Написание заглавной и строчной буквы Г, г
Презентация к уроку
Цели урока:
Оборудование: магнитофон, аудиокассета с музыкой П.И. Чайковского, иллюстрация грибного царства, таблицы.
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
2. Постановка темы урока.
С каким звуком познакомились на прошлом уроке и какую букву учились писать? (Мы познакомились со звуком [г] и учились писать букву Г, г)
Что мы узнали про звук [г]? (Звук [г] согласный, звонкий; может быть твёрдым и мягким, парным [г/к])
Сегодня мы продолжим тренироваться писать заглавную и строчную буквы Г, г, соединения и слова с этой буквой.
Только урок у нас не простой, мы будем путешествовать по сказке.
Название сказке мы дадим в конце урока.
3. Работа над новым материалом.
Вступление
Кто знает с каких слов сказывается сказка? (Жили-были…)
Кто знает, как его называют в народе? (Белый гриб)
Слова боровик и белый гриб близкие по значению, но разные по звучанию.
Как называют такие слова? (Синонимы)
Жили они дружно. Ходили друг к другу в гости. Но однажды…
Послушайте музыку и постарайтесь представить себе, что же произошло? (Грибы поссорились)
Почему вы так думаете? (Музыка тревожная, воинственная, сердитая, страшная, злая)
Однажды ядовитый мухомор, бледные поганки, ложные лисички и опята захватили царя Боровика в плен вместе с буквой Гг.
(Иллюстрация грибного царства; гриб-боровик; буква Гг)
Сыроежки и лисички, подберёзовики и подосиновики не захотели с этим мириться. Они решили восстановить справедливость и вернуть из плена царя Боровика и букву Гг.
Но чтобы освободить их, надо пройти несколько испытаний. Гриб-подберёзовик обратился к вам, ребята, с просьбой о помощи.
Ну что? Поможем ему? (Да!)
Нам предстоят трудные испытания. Чтобы добраться до темницы, где держат царя Боровика, надо пройти дремучий лес и топкое болото, перелезть через забор.
Итак, отправляемся в путь.
Письмо буквы Г
Первое испытание, которое предлагает нам злой мухомор – это вспомнить как пишутся заглавная и строчная буквы Гг.
Кто расскажет, как пишется буква Г? (Ставим ручку на 1/3 сверху в дополнительной строке, уходим вниз по прямой наклонной линии, кладем «клюшку», ручку снимаем. В средней 1/3 дополнительной строки выписываем «перевернутую клюшку» (все внимание переносим на верхнюю линеечку в дополнительной строке и тем самым сохраняем параллель [Илюхина В.А.])
(Ученик рассказывает – я пишу на доске)
Письмо буквы на доске.
Письмо буквы в воздухе.
Письмо буквы в тетради. Напишите столько раз, сколько на доске мухоморов. (3)
(На доске 3 мухомора)
Расскажите, как пишется строчная буква г? (Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, поднимаемся по крючковой линии до верхней линеечки, коснувшись, по прямой наклонной уходим вниз, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины [Илюхина В.А.])
(Ученик рассказывает – я пишу на доске)
Письмо буквы на доске.
Письмо буквы в воздухе.
Письмо буквы в тетради. Напишите на 2 буквы больше, чем заглавная буква Г.
(На доске 5 мухоморов)
Допишите строчку до конца, чередуя, заглавная буква, строчная буква.
Повторение написания букв П п, Т т, Р р
Сейчас я буду называть слова, а вы запишите только первую букву каждого слова на следующей строке по 1 разу: Павел, парта, Таня, торт, Рома, рука.
Какие буквы вы написали? (Заглавная П, Т, Р, строчная р, п, т)
Почему вы написали заглавные буквы П, Т, Р? (Имена людей пишутся с большой буквы)
Как вы думаете почему мы повторяем написание именно этих букв? (Есть похожие элементы с буквой Г, г)
(Буквы П п, Т т, Р р на доске)
Какие? (Удлинённая наклонная прямая с закруглением вправо, наклонная прямая с закруглением вверху и внизу)
Молодцы, ребята, выручили из беды букву Гг. Не дали пропасть ей в темном лесу. Но до освобождения Боровика еще долго.
А вот и II препятствие.
Письмо соединений
Внимательно посмотрите на соединения Ге, Га, ги, гр, го.
Назовите слоги-слияния. (Ге, Га, ги, го)
Почему не назвали соединение гр? (Нет гласной буквы. Сколько в слове гласных, столько и слогов)
Напишите эти соединения по образцу, соблюдая секреты: «гнёздышки», «шалашик», место соединения букв [Илюхина В.А.].
Подчеркните мягкие согласные буквы.
Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных, обведите в кружок.
Назовите слоги с мягкими согласными. (Ге, ги)
Какие гласные обозначают мягкость согласных? (е, и)
4. Закрепление пройденного.
Письмо слов
Почему слова Галя, Гена, Егор написаны с заглавной буквы? (Имена людей пишут с большой буквы)
Назовите соединения, которые мы уже повторяли? (Га, Ге, го, гр)
Напишите слова по образцу.
Разделите на слоги. Поставьте ударение.
Фонетический разбор имён собственных.
Как проверить безударный гласный?
Ну что же и II испытание мы прошли.
5. Физминутка.
Как в лесу, в борочке, выросли грибочки.
Ты дружочек, не ленись,
Нужен гриб – к нему тянись.
Белый гриб возьмем с собой, сыроежку тоже.
И маслёнок, и лисичку, в кузовок положим.
Назовите синоним к слову кузовок. (Корзина, лукошко)
Кузовок – короб из лыка или бересты.
Лыко – луб молодой липы, ивы и некоторых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы.
6. Повторение пройденного.
Работа над предложением
Ребята, подберёзовик прислал нам письмо. Он просит вас помочь ему поставить все слова в предложении на свои места. Это следующее испытание.
Сколько слов в предложении?
Какое 1-е слово? Как напишем?
Какое 2-е слово? Как напишем?
Назовите 3-е слово. Ошибкоопасное место.
Как проверить безударный гласный?
Напишите предложение, выполняя все секреты.
И с этим испытанием мы справились.
Молодцы. Пойдем дальше.
Беседа. Рассказ о ведьминых кольцах.
(Картинка, презентация)
Какую геометрическую фигуру напоминает?
Прочитайте слова: ряды, круги.
К какому слову подходит схема? Почему?
Запишите это слово по образцу, выполняя все секреты.
В каком числе употреблено это слово? (Во множественном)
Поставьте слово круги в единственное число (Круг)
Назовите ошибкоопасное место (Круги-круг)
Как проверить парный согласный?
7. Итоги урока. Рефлексия.
Вот мы и подошли к заветной дверце, где находится гриб-Боровик.
Мы помогли его освободить.
А на грибном сходе было решено: мухоморы, бледные поганки, ложные лисички и опята называть ядовитыми грибами, их нельзя употреблять в пищу.
А как называют сыроежку, лисичку, подосиновик, подберёзовик, боровик? (Съедобными грибами)
Как можно назвать сказку по которой мы путешествовали? (Спасение буквы Г и гриба-Боровика)
Написание какой буквы мы сегодня повторяли?
Что понравилось на уроке?
Возьмите конверт, в нем лежат смайлики 3 цветов, если урок вам понравился – прикрепите красный смайлик к доске, если не очень – зеленый, если совсем не понравился – голубой.
Вы все хорошо поработали. Гриб-Боровик прислал нам кузовок с грибами.
Урок письма «Письмо строчной и прописной букв г, Г»
Оборудование: иллюстрация леса; виды съедобных и ядовитых грибов; табличка с написанием образцов буквы; пропись №3 в электронном варианте; электронные физминутки.
1. Организационный момент.
Ну-ка, посмотри. Дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, пропись, карандаш?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Освоение строчной буквы.
Отгадайте загадку:
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь-
Чистоплотный серый: (гусь)
— Какой звук вы слышите в начале слова? (звук / г/)
— А что гусь держит в руках? (гитару)
— А в этом слове какой звук в начале слова? (звук /г’/)
— Два звука /г/ и /г’/. Что вы знаете об этих звуках?
(согласный, звонкий, твердый или мягкий)
3. Постановка цели урока.
— А какой буквой на письме обозначаются два звука /г/ и /г’/?
— Сегодня на уроке мы будем учиться писать строчную и прописную буквы гГ. (вывешивается табличка с буквами)
4. Анализ образца букв.
1) Посмотрите на печатные большую и маленькую буквы.
На что похожа буква? (показ рисунка)
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
Печатные похожи, но отличаются размером самих букв.
2) А теперь посмотрите на письменные буквы. Они совсем разные по написанию.
Давайте скажем из каких элементов состоит строчная буква г? (из короткой прямой линии с закруглением вверху и внизу)
3) Посмотрите, как я буду ее писать.
Начинаем писать чуть ниже первой линии помощницы, доводим до линии, закругляем, переходя в прямую линию, которую ведем до рабочей строки, закругляя линию влево.
4) Письмо в воздухе под счет.
Поставим ручку на доску и пишем, считая и-раз-и.
5) Обведите букву на строчке и на поле картинки по серому цвету. Обозначим выделенный звук под звуковой схемой в начале страницы.
6) Письмо букв в строчках.
На 1-й стр.- обведите по серому цвету, по штрихам и самостоятельно допишите до конца.
7) Ребята, рассмотрите соединение новой буквы с последующими:
8) Обведите по серому цвету соединения новой буквы со следующими. (самостоятельно)
— Прочитаем какие слоги получились?
Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Посмотрел он вправо, влево.
Повороты сделал смело.
Пощипал немного пух,
И с разбегу вводу плюх?
9) Письмо слов под диктовку: гусь, гусята. (на доске)
На 2-й строке записываются слова под диктовку.
6. Электронная физминутка для глаз.
7. Освоение прописной буквы.
Ребята, давайте выясним начало письма буквы на ваших строчках в прописи.
Обведите элементы букв. Теперь сами буквы по серому цвету, по штрихам и допишите до конца строки эту же букву.
3. Самостоятельное письмо буквы во второй строчке.
4. Рассмотрите соединение прописной буквы с последующими.
3-я стр.- соединение верхнее с дополнительной чертой, букву У.
Обведите следующие элементы соединений по серому цвету с выбором нужного соединения.
Давайте прочитаем, что же у нас получилось? (слоги).
8. Физминутка для пальцев.
9. Закрепление письма строчной и прописной букв.
— Ребята, мы с вами сказали, что Гена и Галя пошли в лес. Посмотрите в руках у них корзины.
— А как вы думаете, для чего дети пошли в лес? (собирать грибы). (вывешивается картинка леса)
(срезать под корень, чтобы не повредить грибницу).
2. Давайте запишем первое слово между картинками.
— Посмотрите, что это за слово? (дети читают)
— С какого звука начинается слово? ( /г/).
— Какой буквой обозначим? (буквой г).
— А как нужно правильно написать слово Галя? (с большой буквы)
— Впишите прописную букву Г и обведите слово по буквам.
3. Прочитайте 2 слово(грибы).
— С какого звука начинается слово? ( со звука /г/).
— Какой буквой обозначим? (буквой г).
— С какой буквы начнете писать слово? (со строчной буквы г).
4. Как думаете, какие ягоды дети нашли в лесу?
— Ребята эти ягоды называются калина.
— Посмотрите на картинку (показ на икт).
— Гроздья ягоды ярко-красного цвета. Их употребляют в пищу после первых заморозков. Калина- лекарственное растение. В ягоде много витаминов. Из ягод делают сироп, желе, кисель, мармелад.
— Прочитайте 3 слово между картинками. С какого звука начинается слово? (со звука /к/)
— С какой буквы начнете писать слово? (с буквы к).
5. Прочитайте предложение под картинкой.
— А в чем ягоды? (в лукошке). Ребята лукошко берут для сбора ягод и грибов, корзинка для грибов. Так объясняются эти слова в словаре Ожегова(показ).
— Какие буквы нужно написать в словах? (к и г).
-Подчеркнем в предложении «Опасные места». Сколько их?(7).
— Обведите предложение по серому цвету, вписывая недостающие буквы.
— С какой буквой дружит буква г? Почему вы так думаете? ( парные согласные).
а) Впишите на серую черту в рамке изученные буквы.
Какие звуки они обозначают?
Обведите по серому цвету известные буквы Кк. Какие звуки они могут обозначать?
б) Оценка каждым учеником своей работы.
в)Чему научились на уроке?
«Угадай загадку- напиши отгадку»
Царь грибов на толстой ножке
Самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело,
Потому что гриб он :(белый).
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. (гриб)
Под сосною на опушке
Преют рыжие макушки.
В мох душистый две косички
Прячут хитрые :(лисички)
Будто смазанные маслом,
Мы блестим на солнце красном.
Как лесные дошколята,
Под сосной растут :(маслята)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (мухомор)
Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. (опята)
Лета первая примета
Под березой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (подберезовик)
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой.
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (подосиновик)
После дождика подружки
Поселились на опушке.
Шляпы разноцветные-
Самые заметные. (сыроежки)
Урок русского языка по теме «Написание строчной буквы г»
Программа: «Школа России».
На уроке русского языка (письма) в первом классе у учащихся формируются универсальные учебные действия.
Личностные универсальные умения:
Регулятивные универсальные умения (управление собой):
Познавательные универсальные умения:
Коммуникативные универсальные умения:
Цели урока:
Оборудование для учителя: иллюстрация зимнего пейзажа, картинка с изображением гнома, сугроба; карточки для игр: «Буквы спрятались», «Слово рассыпалось», карточки с буквами т,р,п,г, со словами (намела, Пурга, сугробы), схемы для составления моделей слов, предложений; синие,зеленые,красные,белые магниты.
Оборудование для учеников: тетрадь в узкую линейку, шариковая ручка, простой карандаш, цветные карандаши, наборное полотно, касса букв, карточки с буквами т,р,п,г, со словами (намела, Пурга, сугробы), схемы для составления моделей слов, предложений.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок
Начинаем мы урок.
II. Постановка темы и цели урока.
– Ребята, мне очень хочется начать урок с загадок. В них встретятся слова с новыми звуками. С какими новыми звуками мы познакомились на уроке чтения? Будьте внимательны, постарайтесь услышать эти звуки в словах.
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома.
Ночью к нам пришла … (зима).
Птицы на деревья сели,
Посчитай-ка: раз, два, три…
На зимовку прилетели
С красной грудкой…(снегири)
– Кто услышал слова с новыми звуками? Назовите их.
– Какие это звуки? (Согласные) Докажите.
– Дайте полную характеристику этим звукам.
– Какой буквой на письме обозначаются эти звуки? (Обозначаются буквой г)
– Мы познакомились с новыми звуками и буквой на уроке чтения. Скажите, чему мы будем учиться на уроке письма? (Будем учиться писать строчную букву г).
III. Изучение нового материала.
– Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по зимнему сказочному лесу. А в лесу огромные сугробы белого пушистого снега! Нарисуем эти сугробы в тетрадях.
Для этого ответственного задания надо подготовить руки и пальчики.
Выполняем поочерёдное растирание пальцев, начиная с большого пальца, чтобы улучшить кровообращение.
Этот палец самый главный, самый толстый и большой.
Этот палец для того, чтоб показывать его.
Третий палец – самый длинный, он стоит посередине.
Этот палец безымянный. Он избалованный самый.
А мизинец хоть и мал, он и ловок и удал
1. Работа над формой строчной буквы г.
– Произнесем хором слово «сугробы».
– Встретился ли новый звук в этом слове? Назовите его. Какой он?
– В какой части слова? (в середине)
– Покажите на модели слова место, где находится звук.
– Зима раскидала буквы в сугробе. Давайте найдем новую букву. На что похожа буква г?
– Почему рядом брошены и другие буквы? (Они все согласные и есть элемент буквы г)
– Попробуем смоделировать букву г путем сгибания.
– Как из букв т, п, р получить г?
(У каждого ребенка карточки с этими буквами)
– Сгибаем так, чтобы убрать первый элемент буквы.
– Но что случилось? Слышен скрип снега…Кто-то идет. Это оказывается гномик. Он спешит в гости к своим друзьям и несет подарок. Проходя мимо сугроба, гном за что-то зацепился. Оказывается, его схватила буква г и не отпускает. Она сказала ему: «Я отпущу тебя, если ребята научатся красиво и правильно меня писать!»
– Ребята, поможем гному?
– Тогда посмотрите, как пишется буква г. Проследите глазами за написанием буквы г. (Объяснение написания буквы; имитация написания буквы в воздухе)
– Буква решила проверить, как вы ее запомнили и какие у вас зоркие глазки. Давайте проследим глазами за ее движением. Буква направилась влево, затем вправо, вверх, вниз. (Повторить 5-6 не спеша)
– Напишите букву 3 раза. Нарисуйте снежинку над буквой, которая, по вашему мнению, получилась лучше всех остальных.
– Допишите строку до конца.
2. Написание слияний.
– Ребята, я слышу смех. Это веселятся гласные буквы. Они бросают согласным буквам синие и зеленые комочки снега.
– Кто скажет, какие гласные бросают синие снежки? (а,о,у,ы)
– Почему? (Они обозначают твердость предшествующих согласных звуков)
– А зеленые снежки? (е, я, и)
– Почему? (Они обозначают мягкость предшествующих согласных звуков)
– Но они еще и образуют слияния.
– Как обозначаем слияние на модели слова?
– Читаем первое слияние.
– Какое соединение? (и т.д.) Дополните устно до слова.
3. Слого звуковой анализ слова.
– А теперь, ребята, давайте найдем звуковую модель слова гномик.
– Под каким номером эта модель? (2)
– Скажем хором слово гномик.
1. | 2. | 3. |
– Сколько слогов в слове? Почему? (В этом слове 2слога. Сколько в слове гласных, столько и слогов)
– Назовем первый слог. (гно-)
– Какой гласный звук образовал первый слог? [о]
– Назовите второй слог. (-мик)
– Какой гласный звук образовал второй слог? [и]
– Позовем гномика и определим ударный слог.
– Какой слог ударный? (Первый)
– Сколько звуков в первом слоге? (3)
– Какими буквами обозначаются? (г,н,о)
– Какой новый звук услышали? Охарактеризуйте его.
– Еще раз назовем второй слог.
– Сколько звуков во втором слоге?(3)
– Какими буквами обозначаются?(м,и,к)
– Назовите слог-слияние в первом слоге. (-но-)
– Назовите слог- слияние во втором слоге. (-ми-)
– Назовите звуки вне слиянии. [г] [ к]
– Еще раз назовем звуки в этом слове. [гном эик ]
(Один человек диктует и записывает слово на доске)
– Выделим цветными карандашами согласные звуки.
– Какие цвета используем? (Синий и зеленый)
– Почему? (Твердый согласный звук на письме обозначаем синим цветом, а мягкий согласный-зеленым цветом)
– Гномик порадовался за ваши успехи и продолжил свой путь.
4. Физминутка.
Мы шагаем по сугробам
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём.
5. Игра: «Слово рассыпалось»
– Ребята, а кому интересно узнать, что несет гномик в подарок?
– Тогда он предлагает собрать слово из букв.
– Правильно, гном несет в подарок книгу о зиме.
(Можно посоветовать прочитать какую-нибудь книгу)
– Составьте в тетрадях модель этого слова.
– Какими буквами записано это слово? (Печатными)
– Запишем его письменными буквами.
– Разделим на слоги. Сколько их? (2)
– Скажем с ударением.
– Какой слог ударный? (Первый)
– Назовите одни слияния. (-ни-,-га-)
– Назовите звуки вне слиянии. [к]
– Сколько в слове букв? (5)
– У всех их столько же?
– Есть ли в этом слове новая буква?
– В каком слоге? (Во втором)
6. Работа с предложением.
– Путь к домику друзей нелегкий. То и дело ноги проваливаются в снег. А почему? Сейчас выясним. Для этого надо составить предложение из этих слов.
– С какого слова начнется предложение? (Пурга).
– Каким словом близким по смыслу можно заменить слово пурга? (вьюга, метель).
– Почему? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы)
– А сколько всего слов в предложении? (3)
– Итак, какое же первое слово? Второе? Третье?
– Докажите, что это предложение.
– Что выражает? (Законченную мысль)
– Что ставим в конце предложения? (Точку)
– Найдите схему этого предложения. (У каждого ребенка карточки со схемами.) Покажите карточку, которая соответствует данному предложению.
– Запишем это предложение в тетрадях.
– Выделите только гласные буквы красным цветом.
– Как сделать это предложение более красивым? (Дети распространяют предложение)
IV. Итог.
– Благодаря вам, гномик добрался до своих друзей. Ему были очень рады и приготовили угощенье, в названии которых встречаются новые звуки.
– Кто догадается, чем угощали нашего гномика? (пирогами, грибами,…)
– Пока наши герои веселятся, давайте вспомним, какую букву учились писать?
– Какие звуки она обозначает?
– Какие задания еще выполняли?
– Что было сложным на уроке?
Рефлексия.
– Хлопните в ладоши все, кому было на уроке интересно.