job description
Смотреть что такое «job description» в других словарях:
job description — ˈjob deˌscription also ˈjob specifiˌcation noun [countable] JOBS an official list of the work and responsibilities you have in your job: • Photocopying isn t part of my job description. * * * job description UK US noun [C] ► HR a list of the… … Financial and business terms
job description — job descriptions N COUNT: usu singular A job description is a written account of all the duties and responsibilities involved in a particular job or position … English dictionary
Job description — A job description is a list of the general tasks, or functions, and responsibilities of a position. Typically, it also includes to whom the position reports, specifications such as the qualifications needed by the person in the job, salary range… … Wikipedia
job description — noun description of the responsibilities associated with a given job • Hypernyms: ↑description, ↑verbal description * * * ˈjob description [job description] noun a written description of the exact work and responsibilities of a job … Useful english dictionary
job description — UK / US noun [countable] Word forms job description : singular job description plural job descriptions a list of all the things that someone must do in their job … English dictionary
job description — An official document that states the purpose of a specific job, together with tasks or duties involved, performance objectives, and the reporting relationships. It also provides information on the remuneration and working hours. In large… … Big dictionary of business and management
job description — / dʒɒb dɪˌskrɪpʃən/ noun a description of what a job consists of and what skills are needed for it ● The letter enclosed an application form and a job description … Marketing dictionary in english
job description — / dʒɒb dɪˌskrɪpʃən/ noun a description of what a job consists of and what skills are needed for it ● The letter enclosed an application form and a job description … Dictionary of banking and finance
job description — užduoties aprašas statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. job description; task description vok. Aufgabenbeschreibung, f rus. описание задания, n pranc. description de problème, f … Automatikos terminų žodynas
job description — job de.scription n an official list of the work and responsibilities that you have in your job … Dictionary of contemporary English
job description — job de,scription noun count a list of all the things someone must do in their job … Usage of the words and phrases in modern English
Правильное письмо о вакансии IT-специалисту
Сообщение, с которого рекрутер начинает общение с кандидатом, — это точка контакта, формирующая впечатление адресата о компании и предложении. На мой взгляд, составление письма о вакансии — это творческий процесс, позволяющий экспериментировать. Но есть общие закономерности, которые помогают достичь цели: заинтересовать кандидата вакансией или наладить с ним контакт на перспективу.
В этой статье я поделюсь рекомендациями по составлению «холодного» письма о вакансии. Под «холодным» я подразумеваю письмо с описанием вакансии специалисту, с которым мы незнакомы.
Сегодня почту мы проверяем чаще всего со смартфона: вначале видим, от кого письмо, потом тему, первую строчку и принимаем решение о том, открывать ли сообщение. Правильная тема письма работает как минимум в 2-х направлениях:
Неэффективные, на мой взгляд, варианты:
Увидев такое письмо, скорее всего адресат просто его пропустит или отправит в корзину, если не находится в поиске подходящей вакансии.
Многие рекрутеры пытаются использовать креативный подход при написании темы.
Конечно, у каждого рекрутера свой почерк. На мой взгляд, это тоже может сработать, но я все же предпочитаю деловой стиль переписки. Важно, чтобы написанные вами письма не противоречили вашему стилю в работе офлайн.
Структура
Задача правильной структуры письма — помочь адресату, лишь пробежав глазами, уже составить представление о вашем предложении. Начинаем со вступления, которое должно включать приветствие, представление и цель. Дальше разбиваем письмо на несколько смысловых абзацев, их количество зависит от вашей цели, от информации, которую вы хотите включить в «холодное» письмо. Завершаем письмо вопросом, интересно ли предложение.
Вступление: приветствие, представление, цель
Я начинаю письмо с приветствия, представления себя, уточнения отношений, если с кандидатом уже общались раньше, и цели обращения.
Основная часть
Пробегая глазами по письму, мы цепляемся за ключевые фразы, которые помогают быстро составить представление о вакансии. Поэтому начинайте каждый абзац с ключевой фразы, уже в ней стараясь передать суть, постепенно наполняя ее деталями.
Используйте этот чек-лист, чтобы подготовить описание вакансии:
Заключение. Как завершить письмо?
Заканчиваю письмо, как правило, вопросом или предложением обсудить вакансию.
Итак, что у нас получилось?
«Холодное» письмо о вакансии может выглядеть так:
FTechnologies – небольшая компания, резидент ПВТ, одно из направлений – разработка собственного продукта: международной системы электронных платежей Assist (платежная система + разные современные фичи к ней). Клиенты – пользователи по всему миру (Россия, Китай, США).
Команда состоит из 26 специалистов (14 разработчиков, 9 QA (50% Automation); Delivery Manager, Tech Lead, Tech Analyst, Architect), вся разработка в Минске.
На эту позицию нам интересны full-stack разработчики с опытом в финтех-проектах, важен разговорный английский. Job Description: telegra.ph/Lead-Net-developer-01-01.
Мы предлагаем медстраховку, компенсацию занятий английским, спортом, регулярные премии по результатам работы, оплату конференций. Офис в стиле лофт на ул. Семенова, 8.
Александр, не против ли вы обсудить детальнее вакансию, условия?
Katerina Koval
@ Think Recruiting
LinkedIn / t.me/lihamanka
На мой взгляд, в написании «холодных» писем можно экспериментировать с разными подходами. Например, я попробовала себя в роли Java-разработчика, рассматривающего предложения о работе, таким образом посмотрев на письма рекрутеров глазами кандидатов. Этот опыт убедил, что у правильного письма больше шансов на отклик.
Четко и по делу: что учесть при описании вакансии
Директор департамента продаж в SuperJob
Анастасия Шмырина, директор департамента продаж в SuperJob, делится секретами описания вакансий, которые позволят сократить путь от «мы в поиске сотрудника» до «сотрудник нанят». Прислушавшись к ним, вы сможете рациональнее тратить бюджет на платформах по поиску специалистов.
Представим, что в SuperJob открыта вакансия разработчика мобильных приложений (кстати, это правда так).
О компании
Посмотрите внимательно на описание компании. В ней должна быть указана только та информация, которая действительно важна и полезна потенциальному сотруднику. Старайтесь менять акценты в описании в зависимости от должности: сотруднику АХО полезнее знать число сотрудников и размер офиса, а разработчику — над каким продуктом предстоит работать и с каким технологическим стеком иметь дело.
Избегайте субъективных оценок: «Мы успешная компания», «быстро растущий бизнес». Если вы правильно упакуете факты, то кандидаты сами придут к этим выводам.
О компании | Верно | Неверно |
Представляемся, говорим, кто мы такие. Нормальные люди так начинают разговор с другими людьми. | Мы — ведущая российская IT-платформа для подбора талантливых специалистов и поиска работы. Вот уже 20 лет создаем технологии, которые ежегодно помогают найти работу миллионам специалистов. | ООО «СуперДжоб» |
Заработная плата
Кандидат прежде всего ориентируется на зарплату, поэтому сразу пишите конкретную сумму реального дохода с учетом бонусов (в условиях работы можно дописать, что из чего складывается доход, например, фиксированный оклад + бонус).
В вопросе денег нет места лукавству, поэтому не пишите заведомо завышенную сумму, чтобы привлечь больше желающих, а потом на собеседовании сказать, что это, если бы были переработки. Подобная схема только приведет к потере времени для обеих сторон.
Заработная плата | Верно | Неверно |
Сколько денег мы дадим за труд работника | До 450 тыс. рублей. | От 320 до 750 тыс. рублей. |
Условия работы
По сути, описание условий работы — это презентация рабочего места и ответ на вопрос кандидата: «Насколько мне будет приятно/удобно у вас работать?» Избегайте общих слов (хорошие условия, комфортный офис) и дайте информацию, которая заинтересует конкретного кандидата в зависимости от его профессиональной области.
Должностные обязанности
В должностных обязанностях нужно емко и информативно описать, чем сотруднику предстоит заниматься каждый день. При этом либо из незнания должностного функционала, либо в целях экономии работодатели часто пытаются закрыть одной вакансией функционал двух-трех сотрудников. Подумайте дважды, стоит ли так делать. Если на рынке за те же деньги есть вакансии с меньшим функционалом, то будьте готовы платить больше.
Оптимальнее всего оформить должностные обязанности в пять-семь основных пунктов, написав самое важное и объяснив суть вакансии. Пользователи чаще ищут работу через мобильные приложения и долго скроллить текст на экране смартфона неудобно.
Если нужно добавить что-то важное, дайте дополнительную информацию в конце вакансии — это может быть описание команды, с которой предстоит работать, или почему ваш продукт так важен для общества.
Требования к кандидату
Очень частая ошибка — указывать soft skills в требованиях. Вы не сможете проверить личные качества на первичном собеседовании. Чем больше конкретики вы укажете (какими инструментами должен уметь пользоваться кандидат), тем точнее наши алгоритмы подберут соискателя, которому можно рекомендовать вашу вакансию.
Вы написали вакансию и уверены, что учли все рекомендации? Теперь сократите текст на 30%. Чаще всего соискатели просматривают вакансии по «диагонали», так как стремятся максимально быстро просмотреть все варианты и выбрать самые интересные. Суть вакансии должна считываться в первые несколько секунд и четко доносить идею, что вы готовы предложить потенциальному сотруднику.
Как говорит HR?
HR-сфера не стоит на месте и постоянно развивается, как и язык, на котором говорят HRы и рекрутеры. Даунсайзинг, оффер, трабл шутер и другие непонятные термины все глубже проникают в речь, и вот ты уже аппрувишь решения подчиненных и занимаешься сорсингом.
Наша редакция составила список самых популярных HR-терминов, которые вы наверняка слышали, но боялись спросить, что это 🙂
Бэкграунд — Background, опыт, биографические данные и все, что имеет отношение к образованию, профессиональному опыту и образу жизни человека
Грейдирование – управление должностной иерархией, распределение должностей по уровням (грейдам). Система уровней строится на основании оценки должностей, стратегии и корпоративной культуры организации
Даунсайзинг — процесс снижения численности работников для достижения оптимального количества служащих, необходимого для эффективного функционирования заново выстроенной организации
Джоб дискрипшн — job description, описание позиции или должностные обязанности.
Джоб оффер – job offer, письменное предложение работы, направляемое кандидату потенциальным работодателем
Дирпопер – директор по персоналу
Заапрувить – от глагола approve, утвердить, одобрить/получить одобрение какого-то действия. Заапрувить отпуск – получить подпись руководителя под заявлением на отпуск.
Захолдить – приостановить поиски кандидатов на должность
Онбординг – адаптация новых сотрудников
Оффбординг – процесс увольнения, exit-интервью и поддержка
Отревьюировать — составить отзыв о работе сотрудника
Перфоманс менеджмент — performance мanagement, модель управления по целям и компетенциям, включающая оценку достижения целей и оценку уровня профессионализма сотрудника
Плюшки – неденежные вознаграждения для сотрудника
Подогревать кандидата – напоминать о себе, сообщать о новых плюсах
Ремоут – удаленная работа
Соскочить – уволиться после непродолжительной работы в компании, чтобы перейти на более высокооплачиваемую позицию к другому работодателю
Scrum (скрам) – методология управления проектами, которая построена на принципах тайм-менеджмента и вовлеченности всех участников
Сорсинг – поиск кандидатов из разных, часто неожиданных сфер
Софт скилс – soft skills, гибкие навыки, обеспечивающие успешное выполнение широкого круга задач вне зависимости от полученного образования и специфики профессиональной деятельности, например, общение, эмоциональный интеллект, планирование.
SWOT-анализ (Strengths-Weaknesses-Opportunities-Threats) – анализ сильных и слабых сторон, возможностей и рисков со стороны внешней среды. SWOT-анализ используется как стратегический инструмент планирования и на уровне организаций, и для персональной подготовки, например, к переговорам.
Трабл шутэр – Trouble Shooter, «устранитель проблем». Эксперт по эффективному решению сложных бизнес-задач.
Упавшие отклики – резюме, которые пришли в ответ на вакансию
Фасилитатор – модератор, ведущий, который обеспечивает успешную работу в группе, обычно на совещаниях или тренингах. Задачи фасилитатора – следить за соблюдением регламента мероприятия, не давать участникам отклоняться от темы, ругаться, драться и отсиживаться
Холодный кандидат – тот, кто не ищет работу, или тот, кого рекрутер нашел сам
Хард скилс – Hard skills, профессиональные/«твердые» навыки, напрямую связанные с выполнением задач, требующих определенного образования (например, технического) и профессиональной подготовки
Как оформить должностную инструкцию
Чтобы сотрудники не бездельничали и в судах краснеть не пришлось
Начальник поручил моему коллеге составить самостоятельно должностную инструкцию и не проконтролировал, что тот написал.
Когда к работе коллеги появились замечания, выяснилось, что инструкция состояла из общих фраз и применить ее к конкретному человеку было нельзя. Поэтому сначала пришлось переделывать инструкцию, чтобы впоследствии было за что его наказывать.
Чтобы не попадать в подобные истории со своими подчиненными, я научился делать должностные инструкции самостоятельно и разобрался, что в них точно должно быть.
Что такое должностная инструкция
Это документ, в котором указаны обязанности определенного работника на конкретной должности: полномочия, за что отвечает, какие имеет права, требования к его квалификации, за какие конкретно действия его можно наказать или поощрить.
Должностная инструкция — локальный документ, то есть делается под цели и задачи организации и должности либо конкретного работника, если инструкция персонифицирована. Даже называться эти документы в различных организациях могут по-разному : должностная инструкция, должностные обязанности, должностной регламент или как-то еще. Единых требований как к названию, так и к содержанию не существует. Но я буду условно называть все документы, в которых прописаны права и обязанности работника перед работодателем, должностными инструкциями.
Для каких целей используется
Назначение должностной инструкции — определить, что именно работник обязан делать на рабочем месте и как ему взаимодействовать с начальством и коллегами.
При этом в трудовом кодексе самого термина «должностная инструкция» нет. Там просто сказано, что работодатель вправе принимать локальные нормативные акты, в которых будут указаны нормы трудового права.
В большинстве случаев это именно право работодателя, а не его обязанность. Руководитель предприятия может управлять подчиненными в «ручном режиме» и без инструкций. Для небольших предприятий такой вариант иногда даже предпочтительнее — меньше бюрократии, меньше бумаг нужно регистрировать и хранить.
Но чем больше работников, тем сложнее ими управлять и контролировать их работу. Поэтому и делают инструкции. Так и работникам понятно, что с них будут спрашивать, и работодателю проще их к дисциплинарной ответственности привлечь.
Должностная инструкция для работника — это один из способов защиты своих прав.
Например, начальник говорит: «Иванов отказался территорию подметать, надо уволить его». Но Иванов в такой ситуации может сказать: «Вот моя должностная инструкция. Что в ней написано, то я и делаю. За что меня наказывать?» В такой ситуации велика вероятность, что в суд идти не придется да и дисциплинарного взыскания, возможно, удастся избежать.
Но точно так же эта должностная инструкция защищает интересы работодателя. Например, если Иванов плохо покрасит забор, а по инструкции это его прямая обязанность, его можно смело наказывать.
Если должностной инструкции нет — работодателя никто не накажет. Но если составили — ее обязательно нужно исполнять с момента, как подписали. Она похожа на договор, где работодатель и работник — две стороны, которые ее подписали и договорились безусловно исполнять.
А еще наличие должностной инструкции дает следующие преимущества:
В каких случаях должностная инструкция обязательна
Для этих работников должностные инструкции и регламенты входят в перечень обязательных документов. Как их нужно составлять и что в них должно быть, указано в специальных ведомственных приказах.
Если человек работает в обычной организации, должностные инструкции необязательны. То есть нельзя наказать руководителя такой организации за то, что их нет, или заставить их составлять.
Кто разрабатывает
Разрабатывают должностные инструкции кадровики, юристы, секретари, руководители и сам работник. О том, как это выглядит на практике, проще всего рассказать на примере.
Допустим, условный автосервис «Винтик и Шпунтик» принимает на работу слесаря Василия Петровича. И для него нужно составить должностную инструкцию. Директор думает, кому бы поручить это задание.
Кадровики прекрасно разбираются в трудовом кодексе, но в работе слесаря ничего не понимают. Они находят первую попавшуюся должностную инструкцию в архиве и предлагают Василию Петровичу расписаться, что он с ней ознакомился.
Василий читает и понимает — там описаны процессы, которых давно никто не делает, и оборудование, которое давно не используется. Он может подписать такую инструкцию, но наказать за ее неисполнение будет сложно. Василию Петровичу это тоже не дает никаких преимуществ — ему можно предъявить претензии за невыполнение тех пунктов, которые он не может выполнить физически. Это плохо. Время на составление и силы потратили, а толку от нее будет немного.
Юристы при составлении должностной инструкции часто переписывают в нее нормы трудового законодательства и пункты из документов, которые регламентируют работу фирмы. Такая инструкция выглядит очень убедительно. Но вот про работу слесаря там либо ничего нет, либо сказано очень мало, потому что юрист тоже не специалист в этой области.
Руководитель автосервиса. Если он сам раньше работал слесарем, то у него получится замечательная должностная инструкция, в которой не будет ничего лишнего. Но часто бывает так, что руководитель только организует работу и про работу слесаря ничего не знает.
Самый лучший вариант — не поручать составлять инструкцию только одному человеку. Главное действующее лицо в процессе написания такой инструкции — это сам Василий Петрович. Он с руководителем согласовывает, чем именно будет заниматься слесарь, кадры проверяют текст на соответствие трудовому законодательству, юрист — на соответствие остальным законам.
Форма представления и как оформить в соответствии с гостом
Основные требования к оформлению. Единой формы должностной инструкции ни законами, ни другими нормативными актами не предусмотрено. В общероссийском классификаторе управленческой документации есть упоминание о должностной инструкции, но обязательная форма ее составления отсутствует.
Поэтому можно оформить инструкцию так, как это принято в конкретной организации. Неважно, есть ли у нее фирменный бланк, гербовая печать и сколько специалистов ее согласовали. Важно, что будет в самой инструкции.
Порядок и правила. Подписывая должностную инструкцию, работник принимает на себя определенные обязанности и дает согласие выполнять их добросовестно. А работодатель со своей стороны перечисляет условия, которые он создаст для работы.
Из этого следуют и требования к оформлению. В инструкции должны быть две подписи. Одна из них — работодателя. От него, как правило, исходит инициатива создания инструкции, поэтому его визирование может выглядеть как ее утверждение. Например вот так:
От имени работодателя, как правило, расписывается лицо, у которого есть полномочия принимать человека на работу. А еще руководитель может передать право утверждения должностных инструкций любому другому сотруднику. Главное, чтобы это право было передано в письменном виде, например приказом или распоряжением.
Работник, как правило, ставит свою подпись в конце документа. Но это тоже необязательно. Я, например, сталкивался с ситуацией, когда у работника была индивидуальная должностная инструкция и он расписался на каждой ее странице. Логика при этом была такая: работодатель не сможет изменить одну из страниц инструкции, вписать туда лишнего и наказать за неисполнение. Это обычная ситуация, когда нет доверия между работником и работодателем. Законом такой порядок не запрещен.
Форма и структура. Единой формы и структуры для должностной инструкции, утвержденной законом или приказом, не существует. Каждый может оформлять ее так, как удобно.
Оформление титульного листа. Этого тоже не предусмотрено ни одним нормативным документом. Как и в любом распорядительном документе, на первом листе инструкции обычно есть следующие реквизиты:
Как правило, на первом же листе под визой утверждения и заголовком сразу начинается текст должностной инструкции.
Особенности должностной инструкции. В должностной инструкции можно прописать только те обязанности, которые входят в трудовые функции сотрудника. Но даже если у человека договор подряда, его тоже в некоторых случаях можно признать трудовым, в том числе благодаря должностной инструкции.
Для работника это выгодно. Например, я вижу такие плюсы:
Вот что является характерными признаками трудовых отношений:
Если должностной инструкции нет совсем, отношения не перестают быть трудовыми. Но если трудовой договор отсутствует или вместо него есть гражданско-правовой договор, должностная инструкция может помочь, чтобы эти отношения признали трудовыми.
Классификация
Существуют два вида должностных инструкций:
Поясню на примерах, в каком случае какая инструкция нужна.
Допустим, в условной организации работают два секретаря — Света и Наташа. У Светы главная обязанность — готовить ответы на запросы в разные ведомства. Поэтому в ее должностной инструкции подробно прописано, в какой срок она должна подготовить ответ, как она должна его отправить — электронным или заказным письмом — и в какое время она может уйти с работы на почту для отправки писем.
Главная задача Наташи — работать с системой электронного документооборота. Это и прописано в ее должностной инструкции.
Должности у Светы и Наташи называются одинаково — секретарь. А работу они делают разную. Значит, чтобы всем было понятно, кто и чем занимается, им нужны индивидуальные должностные инструкции. Так можно. В каждой инструкции указывают фамилию работника и перечисляют, чем он будет заниматься.
А еще в этой организации работает бригада штукатуров. Они делают одинаковую работу — стены штукатурят. Индивидуальных требований к ним нет. В этом случае на каждого штукатура делать отдельную должностную инструкцию нет никакого смысла. Ее можно сделать типовой — просто указать наименование должности, перечислить в ней, чем люди будут заниматься. А все штукатуры распишутся. В таких случаях могут делать специальную ведомость ознакомления, которая будет приложением к должностной инструкции.
Какую инструкцию делать в каждом конкретном случае — решает работодатель. И руководствуется он только принципами целесообразности.
Содержание должностной инструкции
Исторически сложилось, что должностную инструкцию разбивают на разделы. Это требование нигде не предусмотрено, но так ее легче воспринимать. Обычно в ней встречаются следующие разделы.
Заголовок. Это название документа — должностная инструкция, должностной регламент, перечень рабочих обязанностей или любое другое. Еще там указывают наименование структурного подразделения и наименование должности — так, как они указаны в штатном расписании организации. Если должностная инструкция составлена для конкретного человека, обязательно указывают его фамилию, имя и отчество.
Общие положения. В этом разделе можно указать:
Задачи, функции и обязанности. В этом разделе приводится детализированный список должностных обязанностей работника. Чем подробнее и детальнее они перечислены, тем легче спросить с работника за их выполнение. Можно описать каждую операцию, из которых складывается работа, и установить сроки их выполнения.
Должен знать. Здесь перечисляются требования к знаниям работника. Можно указать, что он должен знать конкретный санпин, снип или гост, правила противопожарной безопасности или ведомственный приказ. Главное, чтобы эти знания прямо относились к выполняемой работе.
Права. Здесь имеются в виду права по конкретной должности: что он может потребовать от других и как он взаимодействует с другими работниками.
Ответственность. Чтобы правильно заполнить этот раздел, пишите ответы на вопрос, за что отвечает человек. Например: за качественную работу подразделения, за соблюдение графика и срока поставок, за написание статьи без ошибок.
Отвечать на вопрос, какую ответственность несет сотрудник, неправильно. Конечно, можно написать, что он несет дисциплинарную ответственность, но он несет ее и так — по трудовому кодексу. Дублировать это в должностной инструкции необязательно.
Взаимодействие. В этом разделе пишут, к кому работник может обратиться и по каким вопросам, кому он подчиняется, чьи распоряжения он обязан исполнить.
Порядок утверждения должностной инструкции и ее подписание
А еще в должностной инструкции должен расписаться работник. Так он подтверждает, что инструкцию прочитал, обязанности и права ему понятны.
Бывает ситуация, когда работник отказывается ее подписывать. Тогда составляют акт об отказе. Но даже в этом случае исполнять такую инструкцию работнику все равно придется. То, что подписи нет, не освобождает от ответственности за неисполнение. Подпись лишь подтверждает, что человек с инструкцией знаком.
Подпись работодателя при этом обязательна. Она подтверждает, что работодатель знает, что есть в этой инструкции.
Порядок внесения изменений
Можно ли изменить должностную инструкцию без согласия работника по инициативе работодателя. Чаще всего именно работодатель является инициатором внесения изменений в должностную инструкцию. Например, он решает, что работник мало работает, и добавляет ему несколько пунктов.
Если при этом меняются необходимые в силу закона условия трудового договора, работника нужно уведомить письменно о предстоящих изменениях не позднее, чем за два месяца. Обычно такая ситуация возникает при реорганизации, когда изменяются штатное расписание и наименования должностей. Или при изменении технологического процесса, например если предприятие выпускало двери, а теперь перепрофилируется на бумажные конверты.
Но чаще бывает другая ситуация — когда структура и производственный процесс не меняются, а работнику увеличивают или уменьшают объем работ. Например, дворник подметал один двор, а ему поручили еще и набережную подметать. Или этого дворника в той же организации перевели в другое подразделение, а суть его работы не изменилась. В этом случае уведомлять его за два месяца не нужно, можно просто дополнить его инструкции и ознакомить с ними работника.
Изменить должностную инструкцию можно следующими способами:
Распространенные ошибки
Гонка за объемом. Хорошая инструкция не должна быть большой — это не признак трудоспособности, а скорее наоборот. Пусть она будет на одном листе, но с предельно конкретными и четко сформулированными пунктами о том, что человек обязан.
Один из моих бывших руководителей, когда ему приносили на утверждение инструкцию, почти никогда ее не читал. Зато любил считать в ней листы и количество пунктов. Логика у него была такая: вот у Иванова инструкция на 15 листах — сразу видно, работяга! А у Петрова — на трех, значит, он лентяй и мало будет работать.
Подчиненные начали увеличивать объем — вписывали общие и незначащие ничего фразы. Например, «осуществлять мониторинг обстановки», «контролировать ситуацию в целом и в частности».
А в одной из организаций руководство перед проверкой дало прямое указание подчиненным: увеличьте объем инструкции, чтобы проверяющий не назвал нас бездельниками. Указание выполнили, объем увеличили, но проверяющий этого не понял и спросил: «Что за ерунда у вас в должностных инструкциях? Тут же одна вода!» Пришлось переделывать как было.
Переписывание законов. В предыдущем разделе мы писали, из каких частей должна состоять инструкция. Названия некоторых из них совпадают с названиями статей трудового кодекса. Но ни в коем случае нельзя переписывать в разделы о правах и обязанностях формулировки статьи 21 ТК РФ. Это ошибка.
Трудовой кодекс содержит общие права и обязанности работника. Даже если право на отдых вообще не упомянуть в должностной инструкции, это не значит, что человек обязан работать без выходных и отпусков. Трудовой кодекс приоритетнее: даже если права на отдых в инструкции нет, отпуск работнику предоставлять обязаны. Часто составители инструкций идут по пути наименьшего сопротивления, например пишут в должностной инструкции бухгалтера, что он не должен воровать деньги, что он имеет право на отдых в соответствии с трудовым кодексом и что за нарушения его можно привлечь к ответственности. Но ни один из этих пунктов на самом деле не регулируется должностной инструкцией.
Использование общих фраз и выражений. Обычно эту ошибку допускают, когда руководство дает указание увеличить объем. Человек, который пишет должностную инструкцию, не знает, что писать, и начинает вставлять в текст общие обороты и фразы.