» — вторит ей крымскотатарская. Собираясь в гости, у крымских татар принято приносить с собой пачку кофе. А что обязательно должны сделать хозяева?
Правильный ответ: а
Кофе – символ крымско-татарского гостеприимства. Его обязательно варят для всех гостей. Больше об этом можно прочитать в книгах: Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары.
Вопрос №5
Согласно мифам народов Севера и Сибири, это животное – гигантское с большими рогами, живет под землей или под водой, а если выходит на поверхность, то тут же погибает. Одни называли его «земляной олень», другие – «водяной бык», а в русской традиции его называли Индрик-зверь. Реальный прототип этого зверя изображен на гербе города Среднеколымск в Якутии. Что это за животное?
Правильный ответ: б
Для правильного ответа на этот вопрос нужно обратить внимание на следующее: белуга и калуга – пресноводные рыбы рода белуг из семейства осетровых; в русском языке рыб «зверями» не называют. Морж не живет под землей и не погибает от выхода на поверхность. Так как северяне часто находили промёрзшие туши мамонтов, но никогда не видели живого, то и появилось представление о большом подземном или подводном звере с рогами, который погибает на поверхности.
Вопрос №6
Жанр коротких историй о встрече с нечистой силой, колдунами, ведьмами, сверхъестественных событиях, которые рассказчик передает как свой реальный опыт или опыт других людей, в русской фольклористике называют:
Правильный ответ: в
Быличка — жанр устного народного творчества: рассказ «очевидца» о встрече с нечистой силой. Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю.
Вопрос №7
В традиционной культуре ни один предмет не существует просто так, сам по себе. Кроме практической функции он всегда значит что-то еще. Какой из перечисленных ниже предметов утвари был символом власти – хозяйки в русской крестьянской семье?
Правильный ответ: г
Для выбора правильного ответа полезно использовать следующую логику: 1) хомут не подходит, потому что связан с лошадью, а лошадь – это зона ответственности мужчин; 2) ставить тесто на хлеб и правильно его испечь – это долгий и сложный процесс, для которого нужны знания, опыт и доступ к продуктам. Это есть только у взрослой женщины – полноправной хозяйки в доме. Вообще, всё, что связано с очагом и готовкой в большинстве традиционных культур связано с женщинами и женской властью. Если женщина передавала хлебную лопату другой женщине, то это значило, что она передает тем самым свою власть в семье. А вот за водой с коромыслом и жать серпом ходили взрослые дочери и невестки, пока большуха вела хозяйство. Больше об этом можно прочитать в книге Светланы Адоньевой Лора Олсон «Традиция, трансгрессия, компромисс: Миры русской деревенской женщины».
Вопрос №8
Согласно адыгским обычаям (у адыгейцев, кабардинцев и черкесов), если мужчина хотел танцевать с девушкой, то сперва должен был снять с себя этот предмет и танцевать без него:
Правильный ответ: а
Вопрос №9
У многих народов России существовал обычай, по которому женщина должна была скрывать свои волосы от посторонних мужчин. И «опростоволоситься», то есть показаться на людях без головного убора, было страшным позором. Чаще всего женщины начинали закрывать волосы:
Правильный ответ: г
Вопрос №10
Писатель Владимир Санги, основатель нивхской литературы, автор учебников нивхского языка, родился на этом острове в 1935 году. В своих произведениях: «Легенды Ых-мифа», «Женитьба Кевонгов», «Человек Ых-мифа» — он описал легенды, мифы, обычаи своего народа и красоту родного острова, крупнейшего в России, который нивхи называют Ых-миф. А как этот остров называют на международных картах?
Правильный ответ: а
В самом вопросе большая подсказка: именно Сахалин – крупнейший остров в России. «Земля Санникова» — «остров-призрак» в Северном Ледовитом океане, который якобы видели некоторые исследователи в XIX веке (Яков Санников) севернее Новосибирских островов.
Вопрос №11
Какой из народов, включенных в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, освоил самые северные территории России?
Правильный ответ: а
Вопрос №12
Нганасаны освоили самые северные территории России. Нганасаны кочевали до южных предгорий Бырранга, которые расположены севернее, чем полуостров Ямал (ненцы) или северные районы Якутии (якуты). Большинство абазин компактно проживают в Карачаево-Черкесии, а большинство шапсугов – на Причерноморском побережье Краснодарского края. Ижора или ижорцы – прибалтийско-финский народ в Ленинградской области. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255.
Это блюдо появилось в 20 веке на Сахалине как симбиоз местной корейской и русской кухни. Из корейской традиционной кулинарии взяты начинка из острой квашеной капусты с мясом и специями и способ приготовления на пару, а из русской – добавление дрожжей в рисовое тесто. Сегодня оно популярно в городах Дальнего Востока и Сибири, начали его готовить и в городах Европейской России. Как оно называется?
Правильный ответ: а
Чак-чак настолько известен, что вряд ли у кого-то из взрослых россиян появится мысль о том, что это пирожок из рисовой муки. Юколу и талу делают из рыбы. Юкола – сушёно-вяленое мясо рыб, которая удобна для длительного хранения и транспортировки, а также приёма в пищу без дополнительной обработки, с возможностью есть на ходу во время длительных переходов. Тала — традиционное блюдо народов Дальнего Востока России, которое традиционно делается из сырой рыбы осетровых пород, сазана, щуки и некоторых других.
Вопрос №13
В известной песне Владимира Высоцкого есть фраза: «Послушай, Зин, не трогай шурина!» Кого называют «шурином» в системе терминов родства и свойства?
Правильный ответ: в
Семейные и родственные связи и отношения значимо влияют на жизнь современных людей, а в традиционных обществах семья, родня, род (клан) определяли судьбу, статус и поведение человека. Поэтому в каждом языке есть очень четкая система терминов родства и свойства, которая описывает, кто кому кем доводится, а значит и у кого к кому какие обязательства. Важных родственников в этой системе обычно называют одним словом-термином: мама, папа, теща, свекровь. Слово шурин, как и многие другие термины родства в русском языке – праславянского происхождения.
Вопрос №14
У народов Кавказа до сих пор существует традиция, которую описывает следующая пословица: «Когда приходишь к скотине, даже она встаёт». Что это за традиция?
Правильный ответ: г
Похожие пословицы есть практически у всех народов Кавказа и описывают они важную деталь этикета: вставать при приветствии другого человека. Это правило соблюдают до сих пор. У пословицы однозначный смысл: даже домашние животные (скот) поднимаются, когда к ним приближается другое животное, а человек – выше животного и не должен опускаться ниже уровня домашней скотины. Источник пословицы: Адыгские пословицы и поговорки (На адыгейском языке) / Сост. Хуажев М., Хут Щ. Майкоп., 1978 г. С. 77. Оригинал — «Хьайуаными уахахьэмэ, мэтэджых».
Вопрос №15
Греческое слово «этнос» — «народ» уже давно стал своеобразным определителем: «этно джаз», «этно рок», «этно стиль». И просто «этника» — чуть ли не всё, что связано с культурами и обычаями разных народов. А что означает термин «этнофутуризм»?
Правильный ответ: а
Термин «этнофутуризм» происходит от греческого «ethnos» (народ) и латинского «futurum» (будущее). Это направление в разных сферах современного искусства, от музыки, театра, литературы до живописи и декоративно-прикладного творчества, которое обращается к родным языкам, использует образы и символы этнических традиций. Оно начало формироваться в 1990-е годы в финно-угорской среде, но сегодня стало частью общего художественного контекста многих стран.
Вопрос №16
Согласно статье 26 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации определяют и указывают свою «национальность»:
Правильный ответ: г
Пункт 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». У разных народов нашей страны существовали и существуют разные представления о том, какие признаки являются ключевыми для определения национальности человека: для одних важна национальность отца, для других – матери, для третьих самым важным может быть религия или особый кодекс поведения. Часть людей может соотносить себя не с национальностью, а с несколькими культурами и языками сразу.
Вопрос №17
Этот год, 2021, в Республике Карелия объявлен Годом карельских рун. В этом году часто вспоминают всех тех мужчин и женщин, крестьян и ученых, которые сохраняли и передавали карельские руны следующим поколениям. А что именно в Карелии называют рунами?
Правильный ответ: б
Да, карельские и финские руны – это именно эпические песни, а не что-то еще. Именно они легли в основу «Калевалы» — карело-финского эпоса. Больше о культурах и языках вепсов, води, ижоры, карелов и финнов можно прочитать в книге: Прибалтийско-финские народы России / Отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина. М., 2003 (серия «Народы и культуры»)
Вопрос №18
В составе России 85 субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область. Сколько субъектов со статусом «край»?
Правильный ответ: в
В состав Российской Федерации входят: 1 автономная область, 3 города федерального значения, 4 автономных округа, 9 краёв, 22 республики и 46 областей
Вопрос №19
Сейчас проходит Всероссийская перепись населения, которая является основным источником формирования официальной статистической информации о численности и структуре населения, его распределении по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем. Какой вопрос ОТСУТСТВУЕТ в переписном листе?
Правильный ответ: а
В отличие от некоторых стран мира в российских переписях населения НЕТ вопроса о религиозной принадлежности человека, религиозных взглядах или отсутствии таковых. В 2021 году в переписном листе есть вопросы про пол, возраст, гражданство, владение языками, место рождения, национальность, образование, состояние в браке, количество детей, источники средств к существованию, занятость.
Вопрос №20
Ниже перечислены названия разных традиционных видов одежды и обуви народов Сибири и Кавказа. Какой из этих предметов изготавливают из войлока, а не из меха?
Правильный ответ: г
Из перечисленных видов одежды больше всего известна «бурка» — как важный элемент кавказского и казачьего мужского костюма, который часто можно увидеть на сцене во время выступлений фольклорных ансамблей. Она есть и в общешкольной программе по литературе: «Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег» (Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени). Бурка, действительно, изготавливается из войлока, её «валяют» из шерсти. Кухлянка как меховая одежда народов Севера, возможно, известна меньше, но и она попала в русскую литературу: например, в книгу И.А. Гончарова «Фрегат “Паллада”»; кухлянка всегда встречается в произведениях Юрия Рытхэу. Гусь, он же совик, – это название верхней меховой одежды, которую надевают в сильные морозы поверх малицы. Кисы — традиционная обувь у коренных народов Крайнего Севера (ненцы, ханты, манси и др.), сшитая из камусов (шкуры с голени оленя), с плотной подошвой, высотой до колена.
Вопрос №21
Эта московская улица находится в районе древнего московского урочища Болото. Ее название тюркского происхождения означает «грязь, болото, трясина, влажная земля, глина». Выберите из списка название этой улицы.
Правильный ответ: а
В самом центре Москвы расположилась одна из самых древних улиц столицы – улица Балчуг. Она тянется от Раушской до Садовнической набережной. Ограниченная Москвой-рекой с одной стороны и Водоотводным каналом с другой стороны, улица Балчуг является, к тому же, и одной из самых коротких в столице. Ее протяженность составляет всего 250 метров. По одной из версий, свое название улица получила от слова тюркского происхождения, обозначающего «болото, грязь, глина». Это связано с тем, что современная улица расположена на территории древнего урочища Болото. Пойма реки в этом месте очень низкая, поэтому сильные дожди и паводки превращали улицу в настоящее непросыхающее болото с глинистой почвой.
Вопрос №22
В 2006 г. в Москве открыли необычный памятник фольклорному персонажу, которого считают своим и на Кавказе, и на Востоке. Он лукав и мудр, справедлив и насмешлив. Скульптор изобразил героя вместе с его верным спутником – осликом. Как зовут героя?
Правильный ответ: б
1 апреля 2006 г. на Ярцевской улице в районе м. «Молодежная» установлен памятник герою восточных сказок и легенд Ходже Насреддину, работы скульптора Андрея Орлова. Памятник Ходже Насреддину на Ярцевской улице в Москве.
Вопрос №23
Усадьба семьи Лазаревых, построенная в XVIII веке, стала не только центром московской армянской общины, но и впоследствии – лазаревской гимназией, институтом восточных языков, театральной студией под руководством Евгения Вахтангова, Институтом востоковедения Академии наук СССР, а ныне – посольством Армении в России. Где именно в Москве расположен переулок с этим уникальным зданием?
Правильный ответ: б
Бывшая усадьба купца армянского происхождения Л.Н. Лазаряна, переселившегося в Россию из Персии в XVIII в. и ставшего Лазаревым, а ныне Посольство Республики Армения расположена в районе Китай-города, в Армянском переулке. Армянский переулок, 2. Лазаревский институт и посольство Армении в Москве.
Вопрос №24
«Ысыах» – главный национальный праздник этого народа, который его представители, проживающие в столице, ежегодно, в течение уже многих лет, отмечают в начале июня в музее-усадьбе «Коломенское». Праздник связан с поклонением солнечным божествам и плодородием. О каком народе идет речь?
Правильный ответ: г
«Ысыах» – это древний якутский праздник, связанный с поклонением Солнцу и началом короткого северного лета, приуроченный ко дню летнего солнцестояния (21 июня). В Республике Якутия его отмечают как главный национальный праздник в году – с большим размахом. С 2007 г. он проводится и в Москве, на территории музея-заповедника «Коломенское». В этот год, год 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства, в московском музее-заповеднике была установлена Сэргэ – сакральная коновязь, традиционный символ праздника. С тех пор «Ысыах» в Москве проводится ежегодно на одном и том же месте, как правило, в первой половине июня – раньше, чем в Якутии. Якутский праздник Ысыах
Вопрос №25
Парфюмер, изобретатель, коллекционер и меценат Генрих (Анри) Брокар немало сделал для развития мыловаренного и парфюмерного дела в Москве. Он открыл новый способ изготовления концентрированных духов, а его духи «Любимый букет императрицы» до сих пор популярны под названием «Красная Москва». Фабрика «Брокар и Ко», ныне известная как «Новая Заря», находилась в Замоскворечье. А откуда родом был Брокар?
Правильный ответ: б
Генрих Афанасьевич Брокар, урожденный Анри Брокар, родился в Париже (Франция) в 1837 г. в семье парфюмера Атанаса Бракара. Перебравшись вслед за отцом в Россию в 1862 году, Анри Брокар стал называться Генрихом Афанасьевичем (от Атанасовича). Свою российскую карьеру Генрих Брокар начал в качестве главного парфюмера у купца 2-й гильдии Константина Павловича Гика, основавшего в конце XVIII века одну из первых в Москве и в России парфюмерно-косметических фабрик. Вскоре Брокар изобрел новый способ изготовления концентрированных духов. Позже Брокар основал в Москве товарищество «Брокар и К°», производившее косметическую и парфюмерную продукцию, которое затем стало фабрикой «Новая Заря». Генрих Брокар.
Вопрос №26
В Москву этот замечательный врач немецкого происхождения, известный как «святой доктор», переехал по приглашению князя Репнина-Волконского. Во время Отечественной войны 1812 года служил в качестве хирурга в русской армии. Боролся с эпидемиями типа, холеры, трахомы. Основал больницу неотложной помощи и изобрел метод анамнеза, который сейчас используется всеми врачами-клиницистами. Сделал очень многое для облегчения участи заключенных и ссыльных. Назовите его имя.
Правильный ответ: а
Федор Петрович Гааз, урожденный Фридрих Йозеф Гааз, обрел в России вторую родину. После окончания в 1810 году его договора с князем Репниным, у которого он работал домашним доктором, доктор Гааз остался в Москве. Имея к тому времени обширную частную практику, он занимался лечением бедных, регулярно работая в Староекатерининской и Преображенской больницах. По распоряжению императрицы Марии Фёдоровны он был награжден орденом св. Владимира. Доктор Гааз также занимался научной работой, исследовал кавказские минеральные источники и стал основателем курортологии в России. В 1829 г. Федор Петрович по приглашению князя Д.В. Голицына вошел в состав попечительского совета о тюрьмах, а затем был назначен главным врачом над всеми московскими тюрьмами. После того, как он поближе познакомился с ужасающими условиями содержания заключенных в российских тюрьмах, Гааз распродал свое имущество и посвятил жизнь облегчению их участи, за что и получил прозвище «святой доктор». Гигиена и санитария в тюрьмах при Гаазе поднялись на очень высокий уровень. Он полностью перестроил и реформировал главную московскую тюрьму на Бутырке. «Святой доктор» Фёдор Петрович Гааз // Академия медицинского образования.
Вопрос №27
Это русское лакомство, известное с XIV века, готовится из подсушенного фруктово-ягодного пюре и сахара. В подмосковной Коломне открыли целый музей, посвященный истории этого блюда. О чем идет речь?
Правильный ответ: г
Название «пастила» (ранее – «постила»), происходит, предположительно, от слова «постилать», которое выдает технологию изготовления этого лакомства. Для приготовления пастилы свежие яблоки чистили, вырезали специальным инструментом серединку, запекали, потом разминали в пюре, смешивали с медом и наносили получившуюся массу на особые тканевые «противни» в деревянных рамках. Эти «противни» ставились в специальные отверстия в печи, где масса сохла от нескольких часов до нескольких дней. С XV века в продукт стали добавлять яйцо, а с XIX – сахар. Коломна считается родиной пастилы, здесь в 2009 г. открыт музей «Коломенская пастила», посвященный истории этого лакомства. Не только белёвская. И не только яблочная: всё про русскую пастилу от Средних веков до наших дней.
Вопрос №28
В центре исторической татарской слободы в Москве расположен дом, построенный в начале XX века по заказу татарского нефтепромышленника и мецената, который мечтал сделать его центром образования детей-мусульман. Сегодня этот дом – культурный центр московской татарской общины и носит имя своего создателя. Назовите его имя.
Правильный ответ: б
Татарский нефтепромышленник и магнат с 10-миллионным состоянием, поднявшийся из простых крестьян Шамси Асадуллаев переехал в Москву из Баку в 1903 г. Он мечтал построить специальное образовательное учреждение для детей-мусульман. Строительство здания под школу было начало в 1913 г. в Малом Татарском архитектором Краузе. В том же году меценат скончался, и строительство заканчивалось уже без него (1914), доверенными лицами его компании. Согласно замыслу Асадуллаева, в здании была открыта мусульманская школа, которая сначала была частной, а после 1917 года стала государственной татарской школой-семилеткой. В Доме Асадуллаева в разное время размещались интернат-приют, детский сад, библиотека, татарский театр и культурный центр, редакция татароязычной газеты. В 1941 году татарская община утратила здание. Лишь в 2003 г. Дом Асадуллаева был возвращен татарской общине и передан Региональной татарской национально-культурной автономии (РТНКА) Москвы в безвозмездное пользование на 49 лет. Дом Асадуллаева: и спустя сто лет — Центр Татарской Культуры в Москве.
Вопрос №29
Этот идеолог революционной борьбы, памятник которому стоит у метро «Кропоткинская», увлекался этнологией, и из-под его пера вышло сразу несколько работ, посвященных происхождению семьи и частной собственности.
Правильный ответ: в
У метро «Кропоткинская» в Москве стоит памятник Фридриху Энгельсу. Он прославился не только экономическими, но и антропологическими изысканиями. Наиболее известны его работы, посвященные происхождению человека и исследованиям первобытного общества, его социальной структуры, развитию языка и его связи с мышлением в ранних человеческих сообществах: «О проблемах языка и мышления», «Роль труда в происхождении человека», «Происхождение семьи, собственности и государства». Памятник Энгельсу. Призрак коммуниста.
Вопрос №30
В Москве есть место, где за 15 минут прогулки можно увидеть сразу три памятника музыкантам – представителям разных народов, внесших выдающийся вклад в советскую, российскую и мировую культуру. Выберите названия переулков, где расположены эти памятники:
Правильный ответ: б
Это Брюсов и Елисеевский переулки, расположенные во дворах за ул. Тверская, недалеко от Центрального телеграфа. В этом районе в советскую эпоху селилась творческая интеллигенция. Неудивительно, что здесь, на небольшом участке, установлены сразу три памятника известным музыкантам. Напротив Посольства Азербайджана, на пересечении Елисеевского переулка с Вознесенским в 2011 году установлен памятник великому эстрадному и оперному исполнителю, уроженцу города Баку Муслиму Магомаеву (работы А. Рукавишникова). На углу Брюсова и Елисеевского переулков расположен памятник великому виолончелисту, композитору и дирижеру польско-литовского происхождения Мстиславу Ростроповичу, работы того же скульптора, чье открытие 29 марта 2012 года, было приурочено к 85-летию музыканта. Его квартира находилась неподалеку, в Брюсовом переулке. Третий «музыкальный» памятник, по дате создания самый ранний – композитору Араму Хачатуряну, находится поблизости, также в Брюсовом переулке, во дворе Дома Композиторов. Памятник, созданный скульптором Г. Франгуляном в 2006 году, стал подарком администрации г. Еревана Москве. Памятники Брюсова переулка.